16. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - specialitet po special'nosti 33.05.01 Farmacija [Federal State Educational Standard of Higher Education - Specialist in the specialty 33.05.01 Pharmacy]. Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on March 27, 2018 No. 219. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Spec/330501_C_3_26062018. pdf (accessed 09.06.2021). (In Russian).
17. Argyriou L., Economou D., Bouki V. Design methodology for 360° immersive video applications: the case study of a cultural heritage virtual tour. DOI: 10.1007/s00779-020-01373-8. Personal and Ubiquitous Computing, 2020, vol. 24 (9), pp. 843-859. (In English).
18. Cowan K., Spielmann N., Horn E., Griffart C. Perception is reality™ How digital retail environments influence brand perceptions through presence. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.09.058. Journal of Business Research, 2020, vol. 123, pp. 86-96. (In English).
19. Coyne L., Merritt T. A., Parmentier B. L., Sharpton R. A., Take-moto J. K. The Past, Present, and Future of Virtual Reality in Pharmacy Education. DOI: 10.5688/ajpe7456. American Journal of Pharmaceutical Education, 2019, vol. 83 (3), pp. 281-290. (In English).
20. Paszkiewicz A., Salach M., Dymora P., Bolanowski M., Budzik G., Kubiak, P. Methodology of Implementing Virtual Reality in Education for Industry 4.0. DOI: 10.3390/su13095049. Sustainability (Switzerland), 2021, vol. 13 (9). (In English).
21. Shatto B., Erwin K. Teaching Millennials and Generation Z: Bridging the Generational Divide. DOI: 10.1891/1078-4535.23.1.24. Creative Nursing, 2017, vol. 23 (1), pp. 24-28. (In English).
22. Silva J. R., Guimaraes F., Sano P. T. Teaching of Botany in higher education: representations and discussions of undergraduate students. Revista Electrónica de Enseñanza de las Ciencias, 2016, vol. 15 (3), pp. 380-393. (In English).
23. Ventola C. L. Virtual Reality in Pharmacy: Opportunities for Clinical, Research, and Educational Applications. P&T, 2019, vol. 44 (5), pp. 267-276. (In English).
24. VR/AR: kak tekhnologii ispol'zuyut v meditsine [VR/AR: how technologies are used in medicine]. Available at: https://modumlab. com/blog/medicine (accessed 10.09.2021). (In Russian).
25. VRZAVOD - Virtual'nyy zavod 2.0 [VRZAVOD - Virtual Factory 2.0]. Available at: https://vrzavod.org/ (accessed 07.11.2021). (In Russian).
УДК/UDC 37.018.43
DOI 10.54509/22203036_2023_1_46
EDN AYEPCI
Кондаурова Ирина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий, инженерный факультет, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово
Филипович Лариса Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий, инженерный факультет, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово
Kondaurova Irina G.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogical Technologies, Faculty of Engineering, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo
Filipovich Larisa A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Pedagogical Technologies, Faculty of Engineering, Kuzbass State Agricultural Academy, Kemerovo
ОТНОШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ
THE ATTITUDE OF EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS TO DISTANCE LEARNING
Введение. Актуальность исследуемой темы обусловливается тем, что внедрение цифровых технологий проявляется практически во всех сферах профессиональной деятельности, в том числе и в образовании. Трансформация образования в условиях циф-ровизации кардинально меняет подход как к образовательному процессу, так и к образу жизни в целом. В связи с этим приоритетной задачей, стоящей перед
системой образования, является создание системы открытого образования, обеспечивающей открытый доступ к образовательным ресурсам на базе цифровых технологий. Использование цифровых технологий в учебном процессе становится требованием времени, позволяющим организовать личностно ориентированный образовательный процесс для каждого обучающегося на основе индивидуальных образовательных
траекторий, а также обеспечивает доступность получения образования независимо от местопребывания.
Цель нашего исследования - изучить отношение субъектов образовательного процесса к обучению с применением дистанционных образовательных технологий.
Методология. Исследование проводилось посредством анализа и обобщения научной литературы по проблеме исследования; анкетирование осуществлялось с помощью созданной нами анкеты на платформе Google Forms с участниками образовательного процесса (студенты, школьники, преподаватели вузов и учителя) разных регионов России.
