УДК 378
Актуализация воспитательного потенциала военно-музыкальных традиций в формировании патриотизма у военнослужащих
Actualization of the educational resources of military-musical traditions in the formation of patriotism in military serversmen
Орехов Я.В., ФГКВОУ ВО «Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище», yan-orekhov@yandex. ru
Orekhov Y., Kazan Tank Command Red Banner Higher School, [email protected] DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.025
Ключевые слова: патриотическое воспитание, военно-музыкальное искусство, военнослужащие. Keywords: patriotic education, military musical art, military serversmen.
Аннотация. В статье обосновывается актуальность изучения проблемы формирования патриотизма у военнослужащих в современных социально-исторических условиях. Цель исследования - проанализировать и обосновать воспитательные ресурсы военно-музыкального искусства в профессиональной подготовке данной социальной группы. Новизна исследования заключается в следующем: автором обоснована градация этапов развития идеи патриотического воспитания граждан нашей страны (доимперский, имперский, советский, постсоветский, современный); раскрыта сущность военно-музыкальных традиций и их влияние на исследуемый процесс; акцентировано внимание на роли общих и специальных воспитательных функций музыкального искусства в военно-патриотическом воспитании военнослужащих.
Abstract. The article is devoted to the study of the actual problem of the upbringing of patriotism among military serversmen in modern socio-historical conditions. The purpose of the study is to analyze and justify the educational resources of military-musical art in the training of this social group. The novelty of the research is as follows: the author proved a gradation of the stages of development of the theory of patriotic education of citizens of our country (pre-imperial, imperial, soviet, post-soviet, modern); the essence of military musical traditions and their influence on the issued process are revealed; focuses on the role of the general and special educational functions of musical art in the military-patriotic education of military serversmen.
Введение. В настоящее время актуальность вопроса формирования патриотизма у граждан детерминирована действующими нормативно -правовыми актами и сложившейся социально-исторической обстановкой в стране.
Проблематика представленного исследования заключается в решении педагогической задачи -формирование патриотизма у военнослужащих через актуализацию воспитательного потенциала военно-музыкального искусства.
Новизна представленной в работе идеи заключается в том, что процесс формирования патриотизма у военнослужащих развивается на нескольких уровнях: организационном, технологическом, мотивационном,
деятельностном, а также через реализацию в нём комплекса функций музыкального искусства: эстетической, социальной, компенсаторной, гедонистической, гностической,
прогностической, воспитательной.
Установлено, что теоретическое
формирование отечественной идеи военно-патриотического воспитания граждан нашей страны проходило в несколько этапов: доимперского, имперского, советского, постсоветского, современного.
Материалы исследования. На доимперском этапе (IX век - до середины XVII века) отслеживаются первые попытки оформления и систематизации военного образования, создания регулярной армии, а также нормативно-правовой базы, детерминирующей деятельность военнослужащих.
На следующем этапе - имперском (XVII век -начало XX века) формируется контент понятия «патриотизм», закреплённый в воинских Уставах; интегрируется идея патриотизма во все сферы жизнедеятельности социального общества; возникает идеологический триангл «Православие. Самодержавие. Народность»; появляется
отечественная система профессиональной подготовки военнослужащих; пропагандируется идея М.И. Кутузова о том, что воинский долг основывается на осознанном служении Отечеству; распространяется влияние Русской православной церкви на процесс формирования ценностей, моральных норм и нравственности граждан. В этот же период Петром I был подписан Указ о введении на постоянной основе военных оркестров в частях регулярной армии.
На советском этапе (с 1917 года по 1991 год) становление идеи отечественного патриотизма приобретает новые идеологические тенденции; задаются новые традиции в воспитании патриотизма в армии. По всей стране реализуется массовая просветительская деятельность; повсеместно открываются организации по ликвидации безграмотности: более пяти миллионов человек прошли подготовку на курсах «Всевобуча», что оказало значительное влияние на победу большевиков в Гражданской войне.
Одной из приоритетных идей в этот период было определение воинской обязанности как всеобщего долга, предполагающего
максимальный охват граждан страны в подготовке к военной службе. После победы в Великой Отечественной войне в сознании граждан формируется интенция на отстаивание своих идеологических взглядов в соответствии с политическим строем.
