Научная статья на тему 'Принципы построения диагностики экономического состояния предприятия'

Принципы построения диагностики экономического состояния предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАНИЯ / СИСТЕМА / ДИАГНОСТИКА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ORGANIZATION / ANALYTICAL WORK / STUDIES / SYSTEM / DIAGNOSTICS / FINANCIAL-ECONOMIC CONDITION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кагермазов В. З., Хасауова К. Х.

В статье рассмотрены вопросы организации аналитической работы, сформулированы принципы построения диагностики экономического состояния предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of construction of diagnosing the economic condition of the company

In article are considered questions to organizations of the analytical work, worded principles of the building of the diagnostics of the economic condition of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Принципы построения диагностики экономического состояния предприятия»

...* TlNODlAfEB АЁААПИОЁЁЁ YEIIIIExANEIAI ЙЮОШГЁВ ЮААТОЁВОЁВ

КАГЕРМАЗОВ В.З.,

соискатель,

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная академия им. В.М. Кокова», 360030, Россия, КБР, г. Нальчик, пр. Ленина, 1в;

ХАСАУОВА К.Х.,

соискатель,

Институт информатики и проблем регионального

управления КБНЦ РАН, Россия, КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37а

В статье рассмотрены вопросы организации аналитической работы, сформулированы принципы построения диагностики экономического состояния предприятия.

Ключевые слова: организация; аналитическая работа; исследования; система; диагностика; финансово-экономическое состояние; управление.

In article are considered questions to organizations of the analytical work, worded principles of the building of the diagnostics of the economic condition of the enterprise.

The keywords: organization; analytical work; studies; system; diagnostics; financial-economic condition; management.

Коды классификатора JEL: L21.

Внутренняя аналитическая работа должна быть организована как цельная и продуманная система, охватывающая воедино технико-экономический, общеэкономический, последующий, оперативный и другие виды анализа [4].

Внешний анализ осуществляется финансовыми органами, аудиторскими службами, комбанками, а также эпизодически органами контроля.

Аналитическая работа, независимо от того, внутренний это анализ или внешний, охватывает следующие этапы:

1) Определение целевой установки и объектов анализа.

2) Общее ознакомление с объектами анализа и разработка предварительного плана, в котором намечается круг подлежащих использованию источников экономической информации, а также методика анализа (самое важное — это установление схемы взаимосвязи и определение круга показателей).

3) Подбор информации и проверка ее качества и достоверности.

4) Непосредственное изучение и исследование привлеченной информации в соответствии с планом, с применением соответствующей частной методики и выполнением необходимых технико-экономических расчетов.

© В.З. Кагермазов, К.Х. Хасауова, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

5) Подведение итогов анализа (обычно в виде аналитического заключения) и подсчет неиспользованных выявленных резервов.

6) Разработка практических предложений по мобилизации резервов, внедрению передового опыта и реализации перспективных вариантов развития.

В этих предложениях должны быть проставлены конкретные исполнители и сроки исполнения.

По характеру показателей, которые используются, различают 2 вида анализа: а) общеэкономический анализ; б) технико-экономический [4].

• Общеэкономический анализ. В нем применяют, в основном, укрупненные показатели, обобщенные в денежные показатели (ВП, ТП, РП и т.д.) и относящиеся к предприятию в целом.

• Технико-экономический анализ. Он представляет собой логическое продолжение общеэкономического анализа. Он доводит исследование тех общих параметров, о которых шла речь, до более мелкого подразделения. Этот анализ использует показатели, которые больше выражаются в натуральном и трудовом измерениях (трудоемкость, производственная мощность оборудования, коэффициент использования производственной мощности, удельный расход сырья на единицу продукции).

Однако надо иметь в виду, что на практике границы этих анализов весьма условны, так как их можно рассматривать только во взаимной связи. И эта связь является залогом плодотворного использования их результатов.

Есть деление по времени, когда признаком является время проведения. Экономический анализ делится на 2 вида — последующий и оперативный.

