Научная статья на тему 'Принципы построения и использования системы контрольных параметров деятельности банков'

Принципы построения и использования системы контрольных параметров деятельности банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / ПРИНЦИПЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / BANK / SUPERVISION / CONTROL / ASSESSMENT / PRINCIPLES / INDICATORS / CONTROL PARAMETERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурати Анна Ивановна

Повышение роли оценок в системе отношений надзора и банковского менеджмента рассматривается в статье как актуальное направление обеспечения снижения рисков. Предложено ввести в научный и деловой оборот термин «контрольные параметры деятельности банков», дано авторское определение термина, указана сфера его применения. Сформулированы принципы построения системы контрольных параметров деятельности банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of construction and usage of the bank control parameters system

An increasing role of assessments in a system of supervision and bank management relations is presented in the article as an actual trend of risks reduction support. The term bank control parameters is offered for scientific use, author's definition of the term und area of its application are explained. The principles of construction of the bank control parameters system are formulated

Текст научной работы на тему «Принципы построения и использования системы контрольных параметров деятельности банков»

А.И. МУРАТИ

Анна Ивановна МУРАТИ — аспирантка кафедры банковского дела СПбГУЭФ.

В 2005 г. окончила Алтайский государственный университет. Автор 7 публикаций.

Область научной специализации - банки и иные кредитные организации.

^ ^ ^

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ*

В построении систем оценки деятельности банков должны реализовываться цели обеспечения стабильности и надежности банковской системы. Одним их актуальных направлений в обеспечении снижения рисков банковской системы, на наш взгляд, является признание взаимной обусловленности и взаимосвязи надзора и банковского менеджмента и уточнение роли оценок в системе их отношений.

Очевидно, что применительно к классической схеме управления надзор как оценка соответствия деятельности кредитной организации установленным нормам реализует функцию контроля. Неотъемлемой частью процесса внутрибанковского управления также выступает контроль. Согласно теории управления, процедуры сравнения, оценки отклонений и степени их влияния на функционирование организации дают материал для принятия решений. Оценка характеристик объекта и принятие решений с целью корректировки ситуации являются циклически повторяющимися процедурами и в банковском менеджменте, и в надзоре.

Устойчивость системы как некий стандарт ее функционирования может быть описана количественными показателями и качественными параметрами с определенными границами, признаками состояний. Трансформация качественных признаков в количественные оценки (баллы, индексы, коэффициенты) необходима при конструировании комплексных показателей оценки, но в надзоре и внутрибанковском контроле целесообразна часть оценок на уровне суждений (например, при идентификации операций как сомнительных, при оценке связанности субъектов с бизнесом собственников банка, в мотивированных суждениях об уровне кредитного риска по ссудам, при оценках формирования капитала надлежащими активами, выявлении нарушения установленного порядка операций). Возрастает необходимость контроля содержательных параметров операций и уточнения характеристик их допустимой нормы.

Если цели и задачи Банка России и кредитных организаций представить в виде множеств показателей и параметров, они будут пересекаться, в том числе, часть из них совместится в некоторых интервалах количественных значений и содержательных характеристик. Активное доведение до банков регулятивных требований, применение мер ответственности в случае их неисполнения привели к тому, что часть внешних надзорных функций симметрично воспринята системой внутреннего контроля в банках, в контрольных аспектах банковского менеджмента присутствуют приоритеты и критерии надзорного характера. Считаем этот признак существенным элементом построения системы эффективного надзора.

Указанные признаки исполнения контрольных функций взаимосвязанными субъектами, взаимная обусловленность и взаимосвязь надзора и банковского менеджмента, а также заданная Базелем III необходимость развития оценок в направлении усиления роли стандартов делают возможным введение в научный и деловой оборот такого термина, как «контрольные параметры деятельности банков», сущность которого дана нами в следующем определении.

ГРНТИ 06.73.55 © А.И. Мурати, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой.

Контрольные параметры деятельности банков — это нормативно-ориентированные показатели, характеристики операций и состояний банков, используемые для оценки их соответствия установленным требованиям, рекомендациям и для принятия решений надзорного и управленческого характера.

Предлагаемый термин не изменяет надзора как принципиальной системы отношений между Банком России и кредитными организациями, но его введение способно сделать эти отношения более эффективными — обеспечить целенаправленное формирование системы нормированных оценок, выделить особо значимую для конкретного ситуационного периода группу показателей и качественных характеристик и встроить их в процедуры принятия решений.

Нами сформулирован ряд принципов построения и использования системы контрольных параметров деятельности банков; они могут рассматриваться как принципы построения системы оценок банков как таковых.

