Научная статья на тему 'Принципы модернизации педагогического образования'

Принципы модернизации педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2050
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилюк А. Я.

В статье раскрывается и обосновывается потенциал Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения для образования, модернизации педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы модернизации педагогического образования»

ПРИНЦИПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ PRINCIPLES OF MODERNIZATION OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION

Данилюк А.Я.

Главный редактор журнала « Педагогика»,

Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО

Danilyuk A.Ya.

Editor-in-chief of "Pedagogics" magazine,

Doctor of science (Education),

corresponding member of Russian Academy of Education

Аннотация. В статье раскрывается и обосновывается потенциал Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения для образования, модернизации педагогического образования.

Annotation. Article reveals and substantiates the potential of Federal state educational standards for the general education, for the second generation of education development, for modernization of pedagogical education.

Ключевые слова. Педагогическое образования, модернизации образования, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения, учитель, педагог.

Keywords. Pedagogical education, education modernisations, Federal state educational standards for the general education of the second generation, teacher, pedagogue

Перспективы развития педагогического образования неоднократно рассматривались Министерством образования Российской Федерации. Так, в декабре 1999 г. на коллегии обсуждалась ситуация в области качества и объемов подготовки педагогических кадров. В 2001 г. была принята «Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 -2010 годы» (приказ №1818 от 24.04.2001). Ровно через два года была принята «Программа модернизации педагогического образования» (приказ 1313, от 01.04.2003). Необходимость дополнить программу развития программой модернизации была обусловлена тем, что в декабре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.» (№ 1756-р от 29.12.2001), с основными положениями которой следовало привести в соответствие ведомственную программу.

Программы 2001 и 2003 гг. имели комплексный характер, охватывали важнейшие направления модернизации системы и содержания педагогического образования, предусматривали координацию процессов развития профессионального и общего образования, педагогического образования в центре и в регионах, консолидацию усилий научно-педагогической общественности на приоритетных направлениях развития образования. Тем не менее, важнейшая задача, на решение которой направлены эти государственные программы - повышение уровня управляемости развития системы педагогического образования и ее перевод в качественно новое состояние - не была решена. Педагогическое образование в первом десятилетии нынешнего века продолжало развиваться в логике 1990-х гг. под определяющим влиянием все тех же объективных факторов: необходимости самосохранения в условиях снижения социально-экономического и культурного статуса педагогической профессии, недостаточном бюджетном финансировании, жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг. Этот сектор государственной системы образования функционировал в режиме выживания, а руководителям педагогических вузов и колледжей нередко приходилось объ-

яснять целесообразность его сохранения, особую социальную и культурную миссию педагогической деятельности.

Основная причина недостаточной эффективности ведомственных программ развития и модернизации педагогического образования заключалась в том, что в них оно рассматривалось как самостоятельный вид профессионального образования в отрыве от тех проблем и возможностей, которые существуют в других сферах образования, прежде всего, в системе общего образования. Состояние педагогического образования, отношение к нему со стороны граждан, общества и государства, его ресурсы (кадры, финансы, влияние на власть), ценности, цели и задачи, которые перед ним ставятся и которые оно готово выполнять, - эти и другие ключевые факторы его развития непосредственно определяются социальным и культурным статусом учительского труда и педагогической деятельности в целом. То, как общество относится к Учителю (к учителю не только школьному, но в широком социокультурном значении этого понятия, т. е. к человеку, который поддерживает другого человека в его развитии, помогает ему состояться) всецело определяет условия и перспективы педагогического образования. Само же общество относится к учителю соответственно той роли, которую он в нем играет, тому реальному вкладу, который он вносит своим трудом и служением в развитие общества и личности, повышение качества жизни в стране. Кто есть учитель, педагог? Что он реально может и делает? Каково значение его труда для других людей? Ответы на эти вопросы находятся, прежде всего, в сфере профессиональной подготовки педагогов. Отношение к учителю зависит от характера его профессиональной деятельности, который формируется в основном в системе педагогического образования.

