Научная статья УДК 378.147
DOI: 10.20323/1813-145X-2022-3-126-71-76 EDN: ILYPSF
Инновационные практики дистанционного обучения магистрантов Юлия Анатольевна Курило10, Лариса Григорьевна Баймакова2
1 Кандидат биологических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». 644009, г. Омск, ул. Масленникова, д. 144 2Кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой естественно-научных дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». 644009, г. Омск, ул. Масленникова, д. 144
1 curilo.yu@yandex.ruH, https//orcid. org/0000-0001-6350-8053 2mbofkis@mail.ru, https://orchid.org/0000-0002-9139-8880
Аннотация. Дистанционное обучение (ДО) — одна из актуальных тем в цифровой педагогике сегодня. Стоит отметить, что в настоящих реалиях неизбежна дальнейшая информатизация образовательного процесса, ориентированная на развитие отечественных образовательных платформ; электронная реструктуризация и частичный переход на дистанционное обучение. Система ДО основана на теории познания и когнитивной гибкости и позволяет преподавателю создать конструктивистскую среду для улучшения обучения, разработать новые методы, способы и средства. В статье показана практика внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения. Приведен анализ технологий и методов реализации ДО. Авторами отмечено, что организация учебного процесса в дистанционной форме требует огромной работы со стороны преподавателя, и здесь, безусловно, важна его ИКТ-компетентность. С помощью дистанционного обучения успешно реализуется индивидуальный подход, который учитывает возможности обучающего, его интеллектуальные способности, помогает преодолеть психологические трудности в усвоении учебного материала. Изучено мнение обучающихся по ДО. В целом можно отметить, что у респондентов «правильное» представление о ДО, 33 % опрошенных скорее удовлетворены обучением, представленном в дистанционной форме; 67 % данный формат обучения удовлетворяет полностью.
Из практики можем отметить, что дистанционное обучение заключает в себе широкие возможностти. Так, в отличие от аудиторной работы, такой формат обучения позволяет использовать больше учебной информации, в процессе поиска которой (elibrary, iprbookshop.ru) расширяются технические навыки, а также гибкость, возможность вариативности учебного процесса. Дистанционное обучение — лучший альтернативный способ образования, но в современных ситуациях оно не может полностью заменить традиционную систему обучения, поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективно использовать элементы дистанционного обучения при обращении к традиционному формату.
Ключевые слова: дистанционное обучение; информационно-коммуникационные технологии; сетевые технологии; образовательный процесс; платформа MOODLE; онлайн сервисы; учебно-методические материалы
Для цитирования: Курило Ю. А., Баймакова Л. Г. Инновационные практики дистанционного обучения магистрантов // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 3 (126). С. 71-76. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-3-126-71-76. https://elibrary.ru/ilypsf
Original article
Innovative practices in distance learning of graduate students Yulia Anatolievna Kurilo10, Larisa Grigorievna Baimakova2
Candidate of biological sciences, associate professor of department of natural sciences, FSBEI HE «Siberian state university of physical culture and sports». 644009, Omsk, Maslennikov st., 144
2Candidate of biological sciences, associate professor, head of department of natural sciences, FSBEI HE «Siberian state university of physical culture and sports». 644009, Omsk, Maslennikov st., 144 1 curilo.yu@yandex.ruH, https//orcid. org/0000-0001-6350-8053 2mbofkis@mail.ru, https://orchid.org/0000-0002-9139-8880
© Курило Ю. А., Баймакова Л. Г., 2022
Abstract. Distance learning (DL) is one of the hot topics in digital pedagogy today. It should be noted that in the current realities, further informatization of the educational process is inevitable, focused on the development of domestic educational platforms, electronic restructuring and a partial transition to distance learning. The DL system is based on the theory of knowledge and cognitive flexibility and gives the teacher the opportunity to create a constructivist environment for improving learning, creating new methods, ways and means. The article shows the practice of introducing elements of distance learning into the educational process. The analysis of technologies and methods of implementation of DL is given. The authors noted that the organization of the educational process in a remote form requires a lot of work on the part of the teacher, here, of course, his ICT competence is important. With the help of distance learning, an individual approach is successfully implemented, which takes into account the capabilities of the teacher, his intellectual abilities, helps to remove psychological difficulties in mastering the educational material. The opinion of students on DL has been studied, in general, it can be noted that the respondents have a «correct» idea of DL, 33 % of respondents are rather satisfied with the training presented in distance form, 67 % are completely satisfied with this training format.