Результаты. Проведенный анализ научных источников констатирует, что одним из приоритетных направлений в системе образования является внедрение в учебный процесс электронного обучения для всех участников образовательного процесса на основе цифровых технологий. Под «электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [14]. Важнейшим компонентом обеспечения доступа к образовательным ресурсам в системе открытого образовательного пространства является использование дистанционных образовательных технологий. Под «дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [14]. Цифровизация в образовании позволяет по-новому представлять учебный материал, работать с изображением, звуком, видеоматериалами, а также проводить вебинары, видеоконференции и занятия на различных платформах, что способствует повышению мотивации обучения и более прочному усвоению учебного материала. С другой стороны, анализ ответов на вопрос об усвоении учебного материала в дистанционном формате при сравнении с традиционным форматом обучения показывает, что 42,7% респондентов считают, что усвоение учебного материала в дистанционном формате не изменилось, осталось на хорошем уровне; 9,4% отмечают, что усвоение учебного материала не изменилось, осталось на плохом уровне; 9,4% - усвоение учебного материала изменилось, стало лучше; 38,5 % - усвоение учебного материала изменилось, стало хуже. Респонденты
указывают на то, что при постоянном возникновении трудностей в процессе изучения учебного материала уровень их восприятия и усвоения падает, а также снижается уровень мотивации к обучению. Необходимо отметить, что большинство респондентов, которые отмечают, что усвоение учебного материала осталось на хорошем уровне (42,7%), имеют и высокий уровень мотивации к обучению (34,7 %). Анкетирование респондентов также показало, что в дистанционном формате обучения нагрузка увеличилась как на преподавателей, так и на обучающихся. Полученные результаты позволили нам определить достоинства и недостатки дистанционного обучения в сравнении с традиционным обучением. Главным достоинством является возможность заниматься в удобное время; среди недостатков определены два наиболее важных: отсутствие личного контакта с участниками образовательного процесса и большое количество времени проводится за компьютером, что способствует ухудшению зрения и осанки.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что в условиях цифровой трансформации образования обучение с использованием современных образовательных платформ позволяет сформировать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса посредством синхронной и асинхронной коммуникации [9]. Широко применяемые инновационные методы обучения, основанные на современных телекоммуникационных и интернет-технологиях, позволяют выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося. Тем не менее большинство респондентов в настоящее время не готовы полностью перейти на дистанционный формат обучения.
Introduction. The relevance of the topic under study is due to the fact that the introduction of digital technologies is manifested in almost all areas of professional activity, including education. The transformation of education in the context of digitalization radically changes the approach to both the educational process and the lifestyle in general. In this regard, the priority facing the education system is the purpose of creating an open education system that provides open access to educational resources based on digital technologies. The use of digital technologies in the educational process is becoming a requirement of the time, allowing organizing a personality-oriented educational process for each student based on individual educational trajectories, and also ensures the availability of education regardless of their location.
The aim of our research is to study the attitude of educational process participants to distance learning.
Methodology. The research was carried out by analyzing and summarizing the scientific literature on the research problem; the survey was carried out using our questionnaire created via Google Form platform where educational process participants (students, schoolchildren, university teachers and teachers) from different regions of Russia could participate.
Results. The analysis of scientific sources states that one of the priority directions in the education system is the introduction of e-learning for all participants of the educational process based on digital technologies into the educational process. "E-learning is understood as the organization of educational activities using information contained in databases and used in the implementation of educational programs, technical means, as well as information and telecommunication networks, interaction of students and teaching staff" [14]. The use of distance learning technologies in the learning process is an essential component to ensure access to educational resources in the system of open educational space. "Distance educational technologies are understood as educational technologies implemented mainly with the use of information and telecommunication networks with the indirect (at a distance) interaction of students and teaching staff" [14]. Digitalization in education makes it possible to present educational units in a new way, work with images, sound, video materials, as well as conduct webinars, video conferences and classes on various platforms, which helps to increase the motivation of learning and more solid assimilation of educational material. On the other hand, the analysis of the answers to the question in regard of the assimilation of educational content in the distance format in comparison with the traditional format of training shows that 42.7 % of respondents believe that the assimilation of educational material in the distance format has not changed, remained at a decent level; 9.4 % note that the assimilation of educational material has not changed, remained at a poor level; 9.4% state that the assimilation of educational material has changed, it has become better; 38.5% of participants believe the assimilation of educational content has changed, it has become worse. Respondents indicate that with the constant occurrence of difficulties in the process of studying educational content, the level of their perception and assimilation decreases, as well as the level of motivation to learn decreases. It should be noted that the majority of respondents who note that the assimilation of educational material has remained at a high level (42.7 %) have a high level of motivation to study (34.7%). The survey of respondents also showed that in the distance learning format, the workload has increased, both for teachers and students. The obtained results allowed us to determine the advantages and disadvantages of distance learning, in comparison with traditional learning. The main advantage is the opportunity to study at
a convenient time; among the disadvantages, two of the most important are identified: the lack of personal contact with participants in the educational process and a large amount of time spent at the computer, which contributes to the deterioration of vision and posture.
