Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ ПОДСИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТЬЮ СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ ПОДСИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТЬЮ СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ СВЯЗИ / ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ / МОНИТОРИНГ / MODELING / TRANSPORT COMMUNICATION NETWORK / SUPPORT SUBSYSTEM / MONITORING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Боговик Александр Владимирович, Головин Александр Георгиевич, Губская Оксана Александровна

Рассмотрены основные принципы построения подсистемы поддержки процессов мониторинга и управления транспортной сетью связи, а также представлена модель ее оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Боговик Александр Владимирович, Головин Александр Георгиевич, Губская Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND EVALUATION MODEL OF THE SUBSYSTEM FOR SUPPORTING MONITORING AND MANAGEMENT OF SPECIAL PURPOSE TRANSPORT COMMUNICA TION NETWORK

The article describes the basic principles of building a subsystem to support the monitoring and management of the transport communication network, and also presents a model for its evaluation.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ ПОДСИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТЬЮ СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Morozov Alexander Viktorovich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S.M. Budyonny,

Samokhvalov Alexander Arkadevich, postgraduate, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S. M. Budyonny,

Tokar Mikhail Sergeevich, cadet, moroz19558@yandex. ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S.M. Budyonny

УДК 621.317

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ ПОДСИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТЬЮ СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А.В. Боговик, А.Г. Головин, О. А. Губская

Рассмотрены основные принципы построения подсистемы поддержки процессов мониторинга и управления транспортной сетью связи, а также представлена модель ее оценивания.

Ключевые слова: моделирование, транспортная сеть связи, подсистема поддержки, мониторинг.

Результативность работы органов управления связью при решении задач мониторинга и управления во многом определяется наличием в структуре АСУС СССН соответствующей подсистемы поддержки, базирующейся на современных принципах построения, архитектуре и эффективных алгоритмах функционирования.

Подсистема поддержки процессов мониторинга и управления транспортной сетью связи специального назначения (ПППМУТСС) должна представлять собой сложный многоуровневый иерархический распределенный программно-аппаратный комплекс, включающий разнообразные (имитационные, аналитические, логико-лингвистические и др.) модели системы связи, ее элементов и отдельных процессов организационного управления и предоставлять целый ряд сервисов поддержки, к которым можно обратиться и получить соответствующие информационные, справочные или иные требуемые услуги.

Задачи, решаемые ПППМУТСС в процессе ее функционирования, должны быть связаны друг с другом единой идеологией их использования, общностью исходных данных и сквозной последовательностью решения.

213

При использовании ПППМУТСС должностные лица органов управления связью (ДЛ ОУС), работая на персональных автоматизированных рабочих местах (АРМ), должны иметь возможность «манипулировать» различными объектами системы связи, обмениваться разнообразными данными, необходимыми для реализации процессов организационного управления, запускать процедуры генерации и оценки вариантов решений о возможных способах распределения ресурсов сил и средств связи и т.п. При этом данные должны поддерживаться как в общих, так и в локальных информационных массивах.

В целом ПППМУТСС должна строиться на основе модельного подхода, т.е. опираться на использование семейства моделей: предметной области, процессов организационного управления, вариантов решений (прецедентов) по планированию и оперативному управлению связью.

Модели предметной области должны описывать структуру системы связи и ее элементов, их атрибуты, свойства, функции, отношения между элементами, функционирование в процессе развертывания, восстановления, свертывания, возможное воздействие противника на систему связи, ее элементы и т.п. В моделях должна найти отражение последовательность операций и процедур, выполняемых ДЛ ОУС с помощью ПППМУТСС, а в моделях вариантов решений - реализованные ранее варианты решений по организации связи или последовательности операций по их получению (прецеденты).

Использование ПППМУТСС предполагает представление процесса организационного управления множеством операций преобразования моделей предметной области в соответствии с заданными требованиями и ограничениями, определяемыми условиями проведения операций, организации связи и условиями управления связью с использованием фактографической информации, формальных и экспертных знаний, расчетных процедур, имитационных и аналитических моделей, прецедентов и др.

ПППМУТСС должна обладать тремя свойствами: интегрированно-стью, интеллектуальностью и интерактивностью.

Интегрированность ПППМУТСС предполагает интеграцию ее компонентов, данных и знаний о системе связи, а также создание многоуровневых интерфейсов между ними: использование единых и интегрированных моделей процессов управления и объектов предметной области; поддержка всех этапов процесса организационного управления; интеграцию полного перечня процедур, задач и стадий, предоставление ДЛ ОУС возможностей для выполнения различных операций обработки и преобразования информации.

Интеллектуальность ПППМУТСС включает интеллектуальное решение задач, способных оказать помощь ДЛ ОУС в решении задач организационного управления и адаптации их к реальным условиям, оказать интеллектуальную поддержку ДЛ ОУС знаниями о предметной области, что способствует гибкому человеко-машинному взаимодействию и более продуктивному решению задач.

Интерактивность ПППМУТСС состоит в поддержке цикла процедур создания и тестирования объектов организационного управления за приемлемо короткое время; обеспечении взаимодействия ДЛ ОУС с совокупностью моделей, данных и знаний на семантическом и прагматическом уровнях.

В процессе формирования, оценки и выбора рационального варианта построения ПППМУТСС в АСУС необходимо наличие адекватного механизма оценивания качества функционирования (эффективности) ПППМУТСС.

