Научная статья на тему 'Элитные издания: modern era'

Элитные издания: modern era Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
387
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО-ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ЭЛИТНЫХ ИЗДАНИЙ / РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ / WORLD CULTURE DEVELOPMENT / ELITE EDITIONS REFLECTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головко Светлана Ивановна

В аспекте исследования социокультурного контекста России конца XX начала XXI века анализируется тенденция современной художественной культуры, проявляющаяся в дифференциации «массовой» и «элитарной» книжной продукции. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nvestigating the social-cultural context of Russia at the end of the 20th the beginning of the 21st centuries, the tendency of the modern artistic culture, which manifests itself in the differentiation of "mass" and "elitist" book production, is analyzed.

Текст научной работы на тему «Элитные издания: modern era»

Филологически ннуки

ЭЛИТНЫЕ ИЗДАНИЯ: MODERN ERA

С.И. Головко

ELITE EDITIONS: MODERN ERA Golovko S.I.

Investigating the social-cultural context of Russia at the end of the 20h - the beginning of the 21st centuries, the tendency of the modern artistic culture, which manifests itself in the differentiation of "mass" and "elitist" book production, is analyzed. Basing on a great number of facts the author considers the discursive and image-illustrative specifics of elite editions reflecting the stages of the world culture development.

В аспекте исследования социокультурного контекста России конца XX - начала XXI века анализируется тенденция современной художественной культуры, проявляющаяся в дифференциации «массовой» и «элитарной» книжной продукции. На большом фактическом материале рассматривается как дискурсивная, так и образно-иллюстративная специфика элитных изданий, отражающая стадиальны1е этапыi развития мировой культурыI.

В конце 1980-х годов все яснее в русском книгоиздании проявляется общая тенденция современной художественной культуры, разделяющейся на «массовую» и «элитарную», выразившаяся в возросшем интересе к элитарным, художественно-иллюстрированным, «роскошным» изданиям элитарно-авторского самовыражения (например, суперэстетские «Альбомы» Ильи Кабакова). На Западе традиция «роскошных» изданий в ХХ столетии процветала. В России этого времени подобных изданий почти не было. Эксклюзивная, коллекционная книга в СССР всегда считалась «буржуазной роскошью», ненужным изыском. Даже твердая обложка появилась только в середине 30-х годов благодаря деятельности издательства «Academia», руководство которого утверждало благородный вкус. До этого книги выходили в картонаже, большими тиражами по дешевой цене. Традиции издания коллекционной книги в России, имевшей богатый опыт в этой области книгоиздания, прервались. Новый этап возрождения «роскошной» книги был вызван коренными социокультурными, общественно-экономическими изменениями. Книжная индустрия, испытывающая довлеющее влияние современных, экономических, социально-политических и культурных реалий, вкусов и потребностей новых категорий покупателей и ценителей книги, коллекционеров, стала постепенно издавать для ограниченного круга потребителей роскошные издания, причем их роскошь, по-нашему мнению, превосхо-

УДК 094.3.

дит все ранее созданное в этой области книжного и полиграфического искусства. Выпуск первых элитных книг датируется началом 1990-х годов и связан с деятельностью издателя Александра Севастьянова (1).

A.Н. Севастьянов вместе с художником Ю.В. Шестаковым возобновили традицию создания коллекционных художественных книг, издав в 1992 году в Москве, в издательстве «Просвет» первую после Октябрьской революции коллекционную книгу с соблюдением всех канонических норм - «Избранное» Франсуа Виньона. В следующем 1993 году вышли издания: Шарль Бодлер «Избранное», К.-И. ОКМ*** «Куртуазные поэмы» в оформлении Льва Крапивницкого, Абрам Эфрос «Эротические сонеты» в оформлении художника Юрия Рыжика, Василий Пушкин «Опасный сосед» (оформление художника Сергея Миклашевича). В его же оформлении, спустя год, в 1994 году вышла книга: Александр Блок «Двенадцать». За издания Ш. Бодлера, А. Эфроса, В. Пушкина издатель получил в 1993 году на традиционном конкурсе «Искусство книги» наивысшую награду - диплом и премию им.

