УДК 37; ББК 74
DOI 10.24412/2658-638Х-2021-2-137-142
© Пашков В.И., Беляев Н.Н., Самойленко В.В., Дряблов С.А. 2021
PRINCIPLES, METHODS, AND FORMS PATRIOTIC EDUCATION
OF MILITARY PERSONNEL
ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Vladimir I Pashkov,
Employee of the Academy of the Federal Security Service Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences 35 Priborostroitelnaya str., Orel, 302015 E-mail: [email protected]
Nikolay N. Belyaev,
Employee of the Academy of the Federal Security Service Russian Federation, Candidate of Legal Sciences 35 Priborostroitelnaya str., Orel, 302015 E-mail: [email protected]
Vitaly V. Samoylenko,
Employee of the Academy of the Federal Security Service Russian Federation
35 Priborostroitelnaya str., Orel, 302015 E-mail: [email protected]
Sergey A. Dryablov,
Employee of the Academy of the Federal Security Service Russian Federation
35 Priborostroitelnaya str., Orel, 302015 E-mail: [email protected]
Владимир Иванович Пашков,
сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, кандидат педагогических наук 302015, г Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected]
Николай Николаевич Беляев,
сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, кандидат юридических наук 302015, г. Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected]
Виталий Владимирович Самойленко,
сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации 302015, г Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected]
Сергей Александрович Дряблов,
сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации 302015, г. Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected]
Для цитирования: Пашков В.И., Беляев Н.Н., Самойленко В.В., Дряблов С.А. Принципы, методы и формы патриотического воспитания военнослужащих. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 137-142. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
Abstract. The article deals with the principles, methods and forms of patriotic education. The concept of tradition is considered. Attention is drawn to the definitions of scientists about the principles and traditions. It is concluded that the patriotic education of military personnel is the most important pedagogical value for the training of military professionals. Patriotic education has a successful impact on the formation of military personnel as spiritual personalities, military professionals, the main carriers and continuers of the traditions of the Russian army.
Keywords: personality, military personnel, principles, methods, forms, education, traditions, qualities.
Аннотация. В статье говорится о принципах, методах и формах патриотического воспитания. Рассматривается понятие традиции. Обращается внимание на определения ученых о принципах и традициях. Делается вывод, что патриотическое воспитание военнослужащих составляет важнейшую педагогическую ценность для подготовки профессионалов военного искусства. Патриотическое воспитание оказывает успешное влияние на становление военнослужащих как духовных личностей, военных профессионалов, основных носителей и продолжателей традиций русской армии.
Ключевые слова: личность, военнослужащие, принципы, методы, формы, воспитание, традиции, качества.
Патриотическое воспитание в настоящее время очень актуально для становления личности военнослужащего, как мужественного и отважного защитника Отечества.
Учитывая высокие требования подготовки современных военнослужащих как профессионалов военного дела и духовно-нравственных личностей, необходимо учитывать богатый опыт
методики воспитания воинов в дореволюционной России. Так, в императорском периоде (XVIII-начало XX в.) ведущая роль в патриотическом воспитании военнослужащих принадлежала Русской Православной Церкви. Патриотическое воспитание военнослужащих осуществлялось на основе православной веры и с учетом применения эффективной методологии. Эта особенность воспитания военнослужащих подкреплялась документально с принятыми принципами, методами и формами, что значительно способствовало становлению личности. Воспитание военнослужащих проводилось в духе православия с целью воспитать верных, преданных и духовных защитников Отечества.
Патриотическое воспитание - это влияние на человека с целью привития ему идеала защитника Отечества, знаний и навыков преодоления трудностей, уверенном, мужественном следовании по жизненному пути. Патриотическое воспитание воинов русской армии успешно осуществлялось благодаря развитию и поддержанию у них духовности и нравственности, использованию специфических принципов, методов и форм воспитания. Итак, спецификой патриотического воспитания военнослужащих является то, что оно было связано с верой и защитой Отечества.
Воспитание достигает поставленных целей тогда, когда опирается на принципы, которые выражаются в различных сторонах воспитательного процесса и отражаются в определенных положениях, содержаниях, требованиях к организации педагогического процесса. В педагогической науке разработано множество принципов. Они имеют свои особенности на каждом этапе развития общества. Принципы воспитания человека в различные исторические периоды имели существенное отличие друг от друга, так, например, в дореволюционное время основными принципами являлись: принцип любви к Богу, принцип воцерковления, а в советское время они были исключены из обучения и воспитания молодежи.
