Научная статья на тему 'Научно-педагогические основы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России'

Научно-педагогические основы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ / PREVENTION OF EXTREMIST MANIFESTATIONS / УСТАВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / STATUTORY INTERACTION / БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ / IMPARTIALITY / ЛИЧНОСТНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / PERSONAL RELIABILITY / СЛУЖЕБНОЕ СООТВЕТСТВИЕ / АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ANTI-EXTREMIST EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафин Нияз Минерафкатович, Пугачева Наталья Борисовна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью противодействия экстремистским проявлениям, как одной из главных проблем развития современной цивилизации. Цель статьи разработать научно-педагогические основы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России. На основе полипарадигмального подхода выяснена сущность экстремистских проявлений как общественно опасных и противоправных деяний; выявлены объективные и субъективные причины экстремистских проявлений среди курсантов, определены критерии эффективности их профилактики. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании принципов профилактики экстремистских проявлений среди курсантов (беспристрастности и адаптивности), обеспечивающих устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод каждого человека в соответствии с законом и Присягой, и предусматривающих оптимизацию уставного взаимодействия с целью вовлечения курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия. Значимость полученных результатов состоит в том, что позволяют разработать программу антиэкстремистского воспитания курсантов как целенаправленного процесса профилактики и коррекции деструктивного поведения, формирования устойчивой направленности на уважение чести и достоинства каждого человека и гражданина, готовности к соблюдению и защите их прав и свобод, установки на антиэкстремистскую бдительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сафин Нияз Минерафкатович, Пугачева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific pedagogical bases of the prevention of extremist manifestations among cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

The relevance of the article is conditioned by the need to counteract extremist manifestations as one of the main problems of the development of modern civilization. The purpose of the article is to develop a scientific and pedagogical basis for the prevention of extremist manifestations among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. On the basis of the polyparadigmatic approach, the essence of extremist manifestations as socially dangerous and unlawful acts is clarified; Objective and subjective causes of extremist manifestations among cadets have been revealed, criteria for the effectiveness of their prevention have been determined. The main results of the research consist of the scientific substantiation of the principles of the prevention of extremist manifestations among cadets (impartiality and adaptability), providing a stable, conscious attitude towards fulfilling the duty to protect life, health, rights and freedoms of every person in accordance with the law and the Oath, and providing for the optimization of the statutory interaction with the goal of involving cadets in the design, organization and adjustment of programs for the development of personal reliability and service conformity i. The significance of the results obtained is that it is possible to develop a program of anti-extremist education of cadets as a purposeful process of prevention and correction of destructive behavior, the formation of a sustainable focus on respect for the honor and dignity of every person, anti-extremist vigilance.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические основы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России»

тем, которые интересуют студентов, круглые столы и конференции, проводимые кафедрой физического воспитания.

Практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» ориентированы на укрепление здоровья студентов, развитие двигательных способностей и функциональных возможностей организма. Здесь на помощь приходят не только практические занятия, предусмотренные программой, но и участие в массовых оздоровительных мероприятиях, спортивных праздниках, проводимых кафедрой физического воспитания. А также внеурочные занятия в спортивных секциях, волонтерская помощь в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых вузом.

С первого курса, с первых дней пребывания студентов в вузе приоритетным является формирование у них осознанного понимания значимости своего здоровья, стремления к физическому совершенствованию и самовоспитанию. Физическое самовоспитание - это сложный и многосторонний процесс целенаправленной, самостоятельной, сознательной работы над собой, направленной на формирование физической культуры личности студента, сохранение и укрепление своего здоровья, потребности в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание в вузе дает возможность студентам самостоятельного выбора средств физической культуры в вариативной части программы, что повышает мотивацию обучения и способствует улучшению психофизической подготовленности учащихся.

Умение педагога донести до студента осознание того, что главным смыслом занятий физической культурой является самосовершенствование, самоутверждение, победа над собственными страхами и слабостями. Необходимо развить у студентов стремление к получению удовольствия от процесса занятиями физическими упражнениями, дать им почувствовать потребность общества в здоровых и успешных людях. Это создает один из сильнейших рычагов позитивной мотивации к занятиям.

