Научная статья на тему 'Перспективы развития рынка микрофинансовых услуг в России и основные направления его государственного регулирования'

Перспективы развития рынка микрофинансовых услуг в России и основные направления его государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2521
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / MICROFINANCE / МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МФО) / MICROFINANCE INSTITUTION (MELS) / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / FINANCIAL SERVICES / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCIAL RESOURCES / КЛИЕНТЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА / LOW-INCOME CLIENTS / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / COMMERCIAL BANK / КРЕДИТОВАНИЕ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ / МИКРОЗАЕМЩИК / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ / GOVERNANCE IMPROVEMENT / ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FINANCIAL REGULATION / КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ / PORTFOLIO COMPOSITION / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / CREDIT POLICY / АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / FINANCIAL STATEMENT AUDIT / НЕБАНКОВСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NONBANK FINANCIAL INSTITUTION / CREDIT TO MICROENTERPRISES / MICRO-BORROWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковец Максим Владимирович

Данная статья посвящена оценке роли микрофинансирования в развитии финансовой системы страны и повышении доступности финансовых услуг, анализу рынка микрофинансовых услуг в России на современном этапе и тенденциям его дальнейшего развития. Определены основные факторы, обусловливающие привлекательность и востребованность микрофинансовых услуг для представителей малого и среднего бизнеса и широких слоев населения. На основании проведенного анализа действующих норм отечественного законодательства, регламентирующих деятельность микрофинансовых организаций, сформулированы основные проблемы, препятствующие эффективному развитию микрофинансового бизнеса, решение и реализация которых должны стать одним из приоритетов государственного регулирования и контроля деятельности микрофинансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Microfinance Services Market in the Russian Federation: Prospects and Directions of State Regulation

The article evaluates the role of microfinance in the development of the financial system of the country and increasing the availability of financial services, analyses microfinance services market in Russia and its development trends. The author defines the main factors that determine an increased demand for microfinance services for small and medium-sized businesses and the general public. Based on the analysis of the existing microfinance legislation, the author determines the main problems of microfinance business development, solving which should become one of the priorities of the state regulation and supervision of the microfinance market.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития рынка микрофинансовых услуг в России и основные направления его государственного регулирования»

Экономические вопросы управления

Быковец М.В.

Перспективы развития рынка микрофинансовых услуг в России и основные направления его государственного

регулиро вания

Быковец Максим Владимирович — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: mbykovets@gmail.com

Аннотация

Данная статья посвящена оценке роли микрофинансирования в развитии финансовой системы страны и повышении доступности финансовых услуг, анализу рынка микрофинансовых услуг в России на современном этапе и тенденциям его дальнейшего развития. Определены основные факторы, обусловливающие привлекательность и востребованность микрофинансовых услуг для представителей малого и среднего бизнеса и широких слоев населения. На основании проведенного анализа действующих норм отечественного законодательства, регламентирующих деятельность микрофинансовых организаций, сформулированы основные проблемы, препятствующие эффективному развитию микрофинансового бизнеса, решение и реализация которых должны стать одним из приоритетов государственного регулирования и контроля деятельности микрофинансового рынка.

Ключевые слова

Микрофинансирование, микрофинансовая организация (МФО), финансовые услуги, финансовые ресурсы, клиенты с низким уровнем дохода, коммерческий банк, кредитование микропредприятий, микрозаемщик, повышение качества управления, финансовое регулирование, кредитный портфель, кредитная политика, аудит финансовой отчетности, небанковские финансовые организации.

Необходимым условием социально-экономического развития любого государства является успешное функционирование финансового рынка страны, эффективность осуществляемой кредитно-денежной политики и повышение доступности финансовых услуг. В условиях глобальной экономической нестабильности вопросы повышения доступности финансовых услуг для широких слоев населения и малого бизнеса, перспективы развития розничной финансовой инфраструктуры приобретают особую актуальность. На сегодняшний день более 2,5 млрд человек на планете (из них 65% — граждане развивающихся стран) не имеют доступа к финансовым услугам1. Текущий финансово-экономический кризис еще больше обострил проблему диверсификации финансово-кредитной системы, повышения ее устойчивости, внедрения новых инновационных технологий финансового обслуживания и создания развитой финансовой инфраструктуры. Столь пристальное

1 Круглый стол «Роль микрофинансирования и других инструментов финансовой доступности в решении глобальных экономических вызовов»: Материалы Гайдаровского форума — 2013. Москва, 19 января 2013 г.

внимание мирового сообщества к проблеме обеспеченности потребителей финансовыми услугами объясняется осознанием особой роли активного сотрудничества всех категорий населения и бизнеса с финансово-кредитными организациями. Реализация национальных планов повышения финансовой доступности привела к тому, что Россия за короткое время совершила качественный скачок как в формировании законодательного регулирования сферы финансовых инноваций, так и в практическом внедрении перспективных финансовых инструментов.

Финансовые аналитики едины в своем мнении, что в рамках общей концепции повышения доступности финансовых услуг целесообразно построение комплексной, диверсифицированной модели розничного кредитно-финансового рынка, предусматривающего последовательное и согласованное развитие как банковской, так и небанковской финансовой инфраструктуры2. Одним из направлений комплексного подхода к решению данной задачи является широкая экспансия поставщиков финансовых услуг в территориальном разрезе и с точки зрения обеспечения данными услугами всех категорий граждан и субъектов бизнеса.

Важной составляющей и одним из инновационных инструментов развития финансово-кредитной системы страны в последние годы становится сектор микрофинансирования. Реализация одного из приоритетных направлений социально-экономической политики государства — повышение доступности финансовых услуг для широких слоев населения и представителей малого и среднего бизнеса — должна быть обеспечена в первую очередь за счет развития системы микрофинансирования, являющейся в мировом сообществе альтернативой потребительскому кредитованию.

Несмотря на то, что мировая история современного микрофинансирования насчитывает уже четыре десятилетия, а масштабы индустрии измеряются сотнями миллионов клиентов, в России этот сегмент финансового рынка только вступил в период своего интенсивного развития. Все это открывает широкое поле для изучения микрофинансирования в России, в том числе финансовой и социально-экономической составляющей этого института. Рынок микрофинансирования в России — тема, на сегодняшний день весьма полемичная, социально острая и набирающая все большую популярность в последние годы.

Принятые в последние годы законы о микрофинансовых организациях (МФО) и кредитных кооперативах, современное регулирование национальной платежной

2 Материалы IIX ежегодной конференции «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения». Москва, 17 октября 2013 г.

системы создают определенную нормативно-правовую основу для развития новых секторов экономики, а высокая потребность в финансовых услугах формирует общественный запрос, удовлетворить который с должным уровнем качества может только сильная и устойчивая финансовая индустрия.

Безусловно, доминирующим поставщиком финансовых услуг был и остается банковский сектор. На него приходится основной объем операций по обслуживанию различных категорий потребителей финансовых услуг. Вместе с тем нельзя не отметить, что на сегодняшний день банковская система не в состоянии в полном объеме удовлетворить спрос на финансовые услуги в силу различных ограничений экономического и социального характера. По оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), доля граждан, не имеющих доступа к стандартным банковским продуктам, составляет более 25% взрослого населения страны3. За пределами Москвы данный показатель достигает 48%, что составляет 70 млн человек. Для начинающих предпринимателей ситуация выглядит еще острее: проблема недостаточности стартового капитала в силу низкого уровня накоплений граждан является одним из основных факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса. Особенно актуальна проблема недофинансирования для регионов, малых городов и сельской местности с населением менее 50 тыс. человек, где проникновение финансовых институтов сопряжено с необходимостью сокращения их издержек при сохранении достаточной эффективности. В трети российских регионов обеспеченность финансовыми услугами всех категорий населения и представителей малого и среднего бизнеса составляет около 30% данных по Москве и Московской области. Больше половины банков сосредоточено в Центральном федеральном округе, в то время как две трети МФО сосредоточено в трех округах: Центральном, Приволжском и Сибирском. На 100 тыс. россиян приходится всего 2,2 банковских офиса, в то время как в странах Евросоюза этот показатель достигает 50-60 банковских подразделений4.

3 Криворучко С.В., АбрамоваМ.А., МамутаМ.В. и др. Микрофинансирование в России. М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2013.

