Научная статья на тему 'Система принципов контрактных правоотношений'

Система принципов контрактных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / UNIFIED INFORMATION SYSTEM / ЗАКУПКА ТОВАРОВ / PROCUREMENT OF GOODS / РАБОТ И УСЛУГ / WORKS AND SERVICES / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сварчевская Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрены основные принципы контрактной системы в сфере закупок, являющиеся для нее основополагающими. Важность принципов вызвана «непростой» обстановкой в экономике, обусловленной затянувшимся финансово-экономическим кризисом и сложившейся ситуацией в стране в условиях санкционной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATION OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES

The article describes the basic principles of contract system in the procurement which are fundamental for it. The importance of principles has been caused by a «difficult» situation in the economy due to the prolonged economic and financial crisis and the situation in the country under sanctions policy

Текст научной работы на тему «Система принципов контрактных правоотношений»

УДК 346,34

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ КОНТРАКТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Сварчевская Татьяна Сергеевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра хозяйственного права, аспирант; ПАО «Газпром Нефть», Дирекция крупных проектов, Департамент по контрактной работе, главный специалист по администрированию конкурентных процедур, e-mail: svarchewsky@yandex.ru

В статье рассмотрены основные принципы контрактной системы в сфере закупок, являющиеся для нее основополагающими. Важность принципов вызвана «непростой» обстановкой в экономике, обусловленной затянувшимся финансово-экономическим кризисом и сложившейся ситуацией в стране в условиях санкционной политики

Ключевые слова: принцип; контрактная система; единая информационная система; закупка товаров, работ и услуг; конкуренция

SYSTEM OF PRINCIPLES OF CONTRACT LEGAL RELATIONS

Svarchevskaya Tatiana S.

St. Petersburg State University of Economics, Department of Commercial Law, a graduate student; PJSC «Gazprom Neft», management of major projects, the Department of Contracts, chief specialist of administration of competitive procedures, e-mail: svarchewsky@yandex.ru

The article describes the basic principles of contract system in the procurement which are fundamental for it. The importance of principles has been caused by a «difficult» situation in the economy due to the prolonged economic and financial crisis and the situation in the country under sanctions policy

Keywords: principles; contract system; unified information system; procurement of goods, works and services; competition

Для цитирования: Сварчевская Т.С. Система принципов контрактных правоотношений // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58).

С. 120-124.

Принципы - это основополагающие начала, которые являются базисом для развития норм и правовых институтов. Они определяют основные направления этого развития и отражают свойства той или иной отрасли права. Контрактная система для обеспечения государственных и муниципальных нужд базируется на принципах, обладающих базовым значением при планировании закупок товаров, работ, услуг; определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей); для заключения контракта; особенностей исполнения контракта; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля в сфере закупок.

Основным достоинством Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) [1] можно считать переход Российской Федерации на контрактную систему, цель которой состоит в реализации единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнении государственных контрактов. Между тем Федеральный закон от 21.07.2005

№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) [2], действовавший до 01 января 2014 года [3], регламентировал только этап размещения заказов. Закрепленные в ст. 6 Закона № 44-ФЗ принципы представляют собой основные идеи, положения, образующие фундамент контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, а именно: открытость и прозрачность информации, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство в указанной сфере, а также ответственность за результат.

Как все общеправовые принципы, принципы контрактной системы в сфере закупок носят общеобязательный характер. В связи с этим их соблюдение при обеспечении контрактных правоотношений является обязательным требованием закона.

Принципы открытости и прозрачности (ст. 7) означают, что в нашей стране обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, который реализуется через общедоступную и безвозмездную единую информационную систему (далее - ЕИС).

Убедительным представляется мнение исследователя Д. Казанцева: «Открытость всех закупочных процессов должна обеспечить единая информационная система в сфере закупок..., регулированию которой в Законе уделено особое внимание. Открытыми должны стать все стадии закупочных отношений - от планирования закупочной деятельности и определения максимальной цены каждой закупки до исполнения заключенного по результатам размещения заказа госконтракта» [4].

