УДК 347
Жданова Т.И. студент 3 курса магистратуры Научный руководитель: Безик Н.В., к.ю.н.
Юридический институт Иркутский государственный университет
Россия, г. Иркутск
ПРИНЦИПЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК: СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ
Аннотация: в статье рассматривается принцип стимулирования инноваций, предполагающий, что, осуществляя закупку товаров и услуг, заказчику необходимо держать курс на поощрение инновационных и высокотехнологичных процессов.
Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок, инновации, инновационная и высокотехнологичная продукция.
Zhdanova T.I. 3d year master's student Bezik N.V., PhD in law Irkutsk State University Russia, Irkutsk
PRINCIPLES OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT: STIMULATING INNOVATION
Annotation: the article analyzes the principle of stimulating innovation: an order giver needs to keep a course to encourage innovative and high-tech processes when he purchases goods and services.
Key words: contract system in the field of procurement, innovation, innovative and high-tech products.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности
осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1)п.
В основе данного Закона о контрактной системе лежит аспект построения договорной системы закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Важнейшим вопросом при создании такой системы является осознание принципов ее функционирования.
Статья 6 Закона о контрактной системе содержит основополагающие принципы контрактной системы в сфере закупок:
о открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;
о обеспечения конкуренции; о профессионализма заказчиков; о стимулирования инноваций; о единства контрактной системы в сфере закупок; о ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Вышеприведенные принципы обладают общими подходами, идеями, которые определяют сущность и направление правового регулирования Закона о контрактной системе.
Один из них - принцип стимулирования инноваций - означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (статья 10 Закона о контрактной системе).
То есть, осуществляя закупку товаров и услуг, заказчику необходимо держать курс на поощрение инновационных и высокотехнологичных процессов.
В статье 2 Федерального закона «О науке и государственной научно -технической политике» инновации определяются как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях12.
С принципом стимулирования инновационных технологий созвучны цели промышленной политики, сформулированные в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации».
11 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ [в редакции от 14 июля 2022 года]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
12 О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
В пункте 1 части 1 статьи 4 этого Закона определены наиболее важные цели промышленной политики:
«.. .формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития».
Рассматриваемый принцип способствует развитию инновационных процессов в разных отраслях экономики.
Инновационный тип развития российской экономики требует создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских компаний, расширения возможностей их деятельности на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции и санкционной политики13.
Понятие инновационности и высокотехнологичности в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок отсутствует, в связи с этим следует обратиться к положениям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» с учетом утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации14 (часть 4 статьи 4).
В статье 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» инновации определяются как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях15.
С принципом стимулирования инновационных технологий созвучны цели промышленной политики, сформулированные в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации».
13 Стратегия - 2030 для умной таможни // Таможня. - 2019. - № 4 [435]. - Режим доступа: http://customs.ru/storage/document_news/2019/09-03/TT8ywZit/4-2019_Tamozhnya.pdf (дата обращения: 30.10.2022)
14 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 [в редакции от 14 июля 2022 года]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
15 О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
В пункте 1 части 1 статьи 4 этого Закона определены наиболее важные цели промышленной политики:
«.. .формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития».
Рассматриваемый принцип способствует развитию инновационных процессов в разных отраслях экономики.
Инновационный тип развития российской экономики требует создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских компаний, расширения возможностей их деятельности на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции и санкционной политики16.
Во исполнение рассматриваемого принципа Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработаны критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции17.
Под инновационной продукцией следует понимать продукцию, применение которой заказчиком обеспечивает существенное повышение эффективности решения производственных и иных задач заказчика за счет: о новых или существенно измененных свойств продукции; о применения при производстве продукции новых или измененных материалов, оборудования, технологий, производственных и
организационных процессов, существенно снижающих стоимость такой
1 8
продукции18.
