Научная статья на тему 'Особенности использования мерчендайзинга для повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли'

Особенности использования мерчендайзинга для повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / розничное торговое предприятия / мерчендайзинг / размещение товаров / представление товаров / маркетинговая стратегия / competitiveness / retailer / merchandising / location of goods / presentation of goods / marketing strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е Гундарева

В статье исследована роль мерчендайзинга в повышении конкурентоспособности торгового предприятия. Представлены основные элементы мерчендайзинга. Рассмотрены различные подходы к определению места мерчендайзинга в управлении конкурентоспособностью торгового предприятия. Показана роль отдельных элементов мерчендайзинга в обеспечении конкурентоспособности торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MERCHANDISING IMPLEMENTATION FOR THE IMPROVEMENT OF A RETAILER’S COMPETITIVENESS

The article stipulates the role of merchandising in improvement a retailer’s competitiveness. The main elements of merchandising are presented. Different approaches to determine the place of merchandising in the competitiveness management of a retailer are presented. The role of different elements of merchandising in competitiveness enrichment of a retailer is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности использования мерчендайзинга для повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Е. Гундарева, студент

Научный руководитель: Н.М. Воловская, д-р социол. наук, профессор Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10013

Аннотация. В статье исследована роль мерчендайзинга в повышении конкурентоспособности торгового предприятия. Представлены основные элементы мерчендайзинга. Рассмотрены различные подходы к определению места мерчендайзинга в управлении конкурентоспособностью торгового предприятия. Показана роль отдельных элементов мерчендайзинга в обеспечении конкурентоспособности торгового предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, розничное торговое предприятия, мерчен-дайзинг, размещение товаров, представление товаров, маркетинговая стратегия.

Одной из особенностей современной розничной торговли выступает активное преобразование форматов продажи товаров, связанное как с расширением возможностей представления продукции потребителям, так и с совершенствованием технологий обслуживания покупателей. С точки зрения использования современных возможностей в плане обслуживания потребителей мерчендайзинг выступает одним из элементов повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия. Хотя большинство участников рынка используют данный инструмент, реально возможности мерчендайзинга в плане управления конкурентоспособностью задействованы не в полной мере. В то же время, активная конкуренция в большинстве сегментов розничной торговли диктует необходимость более эффективного использования всех возможностей, что делает мерчендайзинг одним из актуальных направлений повышения конкурентоспособности торговых предприятий.

Мерчендайзинг представляет собой способ представления товаров в розничной торговли, способствующей наиболее выгодному, с точки зрения продаж, восприятию покупателями предлагаемой продукции, а также облегчающий выбор товаров. Первоначально мерчендайзинг понимался

как выкладка товаров, был связан со способом размещения продукции, относящейся к различным товарным группам, в торговом зале, а также подходом к группировке продукции, предлагаемой потребителям. Основной эффект мерчендайзинга связан с удобством выбора, что выступает фактором увеличения товарооборота. С позиций конкурентоспособности торгового предприятия мерчендайзинг связан с наиболее эффективным доведением до потребителя преимуществ определенных товаров, размещенных в торговом зале. Экономическая эффективность мерчендайзин-га определяется повышением вероятности совершения покупки основного товара за счет его лучшего представления, кроме того, возрастают продажи дополнительных и вспомогательных товаров.

Поскольку эффективное размещение продукции в торговом зале создает для предприятий розничной торговли значительный экономический эффект и выступает источником конкурентных преимуществ, количество элементов мерчендай-зинга в практике торговой деятельности существенно расширилось по сравнению с первоначальным пониманием как выкладки товаров. На сегодняшний день перечень элементов мерчендайзинга, используемых предприятиями розничной торговли, весьма широк, как показано на рисунке 1.

Представление товаров

Прочие составляющие

Размещение ценников

Рекламные материалы

Рисунок 1. Элементы мерчендайзинга в розничной торговле

В современном понимании элементы мерчендайзинга могут быть объединены, по меньшей мере, в четыре группы, каждая из которых выполняет конкретные функции по отношению к конкурентоспособности предприятия розничной торговли. Как и ранее, размещение товаров в торговом зале составляет основу конкурентных преимуществ торгового предприятия. В то же время, для современного развития розничной торговли характерно формирование специализации в плане использования данной группы элементов мерчендайзинга в зависимости от вида товаров.

