Научная статья на тему 'Принципы нормирования в жилищной и градостроительной сферах'

Принципы нормирования в жилищной и градостроительной сферах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
939
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ / ПАРАМЕТРЫ / принципы повышения комфорта / плотность / НАГРУЗКИ / обеспеченность / уровень комфорта

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лыжин Сергей Михайлович

В статье рассматриваются принципы нормирования в сфере жилища и градостроительного проектирования. Автор выявляет и анализирует принципы распределения по уровням комфорта дешевых жилищ в других странах, которые имеют свои особенности и направленность. В статье освещены основные принципы снижения нагрузки на территории в европейских странах прошлого века и принципы повышения комфорта проживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы нормирования в жилищной и градостроительной сферах»

УДК 624; 79; 62 Лыжин С. М.

Принципы нормирования в жилищной и градостроительной сферах

В статье рассматриваются принципы нормирования в сфере жилища и градостроительного проектирования. Автор выявляет и анализирует принципы распределения по уровням комфорта дешевых жилищ в других странах, которые имеют свои особенности и направленность. В статье освещены основные принципы снижения нагрузки на территории в европейских странах прошлого века и принципы повышения комфорта проживания населения.

Ключевые слова: нормирование, параметры, принципы повышения комфорта, плотность, нагрузки, обеспеченность, уровень комфорта.

LYSCHIN S. M.

PRINCIPLES OF NORMALIZATION IN HOUSING AND TOWN PLANNING AREAS

The article deals with the principles of standardization in the field of housing and urban design. The author identifies and analyzes the principles of distribution according to level of comfort, cheap housing in other countries. The article highlights the key principles for improving living comfort of the population.

Keywords: valuation, parameters, the principles of improving comfort, density, load, security, comfort.

Лыжин

Сергей Михайлович

канд. архитектуры, советник РААСН, зав. кафедрой архитектуры УрФУ

E-mail: [email protected]

Жители России за последние сто лет имели возможность жить в различных социально-экономических условиях: в одних комфортное жилище было привилегией состоятельных граждан страны, для других комфорт жилища был мечтой. В советские времена после 1917 г. жилище состоятельных граждан страны было распределено по принципу N-1 и ниже, по которому в одной комнате могли проживать не менее 2 человек и иметь от 3,2 до 18 м2 общей площади. Формировался принцип равной обеспеченности общей площадью. Дальнейшая практика массового жилищного строительства с 1920 по 1980 гг. сформировала жилищный фонд нашей страны по минимальным параметрам обеспеченности. По данным Федеральной службы государственной статистики жилищный фонд нашей страны составлял в 2004 г. 2,85 млрд м2, в 2010 г. - 3177 млн м2 общей площади, при этом в городских поселениях расположено 72,2 % (2 293 млн м2), в сельских

- 27,8 % (884 млн м2) жилищного фонда страны.

В нормативы заложены положения, обусловленные социально-экономическими изменениями, произошедшими в стране в последние годы, и учетом перспектив развития жилищного строительства в Свердловской области, согласно которым к 2020 г. минимальная обеспеченность

общей площадью жилых помещений должна составить 24,1 м2/чел.

До настоящего времени не существовало единых, закрепленных нормами рекомендаций по распределению жилища на уровни комфорта и распределению жилых домов и квартир по комнатности и площади - в зависимости от комфорта квартиры и территории. Действующий СНиП П-Л.1-71* «Жилые здания» и СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» регламентируют планировочную организацию квартир для массового жилищного строительства, характеристики плотности населения на территории и обеспеченность объектами социального назначения.

В 2010 г. впервые в нашей стране приняты нормативы Свердловской области, построенные по принципу различной жилищной обеспеченности в зависимости от уровня комфорта и покупательной способности населения. Введенный принцип различий в уровнях комфорта построен в соответствии с опытом мировой практики жилищного строительства, с принципами жилищной обеспеченности, сложившейся системы и стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. и на последующие годы.

В европейских городах начали нормировать, в первую очередь, плотность застройки кварталов, разбивая ее по поясам и постепенно снижая

от центра к периферии с начала ХХ в., в последующем переходя на нормы обеспеченности. Основным параметром, обеспечивающим качество проживания на территории города, была плотность застроенной территории.