Так, например, для отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей
16 Стратегия - 2030 для умной таможни // Таможня. - 2019. - № 4 [435]. - Режим доступа: http://customs.ru/storage/document_news/2019/09-03/TT8ywZft/4-2019_Tamozhnya.pdf (дата обращения: 30.10.2022)
17 Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции : Приказ МЧС России от 14 декабря 2012 № 768. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». -Текст : электронный.
Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции : Приказ Минобрнауки России от 01 ноября 2012 года № 881. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции : Приказ Минздрава России от 31 июля 2013 года № 514н. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
18О направлении методических материалов : Письмо Минэкономразвития России от 29 декабря 2018 года № 39283-СГ/Д01и. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
формирования плана закупки такой продукции применяются следующие критерии:
о соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; о научно-техническая новизна; о внедрение товаров, работ, услуг;
о экономический эффект реализации товаров, работ, услуг; о наукоемкость товаров, работ, услуг; о высокотехнологичность товаров, работ, услуг.
Развитие торговли привело к появлению значительного количества продуктов с новыми, в том числе инновационными свойствами. Существует необходимость стимулирования спроса на инновационную продукцию, которая может осуществляться по следующим направлениям:
о повышение спроса на инновационную продукцию, произведенную в регионе, со стороны компаний с государственным участием и естественных монополий;
о повышение спроса на инновационную продукцию со стороны региональных органов исполнительной власти и их подведомственных
" 19
организаций19.
Безусловно, государственному (муниципальному) заказчику предписана необходимость следования принципу стимулирования инноваций, но в то же время, как показывает практика, существенным критерием отбора остается цена, в свою очередь, являющаяся показателем крайне низкого качества продукции, а не инновационные характеристики предложения.
Стоит отметить, что для качественной реализации осуществления закупок предпочтение следует отдавать закупке наукоемкой и инновационной продукции, нежели чем «готовому продукту» с низкой ценой.
В то же время находят свое место случаи, когда в условиях стремительного развития технологий к моменту запланированной закупки указанные в плане продукты перестанут быть инновационными20.
Возможно, условием устранения данных проблем и также реализации принципа стимулирования инноваций является разработка технических регламентов, которые должны установить требования к отдельным видам товаров.
В целом, сущность данного принципа сводится именно к «стимулированию» инноваций, а не обязательной закупке всевозможных
19 О направлении методических материалов : Письмо Минэкономразвития России от 29 декабря 2018 года № 39283-СГ/Д01и. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
20 А. И. Каширин. Закупки инновационных продуктов или закупки инноваций. А. И. Каширин. -Инновационная Россия. - Режим доступа: https://cyberieninka.ru/artide/n/zakupki-innovatsionnyh-produktov-ili-zakupki-innovatsiy/viewer (дата обращения: 25.10.2022).
«инновационных продуктов», то есть инновации приоритетны, но все же, как показывает практика, не обязательны.
Использованные источники:
1. А. И. Каширин. Закупки инновационных продуктов или закупки инноваций. А. И. Каширин. - Инновационная Россия. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zakupki-innovatsionnyh-produktov-ili-zakupki-innovatsiy/viewer (дата обращения: 25.10.2022).
2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ [в редакции от 14 июля 2022 года]. Доступ из справочно -правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ [в редакции от 14 июля 2022 года]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
4. О направлении методических материалов: Письмо Минэкономразвития России от 29 декабря 2018 года № 39283-СГ/Д01и. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
5. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
6. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ [в редакции 01 мая 2022 года]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
7. Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции: Приказ МЧС России от 14 декабря 2012 № 768. Доступ из справочно -правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
8. Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции: Приказ Минобрнауки России от 01 ноября 2012 года № 881. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
9. Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции: Приказ Минздрава России от 31 июля 2013 года № 514н. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
10. Стратегия - 2030 для умной таможни // Таможня. - 2019. - № 4 [435]. -Режим доступа: http://customs.ru/storage/document_news/2019/09 -03/TT8ywZft/4-2019_Tamozhnya.pdf (дата обращения: 30.10.2022).