Выводы. Сегодня, образовательное учреждение высшего образования обладает огромным влиянием на сознание и подсознание студента, на формирование его личностных качеств. Вузы имеют возможность правильно направлять, помогать, управлять действиями студента в отношении здорового образа жизни и здоровья в целом. Здоровый образ жизни человека формируется общественными проявлениями и самим индивидом.

От успешности формирования и закрепления в сознании принципов здорового образа жизни, зависит вся последующая деятельность человека.

Литература:

1. Ольховская Е.Б. Физическое воспитание студентов в контексте оптимизации профессиональной подготовки бакалавров / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 51-55.

2. Сапегина Т.А. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов в высших учебных заведениях // Педагогические инновации физической культуры в профильном и профессиональном образовании / сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 154-158.

3. Сапегина Т.А. Моделирование образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе./ Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. - С. 249-255.

Педагогика

УДК: 37.02

аспирант Сафин Нияз Минерафкатович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью противодействия экстремистским проявлениям, как одной из главных проблем развития современной цивилизации. Цель статьи разработать научно-педагогические основы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России. На основе полипарадигмального подхода выяснена сущность экстремистских проявлений как общественно опасных и противоправных деяний; выявлены объективные и субъективные причины экстремистских проявлений среди курсантов, определены критерии эффективности их профилактики. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании принципов профилактики экстремистских проявлений среди курсантов (беспристрастности и адаптивности), обеспечивающих устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод каждого человека в соответствии с законом и Присягой, и предусматривающих оптимизацию уставного взаимодействия с целью вовлечения курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия. Значимость полученных результатов состоит в том, что позволяют разработать программу антиэкстремистского воспитания курсантов как целенаправленного процесса профилактики и коррекции деструктивного поведения, формирования устойчивой направленности на уважение чести и достоинства каждого человека и гражданина, готовности к соблюдению и защите их прав и свобод, установки на антиэкстремистскую бдительность.

Ключевые слова: профилактика экстремистских проявлений, уставное взаимодействие, беспристрастность, личностная надежность, служебное соответствие, антиэкстремистское воспитание.

Annotation. The relevance of the article is conditioned by the need to counteract extremist manifestations as one of the main problems of the development of modern civilization. The purpose of the article is to develop a scientific and pedagogical basis for the prevention of extremist manifestations among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. On the basis of the polyparadigmatic approach, the essence of extremist manifestations as socially dangerous and unlawful acts is clarified; Objective and subjective causes of extremist manifestations among cadets have been revealed, criteria for the effectiveness of their prevention have been

determined. The main results of the research consist of the scientific substantiation of the principles of the prevention of extremist manifestations among cadets (impartiality and adaptability), providing a stable, conscious attitude towards fulfilling the duty to protect life, health, rights and freedoms of every person in accordance with the law and the Oath, and providing for the optimization of the statutory interaction with the goal of involving cadets in the design, organization and adjustment of programs for the development of personal reliability and service conformity i. The significance of the results obtained is that it is possible to develop a program of anti-extremist education of cadets as a purposeful process of prevention and correction of destructive behavior, the formation of a sustainable focus on respect for the honor and dignity of every person, anti-extremist vigilance.

Keywords: prevention of extremist manifestations, statutory interaction, impartiality, personal reliability, antiextremist education.

Введение. Экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистские проявления представляют собой угрозу устойчивому развитию государства и международной безопасности, оказывают деструктивное влияние на все мировое сообщество. Это обуславливает введение правовых мер в рамках международного и национального законодательства, а также теоретическое осмысление сущности экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений [11]. Факты экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России (посещение сайтов, пропагандирующих экстремистскую идеологию; оскорбление, нанесенное гражданину по поводу его этнической или конфессиональной принадлежности, или продемонстрированное к этим качествам неуважение; грубость, применение в отношении задержанных силовых методов по мотивам национальной, религиозной ненависти или вражды) актуализируют цель настоящего исследования. Основным приемом информационно-психологического воздействия на курсантов образовательных организаций МВД России со стороны экстремистских группировок являются попытки апеллировать к религиозным, национальным, патриотическим чувствам [5; 7].

