Научная статья на тему 'Принципы общественного контроля как фактор укрепления российской демократии'

Принципы общественного контроля как фактор укрепления российской демократии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / PUBLIC CONTROL / DEMOCRACY / PRINCIPLES OF LAW / RUSSIAN SOCIETY / CIVIL SOCIETY / STATE MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепляшин Иван Владимирович

В современной российской правовой действительности формируются новые формы взаимодействия институтов гражданского общества и государства. При этом общественный контроль прочно вошел в систему участия граждан в управлении делами государства. Принципы претворения в правовую жизнь общественного контроля укрепляют основы правового государства и демократии. Следует признать значимость научного исследования первичных правовых основ осуществления контроля за деятельностью органов власти,осуществляемой со стороны российской общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тепляшин Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF PUBLIC CONTROL AS A FACTOR IN STRENGTHENING RUSSIAN DEMOCRACY

In modern Russian legal reality, new forms of interaction between civil society institutions and the state are being formed. At the same time, public control has firmly entered the system of citizens' participation in the administration of state affairs. The principles of implementing public control into legal practice strengthen the basis of the rule-of-law state and democracy. It is necessary to recognize the importance of scientific researches of the primary legal bases for exercising control over the activities of government bodies carried out by the Russian public.

Текст научной работы на тему «Принципы общественного контроля как фактор укрепления российской демократии»

of theory of Russian state and law), Problemy statusa sovremennoy Rossii: istoriko-pravovoy aspekt, materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Ufa, 5-6 aprelya 2018 g.), Otv. red. F.Kh. Galiyev. V 2-kh ch. Ch. 1. Ufa, RITS BashGU, 2018, pp. 72-79.

15. Sal'nikov V.P., Kurzenin E.B., Sal'nikov M.V. Razvitiye politiko-pravovoy mysli ot Gugo Grotsiya k predstavitelyam germanskoy gosudarstvenno-pravovoy nauki (The development of political and legal thought from Hugo Grotius to representatives of the German state law science), Pravovoye pole sovremennoy ekonomiki, 2014, No. 10, pp. 11-19.

16. Fikhte J.G. Osnova yestestvennogo prava soglasno printsipam naukoucheniya (Foundations of natural right based on the science of knowledge), per. s nem. A.K. Sudakova. Moscow, «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya», 2014.

17. Fikhte J.G. Sochineniya v dvukh tomakh (Works in two volumes). T. 1. St. Petersburg, Mifril, 1993. Дата поступления: 02.10.2018 Received: 02.10.2018

УДК 340.1+34(091)

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

ТЕПЛЯШИН Иван Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск, Россия. E-mail: ivt-sl@yandex.ru

В современной российской правовой действительности формируются новые формы взаимодействия институтов гражданского общества и государства. При этом общественный контроль прочно вошел в систему участия граждан в управлении делами государства. Принципы претворения в правовую жизнь общественного контроля укрепляют основы правового государства и демократии. Следует признать значимость научного исследования первичных правовых основ осуществления контроля за деятельностью органов власти,осуществляемой со стороны российской общественности.

Ключевые слова: общественный контроль, демократия, принципы права, российское общество, гражданское общество, государственный механизм.

PRINCIPLES OF PUBLIC CONTROL AS A FACTOR IN STRENGTHENING RUSSIAN DEMOCRACY

TEPLYASHIN Ivan Vladimirovich

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia.

E-mail: ivt-sl@yandex.ru

In modern Russian legal reality, new forms of interaction between civil society institutions and the state are being formed. At the same time, public control has firmly entered the system of citizens' participation in the administration of state affairs. The principles of implementing public control into legal practice strengthen the basis of the rule-of-law state and democracy. It is necessary to recognize the importance of scientific researches of the primary legal bases for exercising control over the activities of government bodies carried out by the Russian public.

Key words: public control, democracy, principles of law, Russian society, civil society, state mechanism.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

В современном российском обществе институт общественного контроля приобретает особое значение и роль в управлении делами государства. Институт общественного контроля закреплен в российском законодательстве с 2014 г., когда был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который закрепляет цели, задачи, принципы, а также основные формы общественного контроля [1]. Законодатель установил, что общественный контроль осуществляется в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

В свою очередь перед российским государством сегодня стоят очень важные социально-правовые и организационно-политические задачи, решение которых требует особых форм правовой деятельности, эффективной правовой политики с участием общественных структур, их вовлеченности в новые сферы правовой жизни.

