_______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА__________________________
№ 314 Сентябрь 2008
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008:355.1
С.Н. Ермоченко
ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Предлагается оригинальное определение воинской культуры как социального явления и как социального процесса. В основе материальных и духовных элементов воинской культуры лежит базовая ценность - патриотизм. Основным механизмом передачи и поддержания патриотической концепции и воинской культуры в обществе является военно-патриотическое воспитание.
В настоящее время в исследовательских работах, посвященных изучению войны и сопутствующих ей социокультурных феноменов, продолжают появляться новые научные направления. Основное отличие этих направлений - междисциплинарность. Исследователи, опираясь на социологические, философские, культурологические, психологические методологии, пытаются выяснить специфику столь сложного и многоаспектного феномена, как война. Одними из самых перспективных направлений в этом отношении являются антропологические исследования, а также исследования, изучающие влияние подготовки к военным действиям и их последствий на культуру в целом.
Вышеперечисленные научные направления разрабатывают достаточно широкий спектр вопросов, связанных с войной, и предлагают свою интерпретацию разнообразных категорий. Однако без внимания остается важное явление, изучение которого могло бы способствовать решению многих теоретических и практических проблем, связанных с военными действиями. На наш взгляд, одним из перспективных направлений в изучении военного дела являются исследования воинской культуры. В научной литературе достаточно широко представлены историко-археологические исследования военных традиций различных народов, где в воинскую культуру включается разнообразный набор факторов от материальных (конкретные способы ведения войны, использование определенных типов вооружения, обмундирование и пр.) до символических (идеологические основания ведения войны, система военного воспитания, принципы доблести, верности, благородства, распространенные в конкретной культуре) [1; 2. С. 165-206]. Однако подобные исследования касаются, как правило, принципов давно минувшей воинской культуры (славянских племен, европейского рыцарства), но практически отсутствуют работы, посвященные современной воинской культуре.
Размышления русских философов Х1Х-ХХ вв. о войне и воинской культуре являются частью христианской этики, пытающейся балансировать на грани милитаризма и пацифизма, учащей отличать справедливую войну от агрессии и насилия, призывающей к мирной жизни, но не позволяющей оставлять покусившегося на высшие духовные истины врага безнаказанным. Русские философы видели в войне не столько способ изменения политической реальности, сколько способ утверждения и сохранения традиционных моральных и общекультурных ценностей. Нахождение золотой се-
редины между универсальным христианским миролюбием и охранительным государственным патриотизмом было главной задачей русской религиозной этики войны. Эта задача актуальна и сейчас, т.к. России необходимо иметь сильные армию и флот, надежную систему их комплектования, четко выраженную государственную военную доктрину и, как необходимую нравственную основу для всего этого, этику войны, которая помогла бы человеку следовать идеалам добра как в страшных обстоятельствах войны, так и в мирное время. Используя и адаптируя опыт религиозных мыслителей, мы преследуем цель - сформулировать концепцию воинской культуры, которая соответствует современной общественной ситуации.
Сложность понятия воинской культуры заключается в том, что при первом рассмотрении его смысл и назначение кажутся вполне очевидными. Однако детальный анализ составляющих воинской культуры демонстрирует многомерность этого понятия, его связь с разнообразными сегментами общественной системы. Возможно понимание воинской культуры в широком и узком смыслах.
В широком смысле мы предлагаем определять воинскую культуру социума как систему исторически сложившихся, относительно устойчивых отношений между деятельными объектами, которая призвана поддерживать в обществе такие важнейшие символические конструкции, как патриотизм, честь, служение, долг, подвижничество, преданность. Воинская культура предстаёт человеческим творением, поскольку воплощает в себе опыт предшествующих поколений, включает в себя процессы усвоения, сохранения, развития и воспроизводства составляющих ее компонентов.
В узком смысле воинская культура представляет собой деятельный аспект отношений между военнослужащими.
На связь воинской культуры с общественной системой указывает В.Н. Гребеньков: «Военная культура общества включает в себя те элементы и феномены общественного сознания, а в более широком плане -духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и военно-политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных, социальных и культурных институтов» [3].
Условно воинскую культуру мы разделяем на материальные и духовные компоненты. Особенность воин-
ской культуры заключается в том, что и материальные и духовные компоненты неразрывно связаны между собой. Материальные ценности воинской культуры являются воплощением духовных принципов служения Отечеству. Например, Боевое знамя, военная форма или Памятники боевой славы предметно отображают такие ценности, как служение Отечеству, долг и верность. Одновременно эти и другие материальные ценности воинской культуры лежат в основе определенных воинских ритуалов и традиций (приведение к военной присяге, вынос Боевого знамени к воинской части, вручение наград и пр.), относящихся уже к духовным компонентам воинской культуры. Чем очевидней эта связь в обществе, тем более востребованы и престижны материальные символы воинской культуры. Если проявляется неуважение к таким символам воинской культуры, как памятники, воинские захоронения, то это говорит о том, что духовные принципы доблести и служения народу и государству потеряли ценность и значимость в данном обществе. Повысить престиж военной профессии, вернуть былое уважение к военному человеку невозможно лишь увеличивая денежное довольствие военнослужащим. Необходимо, прежде всего, изменить структуру общественных ценностей: материальные и финансовые приоритеты, личная выгода должны все-таки стоять в иерархии культурных приоритетов на втором месте, уступая идеям служения, доблести и чести.
Важным духовным компонентом воинской культуры является профессионализм, т.е. собственно те специфические знания, умения и навыки, которые и отличают военнослужащих от гражданского населения. Профессионализм военнослужащего представляет собой довольно сложное социальное, культурное, психологическое образование, обусловленное прежде всего фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). Профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится профессия офицера, есть категория человеческого существования, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества и служения Отечеству, в которой инстинкт самосохранения находится не на первом плане.
Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий мы предлагаем считать:
- абсолютное овладение специальностью;
- ответственность за принятое решение;
- ответственность за подчиненных;
- понимание безусловной необходимости выполнения приказа;
- высочайшая организованность и настойчивость в выполнении должностных обязанностей;
- личное мужество;
- самокритичность.
Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в том,
что он призван совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество превратив в профессионализм [4. С. 265]. Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности, т. к. личностное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем именно трудовая деятельность человека во многом определяет смысл его существования в обществе. Поэтому в труде человек реализует не только свои профессиональные мотивы, но и побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями. Для специалиста в сфере опасных профессий, в том числе и военнослужащего, путь к профессии предполагает в качестве основных мотивационных компонентов наличие потребности в добровольном выборе своей судьбы, стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения военнослужащего к вершинам моральных ценностей -защитить чужую жизнь.
Армия является духовным символом. Так,
И.А. Ильин, рассматривая воспитание детей, говорил о необходимости обогащения их душ национальными сокровищами, среди которых выделял армию. Он писал: «Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитанием... Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, родина остается без обороны, государство распадается и нация сойдет с лица земли» [5. С. 259].
Рассмотрение разнообразных компонентов российской воинской культуры приводит к выводу, что в основе как материальных, так и духовных элементов воинской культуры находится базовая ценность - патриотизм. Именно патриотические чувства призваны вызывать все воинские ритуалы, составляющие основу духовного компонента воинской культуры. Без высокого уровня патриотизма невозможна и профессиональная мотивация военного. Безусловно, именно специфика материальных и духовных компонентов воинской культуры, отношение общества к воинской культуре в целом определяет систему патриотических установок. Однако само понятие патриотизма в историкокультурологическом контексте неоднородно. В.И. Лу-товинов указывает: «Анализ исследований проблем патриотизма указывает на разнообразность и неоднозначность трактовки термина “патриотизм”, что объясняет многовариантность его использования. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм проявления и т.д. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными авторами в разных исторических, социальнополитических и экономических условиях в зависимости от сформировавшихся под влиянием полученных знаний и взглядов и выработанной под воздействием различных факторов личной гражданской позиции, в т.ч. и в отношении к своему Отечеству» [6. С. 15-16].
Воинская культура, культура быта, общения, поведения и этикета - все это не привносится со стороны, а воспитывается и прививается день ото дня, вырабатывается повседневной жизнью общества в целом и армии в частности. Знания о том, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, как высок был когда-то статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, - пожалуй, единственное, что поддерживает сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде, служит основой воспитания призывной молодежи. Только устоявшиеся ценности, получившие эмоционально-чувственную окраску, способны найти отклик в душе военнослужащего и призывника. Исходя из контекста предложенного нами определения воинской культуры, принципиально важной функцией воинской культуры является развитие и воспроизводство составляющих ее компонентов, передача от поколения к поколению основных ориентиров и принципов воинской культуры. В рамках государства подобную функцию может и должно выполнять военно-патриотическое воспитание, основанное на воинской культуре России.
Изучая Федеральное законодательство и экономические реалии, мы понимаем, что армия еще достаточно долго будет комплектоваться личным составом не только на добровольной основе, но и по призыву. Общественное мнение и законодатель добились существенного сокращения срока военной службы по призыву. У командиров не остается времени на воспитание бывшего призывника. Необходимость и значение допризывной подготовки значительно возросли. В исследованиях последних лет, посвященных проблемам подготовки граждан к военной службе и, прежде всего проблемам нравственного, гражданского и патриотического воспитания при всей их полноте в раскрытии
содержания, форм и методов военно-патриотического воспитания, не учтен один важный посыл: заказчиком проводимой работы по военно-патриотическому воспитанию будущих воинов явно или скрыто является армия. Она как институт государства, выполняющий важнейшую государственную функцию - защиту Отечества, вправе предъявлять молодому пополнению минимально допустимые требования не только в вопросах их годности к военной службе по состоянию здоровья, физического развития и профессиональной подготовке, но и требования, связанные с уровнем их духовного, нравственного и гражданского воспитания. К сожалению, это право реализуется достаточно условно. Например, в «Положении об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы» уровень духовного, нравственного и гражданского воспитания призывников определяется следующим образом: «Для исполнения специальных обязанностей военной службы отбираются граждане. положительно характеризующиеся.» [7]. Очевидно, что словосочетания «положительно характеризующиеся» явно недостаточно для определения мировоззренческой и духовной зрелости, необходимых для выполнения гражданского долга.
Несомненно, необходимы дальнейшие исследования, направленные на разработку концепции военно-патриотического воспитания, основанной на традициях российской воинской культуры. Требуется раскрыть источники и механизмы воспроизводства ценностей воинской культуры, определить принципы и критерии эффективности военно-патриотического воспитания. Результаты исследований должны найти отражение и в современном российском законодательстве, и в сфере подготовки граждан к военной службе и комплектования армии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб.: Петер-
бургское востоковедение, 2005. 368 с.
2. Митько О.А. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего Средневековья)
// Военное дело народов Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. С. 165-206.
3. Гребеньков В.Н. К проблеме оснований анализа военной культуры общества. Режим доступа: http://www.conf.stavsu.ru/_WordDocs/391.doc
4.МарковаА.К. Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы. М.: Воениздат, 1994. С. 265.
5. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: АСТ, 2003. С. 259.
6. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. С. 15-16.
7. Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную
службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы: Постановление Правительства Российской Федерации 1999 г. № 222 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1999. № 10. Ст. 1239.
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 10 июня 2008 г.