Система патриотического воспитания строится на единстве целей, методов и форм; реализуется через функционирование социальных институтов.
На постсоветском этапе (с 1991 года по 2004 год) со сменой политического строя, в результате отрицательного влияния средств массовой информации снизился престиж Вооруженных Сил: введение новых стандартов в военном образовании, масштабное сокращение армии, отсутствие политической ясности в обществе - все это фактически привело к нивелированию значимости патриотизма в сознании граждан. Позднее (с 2000-х годов) возрождается система патриотического воспитания благодаря реализации
государственных программ на всех уровнях образования [2-4].
На современном этапе (с 2004 года по настоящее время) формирование патриотизма как ценности у граждан регламентируется рядом законодательных актов: Указ Президента РФ от 20 октября 2012 года, № 1416 (ред. от 14.06.2018) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (вместе с «Положением об Управлении
Президента Российской Федерации по общественным проектам») [7]; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ [9].
Данному процессу призвана содействовать созданная при Министерстве обороны Российской Федерации специализированная структура - Главное военно-политическое управление (ГВПУ). Решение об основании ГВПУ было принято и утверждено 30 июля 2018 года Указом Президента Российской Федерации: «главная цель создаваемых военно-политических органов заключается в формировании воина-государственника - надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества - государственности, духовности и патриотизма, а основными задачами должны быть формирование идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, формирование патриотического сознания военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ, а также военно-патриотическая работа со всеми гражданами России и, прежде всего, с молодежью» [1].
В 2019 году вступил в силу Приказ Министра Обороны № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», усиливающий и уточняющий процесс формирования патриотизма у военнослужащих [5].
Новизна идеи исследования военно-патриотического воспитания граждан
заключается в признании в системе ценностных ориентаций каждого приоритетности любви к Отечеству, преданности своему народу, способности и готовности к выполнению своего гражданского и профессионального долга. Специфика организации и реализации воспитательной работы в высших военных учебных заведениях детерминируется историко-культурными традициями военного образования в России; обусловливается особенностями задач освоения военнослужащими общекультурных и специальных компетенций; участием в воинских ритуалах, церемониях и др.
Результаты исследования. Военно-музыкальные традиции в данном контексте представляются как устойчивые, исторически сложившиеся компоненты культуры,
выражающиеся через эстетическое содержание воинской службы, отражающиеся в нормах поведения, моральных принципах, нравственной сформированности всех субъектов
образовательного процесса. Преемственность элементов воинской культуры обеспечивается участием каждого военнослужащего в общественных и государственных событиях патриотической направленности.
В свою очередь, патриотизм следует рассматривать как интегративное свойство личности, как часть ценностей и ценностных ориентаций, особого мировоззрения, как фактор, обусловливающий образ жизни каждого отдельного гражданина.
Социально-культурные условия военно-патриотического воспитания военнослужащих на основе военно-музыкальных традиций реализуются на следующих уровнях:
- организационный - виды обеспечения взаимодействия и преемственности всех компонентов учебно-воспитательного процесса с компонентами социокультурной деятельности всех субъектов;
- технологический - способы интеграции в образовательную практику военного вуза элементов социокультурной деятельности;
- мотивационный - специфика формирования внутренних интересов и установок обучающихся к социокультурной патриотической активности;
- деятельностный - особенности реализации интеллектуально-творческого потенциала военнослужащих через их непосредственное приобщение к социокультурному пространству.
Рассматривая вопрос формирования патриотизма у военнослужащих, следует уделить внимание на то, что данная ценностная категория является частью их военно-профессиональной готовности: «18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов» [8, с.13].
Учитывая, что исследуемый феномен является частью профессиональных ценностных ориентаций военнослужащих, следовательно, свойством личности каждого, то и формирование патриотизма следует реализовывать через психоэмоциональную сферу. В данном аспекте музыкальное искусство призвано мотивировать, стабилизировать, актуализировать морально-психологическое состояние военнослужащих.
В целом, предназначение военной музыки сложно переоценить: управление войсками (сигнальная служба); строевая подготовка (воинские ритуалы и церемонии); культурно-эстетическое и патриотическое воспитание всех граждан. Особая роль в процессе патриотического воспитания отводится военно-
оркестровой службе, предназначенной как в духовном, так и в культурном аспектах развивать личность военнослужащих.