Conclusion. The results of the study allow us to conclude that in the conditions of digital transformation of education, training using modern educational platforms allows building effective interaction of all participants in the educational process through synchronous and asynchronous communication [9]. Widely used innovative teaching methods based on modern telecommunications and Internet technologies allow us to build an individual educational trajectory for each student. Nevertheless, the majority of respondents are currently not ready to fully switch to a distance learning format.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, обучающиеся, образовательный процесс, цифровые технологии, цифровизация образования.
Keywords: distance learning technologies, students, educational process, digital technologies, digitalization of education.
Введение
В федеральных образовательных стандартах нового поколения особое внимание уделяется необходимости формирования профессиональных и общекультурных компетенций с целью становления конкурентоспособных специалистов. Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни требует от выпускников нового качества образования [10]. Наличие высококвалифицированных кадров на рынке труда способствует разработке и внедрению новых технологий, развитию производства и, как следствие, подъему экономического уровня страны. В связи с этим одной из актуальных задач российского образования является трансформация образования в условиях цифро-визации, которая радикально меняет подход к образовательному процессу и образу жизни в целом. Как и прежде, главной целью образовательного процесса является повышение качества образования и обеспечение необходимого образовательного уровня, отвечающего требованиям современного общества.
Использование цифровых технологий на современном этапе развития общества проявляется практически во всех сферах профессиональной деятельности, в том числе и в образовании. С внедрением в образовательный процесс цифровых технологий возможности обучения значительно расширяются как у преподавателей, так и обучающихся. Преподаватели
имеют возможность дистанционно принимать участие в различных вебинарах, видеоконференциях, на различных онлайн-платформах проходить курсы повышения квалификации, обмениваться опытом, обучаться и создавать контент и, как следствие, более интересно и эффективно преподносить учебный материал. Обучающиеся также имеют возможность получать и углублять свои знания, просматривая различные видеоматериалы посредством интернет-ресурсов, большого количества сервисов (форумы, чаты, электронная почта, Skype, Zoom и др.), которые удобно сочетаются в учебном процессе. «„Все это можно использовать как дополнение традиционным формам обучения, эффективно увеличивать общение преподавателя со студентами» [2].
Методология
В статье представлены данные исследования, проведенного нами в 2020/21 учебном году с участниками образовательного процесса (студенты, школьники, преподаватели и учителя) разных городов России (Кемерово, Новосибирск, Томск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва).
В процессе работы мы использовали:
- частные методы исследования: наблюдение, изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, обоснование теоретической и методологической базы исследования; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- созданную нами анкету на платформе Google Forms.
Все полученные статистические данные подвергались математической обработке в программе Microsoft Office Excel: работа с таблицами, вычисление средних, процентное соотношение, построение графиков и диаграмм.
Результаты
Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни требует от выпускников нового качества образования. Сегодня недостаточно элементарной грамотности, которая формируется существующей системой образования [1; 6]. В современных социально-экономических условиях начался переход от производства стандартизированной продукции к производству продукции, основанной на автоматизации и роботизации всех видов производственных процессов [11]. Эти изменения называют новой технологической (цифровой) революцией. Переход от традиционного образования для всех к качественному образованию, основанному на компетентностном подходе и всесто-
роннему развитию личности каждого, является неотъемлемой частью цифровой революции [7; 13].
В мире произошли значительные изменения в области дистанционного обучения, особенно во время вспышки COVID-19, в результате чего стала очевидна важность внедрения цифровых технологий в системы образования разных стран [16; 18; 19; 20].
Современная система образования претерпевает глобальные изменения как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Среди множества задач, стоящих перед системой образования в настоящее время, приоритетной является задача создания системы открытого образования, обеспечивающей открытый доступ к образовательным ресурсам на базе цифровых технологий. Цифровые технологии в образовании - это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях. Цифровая трансформация образовательной среды «затрагивает не только содержание образования, но и его организацию» [12]. Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе становится требованием времени, позволяющим организовать лично-стно ориентированный образовательный процесс для каждого студента, построенный на основе индивидуальных образовательных программ и траекторий. Внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий обеспечивает доступность получения образования обучающимися независимо от их местоположения и состояния здоровья.
ФГОС ВО нового поколения предусматривает повышение доли самостоятельной работы обучающихся за счет внедрения инновационных образовательных технологий в образовательный процесс [3-5]. Преподаватель из носителя передаваемых знаний превращается в наставника, который оказывает помощь в приобретении и структурировании знаний. И, как следствие, целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и способность получать информацию из других источников, формирование познавательных интересов и потребностей обучающихся, а также развитие их творческого потенциала [17].
