Б01: 10.12731/2218-7405-2015-3-11 УДК 614.23
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
аспекты практической подготовки медицинских кадров в системе высшего профессионального образования
Конышко Н.А., Зайцева в.М., Отвагин И.в.
Цель исследования: на основе социологического анализа проектирования практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием оптимизировать принципы её организации.
Методы исследования. Проведен анализ результатов социологического выборочного опроса случайной выборки студентов ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России путём полузакрытого анонимного анкетирования.
Результаты исследования. Полученные данные показывают, что для данного сектора здравоохранения характерны многоэтапность с высокой степенью регулирования и контроля. Эффективность стратегии обусловлена не только профессиональными и личностными качествами потребителей и поставщиков образовательных услуг, но и центрированием внимания на процессах менеджмента и построения рациональной организационной инфраструктуры практики.
выводы. Результаты и качество практической подготовки студентов следует оценивать не только по итоговому контролю выполнения навыков на зачёте, но и по субъективной оценке всех участников её организации, по отчётам базовых и непосредственных руководителей, исходному тестовому контролю знаний и оценке освоения практических навыков на профильной кафедре с помощью имитационных технологий на фантомной и симуляционной технике. На основании анкетирования и составления индивидуальных программ в соответствии с наиболее значимыми факторами следует проводить оценку качества практической подготовки непосредственно на клинической базе, что является надежным и объективным критерием эффективности образовательного процесса. На основании требований и стратегий менеджмента качества, требуется разработать и внести изменения и дополнения в нормативные документы академии и клинических баз.
Ключевые слова: практическая подготовка; специалисты с высшим медицинским образованием; проектирование; социологическое исследование.
PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND ORGANIZATIONAL CONCEPTS OF STUDENTS' PRACTICAL TRAINING AT HIGHER MEDICAL SCHOOLS
Konyshko N.A., Zaytseva V.M., Otvagin I.V.
Aim of the study. Objective: on the basis of a sociological analysis of the design ofpractical training of specialists with higher medical education to optimize the principles of its organization.
Methods of research. The analysis of the results of sociological sample survey of a random sample of students GBOU VPO Academy of the Russian Ministry of health by semi-anonymous survey.
The results of the study. The obtained data show that the health sector characterized by a lot of stages with a high degree of regulation and control. The effectiveness of the strategy is due not only to the professional and personal characteristics of the consumers and providers of educational services, but also by centering attention on the processes of management and rational build organizational infrastructure practices.
The conclusions. The results and the quality of students' practical training should be assessed not only on the outcome monitoring skills on the test, but also on the subjective assessment of all members of its organization, reports basic and immediate supervisors, the original test control of knowledge and the assessment of the development of practical skills relevant Department using simulation technologies phantom and simulation techniques. On the basis of the survey and compilation of individual programs in accordance with the most important factors to assess the quality of practical training directly on the clinical database that is reliable and objective criterion of effectiveness of the educational process. On the basis of the requirements and strategies of quality management, to develop and make changes and additions to the regulations of the Academy and clinical databases.
Keywords: practical training; higher medical education specialists; management; sociological study.
Формирование и развитие профессиональной компетентности будущих медицинских специалистов является ключевой проблемой организации современного высшего профессионального образования.
В медицинских университетах и академиях разрабатываются и внедряются новые подходы к проектированию и организации учебной и клинической практик студентов, которые позволяют формировать, развивать и углублять основные профессиональные компетенции будущих медицинских специалистов. Кроме того, практическое знакомство с работой клинических отделений, позволяет студентам оценить правильность сделанного профессионального выбора, определиться с последующей медицинской специализацией.
Новая ступень разработки концепции проектирования и организации учебной и производственной практики студентов характеризуется, прежде всего, анализом возможности эффективного профессионального и личностного взаимодействия студентов, их руководителей и персонала клиник, ростом внимания к частным вопросам образовательных теорий и практик, и, в то же время, усилением тенденций к междисциплинарному подходу, методологическим и мировоззренческим плюрализмом, в противовес идеологическому догматизму.
