Научная статья на тему 'Принципы организации взаимодействия воспитательного и оперативного отделов следственных изоляторов ФСИН России'

Принципы организации взаимодействия воспитательного и оперативного отделов следственных изоляторов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ярцев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы организации взаимодействия воспитательного и оперативного отделов следственных изоляторов ФСИН России»

Уголовно-исполнительное право

AI. YARTSEV

COOPERATION BETWEEN EDUCATIONAL AND OPERATIONS DEPARTMENTS IN REMAND CENTERS IN

THE FPS OF RUSSIA

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ФСИН РОССИИ

Принцип - это исходный пункт, первооснова1. Следовательно, принципы социального управления - это основополагающие требования, которыми руководствуются субъекты управления на практике.

Организация взаимодействия является частью процесса управления, поэтому ему присущи как общие принципы социального управления, управления в уголовно-исполнительной системе, так и специфические для данного вида деятельности. На это обстоятельство указывает ряд авторов. Например, А.А. Аксенов отмечает: «Организация взаимодействия, с одной стороны, это - составная часть функционирования системы ИТУ в целом, которая входит в качестве одной из стадий содержания процесса управления. С другой стороны, на практике существуют ее вполне определенные виды, обладающие наряду с общими признаками специфическими»2.

Организация взаимодействия воспитательного и оперативного отделов следственных изоляторов является лишь одним из видов взаимодействия, одним из направлений, то есть обладает еще более узким набором специфических принципов.

К числу общих принципов управления относят: объективность, централизм и самостоятельность, социально-групповой подход системность, комплексность, состязательность, непротиворечивость управленческих решений и др.3 Организация взаимодействия воспита -тельного и оперативного отделов следственных изоляторов строится как на общих принципах социального управления, так и на принципах управления в уголовно-исполнительной системе, а также на принципах, присущих взаимодействию вообще как стадии управленческого процесса. Кроме того, существуют и спе-

цифические принципы, которые выражают закономерности именно данного направления взаимодействия.

Так как общие принципы управления достаточно полно освещены в многочисленных литературных источниках, нет необходимости в их подробной характеристике. Рассмотрим специфические принципы, на основе которых должно строиться взаимодействие воспитательного и оперативного отделов СИЗО. Среди них выделяют: научность, законность, направленность организации взаимодействия на решение основной задачи; разграничение компетенции субъектов взаимодействия, соответствие организационной структуры и системы взаимодействия, учет неформальной системы организации деятельности, комплексность, непрерывность организации взаимодействия, функционирование взаимодействующих служб следственных изоляторов в интересах субъекта, выполняющего основной объем работы на данном этапе решения общей задачи. Раскроем некоторые из них.

Принцип научности находит отражение в содержании аспектов функционирования следственных изоляторов. Он не является специфическим исключительно для рассматриваемого вида деятельности, однако имеет свои особенности и сферу применения - организацию деятельности следственных изоляторов ФСИН России, направление на решение задач, требующих комплекс-ного использования сил и средств, которая существует и развивается в соответствии с присущими ей объективными закономерностями.

Принцип соблюдения законности не только характерен для организации взаимодействия, но и присущ всем сторонам деятельности УИС, что отражается в соответствующих нормативных актах4. Не останавливаясь на рас-

А.И. ЯРЦЕВ

(УФСИН России по Рязанской области)

Уголовно-исполнительное право

крытии содержания данного принципа (он подробно освещается в специальной литературе), отметим, что именно при организации взаимодействия он приобретает особую актуальность.

Взаимодействующие объекты при их функционировании оказывают воздействие друг на друга, которое проявляется таким образом:

- во-первых, оно находит отражение в конечном результате (или последствии) взаимодействия;

- во-вторых, развитие элементов взаимно обусловливается движением каждого из них. На практике это иногда выражается в стремлении взаимодействующих отделов навязать друг другу собственные принципы деятельности, а также взгляды на пути и методы решения стоящих задач, свойственные другим службам, из-за чего создаются предпосылки для серьезных нарушений законности.

Принцип организации взаимодействия в интересах решения основной задачи отчетливо проявляется при рассмотрении содержания процесса организации взаимодействия на различных стадиях (выдвижение управленческих гипотез, оперирование информацией, конструирование управленческого решения, создание системы взаимодействия, контроля и т. д.). При определении совокупности вопросов, требующих решения, на каждой из них необходимо учитывать содержание и характерные признаки основной задачи. В противном случае возможно возникновение различного рода издержек в ходе осуществления как основных задач, так и самого процесса организации взаимодействия. Акцентирование внимания на том, что организация взаимодействия по своему характеру относится к обеспечивающим функциям, способствует более правильному пониманию ее места в управленческой деятельности, препятствует возникновению ситуаций, когда конкретная система взаимодействия функционирует исходя лишь из собственных интересов, без учета основных задач.

