УДК 323
НОСКОВ Артем Петрович Казанский национальный исследовательский технологический университет г. Казань, Россия [email protected]
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-116-123
Artem P. NOSKOV Kazan National Research Technological
University Kazan, Russia [email protected]
PUBLIC CONTROL AS A FORM OF INTERACTION OF SOCIETY AND STATE: POLITICAL AND LEGAL
FOUNDATIONS
В современном мире вопросы эффективности и стабильности государственного управления, поиск оптимальных форм взаимодействия общества и государства являются достаточно актуальными. Общественный контроль - один из политико-правовых механизмов взаимодействия общества и государства. В статье рассмотрены теоретические концепции отечественных и зарубежных ученых и проведен обзор нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые, в свою очередь, выступают индикатором институционализации общественного контроля. Основным нормативно-правовым актом является Конституция Российской Федерации, которая регламентирует порядок реализации общественного контроля деятельности государственных и муниципальных институтов. Закрепленные в Конституции Российской Федерации правовые гарантии осуществления общественного контроля реализуются и в иных нормативно-правовых актах, которые, в свою очередь, регулируют отдельные аспекты функционирования общественного контроля. Однако важно указать Федеральный закон №212-ФЗ от 21.07.2014 г. «Об основах общественного контроля Российской Федерации», который исполняет институциональную роль в публичной политике. В статье рассмотрен данный нормативно-правовой акт и выделены его основные цели. Законодательное закрепление осуществления общественного контроля свидетельствует о выработке механизма взаимодействия органов государственной власти и общества. А также указывает на устойчивое развитие системы защиты прав и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
In modern time questions of efficiency and stability of public administration, search of optimum forms of interaction of society and state are rather relevant. Public control is one of political legal mechanisms of interaction of society and the state. In article theoretical concepts of domestic and foreign scientists are considered and the review of normative legal acts of the Russian Federation which, in turn, act as the indicator of institutionalization of public control is carried out. The main normative legal act is the Constitution of the Russian Federation which regulates implementation of public control over activity of public authorities, local self-government, state and municipal organizations, other bodies and organizations which are carrying out public powers. The legal safeguards of implementation of public control enshrined in the Constitution of the Russian Federation are implemented also in other normative legal acts which, in turn, regulate separate aspects of functioning of public control. However, it is important to specify the Federal law No. 212-FZ of 21.07.2014 "About Bases of Public Control of the Russian Federation" which plays an institutional role in public policy. In the article this normative legal act is considered and its main objectives are allocated. Legislative fixing of implementation of public control demonstrates development of the mechanism of interaction of public authorities and societies. Besides, it indicates sustainable development of system of protection of the rights and freedom of the person and the citizen of the Russian Federation.
Ключевые слова: гражданское общество, общество, государство, органы государственной власти, общественный контроль, институт, институционализа-ция, взаимодействие общества и государства, Конституция Российской Федерации, политико-правовая форма, институт общественного контроля
Keywords: civil society, society, state, public authorities, public control, institute, institutionalization, interaction of society and state, Constitution of Russian Federation, political and legal form, institute of public control
В современной Российской Федерации весьма актуальной становится проблема создания эффективного инструментария взаимодействия общества с государством, его участия в формировании государственных решений по экономическим и социально значимым вопросам. Отличительные от репрезентативной демократии механизмы коммуникативных отношений между гражданским обществом и органами государственной власти необходимы для тандемного функционирования в определенном виде деятельности. Подобная ситуация объясняется государственным дефицитом необходимых ресурсов, которые, в свою очередь, присутствуют в гражданском обществе, коммерческой дея-
тельности, средствах массовых информации и т.д. При этом отметим, что мобилизация третьего сектора отвечает интересам государственных институтов в меньшей степени, чем гражданского общества [1]. Одним из важнейших инструментов обеспечения взаимодействия общества и государства является система общественного контроля, осуществляемого в отношении органов публичной власти, аппарата управления и в системе защиты прав и свобод человека.
Значение института общественного контроля для демократического развития правового государства получило концептуальное осмысление в научных публикациях. Современное понимание осуществления общественного контроля отражено как в зарубежных, так и в отечественных научно-исследовательских работах. Э. Арато и Дж. Коэн утверждают, что ограниченные функции государства и интенсификация деятельности институтов гражданского общества обусловливают общественную свободу и эффективную защиту прав личности [2, с. 112]. В.Г. Румянцева комплексно определяет понятие механизма общественного контроля, однако не раскрывает содержание основных элементов [3].