B.А. Фаворского. В оформлении Юрия Шес-такова у Александра Севастьянова вышла книга французского писателя эпохи гуманизма Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Художник украсил книгу двумя фронтисписами, семью разворотами, по две иллюстрации на каждом, и «Cull de Lamp», -концевой иллюстрацией с портретом Рабле -известное достоверное изображение писателя - в орнаментальной рамке. Фронтиспис художник оформил как два окна в мир, где обитают персонажи, которые даны с некоторой высоты для усиления пространственного эффекта. Цветная печать, обложка и футляр цвета «коралл» подчеркивают роскошь издания. Рынок «роскошных» изданий в России того времени был узок и хотя тиражи колебались от 35 до 100 книги не были распроданы. Финансовые трудности не позволили издателю осуществить другие проекты по изданию таких «роскошных» книг, как: Эразм Роттердамский «Похвала глупости», «Античная эпиграмма» и др. Воссозданный Севастьяновым кружок любителей русских

изящных изданий не смог функционировать из-за отсутствия денег. В середине 1990-х годов издательство «Александр Принт» стало выпускать серию «Страницы российской истории» в переплетах «под медь». Московское издательство «Белый Город» с 1995 г. издает небольшую часть тиражей дорогими, роскошными изданиями альбомы по искусству и истории в натуральной коже, с трехсторонним золочением обрезов, с медными скобками; красочно оформленные книги по истории и культуре; уникальные иллюстрированные подарочные издания, отличающиеся великолепной полиграфией, цветными иллюстрациями. Большинство изданий печатается в Италии, обеспечено превосходным европейским качеством полиграфии, выпускается в больших форматах, в суперобложках, в кожаных футлярах, с золотым тиснением. Изумительно издана книга «Летопись двух столиц», содержащая более полутора тысяч репродукций, картин, старинных рисунков, гравюр и карт; иллюстрированный материал помогает наглядно представить жизнь каждой из столиц в историческом ракурсе. Это настоящий образец книгоиздательского искусства в кожаном переплете, с золотым обрезом, накладными медными пластинами, стоимостью в 11 тыс. рублей. Настоящее произведение искусства, самое роскошное и дорогое (почти 19 тыс. рублей) российское издание 2003 г. -«Санкт-Петербург. 1703-2003» (формат 240х340 мм) с уникальной полиграфией класса суперлюкс, в подарочной шкатулке с посеребренным накладным элементом, посеребренный, позолоченный и покрытый цветными эмалями герб города, двухцветное тиснение из серебряной фольги. Это юбилейное издание к 300-летию Санкт-Петербурга украшают более тысячи великолепных иллюстраций о достопримечательностях и значительных событиях великой истории северной столицы России. Лучшие в России подарочные издания в роскошных медных обложках и обложках из натуральной кожи по образцу старинных фолиантов, великолепно иллюстрированные, с текстом параллельно на двух языках (русском и английском), европейским качеством печати,

золотым тиснением, в шкатулках из ценных пород дерева, предназначены для элитарной публики. Уникальное подарочное издание в лучших традициях драгоценных фолиантов из царских библиотек, «Российская летопись» (2003 г.; формат 245х335 мм), подготовленное издательством «Белый Город», облачено в кожаный переплет, украшено более 1000 иллюстрациями, старинными гравюрами, цветными картами, накладными медными пластинами, трехсторонним золотым обрезом и представляет объективные факты российской истории вместе с текстом книги, над созданием которого автор работал десять лет. Стоимость издания превышала 11 тысяч рублей. Лучшей книгой 2002 года в номинации «Возрождение русской духовности» стала книга В.М. Соловьева «История России для детей и взрослых» (формат 220х280 мм), красивая, не имеющая аналогов на российском книжном рынке, книга, украшенная 1 500 иллюстрациями. Читателю представлены страницы российской славы и трагические страницы в судьбе России, широкая историческая панорама событий. Автор преподносит исторические знания в яркой, необычной форме, что привлекает внимание читателей самого разного возраста. Книга содержит рассказ о происхождении имен и об истории русских фамилий, о хазарах и печенегах, о крещении Руси, о появлении первых книг, княжеских раздорах, монголо-татарских набегах и многих других исторических событиях, дает толкование архаичных мер длины, веса, объема и площади. Красочные иллюстрации представляют языческие божества и духи, которые почитали древние славяне, гербы старинных городов: Великого Новгорода, Пскова, Ростова Великого, Мурома и др. Книга подготовлена известным специалистом в области отечественной истории и культурологии Владимиром Михайловичем Соловьевым. Она заканчивается событиями 2000 года, автор ее надеется, что «впереди у нашего Отечества счастливая судьба. Ведь в русской истории не раз бывало, когда тяжелые годы бед и невзгод оставались позади, и жизнь потихоньку налаживалась и входила в свою колею».

