Научная статья на тему 'Разработка формы и содержания профессионально-педагогической подготовки учителя в условиях институтов народного образования в Украине в 1920-х гг'

Разработка формы и содержания профессионально-педагогической подготовки учителя в условиях институтов народного образования в Украине в 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PREPARATION / ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTE OF PEOPLE'S EDUCATION / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ / ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (ФАКСОЦВОС) / DEPARTMENT OF SOCIAL DEVELOPMENT / ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФАКПРОФОБР) / DEPARTMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGY-CENTERED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мисечко Ольга Евгеньевна

В статье анализируется опыт педагогизации профессиональной подготовки учителя в условиях построения в Украине в 1920-х гг., ориентированной на социальное воспитание ребенка системы народного образования. Объектом исследования являются педагогические учреждения нового типа Институты народного образования (ИНО), призванные осуществить переход от академической к прагматической модели профессионально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT FORM AND CONTENT OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PREPARATION OF TEACHERS IN UKRAINE IN 1920s WITHIN THE FRAME OF INSTITUTES OF PEOPLE''S EDUCATION

The article is devoted to the analysis of the historic experience of professional preparation of teachers under conditions of building in Ukraine in 1920s system of public education oriented on social development of a child. The object of the study is a higher educational institution of a new type Institutes of people’s education meant to cover the gap between an academic and a pragmatic model of professional-pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Разработка формы и содержания профессионально-педагогической подготовки учителя в условиях институтов народного образования в Украине в 1920-х гг»

о. Е. Мисечко

Разработка формы и содержания профессионально-педагогической подготовки Учителя в условиях институтов народного образования в Украине

В 1920-х гг.

УДК 378.1 (477) (091) "1920" ББК 74.03 (3)

В статье анализируется опыт педагогизации профессиональной подготовки учителя в условиях построения в Украине в 1920-х гг., ориентированной на социальное воспитание ребенка системы народного образования. Объектом исследования являются педагогические учреждения нового типа — Институты народного образования (ИНО), призванные осуществить переход от академической к прагматической модели профессионально-педагогического образования.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка; Институт народного образования; педагогизация; факультет социального воспитания (факсоцвос), факультет профессионального образования (факпрофобр).

O. Ye. Misechko

Working out form and content of the

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PREPARATION OF TEACHERS IN UKRAINE IN 1920s WITHIN THE FRAME OF INSTITUTES OF PEOPLE'S EDUCATION

The article is devoted to the analysis of the historic experience of professional preparation of teachers under conditions of building in Ukraine in 1920s system of public education oriented on social development of a child. The object of the study is a higher educational institution of a new type — Institutes of people's education meant to cover the gap between an academic and a pragmatic model of professional-pedagogical education.

Key words: professional-pedagogical preparation; Institute of people's education; pedagogy-centered education; department of social development; department of professional education.

Способность действующих сегодня в Украине высших учебных заведений, в стенах которых осуществляется подготовка будущих учителей, удовлетворить потребности реальной профессионально-педагогической деятельности принадлежит к перманентным объектам научных дискуссий. Реструктуризация педагогических университетов в классические, происходящая в последнее десятилетие, приводит фактически к «вымыванию» из объема подготовки будущих учителей педагогического содержания как количественно, так и по составу учебных курсов. Эта ситуация не может не тревожить. По сути, наблюдается явление, обратное начатому около сотни лет назад движению от академического к более практико-ори-ентированному университетскому педагогическому образованию. В таких обстоятельствах особенно актуальной становится историческая ретроспектива в искомом направлении.

В данной статье мы анализируем известный в истории развития высшей педагогической школы в Украине в 20-е гг. прошлого века опыт педаго-гизации профессионального образования учителя. Идея профессиональной подготовки учителя, обращенной лицом к практике социального воспитания детей, реализованная в форме педагогических учреждений нового типа — Институтов народного образования (ИНО), достойна особого внимания с точки зрения избранного и воплощенного этими учреждениями нового видения педагогического образования.

Начатый в Украине в 1920 году этап образовательных трансформаций проходил в русле образовательной

концепции социального воспитания ребенка, отличной от принятых в других советских республиках. В этой концепции особенное место отводилось ИНО, которые должны были объединить теоретическую и практическую подготовку будущих педагогических работников и максимально приблизить ее к реальным условиям работы с детьми.