Мы придерживаемся позиции А.В. Новикова, согласно которой развитый общественный контроль является «рычагом» для полноценного функционирования государства, который «проявляется в сложной системе сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей, в открытости и доступности государственных органов, в их подотчетности всему народу, в их взаимодействии со средствами массовой информации, институтами гражданского общества» [4, с. 23].
В качестве индикатора институционализации общественного контроля можно рассматривать его регламентацию в нормативно-правовых актах. Цель нашей статьи - провести обзор состояния его правового механизма в Российской Федерации.
Основным нормативно-правовым актом, который регламентирует порядок реализации общественного контроля деятельности государственных и муниципальных институтов, является Конституция Российской Федерации, заявляющая в соответствии со статьей 2, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Важно отметить, что, согласно статье 3 Конституции Российской Федерации, «народ» является «единственным источником власти», которую «осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации гласит, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие», которое образует правовое поле для общественного контроля. Часть 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации закрепляет правовое положение одного из субъектов общественного контроля - общественного объединения.
В Российской Федерации, кроме того, что конституционные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат людям с рождения, признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Соответственно, статья 17 Конституции Российской Федерации санкционирует ее исполнение и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека.
Право, предусмотренное частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, разрешает гражданину Российской Федерации наблюдать за деятельностью государственных и муниципальных институтов и выявлять нарушения. Однако уточнение «непосредственно затрагивающими его права и свободы» имеет исключительное значение, что обусловливает беспристрастную борьбу. Важно отметить, что важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции Российской Федерации, является право на информацию, предусмотренное статьями 24 и 29.
Как правило, общественный контроль осуществляется общественным объединением. Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Общественные объединения имеют право «собираться мирно, без оружия, проводить собра-
ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, и «направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» в соответствии со статьей 33.
Часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации предоставляет право «участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», что позволяет выбирать неопределенные правовые формы, в том числе общественный контроль.
Статья 45 Конституции Российской Федерации не только гарантирует государственную защиту прав и свобод человеку, но и позволяет «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Однако в последнем случае не конкретизирован порядок правового обеспечения, что распространяется и на общественный контроль.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации правовые гарантии осуществления общественного контроля реализуются в нормативно-правовых актах. Федеральный закон № 212-ФЗ от 21.07.2014 г. «Об основах общественного контроля Российской Федерации» играет институциональную роль в публичной политике.
В Федеральном законе «Об основах общественного контроля Российской Федерации» под общественным контролем понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений». Общественный контроль распространяется на социальные, культурные, экологические, научные, образовательные, правоохранительные, медицинские и иные сферы деятельности, осуществляемые в социально значимом качестве.
Основными целями общественного контроля являются:
1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими, в соответствии с федеральными законами, отдельные публичные полномочия;
3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих, в соответствии с федеральными законами, отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Необходимо отметить нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные аспекты функционирования общественного контроля. Федеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет организационно-правовые формы общественных объединений, порядок их регистрации и деятельности, закрепляет право общественных объединений «участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством Российской Федерации», а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.
Федеральный закон № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» закрепляет правовое функционирование различных организационно-правовых форм не-
коммерческих организаций, в том числе отмечает приоритетность предоставления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена «на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации», а также на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Закон Российской Федерации № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», Федеральный закон № 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяют принципы, формы и порядок участия в общественной жизни определенного вида объединений. Федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» содержит нормы об общественной экологической экспертизе. Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Федеральный закон № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляют право граждан на проведение на территории Российской Федерации строго определенного наименованием закона публичных гражданских акций. Закон Российской Федерации № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» регулирует отношения, связанные с поиском, получением, производством и распространением массовой информации, служащей одним из инструментов общественного контроля.
Федеральный закон № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет права граждан участвовать в осуществлении общественного контроля на избирательных участках при проведении выборов или референдумов в качестве наблюдателей.
Федеральный закон № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет «формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». Кроме того, нормативно-правовой акт регулирует механизмы правотворческой инициативы граждан, вопросы территориального общественного самоуправления, порядок проведения публичных слушаний и определяет порядок оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству в муниципальных образованиях.
Федеральный закон № 32-Ф3 от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» устанавливает возможность участвовать гражданам Российской Федерации и общественным объединениям в проведении экспертизы законопроектов. Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечивать взаимодействие граждан с органами власти «в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти».
Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» формирует нормативную основу в целях участия граждан в управлении делами государства и контроле за деятельностью органов государственной и муниципальной власти. Статья 5 нормативно-правового акта закрепляет права обратившегося в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 6 запрещается преследование обратившегося «с критикой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица или с целью восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц; также при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, и сведений, касающихся частной жизни обратившегося, без его согласия». Кроме того, Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в статьях 8, 9, 10, 11 регламентирует порядок регистрации и рассмотрения пись-
менного обращения и в статье 12 определяет их сроки. Таким образом, указанные положения направлены на повышение эффективности общественного контроля в определенной деятельности.
Федеральный закон № 76-ФЗ от 10 июня 2008 г. «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» «устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории Российской Федерации, а также содействия лицам в создании условий для их адаптации к жизни в обществе».
Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» определяет основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений в общественной жизни. В статье 7 одним из основных направлений деятельности органов государственной власти по повышению эффективности противодействия коррупции нормативно-правовой акт указывает на создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по указанным вопросам, а также с гражданами и институтами гражданского общества, что, в свою очередь, делает последних субъектами противодействия коррупции и создает им правовое поле. Важно отметить, что пункт 18 статьи 7 предусматривает передачу части функций органов государственной власти саморегулируемым и негосударственным организациям.
Федеральный закон № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обеспечивает информационную открытость органов государственной власти и органов местного самоуправления и предоставляет право получать достоверную информацию об их деятельности.
9 февраля 2011 г. Президент Российской Федерации издал Указ № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». В нормативно-правовом акте установлено, что «по решению Президента Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, могут быть вынесены на общественное обсуждение; что тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информация о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, размещаются в сети Интернет на официальных или специально созданных сайтах».
В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении государственными делами 4 марта 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"», в котором утвердил правила рассмотрения предложений, направленных гражданами Российской Федерации, достигшими возраста 18 лет, по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, совершенствования государственного и муниципального управления.
12 декабря 2013 г. в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию В.В. Путин отметил необходимость широкой общественной дискуссии и призвал создавать общественные советы в органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, Президент Российской Федерации подчеркнул приоритетные направления совершенствования Общественной палаты Российской Федерации, которая «должна стать площадкой для выражения интересов различных профессиональных и социальных групп, ассоциаций и союзов, в которых должно
быть больше профессионалов. Представители этих союзов должны составлять не менее половины членов Общественной палаты, предлагаемых Президентом. Такой подход будет обеспечивать баланс интересов разных социальных и профессиональных групп, полнее учитывать волнующие их проблемы» [5].
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации с 1 января 2014 г. пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 32-Ф3 от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» определил новый порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации и изложил, что «не менее половины кандидатур должны представлять профессиональные союзы, творческие союзы, объединения работодателей и их ассоциации, профессиональные объединения, а также иные некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп». Формирование подобного состава Общественной палаты Российской Федерации способствует привлечению компетентных лиц к общественной деятельности и, соответственно, развитию гражданской активности.
Следует отметить и роль регламентов государственных органов, регулирующих общественные отношения, например Государственной Думы Российской Федерации, региональных парламентов. Важно отметить, что в перечень нормативно-правовых актов федерального уровня, которые регулируют, входят и положения. Например, согласно Постановлению № 2134-11 ГД от 22 января 1998 г. «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», парламент Российской Федерации совместно с общественными объединениями проводят ряд мероприятий в сфере взаимодействия общества с органами государственной власти, а именно: «участие представителей Государственной Думы в работе пленарных заседаний Общественной палаты Российской Федерации, совета Общественной палаты, ее комиссий и рабочих групп»; участие представителей заинтересованных общественных объединений на заседаниях комитетов и комиссий Государственной Думы, а также при рассмотрении Государственной Думой законопроектов в случаях, предусмотренных законодательством; проведение экспертизы законопроектов; организация парламентских слушаний, проведение конференций, совещаний, круглых столов, семинаров при участии общественных объединений.
Примером консультативного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества можно назвать распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 марта 2002 г. № 278-р для реализации итогов Гражданского Форума. В нем было рекомендовано:
1) создание совместных с общественными организациями рабочих групп;
2) включение представителей общественных организаций в состав совещательных органов при федеральных органах исполнительной власти;
3) создание общественных советов для наблюдения за реализацией федеральных целевых программ;
4) проработка вопросов обеспечения доступа общественных некоммерческих организаций к конкурентным процедурам, связанным с использованием бюджетных средств, и др.
