Научная статья на тему 'Эффективный надзор и контроль как элемент системы поддержания финансовой устойчивости банков'

Эффективный надзор и контроль как элемент системы поддержания финансовой устойчивости банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
994
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фотиади Н.В.

Для коммерческого банка, заинтересованного в создании высокоэффективной системы внутреннего контроля (и соответствующей службы) будет необходим целый комплекс мероприятий организационного и технологического порядка, который можно условно назвать концептуальным построением системы внутреннего контроля банка. В статье даются основные требования, на которые будет опираться в своей работе служба внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективный надзор и контроль как элемент системы поддержания финансовой устойчивости банков»

ЭФФЕКТИВНЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛь КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЛ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВ

Н.в. Фотиади

кандидат экономических наук, доцент Северо-Кавказский Социальный институт, г. Ставрополь.

Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. На практике надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности. При этом вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций, цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали принципиальных изменений и сводятся к обеспечению устойчивости банковской системы, созданию условий ее эффективной деятельности, а в конечном счете — к защите интересов вкладчиков, кредиторов и клиентов банка.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что банковский надзор по своей природе всегда вторичен по отношению к банковской деятельности1. Строго говоря, в функции банковского надзора не входит осуществление всеобъемлющего контроля за банковскими операциями, а тем более вмешательство в текущую деятельность финансовых посредников. По существу, пруденциальная практика банковского надзора — это способ осуществления мониторинга и оценки рисков.

Законодательство России в настоящее время закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным банком РФ, принадлежащим государству, а второй состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности.

Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за ЦБ РФ права проведения всех видов банковских операций, его главной функцией выступает надзор за негосударственными банками и поддержание

1 Мурычев А. Банковский надзор и финансовая стабильность.

Россия в контексте общемировых стандартов // Выступление на

III Международном банковском форуме. Сочи. — 2—4 сентября. - 2005 г. http://www.bdm.ru/arhiv/2005/09/22-26.htm

стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальным признаком наличия двухуровневой банковской системы являются два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение ЦБ РФ и коммерческих банков: Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

В российском праве получил закрепление принцип осуществления ЦБ РФ функции пруденциального регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и иных негосударственных банков. При этом цель такого регулирования и надзора

— поддержание стабильного функционирования банковской системы в целом. Так, в ст. 3 закона о Центральном банке РФ указано, что основной целью деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Данный закон содержит отдельную главу, подробно раскрывающую средства и пути реализации цели поддержания стабильности и надежности банковской системы.

Глава X «Банковское регулирование и банковский надзор» определяет, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. В этих целях в структуру Банка России входит особый орган

— Комитет банковского надзора, действующий на постоянной основе и объединяющий подразделения Банка России, которые обеспечивают выполнение последним надзорных функций и входят в так называемый надзорный блок. Структура Комитета банковского надзора и положение о нем утверждаются Советом директоров Банка России (ст. 56).

Дальнейшее развитие регулятивные и надзорные функции ЦБ РФ получили в двух нормативно-правовых документах ведомственного характера: в письме от 28.02.1997 № 419 «О мерах по усилению

надзора за деятельностью кредитных организаций» (в ред. от 16.01.2004) и в положении от 30.07.2002 № 191-П «О консолидированной отчетности». В соответствии с первым документом в целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций, а также повышения стабильности банковской системы Банк России установил более жесткий порядок предоставления бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности с четким указанием сроков предоставления в зависимости от вида отчетности. Кроме того, были введены новые позиции при предоставлении финансовой отчетности.

Новым шагом на пути укрепления практики банковского надзора, предпринятым Банком россии в последнее время, явилось проведение эксперимента по внедрению нового надзорного института кураторства кредитной организации. Будучи широко распространенным в банковской практике зарубежных стран (особенно Западной Европы, и в частности Великобритании), данный инструмент контроля лишь начинает свое существование в россии. Правовой основой его функционирования выступает письмо ЦБ РФ от 31.01.2003 № 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций».

Основой организации инспекционной деятельности служит инструкция от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» (в ред. указания ЦБ РФ от 13.01.2005 № 1543-У).

Согласно данной инструкции, инспекционная деятельность Банка России — составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение.

непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России.

Уполномоченные представители Банка России проводят два вида проверок кредитных организаций (их филиалов): комплексные и тематические.

Комплексная проверка — проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации за определенный период ее деятельности.