From practical experience, we can note that distance learning provides many opportunities, unlike classroom work: to use more educational information, manifested in the ability to work with literature search (elibrary, iprbookshop.ru); manufacturability, use telecommunication technologies in the educational process; flexibility, the possibility of variability of the educational process. Distance learning is the best alternative way of education, but in modern situations it cannot completely replace the traditional education system, therefore, in our opinion, it is more effective to use the elements of distance learning in the traditional method.
Keywords: distance learning; information and communication technologies; network technologies; educational process; MOODLE platform; online services; teaching materials
For citation: Kurilo Yu. A., Baimakova L. G. Innovative practices in distance learning of graduate students. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(3): 71-76. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-3-126-71-76. https://elibrary.ru/ilypsf
Введение
Дистанционное обучение — одна из актуальных тем в цифровой педагогике. Этому вопросу уделяют внимание многие современные исследователи как в России, так и за рубежом: Д. В. Алфимов, Е. А. Коровка рассматривают организацию образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам в период дистанционного обучения [Алфимов, 2021]; Е. В. Рудакова, Е. В. Мирошин [Рудакова, 2021; Miroshin, 2020] посвятили свои работы возможностям организации дистанционного обучения на основе системы управления обучением Moodle; Н. Л. Игель, Г. Н. Шаповал, Е. А. Карта-шова затронули проблему организации дистанционного обучения в период всеобщей изоляции [Игель, 2020]; Г. Г. Карганян приводит анализ дистанционных форм обучения [Karhanyan, 2020]; Ш. С. Мирзаев подробно рассматривает задачи ДО [Мирзаев, 2021]; Р. Г. Дубовик описывает вопрос внедрения ДО в образовательный процесс [Дубовк, 2021]; А. Д. Иванова рассматривает online-обучение в рамках ДО [Ivanova, 2020]; В. П. Окулич-Казарин описывает процесс ДО в украинском университете [Okulicz-Kozaryn, 2020]; З. Т. Нарбекова приводит пример эффективной организации ДО [Nurzhaubaeva, 2021]; И. Полумеева подробно прописывает взаимосвязи педагога и ученика в рамках ДО [Polumeeva,
2021]; М. М. Магауия в своей работе подтверждает эффективность использования ДО [Ma-gauiya, 2020]; В. В. Добросельский с коллегами описывают офлайн-технологии в ДО [Dobro-selskiy, 2020], Н. К. Умуровым представлена проблематика ДО [Умуров, 2020]; Л. В. Богданова пишет об эффективности применения в смешанном обучении элементов ДО [Богданова, 2021]. Таким образом, можно говорить о всестороннем изучении ДО.
Стоит отметить, что в настоящее время неизбежна дальнейшая информатизация образовательного процесса, ориентированная на развитие отечественных образовательных платформ, электронная реструктуризация и частичный переход на дистанционное обучение [Tsaturyan, 2014]. Это отмечается в Концепции развития системы образования и в Федеральном законе от 26.05.2021 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (с 01.01.2023 ст. 16 дополняется ч. 3.1 (ФЗ от 30.12.2021 № 472-ФЗ). В связи с этим многие высшие учебные заведения страны, в том числе СибГУФК, адаптируются, при-
влекая необходимые ресурсы и используя инновационный подход к новым стандартам образовательного процесса. В связи с этим перед высшими учебными заведениями ставятся задачи
— по внедрению новых информационных технологий в учебный процесс; его информационному обеспечению с использованием современных средств телекоммуникации;
— использованию в учебном процессе электронных учебников, обучающих компьютерных программ; образовательных интернет-ресурсов;
— внедрению компьютерной системы мониторинга качества образования и др. [Volkova, 2020].
