Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОСТИ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Е.В.

Цель статьи - рассмотрение вопросов развития контрактной системы государственных закупок как существенного фактора формирования экономики инновационного типа. Задачами исследования являются раскрытие инструментария государственного регулирования, обеспечение удовлетворения общественных потребностей через принцип «инновационности закупаемой продукции» контрактной системы. Методологической базой исследования послужили законодательно- нормативные акты контрактной системы государственных закупок, труды отечественных и зарубежных специалистов по исследуемой проблематике, методы анализа, теории систем, статистические методы. Актуальность темы обусловлена тем, что экономический рост и модернизация отраслей экономики Российской Федерации возможны при проведении государственной политики, направленной на формирование новой структуры экономики инновационного типа. Государственные закупки становятся существенным фактором формирования такой экономики. Для адекватного ответа на современные вызовы развития инновационной экономики Российской Федерации необходимо развивать институты государственного регулирования, в том числе в рамках реализации контрактной системы, теоретически осмыслить и далее методически разработать и выработать практические рекомендации по формированию инструментария закупки инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF AN INNOVATIVE ECONOMY THROUGH PUBLIC PROCUREMENT ON STATE PROCUREMENT IMPORTANCE FOR DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMICS OF RUSSIA

The article considers the development of the state procurement system as the essential factor for the development of the innovative economy. The goals of the research are to reveal the tools of state control, to meet the public demands through the principle of contract system “innovativeness of procurement”. Laws of analysis form the methodological framework of the research. and regulations for the state procurement contract system, the works of foreign and national scholars on the issue in question, methods The relevance of the research is conditioned by the concept that economic growth and industrial upgrading of the Russian Federation is possible due to the state policy aimed at the development of a new structure for the innovative economy. To meet modern challenges the national innovative economy should develop institutions of governmental control, theoretically conceive and then develop the practical recommendations for purchasing innovative products to satisfy state and municipal demands.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

УДК 338.1

Е. В. Борисова, аспирант, кафедра общей экономической теории,

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

e-mail: cath.borisova@gmail.com

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Цель статьи - рассмотрение вопросов развития контрактной системы государственных закупок как существенного фактора формирования экономики инновационного типа. Задачами исследования являются раскрытие инструментария государственного регулирования, обеспечение удовлетворения общественных потребностей через принцип «инновационности закупаемой продукции» контрактной системы. Методологической базой исследования послужили законодательно-нормативные акты контрактной системы государственных закупок, труды отечественных и зарубежных специалистов по исследуемой проблематике, методы анализа, теории систем, статистические методы. Актуальность темы обусловлена тем, что экономический рост и модернизация отраслей экономики Российской Федерации возможны при проведении государственной политики, направленной на формирование новой структуры экономики инновационного типа. Государственные закупки становятся существенным фактором формирования такой экономики. Для адекватного ответа на современные вызовы развития инновационной экономики Российской Федерации необходимо развивать институты государственного регулирования, в том числе в рамках реализации контрактной системы, теоретически осмыслить и далее методически разработать и выработать практические рекомендации по формированию инструментария закупки инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: инновационная экономика, государственные закупки, контрактная система, критерии инновационности продукции.

Одной из важнейших задач управления государственными ресурсами является достижение эффективности осуществления государственных закупок. С точки зрения государства, система государственных закупок должна отвечать потребностям соответствующих субъектов: государства и субъектов федерации.

Начавшаяся в 1997 г. (с изданием Указа Президента РФ от 08 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд») и продолжающаяся в настоящее время реформа системы государственных закупок до сих пор не в полной мере отвечает требованиям эффективности расходования государственных средств [3]. Современная российская система государственных закупок прошла свое становление через несколько этапов [8]. Инновации необходимы, особенно в условиях кризисных ситуаций развития страны. По мнению Й. А. Шумпетера, для снижения издержек производства и вводятся инновации. «Если

кто-нибудь обладает всем необходимым, чтобы добиться успеха... и может получить необходимый кредит (то есть получить какие-либо преференции со стороны других субъектов, в том числе государства), он сможет с меньшими затратами произвести и доставить на рынок единицу продукта» [10].

В центре большинства внедряемых в мире инициатив политики стимулирования спроса на инновации лежит инструментарий государственных закупок. В целях государственного стимулирования инновационных процессов государство выступает крупнейшим, с одной стороны, заказчиком, с другой стороны - потребителем товаров, работ, услуг большого спектра отраслей. Тем самым, превращая государственный спрос в важнейший рычаг регулирования экономики, который оказывает влияние на структуру и динамику ее развития.

Безусловно, важный вклад в развитие российской экономики внес принятый 05 апреля 2013 г. Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,

работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) в целях создания институтов эффективного удовлетворения государственных и муниципальных нужд [2].

Ежегодный объем закупок органов власти составляет 8,4 трлн рублей, еще на 8 трлн рублей закупают государственные корпорации, компании с государственным участием, естественные монополии и учреждения [6]. Более 22% ВВП охватывают так или иначе контрактные отношения в рамках государственных закупок. Механизмы и принципы, заложенные в 44-ФЗ, призваны повысить эффективность контрактной системы от стадии планирования до исполнения каждого контракта, который должен быть нацелен на удовлетворение государственных нужд.