Тематическая проверка—проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые

осуществляются кредитной организацией (ее филиалом) за определенный период ее деятельности.

конкретные механизмы, алгоритмы и цели проведения инспекционных проверок Банком России коммерческих банков отражены в инструкции от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Так, например, согласно инструкции, основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте их общего состояния либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета, определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов, величины и достаточности собственных средств (капитала), оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций, проводимые Банком России, не выполняют задач проверок, проводимых аудиторскими организациями, и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ для сбора доказательств по уголовным и другим делам.

Развитие банковского бизнеса требует в настоящее время адекватного надзорного инструментария, поэтому, несмотря на достигнутый за последние годы очевидный прогресс в области банковского законодательства, правовое обеспечение банковского регулирования и надзора является далеким от совершенства и требует серьезного дальнейшего улучшения как в сфере законодательства, так и в сфере нормативных актов Банка России.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг.

Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора. Для этого необходимо законодательно наделить Банк России полномочиями по применению профессионального (мотивированного) суждения в надзорной практике.

Одной из характерных особенностей российского банковского сектора является его недостаточная капитализация. Важной мерой, которая способна стимулировать собственников банков к наращиванию капитальной базы и поддержанию адекватного уровня достаточности капитала банков, станет повышение минимального требования к его достаточности. Невыполнение этого требования будет рассматриваться как основание для обязательного отзыва лицензии на осуществление банковских операций. В целях привлечения иностранного капитала следует установить общий для резидентов и нерезидентов порядок приобретения крупных пакетов акций (долей) кредитной организации.

Требует дальнейшего совершенствования правовая база консолидированного надзора, в том числе в области составления консолидированной отчетности и расчета на ее основе консолидированных рисков.

Стремительное развитие технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе интернет-банкинга, ставит задачу правового регулирования такого рода деятельности и пруденциального ограничения связанных с этим операционных рисков, в том числе технологического и правового.

Одной из основных причин потери банками финансовой устойчивости является низкий уровень управления. Предстоит существенно повысить требования к владельцам и руководителям кредитных организаций. Это нужно, чтобы эффективно противодействовать участию в управлении кредитными организациями руководителей и владельцев с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением. В связи с этим будут предусмотрены меры в сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций.

Своевременному и эффективному применению мер воздействия по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций будет способствовать внесение изменений в законодательство, направленных на совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков, исключение залога из конкурсной массы в случае банкротства должника.

Необходимо уточнить полномочия Банка России в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере в соответствии с его функциями и полномочиями как органа банковского надзора. Также нужно установить административную ответственность должностных лиц

кредитной организации за нарушения, связанные с осуществлением банковской деятельности.

Дальнейшее развитие надзора предполагает переход от оценок уровня конкретных рисков в деятельности кредитных организаций на базе сведений о степени соблюдения ими пруденциальных норм, установленных Банком России, к оценкам уровней рисков, базирующихся на мотивированном суждении надзорного органа о качестве активов, состоянии обязательств и собственных средств кредитных организаций, качестве их систем управления и внутреннего контроля. В свою очередь, мотивированное суждение должно основываться на результатах комплексного анализа деятельности кредитных организаций, изучения их стратегий развития, структуры собственности и управления, внутренних документов, регламентирующих организацию внутреннего контроля, процедуры осуществления риск-менеджмента.

Применение указанных подходов предполагает, что надзор будет нацелен в первую очередь:

— на выявление сфер деятельности подразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и/или областей, в которых деятельность банка наиболее подвержена рискам в силу дефектов систем управления, контроля и/или иных внутрибанковских систем;

— на выявление слабых банков и осуществлении надзора за ними в более интенсивном режиме, чем за банками, чье состояние не вызывает мотивированных опасений.

Указанные подходы были применены Банком России при оценке кредитных организаций на предмет их соответствия критериям допуска в систему страхования вкладов. Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также изданным в его развитие указанием Банка России от 16.01.2004 № 1379 -У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» предусмотрено использование для оценки деятельности банка наряду с финансовыми показателями также показателей, характеризующих качество управления банком, его операциями и рисками, включая показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля. Кроме того, круг оценочных финансовых показателей расширен показателями, характеризующими рентабельность деятельности банка. В настоящее время работа по совершенствованию методологии оценки финансовой устойчивости кредитных организаций продолжается.

