УДК 655.534
ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА
XVIII ВЕКА
Тараканова Ольга Леонидовна
заведующая кафедрой истории книги и антикварно-букинистической торговли, доктор исторических наук, профессор Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А [email protected]
Аннотация. Рассматривается история отечественного переплетного дела в XVIII в. Изложены вопросы организации переплетного дела, основные типы и виды переплета и особенности их оформления.
Ключевые слова: XVIII в., переплетное дело, переплет, тип, вид, оформление переплета, Россия.
Цель данной работы — дать представление об организации отечественного переплетного дела в XVIII в., основных типах и видах переплета, особенностях их оформления.
Как известно, реформы Петра I, коснувшиеся всех областей экономики и культуры России в первой четверти XVIII в., не обошли стороной и книжное дело [1, 2], ярко проявились, оказав существенное влияние на оформление книг гражданской печати, издаваемых «не праздной ради красоты, а для вразумленья и наставленья чтущему» [3, с. 134].
Большинство книг в XVIII в. выходило из типографий в переплетах [4, л. 19; 5; 6, а140-144]. Переплет русской гражданской книги первой четверти столетия развивался в двух основных направлениях:
• использование традиций внешнего оформления древнерусской церковной книги;
• совершенствование подносного индивидуального переплета.
Первое направление нашло выражение в переплетах книг, отпечатанных Московской и Санкт-Петербургской типографиями и предназначенных для широкой продажи. Оформление их просто и деловито: крышки переплетов обтягивались темной телячьей кожей, поверхность которой, как правило, не украшалась. Исключение составлял лишь корешок, который членился бинтами на несколько частей (от 4 до 10); членения заполнялись одним (в начале века) крупным ромбовидным штампом или пятью мелкими. В первом и втором членениях сверху помещался титул книги. Значительно реже встречаются переплеты того времени, крышки которых украшены тиснением.
Уже в начале века в технологическом процессе изготовления книжных переплетов произошли существенные изменения. Так, в целях повышения прочности переплета стал подвергаться дополнительной обработке корешок: была введена кашировка (придание корешку грибообразной формы) и обжим блока после кругления корешка. Каптал ручного изготовления стали не пришивать, а приклеивать к книжным тетрадям. Громоздкие деревянные крышки переплета
были заменены более легкими и удобными крышками из картона. Вместо толстых ремней для сшивания книги стали использовать специальную тесьму, более тонкую и гибкую [7, с. 10].
В подносных индивидуальных переплетах, получивших дальнейшее развитие в XVIII в., использовались дорогие переплетные материалы, богатое золотое тиснение по крышкам и обрезу. В этом плане интересны «Реестры книг Собрания Петра I», в которых указаны такие разновидности переплетных материалов, как парча, бархат, трип (шерстяной бархат), атлас, камка (шелковая китайская ткань с разводами), объярь (волнистая шелковая ткань, затканная золотом) и др. [6, с. 141—142]
Известно, что Петр I, хорошо понимая значение печати в осуществляемых преобразованиях, пожелал лично детально ознакомиться с переплетным делом. Еще в 1683-1684 гг. ему во дворец из Книгопечатного приказа был доставлен для переплетения книг «стан со всякими снастями, бумага, веревки и прочие материалы и инвентарь» [8, с. 22]. О личном знакомстве царя с переплетным делом свидетельствует и его переписка. Так, он делает выговор боярину И.А. Мусину-Пушкину за то, что печатать в книгах «зело пред прежнею худа, нечиста и толста... також и переплет против оных же, ибо нынешней присылки переплет очень дурен. от того, что в кореню гораздо уско вяжет, отчего книги таращатца, и надлежит гораздо слабко и просторно в кореню делать. В Римплеро-вой чертежи впред переплетать к задней доске. Также несколько книг. вели напечатать и пере-плесть столь велики, каковы велики фигуры, чтоб не сгибая оныя, были в книге» [9, с. 12-13].