Это актуализирует проблему анализа существующих и поиска новых организационных и образовательных подходов к практической подготовке специалистов с высшим медицинским образованием, которая эффективно решается с помощью внедрения не только соответствующего организационного, но и психолого-педагогического сопровождения, состоящего как в групповых консультациях, так и в индивидуальном психологическом консультировании, а также развивающей психодиагностике.
Цель проведенного исследования состояла в установлении возможности оптимизации формирования профессиональной компетентности студентов медицинского вуза на основании рационального планирования и эффективной организации профессиональной практической подготовки будущих специалистов.
Объект исследования: система профессионального и личностного взаимодействия при проектировании и организации производственной практики студентов медицинского вуза.
Предмет исследования: психолого-педагогические и организационные характеристики работы академических и базовых руководителей практики студентов лечебного, стоматологического, фармацевтического и педиатрического факультетов.
Материалы и методы исследования
Теоретическую и методологическую основу исследования составили основные регламентирующие академическую активность вуза документы, включая, приказ Министерства здравоохранения России «Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам» от 16.04.2012 г. № 362н; приказ Минздрава России «Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования» от 03.09.2013 г. № 620н; Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013); приказ Министерства образования РФ № 1154 от 25.03.03 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», государственные образовательные стандарты II и III поколений, внутреннее академическое Положение о практике студентов СГМА, рабочие программы и учебно-методические комплексы по профильным дисциплинам, договоры о совместной деятельности с субъектами здравоохранения в сфере подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.
Помимо анализа правовой документации, изучались результаты бесед, наблюдений и опроса, полученные при использовании методики психолого-педагогического и социологического исследования по организации и совершенствованию учебной и производственной практики.
Внедрение данной методики одобрено ученым Советом СГМА, который и осуществляет контроль качества проектирования и организации практической подготовки студентов.
Таким образом, эмпирическую базу исследования составили как результаты психолого-педагогического и социологического исследования, проведённого в ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, так и данные Госкомстата, представленные в качестве статистических данных органов управления и субъектов здравоохранения ЦФО об обеспеченности медицинскими кадрами, коечном фонде (данные использованы для расчёта распределения студентов по отделениям учреждений здравоохранения и нагрузки базовых руководителей), академическая статистика по успеваемости студентов и распределению их на производственные базы практики, отчётно-плановая и нормативная документация.
В анкетном опросе участвовали академические (число бланков опросов и анкет - 56) и базовые руководители практики (число опросов и анкет - 165) ведущих многопрофильных учреждений здравоохранения (3 больницы скорой медицинской помощи, 3 областные и 3 го-
родские больницы, 5 детских больниц, 28 поликлиник и 30 детских поликлиник) городов Смоленск, Брянск, Калуга и центральных районных больниц Смоленской области (гг. Гагарин, Ярцево, Сафоново, Рославль, Рудня, Велиж, Демидов, Вязьма).
Опрос проведен путём полузакрытого анонимного анкетирования по единой форме анкеты. Вопросы анкеты составлены по блокам: социальные и профессиональные характеристики респондента, вопросы проектирования практики студентов на подготовительном этапе, экспертная оценка нормативной документации, этапная характеристика организации и контроля практики студентов, оценки мнения о качестве подготовки будущих медицинских специалистах, эффективности профессионального и личностного общения с ними.
Что касается профессиональной компетентности руководителей практики на клинических базах, то все они имеют высшее медицинское образование, за исключением базовых руководителей санитарской и сестринской практики (14 человек, то есть 6,3 % от общего количества руководителей). Работают в должности заведующего кафедрой 11 человек (5 %), главного врача - 3 (1,4 %), заместителя главного врача - 21 (9,5 %), заведующего отделением - 64 (29 %), врача отделения 34 (15,4 %), главной медицинской сестры - 9 (4 %), старшей медицинской сестры 31 (14 %), провизора - 6 (2,7 %).