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что внедрение дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс высшего образовательного учреждения неизбежно. Что же следует понимать под дистанционным обучением (ДО)? Проанализировав огромное количество информационных источников, мы склоняемся к следующему определению: дистанционное обучение — это интегральная форма обучения, реализуемая через информационные технологии и средства мультимедиа. Кроме того, это взаимодействие преподавателя и студентов на расстоянии, отражающее все компоненты, присущие образовательному процессу (цели, содержание, методы, организационные формы, учебные пособия) и реализующееся с помощью интернет-технологий.
Из практики можем отметить, что дистанционное обучение предоставляет ряд возможностей, в отличие от аудиторной работы:
— возможность использовать большее количество учебной информации, при этом проявляется умение магистрантов работать с поиском литературы (elibrary, iprbookshop.ru);
— технологичность, умение использовать телекоммуникационные технологии в образовательном процессе;
— гибкость, вариативность учебного процесса.
На наш взгляд, наиболее популярными и удобными платформами для дистанционного обучения на сегодняшний день являются Google Класс (в сочетании со всеми продуктами Google, такими как Google Диск, Документы Google, Таблицы, презентации и др.), Команда Microsoft.
В нашем варианте сетевое, дистанционное обучение происходит через образовательный портал СибГУФКа, образовательную среду Moodle с интеграцией вышеперечисленных платформ.
Эта среда широко используется во многих университетах страны и успешно внедрена в образовательный процесс СибГУФК.
Богатый педагогический потенциал среды Moodle
Платформа Moodle объединяет общие принципы конструктивистского обучения, в котором поддерживается методология, ориентированная на учащихся. Эта система основана на теории познания и когнитивной гибкости и дает преподавателю возможность создать конструктивистскую среду для улучшения обучения, использо-авать новые методы. Согласно прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся будут проводить в аудиториях только 30-40 % учебного времени, 40 % времени отводится на дистанционное обучение с использованием современных средств связи, а остальное время — на самообразование. В связи с этим, чтобы учащиеся в полной мере включились в дистанционное обучение, очень важно повышать их индивидуальную ответственность, развивать навыки самообразования и медиаграмотность [Karhanyan, 2020].
Что необходимо преподавателю, организующему дистанционное обучение? «1. Основой эффективного обучения является свободная и целенаправленная активная самостоятельная познавательная деятельность обучающегося по овладению знаниями и умениями, описание и примеры реализации которых (вместе с указаниями по адаптивному самоконтролю) должны быть изложены в специальных учебных текстах, доступных каждому учащемуся в любое время. 2. Учебные материалы для дистанционного изучения, созданные по интернет-мультмедиатехнологиям и размещенные в виде web-сайтов на серверах Интернета, могут наилучшим образом и в наикратчайшие сроки обеспечить каждому из неограниченного числа обучающихся (из самых различных мест на нашей планете) доступ к авторским курсам по различным дисциплинам» [Sakharova, 2020].
Поэтому организация учебного процесса в дистанционной форме требует огромной работы со стороны преподавателя, здесь, безусловно, важна его ИКТ-компетентность.
Методы исследования
База исследования: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», магистранты 1 и 2 года обучения
по 49.04.01 Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорте.
Опрос респодентов проводился через онлайн-сервис. Опросник содержит 9 вопросов. Основной целью было выявить отношение и готовность магистрантов к дистанционному обучению.
Результаты исследования
В своей практике при реализации дистанционных занятий у магистрантов мы используем кейс-технологию — специальный набор учебно-методических материалов (кейс) (например, создание авторского сайта профессиональной направленности).
Совместно составляются критерии по оцениванию, далее материал демонстрируется на он-лайн-доске (мы используем систему Padlet — она позволяет произвести демонстрацию и оценить работы в онлайн-формате).