В настоящее время педагогами выделяются следующие принципы: гуманистическая направленность, научность, обучение и воспитание детей в коллективе, систематичность и последовательность, сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности у учеников, активность и высокая сознательность, духовность и нравственность воспитанников, доступность, индивидуальный подход и др.
Принципы несут в себе базовое положение теории, учения, идеи, правил поведения и убеждение человека.
Наличие принципов в патриотическом воспитании способствует обретению человеком духовных (вера, святость, великодушие и т. д.), нравственных (уважение, вежливость и т. д.) и профессиональных качеств (знание основ военной техники и умелое владение ею, физическая подготовка т. д.).
Ученые выделяют принципы, которые связаны с духовно-нравственным совершенством личности и отношением к Отечеству и к людям:
- воцерковление; воспитание к свободе; любовь к ребенку, как образу и подобию Божиему; иерархическое развитие личности; принцип индивидуальности; культуросообразность; личный пример; послушание и др. (С.Ю. Дивногорцева [3, С. 52]);
- православный взгляд на человека; стремление человека к христианскому совершенству; освоение наследия родного края (Георгий Шестун (игум.) [11, С. 544]);
- принцип жизненной значимости с определенной системой ценностей; скоординированная работа государственных и общественных структур по воспитанию молодежи; использование соответствующих форм и методов воспитания для каждой возрастной группы людей; сохранение исторических и духовно-нравственных достижений; становление исторического самосознания нации; воспитание на традициях; сохранение и развитие русского языка как основного средства культуры людей; информационная защищенность (Киприан Ященко (игум.) [12, С. 20];
- приоритет истории и культуры России, научность (М.И. Ивашко [5, С. 8]);
- обретение духовных ценностей (О.А. Платонов [8, С. 26]);
- целостность и системность (И.Т. Фролов [9, С. 118]);
- принцип историзма (Ю.М. Хрусталёв [10,
С. 12]);
- единство познавательной и практической деятельности человека (Ю.П. Ожегов [Цит. по: 7, С. 70]);
- непрерывность и систематичность идеологического воздействия; комплексный подход; постоянный учет качественных изменений в объекте идеологического влияния (Д.А. Волкогонов [1, С. 32]);
- как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему (А.Г. Калашников [Цит. по: 2, С. 43]).
Таким образом, к основным принципам патриотического воспитания относятся: воспитание к свободе; любовь к ребенку, как образу и подобию Божиему; иерархическое развитие личности; принцип индивидуальности; культуросообраз-
ность; личный пример; послушание; православный взгляд на человека; стремление человека к христианскому совершенству; освоение наследия родного края; принцип жизненной значимости с определенной системой ценностей; скоординированная работа государственных и общественных структур по воспитанию молодежи; использование соответствующих форм и методов воспитания для каждой возрастной группы людей; сохранение исторических и духовно-нравственных достижений; становление исторического самосознания нации; воспитание на традициях; сохранение и развитие русского языка как основного средства культуры людей; информационная защищенность; приоритет истории и культуры России, научность; обретение духовных ценностей; целостность и системность; принцип историзма; единство познавательной и практической деятельности человека; непрерывность и систематичность идеологического воздействия; комплексный подход; постоянный учет качественных изменений в объекте идеологического влияния; как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему; принцип духовных ценностей; передача духовно-нравственного опыта полководцев русской армии; принцип следования традициям и др.
Для патриотического воспитания военнослужащих важен принцип следования воинским традициям - это принятие военнослужащими традиций для духовно-нравственного совершенства и развития лучших человеческих качеств (мужество, храбрость и т. д.).
Особенностью традиций является то, что они имеют духовную составляющую, заложенном в духе человека и всего народа. С помощью традиций передается опыт, состояние, культура и нравы от поколения к поколению. Воинские традиции - это духовное наполнение события, мероприятия и воспроизведение его в армии для человека. Они представляют собой культуру военнослужащих, сферу ценностей, включающую теоретические представления о воинском духе, опыте воспитания и обучения войск.
Потенциал традиций армии раскрывается в духовно-нравственном состоянии воинов, в мудрости и таланте управления войск военачальниками.