1. Принцип целеполагания и декомпозиции целей в показатели. Система контрольных характеристик отражает цели, поставленные перед банковской системой России, в том числе выработанные Банком России и установленные самими кредитными организациями. Одной из целей деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов законодательно закреплены как главные цели банковского регулирования и банковского надзора. Законодательно закрепленная цель деятельности кредитной организации — извлечение прибыли. Она расширяет перечень целей Банка России, но не вступает с ними в противоречие. Общность целей Банка России и кредитных организаций закреплена в главе III Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» как обязанность кредитных организаций самостоятельно обеспечивать стабильность и надлежащий уровень надежности [1].

Декомпозиция целей в показатели (например, показатели оценки экономического положения банков или финансовой устойчивости) позволяет измерить степень достижения целей. Факторы достижения целей могут формировать цели второго порядка (например, ликвидность, или достаточность, капитала).

2. Принцип трансформации ограничений в цели. Основан на идеях одной из теорий управления — теории ограничений. Функционирование всей системы ограничивается возможностями слабых элементов. С позиций оценки необходимо идентифицировать системное ограничение, с позиций надзора и управления — фокусировать усилия на целях устранения или минимизации ограничения (риска, несоответствия), а далее — идентифицировать новое ограничение. Для банковского менеджмента требования надзорного характера являются, как правило, ограничениями и включаются в перечень контрольных параметров. Формирование риск-менеджмента, политика которого позволит трансформировать ограничения в цели, может устранить часть противоречий между интересами надзора и банков.

3. Принцип множественности оценок основывается на изначальном, внутренне присущем объекту, разнообразии и сложности. Число сочетаний факторов и рисков также обусловливает множественность оценок. В процессе экономической диагностики возможно агрегирование и свертывание показателей, но при этом проявится эффект взаимного погашения положительных и отрицательных влияний факторов на результативный показатель, что следует учитывать в профессиональных суждениях.

Система контрольных показателей не является однозначно определенной, кризисы и новые риски могут увеличить число контрольных параметров, изменить их состав. Корректировка целей, изменение рисков могут привести к переходу контрольных показателей в группу аналитических.

4. Принцип достоверности оценок предполагает адекватность оценок объекту, истинность и реалистичность суждений. В философском плане достоверность — это обоснованная форма существования истины, вместе с тем истина существует как субъективная реальность. Субъективизм оценок не должен противоречить их достоверности. В настоящее время сформировались два основных подхода к достоверной оценке: жестко регламентированный, при котором процедура оценки должна соответствовать нормативно закрепленным правилам и быть формализована, и второй подход — когда достоверность оценки фактического положения дел достигается свободным выражением профессионального суждения.

5. Принцип мотивированности суждений выделяется как самостоятельный принцип оценки, исходя из его актуальности и эволюционного развития характеристик принципа достоверности. При этом учитывается, что мотивированность суждений является международно признанной нормой, а в стратегических документах по развитию банковского сектора Российской Федерации содержательные подходы определены как приоритетные. По существу указанный принцип представляет собой наличие убедительной мотивировки в качественных оценках. В рамках развития принципа необходимы более четкая формулировка сути, критериев и логической основы мотивированного суждения, законодательное закрепление сферы его применения. В технологическом плане целесообразна разработка эталонов мотивированного суждения.

6. Принцип нормы заключается в разработке правил, регламентов, требований к характеристикам операций и состояний. Возможность дифференцированных оценок предполагают дифференцированные нормы. Необходимо также наличие признаков существенности отклонений (нарушений), поскольку именно существенность оп-

ределяет выбор мер надзорного реагирования и объем ресурсов, вводимых банком для устранения выявленных отклонений.

7. Принцип приоритетов и критериев регулятивного и надзорного характера предполагает формулирование и нормативное закрепление соподчиненности элементов в системе диагностики соблюдения кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России.

В Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закреплена миссия Банка России — поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов [2], что обозначило Банк России в качестве основного субъекта оценок применительно к такому предмету оценки, как соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России, выполнение установленных обязательных нормативов.

Кроме того, Банк России находится во главе двухуровневой банковской системы и, являясь ее регулятором, определяет для банков методологию и процедуры оценки рисков. Приоритеты надзорного характера подтверждает и то, что при неисполнении кредитной организацией требований Банка России применяются меры ответственности. Имеющиеся дискуссии об объективности и последствиях его оценок и решений свидетельствуют о необходимости правовой корректировки отношений субъектов и совершенствования методологии и методик оценок.