В настоящее время в Банке России проводится работа по совершенствованию пруденциальных форм отчетности, которая осуществляется в рамках проекта ЕС/ТАСИС «Банковский надзор и отчетность».

В целях развития содержательного надзора Банком России будет осуществлена в ближайшее время работа по следующим направлениям:

— создание системы раннего предупреждения (СРП), базирующейся на модели развития ситуации в кредитной организации, и внедрение этой системы в надзорную практику. Выбранная Банком России базовая модель СРП представляет собой модель прогнозирования (на период до 6 месяцев) значения показателя достаточности собственных средств (капитала) с использованием метода модифицированной линейной регрессии. Для ее реализации разработано соответствующее программное обеспечение;

— совершенствование надзора на консолидированной основе, включая анализ рисков, принимаемых кредитными организациями в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с некредитными организациями — участниками банковских групп и банковских холдингов. Автор считает, что развитию риск-ориентированного надзора будет способствовать внедрение в российскую надзорную практику института кураторов кредитных организаций, поскольку только в процессе постоянного контакта между банком и надзором может быть обеспечена должная осведомленность последнего о процессах, происходящих в кредитной организации. Именно куратор, являясь главным контактным лицом надзорного органа во взаимоотношениях с кредитной организацией, ее руководством и сотрудниками, аккумулирует всю информацию о ее деятельности, позволяющую вести надзор комплексно и практически в режиме реального времени, а также своевременно реагировать на процессы, происходящие в деятельности банка.

Развитие содержательной компоненты надзора должно иметь надлежащую законодательную основу. Необходимо законодательно закрепить право Банка России оценивать деятельность кредитных организаций и принимать решения надзорного характера на основе профессионального (содержательного) суждения о качестве и стоимости активов, обязательств и собственных средств (капитала), а также о качестве корпоративного управления, включая внутрибанковские системы управления и контроля за рисками, прозрачность структуры.

Реализация одной из основных целей банковского надзора — укрепление финансовой устойчивости банковского сектора — положена в основу нового Базельского соглашения по капиталу (Базель II). Принятый в июне 2004 г. Базельским комитетом, этот документ можно интерпретировать как новую философию банковского надзора, отражающую современные тенденции развития банковского дела.

Внутренний контроль является важной составляющей пруденциального регулирования и надзора в российском банковском праве. Общее требование о наличии внутреннего контроля в кредитной организации определено в ст. 16 закона о Центральном банке РФ и в ст. 10 закона о банках и банковской деятельности. В последнее время Банк России уделяет большое внимание этому вопросу В основу нормативно-правовых актов Банка России, регулирующих режим функционирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях, положен документ Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» (1998), который Банк России своим письмом от 10.07.2001 № 87-Т рекомендовал кредитным организациям использовать в их работе. В структуре рассматриваемого документа Базельского комитета можно выделить несколько ключевых элементов:

- определение понятия внутреннего контроля и его целей;

- выявление недостатков внутреннего контроля, присущих проблемным банкам;

- формулирование принципов организации эффективного внутреннего контроля в банках.

В настоящее время банковская система России об -ладает наиболее развитой нормативно-правовой базой в сфере внутреннего контроля и внутреннего аудита по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Современное банковское законодательство России в этой области разработано с учетом международных норм и правил в области банковского регулирования. В частности, при разработке положения № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» Банком России были учтены некоторые принципы построения систем внутреннего контроля, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору.

Положение № 242-П вступило в силу в январе 2004 г., придя на смену положению Банка России № 509, действовавшему до этого в течение более 6 лет. В то же время банковская нормативно-правовая база нуждается в дальнейшем развитии в наиболее важных областях: организация эффективного управления рисками, надежного внутреннего контроля и

профессионального внутреннего аудита — ключевых процессов, поддерживающих функции управления в кредитной организации. Дополнительный стимул этому развитию придала кампания по вступлению российских банков в систему страхования вкладов физических лиц, начавшаяся в 2004 г.

Документ Базельского комитета определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и сотрудниками всех уровней. Таким образом, данный подход закладывает широкое основание в содержание внутреннего контроля, рассматривая этот феномен скорее с динамической, а не статической точки зрения.

