Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / PUBLIC PROCUREMENT / BUDGET EXPENDITURES / GOVERNMENT CONTRACT / FINANCIAL MECHANISM / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максименко В.А.

Актуальность темы исследования. Статья посвящена проблематике государственных закупок как института, обеспечивающего распределение финансовых ресурсов и опосредующего экономическую политику государства. Современные реалии подтверждают актуальность избранной темы ввиду усиления контроля над бюджетными расходами, а также взаимосвязи вектора бюджетной политики и показателей макроэкономического развития страны. Постановка проблемы. В статье поднимается проблема компонент системы государственных закупок в их взаимозависимости на фоне современной конъюнктуры сектора государственных закупок в России. Методика исследования включает в себя приемы анализа и синтеза, группировки данных и научной абстракции, а также количественного анализа динамики временного ряда. Целью работы являлась систематизация информации о государственных закупках как экономической категории с учетом их адаптации под современную волатильную экономическую конъюнктуру. Задачи исследования. Автор решает задачи определения роли государственных закупок в современной экономике, их базиса в виде принципов и требований, классификации государственных закупок, а также их субъектной структуры. Вместе с тем в статье приводятся основные количественные данные о динамике государственных закупок в период 2017-2019 гг., что позволило реализовать также и задачу количественного описания конъюнктуры закупок в современной российской экономике. Результаты и ключевые выводы. На основании проведенного теоретического анализа и количественного описания динамики государственных закупок автор делает вывод об увеличении капиталоемкости государственных закупок в условиях рисков, сопряженных с качеством выполнения работ по государственным контрактам. Учитывая данный факт, автор полагает целесообразным совершенствование финансового механизма государственных закупок с учетом ориентации государственной финансовой политики на поддержание экономического развития через повышение эффективности бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максименко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC PROCUREMENT IN MODERN THE NATIONAL FINANCIAL SYSTEM

The article is devoted to the problem of public procurement as an institution that ensures the distribution of financial resources and mediates the economic policy. Modern realities confirm the relevance of the chosen topic in view of strengthening control over budget expenditures, as well as the relationship between the vector of budgetary policy and indicators of macroeconomic development. The article raises the problem of components of the public procurement system in their interdependence against the background of the current state of procurement sector in Russia. Methodology of the research includes analysis and synthesis, data grouping and scientific abstraction, as well as quantitative analysis of the dynamics of time series. The aim of the work was to systematize information about public procurement as an economic category, taking into account their adaptation to the current volatile economic environment. The author solves the problem of determining the role of public procurement in the modern economy, their basis in the form of principles and requirements, classification of public procurement, as well as their subject structure. At the same time, the article provides basic quantitative data of the dynamics of public procurement in the period 2017-2019, which also made it possible to realize the task of quantitative describing the procurement situation in the modern Russian economy. Based on the theoretical analysis and quantitative description of the dynamics of public procurement, the author concludes that the capital intensity of public procurement has increased in the face of risks associated with the quality of work under government contracts. Taking into account this fact, the author considers it expedient to improve the financial mechanism of public procurement, taking into account the orientation of state financial policy to support economic development through increasing the efficiency of budget expenditures.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ»

Максименко В.А.,

аспирант 2-го курса, РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: viky.maximenko2014@yandex.ru

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

JEL classification: H57

Аннотация

Актуальность темы исследования.

Статья посвящена проблематике государственных закупок как института, обеспечивающего распределение финансовых ресурсов и опосредующего экономическую политику государства. Современные реалии подтверждают актуальность избранной темы ввиду усиления контроля над бюджетными расходами, а также взаимосвязи вектора бюджетной политики и показателей макроэкономического развития страны.

Постановка проблемы. В статье поднимается проблема компонент системы государственных закупок в их взаимозависимости на фоне современной конъюнктуры сектора государственных закупок в России. Методика исследования включает в себя приемы анализа и синтеза, группировки данных и научной абстракции, а также количественного анализа динамики временного ряда.

Целью работы являлась систематизация информации о государственных закупках как экономической категории с учетом их адаптации под современную вола-тильную экономическую конъюнктуру.

Задачи исследования. Автор решает задачи определения роли государственных закупок в современной экономике, их базиса в виде принципов и требований, классификации государственных закупок, а также их субъектной структуры. Вместе с тем в статье приводятся основные количественные данные о динамике государственных закупок в период 2017-2019 гг., что позволило реализовать также и задачу количественного описания конъюнктуры закупок в современной российской экономике.

