УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 614.23
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ © Конышко Н.А., Матусков М.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме: В статье представлены мнения учёных относительно этапов организации практической подготовки врачей. Полученные данные показывают, что для данного сектора здравоохранения характерны многоэтапность с высокой степенью регулирования и контроля, тесной интеграцией, наличием четких иерархических уровней. Эффективность стратегии проектирования и контроля, обусловлена не только профессиональными и личностными качествами потребителей и поставщиков образовательных услуг, но и патерналистской позицией руководителей в сочетании с центрированием внимания на процессах менеджмента и построения рациональной организационной инфраструктуры практики.
Ключевые слова: практическая подготовка; специалисты с высшим медицинским образованием; проектирование
CONCEPTUAL APPROACH TO ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF HIGHER SCHOOLS Konyshko N.A., Matuskov M.A.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28
Summary: Experts' opinions on organization of practical training of future medical doctors are given in the paper. The study performed confirms that this sector of health service is characterized by a number of stages with a high degree of regulation and control, close integration and clear hierarchical levels. Effectiveness of the strategy to organize and control the students' practical training is due to both professional and personal qualities of consumers and providers in the educational sector and paternalistic position of the Heads in combination with a focus on rational organization of management.
Key words: practical training; specialists with higher medical education
Введение
Система высшего медицинского образования остаётся одной из обособленных от прочих, но относительно зависимой от многих социальных явлений. Кризисные процессы в данной системе отрицательно сказываются на всех сторонах общественной жизни, создают угрозу общественному здоровью, социальному, экологическому и демографическому благополучию населения, квалификационному уровню медицинских специалистов страны, а в перспективе способны стать одним из источников глобальных проблем. Отсюда, необходимость поиска новых подходов к оптимизации как традиционных, так и принципиально новых подходов в сфере подготовки медицинских кадров [1- 4, 9, 11].
Решение множества социальных проблем (включая, углубление экологического кризиса, рост заболеваемости, демографические тенденции, связанные с проблемами стратегического планирования и контроля, превалированием потребительского восприятия, эскалацию коммерциализации и узкой направленности, утрату гуманистических ориентиров у значительной части молодежи, продвижение компонентов нездорового образа жизни, в частности, распространение курения, наркомании и алкоголизма, потребительскую гонку) требует, в частности, перехода к новым форматам в системе высшего медицинского образования, акцентирующим базисную классическую составляющую и вариантную мотивационную индивидуально ориентированную часть. Российское медицинское сообщество столкнулось с новыми реалиями, предполагающими наполнение новым содержанием самого понятия «современное здравоохранение». А именно, образовательная, нормативная и экономическая составляющие остаются опорными критериями, мотивирующими врача адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям деятельности.
Опасные изменения связаны, прежде всего, с бурным прогрессом в области коммерческой медицинской и парамедицинской деятельности, естествознания как этапа маркетинга, технического производства без биологического обоснования. И в этой связи необходимо отметить усиление радикальных тенденций, уводящих образование все дальше от классического идеала врача. Исследователи, расходясь в деталях, соглашаются с тем, что для «постчеловека» характерен отрыв от опорных классических представлений, приводящий к утрате ценностных ориентиров, к образовательной деградации, к обессмысливанию этических и деонтологических догм, к распространению разного рода патологических зависимостей [3-8].
В нашей стране образовательная парадигма формируется в соответствии с программными государственными документами, предполагающими осуществление преобразований в структуре, содержании и методах управления и контроля в системе медицинского образования [9].
Если понимать под реформой системы образования в широком смысле слова конструктивную трансформацию, руководящий принцип и объективную тенденцию развития эдукативной сферы, то в узком, более строгом смысле слова подразумевает конкретно-педагогическое содержательное наполнение (например, система мер, направленных на приоритетное развитие базисных классических и современных компетентностных компонентов в структуре образования). Высшее медицинское образование - интегративная область теории и практики, предполагающая синтез разнообразных подходов - философско-онтологического, междисциплинарно-антропологического (сущность биохимических процессов), интуитивно-феноменологического (смысл, просвечивающий сквозь языковые, психические, поведенческие феномены), интерпретативно-герменевтического (бытие как текст), этико-практического, собственно педагогического (конструирование моделей системы образования). Пространством, в котором осуществляется синтез дополняющих друг друга подходов служит, прежде всего, философский дискурс [3].
В современной педагогике выработано немало подходов: личностно-ориентированный, деятельный, технологический, компетентностный и др., однако пока отсутствует целостное, философское понимание происходящего. В поисках оснований для построения концепции организации учебной и производственной практик высшего медицинского образовательного учреждения логично обратиться, в первую очередь, к философии образования. Институт образования - это не только канал социализации, но и специально организованное пространство, в котором субъект получает стимул и предпосылки к развертыванию своей сущности во всей ее полноте. Однако необходимо заметить, что исследования в области, за которой закрепилось наименование «философия образования», нередко осуществляются в отрыве и от образовательной практики, и, к сожалению, от фундаментальной системы образования. Сегодня в различных педагогических сообществах появилось общее стремление объединенными усилиями найти «базовые идеалы и принципы обоснования сложившейся и формирующейся образовательной действительности». В зависимости от того, как определяется в социальном мировоззрении человек, трактуется и сущность методологии практической подготовки в системе образования [3, 11].