По всей видимости, переплетное дело в типографиях петровского и первого послепетровского времени было организовано так же, как и на Московском Печатном дворе конца XVII в. [2] Значительные изменения в нем мы наблюдаем уже во второй половине столетия. В 60-е гг. XVIII в. речь идет уже о переплете сравнительно больших партий книг (100-1000 экз.), которые можно было испол-
нить только группой мастеров. Так, 8 февраля 1740 г. переплетчику Стефану Рудину с товарищами «девяти человекам» было уплачено 621 руб. 30 коп. за переплет 1325 книги и 48 тысяч азбук [10, стб. 669], а в документах за 1763 г. рассказывается о переплетчике типографских книг купце Ьой гильдии Николае Иконникове, с которым был подписан контракт на 4 года. За этот период им переплетены 70 559 церковных книг [11, л. 1, 2/об, 5/об].
В 1766 г. конторой Московской синодальной типографии и канцелярией Московского императорского университета по царскому указу было принято решение об устройстве «публик» (объявлений), «...дабы желающие к переплету разного звания церковных типографских книг в типографской конторе являлись...» [12, л. 1, 6] для заключения договора на ряд лет. С этой целью были напечатаны 24 объявления и расклеены по всей Москве: в Немецкой слободе, у Гостиного двора, у Тверских, Арбатских, Сретенских, Пречистенских, Троицких, Москворецких, Боровицких и прочих ворот, у Типографского двора [12, л. 7/об]. По этим объявлениям «1767 года марта 22 дня в московскую типографскую контору явился тередор-щик Андрей Андреев [12, л. 1, 29, 35], а также переплетчик Иван Иванов «с товарищами». С ними был заключен договор на 4 года.
Из архивных материалов нам известны многие имена переплетчиков церковных книг Московской типографии XVШ в., работавших по порядному методу: Макарий Георгиев, Иван Иванов, Федор Федоров, Степан Родин, Матвей Кондратьев, Василий Павлов, Антип Федоров, Митрофан Осипов, Андрей Серебряков и др., тередорщики Николай Иванов, Михаил Тимофеев и Андрей Андреев, наборщик Иван Степанов, неоднократно переплетавшие книги.
Прежде всего в типографии переплетались книги, распределявшиеся бесплатно, то есть шедшие «в поднос» высокопоставленным особам или раздававшиеся работникам типографии [13, с. 84], а также предназначенные «для продажи в народ» [10, стб. 34-36]. Характерно, что тот или иной тип переплета предназначался для определенного сословия или чиновного ранга. В силу этого переплеты подносных книг делились на три группы: «высокие», «посредственные» и «немецкие» [14, л. 8/об — 11].
В «высокий» переплет одевалась книга, предназначенная для поднесения членам царской фамилии — «в красном сафьяне по обрезу и с гербом, с застежками» [12, л. 22/об — 25]. Книга в «посредственном» переплете — «по обрезу золотом, по коже аспидом и пристойным на них изображением с застежками литыми» [12, л. 1, 6] — была предназначена для высших членов правящего Синода. Книга, заключенная в «немецкий» переплет — «с павлиньим пером, а по обрезу киноварным и другим добрым прыском с застежками литыми.» — предназначалась для низших членов Синода [12, л. 1, 6].
Подносные экземпляры переплетались также «в золотую бумагу по обрезу золото» [15, л. 23] и в «красную бумагу по обрезу с прыском» [16, л. 8; 17, л. 11-11/об; 18, л. 1]. Встречались переплеты «в доброй
коже с напрыском хорошим и глянцем по кореню, где надлежит вызолочено. А на досках сверху и снизу с павлиньим пером, а по обрезу с пристойным добрым же резным напрыском и глянцем, с застежками литыми» [12, л. 22/об, 28/об, 30/об — 34/об], в белой бумаге [19, л. 138] и т.п.
