Научная статья на тему 'Микрофинансирование: тенденции развития и объективные предпосылки его государственного регулирования'

Микрофинансирование: тенденции развития и объективные предпосылки его государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79495
14125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МИКРОКРЕДИТ / КЛИЕНТЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА / КРЕДИТОВАНИЕ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ / МИКРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / МИКРОЗАЕМЩИК / ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MICROFINANCE / MICROFINANCE ORGANIZATION / MICROCREDIT / LOW-INCOME CLIENTS / STATE-OWNED BANK / CREDIT / CREDIT TO MICRO-ENTERPRISES / MICRO-ENTREPRENEUR / MICROBORROWER / FINANCIAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковец Максим Владимирович

Данная статья посвящена оценке роли микрофинансирования в развитии рынка финансовых услуг, анализу рынка микрофинансовых услуг в России на современном этапе и тенденциям его дальнейшего развития. Установлены основные факторы, определяющие привлекательность микрофинансовых услуг для представителей малого и среднего бизнеса, а также широких слоев населения. На основании проведенного анализа и обзора норм отечественного законодательства сформулированы основные факторы, препятствующие эффективному развитию микрофинансового рынка в стране, обоснована необходимость дальнейшего совершенствования государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROFINANCE: DEVELOPMENT TRENDS AND OBJECTIVE PREREQUISITES OF ITS REGULATION BY THE STATE

This article evaluates the role of microfinance in development of the financial services market, analyzes microfinance services in Russia at the present time and its future development trends. It also describes the main factors, which determine the appeal of the microfinance services for the small and medium-sized businesses and the general public. Basing on the analysis and review of the domestic law regulations the author formulates the principle obstacles impeding the effective development of the microfinance market in the country. The author also substantiates the necessity of subsequent improvement of the state regulation of micro finance institutions.

Текст научной работы на тему «Микрофинансирование: тенденции развития и объективные предпосылки его государственного регулирования»

УДК 336.76 Быковец Максим Владимирович

аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Bykovets Maxim Vladimirovich

PhD student, Moscow State University

MICROFINANCE: DEVELOPMENT TRENDS AND OBJECTIVE PREREQUISITES OF ITS REGULATION BY THE STATE

Аннотация:

Данная статья посвящена оценке роли микрофинансирования в развитии рынка финансовых услуг, анализу рынка микрофинансовых услуг в России на современном этапе и тенденциям его дальнейшего развития. Установлены основные факторы, определяющие привлекательность микрофинансовых услуг для представителей малого и среднего бизнеса, а также широких слоев населения. На основании проведенного анализа и обзора норм отечественного законодательства сформулированы основные факторы, препятствующие эффективному развитию микро-финансового рынка в стране, обоснована необходимость дальнейшего совершенствования государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций.

Ключевые слова:

микрофинансирование, микрофинансовая организация, микрокредит, клиенты с низким уровнем дохода, кредитование микропредприятий, микропредприниматель, микрозаемщик, финансовое регулирование.

Summary:

This article evaluates the role of microfinance in development of the financial services market, analyzes microfinance services in Russia at the present time and its future development trends. It also describes the main factors, which determine the appeal of the microfinance services for the small and medium-sized businesses and the general public. Basing on the analysis and review of the domestic law regulations the author formulates the principle obstacles impeding the effective development of the microfinance market in the country. The author also substantiates the necessity of subsequent improvement of the state regulation of micro finance institutions.

Keywords:

microfinance, microfinance organization, microcredit, low-income clients, state-owned bank, credit, credit to micro-enterprises, micro-entrepreneur, microborrower, financial regulation.

Необходимым условием социально-экономического развития любого государства является успешное функционирование финансового рынка страны, эффективность осуществляемой кредитно-денежной политики и повышение доступности финансовых услуг. На сегодняшний день более 2,5 млрд чел. на планете (из них 65 % - граждане развивающихся стран) не имеют доступа к финансовым услугам [1]. В условиях глобальной экономической нестабильности вопросы повышения их доступности для широких слоев населения и малого бизнеса, перспективы развития розничной финансовой инфраструктуры приобретают особую актуальность. Текущий финансово-экономический кризис еще больше обострил проблему диверсификации финансово-кредитной системы, повышения ее устойчивости, внедрения новых инновационных технологий финансового обслуживания и создания развитой финансовой инфраструктуры.