Так, в Кельне (ФРГ) было установлено четыре пояса плотности. В центральном поясе города предельная плотность определена в 75 %. Во втором поясе допускается плотность до 65 %, при высоте зданий не более четырех этажей. В третьем поясе сохраняется плотность предыдущего пояса при условии, что высота строений не будет превышать 30 футов (1 фут = 0,3048 м). Если высота превышает нормативный уровень, то участок разрешено застраивать только на 50 %. В четвертом поясе предписывалось и устраивать сады перед фасадами зданий и участки застраивать не более чем на 50 % [2].

В начале 1920-х гг. государственный капитал проникал в сферу городского хозяйства и захватил командные позиции в городе. Государственные и муниципальные органы проявили инициативу в жилищном строительстве и стали концентрировать в своих руках городские земли, развивать строительную промышленность и обобществлять городское обслуживание: транспорт, водоснабжение, газ и электричество.

С 1902 г. все отрасли городского хозяйства стали переводить из частных владений в государственные. Например, в 1925 г. в Лондоне учредили Управление электростанциями, а с 1933 г. - Совет по делам пассажирского транспорта. Государство старалось сохранять управление землей, жилищем, инженерными сетями и сооружениями в своих руках. В Германии к 1927 г. от 35 до 62 % земель принадлежало муниципалитетам городов. Во Франции и Бельгии происходил обратный процесс распродажи городской земли в собственность частным владельцам. О результатах можно судить сегодня. Большое количество загородных земель приобреталось муниципалитетами для дальнейшего перспективного развития городов. Вводились нормы выделения земли и правила застройки.

В Париже 1920-1930-х гг. действовали нормы, согласно которым минимальная площадь внутренних дворов устанавливалась в 30 м2. На территории современного Парижа проживает 19,3 % населения региона Иль-де-Франс и 3,6 % населения Франции. Таким образом, Париж является самым густонаселенным райо-

ном Франции со средней плотностью населения 204,33 чел./га. Плотность населения варьируется в зависимости от округа. Округа с наименьшей плотностью населения - 12-й (83,7 чел./ га) за счет включения в территорию округа Венсенского леса и 1-й (92,28 чел./га). Наиболее густонаселенным считается 11-й округ с плотностью населения более 400 чел./га, где проживают в основном выходцы из других стран [13].

В Нью-Йорке, например, для районов, застроенных пятиэтажными зданиями, площадь двора допускалась в 26 м2. В середине 1920-х гг. планировка и застройка квартала приобрела особую актуальность. До 1914 г. кварталом считалась территория, ограниченная проездами и состоявшая из отдельных строительных участков, находившихся в частных владениях. Во всех нормативных документах-регулятивах фигурировал в качестве первичной единицы строительный участок, а не квартал в целом [2].

В 1928 г. архитекторами Реем и Бардом был поставлен вопрос о пересмотре действующих норм плотности застройки жилых кварталов. На основе проведенных исследований было доказано влияние инсоляции квартир и солнечного облучения зданий, улиц и внутренних дворов, этажности (высоты) зданий и расстояний между ними, от географического местоположения города и ориентации зданий по странам света. На основании этого были сделаны важные выводы о строительстве жилых зданий в виде обособленных блоков, что послужило в дальнейшем развитию свободной планировки и расположению зданий независимо от красных линий [2].

В Германии с 1925 г. вводились принципы регулирования застройки жилых кварталов, определяющих интенсивность застройки, а именно абсолютную высоту и этажность зданий, а также допустимую площадь и глубину застройки.

Вводился коэффициент использования участка, который устанавливался для каждого типа застройки. Коэффициент представлял собой произведение, полученное от перемножения площади от застроенной части участка на число этажей. Появление красных линий со стороны дворов уравновесило значимость лицевых и тыльных фасадов жилых домов.

Равнозначность фасадов привела к новым задачам архитектурно-планировочной, пространственной и функциональной организации жилого квартала. Расположение зданий по

периметру квартала выявляло проблемы постановки зданий при равноценном решении инсоляции всех типов квартир и дворов, аэрации дворовых пространств и проездов. Строчный тип застройки обеспечивал благоприятное решение проблем освещаемости зданий при меридиа-нальном расположении корпусов, а также вентилируемости территорий и возможности многократного повторения однотипных зданий.

Вальтер Гропиус в результате специальных подсчетов пришел к выводу, что с повышением этажности экономические и санитарно-гигиенические преимущества строчной застройки повышаются.