Результаты и ключевые выводы На основании проведенного теоретического анализа и количественного описания динамики государственных закупок автор делает вывод об увеличении капиталоемкости государственных закупок в условиях рисков, сопряженных с качеством выполнения работ по государственным контрактам. Учитывая данный факт, автор полагает целесообразным совершенствование финансового механизма государственных закупок с учетом ориентации государственной финансовой политики на поддержание экономического развития через повышение эффективности бюджетных расходов.

Ключевые слова: государственные закупки, расходы бюджета, государственный контракт, финансовый механизм, экономический рост.

У.А. Maximenko

THE ROLE OF PUBLIC PROCUREMENT IN MODERN THE NATIONAL FINANCIAL SYSTEM

Annotation

The article is devoted to the problem of public procurement as an institution that ensures the distribution of financial resources and mediates the economic policy. Modern realities confirm the relevance of the chosen topic in view of strengthening control over budget expenditures, as well as the relationship between the vector of budgetary policy and indicators of macroeco-nomic development.

The article raises the problem of components of the public procurement system in their interdependence against the background of the current state of procurement sector in Russia. Methodology of the research includes analysis and synthesis, data grouping and scientific abstraction, as well as quantitative analysis of the dynamics of time series.

The aim of the work was to systematize information about public procurement as an economic category, taking into account their adaptation to the current volatile economic environment.

The author solves the problem of determining the role of public procurement in the modern economy, their basis in the form of principles and requirements, classification of public procurement, as well as their subject structure.

At the same time, the article provides basic quantitative data of the dynamics of public procurement in the period 2017-2019, which also made it possible to realize the task of quantitative describing the procurement situation in the modern Russian economy.

Based on the theoretical analysis and quantitative description of the dynamics of public procurement, the author concludes that the capital intensity of public procurement has increased in the face of risks associated with the quality of work under government contracts. Taking into account this fact, the author considers it expedient to improve the financial mechanism of public procurement, taking into account the orientation of state financial policy to support economic development through increasing the efficiency of budget expenditures.

Keywords: public procurement, budget expenditures, government contract, financial mechanism, economic growth.

Введение

Современная экономическая конъюнктура обусловливает программно-целевой характер функционирования национальной

экономики и финансовой системы. Текущее планирование осуществляется, как правило, на основе трехлетнего периода, в то же время функционирует стратегическое планирование, включающее в себя более длительные горизонты - до 10 лет. Суть программно-целевого подхода в сфере государственных финансов состоит во внедрении компонент программного планирования в практику принятия экономических, социальных, экономико-политических решений, влияющих на динамику национальной финансовой системы. Программно-целевое планирование как инструмент реализации соответствующего подхода представляет собой организованную методику разработки целей, формирования векторов и способов их достижения. Как следует из описанного, программно-целевое планирование основано на поэтапном достижении заранее поставленных промежуточных целей, а также выполнении итоговых показателей развития (рис. 1). Система государственных закупок неразрывно связана с понятием государственных программ, в которых содержится практическая реализация программно-целевого планирования.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Рисунок 1 - Место государственных закупок в рамках программно-целевого подхода

финансовой системы [составлен автором]

Как видно из приведенного рисунка, государственные закупки выполняют роль финансового звена, опосредующего функционирование государственных программ и распределение средств бюджетов. Посредством государственных закупок в том числе реализуется возможность выполнения программно-целевого подхода к планированию в современной российской экономике.

Материалы и методы

Исследование построено вокруг первоначального теоретического анализа категории государственных закупок с выделением основных компонент. На данном этапе применяется метод классификации и комбинация инструментов научного анализа и синтеза, направленный на корректный учет составных частей системы государственных закупок. На основании дедуктивной методики производится систематизация принципов функционирования системы государственных закупок исходя из ранее определенных общих характеристик. Впоследствии применен графический метод при изучении динамики процесса, а также количественный метод усредненных темпов изменения показателей государственных закупок в исследуемом периоде.

Результаты

Государственные программы разрабатываются и функционируют для обеспечения приоритетов социально-экономического развития России. Источником таких приоритетов служат долгосрочные стратегические программы [1]:

- прогнозы социально-экономического развития России на периоды до

2024 г. и 2036 г.;

- Стратегия пространственного развития России на период до 2025 г.;

- Основы государственной политики регионального развития РФ на период до

2025 г.;

- Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030.