Финансовые аналитики едины в своем мнении, что в рамках общей концепции повышения доступности финансовых услуг целесообразно построение комплексной, диверсифицированной модели розничного кредитно-финансового рынка, предусматривающего одновременное и согласованное развитие как банковской, так и небанковской финансовой инфраструктуры [2; 3].

Безусловно, доминирующим поставщиком финансовых услуг населению был и остается банковский сектор. На него приходится основной объем операций по обслуживанию потребителей банковских услуг. Вместе с тем, следует отметить, что на сегодняшний день банковская система не в состоянии в полном объеме удовлетворить спрос потребителей на финансовые услуги в силу различных ограничений экономического и социального характера. По оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) около 60 млн граждан России не имеют доступа к традиционным банковским услугам, что составляет более 25 % взрослого населения страны [4]. На 100 тыс. россиян приходится всего 2,2 банковских офиса, в то время как в странах Евросоюза этот показатель достигает 50-60 банковских подразделений.

Особенно актуальна проблема недофинансирования для малых городов и сельской местности с населением менее 50 тыс. чел., где проникновение финансовых институтов сопряжено с

необходимостью сокращения их издержек при сохранении достаточной эффективности. На фоне ужесточения требований к капитализации банковского сектора, тенденций по поглощению менее крупных банков более крупными, глобализации экономики, важной составляющей финансовокредитной системы страны в последние годы становится сектор микрофинансирования. Развитие его, как альтернативы традиционному банковскому сектору, является одним из перспективных направлений повышения доступности и популяризации финансовых услуг. За счет развития и расширения сети микрофинансовых организаций (далее - МФО), осуществляющих деятельность по предоставлению микрозаймов представителям малого бизнеса и широким слоям населения, существенно возросла роль и популярность специализированных небанковских кредитных институтов, что одинаково характерно как для России, так и для зарубежных стран.

Уже на сегодняшний день целевой аудиторией микрофинансовых организаций является более 80 % взрослого населения России: более 60 % заемщиков МФО - женщины, 20 % - молодые люди в возрасте до 28 лет. Количество заемщиков - субъектов малого предпринимательства, получающих займы в микрофинансовых организациях, оценивается в 250 тыс. единиц [5].

Структура рынка микрофинансовых услуг по объемам выдаваемых займов характеризуется следующими показателями:

- 37 % - микрозаймы малому бизнесу и микробизнесу, включая индивидуальных предпринимателей; при этом около 70 % микрозаймов малому бизнесу предоставляются субъектам, работающим в малых городах и сельской местности;

- 43 % - потребительские микрозаймы, включая займы с доставкой на дом (Home Door Lending);

- 20 % - кредиты до заработной платы (Pay Day Loans).

Таблица 1 - Структура рынка микрофинансирования

Направления микрокредитования По объему выдачи, % По числу игроков, %

Микрозаймы молому бизнесу, включая индивидуальных предпринимателей 37 35

Потребительские микрозаймы физическим лицам 43 15

Кредиты до заработной платы (PDL) 20 50

Приведенные данные подтверждают тот факт, что сегмент микрофинансового рынка вступил в период своего интенсивного роста, а темпы развития микрофинансирования имеют ярко выраженную положительную тенденцию.

