Научная статья на тему 'Принципы оценки конкурентоспособности продукции'

Принципы оценки конкурентоспособности продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1691
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОРГОВЛЯ / РЫНОК / ТОВАР / COMPETITIVENESS / TRADE / THE MARKET / MERCHANDISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярлыченко А. А., Готлиб Е. М., Ильичева Е. С.

В данной статье изучены принципы оценки конкурентоспособности продукции. Предложенные принципы являются результатом синтеза ранее известных законов и концепций и выдвигаются в качестве основных для решения конкретной задачи. Рассмотрены различные типы рынков, которые определяют конкурентоспособность предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article principles of an estimation of competitiveness of production are studied. The offered principles grow out of synthesis before known laws and concepts and are put forward as the cores for the specific target decision. Various types of the markets which define competitiveness of the enterprise are considered

Текст научной работы на тему «Принципы оценки конкурентоспособности продукции»

А. А. Ярлыченко, Е. М. Готлиб, Е. С. Ильичева

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Ключевые слова: конкурентоспособность, торговля, рынок, товар.

В данной статье изучены принципы оценки конкурентоспособности продукции. Предложенные принципы являются результатом синтеза ранее известных законов и концепций и выдвигаются в качестве основных для решения конкретной задачи. Рассмотрены различные типы рынков, которые определяют конкурентоспособность предприятия

Keywords: competitiveness, trade, the market, merchandise.

In given article principles of an estimation of competitiveness of production are studied. The offered principles grow out of synthesis before known laws and concepts and are put forward as the cores for the specific target decision. Various types of the markets which define competitiveness of the enterprise are considered

Понятие конкуренции является

фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «сопсштепйа», означающего «столкновение», «состязание». Конкуренция

проявляется в соперничестве субъектов ради достижения сходных целей и стимулирует развитие субъектов и общества в целом. Конкуренция -соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли [1]. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путем возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Для поддержания стабильного положения предприятия на рынке необходимо формировать устойчивые конкурентные преимущества такие, как: месторасположение предприятия торговли; увеличение числа лояльных к предприятию покупателей; прочные взаимосвязи с поставщиками; низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба; лучший сервис; уровень логистического обеспечения торговой сети; квалификация торгового персонала и др. [2].

Конкурентоспособность товара является главной составляющей конкурентоспособности предприятия. Однако между этими понятиями имеются следующие различия:

конкурентоспособность организации, отражающая его отличия от соперничающих фирм, применима к довольно длительному периоду;

конкурентоспособность товара определяется в любой, небольшой с точки зрения экономики, отрезок времени. В отличие от конкурентоспособности товара, оценку которого дает потребитель, работу организации оценивает не столько потребитель, сколько сам производитель. Именно производитель определяет, выгодно ли ему при данных условиях выпускать товар. Таким образом,

конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее

удовлетворение [3].

Отправной момент оценки

конкурентоспособности любого товара -

формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий [4].

Требования к конкурентным преимуществам, применяемым стратегиям и, в конечном итоге, конкурентоспособность торгового предприятия, в первую очередь, определяются типом рынка, видами конкурентной борьбы, оказывающими наиболее жесткое воздействие на предприятие, и методами конкуренции. В свою очередь преобладающие методы конкуренции определяются типами рынка (см. табл. 1), требованиями потребителей и позиционированием предприятий розничной торговли.

Таблица 1 - Типы рынков и конкурентные ситуации для торговли

Типы рынка Характеристика рыночной ситуации

Чистая конкуренция Много розничных торговых предприятий предлагают стандартизированный товар.

Чистая монополия На рынке существует один продавец товара.

Монополистическая конкуренция Много продавцов, предлагающих дифференцированные товары.

Олигополистическая конкуренция Несколько крупных предприятий контролируют значительную часть рынка. Их действия взаимозависимы.

Типом рынка принято называть особую рыночную ситуацию, значительно отличающуюся от

других по числу продавцов, видам товара, контролю над ценой и барьерами входа на рынок. Типы конкуренции, характерные для розничной торговли, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Типы конкуренции в розничной торговле

Тип конкуренции Характеристика

Внутриформатная Конкурентные отношения возникают между однотипными предприятиями, предлагающими товары совпадающего или близкого ассортимента. Для отличия от конкурента необходимо либо дифференцировать торговое предложение, либо изменить технологию торговли.

Межформатная Конкурентные отношения возникают между различными типами предприятий, предлагающими одинаковый ассортимент товаров и (или) уровень обслуживания, но применяемые технологии различны. Конкурентоспособнее будет тот, чья технология позволит минимизировать совокупные удельные затраты и предложить более низкую цену.