Управление учебным процессом осуществляется с использованием интернет-технологий. На сайте курса размещаются дополнительные материалы:
— ссылки на сайты, библиотеки, необходимые для подготовки;
— темы работ, предусмотренные учебной программой;
— чат-сессии, форумы-консультации для обеспечения контакта с преподавателем;
— видеоконференции;
— тесты для текущего и промежуточного контроля [Шарипов, 2016];
— теоретический материал в виде презентаций, созданных в Google-презентации и Galere, что позволяет легко интегрировать их в Moodle.
С помощью дистанционного обучения успешно реализуется индивидуальный подход, который учитывает возможности обучающего, его интеллектуальные способности, помогает снять психологические барьеры в усвоении учебного материала [Шатунский, 2020].
Результаты опроса, проведенного после серии занятий, показали, что дистанционное обучение на сегодняшний день является лучшим альтернативным способом обучения в форс-мажорных условиях. Однако респонденты отмечают недостаточный уровень медиаграмотности.
Анализ выявил у респондентов «правильное» представление о ДО; 33 % опрошенных скорее удовлетворены обучением в дистанционной форме, 67 % данный формат обучения удовлетворяет полностью.
Отвечая на вопрос «Какая форма обучения наиболее приемлема в ВШ?», большинство (71 %) назвали смешанную (дистант и аудиторные занятия).
На вопрос «Удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме?» 70 % опрошенных ответили «да», 30 % — «Скорее да, чем нет».
Интересно, что 50 % опрошенных отметили дистанционную форму обучения как наиболее интересную. В свою очередь, смешанная форма обучения удовлетворяет потребности в знаниях лишь 20 % респондентов.
Отвечая на вопрос «С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе дистанционного обучения?», 40 % отмечают «неудобство пользования сайтом», в то же время у 50 % «нет трудностей».
Анализируя уровень мотивации магистрантов к обучению, можно отметить, что у 50 % опрошенных он не меняется — обучающиеся быстро адаптируются к обучению в дистанционной форме.
Таким образом, по нашему мнению, некоторые элементы образования могут быть реализованы посредством дистанционного обучения, что стимулирует обучающихся развивать учебные навыки и навыки самообразования.
Выводы
Анализ организации и качества образовательного процесса дистанционного обучения позволяет сделать следующие выводы:
— Большая часть обучающихся успешно и быстро адаптировались к организации дистанционного обучения в СибГУФКе.
— Обучающиеся (70 %) удовлетворены организацией обучения. Стоит отметить, что у большинства не наблюдается изменение мотивации к занятиям в дистанционном формате.
— Положительные факторы работы в дистанционном формате — экономия времени, мобильность и др.
Подводя итог, можно сказать, что в форс-мажорных условиях дистанционное обучение считается лучшим альтернативным способом образования, но в современных ситуациях оно не может полностью заменить традиционную систему обучения, поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективно смешанное обучение.
Библиографический список
1. Алфимов Д. В. Организация образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам в период дистанционного обучения / Д. В. Алфимов, Е. А. Коровка // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий : материалы v Международной научно-практической конференции. Донецк, 2021. С. 223-229.
2. Богданова Л. В. Опыт дистанционного обучения как предпосылка перехода к смешанному обучению // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 9. С. 32-44.
3. Игель Н. Л. Проблемы организации дистанционного обучения в период всеобщей изоляции /
H. Л. Игель, Г. Н. Шаповал, Е. А. Карташова // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия: материалы XXIV Международной научной конференции. Моррисвилль, Северная Каролина, США, 25-26 ноября 2020 года. С. 76-78.
4. Мирзаев Ш. С. задачи дистанционного обучения. программные реализации систем дистанционного обучения // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 12. С. 839-842.
5. Рудакова Е. В. Возможности организации дистанционного обучения на основе системы управления обучением moodle // Духовная ситуация времени. Россия XXI века. 2021. № 1 (24). С. 56-59.
