УДК 614.23
Конышко Наталья Александровна
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии Смоленской государственной медицинской академии, [email protected], Смоленск
концептуальный подход к организации практической
подготовки медицинских кадров в системе высшего
профессионального образования
Аннотация: В статье представлены результаты медико-социологического исследования организации практической подготовки врачей и фармацевтов на производственных базах государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Смоленской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской федерации. Полученные данные показывают, что для этого сектора здравоохранения характерны многоэтапность с высокой степенью регулирования и контроля, тесной интеграцией, наличием четких иерархических уровней. Эффективность стратегии проектирования и контроля, обусловлена не только профессиональными и личностными качествами потребителей и поставщиков образовательных услуг, но и патерналистской позицией руководителей в сочетании с центрированием внимания на процессах менеджмента и построения рациональной организационной инфраструктуры практики.
Ключевые слова: практическая подготовка, специалисты с высшим медицинским образованием, проектирование, социологическое исследование.
Konyshko Natalya Alexandrovna
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Faculty of Therapy at Smolensk State Medical Academy, [email protected], Smolensk
conceptual approach to the organization of practical training in higher medical education system
Abstract: The article presents the results of the medico-sociological study physicians practical training on clinical bases of the state educational institution of higher professional education «Smolensk state medical Academy» Healthcare Ministry Russian Federation. The data obtained show that the health sector is characterized by a lot of stages with a high degree of regulation and control, close integration, the presence of a clear hierarchical levels. Effectiveness of the strategy of organization and control of the subject not only the professional and personal qualities consumers and providers in educational sector, but paternalistic position the heads in combination centered attention on the practice infrastructure rational organization management, design and construction.
Keywords: practical training; specialists with higher medical education; project; sociological study.
Высшее медицинское образование- ин-тегративная область теории и практики, предполагающая синтез разнообразных подходов - философско-онтологического, междисциплинарно-антропологического (сущность биохимических процессов), интуитивно-феноменологического (смысл, просвечивающий сквозь языковые, психические, поведенческие феномены), интер-претативно-герменевтического (бытие как текст), этико-практического, собственно педагогического (конструирование моделей
системы образования). Пространством, в котором осуществляется синтез дополняющих друг друга подходов, служит прежде всего философский дискурс.
В поисках оснований для построения концепции организации учебной и производственной практик высшего медицинского образовательного учреждения логично обратиться в первую очередь к философии образования. Нынешний этап разработки концепции организации учебной и производственной практики студентов ВУЗа
характеризуется прежде всего возрастанием числа работ, посвященных частным вопросам образовательных теорий и практик, и в то же время усилением тенденций к междисциплинарному синтезу, а также взаимопроникновением различных подходов, методологическим и мировоззренческим плюрализмом, идущим на смену идеологическому догматизму. Это актуализирует проблему анализа существующих и поиска новых организационных и образовательных подходов в практической подготовке специалистов с высшим медицинским образованием.
Цель исследования: на основе социологического экспертного анализа организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием оптимизировать принципы её проектирования.
Объект исследования: управленческое взаимодействие при организации практики студентов ГБОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздрава России.
Предмет исследования: организация работы академических и базовых руководителей практики студентов лечебного, стоматологического, фармацевтического и педиатрического факультетов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили Указ Президента РФ "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ" № 468 от 20.04.93, приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам» от 16.04.2012 г. № 362н; приказ Минздрава России «Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования» от 03.09.2013 г. № 620н, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) Приказ Министерства образования РФ № 1154 от 25.03.03 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 15.05.2013) «Об утвержде-
нии перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», основная образовательная программа, Государственные образовательные стандарты II, III поколений, Положения о практике студентов ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, рабочие программы и учебно-методические комплексы по профильным дисциплинам, Договоры о совместной деятельности с субъектами здравоохранения в сфере подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, методики социологического исследования. Регламентирующая внутривузовская документация и «Методика социологического опроса по организации и совершенствованию учебной и производственной практики» рассматриваются руководителями практики на профильной цикловой комиссии и утверждается Центральным методическим советом Академии. Таким образом, Совет берет на себя ответственность за контроль результатов проведения и последующее мониторирование мнений студентов и сотрудников и процесса организации практики. Ежегодно обновляемые программы и дневники практики размещаются на сайте Академии www.sgma.info и доступны для студентов, академических и базовых руководителей практики.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологического исследования, проведённого в ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, данные Госкомстата (статистические данные органов управления и субъектов здравоохранения ЦФО об обеспеченности медицинскими кадрами, коечном фонде использованы для расчёта распределения студентов по отделениям учреждений здравоохранения и нагрузки базовых руководителей), академическая статистика по успеваемости студентов и распределению их на производственные базы практики, отчётно-плановая и нормативная документация.