Ассортиментная Предложение магазинами различной ассортиментной специализации продажи части ассортимента магазинов другой специализации.

Перехватывающая Покупатель, лояльный к определенному магазину, покупает необходимый товар в другом, расположенном ближе к нему, в момент возникновения определенной потребности.

Успешность функционирования любой региональной сети зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии,

статистики, теории вероятности и др. наук. В процессе оценки конкурентоспособности необходимо следовать следующим принципам:

противоположность целей и средств субъектов рынка; учет особенностей различных сегментов рынка; квазистабильность рыночной конъюнктуры в период проведения исследований; преимущественно

рациональное поведение субъектов рынка.

Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью означает, что конкурентоспособность как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т. е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны

параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя - параметры, влияющие на

потребительские свойства продукции.

В связи с этим отношения потребителя и производителя можно выразить матрицей противоположности целей и средств в процессе товарно-денежного обмена между субъектами рыночных отношений (см. табл. 3).

Таблица 3 - Матрица противоположности целей и средств в процессе оценки конкурентоспособности продукции

Субъекты Факторы конкурентоспособности

Качество Цена

Производитель 1. Качество процесса производства продукции (средство) 3. Затраты, связанные с производством продукции (цель)

Потребитель 2.Качество продукции (цель) 4. Затраты, связанные с потреблением продукции (средство)

Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.

Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются под воздействием

обширного комплекса факторов, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковыми будут и их предпочтения, обусловливающие закономерности потребительского выбора. Следовательно, каждым потребителем уровень конкурентоспособности конкретного вида продукции будет оцениваться сугубо индивидуально. Поэтому неправомерна идея о некоей абсолютной конкурентоспособности продукции, не связанной с конкретным рынком.

Таким образом, конкурентоспособность продукции на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители,

сегментированные по указанным критериям, имеют различную структуру установок и по-разному оценивают конкурентные преимущества и недостатки продукции. Для обеспечения ее

конкурентоспособности необходимо осуществлять правильную сегментацию потребителей.

Принцип квазистабильности рыночной конъюнктуры заключается в том, что

конкурентоспособность продукции - это понятие относительное, четко привязанное не только к конкретному рыночному сегменту, но и к определенному моменту времени. При неизменности качественных и стоимостных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широком диапазоне за непродолжительные периоды времени. В качестве основных факторов определения длительности периода неизменности рыночной конъюнктуры могут выступать уровень доходов и структура расходов потребителей, мода, привычки; качественные скачки в науке, технике, торговле и других областях знаний; инструменты государственного управления экономикой (тарифы, ГОСТы, квоты, налоговые и процентные ставки и т. п.); принципы общественнополитического устройства; элементы конкурентной среды, скорость реакции субъектов рыночных отношений на действия друг друга и (или) конкурентов и т. д.

Принцип преимущественно рационального поведения субъектов рынка основан на предположении, что поведение каждого из субъектов рыночных отношений - будь то потребителя или производителя - можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно

рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей. Данная модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как можно выше себестоимости. Каждый производитель стремится использовать все резервы для получения максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Любые усилия в сфере повышения качества продукции или снижения себестоимости мотивированы лишь одним - получением дополнительной выгоды, которая может выражаться в усилении конкурентной позиции и (или) повышении доли прибыли предприятия в цене продажи [5].

Предложенные принципы являются результатом синтеза ранее известных законов и концепций и выдвигаются в качестве основных для решения конкретной задачи - оценки

конкурентоспособности продукции и определения стратегии и тактики возможных действий в области управления ею с целью наиболее полного удовлетворения интересов потребителей и производителей одновременно.

В общем можно отметить, что сущность торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических отношений, что свидетельствует о макроэкономической ее значимости в экономике государства. Торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса

воспроизводства.

Литература

1. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.Н. Наумов. - М.: Экономист, 2003. - С. 420.

2. Кроткое, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - N6. - С. 59-68.

3. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учеб. пособие / Ш.Ш. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2003. -С.294.

4. Хисамутдинова, Д.В. Внедрение торговых сетей в регион,

как фактор повышения его инвестиционной привлекательности // Д. В. Хисамутдинова,

Ф. Н. Шайхутдинова, В. В. Авилова. // Вестник Казан. технол. ун-та. -2009. - № 5. - С. 25-32

5. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. -практ. пособие / А.Ю. Юданов; Финансовая академия при Правительстве РФ. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - С. 304.

© А. А. Ярлыченко - асп. каф. управления ТИСБИ, beneki@mail.ru; Е. М. Готлиб - д-р тех. наук, проф. каф. технологии синтетического каучука КНИТУ, egotlib@yandex.ru; Е. С. Ильичева - асп. той же кафедры, curls888@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.