Научная статья на тему 'Исторические и конструктивные аспекты применения переплетов в России'

Исторические и конструктивные аспекты применения переплетов в России Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
297
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические и конструктивные аспекты применения переплетов в России»

Исторические и конструктивные аспекты применения переплетов в России

И.К. Корнилов,

д.с.н., к.т.н., профессор кафедры технологии печатных и послепечатных процессов

С.Г. Маркова,

к.т.н., доцент кафедры технологии печатных и послепечатных процессов

Переплет в России стал известен только с появлением рукописных книг - кодексов. Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева. Переплетные доски обрезались по формату книжного блока и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась внутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. Корешок книги делали плоским или круглым, без отстава. Каждая книга снабжалась застежками или завязками, обрезы раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры.

В зависимости от целевого назначения рукописных книг их переплеты делились на окладные и обиходные. Окладные деревянные переплеты обтягивались кожей или тканью (атласом, бархатом) и украшались чеканкой, финифтью, драгоценными камнями или стразами. Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовались во время богослужения или религиозных церемоний. Наиболее ранним окладом считается переплет Мстиславова Евангелия, созданный в XII веке в Константинополе и по мере обветшания обновлявшийся русскими мастерами. В настоящее время эта книга хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Первым точно датированным произведением окладного русского искусства является переплет Евангелия Недельного, создан-

ный в 1392 году по заказу боярина Федора Кошки и ныне хранящийся в Российской государственной библиотеке.

Книги, предназначенные для повседневного пользования, «одевали» в простые, обиходные переплеты. Обиходный деревянный переплет обтягивался кожей или холстом и имел минимум украшений (металлические наугольники, тиснение по коже).

В Государственном историческом музее в Москве хранится экземпляр «Апостола» Ивана Федорова 1564 года, заключенный в необычный для того времени переплет: на верхней крышке цельнокожа-ного переплета, богато украшенной блинтовым тиснением, в прямоугольной рамке золотом воспроизведены двуглавый орел и надпись, свидетельствующая о том, что это личный экземпляр царя Ивана Грозного. Это первый известный случай употребления суперэкслибриса (владельческого знака, вытисненного на переплете) как элемента украшения переплета и первое тиснение золотом на коже в русском переплетном деле.

Развитие переплетного дела в России в XVI-XVП веках тесно связано с работой Московского печатного двора, при котором уже в конце XVI века начала функционировать переплетная мастерская. Основная часть продукции Московского печатного двора была предназначена для продажи и выпускалась в единообразных простых цельно-кожаных переплетах, скромно украшенных блинтовым тиснением. В центре крышек переплетов, предназначенных для продажи, часто помещался фирменный знак Московского печатного двора - клеймо с изображением битвы между львом и единорогом, заключенное в круговую надпись. Над кругом изображены две птицы, а под ними - цветы. Вся композиция помещена в прямоугольник, окаймленный бордюром из орнамента. Со временем этот знак претерпел многочисленные изменения. В мастерской печатного двора изготавливали и «подносные», то есть предназначенные для подарка, особо роскошные переплеты из дорогих материалов - сафьяна, тонкой, мягкой, прочной и красивой кожи, бархата, шелка, парчи - с золотым тиснением и искусно гравированными застежками. Переплетением книг на заказ занимались также мастерские посольского приказа и приказа тайных дел, при котором функционировал небольшой сафьяновый завод.

В XVII веке переплет изменился: переплетные доски теперь выступают над книжным блоком (появление кантов), а ровный и плоский корешок книги стал «бинтовым», то есть разделенным на части поперечными кожаными валиками (бинтами), скрывающими бечеву или дратву, которой скреплялся книжный блок. Впервые на корешок было вынесено название книги, пока еще в сокращенном виде. Усложнился рисунок тиснения на крышках переплета.