В условиях складывающейся практики необходимо обратить внимание на принципы осуществления общественного контроля, под которыми следует понимать первичные основы участия граждан и их объединений в контрольной деятельности и мониторинге работы органов государственного и муниципального управления. В данном случае, указанные принципы можно разделить на три группы: общие, специальные, стратегические. К общим принципам можно отнести: высшую юридическую силу Конституции РФ, демократизм формирования субъектов общественного контроля, законность функционирования государственного механизма и деятельности общественников, приоритет прав и свобод человека и гражданина, выполнение требований правового государства. Специальные принципы преимущественно закреплены в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Во-первых, возможность реализации прав и законных интересов субъектов общественного контроля. Очень важно закрепить и транслировать содержание правового государства и конституционного строя в правовую деятельность общественников, а также гарантировать закрепленные в современном российском законодательстве права граждан в политической сфере. Во-вторых, добровольность, независимость и самостоятельность деятельности субъектов общественного контроля. Общественники могут самостоятельно определять в каком порядке последовательности могут осуществлять свою деятельность, выбирая соответствующие правовые средства и формы контрольной деятельности в конкретной ситуации. В-третьих, публичность и открытость реализации общественного контроля. Здесь предполагается транспарентность результатов общественного мониторинга и проводимых экспертиз, доступность в их получении и анализе со стороны общественности. При этом субъекты общественного контроля обязаны обнародовать информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного контроля и об их результатах. В-четвертых, сочетание коллегиальности и индивидуального характера при осуществлении общественного контроля. Субъектами общественного контроля могут являться общественные палаты, советы, группы общественного контроля. Кроме этого в законодательстве и правоприменительной практике важно закреплять и развивать правовой статус общественного эксперта, инспектора, активиста. В-пятых, объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, что подчеркивает соответствующий потенциал и перспективность данной формы взаимодействия государства и гражданского общества. Здесь, особое место приобретает активность и системность осуществления общественного мониторинга и проверки деятельности органов власти. В-шестых, обязательность рассмотрения органами управления итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля. Соответствующие должностные лица обязаны рассматривать поступившие от субъектов общественного контроля обращения и итоговые документы (предложения, рекомендации и выводы) в общем порядке в соответствии с действующим законодательством. Тем не менее, законодатель устанавливает, что в

случаях, не терпящих отлагательства, данные документы органы власти должны рассматривать незамедлительно. В-седьмых, комбинированный характер правовой деятельности. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах. Законодатель устанавливает следующие формы: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие. В-восьмых, недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации. Здесь возникает вопрос: допускается ли возможность необоснованного (например, осуществление общественной проверки без явных оснований) влияния институтов гражданского общества на государственную власть. Данный аспект общественного контроля может выступить предметом отдельного исследования, где следует обратить на такие категории как: общественные правовые средства, общественный долг, политическая социализация, правовые основы общественной оппозиции. В-девятых, презумпция добросовестности деятельности органов управления, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль. Действительно, невозможно построить эффективную модель взаимодействия государства и общества без взаимного доверия. Объектом общественного контроля при этом могут быть различные органы государства, прежде всего, исполнительные, а также в соответствующей мере законодательные и судебные. В-десятых, политическая нейтральность общественного контроля. Субъекты общественного контроля не формируются политическими партиями и их деятельность не должна зависеть от политической обстановки, складывающейся в стране.

Наряду с этими принципами следует говорить о стратегических принципах осуществления общественного контроля, которые являются необходимыми и значимыми при формировании цивилизованной модели российской демократии. Эти принципы, в целом, можно назвать перспективными и необходимыми при условии развития института общественного контроля как реальной, действительной формы участия граждан в управлении делами государства.