Одним из приоритетных направлений в сложившейся эпидемиологической ситуации стало быстрое внедрение в образовательный процесс дистанционного обучения для всех участников образовательного процесса (школьники, студенты колледжей и вузов, учителя и преподаватели) на основе цифровых технологий. Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе является важнейшим компонентом обеспечения доступа
к образовательным ресурсам в системе открытого образовательного пространства [15]. Занятия, организованные с применением дистанционных образовательных технологий, предполагают, что студенты и преподаватели находятся вне аудитории.
В марте 2020 года все образовательные организации России были выведены в дистанционный формат обучения, в связи с чем появилось множество обсуждений на эту тему. Родители обучающихся и представители профессий, непосредственно не связанных со сферой образования, активно высказывали свое мнение: кто-то был недоволен, что теперь необходимо самостоятельно заниматься со своим ребенком; кто-то считал, что дистанционная форма обучения снижает качество образования; кто-то полностью поддерживал переход к обучению с применением дистанционных образовательных технологий.
В связи с этим нами было проведено исследование мнений участников образовательного процесса, касающееся их отношения к дистанционному обучению. Цель нашего исследования - изучить отношение участников образовательного процесса к дистанционному обучению, то есть мнение тех, кто был вынужден обучаться или обучать в дистанционном формате. В опросе приняли участие студенты, школьники, преподаватели и учителя - всего 213 респондентов. Опрос охватил разные регионы России (г. Кемерово, г. Новосибирск, г. Томск, г. Екатеринбург, г. Санкт-Петербург, г. Москва). Для проведения исследования нами была создана анкета на платформе Google Forms, что позволило нам получить данные из разных учебных заведений и населенных пунктов [8].
В опросе приняли участие респонденты в возрасте от 16 до 65 лет. По результатам ответов на вопрос «Каков род Вашей деятельности?» мы видим, что большинство респондентов - студенты (рис. 1). Среди опрошенных 29 человек - учителя и преподаватели вузов, что составляет 13,6%, школьников - 18 (8,5%) и студентов - 166 (77,9 %).
При анализе ответов на вопрос «Возникли ли у вас трудности с освоением дистанционного обучения?» обработку данных мы провели для всех участников опроса и в отдельности по каждой группе: школьники, студенты и преподаватели.
Среди общего числа опрошенных трудностей практически не испытывали 67 респондентов (31,5%), присутствовали незначительные трудности у 103 участников опроса (48,4%), испытали большие трудности 43 респондента (20,2%).
Анализ ответов школьников показал, что трудностей практически не было - 38,9%; незначительные
■ Ученик(ца) □ Студент(ка) И Учитель/Преподаватель
Рис. 1. Процентное соотношение участников опроса по роду деятельности
■ Нет, трудностей практически не было
□ Незначительные трудности присутствовали
□ Да, было много трудностей
Рис. 2. Соотношение ответов школьников для вопроса «Возникли ли у вас трудности с освоением дистанционного обучения?»
■ Нет, трудностей практически не было
□ Незначительные трудности присутствовали
И Да, было много трудностей
Рис. 3. Соотношение ответов студентов для вопроса «Возникли ли у вас трудности с освоением дистанционного обучения?»
трудности присутствовали - 27,8%; было много трудностей - 33,3% (рис. 2).
Анализируя ответы студентов, можем говорить о том, что большинство студентов либо практически не испытывали трудностей (28,9 %), либо успешно преодолели незначительные трудности (55,4%), возникшие с освоением технологий дистанционного обучения. Много трудностей испытывали 15,7% опрошенных студентов (рис. 3).
Наибольшие трудности при освоении дистанционного обучения в процентном соотношении, по сравнению со школьниками и студентами, возникли у преподавателей - 37,9 % (рис. 4).
Среди опрошенных преподавателей указали, что трудностей практически не возникало, 41,4% респондентов, и незначительные трудности присутствовали у 20,7%. Анализируя полученные данные, можем сделать вывод о том, что большинство участников образовательного процесса успешно преодолели незначительные трудности в процессе освоения технологий дистанционного обучения.
Отвечая на вопросы о том, как изменилась нагрузка на участников образовательного процесса, большинство опрошенных посчитали, что нагрузка увеличилась как на преподавателей, так и на обучающихся (рис. 5, 6).
Так, 56,8% считают, что учебная нагрузка на учеников/студентов увеличилась, 33,3% отмечают, что не изменилась, 9,9 % говорят о снижении нагрузки.