Весь ход отечественной истории, от древности до наших дней, прослеживает автор книги «Россия: Великая судьба» (формат 270х360 мм) Перевезенцев С.П., историк, философ, писатель, доктор исторических наук, известный своими работами не только в России, но и за рубежом. Роскошный том в штапельном переплете, суперобложке, с трехсторонним золотым обрезом, заключен в короб. Изображение Кремля с рамкой из растительного орнамента и золотых накладок, которые имитируют старинные фолианты, украшает переплет издания стоимостью в 4 500 рублей. Издание в кожаном переплете с золотым тиснением, трехсторонним золотым обрезом, украшенное гербом России (художественное литье, эмаль) оценено в 18 000 рублей. В этой уникальной книге представлено 600 цветных иллюстраций лучших российских художников. Достоинство издания заключается и в том, что автор сопровождает свой текст фрагментами исторических документов и художественных произведений, стихами замечательных поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Ап. Майкова, И. Бунина. Например, отрывок из «Повести временных лет» предшествует первой главе «Откуда пошла Русская земля?» Текст украшают иллюстративные воспроизведения живописных полотен Павла Брюллова «Пейзаж с рекой», Константина Коровина «Северная идиллия», Лавра Пла-хова «Отдых во время сенокоса». Живописные портреты и пейзажи работы Ильи Глазунова, Николая Рериха, Михаила Клодта украшают главу, «Кто такие варяги?» Подлинный текст грамоты Церковного и Земского соборов 1613 года о призвании на царство Михаила Федоровича Романова предваряет главу «Вселенское православное царство». Портрет царя Михаила Федоровича художника Иоганна Ведекинда украшает эту главу в книге. Многовековой опыт российского народа изложен автором обстоятельной и достоверно, его гипотезы и выводы подкрепляются цитатами из русских летописей, свидетельствами современников, историческими документами. Чем роскошнее оформление книги, тем она дороже: уникальный альбом «Россия: Великая судьба» в

обычном варианте стоит четыре с половиной тысячи, в коже - пятнадцать тысяч, в коробе из красного дерева с бархатной обивкой внутри - сорок пять тысяч. Альбом «Иван Айвазовский» (формат 250х360 мм) в футляре, с шелкографией стоит свыше 8 тысяч рублей, в кожаном переплете, кожаном футляре, с золотым тиснением - свыше 14 тысяч рублей. В великолепном убранстве издана книга «Романовы. 300 лет служения России» (формат (270х360): кожаный переплет с золотым тиснением, трехсторонний золотой обрез, обложку украшает накладной элемент (корона Российской империи, художественное шитье, полудрагоценный камень), закладка золотого шитья. Стоимость издания - 18 тыс. рублей. Книги издательства удостоены многочисленных наград на самых престижных выставках России и Европы; трижды (1999, 2000, 2001 г.) его издания признавались лучшими в России.

В роскошном оформлении часть тиража иллюстрированных изданий (1 000 экз.) выпускает издательство «Рипол классик», пять нумерованных экземпляров по цене сто тысяч рублей издаются с применением фарфора и других «некнижных» материалов. Издательство «Приоритет-Пресс» в переплетах ручной работы тиражом по сто экземпляров выпускает элитные книги. «Роскошные» книги выпускают издательства «АСМО-Пресс», «Слово», «Янтарный сказ», «Интеррос», «Вита Нова». Основанное в 2000 году в Санкт-Петербурге издательство «Вита Нова» выпускает роскошные, стильные книги, специализируется на выпуске малотиражных коллекционных изданий в самых лучших традициях книгопечатания в сочетании с академической подготовкой текста. Ведущие российские и зарубежные литературоведы, искусствоведы, дизайнеры и художники принимают участие в создании книг. Издательство «Вита Нова» было удостоено награды «Золотая книга России» на XV ММКВЯ в 2002 году. «За возрождение лучших традиций мировой культуры», - такими словами из Почетной грамоты Комитета по печати и связям с общественностью оценена культуротворческая деятельность издательства. Издательство