4 Концепция повышения доступности розничных финансовых услуг и развития рынка микрофинансирования в Российской Федерации на период 2012-2016 гг. / Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР). М., 2012. URL: http:// www. rmcenter.ru/analitics/library/d etail.php?ID=3946 (05.08.2014).

График 1. Количество банковских офисов на 100 тыс. жителей

На современном этапе финансовый рынок России является «заложником» общей экономической ситуации в стране. Ужесточение требований к капитализации банковского сектора, наметившаяся тенденция по поглощению менее крупных банков более крупными, глобализация финансовой среды выдвигают на первый план задачу создания конкурентной среды финансового рынка, что является существенной предпосылкой для дальнейшего развития микрофинансовой отрасли. Развитие микрофинансирования, как одного из инновационных финансовых инструментов антикризисной политики, целью которого является создание высокодинамичной, гибкой и эффективной системы кредитования малого и среднего бизнеса, оказание финансовых услуг начинающим субъектам малого предпринимательства и широким слоям населения, является на сегодняшний день одним из перспективных направлений повышения доступности и популяризации финансовых услуг.

В рамках реализации социально-экономической политики государства основными целями микрофинансирования на современном этапе являются:

экономические цели:

• обеспечение доступности рабочего капитала для начинающих предпринимателей (стартап),

• содействие ускоренному и эффективному развитию малого бизнеса,

• выравнивание диспропорций регионального развития,

• декриминализация малого бизнеса путем сокращения доли теневого финансирования начинающих предпринимателей;

социальные цели:

• повышение уровня социально-экономической и гражданской активности населения и их финансовой грамотности;

• снижение уровня безработицы и повышение уровня жизни малообеспеченных слоев населения;

• интеграция социально незащищенных слоев населения в полноценную жизнь.

За счет развития и расширения сети микрофинансовых организаций

существенно возросла роль и популярность специализированных небанковских кредитных институтов, что одинаково характерно как для России, так и для зарубежных стран. Не являясь конкурентом сети банковских организаций, а дополняя ее, система институтов микрофинансирования призвана решать задачу удовлетворения растущего специфического спроса на финансовые услуги представителей малого бизнеса, начинающих субъектов малого предпринимательства и широких слоев населения с низким и средним уровнем дохода, у которых отсутствует доступ к традиционным банковским услугам. Популярность МФО с каждым годом только увеличивается, а рынок микрофинансирования продолжает наращивать объемы.

Уже на сегодняшний день целевой аудиторией микрофинансового рынка является более 80% взрослого населения России: более 60% заемщиков МФО — женщины, 36% — население в возрасте от 31 до 40 лет, 29% — в возрасте от 41 до 50 лет, 20% — молодые люди в возрасте до 28 лет. Основным потребителем микрофинансовых услуг является экономически активное население страны с невысоким и средним уровнем дохода, занятое в сфере обслуживания и торговли (27%), строительстве и транспортной отрасли (15%), работники бюджетной сферы и офисные сотрудники (35%). Количество заемщиков — субъектов малого бизнеса и предпринимательства оценивается в 250 тыс. единиц5.

Структура рынка микрофинансовых услуг по объемам выдаваемых займов характеризуется следующими показателями:

5 Материалы XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Инновации и защита прав потребителей — фокус на клиенте». Москва, 23-25 октября 2013 г.

• 40% — микрозаймы малому бизнесу и микробизнесу, включая индивидуальных предпринимателей. При этом около 70% микрозаймов малому бизнесу предоставляется субъектам, работающим в малых городах и сельской местности;

• 47% — потребительские микрозаймы, включая займы с доставкой на дом (HomeDoorLending);

• 13% — кредиты дозаработной платы (PayDayLoans).

по объему выдач по числу игроков

13% 40%% ^ifl i 35% 50%

15%

Рисунок 1. Структура рынка микрофинансирования

— Микрозаймы малому бизнесу, включая индивидуальных предпринимателей (МСБ);

— Потребительские микрозаймы физическим лицам;

— Кредиты до заработной платы (PDL).

Общее состояние рынка, обусловленное возрастающим спросом на микрофинансовые услуги, характеризуется значительными темпами роста как микрофинансового сектора в целом, так и его участников. На текущий момент в государственном реестре зарегистрировано более 4 600 микрофинансовых организаций6. С учетом микрофинансистов, работающих в «тени», игроков еще больше. Всего с начала 2013 года реестр пополнился более чем на 1 000 компаний. Лидером по числу зарегистрированных МФО стал Ш квартал 2013 года, по итогам которого реестр пополнился 539 организациями (рост 17%). Темп прироста численности МФО, который в среднем составлял 400 организаций в квартал, увеличился более чем на четверть. В среднем прирост составил порядка 6 организаций в сутки. Лидерами по числу новых организаций в государственном реестре МФО стали Москва (+75), Иркутская область (+22), Омская область (+21) и Республика Бурятия

6 Микрофинансирование // Информационный портал «Микрофинансирование в России». URL: http://www.rusmicrofinance.ru/info-center/microfinance/ (05.08.2014).

(+20)7. Несмотря на значительное число участников, микрофинансовый рынок характеризуется достаточно высоким уровнем концентрации. Условно всех участников рынка можно выделить в три группы: 1) крупные коммерческие компании — лидеры рынка (8 участников выборки, около 35% рынка); 2) МФО с государственным участием, специализирующиеся на предоставлении микрозаймов малому и среднему бизнесу; 3) небольшие частные компании. Драйверами роста рынка продолжают оставаться коммерческие микрофинансовые институты, на долю которых приходится практически треть объемов рынка, а темпы прироста их портфелей составляют в среднем 40%, в то время как МФО с государственным участием растут заметно медленнее — порядка 6%8.

Анализ текущего состояния микрофинансового рынка свидетельствует о том, что он вступил в период своего интенсивного развития, а темпы роста отрасли имеют ярко выраженную положительную тенденцию. Так, за период 2009-2012 объемы микрофинансирования выросли в 2,5 раза и достигли уровня 48 млрд руб., демонстрируя при этом ежегодные темпы прироста порядка 30%, что составило 0,9% от всего объема розничного кредитования и 0,7% — от объема нежилищного розничного кредитования9. По итогам 2013 года совокупный объем портфеля займов российских микрофинансовых компаний вышел на уровень 85 млрд руб. при приросте, оценивающемся в 40%. Совокупный портфель МФО по отношению к объемам банковского потребительского кредитования составляет не более 0,18%, однако динамика роста за последние годы существенно опережает рост банковского кредитного рынка: темпы прироста банковского потребительского кредитования и сегмента кредитов малому и среднему бизнесу составили 29% и 15% соответственно. В тройку лидеров по объему портфеля микрозаймов по итогам 2013 года вошли микрофинансовые компании: «Домашние деньги» (3,9 млрд руб., плюс 7%), «МигКредит» (1,5 млрд руб., плюс 176%) и «Финотдел» (1,4 млрд руб., плюс 27%).

Приобретая все большую популярность и демонстрируя положительную динамику роста, микрофинансовый бизнес в России, в отличие от банковской индустрии, характеризуется при этом невысокой информационной прозрачностью.

7 Аналитики ОАО «Городская сберегательная касса» отмечают рост числа микрофинансовых организаций на 17% по итогам III квартала 2013 года // Федеральное интернет -издание «Микрокредиты России». 11.11.2013. URL: http://microcredit-rf.ru/analitika-gorsberkassa-3-kvartal-2013.html (05.08.2014).

8 Микрофинансовый рынок: игроки и их проблемы. URL: http://ruzaim.com/analitics/mikrofinansovyj-rvnok-igroki-i-ikh-problemv (05.08.2014).

9 Материалы IIX ежегодной конференции «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения». Москва, 17 октября 2013 г.