Однако в отношении преподавателей опрос показывает, что 69% респондентов считают, что нагрузка на преподавателей увеличилась, 19,2% - не изменилась и 11,7% отмечают о снижении нагрузки. На наш взгляд, нагрузка значительно возросла на всех участников образовательного процесса, особенно на преподавателей. Поскольку постоянно требуется дополнительная подготовка к каждому занятию, обязательный контроль за выполнением заданий обучающихся, организация обратной связи для ответов на вопросы, вызывающие трудности при выполнении заданий.
Подводя итог работы участников образовательного процесса в рамках дистанционного обучения, мы получили следующие результаты (рис. 7, 8).
По мнению обучающихся, работу преподавательского состава можно оценить следующим образом: 32,4 % - на «отлично, все понятно и интересно»; 26,3 % респондентов - на «хорошо, но хотелось бы больше материала по изучаемым темам»; 30,5% - на «удовлетворительно, возникает много трудностей при освоении материала» и 10,8% обучающихся оценивают работу «плохо, темы не понимаю». На основании полученных ответов мы приходим к выводу, что современному преподавателю необходимо постоянно совершенствоваться, поскольку цифровые технологии стремительно развиваются, и требуется разработка учебных материалов в соответствии с требованием времени.
По ответам преподавателей: 6,1 % оценивают работу обучающихся на «отлично, обучающиеся посе-
■ Нет, трудностей практически не было
□ Незначительные трудности присутствовали
И Да, было много трудностей
Рис. 4. Соотношение ответов преподавателей/учителей для вопроса «Возникли ли у вас трудности с освоением дистанционного обучения?»
■ Увеличилась □ Не изменилась ЧХ Уменьшилась
Рис. 5. Распределение ответов о нагрузке на учеников/студентов в период карантина
■ Увеличилась □ Не изменилась ЧХ Уменьшилась
Рис. 6. Распределение ответов о нагрузке на преподавателей в период карантина
щают занятия и вовремя сдают все работы»; 45,1 % респондентов - на «хорошо, обучающиеся в большинстве случаев посещают занятия и сдают большинство работ», 40,5% считают «удовлетворительно, посещаемость и количество выполненных работ оставляют желать лучшего» и 8,3% - «плохо, занятия практически не посещают, задания не выполняют».
На рисунке 9 отражены результаты самооценки уровня мотивации участников образовательного процесса к обучению (обучающиеся), работе (преподаватели) в рамках дистанционного формата обучения.
Отлично,все понятно и интересно
Хорошо, но хотелось бы больше материала по изучаемым темам
Удовлетворительно, возникает много трудностей при освоении материала
Плохо, темы не понимаю
32,4%
26,3%
30,5%
10,8%
Рис. 7. Мнения обучающихся о работе преподавательского состава
Отлично, обучающиеся посещают занятия и вовремя сдают все работы
Хорошо, обучающиеся в большинстве случаев посещают занятия и сдают большинство работ
Удовлетворительно, посещаемость и количество выполненных работ оставляют желать лучшего
Плохо, занятия практически не посещают, задания не выполняют
п*т
_ 8,3%
45,1%
Рис. 8. Мнения преподавателей о работе обучающихся
45,0% 40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%
45,0%
■ Не изменился, 40,0%
остался высоким 35,0%
□ Не изменился, 30,0%
остался низким 25,0%
и Изменился, 20,0%
заметно вырос 15,0%
т Изменился, 10,0%
заметно упал 5,0%
0,0%
Рис. 9. Самооценка уровня мотивации участников образовательного процесса в рамках дистанционного формата обучения
-
-
ш
0
Не изменилось, осталось
на хорошем уровне
Не изменилось,
осталось
на низком уровне
Изменилось, стало лучше
Изменилось, стало хуже
Рис. 10. Самооценка уровня усвоения материала участниками образовательного процесса в рамках дистанционного формата
Так, 34,7% респондентов утверждают, что уровень мотивации не изменился, остался высоким; 10,8 % - уровень мотивации не изменился, остался низким; 14,6% - уровень мотивации изменился, заметно вырос; 39,9% констатируют, что уровень мотивации изменился, заметно упал.
Анализ ответов на вопрос об усвоении учебного материала в дистанционном формате по сравнению с традиционным форматом обучения представлен на рисунке 10.
А именно: 42,7% респондентов считают, что усвоение учебного материала в дистанционном формате не изменилось, осталось на хорошем уровне; 9,4%
отмечают, что усвоение учебного материала не изменилось, осталось на плохом уровне; 9,4% - усвоение учебного материала изменилось, стало лучше; 38,5% констатируют, что усвоение учебного материала изменилось, стало хуже.