«Вита Нова», ориентированное на роскошные дорогостоящие издания, стремящееся создавать книги для новых фамильных библиотек новых российских и буржуазных людей, к которым будет обращаться не одно поколение, выпускает серию «Фамильная библиотека». Название серии оправданно -такие книги оставляют правнукам. Произведения Овидия оформлены французскими гравюрами XVI-XVII веков, в переводе Сергея Шервинского с великолепным справочным аппаратом, составленным М. Гаспаро-вым, сочинения Вольтера, переведенные Пушкиным, Гумилевым, Адамовичем, Георгием Ивановым, Лозинским, иллюстрированные французскими граверами XVIII-XIX веков, «Дон Кихот» Сервантеса, «Божественная комедия» Данте с иллюстрациями знаменитого Гюстава Доре. Книги напечатаны на бумаге потрясающего качества, в кожаном переплете, с предусмотренным на форзаце окошком для экслибриса или других владельческих помет. В серии «Рукописи» выпустило сборник Даниила Хармса «Случаи и вещи» (2004 г.), отличающийся чрезмерной роскошью: в натуральной коже с тиснением золотой фольгой, золотого цвета металлическими уголками. Подарочное издание напечатано на шикарной бумаге, украшено более чем 160 иллюстрациями, большинство из которых (115) - рисунки замечательного художника Юрия Штапако-ва, выполненные специально для этого издания, остальные - рисунки самого Хармса, фотографии писателя, его женщин и друзей. Иллюстрации сделаны в технике свободной гравюры сухой иглой на старом затертом пластике и помогают увидеть «best» Хармса. Книга Д. Хармса «Случаи и вещи» в издании «Вита Нова» - издание коллекционное, предназначенное скорее для восхищения искусством его оформления, предмет роскоши. Оформление серии «Рукописи» в целом оригинально: составной переплет из натуральной кожи с золотым тиснением защищен и украшен металлическими уголками. Он стилизован под канцелярскую папку с авторской рукописью. Уникальность этой серии подчеркивает «Паспорт издания», помещенный на форзаце. Серия посвящена

выдающимся писателям ХХ века и проиллюстрирована лучшими современными художниками. Серия «Жизнеописания» издательства «Вита Нова» посвящена выдающимся деятелям отечественной культуры: книга В. Шубинского «Жизнь поэта», вышедшая в этой серии, рассказывает о трагической судьбе Николая Гумилева. При издательстве «Терра» создан книжный клуб любителей редкой книги «МопрЫ8т> («Мон-плезир»), который наряду с выпуском факсимильных переизданий шедевров русского книжного искусства, уникальных книжных памятников занимается изданием оригинальных современных книг в роскошном оформлении (2). Тиражи изданий определяют заказы и составляют от 20 до 100 экземпляров, распространяются среди членов клуба по цене от 5 до 60 тыс. рублей за том. Такие книги не направляются в Российскую книжную палату, и доступны они очень немногим. Так, переизданы книги: «Живописная Россия» (1881-1901 гг.) в 19-ти томах альбомного формата в кожаном переплете со сложным золотым тиснением, с трехсторонним золотым обрезом, ляссе, на мелованной бумаге, с орнаментально-декоративным форзацем, иллюстрациями в тексте и на вклейках; «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» Н.И. Кутепова в четырех томах (1896-1911 гг.) с золотым обрезом с трех сторон, в серебре и парче, с металлическими наугольниками, на матовой мелованной бумаге; двухтомник «Коронационный сборник» (1896 г.). Факсимильно воспроизведена уникальная рукописная книга 1592 г. «Житие Сергея Радонежского». Иллюстрации к художественным произведениям - Л. Мильтона «Потерянный рай»; И. Гете «Фауст», Н. Гоголя «Мертвые души», Л. Ариосто «Неистовый Роланд», Ш. Перро «Сказки» - воспроизводятся в основном непосредственно с оригинальных авторских форм, текст же набирается заново. Издание «История французской гравюры», включающее 1300 гравюр, воспроизведенных по единственному в России французскому изданию XIX в., отличается оригинальной конструкцией: все гравюры помещены в прозрачные папки, скрепляе-