На сегодняшний день в реестре Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) на рынке микрофинансирования зарегистрировано более 3 000 участников. С учетом микрофинансистов, работающих в «тени», игроков еще больше. В среднем рост рынка микрофинансирования составляет более 160 % в год. По оценке Национального Партнерства Участников Микрофинансового Рынка (далее - НАУМИР) за период 2009-2012 гг. объемы микрофинансирования выросли в 2,5 раза и достигли уровня 48 млрд руб. по состоянию на 01.01.2013 г., что составило 0,9 % от всего объема розничного кредитования в России и 0,7 % - от объема нежилищного розничного кредитования. Имея значительный потенциал для роста, российский рынок микрофинансирования, тем не менее, значительно уступает по объемам розничных продуктов на душу населения развитым странам мирового сообщества, а уровень проникновения кредитования в розничном сегменте России является самым низким среди стран с сопоставимым уровнем доходов. По итогам 2012 г. соотношение объема розничного кредитования к ВВП в России впервые превысило 12 %, в то время как в странах Восточной Европы он составляет в среднем 20-30 %, в наиболее развитых европейских странах - более 50 %, Австралии - 69,3 %, Японии - 82 %.

В отличие от банковского кредитования, рынок микрофинансирования в России характеризуется невысокой информационной прозрачностью. Даже оценки объема рынка и прогнозы его роста зачастую отличаются достаточно существенно. По данным НАУМИР и ведущих микрофинансовых компаний России, объем рынка МФО к концу 2013 г. составит 70 млрд руб., а к концу 2014 г. прогнозируется рост объемов микрофинансирования до уровня 85 млрд руб. [6; 7; 8]. Динамика роста рынка МФО за последние годы существенно опережает рост банковского кредитного рынка. Прогноз прироста рынка микрофинансирования за 2013 г. по отношению к 2012 г. составит 80 %, в то время как прогноз аналогичного прироста кредитного портфеля банковского сектора составит лишь 20 %. Предполагается, что ежегодный прирост рынка микрофинансирования до конца 2015 г. будет превышать 60 %, сохраняя тенденцию опережения темпов роста банковского розничного бизнеса [9].

Согласно разработанной НАУМИР концепции повышения доступности розничных финансовых услуг и развития микрофинансирования в России на период до 2016 г. предполагается,

что к концу 2016 г. размер рынка небанковского микрофинансирования по сравнению с текущим состоянием вырастет в 2-3 раза и достигнет уровня 120-130 млрд руб. (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика и прогнозы роста

эынка микрофинансирования в 2010-2016 гг.

Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Объем, млрд руб. 27 36 48 7Q 85 1Q2 12Q-13Q

За счет поощрения предпринимательской инициативы и занятости малообеспеченных слоев населения потенциальными потребителями микрофинансовых услуг станут около 1 млн субъектов предпринимательской деятельности и 4 млн физических лиц, доступ к финансовым услугам через систему банковских агентов и электронные деньги получат не менее 10 млн чел. [10].

Между тем, несмотря на достаточно динамичное развитие микрофинансового рынка, спрос на услуги микрофинансирования значительно превышает предложение и составляет, по оценкам экспертов, 420 млрд руб. Только малый бизнес испытывает потребность в микрокредитах на сумму порядка 300-320 млрд руб. (80 % - на развитие существующих субъектов малого предпринимательства, 20 % - на их создание (start up)). Рядовые же потребители готовы дополнительно предъявить спрос на микрозаймы еще на 100 млрд руб.

Обобщая изложенное, в качестве основных предпосылок динамичного роста микрофинансового сектора и его роли в развитии финансовой инфраструктуры, обеспечивающей повышение доступности финансовых услуг для всех категорий населения и субъектов малого предпринимательства во всех регионах страны, можно выделить следующие:

- наличие среди субъектов услуг кредитования значительной доли населения с доходами ниже среднего, для которых традиционные банковские услуги остаются недоступными;

- недостаток банковской инфраструктуры в большом количестве регионов страны и, как следствие, относительно низкий уровень доступности банковских услуг для населения;

- ужесточение регулирования банковского сектора в части потребительского кредитования, следствием чего является отток клиентов из банковского сектора в микрофинансовый;

- стабильный рост потребности на продукты кредитования;

- более гибкая и упрощенная процедура выдачи микрокредитов;

- ориентация и нацеленность микрофинансовых организаций на малые и средние города и сельскую местность;

- создание основ законодательной и нормативно-правовой базы микрофинансового рынка и, как следствие, повышение уровня доверия со стороны потенциальных инвесторов и потребителей;

- более «мягкое» регулирования МФО по сравнению с банковским сектором;

- укрупнение МФО, ожидаемый приход на микрофинансовый рынок добросовестных «игроков», очищение рынка от компаний, работающих по «серым схемам» и снижение доли нерегулируемого финансово-кредитного рынка;

- значительный потенциал рынка микрофинансовых услуг для малого и среднего бизнеса;

- стремление к достижению более цивилизованных правил ведения бизнеса, создающее предпосылки для консолидации микрофинансового сектора и укрепления позиций сильнейших участников рынка.

