11. Национальный антитеррористический комитет http://nac.gov.ru/ (дата обращения 12.01.2018).
12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с. http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/index1.html?mainwin=http%3A//www.n!r.ru/cat/edict/PDict/19_1.htm (дата обращения 09.01.2018)
13. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Селективная поддержка профессиональных образовательных услуг как составляющая обеспечения социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 260.
14. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 91.
15. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/ (дата обращения: 11.01.2018).
16. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2. - С. 133.
17. Lunev A.N., Pugachova N.B., Stukolova L.Z. Socially oriented regional economic space as an instrument in managing the development of service sector // Актуальш проблеми економки, 2014, Т. 155, № 5, с. 247.
18. Lunev A.N., Safin R.S., Korchagin E.A., Sharafutdinov D.K., Suchkova T.V., Kurzaeva L.V., Nikishina S.R., Kuznetsova N.A. The Mechanism of Industrial Educational Clusters Creation as Managerial Entities of Vocational Education // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 2, с. 166-171.
19. Pugacheva A.S., Filippova V.P., Kon A.Y., Dorzhieva L.B., Silchenok I.S., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Mustafina A.A. Market Regulators of Service Spheres Innovative Development as a Tool of Regional SocioEconomic Policy // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 294-300.
20. Pugacheva N.B., Kashina S.G., Kirillova T.V., Ovchinnikova I.G., Kudyashev N.K., Lunev A.N., Pavlova O.A., Valeyev A.S. The Mechanism of State-Public Management of Vocational Education in the Region // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 2, с. 6-11.
21. Terentyeva I.V., Akhmetzyanova G.N., Mukhomorova I.V., Perezhogina O.N., Pugacheva N.B., Gainullina R.R., Lunev A.N., Lezhnin V.V. Development Strategy of Service Sector in Conditions of Federal States Entities Autonomy Increasing // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 1-5.
22. Terentyeva I.V., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Korshunova O.V., Selivanova O.G. Management of the formation of general cultural competence of the university students // Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017, Vol. 7, Issue 6, Р. 11-20.
23. Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 1, с. 122-127.
Педагогика
УДК: 37.02
старший преподаватель Сафин Нияз Минерафкатович
Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)
ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью противодействия экстремистским проявлениям, как одной из главных проблем развития человеческой цивилизации. Цель статьи определить и научно обосновать принципы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России. На основе гипотетико-дедуктивного метода и экспертных опросов определена совокупность общих (гражданственность, гуманизация, интеграция, коллективизм, патриотизм, событийность) и специальных (беспристрастность, адаптивность) принципов. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании специальных принципов, обеспечивающих формирование интегративного качества личности, отражающего устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям в соответствии с законом и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (беспристрастность); предусматривающих оптимизацию уставного взаимодействия в образовательных организациях МВД России с целью вовлечения курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия, как императива эффективности правоохранительной деятельности (адаптивность).
Ключевые слова: профилактика экстремистских проявлений, уставное взаимодействие, принцип беспристрастности, личностная надежность, служебное соответствие, правоохранительная деятельность.
Annotation. The relevance of the article is conditioned by the need to counteract extremist manifestations as one of the main problems of the development of human civilization. The purpose of the article is to define and scientifically substantiate the principles of prevention of extremist manifestations among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Based on the hypothetico-deductive method and expert surveys, a set of general (civic-mindedness, humanization, integration, collectivism, patriotism, eventfulness) and special (impartiality, adaptability) principles is defined. The main results of the research consist in the scientific substantiation of special principles that ensure the formation of an integrative quality of the individual, reflecting a stable, conscious attitude towards fulfilling duties to protect life, health, human rights and freedoms and citizens, regardless of gender, race, nationality, language, origin, property and official status, place of residence, attitude to religion, beliefs, membership in public associations in accordance with the law (impartiality); providing for the
optimization of normative interaction in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to attract cadets to the development, organization and adjustment of programs to improve personal reliability (adaptability).