Проведя сравнительный анализ рисунков 7 и 8, можем сделать вывод, что количество респондентов, отмечающих, что уровень мотивации заметно упал (39,9%), и количество респондентов, отмечающих, что усвоение учебного материала стало хуже (38,5%), практически одинаково. Таким образом, при постоянном возникновении трудностей в процессе изучения учебного материала уровень их восприятия и усво-
ения падает, а также снижается уровень мотивации к обучению. Необходимо отметить, что большинство респондентов, которые констатируют, что усвоение учебного материала осталось на хорошем уровне (42,7%), имеют высокий уровень мотивации к обучению (34,7%).
Для того чтобы определить преимущества и недостатки дистанционного обучения, при составлении вопросов анкеты мы большое значение уделили личностному отношению участников образовательного процесса к обучению в дистанционном формате. Среди представленных вариантов ответов респонденты могли выбрать один или более вариантов ответа, а также могли добавить и свой вариант ответа. Наше исследование показало, что в качестве преимуществ респонденты выделяют следующее: не нужно тратить время на дорогу к месту обучения/работы (76,1 %); возможность заниматься в удобное время (61,2%); возможность больше времени проводить с семьей (40,4%); стало проще списывать (15,6%); отсутствие личного контакта с преподавателем/обучающимися (14,6%); возможность дополнительно работать (13,4%); в домашних условиях комфортно учиться/работать (11,2%); возможность записать лекцию и включать видеозапись (0,5%); преимуществ нет (13,1 %).
Среди недостатков участники опроса выделяют: отсутствие личного контакта с преподавателем/обучающимися (70,6%); отсутствие личного контакта с одноклассниками/одногруппниками/коллегами (52,3%);техническое обеспечение затрудняет работу/ учебу (61,6%); родственники в квартире мешают учиться/работать (22,5%); стало проще списывать (21,7%); в условиях общежития трудно найти уединенное место для занятий (13,4%); связь с преподавателем - тяжело своевременно получить ответ на свой вопрос (11,2%); много времени отводится для работы за компьютером, и, как следствие, ухудшение зрения, осанки (7,5%); пропадает вовлеченность в процесс обучения (5,6 %); много заданий (2,5 %); ничего не понимаю (0,5 %); недостатков нет (3,8 %).
Необходимо отметить, что ответы «стало проще списывать» и «отсутствие личного контакта с преподавателем/обучающимися» отмечены как в преимуществах, так и недостатках.
При анализе вопросов о возможности перевода обучения в дистанционный формат мнения участников опроса разделились практически наполовину (рис. 9).
Большинство респондентов считают недопустимым перевод обучения в дистанционный фор-
■ Да, вместо очной формы обучения
□ Возможно, но наравне с очной формой обучения
□ Нет, считаю недопустимым
Рис. 9. Мнения участников опроса о возможности перевода обучения в дистанционный формат
мат - 46,5%; 16,4% участников опроса считают возможным перевод обучения в дистанционный формат, но 37,1 % респондентов отмечают, что «смешанное обучение» с применением дистанционных образовательных технологий должно сосуществовать наравне с очной формой обучения.
Заключение
Таким образом, в условиях цифровой трансформации образования компьютер, планшет, телефон стали универсальными средствами для работы с различными источниками получения необходимой информации. Применение в образовательном процессе цифровых технологий позволяет качественно предоставлять учебный материал, работать с демонстрациями на экране, звуком, видеоматериалами, а также проводить вебинары, видеоконференции и занятия на различных платформах, что способствует повышению мотивации обучения и усвоению учебного материала.
Тем не менее подавляющее большинство респондентов не готовы полностью перейти на обучение в дистанционном формате. Опрос показал, что обучение с применением дистанционных образовательных технологий не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его дополнять, поскольку живого общения обучающихся с преподавателем ничто заменить не сможет. В процессе аудиторного занятия, имея обратную связь с обучающимися, преподаватель может перестраивать подачу учебного материала, делая его более понятным и доступным. Поэтому мы считаем, что на сегодняшний день наиболее оптимальным является «смешанное обучение», которое основано на принципах персонализации, полного усвоения знаний, высоких достижений и ответственности за выбор способа обучения и полученных результатов. Но как бы там ни было, цифровые технологии уже вошли в нашу жизнь, и мы должны уметь ими пользоваться.
Литература
1. Акимова О. Б., Щербин М. Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 1. С. 27-34.
2. Технология разработки дистанционного курса / под ред.