С указанной целью нами проведен анализ результатов социологического опроса академических ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России (число анкет 56) и базовых руководи-
телей практики (число анкет 165) крупных многопрофильных учреждений здравоохранения (3 больницы скорой медицинской помощи, 3 областные и 3 городские больницы, 5 детских больниц, 28 поликлиник и 30 детских поликлиник) городов Смоленск, Брянск, Калуга и центральных районных больниц Смоленской области ( Гагарин, Ярцево, Сафоново, Рославль, Рудня, Велиж, Демидов, Вязьма).
Опрос проведен путём полузакрытого анонимного анкетирования по единой форме анкеты. Вопросы анкеты составлены по блокам: социальные и профессиональные характеристики респондента, вопросы проектрования практики студентов на подготовительном этапе, экспертная оценка нормативной документации, этапная характеристика организации и контроля практики студентов. Респондентами предоставлены ответы на все предложенные вопросы анкеты.
Все респонденты имеют высшее медицинское образование, за исключением базовых руководителей практики санитарской, сестринской, в качестве помощника младшего медицинского персонала, медицинской сестры и фельдшера- 14 человек (6,3 % от общего количества опрошенных) имеют среднее профессиональное образование и работают в должности главной и старшей медицинской сестры отделений. Работают в должности заведующего кафедрой 11 (5 %), главного врача - 3 (1,4 %), заместителя главного врача - 21 (9,5 %), заведующего отделением - 64 (29 %), врача отделения 34 (15,4 %), главной медицинской сестры -9 (4 %), старшей медицинской сестры 31 (14 %), провизора - 6 (2,7 %). Руководители практики студентов часто совмещают работу в должности академических и базовых руководителей. Например, главный врач клинической базы является заведующим профильной кафедры, профессор кафедры является заведующим отделением, доцент или ассистент является врачом отделения. Количество полученных и обработанных анкет, соответствуюет числу физических лиц, участников опроса.
В последние годы большинство студентов Академии, имеющих целевые направления от субъектов здравоохранения проходят практику по месту требования помощников специалистов, что определяется стандартом обучения и учебным планом. Мотивация данного аспекта организации практики
в следующем. Во-первых, остаётся актуальным вопрос нехватки помощников медицинских работников разного уровня, прежде всего, в летний период. Во-вторых, именно на своём будущем рабочем месте студенты вынуждены проявлять свои лучшие качества, теоретические знания и практический опыт. В-третьих, на этапе взаимодействия коллектива учреждения здравоохранения и фармацевтической индустрии (заказчика) и студента выявляются наиболее актуальные и предметные задачи, стоящие перед исполнителем - Академией и базовыми и академическими руководителями практики.