Последующий анализ использует данные из периодической (устоявшейся, т.е. проверенной) отчетности. Поэтому его результаты достоверны. Но, с другой стороны, он опаздывает во времени от этих процессов, величину, уровень, динамику и результаты которых он отражает. Речь идет о том, что те результаты, которые мы получили от реализации этого анализа, могут быть использованы только в будущем, и воздействовать на ход текущего процесса производства мы не можем.

Этот недостаток в известной мере преодолевается с помощью оперативного анализа, в ходе которого используется оперативная информация. Эта информация немедленно фиксируется в учетных регистрах и обрабатывается ежедневно. Цель — принятие немедленных решений, если мы замечаем какие-либо отклонения [4].

Оперативный анализ носит не сплошной характер, т.е. охватывает не все вопросы хозяйственной деятельности, потому что это очень сложно.

Из всех видов анализа наиболее нуждающимся в быстроте является оперативный. На тех предприятиях, где уже внедрена АСУ, там вопрос оперативного анализа решается наилучшим образом, потому что одна и та же информация, поступающая на ЭВМ, может быть использована для составления отчетности [3].

Анализ может выполняться в этом случае на основе заранее составленных программ. И его результаты выдаются машиной в одно и то же время с отчетностью.

По характеру сравнения анализ делится на внутризаводской и межзаводской.

Межзаводской анализ содействует распространению передового опыта, более полного выявления ресурсов.

Его надо проводить с учетом объективных факторов (масштаб производства, местонахождение и т.д.).

По объему различают комплексный (полный) анализ и тематический (частичный).

Выделенные задачи экономического анализа значительно расширяют его традиционную роль в системе менеджмента предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК. Это наглядно раскрывается и через многообразие видов экономического анализа. В научных трудах детально рассматривается содержание применяемых сегодня на практике отдельных видов экономического анализа. Но стройное

и логически правильное их построение возможно получить только на основе научной классификации. Исходя из данного требования и имеющихся в данной области разработок, можно выделить следующие классификационные признаки видов экономического анализа: направленность исследования; содержание исследования; характер исследования; широта исследования, периодичность исследования; время проведения исследования, уровни исследования; объекты исследования; субъекты исследования; приемы и методы исследования; порядок исследования отчетности.

Рассмотрим детально особенности отдельных видов экономического анализа, имея в виду, что обособление того или иного вида анализа в самостоятельное исследование вызвано прежде всего стремлением установить их тесную связь с процессом подготовки и принятия управленческих решений [2].

По первому классификационному признаку — направленность исследования — выделяют внешний и внутренний анализ. Данные виды анализа дополняют друг друга, но в то же время имеют и свои отличительные особенности.

Внешний анализ предусматривает изучение влияния условий рыночной среды на постановку конкретных целей предпринимательской деятельности и мотивацию действий хозяйствующих субъектов. Основное внимание здесь концентрируется на изменении взаимоотношений промышленных организаций с институтами рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, инвестиционные компании, страховые и аудиторские фирмы, торгово-посреднические организации). Важное место для промышленных в этом виде анализа занимают вопросы обоснования взаимоотношений с заказчиками промышленной продукции, проектно-изыскательскими организациями, соисполнителями и поставщиками.

Внешний анализ представляет собой процесс исследования, посредством которого менеджеры промышленной организации выявляют сторонние факторы, определяющие благоприятные возможности и потенциальные угрозы для выбранной рыночной стратегии. В целом результаты такого исследования включают в себя следующие обязательные составляющие общие тенденции изменения рынка;

• состояние конкуренции на рынке;

• характеристики основных заказчиков и конкурентов;

• описание рациональной снабженческой сети;

• направления развития научно-технического прогресса и перечень нововведений, предлагаемых на рынке;

• происходящие изменения во внешнем окружении рынка (национальная экономика, природная среда, общественность, демографические процессы, политика правительства).

Внутренний анализ, развивая внешний, направлен на комплексное изучение имеющегося у организации производственно-экономического потенциала — степени его использования и наличия резервных возможностей. Итогом внутреннего анализа является характеристика имеющихся внутрипроизводственных резервов, связанных как с устранением потерь (текущие резервы), так и с повышением организационнотехнического уровня производства (перспективные резервы). Такие аналитические выводы позволяют менеджерам промышленной организации оперативно реагировать на возникающие отклонения в ходе производства и рационально маневрировать материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами [4].