На рубеже XVП-XVШ веков деревянные крышки переплета заменили на картонные. В соответствии с духом петровских реформ, в

начале XVIII века распространение получили строго оформленные переплеты: крышки, как правило, обтягивались темной телячьей кожей без украшений, корешок бинтами делился на части, в одном из верхних его членений помещалось краткое название книги. Значительно реже встречаются цельнокожаные переплеты с узкой, тисненной золотом орнаментальной рамкой или украшенной брызгами краски поверхностью.

В то же время происходили существенные изменения в технологическом процессе изготовления книжных переплетов. Для повышения прочности переплета была введена новая операция по обработке корешка для придания ему грибообразной формы (технологическая операция, связанная с круглением корешка и отгибкой фальцев крайних тетрадей). Вместо толстых ремней для скрепления блока стали использовать тонкий и гибкий каптал.

Искусство переплета продолжало совершенствоваться. Особое развитие оно получило в связи с появлением библиофильства в России и созданием крупных дворянских библиотек. Крышки индивидуальных переплетов, независимо от содержания книги, обтягивались красным сафьяном и украшались бордюрной рамкой и суперэкслибрисом, вытисненным золотом на обеих сторонках переплетов. Богато декорировался блинтовой корешок, обрезы книг золотились, форзац выклеивался мраморной бумагой ручной выделки. Такое оформление индивидуальных переплетов называется стилем «дворцовых библиотек».

Во второй половине XVIII века в России получили распространение новые типы и виды переплетов. Полукожаный, или переплет в корешок, имел обтянутые кожей углы, в то время как крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки («под мрамор», «павлинье перо», «птичий глаз»). Издательский картонаж, или переплет в папку, -цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и выходными сведениями. Появление новых видов переплета было вызвано расширением социального круга потребителей книги и постепенной демократизацией книжной культуры.

В XIX - начале XX века совершенствовались уже известные типы и виды книжных переплетов, оттачивались приемы и способы их художественно-полиграфического оформления. Появились новые переплетные материалы, изготовленные на тканевой основе механическим способом, в первую очередь коленкор. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор уже с 40-х годов XIX века широко применялся в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие переплетные материалы. Из коленкора можно было изготавливать прочные, дешевые и красивые переплеты, разнообразные по цвету, характеру и способу отделки. Он с одинаковым успехом использовался как для цельных, так и для составных переплетов (в сочетании с кожей или бумагой), как для дешевой массовой книги, так и для роскошных подарочных и библиофильских изданий.

На рубеже XIX-XX веков переплетное дело приобрело современные черты, сформировались типы и виды книжных переплетов, которые применяются до сих пор.

В первые годы советской власти количество книг, выпускавшихся в издательских переплетах, не превышало 10%. Обложки и переплеты тех лет не имеют единого стиля оформления, а отражают борьбу различных художественных направлений: конструктивистского, футуристического, реалистического - и решаются разными средствами: с помощью фотомонтажа, реалистической иллюстрации, обобщающего рисунка, носящего динамичный, плакатный характер, шрифта, наборных типографских украшений. Такие обложки выполнялись в основном в технике литографии и ксилографии.

Причины возникновения новых конструкций за последние тридцать лет легко объяснимы, если вспомнить о популярности книг в переплете и сокращении объемов выпуска таких изданий. Процесс изготовления классических по конструкции книжных изданий трудоемок, требует использования дорогостоящего оборудования, больших производственных площадей и многочисленного персонала. А сами книги в переплете наряду с прекрасным внешним видом и возможностью разнообразной отделки получаются довольно массивными и не всегда удобными для читателя. Особенно это замечание существенно для учебной и справочной литературы повседневного пользования. В то же время, издатели и авторы зачастую не согласны получать свои книги в обложке из-за невзрачного внешнего вида и недолговечности изданий.