Официальная позиция руководства образованием в Украине в начале 1920-х годов касательно подготовки учителей отчетливо отражена в докладной записке заместителя председателя Укрглавпрофобра Я. Ряппо в Совет Народных Комиссаров, в которой он аргументировал необходимость реформы профессионального педагогического образования тем, что «ни за рубежом, ни в дореволюционной России не существовало последовательной системы Педагогического Образования. Университеты фабриковали молодых людей из историко-филологических, физико-математических и естественно-исторических дисциплин, но без всякой педагогической подготовки, а Педагогические Учительские Институты и курсы готовили педагогов, но без достаточных знаний» [1. Л. 69]. Поэтому ИНО задумывались не просто как педагогические, а как профессионально-педагогические учебные заведения нового типа, в которых, в отличие от дореволюционных университетов, делался бы акцент именно на практической подготовке будущих учителей к реальной педагогической деятельности и где, сравнительно с бывшими учительскими институтами, педагогическая подготовка дополнялась бы более основательными научны-

ми знаниями. Кроме того, особенную актуальность в послереволюционных условиях классовой борьбы приобретало задание преодоления разделения учителей на, по высказыванию Я. Ряппо, «черную и белую кость»: первых, которые готовились в дореволюционный период для народных начальных и городских школ, вторых — для привилегированных городских средних учебных заведений [1. Л. 69].

Построение новой профессионально-педагогической высшей школы усложнялось целым рядом обстоятельств, в частности, тем что:

1) институционное наследие прошлого было малоприспособленным к подготовке педагога вообще и работника советской школы в особенности; бывшие университеты выпускали «педагогов без педагогики», потому что вообще на ставили собе никаких педагогических задач, а студенты, которые поступали туда ради изучения «чистой науки», о таких задачах не думали;

2) ни профессура, ни науки, которые излагались в высшей школе, не ориентировались на подготовку педагога и не вкладывали в науку соответствующей практической направленности;

3) люди науки (преподаватели высшей школы) в подавляющем большинстве не были педагогами, а учителя в своем большинстве не были людьми науки;

4) сами профессиональные задачи педагога, достаточно сложные и многогранные, оставались неопределенными и спорными, так же как не было найдено еще четкой организационной формы школьного образования;

5) перед советской системой педагогического образования возникла сложнейшеая задача подготовки совершенно новой категории педагога — учителя для профшкол и школ фабрично-заводского ученичества (фабр-завуча - ФЗУ) [2; 5. Л. 216; 8. С. 99].

В соответствии со сделанным выводом все содержание и процесс подготовки работников образовательной отрасли в ИНО следовало «педа-гогизировать», соединить «научную атмосферу» бывших университетов с «педагогической обстановкой» бывших учительских институтов [8. С. 100].

Организация ИНО в Украине проводилась в несколько этапов. На первом переходном этапе (19211923 гг.) главные усилия сосредотачивались на реорганизационных мероприятиях, призванных полностью устранить устаревший институционный и методологический фундамент и сломать не соответствовавшие времени представления о содержании профессионально-педагогической подготовки. Поэтому, в первую очередь, были расформированы университеты, учительские институты и семинарии, а на основе их материальных ресурсов и профессорско-студенческого состава открывались ИНО.

Структура этих заведений, хотя и не унифицированная на первых порах, коренным образом отличалась от своих предшественников. Их соответствие потребностям новой школы, сформулированным в «Декларации о социальном воспитании детей», принятой в Украине в июле 1920 г., выразилось в создании абсолютно

иных факультетов (школьного, дошкольного, внешкольного образования и трудовых процессов), на смену которым вскоре пришли факультеты подготовки работников социального воспитания (Факсоцвос) и педагогов для профессиональных учебных заведений (Факпрофобр). Кроме того, планировалось создать факультет подготовки работников политического образования (Факполитпросвет).