Реализация перечисленных стратегий обусловливается структурированием расходной части федерального и региональных бюджетов в бюджетной системе России. Практика развитых стран свидетель-

ствует о повышении эффективности управления национальной экономической и финансовой системой посредством активизации механизма государственных закупок [2-5]. Повышение эффективности, как отмечено в статье Е.А. Липатовой, происходит за счет каналов социально-экономического импульса, а также канала инноваций, стимулирования научных исследований и внедрения результатов НИОКР [6].

Спецификой государственных закупок как механизма решения экономических проблем является широкий спектр задач и расширенный функционал, что вызвано следующими аспектами:

- ориентация на обеспечение потребностей государственной власти в различных сферах, сопряженных с выполнением работ, оказанием услуг, а также приобретением осязаемых товаров;

- охват широкого спектра поставщиков товаров, работ, услуг по критериям формы собственности, отрасли осуществления деятельности, размеру юридического лица;

- структурные различия по критерию объемов закупок в денежном выражении в разрезе одинаковых сегментов закупок.

Связь государственных закупок с вы-шеобозначенными стратегическими документами обусловлена содержанием федерального законодательства в сфере закупок. В статье 3 Федерального закона № 44-ФЗ отмечено, что закупка товара представляет собой совокупность действий, «...направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд» [7], что соответствует связи государственных и муниципальных нужд с целевыми программами.

Государственные закупки следует рассматривать как одну из форм организации бюджетного финансирования, направленную на оформление процесса выделения средств бюджета их получателя на основе государственного задания на осуществление закупки, выполнение работ, оказание услуг. Современные экономические условия свидетельствуют о целесообразности проведения государственных закупок на конкурентной основе. Именно контрактная система сейчас является приоритетной в части

регулирования потребностей органов государственной власти, и это обусловливает действующую внутреннюю структуру института государственных закупок.

Макроэкономическое назначение системы государственных закупок состоит в росте эффективности выполнения государственных функций посредством оптимизации финансовых, кадровых и смежных ресурсных издержек. Учитывая данную специфику одновременно с предназначением, следует отметить, что внутренние структурные элементы системы государственных закупок являются производными от их предназначения и выстроены так, чтобы

обеспечить достижение приоритетной макроэкономической цели функционирования института государственных закупок.

Структура государственных закупок отражает их целевое назначение и характеризуется как совокупность применяемых способов реализации процедур государственных закупок, разрешенных нормативно-правовыми актами, направленных на максимизацию эффективности расходования средств бюджетов и выбираемых с учетом действия внешних факторов. С точки зрения современной конъюнктуры иерархия структурирования государственных закупок выстраивается следующим образом, проиллюстрированным на рисунке 2.

Государственные закупки

Рисунок 2 - Структура совокупности государственных закупок [составлен автором]

Ключевые направления государственных закупок с целью выполнения стратегических показателей могут быть сведены к следующим:

- обеспечение экономической и военной безопасности государства;

- достижение показателей, заложенных в программно-целевых документах;

- обеспечение функционирования институтов государственной власти в целом и государственных учреждений в частности;

- возведение объектов жилой недвижимости для государственных нужд;

- формирование государственных резервов;

- обеспечение выполнения государственных обязательств по международным договорам;

- возмещение последствий от непредвиденных ситуаций.

Для выполнения своих функций с учетом конкурентного принципа система государственных закупок должна отвечать ряду требований (рис. 3).

РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

отсутствие дискриминации участников по критериям, не связанным с сущностью закупки

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

обусловленность абсолютной величины затрат ожидаемым эффектом от закупки

ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ

открытость информации о закупке и обеспечение свободного доступа к ней

ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

минимизация расходов на осуществление закупки по заданным критериям качества

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

достижение результата закупки обусловлено действиями государственного заказчика и его ответственностью

Рисунок 3 - Ключевые требования к системе государственных закупок [составлен автором]

Перечисленные требования объединены в общий круг, однако между ними существуют точки соприкосновения. Например, требование эффективности (соотнесения расходов с результатом) определенно имеет общие логические точки с требованием минимизации затрат. При этом требование минимизации требует уточнения, что минимизация должна иметь место не по абсолютному показателю затрат, а при соблюдении требуемых параметров закупки. В противном случае сопряженное требование эффективности теряет свой смысл. Требования транспарентности и равных возможностей также логически связаны ввиду того, что обеспечение максимального доступа участников к торгам будет невозможно при нарушении открытости. Требование ответственности заказчика имеет связь с остальными перечисленными требованиями, так как консолидирует в себе административное поле деятельности государственных органов. В то же время требование эффективности, на наш взгляд, является производным от всех остальных обозначенных требований, так как именно при соблюдении всех 4 остальных пунктов возможно достижение и контроль соблюдения эффективности.