6. Умуров Н. К. Проблемы oneline-обучения: методические рекомендации по проведению уроков на дистанционном обучении // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 3 (160). С. 40-43.
7. Шарипов Ф. В. Педагогические технологии дистанционного обучения / Ф. В. Шарипов, В. Д. Ушаков. Москва : Университетская книга, 2016. 304 с.
8. Шатунский В. Л. Еще раз о дистанционном обучение (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатунский, Е. А. Шатунская // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87). 53-56 с.
9. Dobroselskiy V V, Peredery S. N., Erina
I. A. Prospects for the use of innovative offline technologies in distance teaching students majoring in management // Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. 2020. № 5 (84). С. 162-165.
10. Дубовш Р. Г., Евтушенко I. М., Прохшч В. М. Дистанцшне навчання очима студенпв // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 4-11 (72). С. 149-150.
11. Ivanova A. D. Writing narratives while studying online // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020. № 4. С. 26-30.
12. Karhanyan G. G. Analysis of distance learning in force majeure conditions // Cross-cultural studies: education and science. 2020. № 5. № 2. 92-96 p.
13. Magauiya M. M. Effective ways of formative assessment at distance learning // Tribune of Scientists. 2020. № 11. С. 717-724.
14. Miroshin E. V Organization of distance learning based on the moodle platform at the kuzbass state agricultural academy // Urgent problems of modern society. Language, culture, and technology in the changing world.
2020. С. 287-291.
15. Nurzhaubaeva R. B., Narbekova Z. T. Effective organization of distance learning // Bulletin of Kazakh Humanitarian Juridical Innovative University. 2021. № 1 (49). С. 100-106.
16. Okulicz-Kozaryn W. P. Ccomparison of distance learning offers by polish and ukrainian universities before covid-19 // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. № 4-3 (43). С. 28-35.
17. Polumeeva I. Teacher-student, how not to lose contact in distance learning // Polish Journal of Science.
2021. № 40 (40). С. 35-36.
18. Sakharova N. S., Kabanova O. V. Pedagogical potential of distance educational technologies nowadays // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 4 (227). С. 41-45.
19. Tsaturyan A. M. Pedagogicheskie paradigmi kak universalni podkhod k izucheniyu estestvennikh distsiplin. Pervi Mejdunarodni virtualni forum v Yaponii po rusistike,culture, pedagogike. Sotsiukulturnie I filio-logicheskie aspekti v obrazovatelnom I nauchnom kontekste. Nauchni jurnal. Statyi, dokladi Mejdunarodnogo foruma v yaponii 2014 g. s. 661-665.
20. Volkova l. M. Transport education in the context of distance learning: pros and cons // Reports scientific society. 2020. № 3-4 (24). 11-13 р.
Reference list
1. Alfimov D. V. Organizacija obrazovatel'nogo processa po dopolnitel'nym professional'nym programmam v period distancionnogo obuchenija = Organization of the educational process for additional professional programs during distance learning / D. V Alfimov, E. A. Korovka // Puti povyshenija jeffektivnosti upravlencheskoj deja-tel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti v kontekste so-cial'no-jekonomicheskogo razvitija territory : materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Doneck, 2021. S. 223-229.
2. Bogdanova L. V Opyt distancionnogo obuchenija kak predposylka perehoda k smeshannomu obucheniju = Distance learning experience as a prerequisite for the transition to mixed learning // Uspehi gumanitarnyh nauk. 2021. № 9. S. 32-44.
3. Igel' N. L. Problemy organizacii distancionnogo obuchenija v period vseobshhej izoljacii = Problems of organizing distance learning during the period of general isolation / N. L. Igel', G. N. Shapoval, E. A. Kartashova // Prioritety mirovoj nauki: jeksperiment i nauchnaja diskussija : materialy XXIV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Morrisvill', Severnaja Karolina, SShA, 25-26 nojabrja 2020 goda. S. 76-78.
4. Mirzaev Sh. S. zadachi distancionnogo obuchenija. programmnye realizacii sistem distancionnogo obuchenija = Distance learning tasks. Software implementations of distance learning systems // Voprosy ustojchivogo razviti-ja obshhestva. 2021. № 12. S. 839-842.
5. Rudakova E. V. Vozmozhnosti organizacii distancionnogo obuchenija na osnove sistemy upravlenija obucheniem Moodle = Distance learning capabilities based on the Moodle training management system // Duhovnaja situacija vremeni. Rossija XXI veka. 2021. № 1 (24). S. 56-59.
6. Umurov N. K. Problemy oneline-obuchenija : metodicheskie rekomendacii po provedeniju urokov na distancionnom obuchenii = Problems of oneline-training : guidelines for conducting lessons in distance learning // Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija. 2021. № 3 (160). S. 40-43.
7. Sharipov F. V. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obuchenija = Pedagogical technologies of distance learning / F. V. Sharipov, V. D. Ushakov. Moskva : Universitetskaja kniga, 2016. 304 s.
8. Shatunskij V. L. Eshhe raz o distancionnom obuchenie (organizacija i obespechenie distancionnogo obuchenija) = Once again about distance learning (organization and provision of distance learning) / V. L. Shatunskij, E. A. Shatunskaja // Vestnik nauki i obrazovanija. 2020. № 9-1 (87). 53-56 s.
9. Dobroselskiy V. V, Peredery S. N., Erina I. A. Prospects for the use of innovative offline technologies in distance teaching students majoring in management // Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. 2020. № 5 (84). S. 162-165.
10. Dubovik R. G., Evtushenko I. M., Prohnich V. M. Distancijne navchannja ochima studentiv // Ak-tual'nye nauchnye issledovanija v sovremennom mire. 2021. № 4-11 (72). S. 149-150.
11. Ivanova A. D. Writing narratives while studying online // Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2020. № 4. S. 26-30.
12. Karhanyan G. G. Analysis of distance learning in force majeure conditions // Cross-cultural studies: education and science. 2020. № 5. № 2. 92-96 p.
13. Magauiya M. M. Effective ways of formative assessment at distance learning // Tribune of Scientists. 2020. № 11. S. 717-724.
14. Miroshin E. V Organization of distance learning based on the moodle platform at the kuzbass state agricultural academy // Urgent problems of modern society. Language, culture, and technology in the changing world.
2020. S. 287-291.
15. Nurzhaubaeva R. B., Narbekova Z. T. Effective organization of distance learning // Bulletin of Kazakh Humanitarian Juridical Innovative University. 2021. № 1 (49). S. 100-106.
16. Okulicz-Kozaryn W. P. Ccomparison of distance learning offers by polish and ukrainian universities before covid-19 // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. № 4-3 (43). S. 28-35.
17. Polumeeva I. Teacher-student, how not to lose contact in distance learning // Polish Journal of Science.
2021. № 40 (40). S. 35-36.
18. Sakharova N. S., Kabanova O. V. Pedagogical potential of distance educational technologies nowadays // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 4 (227). S. 41-45.
19. Tsaturyan A. M. Pedagogicheskie paradigmi kak universalni podkhod k izucheniyu estestvennikh distsiplin. Pervi Mejdunarodni virtualni forum v Yaponii po rusistike,culture, pedagogike. Sotsiukulturnie I filio-logicheskie aspekti v obrazovatelnom I nauchnom kontekste. Nauchni jurnal. Statyi, dokladi Mejdunarod-nogo foruma v yaponii 2014 g. s. 661-665.
20. Volkova l. M. Transport education in the context of distance learning: pros and cons // Reports scientific society. 2020. № 3-4 (24). 11-13 r.
Статья поступила в редакцию 11.03.2022; одобрена после рецензирования 06.04.2022; принята к публикации 28.04.2022.
The article was submitted on 11.03.2022; approved after reviewing 06.04.2022; accepted for publication on 28.04.2022.