Оценки объемов рынка и прогнозы его развития зачастую отличаются достаточно существенно, а финансовые аналитики и эксперты дают большую разницу в оценках перспективы развития микрофинансовой отрасли. Автор в своей работе использует аналитические данные рейтингового агентства «Эксперт РА», Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и ведущих микрофинансовых компаний, по оценкам которых размер рынка небанковского микрофинансирования до конца 2014 года вырастет по сравнению с текущим состоянием в 1,5 раза и достигнет уровня 120 млрд руб.10

График 2. Динамика и прогнозы роста рынка микрофинансирования 2010-201411

Предполагается, что среднегодовой прирост рынка до конца 2015 года превысит 40%, а до конца 2016 года, по самым скромным прогнозам, ожидается двойное увеличение объемов рынка12. С учетом ожидаемого сохранения высокого спроса на услуги микрофинансирования по самому оптимистичному сценарию предполагается, что к 2017 году размер рынка вырастет в 4-5 раз и достигнет уровня 200-250 млрд руб. Прогнозируемые на ближайшие годы темпы роста микрофинансового рынка составят 40-50%, сохраняя тенденцию опережения темпов роста банковского розничного бизнеса. При этом общий потенциал рынка оценивается

10 Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР) [Официальный сайт]. URL: http://www.rmcenter.ru/standards/ (05.08.2014); Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Официальный сайт]. URL: http://www.raexpert.ru/raiting/ (05.08.2014); ООО «Домашние деньги» [Официальный сайт]. URL: http://www.domadengi.ru/ (05.08.2014).

11 Объем: млрд руб.

12 Концепция повышения доступности розничных финансовых услуг и развития рынка микрофинансирования в Российской Федерации на период 2012-2016 гг.

в 350 млрд руб.13 За счет поощрения предпринимательской инициативы и занятости малообеспеченных слоев населения потенциальными потребителями микрофинансовых услуг станут около 1 млн субъектов предпринимательской деятельности и 4 млн физических лиц, доступ к финансовым услугам через систему банковских агентов и электронные деньги получат не менее 10 млн человек. Ожидается, что в результате согласованной работы всех субъектов финансового рынка к 2017 году доля населения, не имеющего доступ к официальным и легальным финансовым услугам, снизится с 25% до 10%14.

В разрезе сегментов кредитования драйверами роста останутся сегменты «займов до зарплаты» и классические займы физическим лицам; при этом на динамику займов субъектов предпринимательства и малого бизнеса окажет некоторое давление замедление экономического роста в целом. Прогнозируется, что на начало 2015 года наибольшую долю рынка МФО будут занимать потребительские микрозаймы физическим лицам (около 47%), доля микрозаймов до зарплаты вырастет до 15%, а микрозаймов субъектам малого бизнеса и предпринимательства снизится с 40% до 38%.

Таблица 1. Разделение микрофинансового рынка по видам кредитования и

прогнозы на начало 2015 года

Направления микрокредитования Доля рынка на 01.01.2014, % Доля рынка на 01.01.2015, %

Микрозаймы малому бизнесу, включая индивидуальных предпринимателей 40 38

Потребительские микрозаймы физическим лицам 47 47

Займы до заработной платы (PDL) 13 15

Несмотря на достаточно динамичное развитие микрофинансового рынка, спрос на услуги МФО значительно превышает предложение и составляет, по оценкам экспертов, от 350 до 400 млрд руб. Только представители малого бизнеса испытывают потребность в микрокредитах на сумму порядка 300-320 млрд руб. (80% — на развитие существующих субъектов малого предпринимательства, 20% — на их создание

13 Материалы XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Инновации и защита прав потребителей — фокус на клиенте». Москва, 23-25 октября 2013 г.

14 Материалы XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Инновации и защита прав потребителей — фокус на клиенте». Москва, 23-25 октября 2013 г.

(стартап). Рядовые же потребители готовы дополнительно предъявить спрос на микрозаймы еще на 100 млрд руб.

Ужесточение требований к капитализации банковского сектора и глобализация финансовой среды в условиях достаточно нестабильной экономической ситуации являются существенными предпосылками для дальнейшего развития микрофинансового рынка. Сегодня уже невозможно представить рынок без микрофинансовых институтов. Оказывая финансовые услуги представителям малого бизнеса и физическим лицам и, используя более гибкую форму классического банковского кредита, микрофинансовые организации не должны рассматриваться как конкуренты банковскому сектору. Проблема взаимоотношений с банками, многие из которых безосновательно рассматривают МФО в качестве конкурентов на рынке потребительского кредитования, является на сегодняшний день одной из наиболее обсуждаемых. Участники финансового рынка практически единодушны в своем мнении, что у каждого финансово-кредитного института определена своя «ниша» на рынке предоставления кредитных услуг, при этом четко обозначен вектор развития МФО — в так называемую «пустую зону», которая не занята банками15. Согласно статистике Бюро кредитных историй (БКИ), только 25% запросов в банки и МФО пересекаются. У МФО своя технология, география и условия работы с клиентами, поэтому по отношению к банковскому сектору участники микрофинансового рынка всегда будут являться комплиментарными. Как отмечают сами участники рынка: «Мы работаем на "последней миле", — то есть выдаем деньги тем клиентам, до которых банки не дотягиваются и дотягиваться не будут»16. Конкуренция между ними возможна, но пограничная. В определенной степени она даже необходима и идет на благо заемщику, поскольку способствует ликвидации «пустых зон» между сегментами банковского и микрофинансового кредитования. Клиент, начинающий свою кредитную историю в МФО, по мере приобретения опыта работы с заемными средствами и репутации добросовестного и надежного заемщика, получает в перспективе возможность приобрести статус банковского клиента, а МФО в данном случае выступает как ответственный партнер банковских организаций.

15 Газизова Е. Финансы в масштабе человека (Обзор XI Национальной конференции по микрофинансированию «Финансы в масштабе человека». Казань, 12-14 ноября 2012 года) // Банковская газета. № 42 (947). 12-18.11.2012. С. 1-2. URL: http://bankpaper.ru/gazeta-content/issue/133-1.pdf (05.08.2014).

16 Материалы пресс-конференции «Будущее рынка микрофинансирования». Ростов -на-Дону, 20 февраля 2014 г.

Обобщая изложенное, в числе основных драйверов динамичного роста и высокой социальной значимости микрофинансирования, повышения спроса на его услуги и укрепления позиций МФО в развитии финансовой инфраструктуры следует выделить:

• недостаточный уровень финансовой грамотности и высокая доля населения с доходами ниже среднего, для которых традиционные банковские услуги остаются недоступными;

• недостаток банковской инфраструктуры в большом количестве регионов страны и, как следствие, относительно низкий уровень доступности банковских услуг;

• ужесточение банковского регулирования в сфере необеспеченного потребительского кредитования, следствием чего является отток клиентов из банковского сектора в микрофинансовый;

• стабильный рост потребности субъектов предпринимательства и широких слоев населения в кредитных продуктах;

• более гибкая и упрощенная процедура оформления и выдачи микрокредита;

• объективная возможность улучшения кредитной истории для добросовестных заемщиков, что в дальнейшем открывает им доступ к банковским продуктам;

• ориентация и устойчивое развитие МФО в регионах, малых городах и населенных пунктах и сельской местности;

• предоставление услуг группам населения крупных городов, исключенных из финансового рынка по формальному признаку (низкий прожиточный минимум и социально-демографический статус, отсутствие регистрации и фиксированного источника дохода, ограничения по возрасту и т. п.);

• значительный потенциал рынка микрофинансовых услуг для представителей малого и среднего бизнеса;

• более «мягкое» регулирование МФО по сравнению с банковским сектором;

• создание и совершенствование нормативно-законодательной базы микрофинансирования, снижение доли нерегулируемого финансово-кредитного рынка и очищение его от компаний, работающих по «серым» схемам и, как следствие, повышение уровня доверия со стороны потенциальных инвесторов и потребителей микрофинансовых услуг;

• стремление к достижению более цивилизованных правил ведения бизнеса, создающее предпосылки для консолидации сектора МФО и укрепления позиций сильнейших участников рынка.

Очевидно, что формирование в России цивилизованного рынка микрофинансирования обусловливает необходимость соответствующего уровня государственного регулирования и контроля деятельности МФО, дальнейшего развития и совершенствования нормативно-законодательной базы, адаптированной к мировым стандартам и учитывающей социально экономическое значение микрофинансирования для экономики России в целом. В условиях рыночной экономики основные приоритеты государственного регулирования заключаются в целенаправленном воздействии и обеспечении стабильности различных финансовых структур, содействии сохранению баланса между социальными и коммерческими целями микрофинансовой отрасли и поддержание макроэкономической стабильности в целом.