Еще в 1890 г. в Англии был принят закон о строительстве дешевых жилищ для рабочих. Согласно градостроительному закону 1909 г. составление генеральных планов сосредотачивалось в городских советах и ставилось под контроль Министерства внутренних дел. При этом законом предоставлялась возможность частным лицам и организациям наблюдать за исполнением проектов планировки и возбуждать вопрос о составлении генеральных планов. Важным положением закона было право принудительной покупки земли для реконструкции и расширения городов. Муниципальные власти получали возможность производить планировку на всей городской территории, вне зависимости от имущественной принадлежности земли. Законом был установлен порядок оценки земли и приняты меры против спекуляции земельными участками. Территории, предназначенные под проезды, город безвозмездно получал у частных землевладельцев.

В конце XIX в. выявились два основных направления, два подхода в решении проблем строительства дешевых жилищ.

Первый подход заключался в искусственном создании экономических условий частным застройщикам в виде установления льгот по кредитам, снижению налогов при одновременном ограничении возможности бесконтрольности выжимания прибыли из построек. Второй подход заключался в замене частного предпринимательства общественным для установления на рынке недвижимости твердого уровня цен. Получение быстрой и колоссальной прибыли от спекуляции земельными участками поручалось частным предпринимателям, а долгосрочное капиталовложение в

дешевые жилища для рабочих - государственным.

Принятые принципы распределения по уровням комфорта дешевых жилищ в современных условиях в других странах имеют свои особенности и направленность.

«В странах СНГ принято считать -и это зафиксировано в соответствующих нормах, - что минимальная жилая площадь для одного человека должна быть не менее 6 м2 при высоте помещения не менее 2,2 м. В Западной Европе, например, подход к нормированию жилых помещений зависит прежде всего от их назначения. Так, например, площадь жилой (общей, как говорят у нас) комнаты для 2-4 человек должна быть в Германии (DIN 18011) и Швеции не менее 20 м2, а в Дании и Голландии -не менее 18 м2 (без учета площади, необходимой для стационарного места для сна, и с учетом площади, необходимой для места приема пищи). Спальня же должна быть площадью не менее 13 м2 - в Германии, 11 м2 -в Голландии и 12 м2 - в Швеции [8].

Разработка региональных нормативов направлена на развитие жилищной сферы, обеспечивающей разнообразный уровень комфорта проживания населения в Свердловской области. Комфорт жилища и жилых территорий должен быть критерием для развития массового жилищного строительства во всех городах областного подчинения. Рекомендуемые минимальные расчетные показатели по данному нормативу должны способствовать повышению уровня комфорта жилища.

До настоящего времени формирование структуры жилищного фонда муниципальных образований и населенных пунктов Свердловской области осуществлялось на основании действующих нормативных документов, разработанных в середине ХХ в. Действовавшие нормативные документы были рассчитаны на принципы строительства массового жилища за счет государства и последующего распределения, что не учитывает современные социально-экономические, правовые и рыночные отношения в стране. В этой связи основными недостатками по обеспечению населения благоприятными условиями жизнедеятельности являются:

• отсутствие принципов формирования жилых зон по различным уровням комфорта;

• переуплотнение застроенных территорий 1950-х, 19бо-х, 1970- х, 1980-х гг. строительства (пре-

вышение нормативных уровней плотности населения на единице территории) и снижение уровня комфортности городской среды для проживания;

• отсутствие дифференциации нормирования по уровням комфорта и обеспеченности при формировании жилых зон, застраиваемых жилыми зданиями с разным уровнем комфорта.

Основной тенденцией современного периода является уплотнение территорий городов, особенно с ростом этажности жилых домов (до 25 этажей в Екатеринбурге), повышением плотности населения (до 850 чел./га) и жилого фонда (до 13 000 м2/га при 9-этажной застройке), уровня автомобилизации населения и т. п.

В Екатеринбурге в 2008 г. насчитывалось 496 488 индивидуальных автомобилей. Размер автомобильных пробок в утренние часы постоянно растет от 39 км до 69 км на дорогах города Екатеринбурга, в его центральной части, на въездах в город; на всех въездах в города и в некоторых городах областного подчинения, проходит не менее 12 500 автомобилей в час [3].