Руководители производственной практики студентов часто совмещают работу в должности академических и базовых руководителей. Этот факт имеет позитивное влияние на организацию взаимодействия академических и клинических специалистов при планировании и организации практики студентов. Например, главный врач клинической базы заведует также профильной кафедрой, профессор кафедры является заведующим отделением, доцент или ассистент является врачом отделения. Выявлена тесная положительная корреляция установления более тесного профессионального и личностного взаимодействия и факта совмещения академических и клинических должностей (коэффициент корреляции - 0, 897).
Результаты исследования и их обсуждение
В последние годы большинство студентов вуза, имеющих целевые направления от субъектов здравоохранения, проходят практику по месту требования в качестве помощников специалистов, что определяется стандартом обучения и учебным планом. Мотивация данного аспекта организации практики состоит в следующем: во-первых, остаётся актуальным вопрос нехватки помощников медицинских работников разного уровня, прежде всего, в летний период. Во-вторых, именно на будущем рабочем месте студенты более заинтересованы проявлять свои лучшие профессиональные и личностные качества, теоретические знания и практический
опыт. Важно, что на этапе взаимодействия коллектива учреждения здравоохранения и фармацевтической индустрии (заказчика) и студента (заказчика-продукта) выявляются наиболее актуальные и предметные задачи, стоящие перед исполнителем - высшим учебным заведением, базовыми и академическими руководителями практики. Другими словами, анализ потенций и тенденций этого взаимодействия, позволяет вузу получить боле четкие представления о требованиях, предъявляемых к специалистам их потенциальными работодателями, увидеть компетенции и уровень подготовленности специалистов их глазами.
Полная информированность о современных нормативно-правовых основах планирования практики составила у академических и базовых руководителей соответственно 80,3 и 31,2 %. Установлена тесная положительная связь между уровнем информированности клинических и базовых руководителей практики их эффективностью профессионального и личностного взаимодействия (коэффициент корреляции - 0, 875).
Доступность информации по данному вопросу оценили положительно 80,3 и 44,8 % респондентов. Однако желание участвовать в разработке дополнений и поправок в регламентирующие документы выразили только 21,4 и 4 %. Разработанность нормативно-правовых документов и положений об учебной и производственной практике студентов была положительно оценена 185 респондентами (56 академическими и 129 базовыми руководителями). Полностью согласились с существующими положениями 119 человек (53,8 %). В целом согласились, но с поправками - 66 руководителей практики (29,8 %).
Таким образом, более половины участвующих в опросе руководителей позитивно оценили существующие регламентирующие положения и оценили их эффективность, как с организационной, так и психолого-педагогической точек зрения. В высказываниях опрашиваемых и анкетируемых, поддержавших положения с оговорками, фактически представлена конструктивная критика некоторых позиций. Эта критика в ряде случаев касалась филологического оформления понятий. Например, «некоторые пункты нуждаются в речевой коррекции», считают эти специалисты. Основные дополнения касались оформления и хранения отчётной документации руководителей и студентов.
Выполняя требования системы менеджмента качества, предложенные схемы, сроки и условия предложены к рассмотрению на очередном заседании цикловой методической комиссии, а также основных клинических кафедрах.
Один из центральных пунктов критики - «централизованная регуляция отношений вуза и клинических баз в правовом поле субъекта федерации». Респонденты отмечают «планомерное управленческое взаимодействие на этапе заключения договоров о совместной деятельности».
Некоторые руководители практики считают, что не все ступени подготовки освоены в равной степени. Это мнение должно быть представлено и обсуждено на совместных учебно-практических конференциях.
В целом выполнение программы практики оценено всеми руководителями как базовыми, так и академическими.
Негативные отзывы руководителей касались недостаточности контроля работы студентов со стороны работников практического здравоохранения, отсутствия в ряде случаев отчётной документации от клинической базы и невыполнения некоторых практических навыков студентами из-за их объективной недоступности (материально-техническое оснащение, отсутствие специалистов, устаревшие методики), отсутствия материального стимула, избыточным числом студентов на базах г. Смоленска (от одного до 6 студентов под руководством непосредственного руководителя), несоблюдения графика работы на удалённых базах практики.