1. Научный характер. В целом институт общественного контроля исследуется и обсуждается на конференциях, семинарах, проблемы и новые идеи освещаются на страницах научных журналов. В российской юридической науке складывается научная доктрина общественного контроля (В.В. Гриб, Е.В. Киричек, Т.Н. Михеева и др.). Тем не менее, научная концепция общественного контроля еще только складывается. Кроме этого, участие самих субъектов общественного контроля в научно-исследовательской работе тоже можно признать перспективной. Продуктивным представляется проведение форумов и круглых столов с участием как научного сообщества и активистов, так и практических работников.

2. Практическая значимость. Законодатель установил, что общественный контроль осуществляется в целях наблюдения за деятельностью органов государственной и муниципальной власти. Предлагаемые юридической наукой правовые средства активного общественного присутствия правоприменитель и законодатель одобряет и претворяет в правовую жизнь общества и государства. Тем не менее, сама общественная деятельность подобного формата не всегда способна войти в реальную практику, зачастую она уравнивается только лишь с информационно-рекомендательной деятельностью, а зачастую игнорируется со стороны системы государственного управления.

3. Корпоративный характер и правовая культура общественного контроля. Субъекты общественного контроля в целях координации своей деятельности, объединения усилий и правовых средств вправе создавать ассоциации и союзы субъектов общественного контроля и проводить совместные мероприятия. Данная форма общественного сотрудничества обеспечит наиболее полное развитие целей и значения института общественного контроля в современной России. Кроме этого, важно в ближайшем будущем предусмотреть символику, наградные знаки, кодекс этики и праздничный день, символизирующие особое значение общественного контроля как демократического института.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика_

4. Эффективность (оперативность) общественного контроля. В данной сфере может и должен формироваться соответствующий результат и практика, отражающая реальный характер деятельности отдельных звеньев государственного аппарата. Очень важно, чтобы по результатам системной и профессиональной работы субъектов общественного контроля реально гарантировались и защищались права и законные интересы граждан, устранялись проблемные участки в функционировании органов власти, претворялись в правовую жизнь идеи правового государства.

5. Сочетание различных методов правовой деятельности (легализационного, разрешительного, содействия, рекомендательного и др.). Легализационный метод позволяет на законных основаниях субъектам общественного контроля участвовать в анализе и мониторинге правовой деятельности объекта. Разрешительный метод применяется при допуске субъекта общественного контроля, например, общественного инспектора, к проверке конкретных форм правовой деятельности органов власти и их решений. Метод содействия рассчитан на участие субъекта общественного контроля в соответствующей деятельности органов власти в качестве эксперта, специалиста. Рекомендательный метод осуществляется при анализе принимаемых органами власти правовых актов, например, в ходе проведения общественной экспертизы. Эти и другие допустимые методы могут использоваться в конкретных ситуациях как ведущие (единственные), а также кооперативно.

6. Принцип сочетания относительной автономности и зависимости от управленческих решений органов власти. Органы общественного контроля в перспективе могут выходить с предложениями и инициировать различные условия и формат своего участия в контрольной деятельности.

7. Особый характер социально-правового статуса субъектов общественного контроля. В ближайшем будущем роль и характер деятельности общественника будут более заметными, а его социальный статус достаточно высоким и популярным. Однако для этого необходимо устранять недостатки правового статуса общественника. В статусе отсутствуют специальные гарантии, ответственность, императивные правовые средства и полномочия. Так, при рассмотрении гарантий не возлагаются привилегии, льготы иные преимущества как в организационно-правовой сфере, так и правовой жизни в целом.

Представленная классификация принципов общественного контроля позволяет увидеть современное состояние и допустимые направления развития общественного присутствия институтов гражданского общества в работе органов власти. При этом институт общественного контроля способен развивать первичные начала российской демократии, укреплять основы правового государства и создавать условия для установления стратегических направлений деятельности гражданского общества.

1. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Ч. I), ст. 4213.

1. Federal'nyy zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ (red. ot 29.12.2017) «Ob osnovakh obshche-stvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii» (Federal Law of 21.07.2014 No. 212-FZ (as amended on December 29, 2017) "On the Basics of Public Control in the Russian Federation"), Sobraniye za-konodatel'stva RF, 2014, No. 30 (CH. I), st. 4213.

Библиографические ссылки

References

Дата поступления: 14.10.2018

Received: 20.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.