Реальной, эффективной, социально значимой модернизация педагогического образования может быть при условии, что она нацелена на качественное развитие содержания педагогической деятельности в соответствии с социокультурными потребностями развития человека и цивилизационными задачами, которые стоят перед обществом и страной в целом. Три компонента: «Подготовка Учителя - деятельность Учителя - отношение общества к педагогической деятельности и образованию в целом», замыкаются друг на друге и поддерживают взаимное развитие. Отношение к педагогу определяется его вкладами в развитие человека и социума, а характер его профессиональной деятельности непосредственно зависит от его профессиональной подготовки. Состояние же самой системы подготовки учителя, мера возможностей ее развития таковы, каково отношение к учителю со стороны общества и государства. Таким образом, не имеет реального смысла искать причины проблем современного педагогического образования в недостаточном бюджетном финансировании, низкой заработной плате педагога, жалком образе учителя, формируемом СМИ в последние годы, и других внешних факторах. Основная проблема педагогического образования в нем самом, в том, к выполнению каких социальных ролей оно готовит современного учителя.

Министерские программы 2001 и 2003 гг. не учитывали этот фактор. Они содержали подробные перечни направлений развития системы педагогического образования, но оставляли в стороне рассмотрение главных вопросов: Как повысить социокультурный статус педагога? Какие задачи педагог должен решать в обществе в условиях его модернизации? Кто такой новый учитель? Справедливости ради следует сказать, что в те годы ни министерство, ни сама педагогическая общественность еще не могли определить консолидированную позицию по этим вопросам.

Система общественных ожиданий, задачи и возможности образовательных систем определяются государственными образовательными стандартами. ГОСТы общего образования первого поколения фиксировали обязательный минимум содержания по отдельным предметам. В этом они сохраняли преемственность к советским традициям управления и формирования государственного заказа к образованию, в основе которых лежал фиксированный учебный план и обязательные учебные программы. Соответственно стандартам общего образования выстраивалась и система педагогического образования именно как система подготовки учителя-предметника, знающего свой предмет и способного передать это знание другим.

Социальный статус школьного учителя-предметника никогда не был высок. Такой педагог является носителем стабильного, неизменного в течение лет и десятилетий знания, ограниченного рамками одной предметной области. То, что знает и умеет школьный учитель, знает и умеет его ученик, если, разумеется, он учится у хорошего педагога. Социальный статус последнего (мера его

возможностей в системе социальных отношений) приравнивается к социальному статусу ребенка и его родителей, которые могут сами обучать своих детей. Реальный социальный статус учителя-предметника значительно снизился в последние десятилетия, в эпоху информационной, научнотехнологической революции, стремительного и успешного развития общества, основанного на экономике знаний. Знания утратили самоценность и превратились в непрерывно обновляемые средства создания все новых и новых технологий. В этих социально-экономических условиях система педагогического образования продолжает готовить учителя-предметника, носителя классического знания, которое передавалось детям в школе и в прошлом, и в позапрошлом веке. Безусловно, знание закона Архимеда, правил русского языка и поэзии А. С. Пушкина необходимо детям. Но если учитель способен только передавать закрепленные в традиции объемы знаний, то, во-первых, его социальный статус не превысит статус любого другого человека - носителя такой же информации, в первую очередь, его ученика, во-вторых, его профессиональная деятельность превращается в информационную технологию и заменяется ею - современные педагогизированные информационно-компьютерные технологии позволяют человеку легко усваивать большие объемы необходимой информации без посредников.

Стандарты общего образования первого поколения были основной причиной того, что в системе педагогического образования растворялось профессиональное воспитание, нарастало отчуждение между педагогом и будущим педагогом, их безразличие друг к другу, снижались качество подготовки учителя и престиж педагогической работы, была поставлена под сомнение целесообразность самого педагогического образования. Последнее небезосновательно: если смысл педагогической подготовки - в приобретении будущим учителем необходимой суммы научных знаний и методов их передачи, то классические университеты решают эту задачу не хуже педагогических.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения способны открыть новую главу в истории отечественного педагогического образования. Впервые государство формулирует понятную и принимаемую (стандарт - общественный договор) педагогами, родителями, иными субъектами образования и общественной жизни систему требований к образованию, к деятельности учителя, к выпускнику школы. В определении миссии общего образования, в портрете выпускника, в системе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам, в требованиях к структуре программ, прежде всего, программе духовнонравственного развития и воспитания обучающихся четко виден новый образ человека и гражданина, который должен быть образован, воспитан, развит и социализирован совместными усилиями школы, семьи и общества. Новый стандарт человекосообразен. В нем нет минимума учебного содержания. В нем раскрыты те качества личности, которые важны для общества и находятся в сфере педагогической ответственности.