Keywords: prevention of extremist manifestations, statutory interaction, the principle of impartiality, personal reliability, law enforcement.
Введение. Необходимость профилактики экстремистских проявлений превратилась в начале XXI века в одну из главных проблем развития человеческой цивилизации [13]. Понятия «экстремистские проявления», «экстремистская деятельность», «экстремизм» сопряжены, но не идентичны. Экстремизм - негативный социальный феномен, сущность которого состоит в приверженности наиболее радикальным идеологиям, основанным на нетерпимости к принципам конституционного строя, охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, а также готовности к их пропаганде и реализации активными насильственными методами. Экстремистская деятельность - правовая категория для обозначения противоправных деяний экстремистской направленности, создающих реальную угрозу общественной безопасности и общественному порядку, обуславливающих социальную напряженность, а также посягающих на конституционные права и свободы граждан. Сущность экстремистских проявлений состоит в общественно опасных и противоправных деяниях, подрывающих идеи равноправия граждан, независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности, и оказывающих деструктивное влияние на развитие общества. Формы экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений таковы, что меры уголовно-правового принуждения недостаточны для устранения причин и условий, способствующих их распространению. Наиболее перспективными методами противодействия экстремизму следует признать предупреждение экстремисткой деятельности и профилактику экстремистских проявлений.
На основе гипотетико-дедуктивного метода и экспертных опросов выявлены объективные и субъективные причины экстремистских проявлений среди курсантов, включающие общую и специальную составляющие [18]. Общая составляющая объективных причин включает распространение радикальной идеологии; низкий уровень толерантности и социально-экономическую незащищенность молодежи [8; 21; 23]; недостаточное внимание государственной власти к нормативно правовому обеспечению профилактики экстремизма [19; 20]. Общая составляющая субъективных причин включает особенности возрастного развития личности в молодости; противоречия в ценностях современной молодежи; индивидуальные особенности личности, обуславливающие ее взаимодействие с окружающей средой, влияющие на развитие таких качеств, как внушаемость, максимализм, подражание, фанатизм [25]. Специальная составляющая объективных причин экстремистских проявлений среди курсантов включает отсутствие специально ориентированных программ антиэкстремистского воспитания. Специальная составляющая субъективных причин экстремистских проявлений среди курсантов сопряжена с профессионально-нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел, как негативным изменением правовых ориентиров и девальвацией нравственных ценностей под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющимся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующим их моральный облик.
Формулировка цели статьи: определить и научно обосновать принципы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России.
Изложение основного материала статьи. Выяснено, что процесс профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России опирается на совокупность общих и специальных принципов. Общие принципы включают: гражданственность [9]; гуманизацию [15]; интеграцию [10]; коллективизм [12]; патриотизм [16]; событийность [7]. Специальные принципы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России составляют:
- беспристрастность, обеспечивающую формирование интегративного качества личности, отражающего устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям в соответствии с законом и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;
- адаптивность, предусматривающую оптимизацию уставного взаимодействия в образовательных организациях МВД России с целью вовлечения курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия, как императива эффективности правоохранительной деятельности [2, с. 26-27].
Теоретико-методологические основы принципа беспристрастности составляют: 1) положения федеральных законов «О полиции» (статьи 5, 6, 7, 12 о соблюдении и уважении прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, обязанностях полиции) и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статьи 12, 13, 28, регламентирующие основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, требования к служебному поведению, выполнение Присяги) (Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); 2) концептуальные идеи о беспристрастности сотрудников государственных органов как гаранта обеспечения справедливости и качества правоохранительной деятельности [1, с. 13-39; 5, с. 176-179]; 3) полипарадигмальный подход к процессу образования, обеспечивающий диалектическую взаимосвязь целей, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения и воспитания как «единства
многообразия» [3, с. 3-10; 17, с. 432, 454, 468, 519].