Д.А. Волкогонов называет доброй традицией, когда между школами, предприятиями, семьями воинов и частями налажена взаимосвязь, способствующая согласованному влиянию на воспитательный процесс молодежи, повышению взаимной ответственности [1, С. 43].
Начиная еще с княжеских дружин и по настоящее время создался целый комплекс традиций во-
еннослужащих, охватывающий все области жизни военнослужащих (профессиональную, духовно-нравственную и повседневную) и концентрирующий их сознание на подготовке будущих защитников Отечества. По источнику происхождения и характеру действий выделяются следующие традиции:
- познание истинных ценностей;
- духовно-нравственное совершенство;
- участие воинов в богослужении и религиозных церемониях при победах;
- личная и коллективная молитва;
- соблюдение постов;
- участие в паломничестве по святым местам;
- строительство церковных сооружений;
- знакомство с жизнью святых старцев и защитников земли русской;
- стремление к святости;
- ответственная роль по защите веры и Отечества;
- служение Отечеству (любовь к Родине, патриотизм);
- участие в парадах, в народных праздниках и обычаях;
- вручение орденов и медалей;
- посещение библиотек и музеев;
- хранение исторических предметов; отдание почестей местам сражений;
- написание истории частей, семейных династий;
- отдание почестей местам сражений;
- добросовестное отношение к изучению военного дела;
- соблюдение требований воинского этикета;
- проведение офицерских собраний;
- соблюдение правил воинского приветствия и военной формы одежды;
- взаимопомощь в бою и учебе;
- верность воинской чести и воинскому долгу;
- передача боевого опыта;
- верность военной присяге;
- воинская доблесть;
- защита знамени в бою;
- профессионализм;
- проявление храбрости и героизма в бою; умелое и стойкое перенесение тягот и лишений военной службы;
- достойное поведение в общественном месте;
- оказание помощи ближнему;
- совместная трудовая деятельность.
Традиции характеризуют взаимоотношения
между военнослужащими, дисциплину в коллективе и отдельного военнослужащего, внутренний порядок и весь воинский уклад в подразделении.
Они являются средством передачи патриотических чувств обществу от старшего поколения к младшему. Традиции направлены на культурное обращение с людьми во внеслужебное время, являются важными ориентирами для военнослужащих и служат обеспечению единства воинов и всей армии. Традиции развивают у воинов любовь к Родине, благоговейное отношение к местам боевых сражений, к народным праздникам и обычаям. Они характеризуют активное участие личного состава в посещении музеев и библиотек и влияют на духовное, нравственное и физическое состояние военнослужащих.
Патриотическое воспитание оказывают успешное влияние на становление военнослужащих как духовных личностей, военных профессионалов, основных носителей и продолжателей традиций русской армии.
Патриотическое воспитание связано с патриотизмом, с защитой Отечества. Оно осуществляется с использованием методов, накопленных веками в военной сфере. Методы воспитания - это совместные действия субъекта и объекта воспитательного процесса, которые способствуют усвоению и использованию содержания воспитания как военного опыта. Основными методами патриотического воспитания были:
- разъяснение христианских заповедей, которые наставляли, как верно относиться к Богу и к людям;
- личный пример командиров;
- применение поощрений и наказаний.
Основными средствами патриотического воспитания военнослужащих во времена русской армии являлись храмы, молитвы, пение, иконы, свечи, богослужебные книги и др.
Использованием методов патриотического воспитания воинов достигалась главная цель - воспитание надежного и верного защитника Отечества.
В соответствии с направленностью воздействия на личность выделяются три группы методов патриотического воспитания:
- методы формирования религиозного сознания у воинов;
- методы организации религиозной деятельности;
- методы стимулирования поведения.
В.П. Иванов к основным методам формирования религиозного сознания у воинов относит: литургию, молитвы, проповедь, духовные беседы, рассказы, толкование религиозных текстов, увещевание, внушение, воспитание на святых героических примерах служителей Церкви и Отечеству, доказательства истинности веры и др. [6, С. 203].
Эти методы поддерживались Церковью на протяжении многих веков и были задокументированы в церковных уставах.