Формы экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений таковы, что меры уголовно-правового принуждения недостаточны для устранения причин и условий, способствующих их распространению. Наиболее перспективными методами противодействия экстремизму следует признать предупреждение экстремисткой деятельности и профилактику экстремистских проявлений [15]. Многогранность экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений не позволяет замыкаться в рамках одной педагогической парадигмы (личностно-деятельностной, персонализированной, аксиологической, интегративной и других), а предполагает полипарадигмальный подход к процессу их профилактики [1; 9]. Формулировка цели статьи: разработать научно-педагогические основы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России.

Изложение основного материала статьи. Выяснено, что понятие «экстремистские проявления» сопряжено, но не идентично понятиям «экстремизм» и «экстремистская деятельность». Экстремизм -негативный социальный феномен, сущность которого состоит в приверженности наиболее радикальным идеологиям, основанным на нетерпимости к принципам конституционного строя, охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, а также готовности к их пропаганде и реализации активными насильственными методами. Экстремистская деятельность - правовая категория для обозначения противоправных деяний экстремистской направленности, создающих реальную угрозу общественной безопасности и общественному порядку, обуславливающих социальную напряженность, а также посягающих на конституционные права и свободы граждан. Сущность экстремистских проявлений состоит в общественно опасных и противоправных деяниях, подрывающих идеи равноправия граждан, независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности, и оказывающих деструктивное влияние на развитие общества [15].

На основе гипотетико-дедуктивного метода и экспертных опросов выявлены и обоснованы объективные и субъективные причины экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России, включающие общую и специальную составляющие [16]. Общая составляющая объективных причин включает: распространение радикальной идеологии [20]; низкий уровень толерантности и социально-экономическую незащищенность молодежи [10; 13; 19]; недостаточное внимание государственной власти к нормативно правовому обеспечению профилактики экстремизма [6; 14]; оценку качества и доступности государственных услуг в социально-культурной сфере без учета потребностей молодежи [21; 23]; организацию управления профессиональным образованием без учета современных социально-экономических тенденций [18; 20; 21].

Общая составляющая субъективных причин включает особенности возрастного развития личности в молодости (поиск идентичности, творческая активность, мотивация достижения) сопряженные с эгоцентрической доминантой, доминантами дали, романтики, усилия [3]; противоречия в ценностях современной молодежи (между здоровым образом жизни и наркоманией, активной гражданской позицией и социальной инфантильностью, интернационализмом и шовинизмом, юридической грамотностью и правовым нигилизмом, гражданским согласием и культом насилия) [17; 22]; индивидуальные особенности (психосоматические, социальные, рефлексивно-ситуационные) личности, обуславливающие ее взаимодействие с окружающей средой, влияющие на развитие таких качеств, как внушаемость, максимализм, подражание, фанатизм [5; 7].

Специальная составляющая объективных причин экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России включает отсутствие специально ориентированных программ антиэкстремистского воспитания [2; 8]. Сущность антиэкстремистского воспитания курсантов отражает целенаправленный процесс профилактики и коррекции деструктивного поведения, а также формирования устойчивой направленности на уважение чести и достоинства каждого человека и гражданина (независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям), готовности к соблюдению и защите их прав и свобод, установки на антиэкстремистскую бдительность.

В содержании антиэкстремистского воспитания выделено несколько компонентов: 1) знаниевый, предусматривающий формирование целостного представления об экстремизме, экстремистской деятельности, экстремистских проявлениях; правах и свободах человека и гражданина, социально-культурных различиях; законности как общественном благе; а также знание нормативно-правовых актов в

сфере противодействия экстремизму, экстремистской деятельности, экстремистским проявлениям и форм и методов их распространения; 2) мотивационный, включающий осознание ценности демократии, общественной безопасности, чести и достоинстве каждого человека и гражданина, а также необходимости противодействия экстремизму, экстремистской деятельности, экстремистским проявлениям; 3) деятельностный, объединяющий умения и навыки толерантного поведения, социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; готовность к соблюдению и защите прав и свобод каждого человека и гражданина.

Специальная составляющая субъективных причин экстремистских проявлений среди курсантов сопряжена с профессионально-нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел, как негативным изменением правовых ориентиров и девальвацией нравственных ценностей под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющимся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующим их моральный облик [2].

Выяснены признаки профессионально-нравственной деформации: 1) субъектный, проявляющийся в стойкой завышенной самооценке, сопровождающейся пренебрежительным отношением к представителям других профессий; болезненной реакции на критику или контроль, проверке своей деятельности; преувеличении собственного опыта, включающего презумпцию своей непогрешимости; излишней самоуверенности; 2) служебный, охватывающий злоупотребление властью (грубость к гражданам, унижение их достоинства, неоправданное применение силовых методов, спецсредств и оружия, цинизм); предвзятое отношение к объекту служебной деятельности; обвинительный уклон (установка) или презумпция первичной вины объекта; абсолютизацию карательно-принудительных мер и убеждение в их универсальной эффективности; неприменение властных полномочий в обязывающих случаях; неразборчивость в средствах; использование запрещенных способов деятельности; 3) компетентностный, объединяющий формально-бюрократические методы руководства (бездушие, высокомерие, властность, замкнутость, волокита, халатность); терпимость к нарушениям служебной дисциплины и фактам невыполнения служебного долга; субъективное толкование законопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности; разглашение служебной тайны; формализм и упрощенчество при оформлении документации; фальсификацию доказательств, документов; нарушения процессуального кодекса, Правил дорожного движения, не вызванных служебной необходимостью; факты коррупции; 4) бытовой, включающий сращивание с преступным миром, перенос элементов криминальной субкультуры на службу и быт; личное установление недозволенных связей или их поощрение; перенесение деталей служебного общения и профессиональных приемов деятельности на внеслужебные сферы (властно-командный тон, жаргон, речевые штампы, ненормативная лексика, неуместное обращение к профессиональному юмору); 5) этический, характеризующийся нравственной распущенностью, выражающейся в пьянстве, употреблении наркотиков бытовом разложении, аморальных поступках, следовании двойным моральным стандартам; утратой чувствительности к горю, равнодушием к человеческой беде.

Выяснено, что профессионально-нравственной деформации подвержены не только опытные сотрудники органов внутренних дел, но и курсанты, только начинающие службу в полиции. Для курсантов начало службы сопряжено с большими физическими и эмоционально-психологическими перегрузками и т.п. В совокупности с индивидуальными и возрастными особенностями, противоречиями в ценностях, служба в полиции уже на начальном этапе может привести к профессионально-нравственной деформации.

Сущность профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России состоит в том, что это целеориентированный процесс предупреждения и пресечения экстремистских отклонений от норм служебного поведения сотрудника органов внутренних дел. Процесс профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России направлен на обеспечение успешного выполнения обязанностей по охране правопорядка в точном соответствии с законом. Достижение этой цели опосредует следующие задачи: разработку и реализацию комплексной программы антиэкстремистского воспитания; вовлечение курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия.

Определены и научно обоснованы принципы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России. Выяснено, что процесс профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России опирается на совокупность общих и специальных принципов. Общие принципы включают гражданственность [2], гуманизацию [22], интеграцию [8], коллективизм [6], патриотизм [7], событийность [10], толерантность [5]. Специальные принципы составляют: 1) беспристрастность, обеспечивающую формирование интегративного качества личности, отражающего устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям в соответствии с законом и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [4; 12]; 2) адаптивность, предусматривающую оптимизацию уставного взаимодействия в образовательных организациях МВД России с целью вовлечения курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия, как императива эффективности правоохранительной деятельности [2; 7].

Выяснены критерии (гражданский, служебный) и показатели (знаниевый, мотивационный, деятельностный) эффективности профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России.

Выводы. Экстремистские проявления, наряду с экстремизмом и экстремистской деятельностью, представляют собой угрозу устойчивому развитию государства и международной безопасности, оказывают деструктивное влияние на все мировое сообщество. Наиболее распространенные формы экстремистских проявлений составляют: 1) создание экстремистских организаций и попытки участия их лидеров или членов в выборах органов власти различных уровней; 2) проведение несанкционированных общественно-политических акций, направленных на распространение социальной, национальной и религиозной нетерпимости; 3) распространение печатной, аудио- и видеопродукции, разжигающей социальную, национальную и религиозную вражду; 4) совершение тяжких и особо тяжких преступлений с целью разжигания социальной, национальной и религиозной вражды, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. Установлено, что меры уголовно-правового принуждения недостаточны для устранения

причин и условий, способствующих распространению форм экстремистских проявлений. Наиболее перспективными методами противодействия экстремизму следует признать предупреждение экстремисткой деятельности и профилактику экстремистских проявлений [15].

Общая составляющая объективных причин экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России актуализирует принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам экстремистского характера; разработку и реализацию программ социально-экономической защищенности молодежи; необходимость совершенствования нормативно правового обеспечения профилактики экстремизма [5; 6; 18]. Общая составляющая субъективных причин актуализирует задачи воспитания толерантности в молодежной среде, ответственного отношения к закону и требованиям общественной морали [10; 22].

Специальная составляющая объективных причин обуславливает необходимость разработки программ антиэкстремистского воспитания. Установлено, что эффективность деятельности полиции по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств повышается при условии включения в содержание воспитательной работы с курсантами антиэкстремистской составляющей; оптимизация соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в процессе оперативно-служебной деятельности усиливается при условии профилактики и коррекции деструктивного поведения курсантов, а также формирования установки на антиэкстремистскую бдительность.

Специальная составляющая субъективных причин экстремистских проявлений среди курсантов сопряжена с профессионально-нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел, которая может привести к искаженному (деформированному) восприятию объекта профессиональной деятельности (неразборчивому отношению к людям). Это актуализирует профилактику и преодоление проявлений пренебрежительного отношения к представителям других этносов или конфессий, применения силовых методов в отношении задержанных по национальным или религиозным мотивам, правового нигилизма, не уважительного отношения к этноконфессиональным правам человека.

Содержание профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России составляют, во-первых, знания о сущности экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений, целостное представление о законности как общественном благе; во-вторых, убеждения в ценности демократии, общественной безопасности, чести и достоинстве каждого человека и гражданина, установки на антиэкстремистскую бдительность; в-третьих, умения и навыки толерантного поведения; в-четверых, качества, отражающие устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод каждого человека и гражданина в соответствии с законом и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также обеспечивающие личностную надежность и служебное соответствие.

Организация процесса профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России на основе специальных принципов беспристрастности и адаптивности повышает его эффективность: обуславливает учет и интеграцию требований федерального государственного образовательного стандарта и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции; обеспечивает включение в содержание антиэкстремистского воспитания знаний о правовой природе беспристрастности, убеждений о праве каждого человека на личную безопасность, навыков обеспечения защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина; способствует проектированию и реализации комплексной программы антиэкстремистского воспитания; совершенствует оптимизацию уставного взаимодействия в образовательных организациях МВД России; содействует вовлечению курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия.

Критерии (гражданский, служебный) и показатели (знаниевый, мотивационный, деятельностный) эффективности профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России отражают интеграцию гражданского и служебного долга, содержание процесса профилактики экстремистских проявлений, диалектику процесса воспитания и единство его структуры.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 3-11.

2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации / Под общ. ред. д.п.н., д.ю.н., профессора В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. - 480 с.

3. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений: в 6 т. / Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с. http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6й_4_1984^о,6;1«Л/ (дата обращения 12.01.2018).

4. Гасанова У.Н. Понятие и содержание беспристрастности, объективности и справедливости применительно к сфере уголовного судопроизводства // Общество и право. - 2016. - №1 (55). - С. 175-180.

5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Информационнопсихологическая безопасность личности: философский аспект // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 1. - С. 11-16.

6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2-2. - С. 316-319.

7. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Иформационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 21.

8. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 03. - С. 14060.

9. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 132.

10. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 337.

11. Национальный антитеррористический комитет http://nac.gov.ru/ (дата обращения 12.01.2018).

12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с. http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/index1.html?mainwin=http%3A//www.nlr.ru/cat/edict/PDict/19_1.htm (дата обращения 09.01.2018)

13. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Селективная поддержка профессиональных образовательных услуг как составляющая обеспечения социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 260.

14. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 91.

15. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/ (дата обращения: 11.01.2018).

16. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2. - С. 133.

17. Lunev A.N., Pugachova N.B., Stukolova L.Z. Socially oriented regional economic space as an instrument in managing the development of service sector // Актуальш проблеми економки, 2014, Т. 155, № 5, с. 247.

18. Lunev A.N., Safin R.S., Korchagin E.A., Sharafutdinov D.K., Suchkova T.V., Kurzaeva L.V., Nikishina S.R., Kuznetsova N.A. The Mechanism of Industrial Educational Clusters Creation as Managerial Entities of Vocational Education // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 2, с. 166-171.

19. Pugacheva A.S., Filippova V.P., Kon A.Y., Dorzhieva L.B., Silchenok I.S., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Mustafina A.A. Market Regulators of Service Spheres Innovative Development as a Tool of Regional SocioEconomic Policy // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 294-300.

20. Pugacheva N.B., Kashina S.G., Kirillova T.V., Ovchinnikova I.G., Kudyashev N.K., Lunev A.N., Pavlova O.A., Valeyev A.S. The Mechanism of State-Public Management of Vocational Education in the Region // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 2, с. 6-11.

21. Terentyeva I.V., Akhmetzyanova G.N., Mukhomorova I.V., Perezhogina O.N., Pugacheva N.B., Gainullina R.R., Lunev A.N., Lezhnin V.V. Development Strategy of Service Sector in Conditions of Federal States Entities Autonomy Increasing // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 1-5.

22. Terentyeva I.V., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Korshunova O.V., Selivanova O.G. Management of the formation of general cultural competence of the university students // Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017, Vol. 7, Issue 6, Р. 11-20.

23. Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 1, с. 122-127.

Педагогика

УДК: 37.02

старший преподаватель Сафин Нияз Минерафкатович

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью противодействия экстремистским проявлениям, как одной из главных проблем развития человеческой цивилизации. Цель статьи определить и научно обосновать принципы профилактики экстремистских проявлений среди курсантов образовательных организаций МВД России. На основе гипотетико-дедуктивного метода и экспертных опросов определена совокупность общих (гражданственность, гуманизация, интеграция, коллективизм, патриотизм, событийность) и специальных (беспристрастность, адаптивность) принципов. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании специальных принципов, обеспечивающих формирование интегративного качества личности, отражающего устойчивое, осознанное отношение к выполнению служебного долга по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям в соответствии с законом и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (беспристрастность); предусматривающих оптимизацию уставного взаимодействия в образовательных организациях МВД России с целью вовлечения курсантов в проектирование, организацию и корректировку программ развития личностной надежности и служебного соответствия, как императива эффективности правоохранительной деятельности (адаптивность).

Ключевые слова: профилактика экстремистских проявлений, уставное взаимодействие, принцип беспристрастности, личностная надежность, служебное соответствие, правоохранительная деятельность.

Annotation. The relevance of the article is conditioned by the need to counteract extremist manifestations as one of the main problems of the development of human civilization. The purpose of the article is to define and scientifically substantiate the principles of prevention of extremist manifestations among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Based on the hypothetico-deductive method and expert surveys, a set of general (civic-mindedness, humanization, integration, collectivism, patriotism, eventfulness) and special (impartiality, adaptability) principles is defined. The main results of the research consist in the scientific substantiation of special principles that ensure the formation of an integrative quality of the individual, reflecting a stable, conscious attitude towards fulfilling duties to protect life, health, human rights and freedoms and citizens, regardless of gender, race, nationality, language, origin, property and official status, place of residence, attitude to religion, beliefs, membership in public associations in accordance with the law (impartiality); providing for the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.