Курсанты образовательных организаций МВД России - не только учащиеся, но и сотрудники полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», статья 25). Это обуславливает организацию педагогического процесса на основе федеральных нормативно-правовых актов как об образовании, так и деятельности полиции. Установлено, что результативность профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России возрастает при условии учета требований федерального государственного образовательного стандарта и нормативно-правовых актов,
регламентирующих деятельность полиции. В федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность» беспристрастность включена в характеристику общекультурных (ОК-4, 5, 6) и профессиональных (ПК-7, 8) компетенций (Приказ Минобрнауки РФ от 16.11.2016 N 1424). В действующем федеральном законе «О полиции» беспристрастность составляет один из основных принципов деятельности полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции», статья 7). Организация профилактики экстремистских проявлений с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, обеспечивает устойчивое повышение качества учебно-служебной деятельности курсантов.
Как гарант обеспечения справедливости и качества правоохранительной деятельности сотрудников государственных органов беспристрастность означает отсутствие предубеждения или предвзятости. Данная концептуальная идея опирается на статью 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950). Однако, беспристрастность сама по себе не является добродетелью, поскольку не гарантирует правильных решений и действий [14, с. 24]. Установлено, что эффективность профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России повышается при условии включения в содержание антиэкстремистского воспитания знаний о правовой природе беспристрастности, убеждений о праве каждого человека на личную безопасность, навыков обеспечения защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина [4, с. 284-288].
На практике беспристрастность проявляется в последовательности при принятии решений и совершении действий, что обеспечивает их потенциальную обратимость, и составляет одно из условий соблюдения «золотого правила нравственности» или категорический императив [22]. В работе «Критика практического разума» И. Кант, формулируя сущность категорического императива, писал, что «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [6]. Организация профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России на основе принципа беспристрастности обеспечивает целостность формирования устойчивой направленности на защиту жизни и здоровья каждого человека, и антиэкстремистской бдительности, как гаранта соблюдения конституционных прав и свобод каждого гражданина [24].
Полипарадигмальный подход к процессу образования отражает диалектическую категорию единичного, особенного и общего [11]. Цели, содержание, формы, методы, средства, результаты обучения и воспитания представляют диалектическую взаимосвязь количественного и качественного многообразия представленного в процессе образования [8]. Вместе с тем, цели, содержание, формы, методы, средства, результаты обучения и воспитания, как самостоятельный, дискретный, отграниченный от других в пространстве и во времени процесс/предмет, обладают специфической, неповторимой качественной и количественной определенностью, и характеризуются категорией единичного. Категория общего отражает «единство многообразия», сущность целей, содержания, форм, методов, средств, результатов обучения и воспитания. Категория особенного отражает взаимосвязь единичного и общего. Общее не существует до и вне единичного, как единичное не существует вне общего. Категория особенного позволяет классифицировать цели, содержание, формы, методы, средства, результаты обучения и воспитания по разным основаниям.
Многогранность экстремистских проявлений, о которой мы говорили в первом параграфе, не позволяет замыкаться в рамках одной педагогической парадигмы (личностно-деятельностной, персонализированной, аксиологической, интегративной и других), а предполагает полипарадигмальный подход к процессу их профилактики. Установлено, что результативность профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России возрастает при условии проектирования и реализации комплексной программы антиэкстремистского воспитания целеориентрованной на формирование способности противостоять распространению экстремизма и обеспечивающей целостность процесса образования. Диалектическая взаимосвязь целей, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения и воспитания обуславливает минимизацию экстремистских проявлений среди курсантов, развитие устойчивости к социально-культурным и индивидуальным различиям окружающих, формирование установки на антиэкстремистскую бдительность.
