СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
С.Н. Ермоченко,
начальник кафедры подготовки и призыва граждан
на военную службу Военного института повышения квалификации
специалистов мобилизационных органов
Вооруженных Сил Российской Федерации (ВИПКСМО ВС РФ),
соискатель Саратовского государственного
технического университета
ВЛИЯНИЕ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
^Теоретическое осмысление природы такого феномена как война, выявление ее нравственных и культурных составляющих, определение роли армии в общественных процессах в мирное время занимают важное место в современной научной литературе. Существует множество подходов к анализу вопросов подготовки государства и граждан к войне и последствий войны -социологический, антропологический, политологический, психологический, однако во всех подобных исследованиях отсутствует общеметодологический подход. Еще более сложным оказывается определение понятия «воинская культура».
В научной литературе достаточно широко представлены историко-археологические исследования военных традиций различных народов, включающие в воинскую культуру разнообразные составляющие, от материальных (определенные типы вооружения, обмундирование и пр.), до духовных (идеологические основания войны, принципы доблести, верности, благородства, распространенные в конкретной культуре) [1, с. 86-89]. Условно в воинской культуре можно выделить материальную и духовную части. К материальным элементам воинской культуры относятся Боевое знамя воинской части; военная форма; ордена, другие награды и геральдические знаки; места военных захоронений и памятники воинам. Духовные компоненты воинской культуры включают в себя воинские ритуалы (ритуалы присяги или награждения, а также ритуалы воинских дисциплин, порядка и быта); воинские традиции (межличностные взаимоотношения, отношение к государству, врагу, мирным гражданам и т.д.);
мировоззренческие установки (представления о чести, доблести, верности, самопожертвовании, гуманизме), уровень эрудиции у офицеров; принципы профессионализма (степень овладения военной специальностью).
Особенность воинской культуры заключается в том, что и материальные и духовные компоненты неразрывно связаны между собой. Рассуждая о Боевом знамени или военной форме, невозможно оставить без внимания вопросы воинской чести и доблести, профессиональной подготовки и т.д. Материальные ценности воинской культуры являются воплощением духовных принципов служения Отечеству. Чем очевидней эта связь в обществе, тем более востребованы и престижны материальные символы воинской культуры. Если существуют проявления неуважения к таким символам воинской культуры, как памятники, воинские захоронения, то это говорит о том, что духовные принципы доблести и служения народу и государству потеряли ценность и значимость в данной культуре.
Синтез разнообразных компонентов российской воинской культуры (и материальных, и духовных) свидетельствует о том, что в основе воинской культуры лежит базовое понятие - «патриотизм». Все воинские ритуалы призваны вызывать именно патриотические чувства; без определенного уровня патриотизма невозможна и профессиональная мотивация военнослужащего; патриотические предопределяют такие культурные феномены, как историческая память, культурная идентичность.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [2, с. 58]. По мнению историка Н.М. Карамзина, патриотизм выступает высшей формой самосознания человека, патриотические чувства - это «любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и поэтому не все люди имеют его» [3, с. 389-392].
Идея понимания патриотизма в личностном плане получила свое теоретическое развитие у Г.П. Флоровского. Он рассматривал его как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил. Именно этот личностный акт, а не голая военная мощь создает, по мнению Флоровского, величие России, формирует «праведную и благословенную любовь» к Родине [4, с. 157-174]. Патриотизм можно определить как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными качествами, до осознания ее нераздельности, единства с Отечеством как высшей ценностью, необходимости служения ему, своему народу.
По мнению Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Патриотическая направленность армии определяется ее «народною природой» [5, с. 34-45]. И.А. Ильин, отождествляя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, с идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения великой России, писал, что «русская армия всегда была школой патриотической верности», она является «нашей силой, нашей надеждой, основой нашего национального существования» [6, с. 36-37]. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. У современных исследователей, например у В.И. Лутовино-
ва, патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности» [7, с. 59].
Патриотические чувства нельзя рассматривать в качестве априорных констант культуры, патриотизм прививается и воспитывается через разветвленную сеть образовательных институтов и общественных организаций. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов для решения широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных проектов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации [8].
Для развития патриотического воспитания в масштабах государства с 2001 г. в России были сформулированы и реализованы две государственные программы по патриотическому воспитанию граждан: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» [9, 10]. Патриотическое воспитание оказалось в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоев общества (прохождение военной службы по призыву и по контракту, переподготовка воинов запаса, деятельность военных кафедр в вузах, проведение занятий по основам военной службы в образовательных учреждениях и др.).
Патриотическое воспитание можно определить как многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [11, с. 24]. В подобной трактовке патриотическое воспитание оказывается тесно связано с военно-патриотическим воспитанием, которое мы предлагаем понимать как составную часть патриотического воспитания, его высшую форму, ориентированную на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. Целью военно-патриотического воспитания в таком случае является развитие у молодежи гражданственности, чувства патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [12, с. 16].