Формирование в России цивилизованного рынка микрофинансирования обуславливают необходимость соответствующего уровня государственного регулирования и контроля деятельности МФО, дальнейшего развития и совершенствования нормативно-законодательной базы, адаптированной к мировым стандартам и учитывающей мнения и предложения всех участников финансового рынка. В качестве основных приоритетов государственного регулирования должно стать обеспечение стабильности различных финансовых организаций, содействие сохранению баланса между социальными и коммерческими целями микрофинансового сектора и поддержание макроэкономической стабильности в целом.

Функции государства, как регулятора микрофинансового сектора экономики, заключаются, прежде всего, в разработке и установлении нормативно-правовых основ, регламентирующих деятельность МФО.

Основой для формирования системы регулирования микрофинансовой деятельности послужил Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» № 151-ФЗ от 02.07.2010 г., нормативные положения которого направлены, в первую очередь, на формирование системы правового регулирования микрофинансовой деятельности, создание механизма защиты интересов и прав потребителей, создание равных условий для осуществления предпринимательской деятельности на отечественном финансовом рынке [11]. В рамках ФЗ установлены правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности,

регламентированы размер, процедура и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса МФО, права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности, обозначены основные рычаги регулирования микрофинансового сектора.

Изменения, произошедшие в законодательной сфере, безусловно, позволили достигнуть определенного прогресса: повысили регулируемость рынка микрофинансирования, и, как следствие, доверие населения к деятельности микрофинансовых институтов, сделали рынок микрофинансирования более привлекательным для инвесторов и кредиторов, придали более динамичные темпы его развитию.

Тем не менее, анализ действующей нормативно-законодательной базы, регулирующей деятельность МФО, свидетельствует о том, что механизмы ее функционирования нуждаются в совершенствовании и серьезной доработке. Степень разработанности отдельных положений Федерального закона, возможности его практической реализации, ряд ограничений, накладываемых на сферу деятельности МФО, наглядно иллюстрируют, что микрофинансирование на сегодняшний день еще не полностью вписалось в систему правового и государственного регулирования, тем самым сохраняется возможность для функционирования рынка нелегального «теневого» бизнеса.

Так, в действующем законе недостаточно полно определена экономическая сущность микрофинансовой деятельности и ее роль в отечественной кредитной системе, включая договорноправовые аспекты; не сформулирован перечень основных требований к потенциальным заемщикам; не изложены в полной мере особенности проведения кредитных операций, включая займы в иностранной валюте, максимальные сроки их предоставления и порядок регулирования уровня процентной ставки. По сей день открытыми остаются вопросы по определению спектра услуг, оказываемых микрофинансовым организациям, их отличие от банковских операций. Отсутствует четкое определение базового регулятора для МФО с учетом достаточно «размытой» формализации надзорных функций в лице Банка России, ФССР и Министерства финансов. На сегодняшний день даже у ЦБ РФ отсутствует четкое представление о том, как работает рынок микрофинансирования. Не менее проблематичными остаются вопросы форм взаимодействия и структурнологической связи МФО и кредитных учреждений, актуальность которых обусловлена проводимой ЦБ РФ политикой по «охлаждению» рынка потребительского кредитования и, как следствие, повышенным интересом банков к рынку кредитования микрофинансовых организаций.