Социально-значимые качества личности невозможно передать как информацию. Они взращиваются в человеке другой личностью, обладающей такими качествами. Воспитать человека, гражданина и патриота, нравственную личность, будущего ответственного семьянина и профессионала, создать основу для успешной социализации в высокотехнологичном, стремительно меняющемся мире способен только учитель, обладающий этими качествами и, более того, постоянно приобретающий новые полезные личностные свойства.

Стандарты второго поколения меняют философию педагогического образования. Его целью становится создание условий для продуктивного и достаточно быстрого развития личности будущего учителя, обладающего социально ценными качествами и способного на профессиональном уровне воспитать эти качества (а также те, которые потребуются в будущем) у представителей новых поколений. Учитель становится образцом человечности, как он возможен при настоящих общественных условиях. Учитель не тот, кто уже достиг вершин человеческой жизни, а тот, кто знает, понимает, стремится и поднимается к ним, беря с собой своих учеников и вместе с ними преодолевая все трудности личностного роста и социального развития.

Новые образовательные стандарты - концентрированное выражение государственной образовательной политики, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью общей политики государства, направленной на социокультурную и экономическую модернизацию страны, в центре которой - человек. Личностные качества, социальные и профессиональные способности человека, среди которых - ответственность, нравственность, компетентность, трудолюбие, гражданствен-

ность - это важнейшие условия сохранения общественной стабильности и, вместе с тем, инновационного развития России. Такие качества личности формируются с детства родителями и учителями и только тогда, когда родители и учителя сами являются их носителями.

Сегодня вопрос о новом учителе уже не является сугубо педагогическим, он приобретает общеполитическое значение, становится решающим условием социокультурной модернизации нашей страны. Соответственно и развитие системы педагогического образования уже не может направляться общими рекомендациями, происходить стихийно, под влиянием постоянно меняющихся рыночных условий. Качественный переход в профессиональной подготовке педагога от учителя-предметника, носителя фиксированного объема знаний (большая часть которых морально устаревает еще до обучения будущего педагога) к учителю, обладающему социально-значимыми качествами, а также способного воспитывать их у других, требует пересмотра ценностно-целевых установок, структуры, содержания и технологий подготовки педагога.

Нормативной основой такого перехода являются ФГОС профессионального образования третьего поколения, разработанные на основе компетентностного подхода. Компетенции - это социально-значимые способности человека - общекультурные, профессиональные, коммуникативные, межличностные, когнитивные и др. Формирование и развитие таких способностей (одна из которых - компетентность в определенной научной, предметной области), становление Учителя как профессионального носителя социально-значимых способностей3 - важнейшая задача современного педагогического образования, определяемая логикой компетентностного подхода.

Рассмотрим последовательно принципы модернизация современного отечественного педагогического образования, иначе определяемые как условия перехода от системы массовой подготовки учителя-предметника к системе индивидуального профессионального взращивания педагога - носителя социально-значимых качеств.

1. Существенное повышение социального и материального статуса педагога.

В отечественных культурных, социальных, религиозных традициях сохраняется неизменно уважительное отношение к учителю. Его статус начал меняться в 1990-е гг. По причине чрезмерного распространения принципов рыночной экономики на образование и культуру учитель впервые в нашей истории начал рассматриваться как наемный работник, оказывающий платные образовательные услуги. Его труд приобрел рыночную стоимость. У учителя-предметника она крайне низка.