Изучение вопросов влияния государства на развитие отечественного финансового рынка позволило, прежде всего, разделить его на две составляющие: поддержка путем создания стимулирующего законодательства (регулирование) и бюджетная поддержка. Первая носит более общий и фундаментальный характер, обеспечивая благоприятные условия для развития рынка в целом. Вторая способствует реализации необходимых рыночных механизмов и поддержке тех финансовых структур, кому существующие на рынке ресурсы сегодня недоступны, и тех участников рынка, которые ввиду высоких показателей своей деятельности, ее однозначно заслуживают. Однако любая государственная поддержка может принести системную пользу, только если она отвечает долгосрочным интересам развития рынка, выдержана в единой логике и имеет четкие и понятные индикаторы измерения эффективности.

Государство для реализации целей своей экономической политики использует комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые и образуют инструментарий государственного регулирования. Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством микро-и макроэкономических регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные и экономические, только комплексное использование которых позволит обеспечить достижение конечных целей. Функции

государства как регулятора микрофинансового сектора экономики должны заключаться прежде всего в разработке и установлении нормативно-правовых основ осуществления микрофинансовой деятельности и эффективном разделении полномочий по реализации государственной политики и мер законодательного, исполнительного и надзорно -контролирующего характера между правомочными государственными учреждениями и общественными организациями.

Международный опыт показывает важность и состоятельность регулирования микрофинансового бизнеса обособленно от классической кредитной деятельности. Поскольку микрофинансирование, демонстрирующее в последние годы свою рыночную состоятельность, является встроенным компонентом всей финансово-кредитной системы страны, изменение и совершенствование законодательной базы и создание ясного нормативно-правового пространства должны осуществляться с учетом мнений и предложений всех участников финансового рынка.

Долгие годы деятельность микрофинансового рынка носила относительно стихийный и нерегулируемый характер, а его дальнейшее развитие в качестве эффективного инструмента финансово-кредитной системы сдерживалось отсутствием соответствующей законодательной базы.

Первым шагом по пути формирования отдельной нормативной базы, регулирующей правоотношения субъектов микрофинансового рынка и основой для формализации системы регулирования микрофинансовой деятельности стал Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», нормативные положения которого были направлены в первую очередь на формирование системы правового регулирования микрофинансовой деятельности, создание механизма защиты интересов и прав потребителей, обеспечение равных условий для осуществления предпринимательской деятельности на отечественном финансовом рынке. В рамках этого федерального закона были установлены основные параметры и правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности: определен порядок получения и утраты статуса МФО, регламентированы размер, процедура и условия предоставления микрозаймов, сформулированы права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности, обозначены основные методы и рычаги регулирования

микрофинансового сектора17. Еще одним трендом ратификации закона для микрофинансовых компаний — лидеров рынка, ориентированных на долгосрочное присутствие, стало добровольное получение независимых рейтинговых оценок, регистрация и вступление в государственный реестр МФО, проведение независимого аудита, присоединение к институту финансового омбудсмена и возможность использования других финансовых инструментов и критериев, подтверждающих их финансовую состоятельность и информационную прозрачность. С принятием закона рынок микрофинансирования вступил в новую фазу законодательного регулирования, а изменения, произошедшие в законодательной сфере, безусловно, позволили достигнуть определенного прогресса в обеспечении устойчивого и долгосрочного развития рынка: закрепили правоотношения между его участниками, повысили его регулируемость, сделали рынок более привлекательным для притока частных и институциональных инвестиций, придали более динамичные темпы его развитию.

Очевидно, что принятие закона о микрофинансовой деятельности создало условия для более эффективного правового регулирования рынка, а каждая из предлагаемых государством инициатив в достаточной степени обоснована и направлена в первую очередь на очищение рынка от компаний, работающих по так называемым «серым» схемам. Тем не менее, отмечая в целом положительную динамику развития микрофинансового рынка и благоприятное воздействие регулирующих инициатив на повышение его прозрачности и качества, анализ действующей нормативно-законодательной базы свидетельствует о том, что механизмы ее функционирования нуждаются в совершенствовании и серьезной доработке, а уровень контроля за деятельностью рынка на сегодняшний день явно недостаточен. Степень разработанности отдельных положений закона и возможности его практической реализации наглядно иллюстрируют, что микрофинансирование еще не полностью вписалось в систему правового и государственного регулирования, тем самым сохраняется возможность для функционирования рынка нелегального «теневого» бизнеса. Так, в действующем законе недостаточно полно определена экономическая сущность микрофинансовой деятельности и ее роль в отечественной кредитной системе, включая договорно-правовые аспекты; не сформулирован перечень основных и обязательных требований к МФО и потенциальным заемщикам; не

17 Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой

деятельности и микрофинансовых организация»» // Российская газета. № 5226. 07.07.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/07/07/mikrofinans-dok.html (05.08.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изложены в полной мере особенности проведения кредитных операций, максимальные сроки предоставления и порядок регулирования уровня процентной ставки по микрозаймам. Дальнейшее развитие рынка в значительной степени сдерживается отсутствием нормативно закрепленной стратегии его развития и понимания его роли в финансово-кредитной системе, в результате чего остаются открытыми вопросы регулирования конкретных направлений микрофинансовой деятельности на базе четкого разграничения МФО по их клиентскому сегменту и источникам фондирования. Не менее проблематичными остаются вопросы установления форм взаимодействия и структурно-логической связи микрофинансовых и банковских учреждений, актуальность которых обусловлена проводимой Банком России политикой по ужесточению требований к рынку потребительского кредитования и, как следствие, повышенным интересом банков к рынку микрокредитов. Как вполне справедливо отмечают участники финансового рынка: «Невозможно сделать никогда не регулируемый рынок в одночасье полностью прозрачным и полностью отвечающим всем международным стандартам»18.

В последние годы из-за недостаточного регулирования микрофинансового рынка наметилась устойчивая тенденция увеличения числа невостребованных микрофинансовых организаций ввиду установления фактов недобросовестной практики. На сегодняшний день на рынке микрофинансовых услуг присутствует значительное количество компаний, не соответствующих основному предназначению микрофинансирования и осуществляющих свою деятельность за рамками установленных стандартов и правил. Доля их оценивается в 50% от общего количества участников рынка. Это объясняется тем, что действующее законодательство, определяющее вопросы организации и функционирования микрофинансовых организаций, не ставит и не решает вопросы надзорного контроля их деятельности. Эксперты финансового рынка отмечают, что практическое отсутствие какого-либо контроля в данной сфере может привести к тому, что деятельность микрофинансового рынка в России приобретет стихийный и неконтролируемый характер, а это в конечном итоге может оказать негативное влияние на потребителей микрофинансовых услуг и значительно изменить ход развития финансового сектора национальной экономики в целом19. Федеральная

18 Газизова Е. Указ. соч.

19 Кирсанова С. Если не банк, то кто? Кредиты в микрофинансовых организациях // Современный предприниматель. 2011. № 7. С. 63-67.

служба по финансовым рынкам (ФСФР), на которую были возложены полномочия регулятора российского финансового рынка, однозначно не справлялась с функцией контроля деятельности МФО.