Переход на контрактную систему государственных закупок, осуществленный в 2014 г, показал, что ее введение стало существенным фактором развития российской экономики и дало определенные результаты.

В отличие от действовавшего Федерального закона от 21.07.2015 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 94-ФЗ), который четко регламентировал только стадию размещения заказа, т.е. действия заказчиков по определению того поставщика, с которым будет заключен контракт, сфера регулирования закона о контрактной системы расширила процесс государственных закупок начиная с планирования, включая определение поставщика и завершая исполнением контракта [1]. Первые итоги реализации 44-ФЗ показали, что достигнута экономия бюджетных средств федерального и

консолидированного бюджетов 2014 г. в рамках контрактной системы возросла с 424 млрд руб. в 2013 г. до 891 млрд руб. в 2014 г. (рис. 1) [4].

Понятно, что экономия бюджетных средств еще не является показателем эффективности их расходования. Однако необходимо принимать во внимание, что такая экономия достигается при разнице между начальной ценой контракта и ценой контракта, заключенного с победителем. При этом в идеале принимается, что заказчики должны заранее заложить качественные характеристики в описание того объекта закупки, который и является предметом закупки. И при прочих равных условиях выбирается тот поставщик, который предложил минимальную цену.

Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков на законодательном уровне определяет требования к закупаемой продукции, которая должна учитывать и антикоррупционную составляющую [5]. В соответствии с основополагающим законом в этой области, 44-ФЗ, одним из основных шести принципов закупки назван принцип закупки инновационной и высокотехнологичной продукции. Тем самым государство определяет рыночный тренд, который повлечет за собой возможность проникновения на рынок инновационной продукции. И в этой сфере государственные закупки выступают инструментом экономической политики, которая должна определять перспективы развития страны, ориентируясь на реформирование структуры экономики, перевод от сырьевой ее зависимости к структуре инновационного типа.

Несмотря на то что государство, обладая значительными ресурсами и средствами, сам

Экономия бюджета

7% 424 млрд руб

15% 891 млрд руб.

2013 год (94-ФЗ) 2014 год (44-ФЗ)

Рис. 1. Экономия расходования бюджетных средств в 2013-2014 гг.

механизм стимулирования спроса на инновации, на наш взгляд, только продекларировало. Принцип инновационности закупаемой продукции в законе 44-ФЗ до сих пор четко не проработан.

Во-первых, до сих пор остается дискуссионным вопрос терминологии, какая продукция должна быть отнесена к «инновационной» или «высокотехнологичной». Инновационная модель развития экономики, безусловно, основана на прорывных технологиях нового уклада

[7], [9].

При описании объекта закупки, заказчики должны четко описать свои требования. Но в самом законодательстве присутствуют подводные камни на пути приобретения инновационной и высокотехнологической продукции, вызванные также спецификой приобретаемой продукции.

Отнесение товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции должно происходить по соответствующим критериям. По состоянию на 01.12.2014 г., несколькими федеральными органами исполнительной власти: Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и Федеральная миграционная служба соответствующими приказами утвердили такие критерии. Основными критерии отнесения продукции к инновационной продукции по основным представленным органам федеральной исполнительной власти являются : 1) научно-техническая новизна; 2) внедрение товаров, работ. услуг; 3) экономический эффект реализации товаров, работ, услуг; 4) наукоемкость товаров, работ, услуг.

Наиболее полно критерии инновационности расписаны Минпромторгом РФ, которое к таковым отнесло: 1) потребительские свойства товара являются новыми; 2) при производстве используются впервые внедренные результаты НИОКР; 3) потребительские свойства товара являются улучшенными; 4) при производстве товара используется новые технологии; 5) при выполнении работы (оказании услуги) используются ранее не используемые результаты НИОКР; 6) выполнение работы (оказание услуги)

связано с использованием новых технологий; 7) работа выполняется (услуга оказывается) в области, где ранее не выполнялась (не оказывалась); 8) работа и услуга являются новыми; 9) при использовании результатов интеллектуальной собственности; 10) при использовании новых, научно-технических, конструктивных и технологичных решений.

Что касается критериев отнесения продукции к высокотехнологичной, то выделяются следующие: 1) продукция оказывается предприятиями наукоемких отраслей; 2) производятся с использованием новейших технологий; 3) производятся, выполняются, оказываются с участием высококвалифицированного персонала. В некоторых ведомствах в этом блоке критериев также отмечают, что продукция должна соответствовать приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти используют похожие критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационным и высокотехнологичным. Однако для всех государственных и муниципальных заказчиков нет методологии выработки таких критериев. На наш взгляд, необходимо разработать единые критерии, что позволит повысить эффективность расходов на закупку инновационной и высокотехнологичной продукции.

Во-вторых, по-прежнему основным критерием закупок продукции для государственных нужд, особенно в условиях сокращения бюджетных средств, остается цена, т.е. выбор поставщика, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, во многом определяется наименьшим предложением цены. Данное обстоятельство не позволяет заказчикам ориентироваться на инновационную, более дорогостоящую составляющую при выборе поставщика.