Ряд опрошенных (80,3 %) высказались за оптимизацию организационных мероприятий непосредственно на этапе планирования. Предложен централизованный запрос местных органов управления отрасли с указанием количества студентов и видам практики и исходя не только из потребностей, но и из возможностей и технологического оснащения конкретных учреждений.
Реструктуризацию системы контроля практических навыков предложили 11,7 % респондентов из числа академических руководителей. Эти предложения включали внедрение входного тестирование, семинары на темы информированности студентов об этапах планирования практики, участие базовых руководителей в заключительном этапе контроля практических навыков. Факторы, осложняющие более активное участие руководителей в практике, были отмечены: 80,3 % респондентами. Эти факторы включали в ряде случаев необходимость более высокой материальной компенсации, законодательных и планово-отчётных регламентов на клинических базах, отсутствие заинтересованности в подготовке специалистов, недоступность информации об обязанностях и программе практики. Последние замечания касались удалённых от вуза клинических баз.
Положительные отзывы касались мотивационно-этических аспектов (14,8 % оценили студентов стоматологического факультета, 11,7 % студентов факультета иностранных учащихся), теоретической и практической подготовки (28,5 % оценили студентов педиатрического факультета, 26,6 % - студентов лечебного факультета, что соответствует количеству студентов, имеющих средний балл «3,5» и выше по профильной дисциплине), профессиональной подготовки академических и базовых руководителей практики (в специализированных клинических базах врачей хирургов, специалистов функциональной диагностики, акушерских стациона-
ров, руководителей клинических баз), регулярности контроля студентов на базах г. Смоленска, Брянска, Калуги, Калининграда и Смоленской области, чётко отрегулированных механизмов оплаты труда руководителей практики (отметили все руководители практики клинических баз г. Смоленска).
Руководители практики студентов отметили возможность посещения международных выставок, семинаров, стажировок на современных предприятиях и в клиниках Европы, подготовку совместно со студентами научно-исследовательских работ. Востребованность студентов в лечебно-диагностической, учебной, исследовательской и просветительской работе была высоко оценена всеми участниками опроса (100 % базовых руководителей отметили студентов 2-4 курсов педиатрического и лечебного факультетов как наиболее мотивированных и активных).
В результате ежегодной планово-организационной работы руководителей практики на клинических базах по месту целевого направления и жительства студентов работают в качестве помощников специалистов от 1 до 10 человек в профильных учреждениях Центрального федерального округа, что создаёт благоприятные условия для выполнения практических навыков и оптимизирует курацию пациентов.
Большинство респондентов отметили позитивное отношение пациентов к самому факту возможности для студентов иметь практическую подготовку в клиниках. Исследование показало, что ряд студентов продолжают работу на клинической базе после окончания практики в качестве младшего и среднего медицинского персонала во внеучебное время.
Выводы
Сотрудничество на этапах проектирования и организации учебных и производственных практик должно носить комплексный характер и осуществляться на уровнях принятия административных решений субъектов здравоохранения (уровень заказчика), менеджмента, контроля исполнения, определения и реализации задач, стоящих перед высшим медицинским учебным заведением (уровень исполнителя), и формулировки потребительского заказа (уровень потребителя), а также психолого-педагогического взаимодействия в ходе практики (сфера сотрудничества участников):
1. Результаты и качество практической подготовки студентов следует оценивать не только по итоговому контролю выполнения навыков на зачёте, но и по субъективной оценке всех участников её организации, по отчётам базовых и непосредственных руководителей, исходному тестовому контролю знаний и оценке освоения практических навыков на профильной кафедре с помощью имитационных технологий на фантомной и симуляционной технике.
2. На основании анкетирования и составления индивидуальных программ в соответствии с наиболее значимыми факторами следует проводить оценку качества практической подготовки непосредственно на клинической базе, что является надежным и объективным критерием эффективности образовательного процесса.