Одновременно с отмеченными общими требованиями к государственным закупкам,

перечень которых основан на экономической сущности данной категории, в федеральном законе № 44-ФЗ представлен перечень принципов функционирования контрактной системы государственных закупок:

- принципы открытости и прозрачности закупок означают, что доступ к сведениям о контрактной системе в сфере закупок предоставляется на свободной и безвозмездной основе, в том числе посредством размещения таких сведений в единой информационной системе;

- принцип соблюдения конкуренции обеспечивает возможность любым заинтересованным лицам выступать в качестве подрядчика или исполнителя в рамках процедуры государственной закупки при условии выполнения законодательных требований; отдельным направлением данного принципа выступает баланс ценовой и неценовой конкуренции, направленный на оптимизацию качества исполнения закупки;

- профессионализм заказчика означает, что лица, участвующие в процессе государственной закупки на стороне заказчика, а также специализированной организации и (или) контролирующего органа, должны обладать соответствующими компетенциями, знаниями и умениями, позволяющими корректно исполнять обязанно-

сти в сфере закупок; в условиях модификации правил и условий функционирования государственных закупок для поддержания квалификации и обновления базы знаний специалисты должны регулярно проходить соответствующую подготовку и переподготовку;

- стимулирование инноваций предусматривает закупки высокотехнологичной продукции с высокой долей инновационной составляющей; на данной основе планируется улучшение качества обеспечения государственных потребностей одновременно с поддержкой общего вектора ориентации на инновационную составляющую экономического роста;

- единство контрактной системы означает унификацию принципов и подходов в рамках системы государственных закупок, что позволяет систематизировать методику планирования и реализации закупок, а также процессов их текущего мониторинга и контроля исполнения;

- ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд подразумевает ориентацию государственных органов на конкретные результаты при реализации закупок, при этом назначается персональная ответственность должностных лиц заказчиков закупок.

Участники закупок, для того чтобы быть допущенными к участию, должны подтвердить соответствие требованиям, в число которых входят:

- наличие юридической правоспособности, что означает возможность совершения сделок в рамках операций поставки, составляющих суть объекта закупки [8];

- отсутствие процесса ликвидации участника закупки, равно как и решения о признании его банкротом или открытии в его отношении конкурсного производства;

- деятельность участника закупки не должна быть приостановлена с учетом положений КоАП РФ [9];

- участник закупки не должен иметь недоимки по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ, размер которой превышал бы 25% от балансовой стоимости

имущества участника на последнюю отчетную дату формирования бухгалтерской отчетности;

- отсутствие судимости за экономические преступления, а также за осуществление незаконной деятельности и преступления, связанные со взятками, у самого участника закупки, а также у руководителя, исполнительного органа и главного бухгалтера;

- отсутствие факта привлечения участника закупки к административной ответственности в течение предшествующих 2 лет за правонарушение, связанное с незаконным вознаграждением от имени юридического лица;

- отсутствие конфликта интересов между участником закупки и заказчиком;

- отсутствие принадлежности участника закупки к числу офшорных компаний;

- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

В состав системы государственных закупок входят следующие субъекты:

- информационная система - база данных, обеспечивающая накопление, систематизацию, хранение и доступ к сведениям о государственных закупках в соответствии с требованиями законодательства;

- участник процесса закупки - лицо (физическое, юридическое либо индивидуальный предприниматель), направившее заявку на участие в закупке, имеющий регистрацию в единой информационной системе закупок;

- поставщик - участник, с которым в результате проведения закупки заключен государственный контракт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- заказчик - институциональный представитель государства, осуществляющий закупки за счет средств бюджета.

