формирования первичных понятий о нравственно-правовых азах рынка, финансового воспитания и грамотного распоряжения денежными средствами.
Литература:
1. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93. - EDN: APOFFF
2. Галкина, Л.Н. Экономическое обучение детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Учебно-методическое пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 89 с.
3. Дорждеев, А.В. Лженаука и финансовая грамотность населения / А.В. Дорждеев, Н.В. Горшкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2015. - № 3 (29). - С. 176.
4. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А Блискавка., Д.Н. Демидов. - Москва: ЦИПСиР; КноРус, 2012. - С. 10.
5. Рыжановская, Л.Ю. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития / Л.Ю. Рыжановская // Финансовый журнал. - 2010. - № 4. - С. 153.
6. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 30.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/
7. Сенченков, Н.П. К вопросу о трактовке понятия «Финансовая грамотность» / Н.П. Сенченков, А.Н. Цыганкова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - №3 (102).
8. Сокова, А.Д. Сюжетно-ролевая игра как средство развития предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / А.Д. Сокова // Universum: психология и образование. - 2021. - № 10 (88). - С. 10-12
9. Старченко, Т.С. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / Т.С. Старченко, И.В. Кошелькова, С.И. Доронина // Актуальные исследования. - 2021. -№ 51 (78). -С. 113-116
10. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для детей старшего дошкольного возраста» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская // Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС. - 2019. - 32 с.
11. Huston, S.J. Measuring Financial Literacy / S.J. Huston // The Journal of Consumer Affairs. - 2010. - Vol. 44. - № 2. -P. 296-316
Педагогика
УДК 37.022
кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Целью статьи выступает изучение основных ориентиров в проектировании современных педагогических технологий в образовательном процессе, условий и факторов их детерминирующих. Автор рассматривает основные направления развития современных педагогических технологий в образовательном пространстве учебных организаций различных уровней образования. В статье осуществляется анализ основных явлений и тенденций, обусловленных современными социально-экономическими и информационными условиями страны, детерминирующими, в свою очередь, развития образовательного пространства в целом. В связи с этим, автор указывает на существующие педагогические исследования, демонстрирующие снижение учебной мотивации, у обучающихся средних школ и студентов вузов, и, как следствие, успеваемости обучающихся. Решение данной проблемы автор видит в необходимости внедрения инновационных образовательных технологий в процесс обучения, таких как личностно-ориентированные, гуманно-личностные и технологии сотрудничества. Автор обращается также к проблеме проектирования эффективных и современных образовательных программ в условиях цифровизации и распространения дистанционного образования. В связи с этим, в статье проанализирован опыт преподавания различных учебных дисциплин с использованием современных форм и методов обучения, в частности информационно-коммуникационных образовательных технологий, а также приведены примеры современных образовательных стратегий. Автором также затрагивается проблема развития открытого и онлайн-образования, реализуемого ведущими мировыми и российскими университетами. В заключении статьи автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего изучения способов проектирования образовательных технологий, а также их практической реализации в образовательном пространстве. Данные тенденции, по мнению автора, будут способствовать формированию комплекса общих и профессионально-личностных компетенций обучающихся в условиях цифровизации современного образования и распространения опыта дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии, образовательные технологии, принципы образования, проектирование образовательного процесса.
An^Mion. The purpose of the article is to study the main guidelines in the design of modern pedagogical technologies in the educational process, the conditions and factors that determine them. The author considers the main directions of development of modern pedagogical technologies in the educational space of educational institutions of various levels of education. The article analyzes the main phenomena and trends caused by the current socio-economic and informational conditions of the country, which, in turn, determine the development of the educational space as a whole. In this regard, the author points to existing pedagogical studies demonstrating a decrease in educational motivation among secondary school and university students, and, as a result, student achievement. The author sees the solution to this problem in the need to introduce innovative educational technologies in the learning process, such as student-oriented, humane-personal and cooperation technologies. The author also addresses the problem of designing effective and modern educational programs in the context of digitalization and the spread of distance education. In this regard, the article analyzes the experience of teaching various academic disciplines using modern forms and methods of teaching, in particular information and communication educational technologies, as well as examples of modern educational strategies. The author also touches upon the problem of the development of open and online education, implemented by leading world and Russian universities. At the end of the article, the author comes to the conclusion that it is necessary to further study the ways of designing
educational technologies, as well as their practical implementation in the educational space. These trends, according to the author, will contribute to the formation of a set of general and professional and personal competencies of students in the context of the digitalization of modern education and the dissemination of distance learning experience.
Key words: distance education, information and communication technologies, educational technologies, principles of education, design of the educational process.