В целом внешний и внутренний анализ позволяют оценить экономическую устойчивость, стабильность и надежность в работе хозяйствующих субъектов на рынке, определить их конкурентоспособность. Это формирует возможные подходы к созданию благоприятного имиджа организаций.

Достаточно интересным и перспективным в рыночных условиях является экспресс-анализ, содержание которого определяется актуальностью задачи быстрого

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

получения информации о соответствии фактических результатов деятельности заданным параметрам по ряду критериальных показателей. К последним рекомендуется относить: финансовые коэффициенты; уровень использования производственной мощности организации; объемы рыночной капитализации, денежных активов; наличие задолженности по текущим платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. По выделенным критериальным показателям с учетом отраслевой специфики задаются рекомендуемые (эталонные) значения, привзанные к определенному классу надежности промышленных организаций от первого до третьего. Результатом экспресс-анализа является получаемая в короткие сроки, обобщенная рейтинговая оценка рыночных возможностей конкретной промышленной организации. В свою очередь, данная рейтинговая оценка будет учитываться институтами рыночной инфраструктуры при построении ими взаимоотношений с промышленными организациями, как в части объема услуг, так и относительно условий их предоставления [3].

На современном этапе рыночных преобразований микроэкономических процессов первоочередной становится задача быстрой адаптации промышленных организаций к складывающимся рыночным условиям. В этой связи важной составляющей экономической работы становится разработка бизнес-планов различных модификаций, включая организационно-распорядительную, инновационную, технологическую, социальную, инвестиционную и санационную разновидности.

Разработке бизнес-планов в обязательном порядке предшествует проведение бизнес-анализа, основными задачами которого являются описание выбранных на рынке стратегических зон хозяйствования, обоснование программы маркетинга, оценка финансового состояния, выявление производственных проблем и конфликтных ситуаций в системе управления персоналом. Такая направленность бизнес-анализа не случайна. Он ориентирован прежде всего на обоснование выбора варианта рыночной стратегии. Бизнес-анализ охватывает отдельные стороны предпринимательской деятельности, но таким образом, чтобы менеджеры промышленной организации смогли реально сбалансировать кратко- и долгосрочные цели. При такой балансировке в максимальной степени используются интуитивные методы анализа, т.е. «чутье рынка».

Экспресс- и бизнес-анализ относятся ко второй классификационной группе. В ее рамки включены виды анализа, ориентированные на реализацию такого принципа аналитического исследования, как признание взаимной связи различных факторов, одновременно, но не одинаково влияющих на изучаемый экономический процесс или явление. Именно это составляет особенность проведения общеэкономического, технико-экономического и функционально-стоимостного анализов. В данной группе наиболее распространенным является технико-экономический анализ. Он предусматривает детальное изучение организационно-технического уровня производства и оценку степени его влияния на конечные результаты деятельности [1].

Установление такой взаимосвязи возможно за счет глубокого изучения уровня организации управления, производства и труда, степени обновляемости и прогрессивности используемой техники. Данное исследование предусматривает детализацию обобщающих показателей организационно-технического уровня на частные, к которым, как правило, предъявляются два основных требования: они должны представлять собой относительные величины и отражать качественную сторону изучаемого явления. Это, в первую очередь, показатели, характеризующие: соотношения и численности различных категорий работников; уровень организации и технической оснащенности управленческого труда; эффективность управления: уровень концентрации и специализации производства; сопряженность мощностей подразделений организации; ритмичность производства; механизацию и техническую вооруженность труда; износ технического парка, уровень квалификации рабочих и степень использования фонда рабочего времени.

В процессе анализа указанных частных показателей определяются их тенденции изменения, проводятся сопоставления с показателями однородных промышленных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, выявляется состав факторов, способствующих достижению прогрессивного организационно-технического уровня производства. Итоги исследования в максимальной степени используются при формировании целевых научно-технических программ и планов внедрении новой техники. По сути, технико-экономический анализ представляет собой обоснование направлений инновационной политики промышленных организаций, ориентируя на постоянное внедрение нововведений и их коммерческое освоение.