Теоретико-методологические основы принципа адаптивности составляют концептуальные идеи о воспитательной работе с личным составом в системе МВД России как составляющей кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности коллектива авторов под руководством В.Я. Кикотя [4, с. 3-8, 436]. В число основных направлений воспитательной работы с личным составом перечисленные авторы включают обеспечение: целенаправленного и успешного формирования качеств общей и профессиональной воспитанности сотрудников (патриотизма, преданности Присяге и долгу, уважения к закону, гражданам и их правам и свободам, устойчивости к профессиональной деформации и других); быстрого и эффективного освоения профессиональных умений и навыков молодыми сотрудниками на основе научной педагогизации учебного процесса первоначальной подготовки, повышения педагогического мастерства осуществляющих ее преподавателей, а также индивидуальной помощи сотрудникам в полноценной адаптации к службе; формирования профессиональной установки первокурсников, имеющих смутные представления о будущей профессии и не имеющих никакого опыта служебной деятельности, субординационных отношений.
Принцип адаптивности направлен на оптимизацию уставного взаимодействия в образовательных организациях МВД России, а также вовлечение курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия.
Необходимость оптимизации уставного взаимодействия обусловлена следующим: 1) жёсткой регламентацией распорядка дня, что требует от курсантов умений рационально планировать самостоятельную учебную деятельность; 2) совмещением учебной деятельности со службой в нарядах, дежурствами по охране общественного порядка на основе строгой отчетности за каждое занятие, в том числе и пропущенное, что требует от курсантов физической и эмоциональной выносливости, владения умениями саморегуляции и концентрации внимания и волевых усилий на главном; 3) включением курсантов в вариативные формы групповой учебной работы (сборы, учения), что требует умений работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами с учетом этнокультурных различий, предупреждения и конструктивного
разрешения конфликтных ситуаций; 4) организацией учебно-служебной деятельности на основе единоначалия (подчиненности), что требует от курсантов соблюдения субординации, владения умениями корректировки своего поведения.
Выяснено, что экстремистские проявления в поведении курсантов - один из признаков дезадаптации к уставному взаимодействию, наряду с систематическими конфликтами с сослуживцами и наставниками, частым обращением в медицинскую часть с соматическими заболеваниями, грубыми нарушениями служебной дисциплины, профессионально-нравственной деформацией. Установлено, что оптимизация уставного взаимодействия в образовательных организациях МВД России усиливается при условии соблюдения требований законности (обеспечения приоритета и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина во всех сферах общественных отношений) и служебной дисциплины (неукоснительного исполнения правил выполнения возложенных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий, установленных нормативно-правовыми актами, Присягой, приказами командиров). Как следствие оптимизация уставного взаимодействия способствует минимизации экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России.
Соблюдение требований законности и служебной дисциплины сопряжено с вовлечением курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия. Личностная надежность курсантов отражает установку на антиэкстремистскую бдительность, готовность к обеспечению безопасности человека и гражданина, сослуживцев и командиров, ответственность за выполнение порученной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи, устойчивую направленность на охрану законности и правопорядка в повседневных и чрезвычайных условиях. Служебное соответствие характеризует качество исполнения должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий в процессе правоохранительной деятельности, верность Присяге и гражданскому долгу, преданности Российской Федерации. Вовлечение курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия способствует осознанию личной ответственности за охрану конституционных прав и свобод граждан, общественной безопасности и общественного порядка; формированию ценностно-мотивационной ориентации на выполнение служебного долга в соответствии с законом, нормами морали и профессиональной этики.
Выводы. Общие (гражданственность, гуманизация, интеграция, коллективизм, патриотизм событийность, толерантность) и специальные (беспристрастность, адаптивность) принципы не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты процесса профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России. Совокупность общих и специальных принципов профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России определяет общие требования к выполнению служебного и гражданского долга по обеспечению законности и правопорядка.
Обобщая изложенное, отметим, что сущность профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России состоит в том, что это целеориентированный процесс предупреждения и пресечения экстремистских отклонений от норм служебного поведения сотрудника органов внутренних дел (см. рисунок 1).