Введение. Одним из ведущих направлений в развитии современного социокультурного развития в нашем быстро меняющемся мире все большую значимость приобретает возможность реализации дополнительного профессионального образования, обусловленная необходимостью получать новые знания и умения, а также повышать собственные профессиональные навыки в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями человека, оставаясь профессионально востребованным в течение всей жизни. В связи с этим, ряд исследователей, таких как М.И. Алдошина [1], А.В. Багачук [3], Т.В. Корчагина [5], В.И. Кудашов [6], обращают внимание на необходимость изучения основных явлений и тенденций развития образования, обусловленных современными социально-экономическими и информационными условиями страны, и, как следствие, проектирования и внедрения развития инновационных образовательных технологий в образовательное пространство школы и вуза. Это подтверждают и исследования М.И. Яскевич, демонстрирующие также необходимость внедрения современных образовательных технологий, в том числе и информационных, отвечающих социокультурным требованиям общества на возможность получать доступное очное и дистанционное качественное образование как ответ на актуальный социальный запрос страны на непрерывность в профессиональном развитии [8, С. 80].
Также стоит отметить, что отсутствие внедрения современных инновационных образовательных технологий в сегодняшних реалиях социокультурного развития образовательного пространства в целом, в соответствии с исследованиями З.Р. Амет-Уста, детерминирует снижение учебной мотивации у обучающихся средних школ и студентов вузов, и, как следствие, успеваемости обучающихся [2, С. 93].
Целью данной статьи, таким образом, выступает изучение основных ориентиров в проектировании современных педагогических технологий в образовательном процессе, условий и факторов их детерминирующих, а также дидактических форм и методов, обуславливающих сопровождение эффективного учебного процесса на современном этапе развития образования.
Изложение основного материала статьи. Исследования Н.Б. Ползиковой обращают внимание на концептуальные основы понятия образовательной технологии и позволяют нам сформулировать данный феномен как взаимообусловленную иерархическую последовательность системы методов и приемов обучения, направленных на создание определенного педагогического результата, включающего в себя решение как образовательных, так и воспитательных задач обучения и развития личности воспитанника [7, С. 233].
В связи с этим, З.Р. Амет - Уста в своих исследованиях, обращает внимание на общие ориентиры в проектировании современных технологий образования, такие как личностно-ориентированные технологии, гуманно-личностные, а также технологии сотрудничества, предполагающие создание комфортных условий обучения, достижение цели разностороннего и творческого развития и саморазвития обучающегося, базирующиеся, в свою очередь, на уважении и содействии в индивидуально-личностном развитии воспитанника, а также реализацию субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся [2, С. 94]. Автор обуславливает возможность внедрения современных образовательных технологий необходимостью проектирования пространства непрерывного образования, конструирования социально культурной среды развития обучающихся в данном образовательном пространстве, активизирующего их учебно-познавательную деятельность и готовность к непрерывному саморазвитию, а также возможностью реализации истинного личностного подхода к обучению, отвечающего физиологическим, индивидуальным и психологическим требованиям обучающихся.
Учитывая актуальность проектирования современных педагогических технологий в рамках непрерывного учебного процесса, вслед за Н.Б. Ползиковой, мы обращаем внимание на процесс реализации таких инновационных образовательных технологий, которые будут способствовать эффективному использованию времени на обучение и повышению доли продуктивной учебной деятельности обучающихся, тем самым способствовать расширению учебно-познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном пространстве школы и вуза [7, С. 232].
В связи с этим, мы можем выделить следующие современные технологии образования, ориентированные на индивидуально-личностные особенности обучающихся, возможность реализации дистанционного обучения, вариативность использования различных научных теорий и парадигм, а также академическую мобильность для обучающихся: информационно- коммуникационные технологии, технологии развития критического мышления, проектную деятельность.
Стоит отметить, что развитие индивидуально-личностных особенностей и возможностей в профессиональном самоопределении и развитии обучающихся предполагает в большей степени проектирование в учебном процессе образовательных технологий критического мышления и проектной деятельности. В связи с этим, образовательная технология развития критического мышления предлагает обучающимся ничего не принимать на веру, а самостоятельно проверять полученные знания, прогнозировать, учиться работать с различными источниками информации, тем самым призывает к повышению учебной мотивации обучающихся, развитию способности к целеполаганию, а также компетенции в сотрудничестве и работе в малой группе. В то время как проектный метод как современная образовательная технология предполагает развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся через решение учебной проблемы, составление плана и модели решения проблемы, презентацию и защиту полученного результата, тем самым умения применять полученные знания на практике и осознанно подходить к собственному дальнейшему профессиональному развитию [7, С. 234].
Информационно-коммуникационные технологии, по нашему мнению, имеют наибольшее значение в реализации открытого и доступного образовательного пространства, тем самым, реализуют возможности гибкости и управляемости учебным процессом как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося. Учебный процесс, обеспечивающий использование информационно-коммуникационных технологий позволяет обучающимся более эффективно в доступной форме усваивать получаемые знаний, широко реализовывать педагогу педагогический принцип наглядности на занятии, визуализировать обучающимся изучаемые процессы и явления, а также усовершенствовать систему контроля знаний всем участникам образовательного процесса.
Эффективное проектирование информационно-коммуникационных технологий раскрыто в исследованиях Л.А. Ивановой, определяющей ряд следующих компонентов образовательного процесса, способствующих эффективному их внедрению: свободное и открытое виртуальное образовательное пространство; наличие доступной обратной связи между педагогом и обучающимися; а также внедрение электронной образовательной среды, способствующей индивидуализации и дифференциации обучения [4, С. 68].