Факсоцвос создавался с абсолютно новой для отечественной педагогической высшей школы целью подготовки педагога-организатора детской жизни и деятельности детского коллектива (в детском садике, детском доме, школе, клубе и т. п.) и был рассчитан на выпуск именно специалиста-педагога, а не специалиста-предметника (математика, физика, историка и др.). Факпрофобры были предназнчены для подготовки преподавателей-предметникив для индустриально-технических и сельскохозяйственных профшкол, ФЗУ и техникумов. Факультеты социального воспитания были открыты во всех 13 возникших в Украине к 1 апреля 1921 г. ИНО, а факультеты профессионального образования — лишь в 4 из них: Харьковском, Киевском, Одесском, Екатеринославском [5. Л. 17—19].

Факпрофобры на момент организации ИНО оказывались в более выгодном материально и кадрово положении, поскольку именно им досталось наследство физико-математических и историко-филологических факультетов бывших университетов: академические кадры, студенты, помещения, кабинеты и лаборатории, музеи, библиотеки. Факсоцвосы же

создавались на «целине», в условиях отсутствия специально подготовленных к профессорскому званию в области социального воспитания кадров, благодаря усилиям педагогов-практиков, имеющих «высокий качественно, а для многих — и количественно — стаж по работе с детьми», обладающих теоретическими знаниями о педологическом движении в Америке и Европе и пополняющих свои профессиональные знания и умения через систему краткосрочных и долгосрочных курсов по подготовке работников соцвоса [6].

Среди методологических принципов деятельности ИНО главными становились отказ от «пассивного академизма» и «ученой схоластики» прежних университетов в интересах «исследовательской активности»; сочетание достаточных предметно-научных знаний с теоретической и практической педагогической подготовкой; подчинение профессионально-педагогического образования интересам производственных сил, экономики и политики советского государства; возведение квалификации учителя, в какой бы образовательной области он ни работал, до уровня высшего педагогического образования. Кроме того, ИНО подчинялись всем требованиям, предъявляемым к просветительной работе в условиях советского строительства: ликвидации автономии высшей школы; замены педагогических советов единолично ответственными заведующими, работающими под наблюдением политкомисса-ров; «советизации» высшей школы (ее подчинение потребностям строительства социалистического государства, разития пролетарского народного хозяйства и

культуры); «пролетаризации» студенческого состава (введение разверстки при поступлении в высшую школу, при которой двери в высшие учебные заведения открывались преимущественно для представителей рабочего класса и коммунистов, а индивидуальный прием не осуществлялся); для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в высшую школу и ее дальнейшего «орабочения» организовывалась система рабочих факультетов — рабфаков.

В содержании учебных планов ИНО с 3-х летним курсом обучения на первом этапе их организации, начался переход от научно-центричной подготовки к профессионально направленной. Эти планы носили временный характер и потому в разных ИНО отличались один от другого. Например, в Харьковском ИНО все учебные предметы были разделены на 3 группы: 1) общеобразовательные и общественно-политические, обязательные к изучению на всех факультетах в течение 1-го года обучения; 2) общие для всех факультетов предметы педагогического цикла; 3) специальные для каждого факультета предметы. Впервые в содержание профессиональной подготовки учителя вошла методика преподавания и педагогическая практика. Методики преподавания разных предметов были объединены кафедрой педагогики. В качестве основных методов преподавания использовались лекции, групповые работы, семинары, педагогическая практика. Преимущество отдавалось практическим методам.

Обращает на себя внимание ярко выраженная особенность общей педагогической подготовки на этом

этапе развития ИНО, отличающаяся от предыдущей и современной: она строилась в направлении от эмпирических наблюдений к созданию теоретической основы для их обобщения. Например, на 1-м курсе студенты посредством экскурсий знакомились с работой профшкол и техникумов. На

2-м курсе проводилось практическое изучение накопленного при наблюдении материала; параллельно вводились дисциплины, которые позволяли анализировать практические вопросы с точки зрения физиологии и психологии переходного возраста, школьной гигиены и санитарии, а также происходило знакомство с новейшими педагогическими теориями. Главные теоретические педагогические курсы, которые должны были составить фундамент профессиональной деятельности будущего учителя, изучались на

3-м курсе. Как утверждалось в объяснительной записке к учебному плану факпрофоса, «такое построение, где практика, некоторый опыт и наблюдение предшествует теории, необходимо считать обязательным, так как этот подход гарантирует практическую, тесно связанную с реальной жизнью постановку вопроса» [5. Л. 127].

Двухлетний опыт первого этапа деятельности ИНО обнаружил целый ряд недостатков, которые сдерживали процесс педагогизации профессионального образования учителей. В изложении Я. Ряппо они, в частности, заключались в таких моментах [8. С. 99]:

а) прежний состав профессуры все еще не приспособился к задаче подготовки педагогов;

б) большая часть студентов не была ориентирована на последующую педагогическую деятельность, и, воспринимая ИНО как средство общеобразовательной подготовки, они поступали в другие высшие школы, чтобы получить специальное профессиональное образование;

в) в учебной программе ИНО присутствовали дисциплин, которые не имели прямого отношения к подготовке педагогов;

г) обнаружилась громоздкость и неповоротливость этих учебных заведений как в учебно-методическом плане, так и в плане личного состава и накладных расходов.

Поэтому на следующем этапе развития ИНО, начавшемся после 11 Всеукраинской педконференция (июль в 1923 г.), укрепление курса на педагогизацию профессиональной подготовки педагогов и определение особенностей этого процесса стало ключевым вопросом. Курс на педаго-гизацию был поддержан единогласно, хотя понятие «педагогизация» не имело среди участников конференции единого трактования [3]. В частности, различали формальную педагогизацию (простое насыщение учебного плана педагогическими дисциплинами) и действительную педагогизацию (проникновение педагогических методов во все учебные дисциплины). Предметом обсуждения стали такие проблемы, как педагогизация методов работы и измерение ее эффективности; роль педагогической практики, проектных работ и стажировки.

Практикуму, проектным работам и стажированию был посвящен отдельный доклад на конференции, в ко-

тором они противопоставлялись как более перспективные с точки зрения педагогизации методов работы в педагогической высшей школе другой триаде занятий — аудиторным лекциям, лабораторным занятиям, изучению литературы. Педагогическая практика должна была совершенно изменить характер лабораторных работ, с тем чтобы повысить эффективность подготовки педагога к профессиональной деятельности. Роль проектных работ виделась не столько в углубении предметно-научных знаний студентов, сколько в анализе педагогической практики [3. С. 196]. Студент по окончании института должен был обязательно пройти не менее одногодичной стажировки по соответствующей профессии, что рассматривалось как одно из средств «укоренения» в «педагогическое производство». В период стажировки должны были проводиться пробные занятия в школе и выполняться зачетные работы по педагогике, которые имели теоретический характер и касались главным образом методики преподавания или организации учебного процесса. После стажировки студент—кандидат защищал перед специальной комиссией квалификационную работу. Лишь после этого он мог получить педагогическую квалификацию

[5. Л. 130].

В целом, главным средством настоящей педагогизации ИНО провозглашалось перенесение основной работы студентов в учреждения их будущей профессиональной деятельности как основные профессиональные лаборатории и учебные мастерские.

Впервые было четко заявлено о необходимости создания целостной системы педагогического образования и сформулированы основные ее составляющие: 1) ознакомление с производством (производственная — индустриальная или сельскохозяйственная подготовка); 2) научные знания в пределах специальности (профильная подготовка); 3) широкая «проработка» вопросов педагогики (общепедагогическая подготовка); 4) знания о естественно-историческом и социально-политическом развития (об-

Учебный план факс

щеобразовательная и идеологическая подготовка); 5) овладение методом обучения (методическая подготовка).

Были унифицированы учебные планы и программы, структура ИНО, пересмотрены методы работы с целью их большей связи со школой. Факультеты социального воспитания вводились двух видов (А и Б): для подготовки социального воспитателя широкого профиля и рядового преподавателя трудовой школы по отдельному комплексу однородных дисциплин (Табл. 1, Табл. 2) [10].

Таблица 1

>са типа «А» (1924 г.)