В соответствии со ст. 4 Закона № 44-ФЗ единая информационная система имеет следующие цели: 1) формирование, обработка, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок; 2) контроль за соответствием определенной законом информации в сфере закупок; 3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов; 4) подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, указанные в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.

На Правительство РФ возложена обязанность по регулированию работы ЕИС. Во исполнение данного положения Закона № 44-ФЗ Правительством РФ принят ряд постановлений [5,6].

Решение Новгородского УФАС России об отказе в допуске к участию в аукционе [7], а также постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа [8] дают основание полагать, что несоблюдение рассматриваемого принципа в сфере закупок влечет за собой незаконность действий должностных лиц и недействительность принятых ими решений вследствие этих действий.

Принцип обеспечения конкуренции (ст. 8) дублирует положения Федерального закона «О защите конкуренции», направленного на обеспечение защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной

власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ [9].

Контрактная система в сфере закупок также направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

С.А. Сергеева справедливо утверждает: «С одной стороны, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. С другой стороны, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок» [10].

В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Как правило, при формировании аукционной документации заказчики формируют крупные по номенклатуре и количеству поставляемой продукции лоты. Однако при рассмотрении аналогичных вопросов ФАС России установлено, что далеко немногие поставщики детского питания в состоянии обеспечить в полном объеме поставку требуемого согласно техническому заданию ассортимента. Гораздо больше поставщиков имеют возможность поставить только часть требуемого ассортимента. И в случае разделения крупного лота на несколько количество потенциальных участников аукциона увеличивается. Таким образом, разделение продуктов детского питания на лоты при проведении подобных аукционов способствует развитию конкуренции, в

том числе делает доступным прямое участие в аукционах производителей [11].

Укрупнение лота влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств. Включение в один лот разного рода товара также приводит к ограничению конкуренции, что подтверждается решениями Вологодского [12] и Татарстанского [13] УФАС России.

Принцип профессионализма заказчика (ст. 9) служит определяющим началом деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок по вопросам назначения, распределения, исполнения обязанностей работников данных субъектов правоотношений. Профессионализм названных субъектов в итоге влияет на качество реализации целей законодательства о контрактной системе, на качество осуществления и контроля закупок [14].

Закон № 44-ФЗ раскрывает рассматриваемый принцип через призму двух составляющих:

1) осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок;

2) принятие мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ [15].

Министерство юстиции Российской Федерации 07 октября 2015 года зарегистрировало разработанный Министерством труда и социального развития Российской Федерации профессиональный стандарт для специалистов в сфере закупок, позволяющий не только определить, какие трудовые функции должен выполнять тот или иной специалист, но и какие требования к кандидату, в том числе его квалификации, образованию, опыту работы, навыкам и умениям, можно предъявить в период трудоустройства. Целью данного профессионального стандарта является контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для

обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд [16].

Принцип стимулирования инноваций (ст. 10) заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Как верно указано в научной литературе, «одним из нерешенных основных вопросов остается вопрос определения инновации в целях государственных и муниципальных нужд» [17]. Действительно, в России нет определенной законодательной дефиниции инновации, посредством которой бы заказчики решали, насколько товар, услуга или работа соответствуют параметрам инновации. Тем не менее в юридической литературе совершена попытка выделения системы отнесения продукции к инновационной и высокотехнологичной [18].

Во исполнение рассматриваемого принципа федеральными органами исполнительной власти разработаны критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки данной продукции.

Приказом Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» установлено, что к инновационной продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие совокупности критериев. К ним отнесены: 1) научно-техническая новизна; 2) внедрение товаров, работ, услуг; 3) экономический эффект реализации товаров, работ, услуг; 4) наукоёмкость товаров, работ, услуг. Последний из перечисленных критериев характеризуется использованием при производстве товара, выполнении работ, оказании услуг высококвалифицированного интеллектуального труда, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране и (или) новых (в течение последних трех лет) научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений.

