Научная статья на тему 'Основные проблемы применения мерчендайзинга в розничных торговых сетях бытовой техники'

Основные проблемы применения мерчендайзинга в розничных торговых сетях бытовой техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
680
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЧЕНДАЙЗИНГ / MERCHANDISING / ПРОГРАММА МЕРЧЕНДАЙЗИНГА / MERCHANDISING PROGRAM / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА / EFFECTIVENESS OF MERCHANDISING / ЭЛЕМЕНТЫ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА / MERCHANDISING ITEMS / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ФОРМАТ МАГАЗИНА / STORE FORMAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова Оксана Васильевна

В статье характеризуется уровень мерчендайзинга в магазинах бытовой техники г. Новосибирска. Приводится оценка ограничений, которые препятствуют развитию мерчендайзинга в розничных торговых сетях бытовой техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major Merchandising Issues in Household Appliances Retail Networks

The paper characterizes merchandising standards of household appliances stores in Novosibirsk. It gives estimate to the constraints that hinder the development of merchandising quality in retail networks.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы применения мерчендайзинга в розничных торговых сетях бытовой техники»

проблемы использования мерчендайзинга в магазинах

бытовой техники

основные проблемы применения мерчендайзинга

в розничных торговых сетях бытовой техники

__Аннотация

В статье характеризуется уровень мерчендайзинга в магазинах бытовой техники г. Новосибирска. Приводится оценка ограничений, которые препятствуют развитию мерчендайзинга в розничных торговых сетях бытовой техники.

_Ключевые слова: мерчендайзинг, программа мерчендайзинга, эффек-

_тивность мерчендайзинга, элементы мерчендайзинга, розничная тор_говля, формат магазина

Балашова Оксана Васильевна

аспирантка кафедры маркетинга, Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск Ks1980@mail,ru

Мерчендайзинг давно перестал быть новым методом конкурентной борьбы на рынке розничной торговли бытовой техникой. В настоящее время его развитие в России находится на стадии роста. Уровень стандартов мерчендай-зинга предприятий розничной торговли бытовой техникой с каждым годом становится профессиональней и приближается к стандартам зарубежных предприятий.

Наиболее полную картину современного российского мерчендайзинга, несомненно, можно наблюдать в Москве. Здесь применяются технологии, которые впоследствии берутся на вооружение для региональных проектов. Именно в столицу стремится за опытом большинство представителей региональных компаний, как розничных, так и оптовых.

Ситуация на Новосибирском рынке бытовой техники представлена таким образом, что предприятия используют отдельные элементы мерчендайзинга для продвижения своей продукции. Комплексное применение мерчендайзинга можно увидеть лишь в торговых сетях бытовой техники, которые полу-

чают стандарты мерчендайзинга из Москвы. Среди них можно назвать, например, такие торговые сети как «Техносила» и «Эльдорадо». Тем не менее, и в этих организациях есть проблемы, что связано с наличием ограничений по эффективному применению мерчендайзинга.

Проблемы использования мерчендайзинга

Для выявления ограничений применения мер-чендайзинга проведено исследование с использованием метода «Дельфи». В качестве экспертов выступали сотрудники розничных торговых сетей г. Новосибирска, занимающихся реализацией бытовой техники. Результатом экспертных оценок стало выявление ограничений, которые, препятствуют использованию мерчендайзинга в торговых точках. Для детального рассмотрения групп ограничений, влияющих на использование мерчендай-зинга, проанализируем выраженность каждого из них в группах.

Опрос показал, что основными ограничениями, влияющими на внедрение мерчендайзинга являются: низкий уровень вложений в обучение торгового персонала (42%) и дисбаланс между структурой продаж и структурой площадей выкладки товаров (23%). Также эксперты отметили экономию на привлечении профессиональных специалистов-мер-чендайзеров, разработку программы мерчендай-зинга по остаточному принципу, привлечение для реализации программы мерчендайзинга временных работников (студентов), экономию на предпродажные исследования предпочтений потребителей, восприятие мерчендайзинга как временных акций, реже всего отмечался такой фактор, как отрицательный опыт использования мерчендай-зинга.

Наибольшие затруднения в использовании мер-чендайзинга связаны с отсутствием осознанной необходимости вкладывать средства в обучение персонала, а также значимость фактора дисбаланса между структурой продаж и структурой площадей выкладки товаров. Это говорит о том, что у компаний-поставщиков и розничных торговцев не всегда выработан ряд общих стратегических целей мер-чендайзинга, отсутствует согласованность действий по созданию прочных взаимоотношений с потре-

...основными ограничениями, влияющими на внедрение мерчендайзинга являются: низкий уровень вложений в обучение торгового персонала (42%) и дисбаланс между структурой продаж и структурой площадей выкладки товаров (23%)

бителями и разработке ассортиментной политики, согласованной с принципами мерчендайзинга и гармонично настроенной на потребности покупателей по всей цепочке поставок. Как показал анализ экспертных оценок, большинства розничных торговых предприятий среди организационно-технологических ограничений, влияющих на внедрение мерчендайзинга в торговой рознице, наиболее значимыми являются однотипность используемых средств и инструментов мер-чендайзинга и отсутствие комплексного подхода к реализации программ мерчендайзинга. Как наименее значимые были отмечены эволюция розничной торговли и доминирование реализации принципов мерчендайзинга производителя в точках продаж.