3. Главным врачам, заместителям главных врачей по лечебной работе главным медицинским сёстрам, академическим руководителям сделать доступной нормативно-регламентирующую документацию с целью стимулировать непосредственных руководителей практики и студентов неукоснительно выполнять все рекомендации в рамках программы практик.
4. Важно выделять учебное время в программе подготовки студентов в виде семинарских занятий, затрагивающих не только теоретические, клинические, организационные но и социально-экономические и этико-психологические аспекты практики.
5. Руководителям клинических баз необходимо регулярно оформлять плановую и отчётную документацию утверждённой формы об этапах организации практики, отражая в ней как организационные, так и психологические характеристик.
6. На основании требований и стратегий менеджмента качества, требуется разработать и внести изменения и дополнения в нормативные документы академии и клинических баз.
Данные, полученные в ходе работы, способствуют разработке технологии планирования и управления практической подготовкой специалистов с высшим образованием в социально значимой сфере здравоохранения, что позволит повысить качество оказываемых образовательных и медицинских услуг, создать благоприятные условия труда студентов и медицинских работников, оптимизировать процесс наблюдения пациентов, содействовать повышению качества жизни и социального благополучия населения.
Список литературы
1. Волчанский М.Е. Социология конфликта в медицине: автореферат диссертации ... доктора
социологических наук. - Волгоград. 2008. 36 с.
2. Деларю В.В. Конкретные социологические исследования в медицине. - Волгоград. 2005.
116 с.
3. Зайцева Н.В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности
стратегии управления медицинской организацией // Социология медицины. 2013. № 1.
С. 30-38.
4. Ивенская Т.А., Элланский Ю.Г., Худоногов И.Ю. Некоторые аспекты применения метода группировки альтернативных признаков в социологии медицины // Социология медицины. 2009. № 1. С. 17-19.
5. Илюхина О.В., Элланский Ю.Г., Худоногов И.Ю. Методические вопросы применения структурированных индикаторов в медико-социологических исследованиях // Социология медицины. 2013. № 1. С. 15-18.
6. Карпов О.В., Татарников М.А., Марочкина Е.Б. Социологические исследования в системе управления качеством медицинской помощи // Социология медицины. 2013. № 1. С. 11-15.
7. Клоктунова Н.А. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы / А.А. Протопопов, А.П. Аверьянов, Д.Л. Дорогойкин, Д.Е. Суетенков, Н.А. Клоктунова // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9. №1. С. 31-33.
8. Князюк Н.Ф., Кицул И.С., Меньшиков М.Л. Социологические аспекты в изучении мотивации персонала как резерв повышения качества управления медицинской организацией // Социология медицины. 2009. № 1. С. 23-26.
9. Кужель А.М., Окунев П.Ю., Строгонова О.Б., Блинов А.В. Результаты пилотного социологического исследования уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью в амбулаторных медицинских организациях для взрослых Санкт-Петербурга // Менеджер здравоохранения. 2013. №6. С. 12-16.
10. Кучкина Е.С. Комплексное медико-социологическое исследование качества жизни больных с травмами челюстно-лицевой области: автореферат дисс...к.м.н. - Астрахань. 2011. 24 с.
11. Медик В.А., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. - М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. 358 с.
12. Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. 2007. 160 с.
13. Решетников А.В. Социология обязательного медицинского страхования // Социология медицины. 2013. № 1. С. 3-11.
References
1. Volchanskij M.E. Sociologija konflikta v medicine: avtoreferat dissertacii ... doktora socio-logicheskih nauk. - Volgograd. 2008. 36 р.
2. Delarju V.V. Konkretnye sociologicheskie issledovanija v medicine. - Volgograd. 2005. 116 р.
3. Zajceva N.V. Analiz organizacionnoj kul'tury kak faktor povyshenija jeffektivnosti strategii up-ravlenija medicinskoj organizaciej // Sociologija mediciny. 2013. № 1. Рр. 30-38.