Пренебрежительное отношение к учителю - это болезнь нации. Отношение к Учителю выражает ценность образования и культуры для общества, его способность непрерывно учится и развиваться. Уважительное отношение к учителю свойственно молодым, устремленным в будущее нациям. Пренебрежительное отношение к учителю свидетельствует об упадке сил народа, невы-раженности его желания жить, неверии в собственное будущее.

В условиях современной рыночной экономики учитель-предметник объективно получает то, что заслуживает по меркам этой экономики. Поэтому изменить эту ситуацию не могут ни бизнес, ни государство, находящееся под его сильным влиянием, ни слова о том, как важен педагогический труд. Ключ к решению этой проблемы находится в руках самого педагогического сообщества. Изменив систему подготовки педагога и, соответственно ей, характер его профессиональной деятельности, мы сможем существенно поднять его социальный статус.

2. Педагогизация педагогического образования

Парадоксальность этого принципа вызвана ситуаций 1990-х гг., когда педагогические вузы и колледжи наравне с другими учебными заведениями оказались в условиях стихийно формируемого рынка - выжить, сохранить себя стало их главной задачей. Педагогические вузы стали открывать непрофильные специальности, готовить юристов, экономистов, менеджеров, всех, чья подготовка привлекала внебюджетные средства. Ряд вузов, став педагогическими университетами, создал внутри себя институты педагогики и психологии. Таким образом, пространство педагогиче-

3 Термином «профессиональный носитель способностей» мы обозначаем личность, не только обладающую определенными способностями, качествами, но и профессионально подготовленную для передачи их другим людям.

ского образования сжалось до одной структурной единицы университета, а остальные его учреждения формально освободились от задач подготовки педагогов.

Непрофильность педагогического образования - более чем способ приспособиться к рынку. В ней выражена идеология его развития в последние два десятилетия - получение прибыли. Министерские программы 2001 и 2003 гг. не могли оказать влияние на педагогическое образование, потому что не учитывали объективные экономические условия его развития и порождаемое этими условиями корпоративное сознание. Непрофильность - вынужденная мера и единственная возможность встроиться в рынок, в ситуации, когда идет массовая подготовка учителя-предметника, социальный статус которого невысок.

Отказ от непрофильности означает, прежде всего, отказ от нецивилизованной рыночной идеологии, от образовательной всеядности и готовность делать только то, что можно делать лучше других, получая, таким способом, несомненные конкурентные преимущества. Отказ от непро-фильности есть и следствие, и условие переориентации педагогического образования на подготовку учителя - носителя социально значимых качеств, востребованность которого не только в образовании, но и в других областях экономики велика и будет, несомненно, расти.

Педагогизация педагогического образования не ограничивается только педагогическими учебными заведениями. По данным Минобрнауки РФ в 2003 г. подготовку педагогических кадров осуществляли свыше 160 вузов, из них педагогические вузы составляли только половину. В настоящее время число таких вузов значительно увеличилось. Само по себе педагогическое образование становится привлекательным сектором рынка образовательных услуг, отношение к нему заметно меняется. В этих условиях существенное повышение государственных требований к подготовке педагога должно распространяться и на непедагогические вузы. В педагогическом вузе невозможно подготовить хорошего экономиста, а в техническом - профессионального педагога. Впрочем, система педагогического образования должна быть открыта для всех образовательных учреждений, способных выполнить главное условие - обеспечить достаточные условия для воспитания педагога как носителя социально и профессионально значимых качеств.

3. Педагогизация профессионального образования

Педагогическая культура профессорско-преподавательского состава непедагогических учебных заведений требует постоянного повышения. Сегодня преподавателю уже недостаточно знать свою науку и любить ее. При невероятных объемах информации и непрерывно обновляющейся системе научных знаний решающее знание имеет не объем знаний, переданный от преподавателя к студенту, а формирование профессиональных компетенций у будущего специалиста, его личностное становление в профессии, развитие у него профессионально-значимых способностей. Без педагогики, ориентированной на разные виды профессиональной деятельности, здесь не обойтись.