Целями внутреннего контроля объявляются:

- производственно-финансовая (достижение производственной и финансовой эффективности деятельности банка);

- информационная (обеспечение надежности, полноты и своевременности финансовой и управленческой информации в деятельности банка);

- комплаенс-цель (соблюдение действующего законодательства в деятельности банка). Проанализировав имеющуюся практику в отношении проблемных банков, Базельский комитет сформулировал ряд типичных недостатков системы внутреннего контроля, которые не в последнюю очередь способствовали ухудшению финансовой устойчивости банка, ибо не способствовали своевременному и адекватному выявлению недостатков внутри самой банковской структуры. К числу таких недостатков относятся:

- отсутствие надлежащего управленческого контроля и системы отчетности, неумение сформировать высокую культуру контроля в банке;

- недостаточно эффективное выявление и оценка риска, связанного с некоторыми видами операций банка;

- отсутствие или слабость ключевых контрольных структур и видов деятельности — таких, как разделение обязанностей, санкционирование операций, проверки операционной деятельности;

- неудовлетворительный обмен информацией между различными уровнями руководства в банке;

- неадекватный или неэффективный аудит либо мониторинг устранения недостатков. Сердцевину документа составляют принципы

организации эффективного внутреннего контроля,

которые сформулированы Базельским комитетом, исходя из целей, стоящих перед системой внутреннего контроля и с учетом недостатков, ведущих к ухудшению финансовой устойчивости банка. Эти принципы разбиты на 6 категорий и заключаются в следующем:

1. Управление и культура контроля. Совет директоров должен нести ответственность за утверждение и периодический пересмотр общей банковской стратегии и документов по различным аспектам политики банка; понимать основные риски, принимаемые на себя банком, устанавливать приемлемые уровни этих рисков и обеспечивать принятие высшим руководством банка мер, необходимых для выявления, измерения, отслеживания и контролирования таких рисков; утверждать организационную структуру банка; обеспечивать, чтобы высшее руководство банка контролировало эффективность системы внутреннего контроля. Совет директоров несет ответственность за создание и функционирование адекватной и действенной системы внутреннего контроля.

Исполнительное руководство банка должно нести ответственность за реализацию стратегии и политики банка, утвержденной советом директоров; развивать процессы, призванные выявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски; поддерживать такую организационную структуру, которая четко разграничивает сферы ответственности, полномочий и отчетности; обеспечивать эффективное осуществление делегированных полномочий; разрабатывать соответствующие правила внутреннего контроля; отслеживать адекватность и действенность системы внутреннего контроля.

2. Признание и оценка риска. Эффективная система внутреннего контроля требует, чтобы существенные риски, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целей банка, выявлялись и оценивались на постоянной основе. Данная оценка должна охватывать все риски, принимаемые на себя банками на индивидуальной и консолидированной основе (кредитный риск, страновой риск и риск введения валютных ограничений, рыночный риск, процентный риск, риск ликвидности, операционный риск, правовой риск и риск подрыва деловой репутации).

3. деятельность по осуществлению контроля и разделение полномочий. Деятельность по осуществлению контроля должна быть составной частью повседневной деятельности банка. Эффективная система внутреннего контроля требует создания надлежащей структуры контроля, при которой контрольные функции определяются для каждого

уровня деятельности банка. Сюда должны входить проверки, осуществляемые менеджментом; система согласований и делегирования прав; надлежащий контроль за различными подразделениями; проверка соблюдения лимитов на риски и последующий контроль устранения выявленных нарушений; система сверки счетов и перекрестной проверки; инвентаризация имущества.

Эффективная система внутреннего контроля предполагает четкое разделение обязанностей сотрудников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности сотрудника допускает конфликт интересов. Сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий и независимый контроль.

4. Информация и система ее передачи. Здесь подразумевается наличие адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной.

Система внутреннего контроля требует наличия надежных информационных систем, охватывающих все основные виды деятельности банка. Такие системы, включая электронные, должны находиться под независимым контролем, и в отношении них должны быть разработаны соответствующие мероприятия по поддержке при чрезвычайных обстоятельствах.

5. Мониторинг деятельности и исправление недостатков. Общая эффективность внутреннего контроля банка должна отслеживаться на постоянной основе. Мониторинг ключевых рисков и их периодическая оценка, проводимые подразделениями банка и внутренними аудиторами, должны быть частью повседневной деятельности банка.

Необходимо наличие эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля, проводимого независимыми в операционном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками. Служба внутреннего аудита как часть мониторинга системы внутреннего контроля должна быть подотчетна совету директоров (или его комитету по аудиту) и менеджменту банка.