Анализ действующих на сегодняшний день норм отечественного законодательства по регулированию деятельности микрофинансовых институтов, сформировавшихся точек зрения ведущих финансовых экспертов по оценке и перспективам развития микрофинансового рынка, позволяют выявить и систематизировать наиболее актуальные вопросы, лежащие в сфере его государственного регулирования. Решение и реализация этих вопросов создаст предпосылки для дальнейшего развития легального бизнеса микрофинансовых услуг:

- недостаточная разработанность законодательной и нормативно-правовой базы, определяющей статус МФО, и учитывающей специфику различных категорий микрофинансовых институтов;

- отсутствие требований обязательной аудиторской проверки МФО, унифицированных форм отчетности и единых показателей, характеризующих их финансовую деятельность;

- существующие разногласия в действующем банковском законодательстве и законодательстве МФО;

- отсутствие нормативно закрепленных и утвержденных рейтинговых оценок МФО;

- отсутствие системы защиты прав потребителей микрофинансовых услуг;

- недостаточное регулирование рекламы услуг МФО в части определения способов доведения и порядка раскрытия информации в рекламе займов;

- отсутствие нормативно-законодательной базы, регламентирующей специфику процедуры налогообложения и банкротства;

- недостаточная функциональность и гибкость банковской агентской модели, и отсутствие устойчивых и регулируемых связей «Банк-МФО»;

- отсутствие единых стандартов классификации активов МФО;

- отсутствие или недостаточность залоговой базы у МФО;

- отсутствие стандартов реструктуризации и рефинансирования займов МФО;

- отсутствие законодательной практики объединения функций МФО и крупных инфраструктурных институтов;

- отсутствие единого надзорного органа, объединяющего функции регулирования, надзора, контроля и поддержки деятельности МФО. Достаточно актуальным и своевременным в этой связи представляется решение Центрального Банка РФ о присоединении Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и создании на базе Центробанка нового структурного подразделения - Департамента по микрофинансированию [12].

Реализация функций государственного регулирования микрофинансового сектора экономики, демонстрирующего в последние годы достаточно динамичные темпы развития, должна сочетать в себе наряду с регламентирующими и контрольно-надзорными аспектами, разработку комплекса мер по государственной поддержке микрофинансирования, среди которых особого внимания заслуживают:

- проработка эффективных механизмов бюджетного субсидирования МФО и предоставление возможности привлечения дополнительных ресурсов посредством их участия в закрытых денежных аукционах Министерства финансов по размещению временно свободных денежных средств;

- включение МФО в перечень претендентов на размещение средств страховых взносов Пенсионного фонда РФ;

- создание и внедрение системы страхования займов физических лиц, разработанной по аналогии с банковской системой страхования вкладов физических лиц.

Реализация предложенного комплекса мероприятий по государственному регулированию и поддержке МФО позволит микрофинансовому бизнесу за счет укрепления своих позиций в финансово-кредитной системе страны, повысить свою роль в поддержании макроэкономической стабильности и популяризации финансовых услуг, делая их более доступными для субъектов малого предпринимательства и широких слоев населения.

Ссылки:

1. Роль микрофинансирования и других инструментов финансовой доступности в решении глобальных экономических вызовов: мат-лы Гайдаровского форума - 2013. 19 января 2013 г. М., 2013.

2. Концепция повышения доступности розничных финансовых услуг и развития микрофинансирования в Российской Федерации на период 2012-2016 гг. // НАУМИР. М., 2012.

3. Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения: мат-лы IIX ежегодной конф. 17 октября 2013. М., 2013.

4. Микрофинансирование в России. М., 2013.

5. Инновации и защита прав потребителей - фокус на клиенте: мат-лы XII Национальной конф. по микрофинансированию и финансовой доступности. 23-25 октября 2013 г. М., 2013.

6. Концепция повышения доступности ...

7. Материалы IIX ежегодной конференции «Российский банковский сектор: ...

8. Материалы XII Национальной конференции ...

9. Материалы IIX ежегодной конференции «Российский банковский сектор: ...

10. Концепция повышения доступности ...

11. Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» № 151-ФЗ от 02.07.2010 г.

12. Банковская газета. 2012. № 46 (951). 10-16 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.