Резкий рост уровня автомобилизации и отставание в развитии улично-дорожной сети (УДС) привели во многих городах, в первую очередь крупных и крупнейших, к нарушению нормальных условий жизнедеятельности людей. Особенно в условиях уплотнения застройки 1960-1980-х гг., которые рассчитывались на уровень автомобилизации в пределах 25 автомобилей на 1 000 жителей. В современных условиях приходится уже 400 автомобилей на 1 000 человек, что в 16 раз превышает возможности территорий жилой застройки тех периодов проектирования и строительства. Это требует снижения нагрузки на территории жилых зон и приведения к уровню плотности европейских городов [3].

Для значительной части городских поселений характерна низкая эффективность системы городского пассажирского транспорта, которая по скорости, затратам времени, доступности и удобству пользования не отвечает запросам населения.

Условия жизнедеятельности населения сегодня нужно рассматривать с двух основных направлений:

• параметры комфорта жилища;

• параметры комфорта территории. Сегодня нормируемые данные

обобщают равномерность распределения населения по всему жилищному фонду страны, любого населенного

пункта. Для оценки благоприятных условий проживания в конкретных ситуациях этих обобщенных показателей недостаточно.

Положения настоящих региональных нормативов основываются на техническом задании на их разработку, соответствуют законодательству РФ и Свердловской области, современным социально-экономическим возможностям Свердловской области. Предложенные параметры нормирования жилищного обеспечения населения по уровням комфорта включают минимальные расчетные показатели для каждого уровня: плотность территории, плотность населения, этажность зданий, обеспеченность общей площадью, расстояния, доступность и размеры участков на территории жилых зон.

Техническим заданием на разработку нормативов в части обеспечения объектами транспорта были предусмотрены также показатели транспортной и пешеходной доступности до объектов социального назначения. Во всех нормативных документах, включая СНиП 2.07.0189* и имеющиеся нормативы других регионов, эти показатели содержатся в разделе «Учреждения и предприятия обслуживания» или «Социальная инфраструктура», в основном, в виде радиусов обслуживания различных объектов. Фактически это показатели не транспортной инфраструктуры, а планировочной организации территорий и размещения объектов социальной инфраструктуры (учреждений и предприятий обслуживания). В техническом задании есть п. 4.8 «Нормативы обеспечения доступности объектов социального и коммунально-бытового назначения», логичней оставить рассматриваемые показатели в этом разделе, не дублируя их в показателях обеспечения объектами транспорта.

Конкретные значения минимальных расчетных показателей установлены в разработанных нормативах с учетом соответствующих показателей федеральных градостроительных норм по планировке и застройке населенных мест, существующего и прогнозируемого уровней автомобилизации населения городов и других населенных мест Свердловской области.

Существующий жилищный фонд, построенный до 1990 г., составляет в крупнейшем городе 84 %, в городах и сельских поселениях - 100 %.

Таблица 1. Обеспеченность населения жильем по странам мира

Страна Жилищная обеспеченность, м2/чел. Процентное отношение к лидеру, % (Норвегия = 100 %) Год оценки

Норвегия 74,0 100,0 2006

США 65,0 87,8 2006

Дания 50,6 68,4 2003

Швеция 44,4 60,0 2003

Великобритания 44,0 59,5 2001

Швейцария 44,0 59,5 2000

Нидерланды 41,0 55,4 2000

Германия 40,1 54,2 2002

Австрия 38,3 51,8 2003

Франция 37,5 50,7 2002

Финляндия 36,3 49,1 2002

Ирландия 35,0 47,3 2002

Словения 29,5 39,9 2002

Чехия 28,7 38,8 2001

Венгрия 28,0 37,8 2001

Эстония 27,7 37,4 2003

Словакия 26,0 35,1 2001

Латвия 23,9 32,3 2003

Литва 23,0 31,1 2003

Польша 22,2 30,0 2002

Россия 21,1 28,5 2006

Информация получена с сайта: http://www.gks.ru/free_doc/2010/b10_01/1-0.htm

К одним из основных недостатков жилищного строительства дореформенного периода следует отнести:

1) наличие ветхого жилья со степенью амортизации более 65 % (на 01.01.06 составляла 1,42 %) [4].

2) несоответствие структуры жилой застройки по этажности современным потребностям.

При этом застройка повышенной этажности составляет 5 136,6 тыс. м2; застройка средней этажности 2181,8 тыс. м2, малоэтажная индивидуальная застройка - 2301,8 тыс. м2 [4].

