Научная статья на тему 'Практическая подготовка медицинских кадров в системе высшего профессионального образования'

Практическая подготовка медицинских кадров в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICAL TRAINING / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Конышко Наталья Александровна

Цель на основе социологического экспертного анализа организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием оптимизировать принципы еѐ проектирования. Объект исследования: управленческое взаимодействие при организации практики студентов ГБОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздрава России. Предмет исследования: организация работы академических и базовых руководителей практики студентов лечебного, стоматологического, фармацевтического и педиатрического факультетов. Заключение: управленческое взаимодействие в сфере проектирования учебных и производственных практик должно носить комплексный характер и осуществляться на уровнях принятия административных решений субъектов здравоохранения (уровень заказчика), постановки, контроля исполнения, интерпретации и реализации задач, стоящих перед высшим медицинским образованием (уровень исполнителя), и формулировки потребительского заказа (уровень потребителя), а также управления поведением в поле практики (сфера взаимодействия участников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Конышко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL TRAINING IN THE HIGHER MEDICAL EDUCATION

Study aim on the basis of expert opinion analysis of the practical training organization in specialists with higher medical education to optimize its principles and management. Object of study: management cooperation in the students practice organization in Smolensk state medical Academy. Subject of research: the academic work organization and the base of the students practice heads in therapeutics, stomatologists, pharmaceutics, and pediatric departments. Conclusion: administrative cooperation in the field of designing educational and work practices, should be comprehensive in nature and carried out at the levels of decision-making subjects of health care (level of customer), setting, enforcement, interpretation and implementation of the tasks of higher medical education (Executive level), and the wording of consumer order (consumer level), and also control the behavior of field practice (the sphere of interaction of participants).

Текст научной работы на тему «Практическая подготовка медицинских кадров в системе высшего профессионального образования»

УДК 614.23

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Конышко Н.А.

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме: Цель - на основе социологического экспертного анализа организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием оптимизировать принципы её проектирования. Объект исследования: управленческое взаимодействие при организации практики студентов ГБОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздрава России. Предмет исследования: организация работы академических и базовых руководителей практики студентов лечебного, стоматологического, фармацевтического и педиатрического факультетов. Заключение: управленческое взаимодействие в сфере проектирования учебных и производственных практик должно носить комплексный характер и осуществляться на уровнях принятия административных решений субъектов здравоохранения (уровень заказчика), постановки, контроля исполнения, интерпретации и реализации задач, стоящих перед высшим медицинским образованием (уровень исполнителя), и формулировки потребительского заказа (уровень потребителя), а также управления поведением в поле практики (сфера взаимодействия участников).

Ключевые слова: практическая подготовка, высшее медицинское образование

STUDENTS' PRACTICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION Konyshko N.A.

Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary.-The aim of the study was to analyze in detail organization of higher school students' practical training to optimize its principles and management on the basis of expert opinion. Object of study: cooperation in management of the students' practical training in the Smolensk State Medical Academy. Subject of the study: the academic work organization and the Heads of the Students' Practical Training at the Departments of Dentistry, Pharmacy and Pediatrics. Conclusion: management cooperation in planning educational activities and practical training, should be comprehensive and carried out at the levels of decision-makers of health care units (employers); setting, enforcement, interpretation and implementation of the tasks of higher medical education (executive level), and the wording of a consumer order (consumer's level), and also control the behavior of field practice (the sphere of interaction of participants) should be thoroughly considered.

Key words: practical training, higher medical education

Введение

Цель исследования явилось - на основе социологического экспертного анализа организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием оптимизировать принципы её проектирования.

В качестве объекта исследования выступило управленческое взаимодействие при организации практики студентов ГБОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздрава России. Предмет исследования послужила организация работы академических и базовых руководителей практики студентов лечебного, стоматологического, фармацевтического и педиатрического факультетов.