Необходимо ввести в Закон «Об образовании» норму, устанавливающую, что все преподаватели учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования должны иметь педагогическую квалификацию и периодически ее повышать в педагогических вузах.

Принцип педагогизации профессионального образования значительно расширяет возможности педагогических вузов и предъявляет к ним повышенные требования. Они должны обеспечивать педагогическими кадрами всю систему профессионального образования. Но это потребует существенной модернизации структуры и содержания педагогического образования, создания новых педагогических и методических направлений по видам профессиональной деятельности.

4. Оптимизация региональных систем педагогического образования

Существующая система педагогического образования организована таким образом, что сколько бы бюджетных средств в нее не вкладывали, все будет мало. Например, в Ростовской области функционирует 2 государственных педагогических института (в Ростове-на-Дону и Таганроге), 1 областной ИПКиПРО и 8 областных педагогических колледжей (г. Ростов-на-Дону, Каменск-Шахтинский, Вешенки, Шахты, Константиновск, Зеленоград, Волгодонск, Азов). Вузы финансируются из федерального, остальные образовательные учреждения - из областного бюджета. Бюджетные средства делятся между 11 учреждениями, во многом дублирующими друг друга. В других регионах ситуация складывается подобным образом.

Потребности субъекта федерации в подготовке и переподготовке педагогических кадров может обеспечивать один региональный педагогический институт, круг задач которого должен быть существенно расширен. Его бюджетное финансирование должно быть консолидированным (не ниже существующего) и складываться из федеральных и региональных поступлений.

Региональный педагогический институт может создаваться на базе существующего в регионе педагогического университета (института) или в составе расположенного в регионе государственного (федерального) университета путем присоединения к педагогическому институту других образовательных учреждений педагогической профиля, действующих на территории региона. При этом сеть педагогических образовательных учреждений не ликвидируется, а интегрируется и оптимизируется: ИПК работников образования в составе регионального института сохраняет свои функции, колледжи начинают готовить бакалавров педагогики.

Для сохранения целостности федерального пространства педагогического образования и управления его развитием целесообразно создание в Москве Федерального педагогического университета.

5. Восстановление государственного (муниципального) заказа на подготовку педагогических кадров

Регионализация педагогического образования при укреплении целостности федерального образовательного пространства должна обеспечивать адресное, качественное и своевременное удовлетворение региона в педагогических кадрах с учетом его социальных, экономических, культурных и иных условий. Над решением этой задачи педагогический институт должен работать в тесном контакте с региональными органами управления образованием. Совместными усилиями они организуют систему профессионально-педагогической ориентации школьников и систему профессионально-педагогического отбора, разрабатывают и осуществляют комплексные мероприятия по повышению общественного статуса учителя, уровня его социальной защиты, престижности педагогического труда среди молодежи, разъяснению значения учительского служения.

Основным заказчиком педагогического института выступает региональное министерство образования. Оно создает систему прогнозирования потребностей в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового состава и перспектив развития системы образования и социальноэкономического развития региона в целом. В соответствии с заказами региональных министерств педагогический институт проводит целевой набор студентов. Так называемые целевики обучаются на бюджетной основе по контракту, который заключается между ними, региональным министерством и педагогическим институтом. Контракт предусматривает полное бюджетное обеспечение студента во время обучения и его последующее распределение на работу в одно из образовательных учреждений региона с обязательной отработкой установленного срока4.

Для поддержания вертикальной мобильности обучающихся часть будущих педагогов для регионов, из числа наиболее способных, может готовить Федеральный педагогический университет.

6. Дифференциация и интеграция научно-предметной и педагогической подготовки педагогов

Государственную систему подготовки педагогических кадров уже невозможно рассматривать как состоящую только из педагогических вузов и колледжей. Образование в течение всей жизни, полисубъектность современного обучения и воспитания, выход образовательного процесса за пределы образовательных учреждений, подготовка педагогов в непедагогических вузах и, напротив, непрофильность самого педагогического образования - эти и другие факторы свидетельствуют о том, что в современных условиях педагог формируется в открытых профессиональных системах,

4 В регионах России накоплен определенный опыт подготовки специалистов для системы образования на контрактной основе. Так в 2005 г. было принято Постановление Правительства Белгородской области от 29 июля 2005 г. N 163-пп "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области". Согласно ему заключается договор между студентом, школой и управлением образования и науки Белгородской области при целевом наборе в университет, предусматривается трудоустройство выпускника в этой же школе, прохождение педагогических практик, подготовку на материале школы курсовых и дипломных работ.