Противоречие между качеством и затратами в какой-то мере смогли удовлетворить европейские полиграфисты, вспомнившие об интегральной переплетной крышке, изобретенной и запатентованной в 1949 году президентом голландской ассоциации производителей книг де Гаем (d'Huy). Тогда же в Амстердаме было создано первое оборудование для производства интегральных крышек. Как и многие другие известные в настоящее время изобретения, интегральный переплет был довольно долго невостребованным. Вспомнили о нем только в 80-х годах прошлого столетия. Перед конструкторами начали ставиться задачи по изготовлению современных машин для интегральных крышек. Поскольку патентовалась конструкция, изобретенная в Голландии, во Франции и Италии такой переплет стали называть «голландским» («Dutch cover», «copertina olandesi»). В других странах (Германия, Австрия, Англия и США) его назвали «гибким» («flexible cover», «flexocover»), подчеркивая главное отличие от традиционного переплета - «твердый» («hard cover»), а именно - способность сгибаться.

Термин «интегральная переплетная крышка» («интегральный переплет») придумал европейский специалист в области производства книг Эрнст Рихтер. Он исходил из того, что слово «integral» (пол-

ный, цельный, неотъемлемый) как нельзя лучше отображает главную особенность интегральной переплетной крышки - в отличие от всех других типов твердых крышек она состоит из одной детали. И хотя термин появился позднее, чем сам переплет, он широко применяется в России и странах Восточной Европы, а также фактически признан всеми производителями соответствующего оборудования.

В принципе стандартные обложки и переплеты удовлетворяют потребностям, как издателей, так и читателей. Традиционные переплеты прочны и долговечны, а обложки - технологичны и дешевы в изготовлении. Интегральный книжный переплет - это одно из компромиссных решений, объединившее в себе преимущества двух различных технологий изготовления изданий в обложке и переплете.

Как известно, наиболее распространенная стандартная переплетная крышка типа 7 содержит картонные сторонки и отстав, обклеенный относительно тонким переплетным материалом (например, бумви-нил, или ламинированная предварительно запечатанная бумага) и требует для своего изготовления значительного количества технологических операций: раскрой картона; раскрой переплетного материала; нанесение клея на покровный материал; загибка кантов; сборка; сушка; каландрирование; отделка; кругление корешка. Каждая из этих операций выполняется на полуавтоматических агрегатах, или с помощью механизированных устройств и требует значительного количества рабочих. Часть операций можно автоматизировать, но в любом случае производительность такого производства колеблется в диапазоне от 100 до 500 крышек в час.

Интегральная же переплетная крышка значительно проще по конструкции. Она состоит из единого листа картона (предварительно запечатанного и ламинированного) с загнутыми и приклеенными кромками и биговкой по линиям корешка. За счет выбора толщины картона (плотностью от 200 до 500 г/м2) и ламината можно придать ей необходимую жесткость.

Технологическая цепочка по изготовлению интегрального переплета состоит из операций раскроя, загибки и приклейки кромок. Все эти процедуры выполняются на одном-двух агрегатах в автоматическом режиме с высокой производительностью (до 10 000 крышек в час). Для работы достаточно 1-2 операторов. Все остальные процессы изготовления книг (печать, фальцовка, подборка, шитье блока, вставка блока в переплетную крышку) как в обычном, так и в интегральном переплете одинаковы.

С точки зрения долговечности, интегральный переплет занимает промежуточное положение между переплетом и обложкой. Сохраняя в основном преимущества традиционного переплета, интегральный переплет имеет собственные достоинства. Для интегрального переплета требуется одна заготовка из относительно легкого картона,

за счет чего вес книги может быть снижен на 10-20%. Будучи достаточно прочным, интегральный переплет сохраняет гибкость обложки и так же, как обычный переплет, может подвергаться любым видам отделки, включая наиболее популярные в книжном производстве: ламинирование или тиснение. Причем ламинировать можно не только прозрачной, но и металлизированной пленкой, на которой сверху осуществляют цветную печать. На пленку с изображением может быть дополнительно нанесен специальный лак, который сделает металлизированную обложку, как бы светящейся изнутри. Такая металлизация выглядит гораздо наряднее, чем печать металлизированной краской. На интегральном переплете можно также выполнять конгревное или блинтовое тиснение фольгой и другие виды отделки.