Например, И.Ф. Ростовцева рассматривает особенности мерчендайзинга продовольственных товаров [4]. Предлагаемые

исследователем направления повышения конкурентоспособности торгового предприятия за счет использования мерчендай-зинга, в том числе, в плане поддержки бренда производителя, эффективны для продукции с высокой оборачиваемостью запасов.

В то же время, очевидно, что непродовольственных товаров значительная часть решений, ориентированных на сопутствующие покупки, мало приемлема. В то же время, по сравнению с продуктовым ри-тейлом, возрастает роль продаж сопутствующих товаров.

Подобным же образом технологии мер-чендайзинга дифференцированы в зависимости от факторов потребительского вы-

бора. Для продукции, приобретение которой обусловлено рациональными мотивами, основным фактором выступает представление преимуществ, отличающих по функциональным либо иным характеристика определенный продукт от товаров-аналогов.

В то же время, Д.Г. Куренова и Ф.А. Савельев вполне обоснованно показывают возможности повышения конкурентоспособности торговых предприятий, предлагающих продукцию с высокой эмоциональной насыщенностью, за счет «эмо-тивного мерчендайзинга» [3]. В этом случае он позволяет представлять не сам товар, а те ожидания, которые потребители связывают с его приобретением, причем ожидания именно в плане восприятия образа, а не функциональных характеристик продукции. Как следствие, такие элементы как представление товаров и реклама имеют для товаров с высокой эмоциональной насыщенностью гораздо большее значение, чем для продукции рационального потребительского выбора.

Именно поэтому в научной литературе несколько различаются подходы к пониманию роли мерчендайзинга в создании конкурентоспособности торгового предприятия. В частности, Н.В. Вакурова, К.А. Голубева и Д.А. Каспарова понимают мерчендайзинг как «технологию маркетинга» [1].

По существу, исследователи относят его к уровню операционного маркетинга торгового предприятия. В целом, эта позиция является обоснованной, поскольку, с точки зрения стратегического управления, мер-чендайзинг позволяет только наиболее эффективно представить продукт, а продукт в целом составляет основу продуктовой стратегии в торговле.

В то же время, В.В. Гончарова и Н.М. Хохлова относят мерчендайзинг к «системе стратегий продвижения» [2].

Данный инструмент понимается как составляющая маркетинга торгового предприятия стратегического уровня. Он обеспечивает доведение до потребителей преимуществ определенного продукта. Тем не

менее, хотя, безусловно, мерчнендайзинг в розничной торговле во многом способствует усилению позиций бренда определенного производителя, он относится только к перечню инструментов, благодаря которым реализуется маркетинговая стратегия торгового предприятия, причем не всегда это только товарная стратегия. Мерчендайзинг может способствовать и реализации стратегии ценообразования на уровне комплекса операционного маркетинга, что демонстрируют, в частности, предприятия, торгующие спортивными товарами, поскольку продукция делится с учетом обновления ассортимента.

Относительно роли мерчендайзинга в конкурентоспособности торгового предприятия следует отметить позицию А.Д. Стацура, в соответствии с которой мерчендайзинг относится к «искусству торговли» [5].

Иначе говоря, выбор основных элементов мерчендайзинга зависит от конкретного розничного торгового предприятия и его маркетинговой стратегии. В этом случае, очевидно, мерчендайзинг, хотя и относится к уровню операционного маркетинга, но, если он сформирован в должной мере эффективно и позволяет выражать наиболее значимые преимущества торгового предприятия, в первую очередь, связанные с ассортиментом, он относится к конкурентным преимуществам стратегического уровня.

Обобщая различные подходы к пониманию роли мерчендайзинга в обеспечении конкурентоспособности торгового предприятия, можно сделать вывод о возможности отнесения данного инструмента к уровню операционного маркетинга. Тем не менее, мерчендайзинг в отдельных отраслях создает конкурентные преимущества стратегического уровня.

С учетом оценки роли мерчендайзинга в конкурентоспособности торгового предприятия, можно выделить место его отдельных элементов в достижении превосходства по сравнению с конкурентами, как показано в таблице 1.

Таблица 1. Место основных элементов мерчендайзинга в обеспечении конкурентных

преимуществ розничного торгового предприятия

Группа элементов мерчендайзинга Роль в конкурентоспособности торгового предприятия

Управление запасами Взаимодействие с поставщиками выступает одним из рыночных сил конкуренции, вследствие чего мерчендайзинг позволяет регулировать рыночную силу поставщиков, одновременно усиливает рыночные позиции торгового предприятия

Размещение товаров Достижение соответствия между потенциалом, который создает определенная товарная группа для конкурентоспособности торгового предприятия, и формированием ассортимента, также стимулирование продаж за счет маршрутов перемещения покупателей в торговом зале

Представление товаров Доведение до покупателей преимуществ, связанных с определенной продукцией, в том числе, использование преимуществ, связанных с определенными брендами

Прочие составляющие Создание за счет дополнительных элементов, наиболее тесно связанных с определенными видами товаров, единого продукта. Продукт с дополнительными характеристиками лучше соответствует запросам потребителей, вследствие чего усиливаются и рыночные позиции торгового предприятия

Таким образом, мерчендайзинг способ- маркетинга торгового предприятия. Он ствует, прежде всего, усилению конкурен- относится к сбыту, но, при определенных тоспособности торгового предприятия по условиях, может создавать стратегические такому элементу комплекса операционно- рыночные преимущества торгового пред-го маркетинга как продукт, поскольку по- приятия. Перечень элементов мерчендай-зволяет представить его наиболее привле- зинга в торговле зависит от маркетинговой кательным для покупателей способом. стратегии и предлагаемых торговым пред-Мерчендайзинг выступает инструментом приятием товаров.

Библиографический список

1. Вакурова Н.В., Голубева К.А., Каспарова Д.А. Мерчендайзинг как особая технология маркетинга // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. -№ 1. - С. 38-42.

2. Гончарова В.В., Хохлова Н.М. Мерчендайзинг как система стратегий продвижения // В сборнике: Актуальные проблемы потребительского рынка товаров и услуг Материалы IV международной заочной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Кировского ГМУ / под ред. И.В. Шешунова, Н.К. Мазиной, П.И. Бригадина, Л.Н. Шмаковой, Е.В. Видякиной. - 2017. - С. 218-221.

3. Куренова Д.Г., Савельев Ф.А. Эмотивный мерчендайзинг как инструмент трейд-маркетинга // В сборнике: Экономическая политика России в условиях нестабильности мировой экономики Материалы международной научно-практической конференции / под ред. М Б. Щепакина. - 2016. - С. 322-332.

4. Ростовцева И.Ф. Мерчендайзинг как эффективный инструмент маркетинга розничного торгового предприятия // В сборнике: Наука в современном информационном обществе материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 239-244.

5. Стацура А.Д. Мерчендайзинг - искусство торговли // В сборнике: Конкурентоспособность территорий Материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях / ответственные за выпуск ЯП. Силин, Е.Б. Дворядкина. - 2017. - С. 90-93.

FEATURES OF MERCHANDISING IMPLEMENTATION FOR THE IMPROVEMENT

OF A RETAILER'S COMPETITIVENESS

E. Gundareva, student

Supervisor: N.M. Volovskiy, doctor of social sciences, professor Novosibirsk state university of economics and management "NINH" (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article stipulates the role of merchandising in improvement a retailer's competitiveness. The main elements of merchandising are presented. Different approaches to determine the place of merchandising in the competitiveness management of a retailer are presented. The role of different elements of merchandising in competitiveness enrichment of a retailer is shown.

Keywords: competitiveness, retailer, merchandising, location of goods, presentation of goods, marketing strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.