Безусловно, вышеуказанный перечень не включает полный список нормативно-правовых актов, регулирующих права осуществления общественного контроля. Однако анализ позволяет сделать следующие выводы:
1) институт общественного контроля стал составной частью политико-правовой системы, основы правового осуществления общественного контроля изложены в Конституции Российской Федерации;
2) нормативно-правовые акты, формирующие правовое поле общественного контроля, отражают автономность органов исполнительной власти;
3) в целом, общественный контроль находится в процессе формирования как в правовом, так и в организационном направлениях.
Следует отметить, что законодательное закрепление осуществления общественного контроля свидетельствует, что вырабатывается механизм взаимодействия органов
государственной власти и общества. Кроме того, это указывает на устойчивое развитие системы защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Герасимов А.В., Жигаева А.В. Гражданское общество и государство: социальные аспекты взаимодействия / / Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. - 2014. - № 4 (20). - С. 40-48.
2. Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. Пер. с англ. / Общ. ред. И.И. Мюрберг. - М.: Весь Мир, 2003. - 784 с.
3. Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства: к теории вопроса / / История государства и права. - 2009. - № 11. - С. 42-45.
4. Новиков А.В. Контроль в социально-политической системе российского общества. - М.: Соврем. экономика и право, 2005. - 407 с.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 06.03.2018).
6. Актуальные проблемы развития гражданского общества глазами молодых ученых: Монография / Под общ. ред. проф. С.А. Авакьяна. - М.: Юстицинформ, 2015. - 372 с.
7. Шмелева О.Ю. Политико-культурное измерение системы государственного управления на современном этапе модернизация России (2000-2011 гг.). - Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2013. - 375 с.
8. Авдеева А.И. Правовое регулирование общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М.,
2017. - 241 с.
REFERENCES
1. Gerasimov A.V., Zhigaeva A.V. Grazhdanskoe obshchestvo i gosudarstvo: sotsial'nye aspekty vzai-modeystviya. [Civil society and state: social aspects of interaction]. Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta = Bulletin of the Moscow state humanitarian and economic institute. Moscow. 2014. No. 4 (20). Pp. 40-48. (In Russ).
2. Koen Dzh.L., Arato E. Grazhdanskoe obshchestvo i politicheskaya teoriya. [Civil society and political theory]. Per. s angl. / Obshch. red. I.I. Myurberg. M.: Ves' Mir, 2003. 784 p. (In Russ).
3. Rumyantseva V.G. Obshchestvennyy kontrol' za deyatel'nost'yu gosudarstva: k teorii voprosa. [Public control over activity of the state: to the theory of a question]. Istoriya gosudarstva i prava = History of state and law. Moscow. 2009. No. 11. Pp. 42-45. (In Russ).
4. Novikov A.V. Kontrol' v sotsial'no-politicheskoy sisteme rossiyskogo obshchestva. [Control in the socio-political system of the Russian society]. M.: Sovrem. Ekonomika i pravo, 2005. 407 p. (In Russ).
5. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu Sobraniyu ot 12.12.2013 g. [The message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly from 12/12/2013.] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (accessed 6 March 2018).
6. Aktual'nye problemy razvitiya grazhdanskogo obshchestva glazami molodykh uchenykh: Mono-grafiya. [Current problems of development of civil society by eyes of young scientists: monograph]. Pod obshch. red. Prof. S.A. Avak'yana. M.: Yustitsinnform, 2015. 372 s. (In Russ).
7. Shmeleva O.Yu. Politiko-kul'turnoe izmerenie sistemy gosudarstvennogo upravleniya na sov-remennom etape modernizatsiya Rossii (2000-2011 gg.). [Political and cultural measurement of system of public administration at the present stage modernization of Russia (2000-2011)]. N. Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2013. 375p. (In Russ).
8. Avdeeva A.I. Pravovoe regulirovanie obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu organov gosu-darstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii. [Legal regulation of public control over activity of public authorities of territorial subjects of the Russian Federation]: dis. ... kand. yurid. nauk; Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF. M., 2017. 241 p. (In Russ).
Информация об авторе:
Носков Артем Петрович, аспирант, кафедра государственного и муниципального управления и социологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет
г. Казань, Россия [email protected]
Получена: 07.03.2018
Для цитирования: Носков А. П. Общественный контроль как форма взаимодействия общества и государства: политико-правовые основы. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 2/1. с.116-123. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-116-123.
Information about the author:
Artem P. Noskov, Postgraduate Student, Department of Public Administration and Sociology, Kazan National Research Technological University Kazan, Russia [email protected]
Received: 07.03.2018
For citation: Noskov A.P. Public control as a form of interaction of society and state: political and legal foundations. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.2/1. Pp. 116-123. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-116-123. (in Russ)