Полная информированность о современных нормативно-правовых основах планирования практики составила у академических и базовых руководителей соответственно 80,3 и 31,2 %, доступность информации оценили положительно 80,3 и 44,8 % респондентов, желание участвовать в разработке дополнений и поправок в регламентирующие документы выразили 21,4 и 4 %. На вопрос о приемлемости в нормативно-правовых документах положений об учебной и производственной практике студентов ответили 185 респондентов (56 академических и 129 базовых руководителей). Полностью согласились с существующими положениями 119 человек (53,8 %). В целом согласились, но с поправками — 66 руководителей практики (29,8 %). Таким образом, более половины участвующих в опросе позитивно оценили существующие положения. В высказываниях анкетируемых, поддержавших положения с оговорками, фактически представлена конструктивная критика некоторых позиций. Эта критика в ряде случаев касалась филологического оформления понятий: «некоторые пункты нуждаются в речевой коррекции». Основные дополнения касались оформления и хранения отчётно-плановой документации руководителей и студентов, предложенные схемы, сроки и условия будут рассмотрены на очередном заседании цикловой методической комиссии. Один из главных пунктов критики — «централизованная регуляция отношений Академии и клинических баз в правовом поле субъекта федерации». Респонденты отмечают «планомерное управленческое взаимодействие на этапе заключения Договоров о совместной деятельности». Была представлена точка зрения: «Понятие "производственная практика" предоставляет равные возможности
по её организации и контролю всем участникам. Но не все ступени освоены в равной степени. Это должно быть обязательно отражено в совместных учебно-практических конференциях». Выполнение программы практики оценено руководителями как удовлетворительное в 100 % случаев академическими и базовыми, однако позитивная оценка работы противоположного звена была в 29,4 и 80,3 % соответственно.
Негативные отзывы руководителей касались недостаточности контроля студентов работниками практического здравоохранения, отсутствия в ряде случаев отчётной документации от клинической базы и невыполнения ряда практических навыков студентами из-за их объективной недоступности (материально-техническое оснащение, отсутствие специалистов, устаревшие методики), отсутствия материального стимула, избытком студентов на базах г. Смоленска (от одного до 6 студентов под руководством одного специалиста), несоблюдения графика работы на удалённых базах. Ряд опрошенных (80,3 %) высказались за оптимизацию организационных мероприятий на этапе планирования: предложен централизованный запрос местных органов управления отрасли с указанием количества студентов согласно виду практик исходя не только из потребностей, но и из возможностей и технологического оснащения конкретных учреждений. Реструктуризацию системы контроля практических навыков предложили 11,7 % респондентов из числа академических руководителей: исходное теоретическое тестирование, семинары на темы информированности студентов об этапах планирования практики, участие базовых руководителей в заключительном этапе контроля практических навыков. 80,3 % респондентов отметили факторы, осложняющие участие базовых руководителей в этапах планирования практики студентов: отсутствие в ряде случаев материальной компенсации, законодательных и планово-отчётных регламентов на клинических базах, отсутствие заинтересованности в подготовке специалистов, недоступность информации об обязанностях и программе практики. Последние замечания касались удалённых баз.
Положительные отзывы касались мотива-ционно-этических аспектов (14,8 % оценили студентов стоматологического факультета, 11,7 % студентов ФИУ), теоретической
и практической подготовки (28,5 % оценили студентов педиатрического факультета, 26,6 % - студентов лечебного факультета, что соответствует количеству студентов, имеющих средний балл «3,5» и выше по профильной дисциплине), профессиональной подготовки академических и базовых руководителей практики ( в специализированных клинических базах врачей хирургов, специалистов функциональной диагностики, акушерских стационаров, руководителей клинических баз), регулярности контроля студентов на базах г. Смоленска, Брянска, Калуги, Калининграда и Смоленской области, чётко отрегулированных механизмов оплаты труда руководителей практики (отметили все руководители практики клинических баз г. Смоленска). Руководители практики студентов отметили возможность посещения международных выставок, семинаров, стажировок на современных предприятиях и в клиниках Европы, подготовку совместно со студентами научно-исследовательских работ. Востребованность студентов в лечебно-диагностической, учебно-исследовательской и просветительской работе была высоко оценена всеми участниками опроса, 100 % базовых руководителей отметили студентов 2-4 курсов педиатрического и лечебного факультетов. В результате ежегодной планово-организационной работы руководителей практики на клинических базах по месту целевого направления и жительства студентов работают в качестве помощников специалистов от 1 до 10 человек в профильных учреждениях Центрального федерального округа, что создаёт благоприятные условия для выполнения практических навыков и оптимизирует курацию пациентов. Большинство респондентов отметили позитивное отношение последних к студентам ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России. Ряд студентов продолжают работу на клинической базе после окончания практики в качестве младшего и среднего медицинского персонала во внеучебное время.