Анализ действующих на сегодняшний день норм отечественного законодательства, изучение профессиональных точек зрения и мнений ведущих специалистов и экспертов финансового рынка по оценке его текущего состояния и перспективам дальнейшего развития, а также анализ деятельности крупнейших микрофинансовых компаний — лидеров рынка позволили нам выявить и систематизировать наиболее актуальные проблемы и факторы, препятствующие эффективному развитию легального микрофинансового бизнеса:

• недостаточная разработанность законодательной и нормативно-правовой базы, определяющей статус МФО и учитывающей специфику различных категорий микрофинансовых институтов;

• отсутствие требований обязательной аудиторской проверки МФО, единых стандартов и унифицированных форм отчетности, отвечающих требованиям международных стандартов;

• существующие разногласия в действующем банковском законодательстве и законодательстве МФО;

• отсутствие нормативно закрепленных и утвержденных рейтинговых оценок МФО;

• отсутствие системы защиты прав потребителей микрофинансовых услуг, в том числе системы обязательного страхования;

• отсутствие системы параметров для поведения оценки социальной эффективности МФО;

• отсутствие механизма выявления и предотвращения злоупотреблений в сфере микрофинансовой деятельности;

• недостаточное регулирование рекламы услуг МФО в части определения способов доведения и порядка раскрытия информации в рекламе займов;

• отсутствие нормативно-правовых основ, регламентирующих специфику процедуры налогообложения и банкротства МФО;

• недостаточная функциональность и гибкость банковской агентской модели и отсутствие устойчивых и регулируемых связей «банк — МФО»;

• отсутствие единых стандартов классификации активов МФО, реструктуризации и рефинансирования микрозаймов;

• отсутствие утвержденных методик и правил по определению конечной стоимости микрозайма;

• отсутствие законодательной практики объединения функций МФО и крупных инфраструктурных институтов;

• недостаточный уровень развития и использования системы управления рисками (риск-менеджмент), позволяющей принимать своевременные и адекватные решения на фоне усиления конкуренции между участниками финансового рынка;

• присутствие на микрофинансовом рынке «теневого» сектора, объем которого на начало 2014 года составляет порядка 50% от всего рынка микрозаймов;

• низкий уровень использования вспомогательной инфраструктуры — рейтинговых агентств, скоринга, услуг коллекторских агентств, бюро кредитных историй, платежных систем, новейших информационных технологий и услуг организаций, предоставляющих технические услуги;

• недостаточный объем финансовых ресурсов и источников фондирования, находящихся в распоряжении микрофинансовых организаций, что связано, с одной стороны, с низкой информационной прозрачностью и инвестиционной активностью субъектов, являющихся потенциальными поставщиками финансовых ресурсов для МФО, с другой — действующими ограничениями законодательного характера на привлечение денежных средств;

• отсутствие эффективного механизма и схем взаимодействия с банковским сектором в части предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым организациям. На сегодняшний день только 60% участников рынка имеют опыт привлечения банковского фондирования20;

• отсутствие проработанных механизмов бюджетного субсидирования МФО;

• отсутствие норм, запрещающих на уровне законодательства, ведение профессиональной деятельности по выдаче микрозаймов компаниям, не имеющим официального статуса и не зарегистрированным в государственном реестре;

20 Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Официальный сайт]. URL: http://www.raexpert.ru/raiting/ (05.08.2014).

• отсутствие правил регулирования конкретных сегментов микрофинансового рынка на базе четкого разделения МФО по их клиентскому сегменту и источникам фондирования;

• низкий информационный фон и отсутствие полноценной и объективной информации о деятельности МФО.

Решение указанных проблем, находящихся в сфере государственного регулирования микрофинансового рынка, должно осуществляться в следующих направлениях:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей все направления деятельности микрофинансовых организаций и законодательное закрепление регулятивных рычагов;

2) стимулирование развития микрофинансовой деятельности с учетом построения принципиально новой системы контроля и совершенствование методов финансового надзора;

3) внедрение единых стандартов и норм микрофинансовой деятельности;

4) совершенствование действующих систем финансирования и бюджетной поддержки микрофинансового сектора, формирование собственной ресурсной базы и расширение источников фондирования для МФО;

5) разработка и использование эффективной системы управления рисками в микрофинансовых организациях;

6) синхронное развитие инфраструктурной поддержки микрофинансового

сектора.

Анализ текущего состояния и тенденций развития микрофинансирования свидетельствуют о том, что рынок микрофинансовых услуг будет в ближайшие годы развиваться как качественно, так и количественно. Однако, учитывая острую необходимость решения целого комплекса проблем, сопутствующих микрофинансированию и сдерживающих его рост, обеспечение устойчивого и долгосрочного развития рынка невозможно без совершенствования нормативно-правового законодательства и соблюдения его всеми участниками рынка.

На сегодняшний день рынок микрофинансовых услуг, характеризующийся, с одной стороны, динамичными темпами развития и высоким потребительским спросом, а с другой — присутствием на рынке значительной доли недобросовестных игроков и низкой информационной прозрачностью, находится в центре пристального

внимания официальных государственных структур. С целью совершенствования нормативно-правового регулирования и методов финансового надзора микрофинансовой деятельности на государственном уровне рассматривается целый ряд законодательных инициатив и формируется дееспособная нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения субъектов рынка и отношения с потребителями финансовых услуг. В самое ближайшее время деятельность микрофинансовых организаций подвергнется серьезной трансформации ввиду масштабных изменений в области правового регулирования. Принятие ряда законодательных инициатив будет способствовать повышению прозрачности микрофинансового рынка и обеспечению благоприятных условий для его эффективного развития. Ожидается, что вводимые в 2014 году новации в законодательной сфере окажут позитивное влияние и на структуру отечественного финансового рынка в целом. В значительной степени этому будет способствовать вступление в силу Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»21. Представители крупнейших микрофинансовых компаний — лидеров рынка приветствуют введение законодательных инициатив в части ужесточения государственного регулирования и контроля, поскольку их реализация позволит очистить рынок от компаний, дискредитирующих своей деятельностью статус МФО22.

Ключевыми направлениями в рамках вводимых законодательных процедур являются:

• введение требований к минимальному размеру уставного капитала;

• переход на общую систему налогообложения;

• проведение обязательного ежегодного аудита отчетности по российским стандартам учета;

• создание резервов по просроченным займам.

Официальное концептуальное закрепление получат требования по обязательному лицензированию деятельности организаций, осуществляющих профессиональную выдачу займов, получению официального статуса и регистрации в государственном реестре МФО; представлению информации о заемщиках в Бюро кредитных историй и использованию базы БКИ при выдаче микрозаймов. Динамика

21 Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» // Российская газета. № 6265. 23.12.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/12/23/kredit-dok.html (05.08.2014).

22 Материалы пресс-конференции «Будущее рынка микрофинансирования». Санкт-Петербург, 25 марта 2014 г.

рынка будет определяться степенью ужесточения регулирования деятельности микрофинансовых организаций и эффективностью принятых мер по снижению доли «теневого» сектора. Предполагается, что реализация указанных законодательных инициатив и формирование новых стандартов работы отрасли позволят существенно ограничить доступ на рынок микрофинансовых услуг «серым» компаниям и сократит их долю к концу 2014 года до 15-10%. Следует отметить, что нынешние лидеры рынка в своем большинстве соответствуют планируемым нововведениям, в то время как основная масса МФО понесет существенные издержки для соблюдения вводимых требований. В первую очередь, это относится к компаниям, которые изначально не позиционировали микрофинансовую деятельность в качестве основного направления бизнеса. Очевидно, что в рамках этого сценария уход с микрофинансового рынка компаний, не соответствующих новым регулятивным требованиям, компенсируется перемещением клиентов из «теневого» сектора к крупным игрокам, в результате чего прогнозируется рост доли легального бизнеса к концу 2014 на 40-50%. Параллельно воздействию новых регулятивных требований уходу с рынка части игроков будет способствовать постепенное увеличение проблемных долгов на их балансах, что обусловит рост рыночной концентрации. Ожидаемый рост концентрации рынка неизбежно приведет к увеличению доли портфеля микрозаймов крупных компаний, который уже к концу 2014 года может достигнуть 40%. Одним из ключевых факторов, определяющих развитие рынка микрофинансирования, в частности, самого многочисленного сегмента рынка — сегмента «займов до зарплаты», будет ожидаемое введение ограничений процентных ставок по займам, альтернативой нерыночного механизма влияния на которые могло бы стать предоставление более дешевого фондирования за счет расширения действующих программ поддержки со стороны государственных структур и коммерческих банков. Предполагается, что 2014 год станет переломным для микрофинансового рынка в связи с тем, что многие МФО, основной сферой деятельности которых является предоставление микрозаймов розничным клиентам, планируют сосредоточить свое внимание на кредитовании индивидуальных предпринимателей, испытывающих острую потребность в наличии оборотных средств.

Одной из важнейших законодательных инициатив государства явилась также консолидация Банком России полномочий надзора и регулирования микрофинансового рынка и возложение на него функций регулятора всего

финансового рынка. В рамках создания финансового мегарегулятора на базе Банка России и в соответствии с концепцией формирования которого, Федеральная служба по финансовым рынкам будет полностью интегрирована в Центральный банк Российской Федерации23.