Предметы Тримест ры Всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

I. Цикл социально-экономический

1. Кафедра обществоведения 44

Политэкономия 2 2 2

Развитие хозяйств. и экономич. форм 2 2 2 2 2 2 - - - -

История классовой борьбы на Украине - - - 2 2 2 - - - -

История сондал. и рев. движения - - - 2 2 2 - - - -

Диктатура пролетариата и сов. строительство 2 2 - -

Исторический материализм 2 2 2 -

Семинар по марксоведению 2 2

2. Кафедра языка и литературы 44

Общее языковедение - - - 2 2 2 - - - -

История литературы 4 4 2 -

Литературная студия 4

Украинский язык 4 4 4

Новый язык - - - 2 2 2 2 2 2 -

II. Цикл педагогический

3. Кафедра социального воспитания 84

Дет. движение и неорганизован. дет. 2 2 2 - - - - 2 2 2

Дет. учреждения для норм. детства 4 4 4

Дет. учреждения для дефект. детства - - - - 2 2 - - - -

Охрана детства и здравоохранение - - - 2 2 2 - - - -

Элементы социального восп. (методы и пр.) 2 2 4 4

Политпросветработа сонросника 2 2

Современные педагогические течения 2 2 2 -

Совет. сист. просв. и сист. соц. воспитания (организация соц. восп-я) 2 2 2 2

Практикум (по специальности) 6 6 8

4. Кафедра по педологии 48

Анатомия и физиология ребенка - - - 4 4 4 - - - -

Педопсихология - - - - 4 4 4 - - -

Педиатрия и педогигиена 4 4 2 -

Социальная педология - - - 2 2 2 2 2 2 2

5. Кафедра искусствоведения 26

Студия изобразительных искусств 2 2 2 2

Студия музыкально-вокального искусства 2 2 2 2

Студия театрального искусства - - - - 2 4 - - - -

Семинар по искусствоведению - - - - - - 4 - - -

III. Цикл производственный

6. Кафедра трудов. и краеведения 42

Энциклопедия производства 6 6 6 2 2 2 - - - -

Труд в детучреждениях - - - 2 2 2 - - - -

Семинар по трудоведению (по уклонам) 4

Краеведение и экономическая география - - - 2 2 4 - - - -

7. Кафедра математики 18

Математика (общий курс) 4 4 4

Курс математики для индустр.-техн уклона 3 3 3 3

8. Кафедра природоведения 54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физика и химия (общий курс) 4 4 2 2

Физика и химия для индустр.-техн. уклона 3 3 3 3

Физика и химия для сель.-хоз. уклона 3 3 3 3

Ботаника и зоология (общий курс) 4 4 4

Ботаника и зоология для сель.-хоз. уклона 3 3 3 3

Геология с минералогией - - 2 2

Теория мироздания - - - 2 2

Биология и теория эволюции - - - 2 2

Итого 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36

Таблица 2

Учебный план факсоцвоса типа «Б» (1924 г.)

Предметы Триместры

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Обществоведение

Пролет. революция и сов. строительство 2 2 - - - -

История (социальная динамика) 3 3 Л 3 3 Л - - Л

Наука о народном хозяйстве - - е 2 2 е - - е т

Литература (развитие общественной мысли) - - н 3 3 н - - н

Языкознание (общий курс) 2 2 и - - и - - и

Украинский язык 4 4 й - - й 2 2

Новый язык - - 2 2 2 2

Основы социального воспитания

Социальное воспитание (семинар) 3 3 3 3 - -

Методы и элементы социального воспитания - - 3 3 - -

Детская литература, творчество, чтение - - 2 2 - -

Современные педагогические течения - - 3 3 - -

Анатомия и физиология ребенка 2 2 - - - -

Педопсихология 2 2 - - - -

Санитария и гигиена ребенка - - 2 2 - -

Искусствоведение (студии) 4 4 4 4 - -

Производственный цикл

Математика 2 2 2 2 - -

Физика и химия 2 2 2 2 - -

Теория мироздания 3 3 - - - -

Краеведение 3 3 - - - -

Биология и теория эволюции 2 2 - - - -

Ботаника, зоология - - 2 2 - -

Энциклопедия производства 2 2 3 3 - -

Итого 36 36 36 36

Предметы 3-го курса

Общий курс

Система просвещения СССР и на Западе - - - - 2 2

Организация детских учреждений - - - - 3 3

Основы марксизма (семинар по историч. и диалек. матер.) - - - - 2 2

Семинар Соцвоса - - - - 2 2

Политпросветработа соцвосника - - - - 2 2

Цикл обществоведения

Обществоведение в Соцвосе - - - - 4 4

История труда - - т р и - - т р и 2 2

Литература украинская и общая - - - - 4 4

Общее языкознание - - м - - м 3 3

Теория художественного творчества - - е с - - е с 2 2

Педагог. практика и конфер. (по группам предметов) - - т р - - т р 6 6

Цикл производственный а) Индустриальный уклон

Элементы высшей математики (аналитич. геометрия,

анализ бесконечно-малых, приближенные вычисле- - - - - 8 8

ния)