Иной характер исследования присущ функционально-стоимостному анализу, основные принципы которого состоят в следующем:

❖ рассмотрение каждого объекта исследования как комплекса функций для наиболее полного и экономичного удовлетворения интересов потребителя. При этом функции выступают как сущность объекта исследования, а сам объект как одна из возможных форм проявления этой сущности;

❖ выделение внешних и внутренних функций, а также общеобъектных и внутри-объектных;

❖ непрерывное соизмерение значимости выделенных функций объекта исследования и затрат на их реализацию, выявление наиболее дорогостоящих функций (центров повышенных затрат и дополнительной ответственности);

❖ активное применение интуитивных методов творческого мышления, участие в исследовании широкого круга специалистов различного профиля;

❖ использование результатов функционально-стоимостного анализа практически во всех сферах деятельности организаций, связанных с затратами (проекты, структуры, процессы).

Итогом проведения функционально-стоимостного анализа является проектирование комплексной поэлементной калькуляции затрат, которая становится основой формирования системы внутрифирменных нормативов эффективности. Сравнение уровня нормативных затрат и имеющихся на настоящий момент в промышленной организации издержек производства позволяет подойти к стоимостной оценке величины внутрипроизводственных резервов.

Таким образом, функционально-стоимостной анализ является основой организации принципиально новых внутрихозяйственных отношений, главным достоинством которых является нацеленность на достижение задаваемого уровня рентабельности производства как по отдельным производственным подразделениям, так и по организации в целом. Это придает данному виду экономического анализа предметную направленность и делает его неотъемлемой частью общей экономической работы в промышленных организациях [4].

В рассматриваемой группе особое место занимает финансово-экономический анализ. Изучая показатели ликвидности, обеспеченности собственными и заемными средствами, инвестиционной привлекательности, рентабельности капитала, аналитики создают базу, на которой строится разработка финансовой политики организации. Исходной посылкой здесь является проведение непосредственной связи между финансовым состоянием организации и степенью ее деловой активности на рынке. Последнее отражается в содержании учетной, налоговой, кредитной, амортизационной и дивидендной политики промышленных организаций. Но здесь следует отметить ошибочность мнения отдельных исследователей о приоритетности данного вида анализа. Финансовоэкономический анализ важен не сам по себе, а тем, что в условиях финансового кризиса концентрирует внимание аналитиков на «узких местах» в работе организации. Снижение негативных последствий финансового кризиса во многом зависит и от реализации рекомендаций, подготавливаемых в рамках других видов экономического анализа.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

Во вторую классификационную группу входит также общеэкономический анализ, который предусматривает изучение обобщающих стоимостных показателей производственно-хозяйственной деятельности промышленных организации без их детализации. Это, в первую очередь, касается показателей, отражающих конечные результаты подрядной деятельности и уровень эффективности производства. Такой анализ позволяет перейти к планированию, основанному на интенсивных факторах хозяйственного развития. Ведь в рыночных условиях тем более важно выполнять требование, что предварительное аналитическое обоснование показателей эффективности является исходным при планировании масштабов производства и потребности в ресурсах.

В зависимости от широты изучаемых вопросов, отдельные виды анализа могут предусматривать комплексное изучение всех сторон предпринимательской деятельности промышленных организаций или исследование отдельных заранее определенных участков, включая рассмотрение итогов работы производственных подразделений. В зависимости от этого на практике выделяют комплексный, тематический и внутрихозяйственный анализ.

Решение целевых задач анализа о рамках изучения значительной выборки данных по нескольким однородным предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности АПК определяет содержание межхозяйственного анализа. Его применение на практике сегодня значительно затруднено из-за недостаточной информационной прозрачности продовольственного рынка. Данные установленной статистической и бухгалтерской отчетности менеджерами многих предприятий и организаций в противовес действующему законодательству отнесены к коммерческой тайне. Реальным выходом из сложившейся ситуации может быть разработки и заполнение хозяйствующими субъектами своего информационного паспорта по единой для всех форме.