Методика

Теоретико-методологическую основу исследования составили Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» № 468 от 20.04.93, приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам» от 16.04.2012 г. № 362н; приказ Минздрава России «Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования» от 03.09.2013 г. № 620н, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Приказ Министерства образования РФ № 1154 от 25.03.03 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 15.05.2013) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», основная образовательная программа, Государственные образовательные стандарты II, III поколений, Положения о практике студентов ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, рабочие программы и учебно-методические комплексы по профильным дисциплинам, Договоры о совместной деятельности с субъектами здравоохранения в сфере подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, методики социологического исследования. Регламентирующая внутривузовская документация и «Методика социологического опроса по организации и совершенствованию учебной и производственной практики» рассматриваются руководителями практики на профильной цикловой комиссии и утверждается Центральным методическим советом Академии. Таким образом, Совет берет на себя ответственность за контроль результатов проведения и последующее мониторирование мнений студентов и сотрудников и процесса организации практики. Ежегодно обновляемые программы и дневники практики размещаются на сайте Академии www.sgma.info и доступны для студентов, академических и базовых руководителей практики.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологического исследования, проведённого в ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, данные Госкомстата - статистические данные органов управления и субъектов здравоохранения ЦФО об обеспеченности медицинскими кадрами, коечном фонде (использованы для расчёта распределения студентов по отделениям учреждений здравоохранения и нагрузки базовых руководителей), академическая статистика по успеваемости студентов и распределению их на производственные базы практики, отчётно-плановая и нормативная документация.

С указанной целью нами проведен анализ результатов социологического опроса академических ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России (число анкет 56) и базовых руководителей практики (число анкет 165) крупных многопрофильных учреждений здравоохранения (3 больницы скорой медицинской помощи, 3 областные и 3 городские больницы, 5 детских больниц, 28 поликлиник и 30 детских поликлиник) городов Смоленск, Брянск, Калуга и центральных районных больниц Смоленской области (Гагарин, Ярцево, Сафоново, Рославль, Рудня, Велиж, Демидов, Вязьма).

Опрос проведен путём полузакрытого анонимного анкетирования по единой форме анкеты. Вопросы анкеты составлены по блокам: социальные и профессиональные характеристики респондента, вопросы проектирования практики студентов на подготовительном этапе, экспертная оценка нормативной документации, этапная характеристика организации и контроля практики студентов. Респондентами предоставлены ответы на все предложенные вопросы анкеты.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании анкетирования и составления индивидуальных программ в соответствии с наиболее значимыми факторами проведена оценка качества практической подготовки, что является надежным и объективным критерием эффективности образовательного процесса.

Результаты практической подготовки студентов оценены не только по итоговому контролю выполнения навыков на зачёте, но и по субъективной оценке всех участников её организации, по отчётам базовых и непосредственных руководителей, исходному тестовому контролю знаний и

оценке освоения практических навыков на профильной кафедре с помощью имитационных технологий на фантомной и симуляционной технике.

С целью стимулировать непосредственных руководителей практики и студентов главным врачам, заместители главных врачей по лечебной работе, главные медицинские сёстры и академические руководители обеспечивают доступность нормативно-регламентирующей документации и неукоснительно выполняют все рекомендации в рамках программы практик.

В программе подготовки студентов выделено учебное время в виде семинарских занятий, затрагивающих не только теоретические, клинические и организационные но и социально-экономические, этико-психологические аспекты практики.

Руководители клинических баз регулярно оформляют плановую и отчётную документацию утверждённой формы об этапах организации практики.

Заключение

Управленческое взаимодействие в сфере проектирования учебных и производственных практик должно носить комплексный характер и осуществляться на уровнях принятия административных решений субъектов здравоохранения (уровень заказчика), постановки, контроля исполнения, интерпретации и реализации задач, стоящих перед высшим медицинским образованием (уровень исполнителя), и формулировки потребительского заказа (уровень потребителя), а также управления поведением в поле практики (сфера взаимодействия участников).

Литература

1. Деларю В.В. Конкретные социологические исследования в медицине. - Волгоград, 2005. - 116 с.

2. Зайцева Н.В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности стратегии управления медицинской организацией // Соц. медицина. - 2013. - №1. - С. 30-38

3. Карпов О.В., Татарников М.А., Марочкина Е.Б. Социологические исследования в системе управления качеством медицинской помощи // Соц. медицина. - 2013. - №1. - С. 11-15

4. Клоктунова Н.А., Протопопов А.А., Аверьянов А.П. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы // Саратовский науч.-мед. журнал. - 2013. - Т.9, №1. - С. 4.

Информация об авторе

Конышко Наталья Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.