Наличие переплета увеличивало продажную цену книги [20]. Размер этой наценки определялся разновидностью переплета и мастерством его исполнения. Можно предположить, что обычный переплет (рядовой, просто оформленный) стоил 10-30 коп., тогда как другие его разновидности стоили 50 коп. — 1 рубль и выше [13, с. 152-153].
Свидетельство о более высокой оплате подносных и других роскошных переплетов часто встречается в документах. Так, за книгу в «высоком» переплете форматом «в десть» в 1749 г. переплетчик получал до 2 руб., в то время как за книгу в «посредственном» переплете — 1 руб. [19, л. 153/об]. За подносные экземпляры, переплетенные «в золотую бумагу по обрезу золотом», да «в красную бумагу по обрезу пры-ском», переплетчик Митрофан Осипов получал в 1749 г. соответственно 5 и 2 коп., а за «продажный» экземпляр, покрытый белой бумагой — 1 коп. [19, л. 137138]. Это легко объясняется, поскольку переплет каждого подносного экземпляра изготавливался руками одного особо искусного мастера, тогда как в производстве переплетов «продажных» экземпляров (большая часть тиража) уже наблюдаются элементы «потока», разделения труда.
Наряду с Московской синодальной типографией в XVIII в. возникают и другие крупные предприятия печати: Петербургская, Морская, Сенатская типографии. Известно, что Петербургская типография еще в 1717 г. практиковала сдачу книжных переплетов в подряд [13, с. 84-85].
Книги типографии Петербургской Академии наук, начавшей работать в 1725-1727 гг., переплетались более просто и скромно, чем книги всех тогдашних типографий. Вероятно, в этом отразился практический характер деятельности самой Академии как государственного учреждения. В 1730 г. при академической типографии возникает особая переплетная палата [21, с. 51-52], в которой в 1741 г. уже работают 10 человек [22, с. 40]. Во второй половине века академическая переплетная мастерская сыграла важную роль в организации переплетного дела в России.
Продолжая традиции петровского времени, часть книг выпускается в темных цельнокожаных переплетах без украшений, исключение составляет лишь корешок. Однако в целом переплет заметно «повеселел»: кожа светлее, наряднее, она украшена прыском (краской) или тиснением. В переплетах «массового» характера линейное тиснение обрамляет центр переплетной крышки в виде прямоугольника, в углах которого помещены штампы цветочного орнамента. Середина прямоугольника выделяется прыском. Часто встречаются одноцветные кожаные переплеты, украшенные золотым тиснением (узкий орнаментальный бордюр по краю крышек или супер-экслибрис владельца книги — литерный или гербовый).
Корешок книг XVIII в., как правило, бинтовой, с цветочным орнаментом — каждое членение заполняется одним ромбовидным штампом или пятью мелкими. В одном из верхних членений тиснится название книги, а позднее и фамилия автора. Нередко для титула использовались наклейки из другой кожи, преимущественно красного или зеленого цветов.
Особую разновидность переплетов середины века составляют переплеты так называемых елизаветен-ских изданий, представляющие собой придворные развлекательные книги, скорее предметы роскоши: «маленькие, изящные, в платьях из белой и бледно-желтой, нежной, как бархат, кожи с цветным или густо золочеными обрезами. Есть и сплошные бархатные и шелковые переплеты» [5, с. 455-456]. В этом отношении типично одно из самых парадных изданий XVIII в. — «Описание коронации Елизаветы Петровны», выпущенное в 1744 г. типографией Академии наук. Как произведение книжного мастерства оно является первоклассным и характеризует очень высокий уровень развития русского типографского искусства. Переплет книги имел следующие разновидности:
• лучший (подарочный экземпляр) — переплет из красного сафьяна; на верхней крышке золотом вытиснен вензель императрицы в стиле рококо с короной; на нижней — царский герб;
• переплет с вытисненным золотом гербом Российской империи, царской короной, державой и скипетром;
• переплет без украшений.