Перечисленные субъекты могут быть отнесены к прямым субъектам, которые однозначно будут присутствовать при осуществлении любой государственной закупки. В то же время система государственных закупок включает в себя ряд субъектов, которые могут участвовать в процессе заку-

пок в зависимости от законодательных требований, а также субъектов общего характера, деятельность которых относится ко всей сфере закупок в целом. К таким субъектам относятся: а) экспертная организация, привлекаемая с целью экспертизы предмета и условий реализации государственной закупки; б) специализированная организация - юридическое лицо, на основе договора

с заказчиком выполняющее ряд функций в части определения поставщика по итогам государственной закупки, в) в части общего контроля сферы закупок - контролирующие органы, в первую очередь Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ. Структурная направленность взаимодействия субъектов государственных закупок приведена на нижеследующем рисунке 4.

\ Институциональные органы мониторинга, контроля, формирования законодательной базы /

Рисунок 4 - Схема взаимодействия основных субъектов государственных закупок

[составлен автором]

Обсуждение

Научная дискуссия относительно государственных закупок сопряжена с адаптацией их финансового механизма в соответствии с изменением современных рыночных реалий. Финансовый механизм в общепринятом понимании представляет собой совокупность форм организации финансовых отношений, а также методов, используемых при формировании и распределении финансовых ресурсов между участниками исследуемой системы. В контексте системы государственных закупок целесооб-

разно рассуждать о макроуровне финансового механизма, что обусловлено макроэкономическим предназначением государственных закупок. В то же время реализация финансового механизма на микроуровне может являться объектом отдельного исследования с учетом особенностей конкретных участников закупок или кластеров таких участников.

Исходя из общепринятого подхода к определению, принцип действия финансового механизма может быть изложен следующим образом (рис. 5).

Рисунок 5 - Концептуальная схема роли финансового механизма в макроэкономике

[составлен автором]

Как было рассмотрено ранее, в основу системы государственных закупок положена категория государственного контракта. Следовательно, анализ финансового механизма на макроуровне необходимо проводить с учетом как целевой направленности контракта, так и реализации макроэкономических целей государственных закупок. Государственный контракт содержит правовые положения, направленные на соблюдение организационных и контрольных мероприятий процесса закупки. Заключение государственных контрактов происходит на основании плана закупок, а также утвержденного плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения потребностей государственных органов. Суть финансового механизма государственных закупок состоит, таким образом, в повышении степени эффективности бюджетных средств,

расходуемых на осуществление закупок. Однако в условиях дискуссионности данного вопроса необходимо принимать во внимание тот факт, что эффективность расходования бюджетных средств не всегда тождественна минимизации расходов и заключению итогового контракта с участником, предложившим наименьшую цену. В данном случае речь идет о проведении качественной экспертизы предлагаемого результата выполнения государственного контракта на предмет степени соответствия ожидаемого результатом его реализации макроэкономическим целям программы, в рамках которой осуществляется процедура закупки. Как видно из таблицы 1, на протяжении последних лет расходы бюджета стабильно возрастают по всем приоритетным статьям.

Таблица 1 - Динамика расходов федерального бюджета РФ, 2007-2019 гг. [10

Млрд руб. 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Ср. год. темп изм. 20072019, %

Расходы, всего, в т.ч. 5987 7571 9660 10117 10926 12895 13343 14832 15620 16416 16420 16713 18215 10%

Общие вопросы 816 839 853 888 778 810 851 936 1118 1096 1162 1257 1364 4%

Нац. оборона 832 1041 1188 1276 1516 1812 2104 2479 3181 3775 2852 2827 2997 11%

Нац. безоп-ть 667 836 1005 1085 1260 1843 2062 2086 1966 1899 1918 1972 2083 10%

Нац. экономика 693 1025 1651 1223 1790 1968 1849 3063 2324 2302 2460 2402 2827 12%

ЖКХ 295 130 152 235 280 229 178 120 144 72 119 149 282 0%

Образование 295 355 418 443 553 604 672 638 611 598 615 723 827 9%

Здрав., спорт 196 278 352 347 544 660 570 607 589 566 536 601 794 12%

Соц. политика 214 294 323 345 3129 3860 3833 3452 4265 4588 4992 4582 4883 30%

Обслуживание гос. и мун. долга 143 153 176 195 263 320 360 416 519 621 709 806 731 15%

В условиях возрастания роли государственных закупок как инструмента реализации бюджетных расходов одновременно с повышением денежных объемов расходов возникает проблема дополнительного анализа эффективности государственных заку-

пок в соответствии с достижением как плановых показателей развития, так и экономического роста в целом.