B. Е. Быкова, В. Н. Кухаренко. Киев, 2008.
3. Вакс В. Б. Исследование отдельных аспектов цифровизации образовательного процесса в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 2 (февраль).
C. 1-13. URL: http://e-koncept.ru/2021/211004.htm. (дата обращения: 12.09.2022).
4. Донина И. А., Воднева С. Н., Смирнова Е. А. О применении дистанционных технологий в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 61-64.
5. Ивашкина Т. А. Организация онлайн-контроля в условиях дистанционного обучения средствами цифровых технологий // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 92-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-onlayn-kontrolya-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-sredstvami-tsifrovyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 04.09.2022).
6. Каракозов С. Д., Уваров А. Ю. Успешная информатизация - трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 7-19.
7. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 83-91.
8. Кондаурова И. Г, Кондаурова А. Е. Плюсы и минусы дистанционного обучения // Актуальные научно-технические средства и сельскохозяйственные проблемы. Кемерово, 2021. С. 188-195.
9. Кочисов В. К., Гогицаева О. У., Тимошкина Н. В. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18, № 1. С. 395-407.
10. Лапшова А. В., Сундеева М. О., Татаренко М. А. Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/ view?id=17821 (дата обращения: 18.08.2022).
11. Муссорова А. А., Фролова М. Е. Дистанционные технологии в современном вузе: реальность и перспективы // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-1. С. 127-129. URL: https://expeducation.ru/ru/article/ view?id=5526 (дата обращения: 14.08.2022).
12. Сергеева И. А. Применение дистанционных образовательных технологий в Кузбасской ГСХА сейчас и в перспективе // Цифровые технологии в образовании. I Всероссийская онлайн конференция. Кемерово, 2020. С. 102-106.
13. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М., 2018. 168 с.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.12.2022).
15. Development of innovative technologies in education / A. R. Khai-bullin, R. G. lusupov, V. F. Ershov, A. S. Valeev, I. A. Sitnova // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8, № 3. P. 5947-5951.
16. The Implementation of Deep Reinforcement Learning in E-Learn-ing and Distance Learning: Remote Practical Work / Abdelali
El Gourari, Mustapha Raoufi, Mohammed Skouri, Fahd Ouatik. DOI: 10.1155/2021/9959954 // Mobile Information Systems. 2021.
17. Kondaurova I. G., Filipovich L. A. Implementation of the educational process with the use of distance educational technologies // Современные технологии в сфере сельскохозяйственного производства и образования. 2020. С. 131-134.
18. Putri Nadya, Maknun Lu'luil. Role of teachers in achieving distance learning outcomes. DOI: 10.18326/mdr.v13i1.55-73 // MUDARRISA: Jurnal Kajian Pendidikan Islam. 2021. Vol. 13, № 1. P. 55-73.
19. Sekulovska Ana, Tosheva Elizabeta. New Technologies and the Growth of Information: Alternative Paths to Education in Developing Countries // UTMS Journal of Economics. 2021. Vol. 12, № 1. P. 68-73.
20. Stoklosa Klaudiusz, Ding Christina, Yanagawa Bobby. Analyzing the impact of onsite vs. offsite lectures on medical student lecture participation: case study of the University of Toronto Faculty of Medicine // University of Toronto medical journal. 2021. № 98. P. 71-77.
References
1. Akimova O. B., Shcherbin M. D. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: svoevremennost' uchebno-poznavatel'noj samostoyatel'nosti obuchayushchihsya [Digital transformation of education: timeliness of educational and cognitive independence of students]. Innovative Projects and Programs in Education, 2018, no. 1, pp. 27-34. (In Russian).
2. Tekhnologiya razrabotki distancionnogo kursa [Technology of developing a distance course]. Eds. V. E. Bykov, V. N. Kukharenko. Kiev, 2008. (In Russian).
3. Vaks V. B. Issledovanie otdel'nyh aspektov cifrovizacii obrazovatel'nogo processa v vuze [Research of certain aspects of digitalization of the educational process at the university]. Scientific-methodological Electronic Journal "Koncept", 2021, no. 2 (February), pp. 1-13. Available at: http://e-koncept. ru/2021/211004.htm (accessed 12.09.2022). (In Russian).
4. Donina I. A., Vodneva S. N., Smirnova E. A. O primenenii distan-cionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza [On the use of distance technologies in the educational process of the university]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2020, no. 67-2. pp. 61-64. (In Russian).
