Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА'

ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА / ПРОВЕРКА / АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / FINANCE / ECONOMICS / AUDIT / INTERNAL FINANCIAL AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюхин Н.А.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ начиная с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе таких стандартов должны будут издавать свои ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита. На сайте Минфина размещены три проекта стандарта данного аудита. В настоящей статье рассмотрим его основные принципы и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костюхин Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND OBJECTIVES OF INTERNAL FINANCIAL AUDIT

In accordance with the provisions of part 5 of article 160.2-1 of the BC RF since 01.01.2020 internal financial audit (hereinafter - the of Spa by) will be carried out in accordance with the Federal standards for internal financial audit established by the Ministry of Finance. The chief administrators of budget funds and the administrators of budget funds that implement VFA will have to issue their departmental (internal) acts that ensure the implementation of internal financial audit on the basis of such standards. The Ministry of Finance website contains three draft standards for this audit. In this article, we will consider its main principles and objectives.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА»

УДК 657.633.5

Костюхин Н.А. студент

ГАОУ ВО «Московский городской университет управления

правительства Москвы» Россия, г. Москва

ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО

АУДИТА

Аннотация: В соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 БКРФ начиная с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе таких стандартов должны будут издавать свои ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита. На сайте Минфина размещены три проекта стандарта данного аудита. В настоящей статье рассмотрим его основные принципы и задачи.

Ключевые слова: финансы, экономика, проверка, аудит, внутренний финансовый аудит.

Kostyukhin N.A. Moscow city University of management Of the government of Moscow Russia, Moscow

PRINCIPLES AND OBJECTIVES OF INTERNAL FINANCIAL AUDIT

Abstract: In accordance with the provisions ofpart 5 of article 160.2-1 of the BC RF since 01.01.2020 internal financial audit (hereinafter - the of Spa by) will be carried out in accordance with the Federal standards for internal financial audit established by the Ministry of Finance. The chief administrators of budget funds and the administrators of budget funds that implement VFA will have to issue their departmental (internal) acts that ensure the implementation of internal financial audit on the basis of such standards. The Ministry of Finance website contains three draft standards for this audit. In this article, we will consider its main principles and objectives.

Keywords: Finance, Economics, audit, audit, internal financial audit.

Внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) осуществляется структурными подразделениями главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - субъекты ВФА). Деятельность по внутреннему финансовому аудиту в учреждении должна осуществляться на основании следующих принципов68.

- Принцип законности. Данный принцип подразумевает строгое и полное соблюдение законодательства РФ, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита в учреждении, включая федеральные стандарты ВФА, ведомственные (внутренние) акты субъектов ВФА.

- Принцип объективности. Выражается в беспристрастности, честности должностных лиц (работников) субъекта ВФА, а также должностных лиц (работников) и экспертов, привлеченных к проведению мероприятий ВФА, при планировании и проведении ими мероприятий ВФА, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода.

- Принцип профессионального скептицизма. Принцип основывается на критической оценке обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств. Аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям субъекта внутреннего финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются.

- Принцип эффективности. Осуществление ВФА должно быть основано на необходимости обеспечения полноты заключения о результатах мероприятия ВФА, повышения качества финансового менеджмента, путем использования заданного (наименьшего) объема

69

затрачиваемых ресурсов69.

- Принцип функциональной независимости. При осуществлении ВФА следует максимально устранить условия, которые создают угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности. В целях обеспечения функциональной независимости мероприятия ВФА организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта ВФА, а также привлеченные к проведению мероприятий ВФА должностные лица (работники) и эксперты, которые:

- не принимают участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в текущем периоде;

68 Калистратов Л.М. Аудит: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.-256 с

69 Робертсон, Джек К. Аудит. Перевод с англ / Робертсон Джек К.. - М.: Контакт, 2017. - 496 с.

- не принимали участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в течение аудируемого периода и года, ему предшествующему;

- не имеют родства или свойства с субъектами внутреннего финансового контроля;

- не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе планирования и проведения мероприятий ВФА.

Руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета должен обеспечивать беспрепятственное осуществление субъектом ВФА своей деятельности, а также не допускать вмешательство в осуществление ВФА

70

третьих лиц70.

Деятельность субъекта ВФА осуществляется на основе функциональной или функциональной и организационной независимости. В целях обеспечения организационной независимости субъект ВФА подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

- Принцип компетентности. Выражается в применении субъектом ВФА совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять ВФА беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом ВФА целей и задач.

- Принцип системности. При планировании и проведении ВФА бюджетные риски, коррупционные риски и выявленные нарушения и недостатки периодически анализируются по всем внутренним бюджетным процедурам.

- Принцип ответственности. Субъект ВФА несет ответственность перед руководителем главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи ВФА.

Ответственность за организацию ВФА несет руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов

70 Подольский, В.И. Аудит первичного учета предприятий / В.И. Подольский. - М.: Юнити-Дана, 2015. -176 с.

бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета71.

Ответственность за планирование и проведение мероприятий ВФА несет руководитель субъекта ВФА.

- Принцип стандартизации. ВФА осуществляется в соответствии с федеральными стандартами ВФА, установленными Минфином.

Рассмотрим задачи внутреннего финансового аудита.

а) изучение выполняемых субъектами внутреннего финансового контроля операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) в целях установления достаточности и актуальности правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, операций (полноты регламентации процесса их выполнения);

б) выявление излишних операций, совершаемых при выполнении внутренней бюджетной процедуры;

в) изучение применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;

г) подтверждение наличия прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из применяемых прикладных программных средств автоматизации, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;

д) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и ведомственными (внутренними) актами требований к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;

е) выявление недостатков в части регламентации процесса выполнения внутренних бюджетных процедур, в том числе недостаточности положений ведомственных (внутренних) актов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, и (или) несоответствия положений этих актов нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

ж) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию выполнения внутренних бюджетных процедур;

71 Евдокимова, А. В. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации / А.В. Евдокимова. - М.: Научная книга, 2015. - 300 с.

з) изучение совершаемых субъектами внутреннего финансового контроля и (или) прикладными программными средствами автоматизации контрольных действий в целях определения операций, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;

и) изучение результатов контрольных действий, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);

к) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

л) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:

- минимизации бюджетных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;

- обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;

- достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

- повышения эффективности использования бюджетных средств. Таким образом следует отметить, что основной целью внутреннего

финансового аудита является оценка надежности внутреннего финансового контроля (далее - ВФК), под которым понимается процесс главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации ВФК. Достижение этой цели должно осуществляться с помощью решения вышеперечисленных задач.

Использованные источники:

1. Евдокимова, А. В. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации / А.В. Евдокимова. - М.: Научная книга, 2015. - 300 с.

2. Калистратов Л.М. Аудит: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.-256 с

3. Подольский, В.И. Аудит первичного учета предприятий / В.И. Подольский. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 176 с.

4. Робертсон, Джек К. Аудит. Перевод с англ / Робертсон Джек К.. - М.: Контакт, 2017. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.