мые разъемным механизмом, что позволяет извлекать при необходимости для демонстрации любую из гравюр. Все издание помещено в четыре короба с общим весом более 40 кг. За три года, 2001, 2003, 2004 гг., книжный клуб «МопрЫ8т» выпустил более 260 томов в итальянских и отечественных типографиях. Так же роскошно, что и книги, изданы каталоги клуба: кожаный переплет, трехсторонний золотой обрез, три ляссе; наклейка, на которую от руки вписывается номер экземпляра и имя члена клуба, помещена на задней переплетной крышке. Интересная экспериментальная уникальная деятельность отличает издательство П. Суспицына «Редкая книга из Санкт-Петербурга» (3). В 1998 году в Эрмитаже на выставке «Искусство рукотворной книги» было представлено 17 книг, выпущенных этим издательством. Тираж изданий не превышает двадцати пяти экземпляров, ручной набор, высокая печать, бумага ручной выделки; в оформлении книг используются кожа, металл, керамика, мрамор. Книги издательства - «Дон Кихот» (художник Илья Богдеско), «Екклезиаст» (художник Юрий Люкшин), «Псалмы Давида» (Павел Татарников), «Бестиарий» (Александр Андреев), «XII акварелей на темы Виргилия» (Андрей Ваньков) - хранятся как в российских научных библиотеках: Эрмитажа, Российской национальной библиотеке (РНБ), так и в зарубежных книгохранилищах: Британского музея, Баварской национальной библиотеке в Мюнхене, Нью-Йоркской публичной библиотеке. Каждая книга этого уникального собрания драгоценна, изобретательна, оригинальна по-своему: «Антигона» Софокла, например, издана в кожаном переплете с керамическими элементами в оформлении обложки и с керамической маркой издательства; рукописный текст на древнегреческом, фрагментарно расположенный якобы на обрывках пергаментов. Издательство своей главной целью считает возрождение искусства книги. «Редкая книга» издает библиофильскую продукцию для коллекционеров, элитарной публики, соединяя старинные традиции русских мастеров и мастерство современного дизайна современных художников с совре-

менным мышлением. Издательство П. Сус-пицына выпускает книги в традиции, идущей от французских «livre d'artiste», (начало их издания связано с именем издателя Вол-лара), или малотиражные книги с авторскими оттисками, которые относятся к «книгам художника».

Одно из крупнейших современных издательств в области художественной литературы - «Азбука», созданное в 1995 году М. Крютченко, В. Назаровым, В. Пожидае-вым, и входящее в число пяти основных издательских кампаний России. Многие издательские проекты «Азбуки» награждены престижными российскими профессиональными премиями и дипломами. Одна из самых популярных серий издательства - «Азбука-классика». В 2004 году Почетный диплом лауреата конкурса «АСКИ» (Ассоциации книгоиздателей) «Лучшие книги -2004» был вручен «Азбуке-классике» за оригинальность издательского проекта и высокое качество двухтомного «Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства» В.Г. Власова. Ежегодная книжная премия «Серебряная литера» по решению жюри и оргкомитета IV Международной ярмарки «Невский книжный форум» в номинации «Зарубежная литература» была присуждена издательству «Азбука - классика» за двухтомник Данте Габриэля Россети «Дом жизни» и «Письма». Вошедшие в двухтомник избранные письма и литературное наследие выдающегося английского поэта и художника, основателя «прерафаэлитского братства» Д.Г. Россетти (1828-1882) позволяют читателю перенестись в атмосферу интеллектуальной и художественной жизни Лондона викторианской эпохи. Обложка и футляр выполнены в шелке, издание прекрасно иллюстрировано (стоимость 660 рублей в ценах 2005 года). В издательстве «Аврора» вышел классический труд Л.Е. Шепелева, посвященный униформе, геральдике и титулам Российской империи «Титулы, мундиры и ордена Российской империи» (2003 г.). Книга выдержала под разными названиями немало изданий, является классической работой в этой отрасли. Издание выпущено на отличной бумаге с пре-

красным иллюстрированным материалом, заключено в красочную коробку, снабжено закладкой из синей ленточки; к нему приложены словари и указатели.