Физика (в применении к производству) - - - - 5 5

Механика (техническая) - - - - 3 3

Педагогич. практика и конференции - - - - 7 7

б) Сельско-хозяйственный уклон

Геология в связи с почвоведением и минералогией - - - - 2 2

Физика с метеорологией - - - - 3 3

Химия с сельско-хоз. технологией - - - - 4 4

Зоология с животноводством - - - - 2 2

Ботаника с растениеводством - - - - 3 3

Геодезия - - - - 1 1

География сельско-хоз. культур - - - - 2 2

Педагогич. практика и конференции - - - - 6 6

Дошкольный цикл

Психология раннего возраста - - - - 2 2

Физическое воспитание детей дошкольного возраста - - - - 3 3

Эстетическое воспитание детей дошк-го возраста - - - - 3 3

Ручной труд в раннем детском возрасте - - - - 2 2

Семинар по дошкольному воспитанию - - - - 3 3

Семинар в природе с детьми - - - - 4 4

Практика в дошкольных учреждениях - - - - 6 6

Итого (по циклам) 36 36

Сравнение учебных планов обоих типов факультета социального воспитания четко фиксирует различие между ними. Решая общую задачу —

подготовку работников социального воспитания — организаторов детской жизни, они обеспечивали разный диапазон и объем знаний: факсоцвос

типа «А» сочетал педагогическую специализацию с энциклопедизмом, а научные знания — с формированием организаторских умений; в то время как факсоцвос типа «Б» концентрировался на более узкой «предметной» специализации с соблюдением определенного производственного уклона.

Учебные планы факпрофобра также строились соответственно целевой установке — подготовке преподавателей для индустриально-технических, сель-ско-хозяйственных профессиональных школ, школ ФЗУ либо общих предметов техникумов. В планах, предназначенных для подготовки педагогических кадров для индустриально-технических школ и школ ФЗУ, преобладали физико-математические дисциплины (математика, физика, химия); для сельско-хозяйственных школ — естественно-исторические дисциплины (естествознание, география); для школ социально-экономического типа — социально-экономические дисциплины. Секция языка и литературы готовила преподавателей для всех типов профшкол (Табл. 3). Фуркация по секциям на факультете профессионального образования осуществлялась после первого года обучения [7. Л. 25—26]. Учебные планы всех секций предполагали ознакомление с техникой, экономикой и политикой в соответствующей отрасли [7. Л. 71—72].

В новом учебном плане ИНО начал активно воплощаться общий курс на индустриализацию и агрономиза-цию профессионального образования (так называемый «индустриальный» и «сельско-хозяйственный» уклон). Было усовершенствовано разделение

учебных дисциплин на циклы (педагогический, производственный, социально-экономический). Дисциплины педагогического цикла распределялись по всем годам учебы в ИНО, «врастая в программу отдельных секций, являясь звеном, которое сплачивает всю работу факультета» [5. Л. 127].

С целью концентрации методической подготовки будущих педагогов конкретные методики отдельных учебных предметов не выделялись, а изучались обобщенные «методы работы в связи с педпрактикой», в состав которых вошли такие обязательные для практического владения методы, как метод изложения, демонстрация (постановка опытов), руководство самостоятельными практическими занятиями учащихся. Владение методом работы, умение изложить знания оценивалось, с точки зрения тогдашней педагогики, как более важное условие профессионализма, чем наличие у преподавателя лишь определенной суммы знаний. Подготовка педагога не универсальной квалификации, а ее дифференцированно-направленный характер (согласно типу школы или учреждения социального воспитания) стала важным аспектом педагогизации деятельности ИНО [8. С. 106].

