Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОТБОРЕ И ДАЛЬНЕЙШЕМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

ПРИНЦИПЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОТБОРЕ И ДАЛЬНЕЙШЕМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СПОРТИВНО ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Двейрина О.А., Крылов А.И., Белый К.В., Мельников Д.С., Терехин В.С.

Цель исследования - постановка задач и определение путей их решения в организации системы отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей с учетом преемственности и последовательности прохождения спортивной подготовки. Методика и организация исследования. В работе выполнены: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных источников, контент-анализ, опрос региональных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также ряд специфических для аналитических исследований методов. Проводилась оценка отдельных составляющих, осуществлялся анализ их взаимного влияния и целесообразности использования. Результаты исследования и выводы. Предложенные задачи и пути их решения в организации системы отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей выработаны с учетом преемственности и последовательности прохождения спортивной подготовки в организациях сферы физической культуры и спорта. Область применения планируемых результатов связывается с научно-методическим и экспертно-аналитическим обеспечением системы спортивного отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Двейрина О.А., Крылов А.И., Белый К.В., Мельников Д.С., Терехин В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CONTINUITY AND SEQUENCE OF SPORTS TRAINING IN THE SELECTION AND FURTHER SUPPORT OF GIFTED CHILDREN

Objective of the study was to set tasks and determine ways to solve them in organizing a system for selecting and further supporting sports gifted children, taking into account the continuity and sequence of sports training. Methods and structure of the study. The work includes: theoretical analysis and generalization of scientific and methodological literature and documentary sources, content analysis, a survey of regional executive authorities in the field of physical culture and sports, as well as a number of methods specific to analytical research. An assessment of individual components was carried out, an analysis of their mutual influence and expediency of use was carried out. Results and conclusions. The proposed tasks and ways of their solution in the organization of the system of selection and further support of sports gifted children are developed taking into account the continuity and sequence of sports training in organizations in the field of physical culture and sports. The scope of the planned results is associated with the scientific, methodological and expert-analytical support of the sports selection system.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОТБОРЕ И ДАЛЬНЕЙШЕМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

ПРИНЦИПЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОТБОРЕ И ДАЛЬНЕЙШЕМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

УДК/UDC 796.015.4:37.018.1

Поступила в редакцию 15.05.2023 г.

Информация для связи с автором: o.dveirina@lesgaft.spb.ru

Доктор педагогических наук, доцент О.А. Двейрина1

Доктор педагогических наук, профессор А.И. Крылов1

Кандидат педагогических наук К.В. Белый1

Кандидат биологических наук, доцент Д.С. Мельников1

Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Терехин1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

PRINCIPLES OF CONTINUITY AND SEQUENCE OF SPORTS TRAINING IN THE SELECTION AND FURTHER SUPPORT OF GIFTED CHILDREN

Dr. Hab., Associate Professor O.A. Dveirina1 Dr. Hab., Professor A.I. Krylov1 PhD K.V. Bely1

PhD, Associate Professor D.S. Melnikov1 PhD, Associate Professor V.S. Terekhin1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - постановка задач и определение путей их решения в организации системы отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей с учетом преемственности и последовательности прохождения спортивной подготовки.

Методика и организация исследования. В работе выполнены: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных источников, контент-анализ, опрос региональных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также ряд специфических для аналитических исследований методов. Проводилась оценка отдельных составляющих, осуществлялся анализ их взаимного влияния и целесообразности использования.

Результаты исследования и выводы. Предложенные задачи и пути их решения в организации системы отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей выработаны с учетом преемственности и последовательности прохождения спортивной подготовки в организациях сферы физической культуры и спорта. Область применения планируемых результатов связывается с научно-методическим и экспертно-аналитиче-ским обеспечением системы спортивного отбора.

Ключевые слова: спортивный отбор, спортивная ориентация, спортивно одаренные дети, этапы спортивной подготовки.

Abstract

Objective of the study was to set tasks and determine ways to solve them in organizing a system for selecting and further supporting sports gifted children, taking into account the continuity and sequence of sports training. Methods and structure of the study. The work includes: theoretical analysis and generalization of scientific and methodological literature and documentary sources, content analysis, a survey of regional executive authorities in the field of physical culture and sports, as well as a number of methods specific to analytical research. An assessment of individual components was carried out, an analysis of their mutual influence and expediency of use was carried out. Results and conclusions. The proposed tasks and ways of their solution in the organization of the system of selection and further support of sports gifted children are developed taking into account the continuity and sequence of sports training in organizations in the field of physical culture and sports. The scope of the planned results is associated with the scientific, methodological and expert-analytical support of the sports selection system.