Методы организации деятельности применяются в повседневной жизни военнослужащих и в Церкви (чтение молитв, посещение богослужений, участие в таинствах Церкви, выполнение поклонов с наложением крестного знамени, соблюдение постов и т. д.). К данной группе следует отнести: упражнение, поручение, требование, мнение товарищей и др.
Следующей группой методов патриотического воспитания военнослужащих в русской армии являлись методы стимулирования поведения военнослужащих. Благочестивое поведение, избавление от страстей, смелость и мужество в бою, является важным стимулом для верующего человека, так как он имеет возможность укреплять здоровье и жить в Святом Духе. Названную группу методов образуют: поощрение, наказание, принуждение, запрет, доверие, критика и самокритика, контроль.
Метод поощрения - это совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования (доверие, доброе отношение, похвала, одобрение, пример военнослужащего для других и т. д.).
Основными условиями влияния применяемых методов поощрения на военнослужащих являются: гласность, соответствие, целесообразность, своевременность, связь моральных и материальных видов поощрения. Для верующих военнослужащих основным видом поощрения служило ожидание вечной жизни в раю (Ин 15,13).
Начиная с XVIII века в русской армии к основным формам работы военных пастырей В.П. Иванов относит: богослужения; освящение войск и оружия; молебны; крестные ходы; ношение чудотворных икон перед войсками; экскурсии и паломнические поездки по святым и местам боевой славы; собрания и др. [6, С. 391], а к средствам воспитания военнослужащих: беседы и исповеди; военно-патриотические литературные и религиозные источники; боевая учеба и боевые действия; культовые здания; походные церкви; коллективные и индивидуальные молитвы; хоровое клирос-ное пение; богослужение и приобщение к Святым Таинствам; крестики; иконы; ладанки; просфоры; религиозные облачения; источники; религиозная символика и др. [6, С. 391].
В.Д. Кулаков к методам педагогического воздействия относит: индивидуальные беседы; наблюдения; анализ; оказание помощи человеку в формировании конкретных положительных качеств; активное участие воспитанника в общественной жизни; посещение музеев и выставок; встречи с ве-
теранами войн и труда; чтение духовных книг; просмотр видеоматериалов; спортивные упражнения; трудовая деятельность и т.п. [7, С. 374].
Высокая духовно-нравственная атмосфера в коллективе позволяет решать задачи любой сложности трудностей воспитания, начиная от личных проблем человека до конфликтных ситуаций отдельных групп.
Таким образом, применение в работе с военнослужащими специфических принципов, методов и форм воспитания оказывает воздействие на:
- усовершенствование духа;
- оказание помощи в становлении добродетелей (желание человека жить духовно и его стремление оказывать помощь другим людям предполагают развитие у него честности, ответственности, самопожертвования и др. для восхождения «от силы в силу»); предупреждение, врачевание от страстей и становление на путь праведности и благочестия (участие в церковных таинствах, постоянное духовное совершенствование дает человеку силу и возможность бороться с греховными привычками); направление внутренних сил на формирование мировоззрения; передачу душеполезного опыта (воспитание происходит не только методами и приемами, а самой личностью воспитателя); конструирование у личности нравственной позиции (способность человеком различать добро от зла, принимать правильные решения, проявлять милосердие к людям).
Рассмотрение принципов, методов и форм патриотического воспитания позволяет сделать вывод, что данный вид воспитания есть один из основных факторов для совершенства личности. Благодаря духовно-нравственному совершенству военнослужащие раскрывают свои способности и дарования, которые проявляются в успешном ведении ими боевых действий, в качественном решении поставленных задач.
Патриотическое воспитание решает задачи, стоящие перед современным обществом, такие как:
- развитие личности в духовном и нравственном отношении (поддержание религиозного чувства, стремления к идеалам справедливости и добра);
- умение строить доброжелательные отношения с людьми;
- раскрытие лучших человеческих качеств;
- формирование высших духовных ценностей;
- освоение ценностей, культуры, опыта духовно-нравственной жизни, традиций;
- становление личности;
- удовлетворение духовных и материальных потребностей человека.
В связи с этим патриотическое воспитание военнослужащих составляет важнейшую педагогическую ценность для подготовки профессионалов военного искусства. Патриотическое воспитание оказывают успешное влияние на становление военнослужащих как духовных личностей, военных профессионалов, основных носителей и продолжателей традиций русской армии.