определенным образом интегрированных между собой. Такая интеграция может иметь стихийный, неуправляемый характер, что мы и наблюдаем последние двадцать лет, и прямым следствием которой является дублирование систем подготовки педагогов, снижающее эффективность каждой из них.

Управляемая интеграция систем профессионального образования предусматривает дифференциацию образовательных функций между педагогическими институтами и другими вузами. Это возможно в условиях двухуровневой системы высшего профессионального образования.

В региональных педагогических институтах (федеральном университете) сохраняются традиционные педагогические специальности (бакалавриат и магистратура), не представленные в других государственных вузах, расположенных на территории региона или на ближайших к нему территориях: дефектология, логопедия, дополнительное образование, дошкольное образование и др. Для других специальностей в педагогическом институте (федеральном университете) сохраняется только педагогическая магистратура. Будущие учителя физики, математики, литературы, географии, истории, биологии и других наук проходят полный курс обучения по программе бакалавриата в классических университетах или других профильных вузах. С дипломом бакалавра они могут поступать в магистратуру педагогического института без экзаменов, выдержав профессиональный отбор, на бюджетной (заключив договор с региональным министерством образования) или на коммерческой основе. Двухгодичная образовательная программа педагогической магистратуры включает системную методическую подготовку, фундаментальное педагогическое и психологическое образование, научно-исследовательскую деятельность в образовании, непрерывную педагогическую (как правило, по месту будущей работы выпускника), социально-педагогическую практику и другие современные формы и технологии, обеспечивающие развитие социально и профессионально-значимых качеств будущего педагога.

Двухуровневая система педагогического образования, дифференциация и интеграция предметной и педагогической подготовки обеспечат повышение уровня и качества педагогического образования, осознанный выбор обучающимися педагогической профессии, организацию целостного и интенсивного пространства профессионально-педагогического развития.

7. Индивидуализация профессиональной подготовки педагогов

Поточная и массовая система теряет смысл в условиях компетентностной модели образования и системы подготовки учителя как профессионального носителя социально-значимых качеств. Чтобы воспитать гражданина - нравственного, ответственного, успешного человека, учитель сам должен обладать культурой гражданского поведения, быть нравственным, ответственным, успешным в плане своей личностной социализации человеком. Золотое правило педагогической деятельности: «Будь таким, каким ты хочешь воспитать своего ученика» справедливо и для родителя, и для школьного учителя, и для преподавателя вуза, для всех, кто профессионально работает с людьми.

В существующей системе будущий педагог готовится к профессиональной деятельности, не предусматривающей у него наличия и развития особых личностных свойств. Новая система педагогического образования неотчуждаема от личности учителя, его интеллектуальных, эмоциональных, социальных и иных человеческих качеств как основы его профессиональных способностей. Воспитание таких качеств у будущего учителя составляет приоритетную задачу педагогического образования.

Формирование и развитие профессионально значимых качеств личности студентов и слушателей курсов повышения квалификации предусматривает осуществление индивидуальных образовательных программ обучающихся, широкое применение в образовательном процессе проектных, развивающих, информационных технологий, форм и методов, полноценное интеллектуальное, эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие обучающихся, формирование у них качеств, необходимых для успешной социализации, развития коммуникативной культуры, ораторских способностей, умений работать в команде, создавать ее и управлять ею для достижения общих целей, формирование культуры здорового образа жизни и других важных свойств современной личности, обеспечивающих возможности практического решения на научной основе всего спектра задач современной педагогической деятельности.

Особо следует подчеркнуть важность воспитания будущих педагогов. Воспитатель, не будучи сам воспитан, не имея пережитого им самим осмысленного опыта духовно-нравственного развития, не способен к воспитанию других.