Нынешний этап разработки концепции организации учебной и производственной практики студентов вуза характеризуется, прежде всего, возрастанием числа работ, посвященных частным вопросам образовательных теорий и практик, и, в то же время, усилением тенденций к междисциплинарному синтезу, а также взаимопроникновением различных подходов, методологическим и мировоззренческим плюрализмом, идущим на смену идеологическому догматизму. Поскольку исследования на данную тему проводятся только по отдельным немедицинским специальностям, на стыке компетенций, классифицировать их по месту в системе научных дисциплин можно лишь с известной степенью условности [1, 11].
Высокая степень изменчивости окружающего нас мира, сущностный характер этих перемен предъявляют к каждому современному врачу особые требования. Специфика этих требований заключается в том, что он сегодня может и должен не только изучать нормальные и патологические параметры организма и действовать согласно нормативам (юридическим, физическим, биохимическим, психосоциальным), но и выступать активным деятелем по отношению к науке, практике, обществу и самому себе. Образованием, осознанием себя не только как пользователя, исследователя, но и как созидателя, практического деятеля, врач способен изменить привычные последовательности событий на уровне конкретного пациента и общества в целом [3].
Характерной чертой российского мировоззрения является скептическое восприятие в целом западного «индивидуализма». Отсюда в русской философии постоянно присутствуют такие темы как: единство человека с обществом, причастность человека (врача) основаниям бытия, определяющее значение личности врача, раскрываемые на основе принципов взаимодействия [10].
Русское медицинское классическое образование, взяв на вооружение непрерывное познание, посвятило себя разработке, возможно, главнейшей темы познания жизни - поискам и обоснованию истины, которая зафиксирована как философская категория. Именно с поисками истины и достижения идеала сопряжено постижение центрального нравственного принципа развития личности. Сами познавательные устремления не ограничиваются отвлеченными, академическими интересами. Российские высшие образовательные учреждения берут на себя ответственную задачу: дать человеку достаточные знания и практические умения, чтобы преобразить личность и общество вокруг неё, создать условия для психосоматического, биологического, социального и экологического благополучия [9].
Заключение
Обращаясь к сфере творческого подхода в организации практики студентов, без труда обнаруживается один из ее центральных интересов, а именно, неослабевающее внимание к студенту - развивающейся разносторонне личности, к преподавателю - модератору, базовому руководителю профильного учреждения, одновременно заказчику и куратору будущего специалиста, к пациенту - динамичной, зависимой сложнейшей социально-биологической системе. Характерной особенностью такого подхода выступает побуждение рассмотреть всех участников процесса как под углом зрения на их индивидуальную природу, так и в системе многообразных связей друг с другом, с научными, клиническими и нормативными параметрами. В этом есть смысл комплексной междисциплинарной научно-практической работы, которая решает перспективные задачи подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, кадровую обеспеченность, формирование норм и правил здорового образа жизни общества и конкретных групп населения и высокоинтеллектуальный потенциал страны. Сказанное объясняет, какими принципами следует руководствоваться, определяя концепцию организации учебной и производственной практики студентов высшего медицинского образовательного учреждения, что должно служить критерием её эффективности в современных условиях.
Литература
1. Аболмасов H.H., Гинали Н.В., Забелин A.C., Цепов Л.М. Стоматология как основное звено интеграции специалистов различного профиля (к 90-летию Смоленской государственной медицинской академии) // Вестник СГМА. - 2010. - №2. - С. 5-8.
2. Деларю В.В. Конкретные социологические исследования в медицине. - Волгоград, 2005. - 116 с.
3. Евсеев Н.В., Правдивцев В.А., Евсеева М.А. Престиж профессии врача и его роль в формировании профессионально значимых качеств личности студента // Вестник СГМА. - 2014. - Т.13, №1. - С. 66-69.
4. Зайцева В.М., Касьянов А.А. Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты разработки и реализации международного, межкафедрального, междисциплинарного пилотного проекта борьбы с туберкулёзом // Вестник СГМА. - 2013. - Т.12, №4. - С. 59-65.
5. Зайцева Н.В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности стратегии управления медицинской организацией // Социология медицины. - 2013. - №1. - С.30-38.
6. Карпов О.В., Татарников М.А., Марочкина Е.Б. Социологические исследования в системе управления качеством медицинской помощи // Социология медицины. - 2013. - №1. - С.11-15.
7. Клоктунова Н.А., Протопопов А.А., Аверьянов А.П. и др. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы // Саратовский науч.-мед. журнал. - 2013. - Т.9, №1. - С. 21-24.
8. Кужель А.М., Окунев П.Ю., Строгонова О.Б., Блинов А.В. Результаты пилотного социологического исследования уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью в амбулаторных медицинских организациях для взрослых Санкт-Петербурга // Менеджер здравоохранения. - 2013. - №6. - С. 12-16.
9. Отвагин И.В. К 90-летнему юбилею СГМА // Вестник СГМА. - 2010. - №1. - С. 3-5.
10. Решетников А.В. Социология обязательного медицинского страхования // Социология медицины. -2013. - №1. - С.3-11.
11. Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Загороднова В.П. и др. Тестирование как форма оценки профессиональных компетенций врачей-стоматологов на циклах повышения квалификации // Вестник СГМА. - 2013. - Т.12, №1. - С. 82-85.
Информация об авторе
Конышко Наталья Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]