Первыми изданиями относительно массового спроса следует считать книги Московской университетской типографии, начавшей работу в 1756 г. Серьезные по содержанию (в основном учебная, научная, художественная литература, переводная и оригинальная), они отличались простотой внутреннего и внешнего оформления. Большая их часть выходила в переплетах, для которых характерны три основные разновидности [23, л. 73-73/об], в том числе кожаный, немецкий (полукожаный переплет с кожаным бинтовым корешком, украшенным орнаментальным тиснением, и крышками, обклеенными форзацной бумагой ручной выделки) и бумажный. В последнем случае имеется в виду бумажная обложка, появившаяся в России во второй половине XVIII в.
Переплет книг сдавался, очевидно, университетской типографией (как и другими крупными типографиями России этого времени) в подряд. Так, в документах Московского университета [23, л. 8] сохранилась переписка его канцелярии с кабинетом «Ея импер. величества» по поводу изданий за счет кабинета, из которой явствует, что «.за переплет тех книг по расходам 1764 года плата не значится» [23, л. 2, 5, 8], то есть книги из типографии явно вышли «в тетрадях», непереплетенными. Переплетались же они позднее, так, «переплетчик Томас сказывал. что книги, повивальная бабка называемые, он переплетал летом (а донесение об от-печатании тиража книги датировано 28 окт. 1764 г. — примеч. автора). да пятьдесят экземпляров во французский переплет. И книги в переплет ему отданы из дома Его Превосходительства г-на Тайного Советника, Сенатора, и кавалера Адама Васильевича, при Кабине-
те курьера» [23, л. 8]. Подтверждением о подрядном методе работы переплетчиков типографии университета служит и совместное решение канцелярии с конторой Московской синодальной типографии об устройстве в 1766 г. «публик». К сожалению, вывести какие-либо закономерности в оценке того или иного вида переплета не удалось, поскольку в реестрах гражданских книг, хранящихся в типографии в «тетрадях» и переплетенными, как правило, не указана разновидность переплета, а также цена той же книги без переплета [23, л. 73-76/об]. Так, «География генеральная» в тетрадях (в десять) стоила 1 руб. 60 коп.; «Брауновых» в немецком переплете (в десять) — 1 руб. 20 коп.; «Тарифов» в кожаном переплете (в десять) — 0,50 коп.; «Описание коронации Государыни императрицы Екатерины Алексеевны» (в %) в тетради — 0,23 коп.
Известно, что в 1779-1792 гг. типографию Московского университета арендует Н.И. Новиков, в целях удешевления своих изданий внесший ряд организаторских улучшений в саму постановку книгопроизводства, в частности: печатание одного тиража в разных типографиях, договорные отношения издателей с книгопродавцами, систематическую рекламу и т.д. Предвосхищая дальнейшее развитие издательского дела, Новиков стремился к серийности и однотипности своих изданий, которые нередко имели удлиненный формат (высота, как правило, вдвое больше ширины книги) при 1/12 и 1/16 доли листа.
Одну из своих задач Н.И. Новиков видел в том, чтобы снабдить русских читателей книгами в добротных и дешевых переплетах [6, с. 152-154; 24, с. 159]. Его издания выходили в простых цельнокожаных переплетах без всяких украшений, полукожаных и картонных. Покупавшим книги в переплетах он делал 10-20% скидку [25, об. тит. л.], при этом особые льготы распространялись на учащихся. Стараниями Н.И. Новикова широкое распространение уже в этот период получает полукожаный издательский переплет (или переплет «в корешок»), а также переплет «в папку» — картонный переплет, корешок и крышки которого покрыты бумагой [24, с. 158-160].