4. Ivenskaja T.A., Jellanskij Ju.G., Hudonogov I.Ju. Nekotorye aspekty primenenija metoda grup-pirovki al'ternativnyh priznakov v sociologii mediciny // Sociologija mediciny. 2009. № 1. Рр. 17-19.
5. Iljuhina O.V., Jellanskij Ju.G., Hudonogov I.Ju. Metodicheskie voprosy primenenija struk-turirovannyh indikatorov v mediko-sociologicheskih issledovanijah // Sociologija mediciny. 2013. № 1. Рр. 15-18.
6. Karpov O.V., Tatarnikov M.A., Marochkina E.B. Sociologicheskie issledovanija v sisteme uprav-lenija kachestvom medicinskoj pomoshhi // Sociologija mediciny. 2013. № 1. Рр. 11-15.
7. Kloktunova N.A. Innovacii v medicinskom obrazovanii: rezul'taty i perspektivy / A.A. Protopop-ov, A.P. Aver'janov, D.L. Dorogojkin, D.E. Suetenkov, N.A. Kloktunova // Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2013. T. 9. №1. Рр. 31-33.
8. Knjazjuk N.F., Kicul I.S., Men'shikov M.L. Sociologicheskie aspekty v izuchenii motivacii per-sonala kak rezerv povyshenija kachestva upravlenija medicinskoj organizaciej // Sociologija mediciny. 2009. № 1. Рр. 23-26.
9. Kuzhel' A.M., Okunev P.Ju., Strogonova O.B., Blinov A.V. Rezul'taty pilotnogo sociologichesko-go issledovanija urovnja udovletvorennosti grazhdan medicinskoj pomoshh'ju v ambulatornyh medicinskih organizacijah dlja vzroslyh Sankt-Peterburga // Menedzher zdravoohranenija. 2013. №6. Рр. 12-16.
10. Kuchkina E.S. Kompleksnoe mediko-sociologicheskoe issledovanie kachestva zhizni bol'nyh s travmami cheljustno-licevoj oblasti: avtoreferat diss...k.m.n. - Astrahan'. 2011. 24 р.
11. Medik V.A., Osipov A.M. Obshhestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie: mediko-sociologicheskij analiz. - M.: RIOR; INFRA-M, 2012. 358 р.
12. Reshetnikov A.V., Efimenko S.A. Provedenie mediko-sociologicheskogo monitoringa: uchebno-metodicheskoe posobie. 2007. 160 р.
13. Reshetnikov A.V. Sociologija objazatel'nogo medicinskogo strahovanija // Sociologija mediciny. 2013. № 1. Рр. 3-11.
ДАННЫЕ ОБ АвТОРАХ
Конышко Наталья Александровна, доцент кафедры факультетской терапии, кандидат медицинских наук
Смоленская государственная медицинская академия
ул. Крупской, 28, г. Смоленск, 214019, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
Зайцева Вера Михайловна, доцент кафедры философии, истории медицины с курсом психологии и педагогики, кандидат психологических наук Смоленская государственная медицинская академия ул. Крупской, 28, г. Смоленск, 214019, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Отвагин Игорь Викторович, профессор, доктор медицинских наук, ректор Смоленская государственная медицинская академия ул. Крупской, 28, г. Смоленск, 214019, Российская Федерация e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Konyshko Natalya Alexandrovna, Docent of The Department of Internal Medicine, the Head of the Department of Students' Practical Training, PhD Smolensk State Medical Academy
Krupskaya street, 28, Smolensk, 214019, Russian Federation e-mail: [email protected]
Zaytseva Vera Michaylovna, Docent of The Department of Philosophy, History of Medicine with a Course of Psychology and Pedagogics, PhD Smolensk State Medical Academy
Krupskaya street, 28, Smolensk, 214019, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Otvagin Igor Victorovitch, Professor, MD, Rector
Smolensk State Medical Academy
Krupskaya street, 28, Smolensk, 214019, Russian Federation e-mail: [email protected]