В-третьих, если рассматривать спрос со стороны государства, то его можно разбить на три уровня: спрос федеральных заказчиков, заказчиков субъектов федерации (государственные нужды) и муниципальные заказчики (муниципальные нужды). При этом можно отметить, что заказчики самостоятельно планируют и обосновывают, что им закупать, то есть их закупки проводятся в отрыве от отраслевых министерств или государственных учреждений, уполномоченных на содействие инновациям. Такая разбивка объема государственного спро-

са создает риск существенного уменьшения объема закупок инновационной продукции.

Исходя из вышеизложенного необходимо, на наш взгляд, во-первых, для адекватного ответа на современные вызовы развития инновационной экономики РФ, развивать институты государственного регулирования, в том числе в рамках реализации контрактной системы в целях удовлетворения государственных (общественных) потребностей.

Во-вторых, необходимо теоретически осмыслить и далее методически разработать и выработать практические рекомендации по формированию инструментария закупки инно-

вационной продукции для государственных и муниципальных нужд. Очень важно полно и конкретно описать систему оценки критерия «инновационности» закупаемых товаров, работ, услуг по разным направлениям экономической деятельности

Контрактная система закупок как инструмент государственного регулирования используется недостаточно эффективно с точки зрения ориентации участников контрактной системы на инновационное развитие, она должна быть модернизирована и закупаемые государством товары, работы, услуги должны иметь инновационный компонент

Литература

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - ст. 3105.

2. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - ст. 1652.

3. Указ Президента РФ от 08 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 15. - ст. 1756.

4. Департамент развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks

5. Андреев, В. В. Коррупция и ответственность в сфере государственных закупок / В. В. Андреев, Е. Р. Борисова. - Чебоксары : ЧКИ РУК, 2009. - 192 с.

6. Борисова, Е. Р. Контрактная система государственных закупок как фактор развития российской экономики / Е. Р. Борисова // Вестник Российского университета кооперации. - 2013. - № 2 (12). - С. 12-17.

7. Глазьев, С. Ю. Технологическая основа глобальной динамики и противоборства / С. Ю. Глазьев // Партнерство цивилизаций. - 2014. - № 3-4. - С. 120-142.

8. Кротов, М. И. Политико-экономические проблемы модернизации: опыт России и СНГ (очерки) / М. И. Кротов. - СПб. : Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. - 292 с.

9. Diffusing Technology to Industry: Government Policies and Programmes. - Paris : OECD, 1997. - P. 18.

10. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер. - М. : Прогресс, 1982.- С. 282.

References

1. Federal law of 21 July 2005 No 94-FZ (2005), "On placing orders for deliveries of goods, performance of works, rendering services for state and municipal needs"[O razmeschenii zakazov na postavki tovarov, rabot, uslug dlia gosudarstvennich i munizipalnich nuzd], Collected legislation of the Russian Federation, No 30 (p. 1), art. 3105.

2. Federal law of 05.04.2013 N 44-FZ (2013), "On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs" [O kontraktnoy sisteme gosudarstvennich i munizipalnich zakupok tovarov, rabot, uslug dlia gosudarstvennich i munizipalnich nuzd], Collected legislation of the Russian Federation, No 14. art. 1652.

3. The decree of the President of the Russian Federation from 08 April 1997 No. 305 (1997) "On priority measures for prevention of corruption and reduction of budget expenditures in the organization

of procurement of goods for state needs" [O pervooocherednich merakh po predotvrashenii korrupsii i sokrashenii budgetnich raschodov pri organizazii zakupki produkzii dlia gosudarstvennich nusd] Collected legislation of the Russian Federation, No 15. art. 1756.

4. The contract system development of the Ministry of economic development of the Russian Federation [Department razvitiia kontraktnoi sistemi Ministerstva ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii], available at: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks

5. Andreev, V., Borisova, E. (2009) Corruption and responsibility in the field of public procurement [Korruptsiia i otvetstvennost v sfere gosudarstvennich zakupok, Cheboksary, pp. 192.

6. Borisova, E. (2013) "Contract system of public procurement as a factor of development of the Russian economy" [Kontraktnoy sisteme gosudarstvennich zakupok kak factor rasvitiia rossiiskoi economiki], Bulletin of the Russian University of cooperation, No 2 (12), pp. 12-17.

7. Glazyev, S. (2014) "Technology Foundation global dynamics and confrontation" [Techno-logicheskaiia osnova globalnoi dinamiki i protivoborstva], Partnership of civilizations, No 3-4, pp. 120-142.

8. Krotov, M. (2011) Political-economic problems of modernization: the experience of Russia and the CIS (essays) [Politiko-ekonomicheskie problemi modernizasii: opit Rossii i SNG], Publishing house of St. Petersburg. state University, SPb., pp. 292.

9. Diffusing Technology to Industry: Government Policies and Programmes (1997) [Differenzaziia techologii v promishlennosti gosudarstvenniie strategii I programmi]. OECD, Paris, pp. 18.

10. Schumpeter, J. (1982) Theory of economic development [Teoriia economicheskogo razvitiia], Progress, Moscow, pp. 282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.