Недостатки внутреннего контроля, выявленные сотрудниками подразделений банка, службой внутреннего аудита или другими контрольными службами, должны своевременно доводиться до сведения руководителей соответствующего уров-

ня и оперативно устраняться. О существенных недостатках внутреннего контроля необходимо сообщать менеджменту и совету директоров.

6. Оценка систем внутреннего контроля надзорными органами. Органы банковского надзора должны требовать от всех банков независимо от размера наличия эффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка, рискам, принимаемым им в процессе осуществления балансовых и внебалансовых операций. Система внутреннего контроля должна также быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. В случаях, когда надзорные органы приходят к выводу, что система внутреннего контроля банка неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком (например, не удовлетворяет всем принципам, содержащимся в настоящем документе), они обязаны предпринять надлежащие меры.

С учетом требований и принципов документа Базельского комитета по банковскому надзору был принят нормативно-правовой акт, безусловно обязательный для всех кредитных организаций на территории России, который закрепил цели, организационную структуру и методологию построения системы внутреннего контроля в банках. Речь идет о положении ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

Система органов внутреннего контроля согласно данному положению представляет собой определенную учредительными и внутренними документами кредитной организации совокупность органов управления, а также подразделений и служащих, выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:

- контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

- контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;

- контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

- контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информа-

ции) и обеспечением информационной безопасности;

- осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации (мониторинг системы внутреннего контроля). Кредитная организация обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций. Постоянство деятельности службы внутреннего контроля означает, что служба внутреннего контроля кредитной организации должна действовать на постоянной основе. Кредитная организация должна установить численный состав, структуру и техническую обеспеченность службы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности, характером совершаемых банковских операций и сделок. Служба внутреннего контроля должна состоять из служащих, входящих в штат кредитной организации. Не допускается передача функций службы внутреннего контроля кредитной организации сторонней организации.

Характеризуя современное состояние внутреннего контроля в российском банковском секторе, можно сделать вывод, что четкой системы стандартов и процедур еще не создано. Каждый коммерческий банк в меру своих возможностей и в меру производственной необходимости строит свою специфическую систему внутреннего контроля, а положения и указания Центрального банка РФ при этом воспринимаются как директивы, которые надо просто формально выполнять. Знаменателен в этом плане раздел «Вопросы корпоративного управления и внутреннего контроля в кредитных организациях» заявления Правительства РФ и Банка России «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации». В данном разделе нет ни слова о службе внутреннего контроля в коммерческих банках. Там сказано буквально следующее: «Кредитные организации должны реализовывать меры по формированию систем

управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций, включая эффективные системы мониторинга рисков (информационные системы), одним из обязательных требований к которым является доведение необходимой и достаточной информации до соответствующих уполномоченных сотрудников и до органов управления кредитных организаций».

На взгляд автора, такой подход свидетельствует об определенном изменении позиций ЦБ РФ в сторону предоставления коммерческим банкам большей самостоятельности в организации системы внутрибанковского контроля.

Достаточно строгий надзор и законодательство ставят на первое место в работе кредитных организаций не извлечение сверхприбылей, а задачи улучшения качества получаемой информации для принятия управленческих решений и сохранения (защиты) капитала банков, интересов акционеров и клиентов, обеспечения нормального функционирования и развития организации. Со своей стороны, Центральный банк РФ также осознает необходимость перемен в своей надзорной и контролирующей деятельности.

По мнению автора, для коммерческого банка, заинтересованного в создании высокоэффективной системы внутреннего контроля (и соответствующей службы) будет необходим целый комплекс мероприятий организационного и технологического порядка, который можно условно назвать концептуальным построением системы внутреннего контроля банка.

Эта система, на которую будет опираться в своей работе служба внутреннего контроля, должна отвечать следующим основным требованиям:

- быть доступной всегда, когда она требуется, что предполагает ее функционирование в реальном режиме времени;

- предоставлять информацию в удобной для банковского руководства форме, чтобы дать ему возможность предпринять адекватные корректирующие действия;

- поставлять информацию о таких элементах бизнеса, за которые несет ответственность конкретный сотрудник: продуктах и услугах, клиентах, доходности, ресурсном обеспечении, соответствии текущим законодательным и нормативным актам, конкуренции на рынке и др.;

- обеспечивать сотрудников текущей информацией как финансового, так и нефинансового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.