Экстремистские проявления - общественно опасные и противоправные деяния, подрывающие идеи равноправия граждан, независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности, и оказывающие деструктивное влияние на развитие общества
Общие принципы профилактики экстремистских проявлений: гражданственность, гуманизация, интеграция, коллективизм, патриотизм, событийность, толерантность Общая составляющая объективных причин экстремистских проявлений: распространение радикальной идеологии; низкий уровень толерантности и социально-экономическая незащищенность молодежи; недостаточное внимание государственной власти к нормативно правовому обеспечению профилактики экстремизма Общая составляющая субъективных причин экстремистских проявлений: особенности возрастного развития личности в молодости; противоречия в ценностях современной молодежи; индивидуальные особенности
Специальные принципы профилактики экстремистских проявлений: беспристрастность, адаптивность Специальная составляющая объективных причин экстремистских проявлений: отсутствие специально ориентированных программ антиэкстремистского воспитания Специальная составляющая субъективных причин экстремистских проявлений: профессионально-нравственная деформация сотрудников органов внутренних дел
Профилактика экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России -целеориентированный процесс предупреждения и пресечения экстремистских отклонений от норм служебного поведения сотрудника органов внутренних дел.
Рисунок 1. Сущность экстремистских проявлений и процесса их профилактики среди курсантов образовательных организаций МВД России, причины экстремистских проявлений среди курсантов и
принципы профилактики
Из рисунка 1 видно, что процесс профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России направлен на обеспечение успешного выполнения обязанностей по охране правопорядка в точном соответствии с законом.
Достижение этой цели опосредует следующие задачи: разработку и реализацию комплексной программы антиэкстремистского воспитания; вовлечение курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия.
Содержание профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России составляют:
- во-первых, знания о сущности экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений, целостное представление о законности как общественном благе;
- во-вторых, убеждения в ценности демократии, общественной безопасности, чести и достоинстве каждого человека и гражданина, установки на антиэкстремистскую бдительность;
- в-третьих, умения и навыки толерантного поведения;
- в-четверых, качества, отражающие устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод каждого человека и гражданина в соответствии с законом и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также обеспечивающие личностную надежность и служебное соответствие.
Выявление сущности экстремистских проявлений, выяснение причин экстремистских проявлений среди курсантов и определение принципов их профилактики, позволило найти критерии и показатели эффективности профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России (см. таблицу 1).
Таблица 1
Критерии и показатели эффективности профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России
Критерии Показатели
знаниевый мотивационный деятельностный
гражданский целостное представление об экстремизме, экстремистской деятельности, экстремистских проявлениях; правах и свободах человека и гражданина, социально-культурных различиях; законности как общественном благе осознание ценности демократии, общественной безопасности, а также необходимости противодействия экстремизму, экстремистской деятельности, экстремистским проявлениям; устойчивая направленность на уважение чести и достоинства каждого человека и гражданина умения и навыки толерантного поведения, социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий
служебный знание нормативно-правовых актов в сфере противодействия экстремизму, экстремистской деятельности, экстремистским проявлениям, а также форм и методов их распространения устойчивая направленность на беспристрастность; установка на антиэкстремистскую бдительность; устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод каждого человека и гражданина в соответствии с законом и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации готовность к соблюдению и защите прав и свобод каждого человека и гражданина; владение методами организации и корректировки программ развития личностной надежности и служебного соответствия
Из таблицы 1 видно, что критерии эффективности профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России обуславливают интеграцию гражданского и служебного долга и отражают диалектику процесса воспитания. Показатели (знаниевый, мотивационный, деятельностный) отражают содержание процесса профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России и единство структуры воспитательного процесса.
Литература:
1. Абакумова М.Г. Обеспечение беспристрастности судей в гражданском судопроизводстве: диссертация ... кандидата юр. наук: 12.00.15. - Тверь: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2011. - 246 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.
3. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 3-11.
4. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации / Под общ. ред. д.п.н., д.ю.н., профессора В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. - 480 с.
5. Гасанова У.Н. Понятие и содержание беспристрастности, объективности и справедливости применительно к сфере уголовного судопроизводства // Общество и право. - 2016. - №1 (55). - С. 175-180.