С этой целью целесообразно ввести комплексный показатель качества функционирования, (функцию полезности), а также критерий качества функционирования, которые имеют следующий вид:

QS = Q{PT, П , K_, Km, Uad}; Qs * Qp, (1)

n uz

где Qkp - минимально допустимый уровень качества функционирования ПППМУТСС, характеризующий минимально допустимый уровень качества обслуживания ДЛ ОУС; ПT - показатели, характеризующие своевременность предоставления услуг ПППМУТСС ДЛ ОУС; П otn - показатель

n uz

полноты предоставляемых ПППМУТСС услуг, характеризующие долю реально предоставляемых услуг от максимально возможного их числа; Kserv - коэффициент комплексной готовности, характеризующий устойчивость ПППМУТСС; Kinf - коэффициент информационной готовности, характеризующий уровень безопасности ПППМУТСС; Пad - показатель адекватности (обоснованности) решений, вырабатываемых при использовании ПППМУТСС.

В соответствии с (1) функция полезности QS ПППМУТСС должна зависеть от показателя Пт, характеризующего своевременность предоставления услуг для всей номенклатуры сервисов, определяемых временем ожидания Тож и временем исполнения (собственно временем обслуживания) Tus , являющимися случайными величинами, зависимыми от интен-сивностей потока заявок на предоставление сервисов 1с, от производительности соответствующих комплексов средств ПППМУТСС, обеспечивающих сервис - величины Bserv, характеризующей как число одновременно обслуживаемых запросов ДЛ ОУС по получению сервиса ПППМУТСС, так и время обслуживания Tus, задаваемое интенсивностью обслуживания

Mus .

В качестве показателя своевременности, т.е. вида функции T , обычно используется:

либо непосредственное значение среднего времени предоставления ДЛ ОУС сервиса ПППМУТСС, либо относительное значение, соотнесенное к допустимому значению времени предоставления сервиса;

215

вероятность своевременного предоставления сервиса, т.е. Рс.

Функция полезности QS должна также зависеть от показателей полноты предоставляемых услуг П ош , характеризующих отношение числа шиг, предоставляемых ДЛ ОУС сервисов ПППМУТСС к общему необ-

Tp

ходимому числу сервисов N ш , т.е. в качестве такого показателя целесообразно взять величину относительного числа предоставляемых услуг, показывающую степень охвата комплекса задач организационного управления контуром ПППМУТСС.

В некоторых случаях важно учитывать относительную важность тех или иных предоставляемых ПППМУТСС услуг (сервисов).

Функция полезности QS должна зависеть от показателей устойчивости, ПППМУТСС, как системы, характеризующейся конечной надежностью, живучестью и помехоустойчивостью. В качестве показателя устойчивости целесообразно использовать коэффициент комплексной готовности Kserv, определяемый средним временем исправной работы, учитывающим выход из строя элементов ПППМУТСС вследствие воздействия различных дестабилизирующих факторов, а также средним временем восстановления, учитывающим восстановление ПППМУТСС после всех прогнозируемых воздействий.

Функция полезности QS должна зависеть также от показателей безопасности, задаваемых коэффициентом информационной готовности Kin, имеющим тот же смысл, что и коэффициент комплексной готовности, но в условиях информационных воздействий.

Функция полезности QS должна зависеть и от показателей адекватности (обоснованности) решений, учитывающих как степень адекватности применяемых в ПППМУТСС способов и моделей реальным процессам функционирования системы связи, так и степень обоснованности их применения для решения тех или иных задач организационного управления.

В целом, в качестве области изменения функции QS требуется взять некоторую безразмерную относительную величину 0 < qS £ 1, связанную с временем решения задач организационного управления, т.е. с временными, вероятностными, вероятностно-временными показателями а также показателями производительности ПППМУТСС, которые тесно связаны друг с другом и в значительной степени характеризуют своевременность предоставления услуг (сервисов) требуемого качества. Следовательно, в процессе построения и принятия решения (выборе наилучшего для конкретных условий применения варианта ПППМУТСС) требуется в качестве базового показателя использовать показатель своевременности и соотнести с ним значения других показателей, влияющих на QS, (т.е. показателей П, П ош , Kserv, ^ и Пас1), применяя необходимые механизмы

П ш

корректировки. При этом для получения интегрального показателя полезности ПППМУТСС целесообразно использовать методы экспертного оценивания.

Список литературы

1. Боговик А.В., Нестеренко А.Г., Одоевский С.М. Новые информационные и сетевые технологии в системах управ-ления военного назначения: в 2 ч. Ч. 1. Новые сетевые технологии в системах управления военного назначения / под ред. С.М. Одоевского. СПб.: ВАС, 2010. 432 с.

2. Буренин А.Н., Курносов В.И. Теоретические основы управления современными телекоммуникационными сетями / под ред. д-ра техн. наук, проф. В.И. Курносова. М.: Наука, 2011. 464 с.

3. Боговик А.В., Игнатов В.В. Теория управления в системах военного назначения. СПб.: ВАС, 2008. 460 с.

4. Таненбаум Э. Компьютерные сети. СПб.: Питер, 2002. 736 с.

Боговик Александр Владимирович, канд. воен. наук, профессор, bogovikav@mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Головин Александр Георгиевич, канд. техн. наук, доцент, golovinav@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Губская Оксана Александровна, адъюнкт, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного

PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND EVALUATION MODEL OF THE SUBSYSTEM FOR SUPPORTING MONITORING AND MANAGEMENT OF SPECIAL PURPOSE TRANSPORT COMMUNICA TION NETWORK

A. V. Bogovik, A. G. Golovin, O.A. Gubskaya

The article describes the basic principles of building a subsystem to support the monitoring and management of the transport communication network, and also presents a model for its evaluation.

Key words: modeling, transport communication network, support subsystem, monitoring.

Bogovik Aleksandr Vladimirovich, candidate of military sciences, professor, bo-govikav@mail. ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny,

Golovin Aleksandr Georgievich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny,

Gubskaya Oksana Aleksandrovna, postgraduate, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.