В подборе преподавательского состава декларировалась идея необходимости понимания и принятия работниками высшей педагогической школы важности своего педагогического призвания, которая одновременно приобретала политическое звучание в термине подготовки «красного профессора». Как подчеркивал на упомянутой выше конференции Я. Ряппо,

«в отношении преподавательского состава рациональным является оставление в ИНО лишь тех, кто свою работу целесообразно координирует с основным заданием института — подготовкой работников образования — и делает науку средством для этой подготовки» [8. С. 106].

Однако решения II Всеукраинской конференции по педагогическому образованию рассматривались лишь как «первоначальный сдвиг с университетской позиции» в направлении педагоги-зации подготовки работника образования [3. С. 209]. В течение нескольких дальнейших лет (1923—1925) проходило обсуждение организационных мер, необходимых для повышения эфективности работы факпрофобров, которая рассматривалась как основная задача дальнейшего развития системы педагогического оразования. Руководителями аппарата профессионального образования разрабатывались альтернативные подходы к построению факпрофобра. В проекте завотделом подготовки работников образования Укрглавпрофобра М. Зотина требовалось кардинальное «хирургическое лечение» факпрофобра. чтобы сделать этот факультет не параллельным учебным образованием к факультету социального воспитания, а своего рода «надстройкой» к нему — словами автора «вторым концентром ИНО» [2]. А председатель Укрглавпрофобра Я. Ряппо настаивал на четком размежевании обоих факультетов и на постепенном, кропотливом и настойчивом эволюционном пути «вливания» нового содержания в установленную организационную форму факпрофобра [9].

Изменения в деятельности ИНО в последующие годы (1925 — 1928) происходили в русле втрого проекта и касались главным образом увеличения термина обучения в институте с 3 до 4 лет; использования тестовой системы оценки знаний и умений (например, скорости чтения, графической граммотности); унификации учебной литературы; усовершенствования педагогической практики (как в городских, так и сельских школах) и стажирования; усиления пропагандистской функции учителя и его подготовки к общественно-педагогической, культурно-просветительской деятельности и распространению коммунистической идеологии (особенно в деревне). Факсоцвосы, в соответствии с введенным ранее принципом фуркации, готовили педагогических работников для школ I и II концентров и учителей-предметников по некоторым дисциплинам для II концентра 7-летней школы. Факупрофобры отвечали за подготовку преподавателей общеобразовательных дисциплин для профшкол и ФЗУ. Образованный в феврале 1925 г. Государственный научно-методический коммитет взял под свой контроль вопросы закрепления в практике средней и высшей школы комплексной системы обучения, нормализации деятельности учреждений профессионального образования и введения в них научной организации труда, усовершенствования методической техники. В целом, в этот период деятельности ИНО центр внимания был перенесен с организационно-административных вопросов на научно-методологическую и учебно-методическую сферы. Факультеты

политпросвета, существование которых первоначально предполагалось в структуре ИНО, так и не были открыты, их функции осуществлял Харьковский институт политобразования.

В течение 1928—1930 гг. деятельность ИНО проходила в условиях дискуссии по поводу унификации системы народного образования в республиках СССР, главным образом РСФСР и УССР, в ходе которой украинские педагоги пытались отстоять автономию отдельных республик в сфере образования. Тема унификации в контексте разработки содержания профессионально-педагогической подготовки будущего учителя приобрела форму унификации списка педагогических дисциплин, обязательных для изучения в педвузах. Таким путем предполагалось обеспечить единство номенклатуры предметов, учебных планов и программ и достижение их равенства по содержанию, объему, количеству учебного времени, распределению предметов по годам. Весь цикл подготовки в составе 12 учебных дисциплин разбивался на 4 отдельные группы. Предметы первой группы (история педагогики и народного образования; система советского образования, а также соответствующие разделы педагогики коллектива и личности) изучали и обосновывали цели социального воспитания. Во вторую группу вошли учебные курсы, изучающие объект педагогического процесса (учение о поведении человека; педология; педагогика коллектива и личности). К третьей группе были отнесены дисциплины, изучающие средства педагогического процесса (дидактика

и педагогические измерения; организация образовательных учреждений; школьная гигиена). Четвертая группа объединила учебные предметы, которые формировали необходимые педагогу технические умения (рисование; музыка; работа в мастерских; физкультура). Кроме того, обязательным был педагогический практикум в двух формах — перманентный (на младших курсах в составе еженедельного расписания) и концентрированный (главным образом на выпускном курсе в течение нескольких недель). Таким образом, в профессиональной педагогической подготовке были достигнуты существенные изменения в плане ее приближения к потребностям реального учебного процесса в условиях социально ориентированной образовательной парадигмы.