--НС

енд п

...у компаний-

поставщиков

и розничных

_торговцев не всегда

выработан ряд общих

_стратегических

целей мерчендайзинга,

_отсутствует

_согласованность

_действий

_по созданию прочных

_взаимоотношений

_с потребителями

Поведенческие факторы мерчендайзинговые программы

енные результаты говорят о том, что на дан-.1й момент большинство розничных торговых шятий не использует индивидуальные программы мерчендайзинга, выбирая вместо этого однотипные средства и инструменты, не прорабатывает комплексную стратегию мерчендайзин-га. Недостаточное внимание уделяется атмосфере магазина, и, как следствие, покупатель не стремится туда вернуться. Нерационально используются торговые площади магазинов, часто они загромождены товарами, отсутствует уют и комфорт перемещения. По результатам оценки большинство экспертов отметило такое важное ограничение как размытое представление о целевой аудитории конкретной группы товаров (43%). Отсутствие четко сформулированной цели программы мерчендайзинга, особый менталитет восприятия его программ является тоже достаточно значимыми. Самый незначительный фактор - восприятие мерчендайзера в качестве представителя производителя, обеспечивающего только выкладку товара в торговой точке. Таким образом, результаты исследования говорят о том, что помимо организационных и экономических факторов важную роль во внедрении мерчендайзинговых программ играют социально-культурные факторы: покупатель зачастую не воспринимает данную мерчендайзинговую программу, так как у розничного продавца нет четкого

представления, для какой целевой аудитории необходима та или иная программа. К наиболее важным поведенческим факторам, ограничивающим использование мерчендайзинга, эксперты отнесли применение традиционных инструментов мерчендайзинга, без учета специфики товара, потребительских предпочтений, работа торгового персонала по «заученному шаблону», банальное использование мерчендайзинга как «модного инструментария» маркетинга. Существует также такой фактор, как мнение о разработке программ мерчендайзинга «по факту», а не в стратегической перспективе.

Можно увидеть, что отсутствие индивидуальных мерчендайзинговых программ негативно сказывается и на поведенческих факторах: не учитывается специфика товара, используются традиционные инструменты мерчендайзинга, не разработаны конкретные модели поведения персонала в торговом зале.

По результатам данного исследования большинство опрошенных на первое место поставили экономические ограничения, на втором месте - организационно-технологические факторы, менее выражены, по мнению экспертов, поведенческие и социально-культурные факторы.

Выводы

По результатам исследования факторов, влияющих на использование мерчендайзинга, можно сделать следующие выводы.

Самыми значимыми являются экономические факторы, использование мерчендайзинга сталкивается с проблемами низкого уровня вложений в обучение торгового персонала, происходит экономия на привлечении профессиональных специалистов-мерчендайзеров, а также сильно выражен дисбаланс между структурой продаж и структурой площадей выкладки товаров.

На втором месте по значимости после экономических факторов были отмечены организационно-технологические факторы. Где наиболее значимыми является однотипность используемых средств и инструментов мерчендайзинга большинством розничных торговых предприятий, отсутствие комплексного подхода к реализации программ мер-

Литература

1. Парамонова Т.Н. Мерчендайзинг: учебное пособие / Т. Н. Парамонова, И.А. Рамазанов.

- 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 144 с.

2. Сэнд Г.А. Принципы мерчендайзинга / Грегори А. С.; пер. с англ. М.С. Долженков. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007.

- 256 с.

3. Сысоева С.В. Книга директора магазина. 2-е издание, улучшенное и дополненное / Под. Ред. С.В, Сысоевой. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.

4. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Мерчандайзинг. -СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

5. Федько В.П., Бонда-ренко В.А. Мерчандайзинг и сэмплинг: учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 304 с.

чендайзинга, диспропорция в отношении «объем ассортимента - торговая площадь» и отсутствие внимания к фактору «атмосфера магазина». Третье место занимают поведенческие факторы. Самыми важными среди них являются использование традиционных методов/инструментов мер-чендайзинга, без учета специфики товара, потребительских предпочтений, работа торгового персонала по «заученному шаблону», банальное использование мерчендайзинга как «модного инструментария» маркетинга.

Наименее выражены социально-культурные факторы, среди которых лидирует размытое представление о целевой аудитории конкретной группы товаров.

По результатам опроса экспертов удалось выявить и объединить в группы факторы, которые затрудняют применение мерчендайзинга в розничной торговле. Разработанная многофакторная модель позволяет системно подойти к анализу сложившейся ситуации в розничном торговом бизнесе при внедрении концепции мерчендазинга.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что мерчендайзинг в магазинах бытовой техники присутствует слабо, большинство компаний не располагают необходимыми финансовыми и трудовыми ресурсами, чтобы полномасштабно уделять внимание выкладке товаров на стеллажах, размещению торгового оборудования и РОБ-материалов по правилам мерчендайзинга.

Oksana V. Balashova

Postgraduate Student, Marketing department, Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk

Major Merchandising Issues in Household Appliances Retail Networks

_Abstract

The paper characterizes merchandising standards of household appliances stores in Novosibirsk. It gives estimate to the constraints that hinder the development of merchandising quality in retail networks. Keywords: merchandising, merchandising program, effectiveness of merchandising, merchandising items, retail trade, store format

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.