На первом этапе создания мегарегулятора в компетенцию Банка России передаются контрольно-надзорные функции в сфере небанковских финансовых организаций:

• контроль и надзор микрофинансовой деятельности посредством территориальных подразделений службы по финансовым рынкам;

• ведение государственного реестра микрофинансовых и саморегулируемых организаций (СРО);

• проведение проверок организаций — участников микрофинансового рынка;

• регистрация МФО и выдача лицензий на осуществление микрофинансовой деятельности;

• пруденциальный надзор посредством контроля соблюдения двух обязательных нормативов: норматива достаточности собственных средств и норматива текущей ликвидности;

• непруденциальный надзор: защита прав потребителей финансовых услуг и проведение проверок МФО на соответствие и соблюдение требований действующего законодательства;

• контроль за предоставлением отчетов о микрофинансовой деятельности и персональном управленческом составе участников рынка.

Функции по реализации проводимой государством политики по регулированию и поддержке микрофинансового рынка входят в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации:

• выработка государственной политики в сфере микрофинансовой деятельности;

• правовое регулирование микрофинансового рынка;

23 Федеральный закон Российской Федерации от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. № 6142. 31.07.2013. URL: http ://www.rg.ru/2013/07/31/centrobank-dok.html (05.08.2014).

• разработка методологии контроля для повышения информационной прозрачности рынка;

• поддержание диалога с основными участниками рынка и саморегулируемыми организациями на постоянной основе;

• совместная работа с СРО по улучшению государственной политики, осуществляемой в отношении микрофинансового рынка;

• определение возможности передачи части функций саморегулируемым организациям.

Перспективы развития микрофинансового рынка во многом определяются эффективностью мер, реализуемых финансовым мегарегулятором в части осуществления надзорных функций в сфере банковских, небанковских финансовых организаций и финансовых рынков. Необходимость создания мегарегулятора назрела, в первую очередь, потому, что ФСФР принципиально не справлялась с задачей контроля микрофинансового сектора, в результате чего на рынке наблюдается определенная тенденция «бесконтрольного поведения» как банков, так и МФО. Имеют место случаи создания кредитными организациями собственных МФО для присутствия на кредитном рынке, при этом они избегают жесткого контроля со стороны Центробанка. Механизм разграничения регулирующих и контрольно-надзорных функций базового регулятора пока находится в стадии разработки и активного обсуждения, поэтому основные опасения участников рынка связаны с тем, что регулирование сектора МФО будет осуществляться по аналогии с банковским, без учета особенностей микрофинансовой отрасли. При этом формальный перенос стандартов банковского регулирования на микрофинансовый рынок будет способствовать уходу части игроков в «теневой» бизнес.

Влияние инициативы по созданию финансового мегарегулятора на перспективы развития микрофинансовой отрасли — тема, на текущий момент наиболее активно обсуждаемая финансовыми экспертами, аналитиками и участниками рынка. Достаточно интересными в этой связи представляются результаты проведенного интерактивного голосования участников XII национальной конференции по проблемам микрофинансирования и финансовой доступности, на которой при ответе на вопрос: «Как вы думаете, приведет ли создание мегарегулятора к повышению качества надзора и сокращению объемов "серого" кредитного рынка?» голоса разделились следующим образом: «Да» — 27%, «Нет» — 18%, «Это будет

зависеть от действий мегарегулятора» — 55%24. Большинство участников рынка единодушны в своем мнении, что эффективность контроля за деятельностью микрофинансового рынка и перспективы его дальнейшего развития должны в первую очередь определяться не статусом подразделения, а эффективностью вводимого регулятивного инструментария, и тем, как будет организован надзор в рамках проведения финансовой реформы. При этом очень важно, чтобы между участниками и регуляторами финансового рынка было достигнуто единое понимание перспектив развития и найден разумный и оптимальный баланс между обязанностями и возможностями, между регулированием и развитием. Ситуация, складывающаяся на отечественном микрофинансовом рынке, как и тенденции, наблюдающиеся в банковском секторе, должны рассматриваться и решаться в комплексе, а реализация законодательных инициатив должна осуществляться с учетом всех особенностей и специфики микрофинансовой отрасли.

В рамках взаимодействия финансовых структур и Банка России обозначен комплекс, которые будут реализованы на первом этапе создания финансового регулятора:

1) установление и жесткое соблюдение запрета на осуществление микрофинансовой деятельности организациями, не входящих в государственный реестр;

2) обеспечение информационной прозрачности и «очистка» рынка посредством установления строгого надзора за соблюдением общепринятых норм и введение штрафных санкций компаниям, нарушающим требования действующего законодательства;

3) поддержка инициативы по развитию института саморегулирования, законодательно закрепленное требование об участии микрофинансовых организаций в СРО, создание единых стандартов корпоративного управления и повышение уровня раскрытия информации;

4) регулирование процентных ставок по микрозаймам, осуществляемое с учетом специфики ценообразования и минимизации рисков в микрофинансовом секторе;

5) разработка и внедрение стандартов взаимоотношений банков и МФО;

24 Материалы XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Инновации и защита прав потребителей — фокус на клиенте». Москва, 23-25 октября 2013 г.

6) развитие инструментов и механизмов предоставления микрофинансовым организациям доступа к дополнительным источникам фондирования.

Одной из ожидаемых законодательных инициатив этого года является разработка и принятие закона «О саморегулировании на финансовых рынках», предусматривающего обязательность членства МФО в саморегулируемых организациях с требованием соблюдения базовых стандартов деятельности, согласованных с Банком России. Создание института саморегулирования, который может стать хорошей площадкой по организации взаимодействия микрофинансовых структур и Центрального банка, позволит передать часть функций мегарегулятора на уровень участников рынка и внедрить эффективные механизмы регулирования посредством реализации следующих задач:

• защита интересов и оказание поддержки участникам рынка, в том числе в отношениях с государственными органами; содействие в решении вопросов, возникающих при взаимодействии с регулятором финансового рынка;

• разработка и внедрение на практике стандартов ведения бизнеса и правил корпоративной этики для участников рынка;

• осуществление контроля деятельности участников рынка в соответствии с действующим законодательством в сфере микрофинансовой деятельности;

• участие в разработке нормативно-правовой базы, лоббирование интересов МФО и донесение до государственных органов позиции профессиональных участников рынка по различным актуальным вопросам;

• помощь в приведении внутренней документации в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов и оказание правовой поддержки в ходе проведения проверок;

• повышение информационной прозрачности рынка и доверия к членам СРО;

• защита прав потребителей на рынке микрофинансовых услуг, в том числе с привлечением финансового омбудсмена для разрешения возникающих споров.

Очевидно, что результатом реализации новых законодательных инициатив в части повышения эффективности государственного регулирования и ужесточения контроля финансового рынка должны стать резкое сокращение «теневого» кредитного

рынка, рост доверия потребителей и потенциальных инвесторов при сохранении макроэкономической стабильности всей финансовой системы в целом.

При этом функции государственного регулирования и контроля микрофинансового сектора экономики, наряду с регламентирующими и контрольно -надзорными процедурами, вполне обоснованно должны сочетать в себе меры по развитию необходимых рыночных механизмов стимулирования и государственной поддержки тех участников рынка, которые осуществляют свою деятельность строго в рамках действующего законодательства, демонстрируют позитивную динамику и достигнутые показатели деятельности. Достаточно актуальными представляются следующие меры по реализации государственной поддержки, которая должна осуществляться в следующих направлениях:

• разработка эффективных механизмов бюджетного субсидирования МФО и предоставление возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов посредством их участия в закрытых беззалоговых аукционах Министерства финансов РФ по размещению временно свободных средств федерального бюджета;

• включение участников финансового рынка в перечень претендентов на размещение средств страховых взносов Пенсионного фонда РФ;

• создание и внедрение системы страхования займов физических лиц, разработанной по аналогии с банковской системой страхования вкладов;

• разработка методики, регламентирующей правила и процедуру участия МФО в инвестировании бюджетных средств, а также порядок размещения средств Министерства финансов РФ и Пенсионного фонда РФ на счетах микрофинансовых организаций.

Реализация комплекса мероприятий по государственному регулированию и контролю в сочетании с мерами по стимулированию иподдержке позволят микрофинансовому бизнесу упрочить свои позиции в финансово-кредитной системе страны, способствуя дальнейшей популяризации финансовых услуг и делая их более доступными для субъектов малого предпринимательства и широких слоев населения.

Рисунок 1. Меры государственного регулирования и поддержки микрофинансирования

Безусловно, приведенный в статье материал далеко не полностью отражает все тенденции и аспекты деятельности отечественного микрофинансового рынка, существующие проблемы и основные направления их решения. Обобщение изложенного материала вполне объективно подтверждает тот факт, что сегодня уже невозможно представить финансовый рынок без микрофинансовых институтов.

Рынок микрофинансирования еще достаточно молод и находится в стадии своего становления и поиска эффективных путей развития. Динамичные темпы роста как объемов рынка, так и количества представленных на нем игроков, обусловленные

высоким спросом на финансовые услуги определенной категории населения и субъектов малого бизнеса, несовершенство отдельных законодательных норм и актов, недостаточный уровень государственного регулирования и надзора, низкая информационная прозрачность вполне объективно привели к целому ряду негативных обстоятельств и их последствий, сопровождающих развитие рынка на начальном этапе его становления. К основным из них следует отнести значительную долю на рынке «теневого» бизнеса, осуществляющего свою деятельность за рамками существующих норм и правил, тем самым создающего негативный информационный фон для микрофинансового рынка в целом. Оценка текущей ситуации и тенденций развития микрофинасового сектора, введение целого ряда законодательных инициатив в области нормативно-правового регулирования и ужесточение государственного контроля дают все основания предполагать, что у отечественного микрофинансового бизнеса достаточно оптимистичные перспективы развития. Микрофинансовый рынок будет в ближайшее время развиваться как качественно, так и количественно: МФО продолжат экспансию кредитного рынка, и отрасль будет уверенно расти даже в условиях сохранения сложной экономической конъюнктуры и большой концентрации участников. Функционирование в рамках установленных законодательных норм, повышение эффективности государственного регулирования и контроля, взаимодействие МФО с финансовым регулятором — все это придаст динамичные темпы развитию сбалансированного микрофинансового рынка, обеспечит финансовую устойчивость и создаст благоприятные условия для более эффективной работы всех участников рынка. Нацеленное на решение социальных задач устойчивое развитие микрофинансирования, являющегося заключительным звеном в цепи создания финансовых институтов, которые развивают нижний сегмент кредитования, и, повысит его популярность и значимость в повышении доступности финансовых услуг.

Список источников и литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // Российская газета. № 5568. 31.08.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/08/31 /finrynki-dok.html (05.08.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2020 года» // Правительство Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://governmentru/info/6217 (05.08.2014).

3. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;b ase=LAW;n=149853 (05.08.2014).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. № 4536. 06.12.2007. URL: http://www.rg.ru/2007/12/06/samoreg-dok.html (05.08.2014).

5. Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // Российская газета. № 4960. 24.07.2009. URL: http ://www.rg.ru/2009/07/24 /zakon-dok.html (05.08.2014).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Российская газета. № 5226. 07.07.2010. URL: http ://www. rg.ru/2010/07/07/mikrofinans-dok. html (05.08.2014).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. № 6142. 31.07.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/07/31 /centrobank-dok.html (05.08.2014).

8. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» // Российская газета. № 6265. 23.12.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/12/23/kredit-dok.html (05.08.2014).

9. Аналитики ОАО «Городская сберегательная касса» отмечают рост числа микрофинансовых организаций на 17% по итогам Ш квартала 2013 года // Микрокредиты России [Федеральное интернет-издание]. 11.11.2013. URL: http://microcredit-rf ru/analitika-gorsberkassa-3-kvartal-2013.html (05.08.2014).

10. Бровкина Н.Е. Тенденции количественного и качественного развития участников российского кредитного рынка // Управление в кредитной организации. 2011. № 4. С. 28-41.

11. Газизова Е. Финансы в масштабе человека (Обзор XI Национальной конференции по микрофинансированию «Финансы в масштабе человека». Казань, 12-14 ноября 2012 года) // Банковская газета. № 42 (947). 12-18.11.2012. С. 1-2. URL: http ://bankpaper.ru/gazeta-content/issue/133-1.pdf (05.08.2014).

12. Гладкова В.Е. Методологические особенности развития микрофинансирования с учетом принципов либерализации кредитной инфраструктуры. М.: АП «Наука и образование», 2013.

13. Гладкова В.Е. Роль и место микрофинансирования в современной кредитной системе. М. : АП «Наука и образование», 2012.

14. ДворецкаяА.Е. Модификация банковского надзора с учетом уроков мирового кризиса // Деньги и кредит. 2012. № 5. С. 24-29.

15. ЕфимоваЮ.В. Современная практика кредитования малого бизнеса // Банковское кредитование. 2011. № 4. С. 87-103.

16. Ефимова Ю.В. Современная практика микрокредитования // Банковское кредитование. 2011. № 3. С. 94-106.

17. Карпенко В.П. Макровозможности микрофинансов // Банковский ритейл. 2011. № 2. С. 52-62.

18. Кирсанова С. Если не банк, то кто? Кредиты в микрофинансовых организациях // Современный предприниматель. 2011. № 7. С. 63-67.

19. Концепция повышения доступности розничных финансовых услуг и развития рынка микрофинансирования в Российской Федерации на период 2012-2016 гг. / Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР). М., 2012. URL: http://www.rmcenter.ru/analitics/library/detail.php?ID=3946 (05.08.2014).

20. Криворучко С.В., АбрамоваМ.А., МамутаМ.В. и др. Микрофинансирование в России. М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2013.

21. Криворучко С.В., Тенетник О.С. Роль микрофинансирования в повышении доступности финансовых услуг // Управление в кредитной организации. 2011. № 3.

22. Круглый стол «Роль микрофинансирования и других инструментов финансовой доступности в решении глобальных экономических вызовов»: материалы Гайдаровского форума — 2013. Москва, 19 января 2013 г.

23. Материалы 10-го Международного микрофинансового форума. Вена, 20-21 марта 2014 г.

24. Материалы IX ежегодной конференции «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения». Москва, 17 октября 2013 г.

25. Материалы XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Инновации и защита прав потребителей — фокус на клиенте». Москва, 23-25 октября 2013 г.

26. Материалы конференции «Будущее рынка микрофинансирования». Краснодар, 2627 сентября 2013 г.

27. Материалы пресс-конференции «Будущее рынка микрофинансирования». Ростов -на-Дону, 20 февраля 2014 г.

28. Материалы пресс-конференции «Будущее рынка микрофинансирования». Санкт-Петербург, 25 марта 2014 г.

29. Микрофинансирование // Информационный портал «Микрофинансирование в России». URL: http://www.rusmicrofinance.ru/info-center/microfinance/ (05.08.2014).

30. Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР) [Официальный сайт]. URL: http://www.rmcenter.ru/standards/ (05.08.2014).

31. Носкова Е. Все как у больших: надзор за микрофинансовыми организациями приблизят к банковскому // Российская бизнес-газета. № 844 (15). 17.04.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/04/17/mikrofinansy.html (05.08.2014).

32. ООО «Домашние деньги» [Официальный сайт]. URL: http://www.domadengi.ru/ (05.08.2014).

33. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Официальный сайт]. URL: http ://www. raexper t.ru/raiting/ (05.08.2014).

34. Рукосуева И. Кредит доверия за час: лидеры микрофинансового рынка присоединились к институту Финансового омбудсмена // Bankir. Ru [Информационное агентство]. 30.11.2011. URL: http ://bankir.ru/novosti/s/kredit-doveriya-za-chas-10012086/ (05.08.2014).

35. Терехова В.А. О регулировании микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2011. № 1. С. 22-24.

Bykovets M. V.

Microfinance Services Market in the Russian Federation: Prospects and Directions of State Regulation

Bykovets, Maxim V. — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: mbykovets@gmail.com

Annotation

The article evaluates the role of microfinance in the development of the financial system of the country and increasing the availability of financial services, analyses microfinance services market in Russia and its development trends. The author defines the main factors that determine an increased demand for microfinance services for small and medium-sized businesses and the general public. Based on the analysis of the existing microfinance legislation, the author determines the main problems of microfinance business development, solving which should become one of the priorities of the state regulation and supervision of the micro finance market.