Появление и распространение картонного переплета так же, как полукожанного переплета и издательской обложки, были связаны с постепенным расширением и демократизацией круга читателей русской книги в России в конце XVIII столетия. По сравнению с обложкой, носившей временный характер, переплет «в папку» был прочнее и ненамного дороже (на 10 коп.) [24, с. 160]. Первые картонные переплеты были «немыми», то есть название книги, ее автор и другие сведения на корешке и крышках отсутствовали. С течением времени картонный переплет эволюционировал в издательский картонаж, который явился синтезом печатной издательской обложки и «немого» одноцветного переплета. Одним из ранних переплетов этого вида является переплет книги А.Ф. Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние», отпечатанной Университетской типографией в 1796 г. Этот вид переплета в конце XVIII в. употреблялся почти исключительно для малоформатных изданий ( в 1/8, 1/12, 1/16 долю листа) [26, с. 33].
Заслуга введения картонного переплета в издательскую практику России принадлежит Московской университетской типографии, в самом конце столетия взятой в аренду Х. Радигером и Х. Клаудием. Это нововведение происходит под влиянием соответствующих образов немецкой продукции в эпоху, когда уже начинается повсеместное внедрение машинного производства книжного переплета.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. История книги: учебник для вузов / под ред. А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой. — М.: Издательство МГУП «Мир книги», 1998.
2. Куприянова Т.Г. Печатный двор при Петре I: монография. — М.: Изд-во МГУП, 1999.
3. Сидоров А.А. История оформления русской книги. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1964.
4. Шибанов В.П. Редкая и художественная книга на протяжении всех веков существования печати. Текст лекций, прочитанных в «Международной книге». 1928-1929. // РГАЛИ, Ф. 342, Картон 53, ед. хр.15.
5. Книга в России. В 2-х т. / под ред. В.Я. Адарюкова и А.А.Сидорова. Т. 1. Русская книга от начала письменности до 1800 года. — М.: Госиздат, 1924.
6. Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета // Книга: Исследования и материалы. — 1959. Сб. 1.
7. Баландин М.В. Брошюровочно-переплетное производство. — М.: Искусство, 1963.
8. Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки АН СССР. Вып. 1. XVIII в. М., 1956.
9. Письма и бумаги императора Петра Великого. — М.; Л., 1950. Т. 9, Вып. 1.
10. Описание документов и дел архива Синода. — СПб., 1908. — Т. 20.
11. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 2, ед. хр. 487.
12. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 2, ед. хр. 551.
13. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII в. — Л.: Наука, 1976.
14. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 2, ед. хр. 193.
15. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1, ед. хр. 905.
16. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1, ед. хр. 2705.
17. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1, ед. хр. 5771.
18. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1, ед. хр. 5772.
19. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 2, ед. хр. 241.
20.Адрианова В.П. Материалы для истории цен на книги в Древней Руси XVI-XVШ вв. — СПб., 1912. (Памятники древней письменности и искусства; CLXXVШ).
21. История Академии Наук СССР. В 3-х т. Т. 1. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — Т. 1.
22. Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время: 1725-1740. — Л.: Наука, 1976.
23. РГАДА. Ф. 17, ед. хр. 39.
24. Полонская И.М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. // Книга. Исследования и материалы, 1979. Сб. 38.
25. Роспись российским книгам, которые продаются без переплета и в разных переплетах в Университетской книжной лавке, что у Воскресенских ворот в Москве. — М., 1782.
26. Полонская И.М. К истории русской издательской обложки и переплета XVIII в. // Всесоюзн. научн. конф. «Книга в России до середины XIX в.»: тезисы докл. / БАН СССР. — Л., 1976.
FROM HISTORY OF BINDING BUSINESS IN RUSSIA JF THE XVIII CENTURY
Olga Leonidovna Tarakanova
Moscow State University of Printing Arts 127550, Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А
Annotation. Article to devoted to the history of Russian binding business in the XVIII century, to features of its organization, types, kinds and art of covers.
Keywords: XVIII century, binding business, types, kids of covers, Russia.