5. Ivashkina T. A. Organizaciya onlajn-kontrolya v usloviyah distan-cionnogo obucheniya sredstvami cifrovyh tekhnologij [Organization of online control in the conditions of distance learning by means of digital technologies]. The World of Science, Culture, Education, 2021, no. 6 (91), pp. 92-94. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/organizatsiya-onlayn-kontrolya-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-sredstvami-tsifrovyh-tehnologiy/ viewer (accessed 04.09.2022). (In Russian).
6. Karakozov S. D., Uvarov A. Yu. Uspeshnaya informatizaciya -transformaciya uchebnogo processa v cifrovoj obrazovatel'noj srede [Successful informatization - transformation of the educational process in the digital educational environment]. Problems of Modern Education, 2016, no. 2, pp. 7-19. (In Russian).
7. Kozlova N. S. Cifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digital technologies in education]. Bulletin of the Maikop State Technological University, 2019, iss.1/40, pp. 83-91. (In Russian).
8. Kondaurova I. G., Kondaurova A. E. Plyusy i minusy distancion-nogo obucheniya [Pros and cons of distance learning]. Current scientific and technical means and agricultural problems. Kemerovo, 2021, pp. 188-195.
9. Kochisov V. K., Gogitsaeva O. U., Timoshkina N. V. Rol' dis-tancionnogo obucheniya v izmenenii sposobov i priemov obrazovatel'nogo processa v vuze [The role of distance learning in changing the methods and techniques of the educational
process at the university]. Educational Technologies and Society, 2015, vol. 18, no. 1, pp. 395-407. (In Russian).
10. Lapshova A. V., Sundeeva M. O., Tatarenko M. A. Distancion-nye tekhnologii obucheniya kak resurs povysheniya kachestva obrazovaniya [Distance learning technologies as a resource for improving the quality of education]. International Student Scientific Bulletin, 2017, no. 6. Available at: https://eduher-ald.ru/ru/article/view?id=17821 (accessed 18.08.2022). (In Russian).
11. Mussorova A. A., Frolova M. E. Distancionnye tekhnologii v sovre-mennom vuze: real'nost' i perspektivy [Remote technologies in a modern university: reality and prospects]. International Journal of Experimental Education, 2014, no. 7-1, pp. 127-129. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5526 (accessed 14.08.2022). (In Russian).
12. Sergeeva I. A. Primenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tekh-nologij v Kuzbasskoj GSHA sejchas i v perspektive [Application of distance educational technologies in the Kuzbass State Agricultural Academy now and in the future]. Digital technologies in education. I All-Russian Online Conference. Kemerovo, 2020, pp. 102-106. (In Russian).
13. Uvarov A. Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technologies: on the way to digital transformation]. Moscow, 2018, 168 p. (In Russian).
14. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273 FZ (red. ot 21.11.2022) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Stat'ya 16. Realizaciya obrazovatel'nyh programm s primeneniem elektronnogo obu-cheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Federal Law No. 273 FZ of 29.12.2012 (ed. dated 21.11.2022) "On Edu-
cation in the Russian Federation". Article 16. Implementation of educational programs using e-learning and distance learning technologies]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174 / (accessed 05.12.2022). (In Russian).
15. Khaibullin A. R., lusupov R. G., Ershov V. F., Valeev A. S., Sit-nova I. A. Development of innovative technologies in education. International Journal of Recent Technology and Engineering, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 5947-5951. (In English).
16. Gourari Abdelali El, Raoufi Mustapha, Skouri Mohammed, Oua-tik Fahd. The Implementation of Deep Reinforcement Learning in E-Learning and Distance Learning: Remote Practical Work. DOI: 10.1155/2021/9959954. Mobile Information Systems, 2021. (In English).
17. Kondaurova I. G., Filipovich L. A. Implementation of the educational process with the use of distance educational technologies. Modern technologies in the field of agricultural production and education, 2020, pp. 131-134. (In English).
18. Putri Nadya, Maknun Lu'luil. Role of teachers in achieving distance learning outcomes. DOI: 10.18326/mdr.v13i1.55-73. MUDARRISA: Jurnal Kajian Pendidikan Islam, 2021, vol. 13, no. 1, pp. 55-73. (In English).
19. Sekulovska Ana, Tosheva Elizabeta. New Technologies and the Growth of Information: Alternative Paths to Education in Developing Countries. UTMS Journal of Economics, 2021, vol. 12, no. 1, pp. 68-73. (In English).
20. Stoklosa Klaudiusz, Ding Christina, Yanagawa Bobby. Analyzing the impact of onsite vs. offsite lectures on medical student lecture participation: case study of the University of Toronto Faculty of Medicine. University of Toronto Medical Journal, 2021, no. 98, pp. 71-77. (In English).