Научная статья на тему 'Принципы организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием (социологическое исследование)'

Принципы организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием (социологическое исследование) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICAL TRAINING / СПЕЦИАЛИСТЫ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / SPECIALISTS WITH HIGHER MEDICAL EDUCATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECT / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL STUDY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Конышко Н.А.

В статье представлены результаты медико-социологического исследования этапов организации практической подготовки врачей на производственных базах Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленской государственной медицинской академии» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Полученные данные показывают, что для данного сектора здравоохранения характерны многоэтапность с высокой степенью регулирования и контроля, тесной интеграцией, наличием четких иерархических уровней. Эффективность стратегии проектирования и контроля обусловлена не только профессиональными и личностными качествами потребителей и поставщиков образовательных услуг, но и патерналистской позицией руководителей в сочетании с центрированием внимания на процессах менеджмента и построения рациональной организационной инфраструктуры практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Конышко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING FOR SPECIALISTS WITH HIGHER MEDICAL EDUCATION (SOCIOLOGICAL STUDY)

The article presents the results of the medico-sociological study of physicians practical training on the clinical bases of the state educational institution of higher professional education «Smolensk State Medical Academy» under the Ministry of Public Health of the Russian Federation. The data obtained show that the health sector is characterized by a lot of stages with a high degree of regulation and control, close integration and the presence of clear hierarchical levels. Effectiveness of the strategy of organization and control is not only due to the professional and personal qualities of consumers and providers in the educational sector, but it is also due to the paternalistic position of the heads in combination with the emphasis put on the practice infrastructure rational organization management, design and construction

Текст научной работы на тему «Принципы организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием (социологическое исследование)»

УДК 614.23:61(071.1)+378.147-388

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Конышко Н.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье представлены результаты медико-социологического исследования этапов организации практической подготовки врачей на производственных базах Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленской государственной медицинской академии» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Полученные данные показывают, что для данного сектора здравоохранения характерны многоэтапность с высокой степенью регулирования и контроля, тесной интеграцией, наличием четких иерархических уровней. Эффективность стратегии проектирования и контроля обусловлена не только профессиональными и личностными качествами потребителей и поставщиков образовательных услуг, но и патерналистской позицией руководителей в сочетании с центрированием внимания на процессах менеджмента и построения рациональной организационной инфраструктуры практики.

Ключевые слова: практическая подготовка; специалисты с высшим медицинским образованием; проектирование; социологическое исследование.

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING FOR SPECIALISTS WITH HIGHER MEDICAL EDUCATION (SOCIOLOGICAL STUDY)

Konyshko N.A.

Smolensk State Medical University 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The article presents the results of the medico-sociological study of physicians practical training on the clinical bases of the state educational institution of higher professional education «Smolensk State Medical Academy» under the Ministry of Public Health of the Russian Federation. The data obtained show that the health sector is characterized by a lot of stages with a high degree of regulation and control, close integration and the presence of clear hierarchical levels. Effectiveness of the strategy of organization and control is not only due to the professional and personal qualities of consumers and providers in the educational sector, but it is also due to the paternalistic position of the heads in combination with the emphasis put on the practice infrastructure rational organization management, design and construction.

Keywords: practical training; specialists with higher medical education; project; sociological study.

В последние десятилетия мы наблюдаем ряд противоречий в организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием. С одной стороны, врачу необходимо быть интерпретатором не только многовекового интеллектуального опыта, современных информационных технологий, но и инструктивно-

предписывающих форм организации работы в системе здравоохранения. С другой стороны, подчёркивается высокая значимость реализации личностно-ориентиро-ванного и компетентностного подхода в образовательном и лечебно-диагностическом процессах. В то же время, при планировании учебной и производственной практики студентов не учитывается необходимость

подготовки узких специалистов и врачей, владеющих новыми технологиями, ориентированных на деятельность в условиях страховой и регламентированной медицины.

