ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Принципы книжного оформления типографии Виленского университета (академии) Быкова А. К.
Быкова Анна Константиновна /Bykova Anna Konstantinovna - магистрант, кафедра истории и теории искусств, Белорусская государственная академия искусств, г. Минск
Аннотация: в статье рассматриваются основные приёмы художественного оформления учебной литературы, изданной в типографии Виленского университета (академии).
Ключевые слова: переплёт, форзац, книжный блок, искусство книги.
В период с конца XVI — первой трети XIX вв. одним из крупнейших книгоиздательских центров Восточной Европы являлась типография Виленского университета (академии)1. Основную часть её продукции составляла учебная литература [2, с. 18], в оформлении которой проявились основные тенденции и особенности книжного искусства того времени.
Конструктивно издания состояли из трех элементов: переплета, форзаца и книжного блока. Переплет соединял и сохранял страницы от загрязнений и повреждений. Вместе с тем, он являлся частью художественного убранства книги. Основой переплётных крышек был картон, а в качестве покровного материала использовалась кожа. Она была окрашена в разные оттенки коричневого цвета, благодаря чему учебники имели строгий, деловой вид. С XVIII в. стал известен способ окраски кожи под мрамор.
Элементы переплёта могли оставаться без дополнительной отделки, но, как правило, на их внешнюю поверхность методом тиснения наносились различные изображения. Самые простые — рамки, образованные одной или несколькими параллельными линиями, проведенными вдоль крышек. Обрамлением служили также полосы растительного орнамента. Для усиления художественной выразительности центральное поле заполнялось флеронами, медальонами, ромбами, или разделялось прямыми линиями на прямоугольные или квадратные формы. Нередко сразу несколько приемов сочеталась в одном переплёте.
Ряд причин обусловил использование и более скромных, дешёвых переплётов. Во-первых, образовательный процесс учебного заведения требовал ускоренного выпуска литературы. Во-вторых, учебники должны были быть доступными широкому кругу читателей. Поэтому многие из них имели полукожаный переплёт. Например, во многих грамматиках, словарях, книгах по риторике, географии кожей был покрыт только корешок, иногда — углы переплётных крышек. Остальная поверхность оклеивалась цветной бумагой с узорами. Применялись и еще более упрощенные типы переплётов — обложки. С большой долей вероятности можно говорить о том, что некоторые учебные пособия выходили в виде сброшюрованных тетрадей.
Учебные книги, как правило, имели удобный для пользования размер «in octavo». Внешние стороны книжного блока (обрезы) имели сплошную монохромную (синюю или красную), золоченую и крапчатую окраску.
Привлекательность издания во многом зависела от сорта бумаги. Ее свойства определяли общий облик внутренних элементов книги. Университетская типография
'Анализируется период деятельности типографии с момента основания учебного заведения — «Виленская иезуитская академия и университет» (1579 г.) до его закрытия в 1832 г. в статусе «Императорского Виленского университета».
закупала бумагу местного и зарубежного производства. Виленская отличалась полутемным цветом и меньшей прочностью, зарубежная была более качественной, светлой [1, с. 54]. Для форзацев применялась белая бумага, но известны издания, в которых она была разноцветной, например с «гребешковым» изображением.
Книжный блок издания обычно начинался с одинарного титульного листа, который предусматривал размещение на одной странице всех выходных данных. На обороте, как правило, печатались тексты «от автора», «к читателю», различные посвящения, изображения. Большинство книг университетской типографии было лишено авантитула и фронтисписа. Для организации страниц применялись шрифтовые и декоративные (рамки, заставки, концовки, инициалы) элементы, а также иллюстрации.
В таком виде издания университетской типографии выпускались до конца XVIII в. На рубеже веков предприятие оказалось в запущенном состоянии. Исправить ситуацию пытался Йозеф Завадский, который с 1805 года занялся делами по восстановлению книгоиздательской деятельности учебного заведения. Он осуществил реконструкцию печатного оборудования, заботился о приобретении первоклассных средств производства. Некоторое время для печати использовалась преимущественно английская, московская бумага [3, с. 44]. Однако военные события в Европе препятствовали получению зарубежных материалов. Кроме того, в граверной мастерской не хватало специалистов. Неблагоприятные условия не позволили Завадскому обогатить существующую систему книжного оформления. Он даже не смог ввести в конструкцию книги фронтиспис, которому придавал большое значение [3, с. 65].
Таким образом, основные принципы оформления изданий типографии Виленского университета (академии) сформировались еще в конце XVI — начале XVII вв. В деятельности печатников прослеживается стремление к выпуску учебных книг, удобных для повседневного использования. Вместе с тем уделялось внимание их эстетическим свойствам. Для украшения внешних и внутренних элементов, применялись специальные художественные приёмы (тиснение, отделка обрезов и др.), сочетанием которых создавался гармоничный книжный ансамбль.
Литература
1. Лауцявичус Э. Бумага в Литве в XV-XVШ вв. Вильнюс: Минтис, 1967. 284 с.
2. Петраускене И. С. Типография Вильнюсской Академии (1575-1773): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Вильнюс, 1973. 33 с.
3. СуЬыШ Я. J6zef Zawadski - ksi§garz, drukarz, wydawca. Warszawa: Ossolineum, 1972. 272 s.