Keywords: sports selection, sports orientation, sports gifted children, stages of sports training.

Введение. Статья является началом публикации результатов комплексного анализа системы отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей с учетом преемственности и последовательности прохождения спортивной подготовки.

Цель исследования - постановка задач и определение путей их решения в организации системы отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей с учетом преемственности и последовательности прохождения спортивной подготовки.

Методика и организация исследования. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и до-

кументальных источников, контент-анализ, опрос региональных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также ряд специфических для аналитических исследований методов. Проводилась оценка отдельных составляющих, осуществлялся анализ их взаимного влияния и целесообразности использования.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью поиска информативного инструментария были поставлены следующие задачи:

1. Проведение мониторинга, анализа текущего состояния нормативных правовых актов и методических материалов в части методического обеспечения и организации работы

№6 • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

по выявлению, отбору и сопровождению спортивно одаренных детей.

2. Проведение мониторинга, анализа текущего состояния подходов к разработке методик отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей.

3. Проведение мониторинга, анализа текущего состояния методик и технологий контроля подготовленности занимающихся на различных этапах спортивной подготовки.

4. Разработка справочных, аналитических и иных информационных материалов по формированию системы отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей с учетом преемственности и последовательности прохождения спортивной подготовки.

В результате решения первой задачи планируется подготовить информационно-аналитические материалы о текущем состоянии нормативных правовых актов и методических материалов по теме НМО. Полученные данные предполагается использовать для разработки рекомендаций о внесении изменений нормативные правовые акты стандарты в части регулирования отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей.

В ходе решения первой задачи проводится опрос региональных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Получены экспертно-аналитические данные о текущем состоянии нормативных правовых актов и методических материалов в части методического обеспечения и организации работы по выявлению, отбору и сопровождению спортивно одаренных детей, содержащихся в региональных нормативных правовых актах 34 регионов и 84 запланированных. На текущий момент установлено, что в качестве основного и, как правило, единственного из нормативных правовых актов в части организации работы по выявлению, отбору и сопровождению спортивно одаренных детей выступают Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта.

В рамках решения второй и третьей задачи проведен теоретический анализ и обобщение более 500 научных статей в журналах по перечню ВАК, диссертационных исследований, а также публикаций в сборниках материалов конференций, затрагивающих вопросы по теме НМО.

Анализу подверглись педагогические, медико-биологические, биомеханические, психологические и инструментальные аспекты научно обоснованных подходов к разработке методик отбора и дальнейшего сопровождения спортивно одаренных детей.

Выявлено, что научные интересы по этим аспектам распределяются непропорционально. Так, в отдельных работах имеется анализ отдельных биомеханических аспектов в приложении к конкретному виду спорта или группе близких видов спорта. Например, анализ требований к специальной гибкости стопы (угловых параметров движений) в латиноамериканских танцах, специальной гибкости в художественной гимнастике и в тяжелой атлетике, подвижности в плечевых суставах в гребле на каноэ, анализ позиций суставов в настольном теннисе, латеральной асимметрии у единоборцев. При этом биомеханический аспект является частью (как правило, малой и сопутствующей) общего анализа предрасположенности или подготовленности спортсмена, включающего в себя много других факторов [1, 2, 4-7].

Ряд работ анализирует биомеханические особенности, свойственные различным группам детей и подростков во взаимосвязи с объективными параметрами контроля (рост, масса тела, анатомические пропорции и т.п.) [3]. Результаты таких работ могут быть использованы для всех видов спорта. Следует отметить малое количество диссертационных работ по данной тематике.

Выводы. Предложенные задачи и пути их решения в организации системы отбора и дальнейшего сопровождения

спортивно одаренных детей выработаны с учетом преемственности и последовательности прохождения спортивной подготовки в организациях сферы физической культуры и спорта. Область применения планируемых результатов связывается с научно-методическим и экспертно-аналитическим обеспечением системы спортивного отбора. Литература

1. Барчуков И.С. Модель спортивного отбора кандидатов для игры в настольный теннис / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова // Психологические аспекты инноваций в образовании. - 2014. - № 9. - С.102-112.

2. Гришина Ю.С. Выявление угловых параметров высокоамплитудных движений стопы детей 11-12 лет в латиноамериканских танцах / Ю.С. Гришина, Е.В. Путинцева // Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Омск, 14-15 ноября 2019 г.). - Омск: Сиб-ГУФК, 2019. - С.111-116.

3. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: специальность 13.00.04: автореф. на соискание докт. пед. наук / В.П. Губа; Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. - Москва, 1997. - 50 с.

4. Одинцова М.А. Методические аспекты начального отбора в художественной гимнастике по техническим показателям освоения действий со скакалкой и обручем девочками 5-6 лет / М.А. Одинцова, Д.М. Баранова // Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва: матер. Всероссийской науч.-практ. конференции (г. Омск, 14-15 ноября 2019 года) - Омск: СибГУФК, 2019. - С. 251-257.

5. Опалев М.А. Критерии отбора и спортивной ориентации юных греб-цов-каноистов: специальность 13.00.04: автореф. на соискание канд. пед. наук / М.А. Опалев; ВГАФК. - Волгоград, 2004. - 25 с.

6. Сулейманов Н.Л. Основные критерии отбора наиболее одаренных и перспективных спортсменов в тяжелой атлетике / Н.Л. Сулейманов, А.А. Пономарев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2015. - № 8 (126) - С. 173-178.

7. Чемерчей О.А. Методика коррекции моторной латеральности конечностей у спортсменов, занимающихся спортивными видами единоборств: специальность 13.00: автореф. на соискание канд. пед. наук / О.А. Черемчей; ПГУФКСМТ; ВГАФК. - Челябинск, 2021. - 25 с.

References

1. Barchukov I.S., Barchukova G.V. Model sportivnogo otbora kandidatov dlya igry v nastolnyy tennis [Model of sports selection of candidates for table tennis]. Psikhologicheskiye aspekty innovatsiy v obrazovanii. 2014. No. 9. pp. 102-112.

2. Grishina Yu.S., Putintseva E.V. Vyyavleniye uglovykh parametrov vysokoamplitudnykh dvizheniy stopy detey 11-12 let v latinoamerikan-skikh tantsakh [Identification of the angular parameters of high-amplitude foot movements in children aged 11-12 in Latin American dances]. Rol eksperimentalnoy i innovatsionnoy deyatelnosti v razvitii sistemy podgotovki sportivnogo rezerva [The role of experimental and innovative activities in the development of the sports reserve training system]. Proceedings national scientific-practical conference (Omsk, November 14-15, 2019). Omsk: SibGUFK publ., 2019. pp. 111-116.

3. Guba V.P. Vozrastnyye osnovy formirovaniya sportivnykh umeniy u detey v svyazi s nachalnoy oriyentatsiyey v razlichnyye vidy sporta [Age bases for the formation of sports skills in children in connection with the initial orientation in various sports]. PhD diss. abstract. Vserossiyskiy nauchno-issledovatelskiy institut fizicheskoy kultury i sporta. Moscow, 1997. 50 p.

4. Odintsova M.A., Baranova D.M. Metodicheskiye aspekty nachalnogo otbora v khudozhestvennoy gimnastike po tekhnicheskim pokazatelyam osvoyeniya deystviy so skakalkoy i obruchem devochkami 5-6 let [Methodological aspects of the initial selection in rhythmic gymnastics according to the technical indicators of mastering actions with a rope and a hoop by girls aged 5-6]. Rol eksperimentalnoy i innovatsionnoy deyatelnosti v razvitii sistemy podgotovki sportivnogo rezerva [The role of experimental and innovative activities in the development of the sports reserve training system]. Proceedings national scientific-practical conference (Omsk, November 14-15, 2019) Omsk: SibGUFK publ., 2019. pp. 251-257.

5. Opalev M.A. Kriterii otbora i sportivnoy oriyentatsii yunykh grebtsov-kanoistov [Criteria for selection and sports orientation of young canoeists]. PhD diss. abstract. VGAFK. Volgograd, 2004. 25 p.

6. Suleimanov N.L., Ponomarev A.A. Osnovnyye kriterii otbora naibol-eye odarennykh i perspektivnykh sportsmenov v tyazheloy atletike [The main criteria for selecting the most gifted and promising athletes in weightlifting]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. No. 8 (126). pp. 173-178.

8. Chemerchey O.A. Metodika korrektsii motornoy lateralnosti konechnostey u sportsmenov, zanimayushchikhsya sportivnymi vidami yedinoborstv [Methods of correcting motor laterality of the limbs in athletes involved in sports martial arts]. PhD diss. abstract. PGUFKSMT; VGAFK. Chelyabinsk, 2021. 25 p.

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.