8. Принцип конфиденциальности при раскрытии и использовании результатов оценок предполагает избирательную публичную доступность таких результатов. Например, не подлежат разглашению результаты оценки операций, полученные по итогам инспекционных проверок; не являются общедоступными итоги классификации банка по результатам оценки его экономического положения, а информация о несоответствии банка требованиям к участию в системе страховании вкладов, следствием которого стал запрет на привлечение вкладов, должна быть размещена в помещениях, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

Из разумной осторожности негативные оценки отдельных сторон деятельности банка, которыми располагает менеджмент банка, как правило, не доводятся до широкой общественности, поскольку конкуренты и клиенты склонны к их преувеличению и могут провоцировать усиление рисков.

9. Принцип открытости (транспарентности) основан на расширении публичности раскрытия информации и оценок, усиления транспарентности. Так, согласно заключенным соглашениям, отчетность самостоятельных кредитных организаций (оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета и отчет о прибылях и убытках) публикуется на сайте Банка России, что потенциально дает возможность любому лицу отслеживать отдельные показатели кредитных организаций. Имеются обязательные требования к раскрытию существенных фактов. Степень соблюдения транспарентности оценивается при оценке финансовой устойчивости банка.

10. Принцип встроенности оценок в контур управления. Система контрольных параметров обеспечивает реализацию одной из функций управления — контроля — и является инструментом принятия решений. Как отмечено выше, с позиций теории управления эти функции реализует надзор.

11. Принцип адекватности информационных систем выражает необходимость формирования системы информации, соответствующей развитию методов и технологий оценок, увеличению объема операций и изменению профиля рисков. Потребности надзора и контроля предполагают накопление информации в аналитических базах данных и возможность ее получения своевременно и в любом разрезе.

Сформулированные нами принципы оценки деятельности банков могут уточняться.

ЛИТЕРАТУРА

1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Российская газета. 1996. 10 февр.

2. О Центрально м банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ; принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 27 июня 2002 г. // Там же. 2002. 13 июля.

Р.А. НАДЖАФОВ

Руслан Айдынович НАДЖАФОВ — аспирант кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончил Дагестанский государственный университет. Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — мировая экономика, внешнеэкономические связи регионов.

^ ^ ^

РОЛЬ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ

СВЯЗЕЙ РЕГИОНА*

Во всем мире развитию микрокредитования придается огромное значение, ему отводится роль одного из ключевых инструментов развития малого бизнеса и вовлечения малоимущих в деятельность, позволяющую повысить уровень их доходов. Эффективность такого инструмента положительно оценена мировым сообществом. Наибольшее распространение микрокредитование получило в развивающихся регионах мира, в странах с высокой долей бедного и беднейшего населения, таких как Индия, Бангладеш, страны Африки и Юго-Восточной Азии. Вместе с тем индустрия микрофинансирования присутствует и в достаточно развитых государствах, например в США, Франции, странах Восточной Европы, где, как правило, выступает в роли механизма поддержки малого бизнеса.

В настоящее время микрофинансированию в России уделяется большое внимание как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. В условиях экономического кризиса микрокредитованию отводилась роль инструмента сокращения уровня безработицы и преодоления последствий экономического спада путем реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, система микрокредитования является частью федеральной программы развития регионов. Для наиболее эффективного функционирования этой системы 18 июня 2010 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В современной России возможная направленность микрофинансирования связана не столько с устранением бедности (как традиционно в развивающихся странах), сколько с удовлетворением нужд мелких предприятий, малого бизнеса. В настоящее время развитие национального финансового сектора в России смещено в сторону столицы [4]. На начало 2009 г. около половины экономически активного населения России не имело полноценного доступа к финансовым услугам. Ущемленными в доступе к финансированию являются около 40 млн человек и субъектов малого бизнеса, в том числе малообеспеченное население, особенно сельское; начинающие предприниматели; действующие субъекты микробизнеса. При этом, по различным оценкам, на руках у населения находится до 50 млрд долл., которые выведены из оборота, в том числе из-за отсутствия финансовой инфраструктуры в местах проживания этих людей. В итоге, средняя обеспеченность регионов финансово-кредитными услугами составляет лишь 4 % от уровня Москвы. В то время как повышение обеспеченности финансовыми услугами до уровня Восточной Европы к 2012 г., а затем до уровня Западной Европы к 2020 г. является ответом на поручение Президента РФ и одним из приоритетов социально-экономического развития страны [3].

Сегодня наиболее ущемленным в доступе к финансовым услугам является малообеспеченное население, особенно сельское. В слаборазвитых регионах с аграрным типом экономики финансовые ресурсы зачастую остаются практически недоступными значительной части населения. Так, проведенный Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан (РД) мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства подтвердил, что основным фактором, сдерживающим развитие бизнеса, независимо от отрасли, является недоступность банковских кредитов и полулегальность доступных (от физических

ГРНТИ 06.51.51 © Р.А. Наджафов, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.И. Евдокимова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.