В 1930/31 уч. г., в соответствии с принятым СНК УССР постановлением «О реорганизации сети и системы педагогического образования» (1930), ИНО были преобразованы в институты социального воспитания (ИСВ) и институты профобразования (ИПО), которые вскоре претерпели очередные организационные изменения.

В целом, за десятилетие деятельности ИНО в Украине как основного учреждения высшего педагогического образования были сформулированы важнейшие задачи профессионализации подготовки будущего учителя в направлении ее педагогизации: придание содержанию и процессу подготовки педагога прикладного характера, конкретно-педагогической целевой направленнности; слияние теории и практики; насыщение программы под-

готовки дисциплинами педагогического цикла на протяжении всего периода учебы; включение в план подготовки только тех дисциплин, которые имеют практическую педагогическую перспективу и отвечают требованиям жизни; пронизывание всех дисциплин учебного плана педагогическим содержанием, приспособление их к потребностям школьного учебно-воспитательного процесса; подчинение учебно-вспомогательных учреждений (кабинетов) педагогическому уклону в деятельности педагогического вуза; педагогизация методов работы, увязывание их с практикой преподавания; введение педагогической практи-

Список

1 Докладная записка Главпрофобра в Совет Народных Комиссаров «Об организации Институтов Народного Образования» // Центральний государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦДАВОВ Украши). Ф. 2, оп. 2, ед. хр. 767, л. 69—73.

2. Зотин, М. О подготовке работников для школ фабрзавуча и профшкол / М. Зотин // Шлях освгти. — 1924. — № 8. — С. 15—22.

3. Кашкаров, Н. Вторая всеукраин-ская конференция по педагогическому оборазованию / Н. Кашкаров // Шлях освгги. — 1923. — № 7. — С. 190—214.

4. Материалы о работе Харьковского ИНО. 1923—1924 г. // ЦДАВОВ Украины. Ф. 166, оп. 3, ед. хр. 384, 90 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Материалы о состоянии подготовки работников народного образования в Украине. 1921 г. // ЦДАВОВ Украины. Ф.166, оп.2, ед. хр. 281, ч.1, 236 л.

ки (как в городе, так и в деревне) как обязательного составного элемента подготовки будущих педагогов; дифференциация содержания и характера подготовки педагога в соответствии с типом и заданиями учебно-воспитательного заведения, в котором ему предстоит работать; перенесение работы студентов в учреждения их будущей профессиональной деятельности и связанную с ними среду, использование этих учреждений как основной профессиональной лаборатории педагогических кадров; подбор преподавателей и студентов педагогического вуза, исходя из критерия их преданности педагогическому делу.

литературы

6. Попов, А. Факультет социального воспитания Харьковского ИНО / А. Попов // Путь просвещения. — 1922.

— № 2. — С. 215—244.

7. Проект Постановления Совнаркома УССР об учреждении ИНО и переписка с Наркоматом Образования УССР по этому вопросу. 24 декабря 1923 г. — 29 апреля 1925 г. // ЦДАВОВ Украины. Ф. 2, оп.2, ед. хр. 767, 86 л.

8. Ряппо, Я. Новый этап реформы педагогического образования / Я. Ряппо // Реформа высшей школы на Украине в годы революции (1920—1924) : сб. статей и докладов. — Харьков: Госиздат Украины,

1925. — С. 98—113.

9. Ряппо, Я. О факультетах про-фобра / Я. Ряппо / / Шлях освгги. — 1924.

— № 8. — С. 24—31.

10. Учебный план факультетов социального воспитания с объяснительной запиской. — Харьков: Путь просвещения,

1924.— 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.