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной гражданской и военной службы;
организация новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, учащейся в образовательных учреждениях.
В содержании военно-патриотического воспитания условно можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных компонента. Первый характеризуется более широкой социокультурной направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и принципы, взгляды на основные культурные, социальные, исторические, нравственные, политические, военные и другие проблемы, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей и обеспечение безопасности его граждан и другие) [13, с. 64].
Сегодня возрастает значение второго, более специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (прежде всего практического характера), которые возлагаются на гражданина, защитника Отечества [14, с. 80].
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются следующие:
научность, гуманизм, демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода, тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация принципов данной модели военно-патриотического воспитания требует решения многочисленных социальных, экономических и культурных
проблем. Сегодня, как показывают исследования [15, с. 67-93], в российском обществе отсутствует общенациональная идея патриотизма. И в средствах массовой информации и на уровне обыденного сознания патриотические чувства тесно связаны с национальными, религиозными, субкультурными особенностями, что усиливает дифференциацию в обществе. Кроме того, существенные отличия в материальном положении представителей разных социальных и профессиональных групп лишь подчеркивают мировоззренческую конфронтацию внутри общества. Материальное и духовное противостояние социальных групп не может способствовать эффективной реализации программы военно-патриотического воспитания, так как его принципы опираются прежде всего на идею Служения Родине, а не на идею защиты определенной конфессии, этнической или социальной группы.
Преодоление культурной разобщенности и непонимания является сложным и многогранным процессом, в котором система военно-патриотического воспитания может сыграть важную роль. Ведь идея достойного служения Отечеству (как военного, так и мирного) вполне соотносится с востребованными в современной культуре концепциями индивидуального развития, карьерного и материального роста. В связи с этим основной задачей на данном этапе развития военно-патриотического воспитания мы считаем консолидацию имеющихся в российском гражданском обществе и государственных институтах ресурсов воспитания. Сегодня это - вопрос будущего всего российского общества, его целостности, материального благополучия и духовного роста.
Только комплексный подход к проблеме эффективного осуществления военно-патриотического воспитания молодежи позволит трансформировать понятие «патриотизм» из формального лозунга в основополагающую и востребованную идею современной культурной жизни.
Библиографический список
1. Дугин, А. Философия Войны [Текст] / А. Дугин. - М., 2004.
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В. И. Даль. -М., 2003. - Т. 3.
3. Карамзин, Н. М. Избранное [Текст] / Н. М. Карамзин. - Л., 1990.
4. Флоровский, Г П. О патриотизме праведном и греховном [Текст] / Г. П. Флоровский // Параллели. - 1991. - № 2.
5. Карсавин, Л. П. Армия и революция [Текст] / Л. П. Карсавин // Евразийская хроника. -1927. - Вып. 9.
6. Ильин, И. А. Спутник Русского Христианского Националиста [Текст] / И. А. Ильин. -Женева, 1937.
7. Лутовинов, В. И. Развитие патриотизма в России 21 века [Текст] / В. И. Лутовинов, И. И. Мельниченко. - М., 2004.
8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации [Текст]. - М., 2005.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» // http://www.businesspravo.ru
10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» // http://www.businesspravo.ru
11. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика [Текст]. -М. ; Волгоград, 2005.
12. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» [Текст] // Патриот Отечества. - 2006. - № 4.
13. Патриотическое воспитание молодежи [Текст] : методический сборник. - Великий Новгород, 2004.
14. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе [Текст]. - М., 2000.
15. Бойков, В. Э. Народ и власть: результаты социологического мониторинга 1999-2006 гг. [Текст] / В. Э. Бойков. - М., 2007.
А.А. Фуре,
соискатель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
ДИНАМИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦЕРКВИ РЕФОРМАЦИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ
инамика институционализации церкви, последовавшей учению Реформации, прослеживается в процессах ее возникновения и интегральной эволюции как религиозного института. В ходе такого становления концептуально менялась ее роль, масштабы и влияние на общественное сознание.
На протяжении развития лютеранства в России церковь переживала серьезные изменения, трансформировались и традиции, и опыт, и сама религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри церкви в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных общностей по поводу реализации присущих им интересов.
Для России как многонационального государства протестантизм на протяжении многих веков являлся традиционной религией. Основная ветвь протестантизма - лютеранство, возникшее в Европе в результате реформационного движения XVI в., по количеству верующих было в Российском государстве наиболее многочисленной организацией протестантского направления. Так, в начале XX в. протестантизм исповедовали 5,2% населения страны [1, с. 12].
Согласно Своду законов Российской империи лютеранство являлось в России терпимой конфессией и никогда не находилось на одном уровне с государственной религией - православием, следовательно, и не могло играть той главенствующей роли, которая была отведена Православной церкви. Однако государство всячески покровительствовало Евангелическо-лютеранской церкви -лютеранство имело самостоятельную церковную организацию, пользовалось рядом льгот и привилегий. Общие законоположения о протестантизме в России в