Keywords

Microfinance, microfinance institution (MELs), financial services, financial resources, low-income clients, commercial bank, credit to microenterprises, micro-borrower, governance improvement, financial regulation, portfolio composition, credit policy, financial statement audit, nonbank financial institution.

References:

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29.08.2011 № 717 «O nekotorykh voprosakh gosudarstvennogo regulirovaniia v sfere finansovogo rynka Rossiiskoi Federatsii». Rossiiskaia gazeta, 31.08.2011, 5568. URL: http://www.rg.ru/2011/08731/finrynki-dok.html (05.08.2014).

2. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r «Kontseptsiia dolgosrochnogo sotsial'no -ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda». Pravitel'stvo Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://government.ru/info/6217 (05.08.2014).

3. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 25.07.2013 № 645 «Ob uprazdnenii Federal'noi sluzhby po finansovym rynkam, izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Prezidenta Rossiiskoi Federatsii». Spravochno-pravovaia sistema «Konsul'tantplius».

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149853 (05.08.2014).

4. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 01.12.2007 № 315-FZ «O samoreguliruemykh organizatsiiakh». Rossiiskaia gazeta, 06.12.2007, 4536. URL: http://www.rg.ru/2007/12/06/samoreg-dok.html (05.08.2014).

5. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 18.07.2009 № 190-FZ «O kreditnoi kooperatsii». Rossiiskaia gazeta, 24.07.2009, 4960. URL: http://www.rg.ru/2009/07/24/zakon-dok.html (05.08.2014).

6. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 02.07.2010 № 151-FZ «O mikrofinansovoi deiatel'nosti i mikrofinansovykh organizatsiiakh». Rossiiskaia gazeta, 07.07.2010, 5226. URL: http://www.rg.ru/2010/ 07/07/mikrofinans-dok.html (05.08.2014).

7. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 23.07.2013 № 251-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v sviazi s peredachei Tsentral'nomu Banku Rossiiskoi Federatsii polnomoch ii po regulirovaniiu, kontroliu i nadzoru v sfere finansovykh rynkov».

Rossiiskaia gazeta, 31.07.2013, 6142. URL: http://www.rg.ru/2013/07/31/centrobank-dok.html (05.08.2014).

8. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 21.12.2013 № 353-FZ «O potrebitel'skom kredite (zaime)». Rossiiskaia gazeta, 23.12.2013 , 6265. URL: http://www.rg.ru/2013/12/23/kredit-dok.html (05.08.2014).

9. Analitiki OAO «Gorodskaia sberegatel'naia kassa» otmechaiut rost chisla mikrofinansovykh organizatsii na 17% po itogam III kvartala 2013 goda. Mikrokredity Rossii [Federal'noe internet-izdanie]. 11.11.2013. URL: http://microcredit-rf.ru/analitika-gorsberkassa-3-kvartal-2013.html (05.08.2014).

10. Brovkina N.E. Tendentsii kolichestvennogo i kachestvennogo razvitiia uchastnikov rossiiskogo kreditnogo rynka. Upravlenie v kreditnoi organizatsii, 2011, 4, pp. 28-41.

11. Gazizova E. Finansy v masshtabe cheloveka (Obzor XI Natsional'noi konferentsii po mikrofinansirovaniiu «Finansy v masshtabe cheloveka». Kazan', 12-14 noiabria 2012 goda). Bankovskaia gazeta, 12-18.11.2012, 42 (947), pp. 1-2. URL: http://bankpaper.ru/gazeta-content/issue/133-1.pdf (05.08.2014).

12. Gladkova V.E. Metodologicheskie osobennosti razvitiia mikrofinansirovaniia s uchetomprintsipov liberalizatsii kreditnoi infrastruktury. Moscow: AP «Nauka i obrazovanie», 2013.

13. Gladkova V.E. Rol' i mesto mikrofinansirovaniia v sovremennoi kreditnoi sisteme. Moscow: AP «Nauka i obrazovanie», 2012.

14. Dvoretskaia A.E. Modifikatsiia bankovskogo nadzora s uchetom urokov mirovogo krizisa. Den'gi i kredit, 2012, 5, pp. 24-29.

15. Efimova Iu.V. Sovremennaia praktika kreditovaniia malogo biznesa. Bankovskoe kreditovanie, 2011, 4, pp. 87-103.

16. Efimova Iu.V. Sovremennaia praktika mikrokreditovaniia. Bankovskoe kreditovanie, 2011, 3, pp. 94-106.

17. Karpenko V.P. Makrovozmozhnosti mikrofinansov. Bankovskii riteil, 2011, 2, pp. 52-62.

18. Kirsanova S. Esli ne bank, to kto? Kredity v mikrofinansovykh organizatsiiakh. Sovremennyi predprinimatel', 2011, 7, pp. 63-67.

19. Kontseptsiia povysheniia dostupnosti roznichnykh finansovykh uslug i razvitiia rynka mikrofinansirovaniia v Rossiiskoi Federatsii na period 2012—2016 gg. / Natsional'noe partnerstvo uchastnikov mikrofinansovogo rynka (NAUMIR). Moscow, 2012. URL: http ://www. rmcenter.ru/analitics /library/detail.php?ID=3946 (05.08.2014).

20. Krivoruchko S.V., Abramova M.A., Mamuta M.V. I dr. Mikrofinansirovanie v Rossii. Moscow: KNORUS: TsIPSiR 2013.

21. Krivoruchko S.V., Tenetnik O.S. Rol' mikrofinansirovaniia v povyshenii dostupnosti finansovykh uslug. Upravlenie vkreditnoi organizatsii, 2011, 3.

22. Kruglyi stol «Rol' mikrofinansirovaniia i drugikh instrumentov finansovoi dostupnosti v reshenii global'nykh ekonomicheskikh vyzovov»: materialy Gaidarovskogo foruma — 2013. Moskva, 19 ianvaria 2013 g.

23. Materialy 10-go Mezhdunarodnogo mikrofinansovogo foruma. Vena, 20-21 marta 2014 g.

24. Materialy IX ezhegodnoi konferentsii «Rossiiskii bankovskii sektor: zamedlenie tempov rosta. Poisk resheniia». Moskva, 17 oktiabria 2013 g.

25. Materialy XII Natsional'noi konferentsii po mikrofinansirovaniiu i finansovoi dostupnosti «Innovatsii i zashchitapravpotrebitelei — fokus nakliente». Moskva, 23-25 oktiabria 2013 g.

26. Materialy konferentsii «Budushchee rynka mikrofinansirovaniia». Krasnodar, 26-27 sentiabria 2013 g.

27. Materialy press-konferentsii «Budushchee rynka mikrofinansirovaniia». Rostov-na-Donu, 20 fevralia 2014 g.

28. Materialy press-konferentsii «Budushchee rynka mikrofinansirovaniia». Sankt-Peterburg, 25 marta 2014 g.

29. Mikrofinansirovanie. Informatsionnyi portal «Mikrofinansirovanie v Rossii». URL: http://www.rusmicrofinance.ru/info-center/microfinance/ (05.08.2014).

30. Natsional'noe partnerstvo uchastnikov mikrofinansovogo rynka (NAUMIR) [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.rmcenter.ru/standards/ (05.08.2014).

31. Noskova E. Vse kak u bol'shikh: nadzor za mikrofinansovymi organizatsiiami pribliziat k bankovskomu. Rossiiskaia biznes-gazeta, 17.04.2012, 844 (15).

URL: http://www.rg.ru/2012/04/17/mikrofinansy.html (05.08.2014).

32. OOO «Domashnie den'gi» [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.domadengi.ru/ (05.08.2014).

33. Reitingovoe agentstvo «Ekspert RA» [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.raexpert.ru/raiting/ (05.08.2014).

34. Rukosueva I. Kredit doveriia za chas: lidery mikrofinansovogo rynka prisoedinilis' k institutu Finansovogo ombudsmena. Bankir.Ru [Informatsionnoe agentstvo]. 30.11.2011. URL: http://bankir.ru/novosti/s/kredit-doveriya-za-chas-10012086/ (05.08.2014).

35. Terekhova V.A. O regulirovanii mikro finansovoi deiatel'nosti i mikrofinansovykh organizatsiiakh. Bukhgalterskii uchet v izdatel'stve i poligrafii, 2011, 1, pp. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.