Прогноз не учитывает темпы развития последствий от современного кризиса в жилищной сфере, которые отразятся не только на этажности строящегося жилья, но и на типологии жилых домов.

3) несоответствие современным потребностям и европейским стандартам средней обеспеченности жильем как городского, так и сельского жителя области [4].

4) несоответствие статистических данных общей средней обеспеченности фактической обеспеченности жилищем населения на территории

Свердловской области и Екатеринбурга [6].

На каждого жителя нашей страны сегодня приходится по 22 м2 общей площади. Население города Екатеринбурга обеспечено жилищем неравномерно. Если в среднем на каждого жителя Екатеринбурга в 2008 г. приходилось 21,8 м2 общей площади, то более 60 % жителей имеют менее 10 м2 на одного человека.

По данным анализа Госкомстата России, проведенного в 2003 г. на 22 территориях страны, в 69,3 % молодых семей на одного человека при-

Уровни комфорта проживания

Показатели комфорта 1 Минимальный уровень 2 Средний уровень 3 Повышенный уровень 4 Высокий уровень

Обеспеченность общей площадью м2/чел. 18-20 21-29 30-59 60 и более

Обеспеченность жилыми комнатами Количество жилых комнат в квартире меньше числа проживающих на одну комнат п-1 Количество жилых комнат в квартире равно числу проживающих п=0 Количество жилых комнат в квартире превышает на одну комнату число проживающих п+1 Количество жилых комнат в квартире превышает на две и более комнаты число проживающих п+2

Повседневное обслуживание + + + +

Периодическое обслуживание + + +

Эпизодическое обслуживание +

ходится от 5 до 6 м2 [4]. По данным наших исследований, проведенных в Екатеринбурге и городах областного подчинения:

- в 32 % 1-комнатных квартир проживает от 3 до 4 человек.

- в 38 % 2-комнатных квартир проживает от 4 до 5 человек и более.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в 18 % 3-комнатных квартир проживает от 5 до 6 человек и более.

- в 33 % 4-комнатных квартир проживает от 6 до 7 человек и более.

Общий дефицит составляет по 2-, 3- и 4-комнатным квартирам 115 000 квартир, а строится 10 368 квартир в год.

При этом на рынке недвижимости в Екатеринбурге продается в год не менее 21 000 квартир, или 1,36 млн м2 общей площади жилья, что составляет 5,8 % от площади всего жилищного фонда.

Кроме перенаселенных квартир, ежегодно образуется 10 000 молодых, демографически перспективных семей, которые мечтают жить отдельно от родителей и приобрести собственное жилье.

Данной категории населения соответствует 2-3-комнатный тип квартиры. Проведенные исследования выявили уровень потребности каждого типа жилья:

• по обеспеченности общей площадью;

• по обеспеченности комнатами;

• по демографическим параметрам для различных возрастных групп населения;

• по покупательной способности населения;

• по оценке развития рынка недвижимости.

Минимальный показатель 1820 м2/чел. определен по уровню минимального размера средней обеспеченности населения Свердловской области. Минимальный показатель предназначен для социального типа жилища, строящегося за счет средств бюджета. Этот тип жилища должен составлять не менее 10 %.

Для однокомнатных типов квартир 18 м2/чел. должен приниматься как показатель «жилой площади», т. е. площади жилой комнаты.

Показатель 21-29 м2/чел. Относится к массовому типу жилья, которое строится за счет заемных средств граждан. Этот тип жилища должен составлять не менее 60 %.

Показатель 30-59 м2/чел. Относится к типу жилья повышенного комфорта. Этот тип жилища должен составлять не менее 17 %.

Показатель 60 м2/чел. и более. Этот тип жилища должен составлять не менее 3 %.

Показатель 18-20 м2/чел. Относится к специализированным типам жилья. Этот тип жилища должен составлять не менее 10 %.

«Минимальные расчетные показатели плотности населения территорий для жилищного строительства при различных показателях жилой обеспеченности на различных этапах развития этих территорий» рассчитаны на основе анализа фактической плотности проживания населения в жилых зонах Екатеринбурга и других населенных пунктов.