Таким образом, использование только традиционных форм организации подготовки студентов медицинского ВУЗа препятствует разрешению данной ситуации. Это актуализирует проблему анализа существующих и поиска новых организационных и образовательных подходов в практической подготовке специалистов с высшим медицинским образованием.

Цель исследования: оценка мнения и информированности сотрудников профильных кафедр медицинской академии о современных нормативных документах в сфере высшего медицинского образования и формах проектирования практики студентов медицинского ВУЗа.

Объект исследования: управленческое взаимодействие при организации практики студентов ГБОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздрава России.

Предмет исследования: организация работы академических руководителей практики студентов лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов в качестве помощника младшего и среднего медицинского персонала стационара.

Теоретико-методологическую основу исследования составили Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» № 468 от 20. 04. 93, Приказ Министерства образования РФ № 1154 от 25.03.03 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», Приказ Министерства здравоохранения РФ № 111 от 24.05.93 «Об утверждении перечня баз для проведения учебного процесса производственной практики студентов», Приказ Минздравсоцразвития России от 15.07.07 № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражда-

нам»; основная образовательная программа, Государственные образовательные стандарты II, III поколений, Положения о практике студентов ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, учебно-методические комплексы по профильным дисциплинам, Договоры о совместной деятельности с субъектами здравоохранения в сфере подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, методики социологического исследования, утверждённые Центральным методическим советом Академии.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологического исследования, проведённого в ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, среди базовых руководителей практики учреждений здравоохранения, статистические данные органов управления и субъектов здравоохранения ЦФО, внутривузовская статистика.

С указанной целью нами проведен анализ результатов социологического опроса академических руководителей практики студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов и факультета иностранных учащихся (п = 56). Все респонденты имеют учёную степень, 25 человек (44,7%) - доктора медицинских наук, 31 (55,3%) - кандидаты медицинских наук, 21 человек (37,5%) имеет учёное звание доцент, 14 респондентов (25%) являются профессорами академии, 21 руководитель практики (37,5%) -ассистент профильной кафедры.

Большинство преподавателей академии - руководителей практики в возрасте 36-55 лет и имеют опыт педагогической и профессиональной деятельности более 10 лет, что регламентировано нормативно-правовыми положениями, утверждёнными Учёным советом Академии. В опросе участвовали 26 преподавателей (46,4%) лечебного факультета и факультета иностранных учащихся (обучающихся по программе «лечебное дело»), 9 (14,3%) - фармацевтического факультета, 10 сотрудников (17,9%) - стоматологического факультета, 11 (19,6%) -педиатрического факультета. 28 сотрудников (50%) организуют и практику студентов в качестве помощника младшего и среднего медицинского персонала, 20 (35,7%) -

контролируют врачебную практику, 9 (14,3%) - практику студентов фармацевтического факультета. Из всех сотрудников 20 (35,7%) контролируют студентов на удалённых производственных базах.

При ежегодном планировании и распределении студентов на базы практики выбор академических руководителей обоснован Договорными обязательствами с учреждением здравоохранения, профильностью, соответствием виду практики и оснащенностью учреждения, наличием гарантийного письма от руководителя клиники или предприятия, академической успеваемостью студента

В последние годы все студенты, имеющие целевые направления от субъектов здравоохранения, проходят практику по месту требования помощников специалистов, что регламентировано учебным планом. Мотивация данного аспекта организации практики многогранна. Во-первых, в связи с острой нехваткой медицинских специалистов различного уровня, особенно в районных больницах, прежде всего, в летний период. Во-вторых, именно на своём будущем рабочем месте студенты вынуждены проявлять свои лучшие качества, теоретические знания и практический опыт. В - третьих, на этапе взаимодействия коллектива клиники (заказчика) и студента (заказчика -продукта) выявляются наиболее актуальные и предметные задачи, стоящие перед исполнителем - Академией и базовыми и академическими руководителями практики.