Управленческое взаимодействие в сфере проектирования учебных и производственных практик должно носить комплексный характер и осуществляться на уровнях принятия административных решений субъектов здравоохранения (уровень заказчика), постановки, контроля исполнения, интерпретации и реализации задач, стоящих перед высшим медицинским образованием (уро-
вень исполнителя), и формулировки потребительского заказа (уровень потребителя), а также управления поведением в поле практики (сфера взаимодействия участников):
1. Результаты практической подготовки студентов следует оценивать не только по итоговому контролю выполнения навыков на зачёте, но и по субъективной оценке всех участников её организации, по отчётам базовых и непосредственных руководителей, исходному тестовому контролю знаний и оценке освоения практических навыков на профильной кафедре с помощью имитационных технологий на фантомной и симуля-ционной технике.
2. На основании анкетирования и составления индивидуальных программ в соответствии с наиболее значимыми факторами проводить оценку качества практической подготовки, что является надежным и объективным критерием эффективности образовательного процесса.
3. Главным врачам, заместителям главных врачей по лечебной работе главным медицинским сёстрам, академическим руководителям сделать доступной нормативно-регламентирующую документацию с целью стимулировать непосредственных руководителей практики и студентов неукоснительно выполнять все рекомендации в рамках программы практик.
5. Выделить учебное время в программе подготовки студентов в виде семинарских занятий, затрагивающих не только теоретические, клинические и организационные но и социально-экономические, этико-психоло-гические аспекты практики.
6. Руководителям клинических баз регулярно оформлять плановую и отчётную документацию утверждённой формы об этапах организации практики.
7. Разработать и внести изменения и дополнения в нормативные документы академии и клинических баз.
Данные, полученные в ходе работы, способствуют разработке технологии планирования и управления практической подготовкой специалистов с высшим образованием в социально значимой сфере здравоохранения, что позволит повысить качество оказываемых образовательных и медицинских услуг, создать благоприятные условия труда студентов и медицинских работников, опти-
мизировать процесс наблюдения пациентов, содействовать повышению качества жизни и социального благополучия населения.
Библиографический список
1. Волчанский М. Е. Социология конфликта в медицине: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. -Волгоград. - 2008. - 36 с.
2. Деларю В. В. Конкретные социологические исследования в медицине. - Волгоград. - 2005. - 116 с.
3. Зайцева Н. В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности стратегии управления медицинской организацией // Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 30-38
4. Ивенская Т. А., Элланский Ю. Г., ХудоноговИ. Ю. Некоторые аспекты применения метода группировки альтернативных признаков в социологии медицины // Социология медицины. - 2009. -№ 1. - С. 17-19.
5. Илюхина О. В., Элланский Ю. Г., Худоногов И. Ю. Методические вопросы применения структурированных индикаторов в медико-социологических исследованиях // Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 15-18
6. Карпов О. В., ТатарниковМ. А., МарочкинаЕ. Б. Социологические исследования в системе управления качеством медицинской помощи // Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 11-15.
7. Клоктунова Н. А. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы // Саратовский научно-медицинский журнал. -2013. - Т.9. - №1. - С. 125-129.
8. Князюк Н. Ф., Кицул И. С., Меньшиков М. Л. Социологические аспекты в изучении мотивации персонала как резерв повышения качества управления медицинской организацией// Социология медицины. - 2009. - № 1. - С. 23 - 26.
9. Кужель А. М., Окунев П. Ю., Строгоно-ва О. Б., Блинов А. В. Результаты пилотного социологического исследования уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью в амбулаторных медицинских организациях для взрослых Санкт-Петербурга // Менеджер здравоохранения. - 2013. - №6. - С. 12-16.
10. Кучкина Е. С. Комплексное медико-социологическое исследование качества жизни больных с травмами челюстно-лицевой области: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Астрахань, 2011. - 24 с.
11. Медик В. А., Осипов А. М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ— М.:РИОР; ИНФРА-М, 2012. - 358 с.
12. Решетников А. В., Ефименко С. А. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. - 2007. - 160 с.
13. Решетников А. В. Социология обязательного медицинского страхования// Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 3-11.