Сущность финансового механизма государственных закупок отражена в последовательности этапов их осуществления на макроуровне (рис. 6).

ПЛАНИРОВАНИЕ

Объемы бюджетных ассигнований Проект бюджетной сметы План закупок Утвержденный план-график закупок

РЕАЛИЗАЦИЯ

Размещение данных в единой информационной системе Проведение закупок по предусмотренной форме Выявление победителей и заключение контрактов

ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ

Выполнение работ/оказание услуг исполнителями Приемка работ заказчиками и подтверждение актами Мониторинг, контроль, отчетность

Рисунок 6 - Общая схема финансового механизма государственных закупок

[составлен автором]

Государственный контракт как компонента финансового механизма государственных закупок имеет собственные специфические особенности, которые отличают его от классического договора между экономическими субъектами:

- является результатом выполнения конкурса на право быть исполнителем (поставщиком) в рамках процедуры государственной закупки;

- законодательное указание перечня существенных условий контракта в соответствии со спецификой осуществляемой закупки;

- степень ответственности сторон контракта зафиксирована в законодательстве (ст. 34 ФЗ №44-ФЗ) и не может быть уменьшена;

- специфика сроков подписания контракта на основании законодательного регулирования;

закрытый перечень возможных условий для составления протокола разногласий к государственному контракту.

На нижеприведенном рисунке 7 представлена динамика стоимости размещенных извещений о закупках в России.

Рисунок 7 - Динамика денежного объема суммарной стоимости извещений о закупках на различных уровнях в России, 2017-2019 гг., млрд руб. [11]

Как видно из данных диаграммы, объемы извещений о закупках достаточно стабильно возрастали на всех трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. В относительном выражении в рассмотренный период наибольший темп прироста наблюдался на муниципальном уровне: 39,4% в 2019 г. в сравнении с уровнем 2017 г. Динамика на федеральном уровне характеризуется меньшими темпами прироста:

+19,2% в аналогичном измерении, а на региональном уровне прирост составил 30,9%. Усовершенствование системы государственных закупок в условиях повышения их объемов выступает важным фактором дальнейшего обеспечения экономического развития [12]. На фоне возрастания денежных объемов следует отметить также и увеличение среднего размера стоимости извещения в период 2017-2019 гг. (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика среднего денежного размера извещения различного уровня в России,

млн руб. [составлена автором по данным [11]

2017 2018 2019 Среднегодовой темп прироста, %

Федеральный 3,06 3,79 4,50 21,4%

Региональный 2,39 2,39 2,98 11,8%

Муниципальный 1,68 1,80 2,68 26,3%

Сведения в таблице 2 иллюстрируют, что на муниципальном уровне закупок в рассматриваемом периоде среднегодовой прирост среднего расчетного размера одного извещения составлял 26,3%, в то время как на региональном уровне данный показатель был наименьшим и составлял 11,8%. Учитывая такую динамику, повы-

шение их денежных объемов должно привести к росту эффективности, но с определенным лагом во времени, так как современная конъюнктура диктует необходимость повышения капиталоемкости закупок. Одновременно с декларируемым курсом увеличения инновационной составляющей закупок, положительный эффект от их

осуществления следует ожидать после истечения объективного количества времени, необходимого для задействования инновационной компоненты в полной мере.

Заключение

Подводя итог исследования, отметим, что система государственных закупок может и должна совершенствоваться на всех стадиях как осуществления самой закупки, так и ее финансового механизма. Модернизация системы государственных закупок может осуществляться по пути совершенствования инструментария планирования, включая проектное управление, анализ сценариев достижения результатов при изменении входных параметров системы закупок, изменения уровня экономического, юридического и операционного рисков. Отдельным направлением совершенствования выступает вектор исполнения контрактов и анализа эффективности расходования бюджетных средств. Учитывая широкий доступ участников закупок к информационной системе, это порождает дополнительную ответственность как заказчика, так и специализированной организации, а также органов мониторинга и контроля. На основании количественного анализа выявлено стабильное повышение как объемов извещений о закупках, так и укрупнение одного условного извещения. Это свидетельствует о повышении капиталоемкости закупок, а значит, вероятному увеличению временного горизонта фактического проявления их эффективности. В данной связи необходима активизация контрольных мероприятий, целью которых является недопущение манипулирования системой государственных закупок и обеспечение полного соответствия поставщиков предъявляемым к ним требованиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Документы стратегического планирования. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/strateg_planirovanie/doku menty_strategicheskogo_planirovaniya/