Следующий принцип организации взаимодействия между воспитательным и оперативным отделами следственных изоляторов предполагает, что функционирование взаимодействующих служб должно осуществляться в интересах учреждения, выполняющего основной объем работ на данном этапе решения

общей задачи.

Основная задача, на решение которой направлена совместная деятельность взаимодействующих отделов, по своему содержанию, как правило, является сложной, многоплановой, что и обусловливает необходимость объединения усилий различных служб. Она может быть разделена на более мелкие. Для успешного решения задачи в целом необходимовыполнение всех детализированных задач. В этом отношении они имеют одинаково важное значение. В то же время актуальность отдельных задач изменяется в зависимости от конкретных условий: в одних они выступают в качестве главных, в других - занимают не столь важное место. Соответственно меняется и положение отделов, выполняющих названные задачи. Так, на первых этапах раскрытия неочевидного преступления основное значение приобретает деятельность по установлению лица, совершившего преступление. Эту работу выполняют в основном оперативные аппараты, располагающие необходимыми возможностями. Воспитательные аппараты их не имеют и поэтому в данный период функ-ционируют менее интенсивно, хотя их деятельность в случае необходимоститакже направлена на раскрытие преступления и осуществляется в интересах службы, выполняющей основной объем указанной работы.

Соблюдение принципа осуществления деятельности отделами организации взаимодействия в пределах их компетенции создает не-обходимыеусловия для ее правильной оценки и учета, позволяет выделить лиц, ответственных за решение конкретных задач, способствует повышению эффективности функционирования служб учреждений. Значение данного принципа возрастает по мере углубления специализации в деятельности следственных изоляторов, поскольку границы работы каждого отдела все больше сужаются при одновременном расширении объемов совместной работы.

Реализация принципа максимального использования возможностей взаимодействующих отделов предполагает предварительное изучение и учет сил и средств, которыми они располагают, а также ожидаемого результата их деятельности. Он создает предпосылки для повышения эффективности деятельности следственных изоляторов в целом и их конкретных структурных служб. Игнорирование данного принци-

па приводит к тому, что к выполнению общих задач нередко привлекается большое количество сотрудников, значительно превышающее необходимое, а это отрицательно сказывается на функционировании УИС5.

Можно выделить факторы, влияющие на эффективность организации взаимодействия воспитательного и оперативного отделов следственных изоляторов:

1) организационно-управленческие, среди которых: несовершенство информационного обеспечения; разработка, принятие и реализация решений; координация; конт-роль и оценка эффективности организации взаимодействия структурных служб учреждения по обеспечению правопорядка; недостаточное профессиональное кадровое обеспечение; несовершенство функционально-организационной структуры; недостаточное материально-техническое и бытовое обеспечение;

2) воздействующие на состояние оперативной обстановки в СИЗО; место дислокации СИЗО; лимит наполнения и фактическое количество подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО; профиль производства; криминологическая характеристика подозреваемых, обвиняемых и осужденных; количество среди них лиц с отклоняющимся от установленных норм поведением; количество преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания и заключения, совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в СИЗО; их характеристика; количество изъятых запрещенных предметов, из-

ительное право -

делий и веществ у подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также у других лиц при попытке их доставки в СИЗО; материально-бытовые условия содержания; укомплектованность структурных подразделений СИЗО; качественный состав персонала; осложнение оперативной обстановки в СИЗО;

3) связанные с неэффективностью нормативно-правового регулирования организации взаимодействия структурных подразделений СИЗО;

4) психологические.

Таким образом, при организации процесса взаимодействия воспитательного и оперативного отделов следственных изоляторов ФСИН России по обеспечению правопорядка необходимоопирать-ся на ряд принципов и стремиться уменьшить значение негативных тенденций, снижающих эффективность организационной работы. Особенно важно учитывать данные принципы в организации со-вмест-ной работы воспитательного и оперативных отделов следственных изоляторов, поскольку от их слаженности зависит общее состояние оперативной обстановки.

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1997. С. 363.

2АксеновА.А. Организация взаимодействия в системе исправительно-трудовых учреждений. Рязань, 1979. С. 51.

3 См.: Социальное управление / Под ред. В.И. Добрен-кова, И.М. Слепенкова М., 1994. С. 122.

4 См., напр.: Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237.

5 См.: КутуковС.А. Организационно-правовые основы взаимодействия структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка // Человек: преступление и наказание: Вестн. Академии права и управления Минюста России. Рязань, 2002. № 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.