В Москве «роскошные» книги издает Н. Скрябин. Жизнь «роскошной» книги продолжается. Одна из самых острых и драматических, актуальных проблем современности - размежевание массовой и элитарной художественной культуры. Новые книги не для всех - форма элитарно-авторского самовыражения художников книги, издателей на современном этапе - продолжают многовековую историю «роскошной» книги. «Роскошные», подносные, сувенирные, подарочные, юбилейные, супер-издания, книги для немногих - каким бы термином ни обозначились элитные издания, предназначенные для респектабельной публики и представляющие подлинный интерес для библиофилов, тонких ценителей прекрасного, коллекционеров, - они составляют часть художественной отечественной культуры, являясь предметом гордости гением человека; памятниками книжной культуры, достойными такого же восхищения как семь чудес света, картины знаменитых художников, замечательные памятники архитектуры. Рукописные и печатные, старинные и современные, они воплотили в себе все лучшее из созданного старыми мастерами и художниками современного мира, знаменитыми мастерами - типографами прошлого и великолепными современными типографскими предприятиями. Подлинные произведения оформительского и полиграфического искусства, они остались в истории как памятники культуры и живут как образцы высокого мастерства художников, печатников, наборщиков, переплетчиков, цинкографов, граверов, редакторов, издателей, организаторов издательского дела. «Роскошная» книга как предмет наслаждения ею, как произведением искусства, как альтернатива полиграфической массовой продукции, ежедневно нас окружающей, будет существовать во времени, радуя утонченнейших библиофилов, коллекционеров, знатоков и любителей книги, обогащая отечественную историю книги. Книге в этой ипостаси может быть как раз и

суждена более долгая жизнь в параллельном существовании с электронной книгой (есть примеры ксероксной, компьютерной книги). Следует заметить, что в настоящее время редкая «роскошная» книга издается изначально как музейный экспонат, потому что в России сегодняшней очень мало частных собирателей, нет специальных салонов и галерей; книги эти покупают зарубежные музеи и библиотеки, богатые «новые русские». Но постепенно формируется спрос на эти издания. Редкая, артистичная, роскошная библиофильская книга - уникальна, представляет собой непрерывную традицию, которую необходимо сохранять и в компьютерном сообществе в качестве противопоставления чувственного контакта с книгой как художественным объектом самовыражения и контакта с объектом механизированным. Организация выставок редких, уникальных, «роскошных» изданий не только в художественных магазинах, культурных центрах, но и в библиотеках, книжных магазинах могла бы способствовать формированию большого спроса на них, распространению информации об этом направлении в искусстве книги.

«Книга не для всех» стоит в одном ряду таких художественно-эстетических явлений, как «музыка не для всех», «кино не

для всех». Одна «роскошно» изданная книга XIX века называлась «Княжая песнь». Изысканная, эксклюзивная, «роскошная», элитная книга для элитарной публики занимает все более заметное место в современном русском книгоиздании, пополняя фонды музеев, библиотек, частные коллекции, библиофильские собрания.

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

Севастьянов А. Роман с «роскошной»... книгой / А. Севастьянов // Декоративное искусство. - 2000. - № 4. - С. 45-46. Солоненко В.К. Книги не для всех / В.К. Со-лоненко // Библиография. - 2004. - № 6. - С. 49-52.

Елагина Е. Редкая книга Петра Суспицына / Е. Елагина // Декоративное искусство. -2000. - № 3. - С. 50-51.

Об авторе

Головко Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и библиотековедения СГУ, автор 50 статей по современным проблемам библиотековедения, биб-лиографоведения профессионального библиотечного образования, опубликованных главным образом, в центральной научной печати. Награждена почетным знаком Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре» (1998).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.