6. Кант И. Критика практического разума. - СПб.: Наука, 1995. - 528 с.
7. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Информационнопсихологическая безопасность личности: философский аспект // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 1. - С. 11-16.
8. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2-2. - С. 316-319.
9. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Иформационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 21.
10. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 03. - С. 14060.
11. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 132.
12. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 337.
13. Национальный антитеррористический комитет http://nac.gov.ru/ (дата обращения 12.01.2018).
14. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с. http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/index1.html?mainwin=http%3A//www.nlr.ru/cat/edict/PDict/19_1.htm (дата обращения 09.01.2018)
15. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Селективная поддержка профессиональных образовательных услуг как составляющая обеспечения социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 260.
16. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 91.
17. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: Наука, 1997. - 532 с. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000444/index.shtml (дата обращения 09.01.2018)
18. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2. - С. 133.
19. Lunev A.N., Pugachova N.B., Stukolova L.Z. Socially oriented regional economic space as an instrument in managing the development of service sector // Актуальш проблеми економжи, 2014, Т. 155, № 5, с. 247.
20. Lunev A.N., Safin R.S., Korchagin E.A., Sharafutdinov D.K., Suchkova T.V., Kurzaeva L.V., Nikishina S.R., Kuznetsova N.A. The Mechanism of Industrial Educational Clusters Creation as Managerial Entities of Vocational Education // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 2, с. 166-171.
21. Pugacheva A.S., Filippova V.P., Kon A.Y., Dorzhieva L.B., Silchenok I.S., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Mustafina A.A. Market Regulators of Service Spheres Innovative Development as a Tool of Regional SocioEconomic Policy // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 294-300.
22. Pugacheva N.B., Kashina S.G., Kirillova T.V., Ovchinnikova I.G., Kudyashev N.K., Lunev A.N., Pavlova O.A., Valeyev A.S. The Mechanism of State-Public Management of Vocational Education in the Region // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 2, с. 6-11.
23. Terentyeva I.V., Akhmetzyanova G.N., Mukhomorova I.V., Perezhogina O.N., Pugacheva N.B., Gainullina R.R., Lunev A.N., Lezhnin V.V. Development Strategy of Service Sector in Conditions of Federal States Entities Autonomy Increasing // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 1-5.
24. Terentyeva I.V., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Korshunova O.V., Selivanova O.G. Management of the formation of general cultural competence of the university students // Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017, Vol. 7, Issue 6, Р. 11-20.
25. Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 1, с. 122-127.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель кафедры иностранных языков Таушунаева Фатима Мухамедовна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ
ИНОСТРАННОМУ
Аннотация. В последние годы в российских школах стало популярным изучение нескольких иностранных языков. Распространение многоязычного обучения вызвано экономическими, политическими и социальными изменениями в жизни нашего общества. Расширились международные контакты на всех уровнях; развиваются средства массовой коммуникации и открытого доступа к широкому информационному пространству; усиливается миграция рабочей силы. Молодые люди осознают, что знание нескольких иностранных языков повышает их возможности в достижении социального и профессионального успеха.
Ключевые слова: иностранный язык, речевые умения, говорение, письмо, слушание, чтение, вербальные средства.
Annotation. In recent years, the study of several foreign languages has become popular in Russian schools. The spread of multilingual education is caused by economic, political and social changes in the life of our society. International contacts have been expanded at all levels; Mass media and open access to a wide information space are developing; labor migration is increasing. Young people realize that the knowledge of several foreign languages raises their ability to achieve social and professional success.
Keywords: foreign language, speech skills, speaking, writing, listening, reading, verbal means.
Введение. Введение предмета «Второй иностранный язык» в школьную программу сопровождается рядом объективных трудностей в организации обучения. Недостаточно обеспечена нормативная и методическая поддержка этого процесса: не разработаны качественные программы обучения вторым языкам; по многим иностранным языкам нет учебников, предназначенных для их изучения как вторых иностранных;