8. Расширение педагогического сектора рынка образовательных услуг.

Государственный (муниципальный) заказ на подготовку педагогов для образовательных учреждений региона и бюджетное финансирование программ их подготовки по повышенным нормативам (за счет оптимизации педагогических образовательных учреждений в регионе) должны совмещаться в работе педагогических институтов (федерального университета) с активной политикой продвижения на рынке своих образовательных услуг.

Рынок - динамичное образование, быстро реагирующее на полезные для общества инновации. Рынок формируется производителями. И это самая продуктивная стратегия доминирования на нем.

В течение двух десятилетий педагогические учебные заведения приобретали первоначальный опыт работы в условиях нестабильного, формируемого заново отечественного рынка образовательных услуг. Тактика их поведения была предельно проста - вступить в конкуренцию с другими образовательными учреждениями и отвоевать как можно больше пространства на рынке. Такое поведение было единственно возможным в условиях прошлых лет, оно привело к открытию большого числа непрофильных специальностей в педагогических образовательных учреждениях

и, напротив, к массовой подготовке по педагогическим специальностям в непедагогических вузах и колледжах.

Современная эффективная стратегия деятельности на рынке образовательных услуг предусматривает целенаправленное формирование и развитие его собственно педагогического сектора. Основой для такой стратегии является новая система подготовки педагога как профессионального носителя социально-значимых качеств. Выпускник педагогического института (федерального университета) становится специалистом по поддержке развития личности в самых разных социальных группах и организациях, начиная с семьи и дошкольных учреждений и заканчивая промышленными корпорациями и государственным аппаратом.

Главным ресурсом современной экономики и общества в целом являются уже не финансы, сырье и технологические мощности, а человеческий капитал, включающий образованность, креативность, инновационность, компетентность, ответственность, трудолюбие и другие общественно полезные и инновационно-значимые качества человека. В условиях человекоцентрированной экономики знаний рост прибыли предприятия прямо пропорционален приращению человеческого капитала. Соответственно, специалисты, готовые обеспечивать такое приращение не только в образовательных учреждениях, но и в иных организациях и предприятиях, становятся востребованными.

Образование, организуемое по модели подготовки педагога - профессионального носителя социально полезных качеств, обладает универсальными конкурентными преимуществами. Важнейшее из них - способность формировать сам рынок. Последний есть выраженное в продуктах труда, услугах и отношениях богатство человеческих потребностей - реальных и возможных. Тот, кто профессионально поддерживает развитие в человеке его лучших качеств, развивает и рынок соответственно этим качествам.

Новая система педагогической подготовки обладает значительно большими возможностями привлечения средств, в сравнении с существующей.

Основные возможности привлечения бюджетных средств:

• Целевая подготовка педагогов для учреждений дошкольного, общего, дополнительного, специального, начального и среднеспециального профессионального образования, расположенных в регионе;

• Переподготовка и повышение квалификации педагогов для этих образовательных учреждений.

Основные возможности привлечения внебюджетных средств:

• Подготовка педагогов (в педагогической магистратуре) для вузов;

• Повышение квалификации вузовских педагогов (вузы готовят свои педагогические кадры за счет собственных средств и самостоятельно выбирают для этих целей региональный педагогический институт или федеральный педагогический университет);

• Разработка и реализация образовательных программ подготовки специалистов по работе с персоналом, общественностью, развитию человеческого капитала в различных организациях;

• Дополнительный коммерческий набор на все специальности при условии обеспечения высокого качества индивидуальной педагогической подготовки обучающихся.

Модернизация современного педагогического образования - важнейшее условие его дальнейшего существования и успешного развития на рынке образовательных услуг, причем, не только отечественном. Человеческие социально-значимые способности универсальны и необходимы в любом обществе. Поэтому услуги новой системы подготовки педагогических кадров могут быть востребованными и на мировом рынке.

Среди всех вышеприведенных принципов модернизации выделим главное - понимание, что эффективное развитие системы педагогического образования возможно только внутри ее самой, интеллектом и волей самого педагогического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.