Интегральный переплет целесообразно применять там, где важно сохранить преимущества традиционного переплета и в то же время снизить вес книги и ее стоимость. К таким изданиям можно отнести школьные учебники, учебную и методическую литературу, всевозможные путеводители и справочники, технические инструкции, книги по кулинарии и т. п. В России интегральные переплеты пока не так популярны, как на Западе. Всего несколько книжных типографий («Московские учебники», издательство «Новости», «Локус Станди», «Ульяновский Дом Печати», «Тверской полиграфкомбинат», «Смоленский Дом Печати», «Пермская типография», ростовский «Профпресс», «Типография МГУ») имеют оборудование для их производства. Но интерес к новой технологии среди отечественных полиграфистов растет. Пока основными заказчиками книг в интегральном переплете являются издательства, выпускающие школьную и учебную литературу.

Интегральный переплет сохраняет большинство достоинств обложки: технологичность изготовления, низкую себестоимость и вес, компактность используемого оборудования, минимум персонала и рабочих площадей для его изготовления. В сущности, в переплетном деле происходит процесс, аналогичный внедрению в 60-е годы прошлого века в полиграфическое производство способа скрепления тетрадей в блок с помощью термонитей. Так же, как скрепление книжных изданий с помощью термонитей по показателям прочности, долговечности, трудоемкости, себестоимости занимает промежуточное положение между шитьем нитками и клеевым скреплением, интегральный переплет занимает промежуточное положение по массе, технологичности и себестоимости между переплетом и обложкой.

Если увеличить размер клапанов по короткой стороне обложки и оставить их не заклеенными, то вместо интегрального переплета получают так называемый «полуинтегральный переплет». Такой вид переплета также относительно давно запатентовал владелец крупной французской переплетной типографии Десмолие (Desmouliere).

Будучи по профессии летчиком, он назвал этот переплет «Full Flaps», что означает в авиационной терминологии полностью выдвинутые закрылки у самолета.

Издателей часто привлекает использование клапанов, как дополнительного рекламного или информационного поля. В этом случае полуинтегральный переплет может запечатываться с двух сторон. Изготовить полуинтегральный переплет можно на том же фальцеваль-но-склеивающем агрегате, на котором изготавливают и интегральный переплет. Поскольку полуинтегральный переплет мало чем отличается от обложки с клапанами, то он пока не получил такого широкого распространения, как интегральный. Основные возможные области применения полуинтегрального переплета - это книги для частого и интенсивного использования: путеводители, книги по кулинарии, технические инструкции по эксплуатации. Если на клапане сделать с определенным отступом продольный биг, то тогда клапан будет выполнять также и функции закладки, что удобно при чтении вышеперечисленных типов изданий.

Чаще всего книги рвутся в корешке. При этом листы или целые тетради выпадают из книги. Поэтому шитье блоков является важнейшей технологической операцией при переплетных работах. Отличие французского переплета заключается в том, что в нем используется только ручное шитье блока шнурами. Процесс трудоемкий и длительный, зато позволяет получить долговечную и красивую книгу. Ни один из существующих ныне ручных и машинных способов скрепления листов в книге не может сравниться с французским переплетом по надежности.

Другая особенность, связанная с использованием французского переплета - обработка блоков книги. Книжному блоку придается правильная форма, корешок книги укрепляется и выравнивается. Для этого при французском переплете осуществляются следующие операции по обработке книжного блока: прессование, заклейка корешка, круг-ление и отгибка фальцев.

В результате этих операций получается ровный и симметричный по отношению к средней линии книги корешок. На корешке образуются «плечики» и корешок приобретает грибовидную форму. Переплетенная книга получается красивой и долговечной.

При французском переплете, как правило, в качестве покровного материала используют кожу. Кожа - дорогой, но красивый и прочный материал. Большое значение при использовании французского переплета имеет качество кожи, поэтому кожа для переплета книги тщательно отбирается. При французском переплете используется или цельная, или полукожаная технология обтяжки книги кожей. При цельной технологии книга обтягивается кожей полностью. Обтяжку переплета кожей по технологии французского переплета начинают с приклейки кожи к корешку блока. При полукожаной технологии кожей оклеиваются корешок и углы или только корешок переплета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.