К высокотехнологичной продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие совокупности критериев: 1) соответствию приоритетным направлениям развития науки,

технологий и техники в Российской Федерации; 2) высокотехнологичности товаров, работ, услуг [19].

Аналогичные разъяснения даны и другими исполнительными органами государственной власти, в частности, в Приказах Минкомсвязи России от 10.10.2013 № 286 [20], Минздрава России от 31.07.2013 № 514н [21], МЧС России от 14.12.2012 № 768 [22], Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618[23], иных.

По нашему мнению, необходимо систематизировать все используемые органами исполнительной власти критерии и дать единые определения понятий инновационная продукция и высокотехнологичная продукция. Это позволит в дальнейшем более четко применять на практике требования Закона№ 44-ФЗ.

Принцип единства контрактной системы в сфере закупок (ст. 11) обеспечивается едиными принципами и подходами в сфере закупок, позволяющими удовлетворять государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Его несоблюдение может быть основанием для обжалования действий и решений уполномоченных лиц. Примером целесообразности данного принципа является постановление Шестого арбитражного апелляционного суда [24].

Значение принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12) в следующем. Повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг - главная цель регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. «Исходя из этого, норма, установленная ч. 1 ст. 12 Федерального закона о закупках, является значимой в системе норм, регулирующих правоотношения в сфере закупок» [25]. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Иными словами, указанные органы должны четко придерживаться целей, закрепленных Законом № 44-ФЗ.

Данного принципа в правоприменительной практике придерживаются контролирующие органы и суды [26].

Для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность. Должностное лицо, в отношении которого установлена вина за несоблюдение требований законодательства в сфере закупок, лично несет административную, гражданскую, дисциплинарную или уголовную (в зависимости от тяжести деяния) ответственность.

На основе анализа системы принципов контрактных правоотношений, можно сделать вывод о том, что она достаточно полно раскрывает цели Закона № 44-ФЗ. Однако целесообразно дополнить её принципом гражданского права, принципом добросовестности. Данный принцип в контрактных отношениях обладает фундаментальным значением и, следовательно, заслуживает специального рассмотрения.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Закона № 44-ФЗ.

4. Казанцев Д. Не революция, а эволюция // ЭЖ-Ю-РИСТ. 2013. № 12. С. 2.

5. Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (вместе с «Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 2, ч. I, ст. 324.

6. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». УФАС России от 19.12.2014 по делу № 7611/03 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

7. Постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 04.03.2015 № Ф04-16769/2015 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» .URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 29.03.2016).

9. Сергеева С.А. Принцип обеспечения конкуренции закупок // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-5. С. 119.

10. Гладилина И.П., Васильева И.А. Управление закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2014. С. 32.

11. Решение Вологодского УФАС России от 06.11.2014 № 5-2/271-14 // Справ.-правовая система «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

12. Решение Татарстанского УФАС России от 24.10.2014 № ДМ-04/16416 // Справ.-правовая система «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

13. Альбова Е.Е. Принцип профессионализма заказчика контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 6 (19). С. 183.

14. Гапанович А.В. Профессионализм заказчика как принцип контрактной системы в сфере закупок // Юрист. 2014. № 12. С. 18.

15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71115336/#ixzz4AjrY0Di2 (дата обращения: 30.03.2016).

16. Альбова Е.Е. Принцип стимулирования инноваций в государственной контрактной системе // Потенциал современной науки. 2015. № 2 (10). С. 113.

17. Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. № 10. С. 26.

18. Российская газета. 2013. № 53. 13 марта.

19. Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 № 286 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» // Российская газета. 2014. № 74. 02 апреля.

20. Приказ Минздрава России от 31.07.2013 № 514н «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» // Российская газета. 2013. № 217. 27 сентября.

21. Приказ МЧС России от 14.12.2012 № 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» // Российская газета. 2013. № 42. 27 февраля.

22. Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 59. 20 марта.

23. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 № 06АП-5045/2014 по делу № А16-737/2014 // Справ.-правовая система «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 29.03.2016).

24. Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) (под ред. Р.Ю. Закирова) // Справ.-правовая система «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

25. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу № А35-5735/2014 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.