Потребность в 3-комнатных квартирах площадью от 60 м2 в блокированном дом составляет 70 000. Это перенаселенные 2-комнатные квартиры в существующем жилищном фонде. Потребность в 4-комнатных квартирах площадью от 80 м2 составляет 18 000. Это перенаселенные 3-комнатные квартиры. Потребность в 5-комнатных квартирах площадью от 100 м2 составляет 7 000 квартир, это перенаселенные 4-комнатные квартиры.

Потребность в индивидуальном жилье в Екатеринбурге

Для удовлетворения спроса на 3-комнатные квартиры (70 000) необходимы квартиры в городе или квартиры в блокированных типах домов площадью 60-90 м2. Для удовлетворения потребности в 4-комнатных квартирах (18 000) необходимы квартиры в городе или квартиры в блокированном доме площадью 90-150 м2. Можно отметить:

• низкий уровень архитектурнохудожественных и эксплуатационных качеств массовой жилой

Таблица 3. Типы жилых домов по уровням комфорта

№ п/п Тип жилого дома по уровню комфорта Обеспеченть общей площадью квартиры, м2/чел. Обеспеченность жилыми комнатами, шт./чел.

1. Социальный 18-20 Количество жилых комнат в квартире меньше на одну комнату или равно числу проживающих п-1

2. Массовый 21-29 Количество жилых комнат в квартире равно или больше на одну комнату числа проживающих п=0

3. Повышенной комфортности 30-59 Количество жилых комнат в квартире больше на одну, две комнаты числа проживающих п+1

4. Высококомфортный 60 и более Количество жилых комнат в квартире больше на две и более комнаты числа проживающих п+2

5. Специализированный (кроме общежитий, жилых помещений маневренного фонда и для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами) 18-20 Количество жилых комнат в квартире равно числу проживающих п-1

застройки и благоустройства жилой среды;

• неразвитость системы общественного обслуживания населения по месту жительства (спортивные сооружения, детские клубы, объекты торговли и пр.);

• изношенность систем инженерного обеспечения жилищного строительства, высокий уровень энергозатрат на эксплуатацию жилого фонда;

Обеспеченность человека зависит от уровня комфорта.

Расчет структуры жилищного фонда по типам квартир и домов городских и сельских поселений проводится по уровням комфорта проживания на территории и в жилище на основе предпроектных исследований о покупательной способности населения, его демографической структуре и обеспеченности элементами социальной и инженерной инфраструктуры.

Заключение

В качестве основы нормирования в градостроительных нормативах принят принцип различий в уровнях комфорта территорий, жилища и населения. Данный принцип направлен на снижение противоречий между сложившейся структурой городов и принципами агрессивного и концентрационного строительства новых

высотных жилых комплексов, торгово-развлекательных и офисных центров. Принцип направлен на снижение нагрузок на устаревшие инженерные сети и оборудование, которые привели к объективному кризису городов по параметрам пропускной способности улично-дорожной сети, по параметрам обеспеченности местами парковок личного транспорта, по параметрам атмосферного воздуха, по превышению в разы допустимых показателей качества и количества, по катастрофическому росту аварий на инженерных сетях и сооружениях, по росту агрессивности людей, по росту заболеваемости, смертности, преступности и т. д.

Эти принципы направлены на уровень обеспеченности такими параметрами, которые позволят повысить продолжительность жизни граждан нашей страны до 70-80 лет.

Список использованной литературы

1 Лыжин С. М. Интрига жилища. Екатеринбург, 2005.

2 Лыжин С. М. Методология оценки уровней комфорта жилища при формировании структуры жилых образований на демографической основе // Вестник УПИ. 2006. № 9. С. 228-231.

3 Лыжин С. М. Методология оценки градостроительного потенциала жилища крупного города на примере Екатеринбурга // Строительные материалы 21. М., 2007. № 2. С. 61-63.

4 Российский статистический ежегодник. 2005 : стат. сб. / Росстат. М., 2006.

5 Бычкова Е. Коммуналки XXI века // Аргументы и факты. 25-31 октября 2006. № 43.

6 URL: http://mega.km.ru/Health/ епсус1ор.а8р?Тор1сЫишЬег=7058

7 URL: http://www.oknapnz.ru/

sko1ko-che1oveku-пuzhпo-1ichпoy-p1oschadi.html

8 иЫЬ: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/

9 иКЬ: http://demoscope.ru/ week1y/2011/0449/Ьarom01.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.