Так, в Приказе Министра обороны № 99 от 6 февраля 2013 г. деятельность военно-оркестровой службы детерминирована жизнедеятельностью войск (сил) и направлена на воспитание у военнослужащих патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Военные оркестры как профессионально-творческие коллективы
предназначены содействию ценностному, культурному и духовно-нравственному становлению военнослужащих; их
профессиональная деятельность обусловлена спецификой задач боевой подготовки и повседневной жизнью; в основе репертуара военного оркестра заложены произведения патриотической направленности и лучшие образцы мировой культуры [6].
Как любой вид искусства, музыкальное искусство выполняет ряд интегративных функций:
- эстетическая - приобщает к законам красоты, прививает эстетический вкус;
- социальная - формирует мировоззрение в соответствии с общественными нормами, ценностями и ценностными ориентациями;
- компенсаторная - координирует морально-психологическое состояние как в обществе, так и у каждой отдельной личности (побуждает к действию, возмещает недостаток красоты и гармонии в мире, способствует решению мотивационно-психологических проблем);
- гедонистическая - реализует потребность личности в получении удовольствия;
- гностическая - предполагает развитие кругозора и интеллектуально-творческое развитие личности при помощи художественных образов;
- прогностическая - отражает потенциальную возможность прогнозирования и предугадывания будущего;
- воспитательная - оказывает комплексное формирующее воздействие на личность и социальные группы.
Культурно-эстетический потенциал
музыкального искусства в формировании патриотизма у военнослужащих реализуется через его общие воспитательные функции: образовательная, просветительская,
патриотическая, организационная,
мобилизующая, парадная, демонстративная, концертная, театральная, ритуальная.
В ходе реализации исследования была разработана теоретическая педагогическая
модель процесса формирования патриотизма у курсантов высших военных учебных заведений средствами музыкального искусства, сущность которой основывается на том что, процесс воспитания нравственно-ценностного отношения курсантов к будущей профессии реализуется на основе интеграции, с одной стороны, дисциплин базового образования, с другой - внеучебной воспитательной деятельности. Интеграция проявляется как на уровне междисциплинарных связей, так и в сочетании содержания аудиторных занятий, воспитательной деятельности и самостоятельной работы курсантов.
В целях успешной апробации данной модели разработан комплекс педагогических условий, повышающих эффективность исследуемого процесса: 1) развитие патриотических интересов и установок у курсантов средствами военно-музыкального искусства; 2) использование социокультурного потенциала образовательной среды военного вуза в процессе формирования патриотизма курсантов с задействованием воспитательных возможностей музыкального искусства; 3) формирование нравственно-патриотической культуры курсантов в образовательной среде военного вуза.
Заключение. Таким образом, становление идеи патриотического воспитания граждан в нашей стране проходило поэтапно (доимперский, имперский, советский, постсоветский, современный).
Теоретическая значимость идеи
представленного исследования заключается в том, что патриотизм военнослужащих рассматривается как интегративное свойство личности, как профессиональная компетенция -часть их военно-профессиональной готовности в целом, что вносит научный вклад в развитие теории и методики профессионального образования.
Практическая значимость проведённого исследования отражается в интеграции в образовательную практику военного вуза воспитательного потенциала музыкального искусства и военно-музыкальных традиций на разных уровнях (организационный,
технологический, мотивационный,
деятельностный) посредством профессиональной деятельности военных оркестров.
В качестве рекомендаций по внедрению результатов исследования следует отметить высокую воспитательную значимость функций музыкального искусства (эстетическая, социальная, компенсаторная, гедонистическая, гностическая, прогностическая, воспитательная) для учебно-воспитательного процесса:
- кадровому составу, обеспечивающему и реализующему учебно-воспитательный процесс, непрерывно и последовательно формировать профессионально значимые знания, умения, навыки и свойства личности будущих офицеров, направляемых для прохождения дальнейшей военной службы, способных и готовых реализовывать военно-патриотическую воспитательную работу с военнослужащими;
- научно-педагогическим работникам активно задействовать в своей профессиональной преподавательской деятельности культурно воспитательный потенциал музыкального искусства посредством актуализации ресурсов военного оркестра вуза;
- выпускникам военных вузов: повышать профессиональную квалификацию; посредством интеллектуально-творческого, культурного самообразования и саморазвития непрерывно стремиться к профессионально-личностному самосовершенствованию.