В продолжении вопроса внедрения современных образовательных технологий, обусловленных развитием информационно-образовательной среды в сегодняшнем постиндустриальном обществе, А.В. Багачук в своих исследованиях обращает внимание на необходимость проектирования следующих современных образовательных стратегий в рамках изучения различных учебных дисциплин: открытость и доступность информационно-образовательного пространства для обучающегося; многовариантность и полифункциональность образовательного процесса как единство и осознанность педагогических целей, действий и планируемого результата для всех участников образовательных отношений; и, также, возможность организации различных форм, методов и средств обучения для индивидуальной работы с обучающимися [3].
По мнению М.И. Алдошиной, изучение различных учебных дисциплин в рамках проектирования информационно-образовательной среды в образовательном процессе также непрерывно связано с проектированием в данном пространстве инновационных образовательных технологий, позволяющих реализовать в полном объеме все дидактические возможности учебного процесса. Автор в своих исследованиях приводит примеры эффективной организации индивидуальной работы обучающихся и работы в малых группах, реализуя, тем самым, образовательную технологию сотрудничества, направленную на активизацию познавательной деятельности обучающихся, характеризующейся проектированием и внедрением в реальный учебный процесс образовательных технологий, развивающих общие и профессиональные компетенции обучающихся в умении самостоятельно ставить и решать цели и задачи по саморазвитию, анализировать и синтезировать полученную информацию, использовать в достижении целей, а также ориентироваться в информационно-образовательном пространстве, в целом [1].
В рамках современных тенденций исследований по развитию информационного образовательного пространства, на первый план выходит необходимость внедрения образовательных технологий, отвечающих открытости и доступности образования для людей, не зависимо от базовых знаний, возраста и местоположения, способных удовлетворить социокультурный запрос на непрерывное повышение профессиональной квалификации и профессиональную переподготовку специалиста. В данном направлении нам интересны исследования М.И. Яскевич, направленные на изучение проектирования информационно-коммуникационных технологий открытого массового онлайн-образования и технологий дистанционного обучения, реализуемых ведущими российскими и мировыми университетами [8, С. 80]. Современная цифровая образовательная среда, по данным исследователя, включает в себя создание межуниверситетских образовательных конструкторов и платформ, включающих в себя различные дистанционные обучающие курсы и уроки по математике, информатике, программированию, а также естественно-научным дисциплинам на русском и английском языках, представляющие из себя возможность создавать и проходить интерактивные обучающие занятия с наличием тренировочных упражнений, автоматической их проверкой и обратной связью, а также обсуждением результатов на образовательных форумах. По сути, автор описывает технологию проектирования готового электронного учебного обеспечения, включающего в себя все образовательные педагогические инструменты от теоретического и практического учебного материала до итоговой аттестаций. В качестве примера можно привести широко используемые обучающимися открытые учебные онлайн-курсы образовательной платформы Института русского языка им. А.С. Пушкина, предполагающие комплексную предварительную диагностику уровня владения русским языком, обучение по модулям различной тематики с языковыми лексическими и грамматическими дидактическими материалами и итоговую тестовую аттестацию.
Выводы. Современные тенденции развития социокультурного общества предполагают дальнейшее изучение способов проектирования инновационных образовательных технологий в рамках развития педагогической науки, а также их практической реализации в образовательном пространстве школы и вуза, что, в свою очередь будет способствовать формированию комплекса общих и профессионально-личностных компетенций обучающихся в условиях цифровизации современного образования и распространения опыта дистанционного обучения.
Литература:
1. Алдошина, М.И. Условия проектирования эффективных профессиональных образовательных программ в современном университете / М.И. Алдошина // Педагогика и просвещение. - 2022. - № 1. - С. 143-154. - URL: https://e-notabene.ru/pped/article_35155.html (дата обращения: 16.03.2023)
2. Амет-Уста, З.Р. Современные образовательные технологии / З.Р. Амет-Уста, С.А. Вовк // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №3. - С. 92-95
3. Багачук, А.В. Современные тенденции развития образования / А.В. Багачук, Е.В. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). - Москва: Буки-Веди. - 2018. - С. 50-52. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14340/ (дата обращения: 15.03.2023)
4. Иванова, Л.А. Современное высшее профессиональное образование в рамках реализации стратегической модели «Российское образование 2020»: к проектированию медиаобразовательного пространства / Л.А. Иванова // Проблемы высшего образования. - 2017. - №1. - С. 67-70
5. Корчагина, Т.В. Современные тенденции развития образования / Т.В. Корчагина, О.В. Платонова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 16. - №2. - 2018. - С. 11-13
6. Кудашов, В.И. Информатизация и цифровизация: сложностный подход к оценке трансформации образования / В.И Кудашов, А.В. Думов // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9. - №4. - С. 317-318
7. Ползикова, Н.Б. Современные образовательные технологии / Н.Б. Ползикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 232-234. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770565.htm (дата обращения: 15.03.2023)
8. Яскевич, М.И. Массовые открытые онлайн-курсы как главная тенденция развития образования / М.И. Яскевич // Искусство, образование, наука. - 2018. - №3. - С. 79-84