Принципиально важным классификационным признаком видов анализа является периодичность проведения исследования. Выделение этого признака имеет целью показать необходимость непрерывного проведения экономического анализа на практике. Именно это будет способствовать реализации его роли в системе менеджмента промышленных организаций. Данной задаче также подчинена классификация видов анализа по времени проведения исследования.

В этой группе предварительный анализ предусматривает прогнозирование ожидаемых результатов деятельности на основе изучения складывающихся тенденций в изменении условий функционирования промышленных организаций АПК. Этим достигается предупредительный характер аналитических выводов.

Итоговый и текущий анализы — наиболее распространенные виды анализа, предусматривающие изучение результатов деятельности за определенные отчетные периоды и отдельные временные интервалы. Они основываются на формах статистической и бухгалтерской отчетности. Их результаты отличает высокая степень достоверности, а также возможность использования при осуществлении государственными органами управления мер по регулированию рыночных отношений. Данные виды анализа широко применяются институтами рыночной инфраструктуры при определении рейтинга промышленных организаций на рынке.

Оперативный анализ ориентирован на ежедневное изучение хода производства. Исходной базой для этого являются данные оперативно-технического учета и первичные документы бухгалтерского учета, включая регистры, накопительные ведомости и журналы учета. Все это делает оперативный анализ действенным инструментом мониторинга выполнения поставленных рыночных задач, что создает хорошую основу для своевременного регулирования отклонений от заданных параметров функционирования промышленных организаций.

Следующим классификационным признаком является выделение видов анализа в зависимости от используемых методов и приемов аналитической обработки дан-

ных. В данном случае сами названия видов анализа указывают на их содержательную часть. В частности, выделяются сравнительный, дисперсионный, корреляционный, регрессионный, факторный, компонентный, кластерный и дискриминантный анализы. Особое место в этой группе занимает анализ, проводимый на основе интуитивных методов, включая экспертную оценку и способы коллективного мышления. Данные виды анализа указывают на широкий спектр методов, используемых при проведении аналитических исследований. Их разнообразие обусловлено важным требованием — обеспечить построение. Такой модели изучаемого процесса или явления, которая наиболее точно отражает состав, направленность и взаимодействие как внешних, так и внутренних факторов.

Последний признак в рассматриваемой классификации видов анализа связан с порядком использования данных установленной отчетности. Здесь выделяются горизонтальный, вертикальный и трендовый анализы.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей отчетности за ряд периодов времени. Наиболее распространенным методом горизонтального анализа является простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по своей экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ в отличие от горизонтального проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе для последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Данная цель расчетов связана прежде всего с желанием аналитиков получить достоверную оценку складывающихся приоритетов.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. Такой анализ подводит исследователя к возможности выявления закономерностей, учет которых в дальнейшем повысит качество принимаемых управленческих решений.

Предлагаемая классификация не является исчерпывающей, но в то же время достаточно обоснованно отражает особенности и направленность анализа в условиях рыночных отношений. Такой подход позволяет перейти к сквозной идентификации содержания аналитической работы, проводимой в промышленных организациях. В частности, наиболее распространенным в современной практике является исследование, которое одновременно можно отнести к внутреннему, локальному, финансовоэкономическому, тематическому, циклическому, итоговому, сравнительному и вертикальному анализу. Такая идентификация крайне важна и необходима для аналитиков, так как позволяет им четко поставить конкретные цели анализа, правильно разработать общую и рабочие программы его проведения, обоснованно определить состав и требования к используемой исходной информации, своевременно назначить конкретных исполнителей и установить степень их ответственности. В свою очередь, это позволит реализовать в системе менеджмента все положительные качества аналитических исследований, обеспечит их нацеленность на решение конкретных задач по обоснованию рыночной стратегии предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Д.В. Методы и модели информационного менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Информационные технологии управления / Под ред. Г.А. Титоренко, 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Мисаков В.С. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.