Перспективы в изучении и
совершенствовании процесса формирования патриотизма как компетенции курсантов военных вузов заключаются в следующем: в соответствии с целями и задачами высшего военного образования организовывать и реализовывать деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию готовности будущих офицеров к военно-патриотической работе в воинских частях; проводить мониторинг, развивать и повышать психолого-педагогический и культурный уровень научно-педагогических работников и командного состава военных вузов; реализовывать обучение будущих офицеров современным методам воспитания личного состава ВС РФ; апплицировать инновационные технологии в дидактической деятельности с военнослужащими.
Литература:
1. Картаполов А. Военный университет Министерства обороны Российской Федерации «Замминистра обороны РФ - начальник ГВПУ Андрей Картаполов рассказал, чем военный университет отличается от других вузов» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //vumo.mil.ru/more/novosti/item/121681/
2. Кудрявцев Ю.М. Воспитание нравственно-ценностного отношения курсантов военных вузов к профессии офицера средствами музыкального искусства / Ю.М. Кудрявцев, Я.В. Орехов, У.А. Казакова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. - Т.10. - № 4. - С. 57-63.
3. Кудрявцев Ю.М. Историко-педагогический анализ потенциала военно-музыкальных традиций в процессе патриотического воспитания курсантов военных вузов / Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, Я.В. Орехов // Казанская наука. - 2017. - № 10. - С. 9-13.
4. Кудрявцев Ю.М. Междисциплинарный характер процесса формирования патриотизма у курсантов военных вузов в отечественной образовательной практике / Я.В. Орехов, У.А. Казакова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - №4 (129). - С. 109-114.
5. Приказ Министра Обороны № 404 от 22 июля 2019 года «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
6. Приказ Министра обороны №99 от 6 февраля 2013 г. «О Военно-оркестровой службе ВС РФ Российской Федерации».
7. Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 (ред. от 14.06.2018) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136827
8. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495 / Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации 2018 с Уставом военной полиции. - Москва: Эксмо, 2018. - 624 с.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401 74/
References:
1. Kartapolov A. Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation «Deputy Minister of Defense of the Russian Federation - Head of the Higher Military Command Andrei Kartapolov told how the military university differs from other universities» http://vumo.mil.ru/more/novosti/item/121681/
2. Kudryavtsev Yu.M. Education of the moral-value attitude of cadets of military universities to the profession of an officer by means of musical art / Yu.M. Kudryavtsev, Ya.V. Orekhov, U.A. Kazakova // Bulletin of SUSU. Series «Education. Pedagogical sciences». - 2018. - T. 10. - № 4. - P. 57-63.
3. Kudryavtsev Yu.M. Historical and pedagogical analysis of the potential of military musical traditions in the process of patriotic education of cadets of military universities / Yu.M. Kudryavtsev, U.A. Kazakova, Ya.V. Orekhov // Kazan Science. - 2017. - № 10. - P. 9-13.
4. Kudryavtsev Yu.M. The interdisciplinary nature of the process of forming patriotism among cadets of military universities in domestic educational practice / Ya.V. Orekhov, U.A. Kazakova // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 4(129). - P. 109-114.
5. Order of the Minister of Defense No. 404 of July 22, 2019 «On the Organization of Military-Political Work in the Armed Forces of the Russian Federation».
6. Order of the Minister of Defense No. 99 of February 6, 2013 «On the Military Orchestra Service of the RF Armed Forces of the Russian Federation».
7. Decree of the President of the Russian Federation of October 20, 2012 №1416 (as amended on June 14, 2018) «On improving the state policy in the field of patriotic education» (together with the «Regulation on the Office of the President of the Russian Federation for Public Projects»). - URL: www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_136827
8. The charter of the internal service of the Armed Forces of the Russian Federation. Approved by Decree of the President of the Russian Federation of November 10, 2007, №1495 / All-military charters of the Armed Forces of the Russian Federation 2018 with the Charter of the military police. - Moscow: Eksmo, 2018. - 624p.
9. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 № 273-FZ. - URL: http://www.consultant.ru
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования