Научная статья на тему 'Влияние воинской культуры на военно-патриотическое воспитание'

Влияние воинской культуры на военно-патриотическое воспитание Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1252
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермоченко Сергей Николаевич

Базовым понятием воинской культуры является патриотизм. Автор определяет составляющие воинской культуры, показывает ее влияние на военно-патриотическое воспитание. Система патриотического воспитания включает и государственные учреждения, и общественные организации. В статье рассматриваются цели и принципы военно-патриотического воспитания и предлагаются рекомендации по его эффективному осуществлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Military Culture on the Military-Patriotic Training

The aim of the article is the definition of military culture and its impact on the military-patriotic training. The basis of military culture is the patriotism conception, which involves the society spiritual and moral life and its historical traditions. Patriotic senses are instilled in the system of patriotic training. The article analyzes the goals and the basis of the military-patriotic training and proposes recommendations for applying such training in the society.

Текст научной работы на тему «Влияние воинской культуры на военно-патриотическое воспитание»

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

С.Н. Ермоченко,

начальник кафедры подготовки и призыва граждан

на военную службу Военного института повышения квалификации

специалистов мобилизационных органов

Вооруженных Сил Российской Федерации (ВИПКСМО ВС РФ),

соискатель Саратовского государственного

технического университета

ВЛИЯНИЕ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

^Теоретическое осмысление природы такого феномена как война, выявление ее нравственных и культурных составляющих, определение роли армии в общественных процессах в мирное время занимают важное место в современной научной литературе. Существует множество подходов к анализу вопросов подготовки государства и граждан к войне и последствий войны -социологический, антропологический, политологический, психологический, однако во всех подобных исследованиях отсутствует общеметодологический подход. Еще более сложным оказывается определение понятия «воинская культура».

В научной литературе достаточно широко представлены историко-археологические исследования военных традиций различных народов, включающие в воинскую культуру разнообразные составляющие, от материальных (определенные типы вооружения, обмундирование и пр.), до духовных (идеологические основания войны, принципы доблести, верности, благородства, распространенные в конкретной культуре) [1, с. 86-89]. Условно в воинской культуре можно выделить материальную и духовную части. К материальным элементам воинской культуры относятся Боевое знамя воинской части; военная форма; ордена, другие награды и геральдические знаки; места военных захоронений и памятники воинам. Духовные компоненты воинской культуры включают в себя воинские ритуалы (ритуалы присяги или награждения, а также ритуалы воинских дисциплин, порядка и быта); воинские традиции (межличностные взаимоотношения, отношение к государству, врагу, мирным гражданам и т.д.);

мировоззренческие установки (представления о чести, доблести, верности, самопожертвовании, гуманизме), уровень эрудиции у офицеров; принципы профессионализма (степень овладения военной специальностью).

Особенность воинской культуры заключается в том, что и материальные и духовные компоненты неразрывно связаны между собой. Рассуждая о Боевом знамени или военной форме, невозможно оставить без внимания вопросы воинской чести и доблести, профессиональной подготовки и т.д. Материальные ценности воинской культуры являются воплощением духовных принципов служения Отечеству. Чем очевидней эта связь в обществе, тем более востребованы и престижны материальные символы воинской культуры. Если существуют проявления неуважения к таким символам воинской культуры, как памятники, воинские захоронения, то это говорит о том, что духовные принципы доблести и служения народу и государству потеряли ценность и значимость в данной культуре.

Синтез разнообразных компонентов российской воинской культуры (и материальных, и духовных) свидетельствует о том, что в основе воинской культуры лежит базовое понятие - «патриотизм». Все воинские ритуалы призваны вызывать именно патриотические чувства; без определенного уровня патриотизма невозможна и профессиональная мотивация военнослужащего; патриотические предопределяют такие культурные феномены, как историческая память, культурная идентичность.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [2, с. 58]. По мнению историка Н.М. Карамзина, патриотизм выступает высшей формой самосознания человека, патриотические чувства - это «любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и поэтому не все люди имеют его» [3, с. 389-392].

Идея понимания патриотизма в личностном плане получила свое теоретическое развитие у Г.П. Флоровского. Он рассматривал его как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил. Именно этот личностный акт, а не голая военная мощь создает, по мнению Флоровского, величие России, формирует «праведную и благословенную любовь» к Родине [4, с. 157-174]. Патриотизм можно определить как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными качествами, до осознания ее нераздельности, единства с Отечеством как высшей ценностью, необходимости служения ему, своему народу.

По мнению Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Патриотическая направленность армии определяется ее «народною природой» [5, с. 34-45]. И.А. Ильин, отождествляя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, с идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения великой России, писал, что «русская армия всегда была школой патриотической верности», она является «нашей силой, нашей надеждой, основой нашего национального существования» [6, с. 36-37]. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. У современных исследователей, например у В.И. Лутовино-

ва, патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности» [7, с. 59].

Патриотические чувства нельзя рассматривать в качестве априорных констант культуры, патриотизм прививается и воспитывается через разветвленную сеть образовательных институтов и общественных организаций. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов для решения широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных проектов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации [8].

Для развития патриотического воспитания в масштабах государства с 2001 г. в России были сформулированы и реализованы две государственные программы по патриотическому воспитанию граждан: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» [9, 10]. Патриотическое воспитание оказалось в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоев общества (прохождение военной службы по призыву и по контракту, переподготовка воинов запаса, деятельность военных кафедр в вузах, проведение занятий по основам военной службы в образовательных учреждениях и др.).

Патриотическое воспитание можно определить как многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [11, с. 24]. В подобной трактовке патриотическое воспитание оказывается тесно связано с военно-патриотическим воспитанием, которое мы предлагаем понимать как составную часть патриотического воспитания, его высшую форму, ориентированную на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. Целью военно-патриотического воспитания в таком случае является развитие у молодежи гражданственности, чувства патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [12, с. 16].

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной гражданской и военной службы;

организация новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, учащейся в образовательных учреждениях.

В содержании военно-патриотического воспитания условно можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных компонента. Первый характеризуется более широкой социокультурной направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и принципы, взгляды на основные культурные, социальные, исторические, нравственные, политические, военные и другие проблемы, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей и обеспечение безопасности его граждан и другие) [13, с. 64].

Сегодня возрастает значение второго, более специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (прежде всего практического характера), которые возлагаются на гражданина, защитника Отечества [14, с. 80].

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются следующие:

научность, гуманизм, демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода, тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация принципов данной модели военно-патриотического воспитания требует решения многочисленных социальных, экономических и культурных

проблем. Сегодня, как показывают исследования [15, с. 67-93], в российском обществе отсутствует общенациональная идея патриотизма. И в средствах массовой информации и на уровне обыденного сознания патриотические чувства тесно связаны с национальными, религиозными, субкультурными особенностями, что усиливает дифференциацию в обществе. Кроме того, существенные отличия в материальном положении представителей разных социальных и профессиональных групп лишь подчеркивают мировоззренческую конфронтацию внутри общества. Материальное и духовное противостояние социальных групп не может способствовать эффективной реализации программы военно-патриотического воспитания, так как его принципы опираются прежде всего на идею Служения Родине, а не на идею защиты определенной конфессии, этнической или социальной группы.

Преодоление культурной разобщенности и непонимания является сложным и многогранным процессом, в котором система военно-патриотического воспитания может сыграть важную роль. Ведь идея достойного служения Отечеству (как военного, так и мирного) вполне соотносится с востребованными в современной культуре концепциями индивидуального развития, карьерного и материального роста. В связи с этим основной задачей на данном этапе развития военно-патриотического воспитания мы считаем консолидацию имеющихся в российском гражданском обществе и государственных институтах ресурсов воспитания. Сегодня это - вопрос будущего всего российского общества, его целостности, материального благополучия и духовного роста.

Только комплексный подход к проблеме эффективного осуществления военно-патриотического воспитания молодежи позволит трансформировать понятие «патриотизм» из формального лозунга в основополагающую и востребованную идею современной культурной жизни.

Библиографический список

1. Дугин, А. Философия Войны [Текст] / А. Дугин. - М., 2004.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В. И. Даль. -М., 2003. - Т. 3.

3. Карамзин, Н. М. Избранное [Текст] / Н. М. Карамзин. - Л., 1990.

4. Флоровский, Г П. О патриотизме праведном и греховном [Текст] / Г. П. Флоровский // Параллели. - 1991. - № 2.

5. Карсавин, Л. П. Армия и революция [Текст] / Л. П. Карсавин // Евразийская хроника. -1927. - Вып. 9.

6. Ильин, И. А. Спутник Русского Христианского Националиста [Текст] / И. А. Ильин. -Женева, 1937.

7. Лутовинов, В. И. Развитие патриотизма в России 21 века [Текст] / В. И. Лутовинов, И. И. Мельниченко. - М., 2004.

8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации [Текст]. - М., 2005.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» // http://www.businesspravo.ru

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» // http://www.businesspravo.ru

11. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика [Текст]. -М. ; Волгоград, 2005.

12. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» [Текст] // Патриот Отечества. - 2006. - № 4.

13. Патриотическое воспитание молодежи [Текст] : методический сборник. - Великий Новгород, 2004.

14. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе [Текст]. - М., 2000.

15. Бойков, В. Э. Народ и власть: результаты социологического мониторинга 1999-2006 гг. [Текст] / В. Э. Бойков. - М., 2007.

А.А. Фуре,

соискатель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

ДИНАМИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦЕРКВИ РЕФОРМАЦИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ

инамика институционализации церкви, последовавшей учению Реформации, прослеживается в процессах ее возникновения и интегральной эволюции как религиозного института. В ходе такого становления концептуально менялась ее роль, масштабы и влияние на общественное сознание.

На протяжении развития лютеранства в России церковь переживала серьезные изменения, трансформировались и традиции, и опыт, и сама религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри церкви в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных общностей по поводу реализации присущих им интересов.

Для России как многонационального государства протестантизм на протяжении многих веков являлся традиционной религией. Основная ветвь протестантизма - лютеранство, возникшее в Европе в результате реформационного движения XVI в., по количеству верующих было в Российском государстве наиболее многочисленной организацией протестантского направления. Так, в начале XX в. протестантизм исповедовали 5,2% населения страны [1, с. 12].

Согласно Своду законов Российской империи лютеранство являлось в России терпимой конфессией и никогда не находилось на одном уровне с государственной религией - православием, следовательно, и не могло играть той главенствующей роли, которая была отведена Православной церкви. Однако государство всячески покровительствовало Евангелическо-лютеранской церкви -лютеранство имело самостоятельную церковную организацию, пользовалось рядом льгот и привилегий. Общие законоположения о протестантизме в России в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.