Библиографический список
1. Волкогонов, Д.А. Методология идейного воспитания: Вопросы теории идейно-воспитательной работы в Советских Вооруженных Силах / Д.А. Волкогонов. М. : Воениздат, 1980. 352 с.
2. Данилов, М.А. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / М.А. Данилов. М. : Педагогика, 1971. 352 с.
3. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. М. : ПСТГУ, 2008. 240 с.
4. Иванов, В.П. Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих русской армии в XVIII - начале XX века : дисс. ... докт. пед. наук / В.П. Иванов. М., 2014. 608 с.
5. Ивашко, М.И. Духовно-нравственные и исторические традиции Русской Армии / М.И. Ивашко. М. : Светоч, 2005. 196 с.
6. Кулаков, В.Д. Воспитание дисциплинированности у советских воинов / В.Д. Кулаков. М. : Воениздат, 1 977. 247 с.
7. Кушнарев, Г. Искусство воспитания / Г. Куш-нарев. М. : Молодая гвардия, 1981. 237 с.
8. Платонов, О.А. Бог в правде. Время разрушить мифы / О.А. Платонов. М. : Книжный мир, 2015. 512 с.
9. Фролов, И.Т. Введение в философию / И Т. Фролов. М. : Политиздат, 1989. 639 с.
10. Хрусталев, Ю.М. История и философия науки : учебное пособие / Ю.М. Хрусталев. Ростов н/Д : Феникс, 2009. 409 с.
11. Шестун Евгений (прот.). Православная педагогика / Евгений Шестун (прот.). М. : Православная педагогика, 2001. 559 с.
12. Ященко Киприан (игум.). Духовно-нравственная культура в школе / Киприан Ященко (игум). М. : ИЭОПГКО, 2009. 312 с.
Bibliographic list
1. Volkogonov D. A. Methodology of ideological education: Questions of the theory of ideological and educational work in the Soviet Armed Forces / D. A. Volkogonov. M.: Voenizdat, 1980 - 352 p.
2. Danilov M. A. Problems of methodology of pedagogy and methods of research / M. A. Danilov. M.: Pedagogika, 1971-352 p.
3. Divnogortseva S. Yu. Spiritual and moral education in the theory and experience of Orthodox pedagogical culture. Moscow: PSTSU, 2008. - 240 p.
4. Ivanov V. P. Formation and development of the system of religious education of Russian army servicemen in the XVIII-early XX century: dis ... doct. ped. nauk / V. P. Ivanov. - Moscow, 2014. - 608 p.
5. Ivashko M. I. moral and Spiritual and historical traditions of the Russian Army / M. I. Ivashko. M.: Beacon, 2005. - 196 c.
6. Kulakov V. D. discipline Soviet soldiers / V. Kulakov. M.: Voenizdat, 1977 - 247 p.
7. Kushnarev G. The art of education / G. Kushnarev. M.: Molodaya gvardiya, 1981 - 237 p.
8. Platonov O. A. God in truth. Time to break the myths / O. A. Platonov, M.: Knizhny mir, 2015 - 512 p.
9. Frolov I. T. Vvedenie v filosofiyu [Introduction to philosophy].
10. Khrustalev Yu. M. History and philosophy of science: a textbook / Yu. M. Khrustalev. Rostov n/A: Feniks, 2009 - 409 p.
11. Shestun Evgeny (prot.). Orthodox pedagogy / Yevgeny Shestun (prot.). Moscow: Orthodox Pedagogy, 2001. - 559 p.
12. Yashchenko Kiprian (igum.). Spiritual and moral culture in school / Kiprian Yashchenko (igum.). Moscow: IEOPGKO, 2009 - 312 p.
Г.Н. PvtfliHll
МЕТОДОЛОГИЯ
НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Руза-вин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 287 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник".
Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания, в том числе классификации способов и методов, которые являются специфическими для науки и отличают ее от других способов познания, постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего знания и методы научного исследования, представляющие наибольший интерес для будущих исследователей.
Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки.
Педагогика высшей школы : учебное пособие / М. Т. Громко-ва. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 447 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.
Пособие состоит из четырех разделов: "Теоретические основы педагогики", "Педагогика профессионального образования", "Технология профессионально-ориентированного обучения" и "Инновационная парадигма профессиональной деятельности".
Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.