Обсуждение и выводы. Проведенное исследование и анализ полученных данных позволили сформулировать следующие тезисы. Расширение задач при сохранении спроса в системе высшего медицинского образования означает рост расходов на неё. Последнее обстоятельство вполне закономерно побуждает заказчиков ставить вопросы о целях системы здравоохранения и соответствии характера деятельности высших учебных учреждений этим целям. Очевидно, что цели системы образования множественные. Часть действительно определяется обществом - многоликим внешним заказчиком: органами управления, потре-

бителями медицинских услуг - гражданами, непосредственным потребителем -студентом и его семьёй, работодателем -субъектом здравоохранения. Часть целей определяется самой системой образования, заинтересованной в собственном сохранении, росте и обновлении - развитии. Разумеется, нередко эти цели не совпадают.

В то же время развитие системы образования в целом и организация практической подготовки студентов медицинского ВУЗа, в частности, в виде расширения номенклатуры и объёмов образовательных услуг, должны лежать, как правило, на ориентации не только на нормативные регламенты и мировой опыт, но и на интересы непосредственных конкретных потребителей. В этой связи возникает угроза того, что долгосрочные цели образования, связанные с получением нового знания, могут быть вытеснены стремлением получить краткосрочные выгоды.

Таким образом, целесообразно ежегодно проводить социологическое экспертное исследование на основе теоретически и концептуально обоснованной методологии социологической исследовательской экспертизы, отвечающей современному состоянию присущих ей уровней управления, а именно административному, исполнительскому и потребительскому, и задачам, стоящим перед ними.

Именно практика - промежуточный этап взаимодействия всех звеньев подготовки медицинских кадров. При чёткой организации и многокомпонентном контроле практической работы студентов со стороны органов управления административного уровня, базовых и академических руководителей своевременно вскрываются нужды и противоречия, доступные безболезненной коррекции всеми исполнителями на этапе обучения.

Современное состояние и задачи указанных управленческих уровней определяются такими трансформациями образовательных методологий, как их количественная экспансия, диверсификация, многоуровневый характер, с одной стороны, и, с другой стороны, неопределённость приоритетов образования и существующих образовательных стандартов и институциональных аспектов

образования: усиливающиеся дисбалансы в системе медицинского образования, рассогласование между различными видами практик, прежде всего между образовательной и профессиональной деятельностью, неадекватность организационной и содержательной компонент практик реалиям и требованиям современного здравоохранения, зачастую носящим противоречивый характер. В свою очередь, противоречивый характер социальных условий нашёл отражение в дискуссиях на уровне теории и проявился в её многоуровневой и мультипара-дигмальной структуре.

Современная социологическая экспертиза, соответствующая потребностям

управления, таким образом, отражает состояние всех участников образовательного процесса.

Управленческое взаимодействие в сфере проектирования учебных и производственных практик должно носить комплексный характер и осуществляться на уровнях принятия административных решений субъектов здравоохранения (уровень заказчика), постановки, контроля исполнения, интерпретации и реализации задач, стоящих перед высшим медицинским образованием (уровень исполнителя), и формулировки потребительского заказа (уровень потребителя), а также управления поведением в поле практики (сфера взаимодействия участников).

Литература

1. Зайцева, Н.В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности стратегии управления медицинской организацией [Текст] / Н.В. Зайцева // Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 30-38.

2. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы [Текст] / А.А. Протопопов, А.П. Аверьянов, Д.Л. Дорогойкин [и др.] // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2013. - Т. 9. - № 1. - С. 140-144.

3. Карпов, О.В. Социологические исследования в системе управления качеством медицинской помощи [Текст] / О.В. Карпов, М.А. Татарников, Е.Б. Марочкина // Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 11-15.

4. Результаты пилотного социологического исследования уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью в амбулаторных медицинских организациях для взрослых Санкт-Петербурга [Текст] / А.М. Кужель [и др.] // Менеджер здравоохранения. - 2013. -№ 6. - С. 12-16.

5. Решетников, А.В. Социология обязательного медицинского страхования [Текст] / А.В. Решетников // Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.