2. Factsheets on sustainable public procurement in national governments / UN Environment. - 2017. - [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: https://www.oneplanetnet-work.org/sites/default/files/factsheets2017.pdf

3. Public Procurement as a tool for promoting more Sustainable Consumption and Production patterns / UN Sustainable development innovation briefs. - 2008. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sustainabledevelopment.un.org/con-tent/documents/no5.pdf

4. Rendon R.G. Public Procurement: Public Administration and Public Service Perspectives // Journal of Public Affairs Education/ - 2012/ - №18. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.re-searchgate.net/publication/259925049_Pub-lic_Procurement_Public_Administra-tion_and_Public_Service_Perspectives

5. Arrowsmith S., Treumer S., Fejo J., Jiang Lili. Public procurement regulation: an introduction [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.notting-ham.ac.uk/pprg/documentsarchive/asi-alinkmaterials/publicprocurementregulation-introduction.pdf

6. Липатова Е.А. Нормативно-правовое обеспечение государственных закупок для государственных нужд // Синергия наук. - 2020. - №43. - С. 722-729.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020), ст. 3 / Справочная система КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_144624/

8. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020), ст. 49 / Справочная система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/8ccb956783 1efe2fafd74840d4401 cdf2e6471b5/#dst1166

9. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2020), ст. 3.12 / КонсультантПлюс [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_34661/92c21101873860b815e2a0b88 3ec15dd4f6bebbe/#dst512

10. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета / Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ statistics/fedbud/execute/?id_65=80041 -yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_fe deralnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2 006_g.#

11. Мониторинг закупок / Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/contracts/purchases/

12. Кузьмина Т.В. Государственные закупки // Вестник науки и образования. -2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennye-zakupki

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Strategic planning documents / Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.economy.gov.ru/mate-rial/directions/strateg_planirovanie/doku-menty_strategicheskogo_planirovaniya/

2. Factsheets on sustainable public procurement in national governments / UN Environment. - 2017. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.oneplanetnet-work.org/sites/default/files/factsheets2017.pdf

3. Public Procurement as a tool for promoting more Sustainable Consumption and Production patterns [Electronic resource] / UN Sustainable development innovation briefs. -2008. - Access mode: https://sustainabledevel-opment.un.org/content/documents/no5.pdf

4. Rendon R.G. Public Procurement: Public Administration and Public Service Perspectives [Electronic resource] // Journal of Public Affairs Education. - 2012. - №18. -Access mode: https://www.re-searchgate.net/publication/259925049_Pub-lic_Procurement_Public_Administra-tion_and_Public_Service_Perspectives

5. Arrowsmith S., Treumer S., Fejo J., Jiang Lili. Public procurement regulation: an introduction [Electronic resource]. - Access

mode: https://www.notting-

ham.ac.uk/pprg/documentsarchive/asi-alinkmaterials/publicprocurementregulation-introduction.pdf

6. Lipatova E.A. Regulatory support of public procurement for state needs // Synergy of Sciences. - 2020. - No. 43. - S. 722-729.

7. Federal Law of 05.04.2013 N 44-FZ (as amended on 08.06.2020) "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" (as amended and supplemented, entered. 2020), Art. 3 / Reference system Con-sultantPlus [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_144624/

8. "Civil Code of the Russian Federation (part one)" dated 30.11.1994 N 51-FZ (as amended on 16.12.2019, as amended on 12.05.2020), art. 49 / Reference system Con-sultantPlus - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_5142/8ccb9567831efe 2fafd74840d4401cdf2e6471b5/#dst1166

9. "Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" dated 30.12.2001 N 195-FZ (as amended on 23.06.2020) (as amended and supplemented, entered into force on 04.07.2020), Art. 3.12 / Reference system ConsultantPlus [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34661/92c2110187386 0b815e2a0b883ec15dd4f6bebbe/#dst512

10. Annual information on the execution of the federal budget / Ministry of Finance of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - Access mode: https://minfin.gov.ru/ ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041 -yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolne-nii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yan-varya_2006_g.#

11. Monitoring of purchases / Ministry of Finance of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - Access mode: https://min-fin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/

12. Kuzmina T.V. Public procurement // Bulletin of Science and Education. - 2017. -[Electronic resource]. - Access mode: https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/gosudarstven-nye-zakupki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.