Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА'

ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРИНЦИПЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конягина М. Н.

Статья содержит обобщённый материал о принципах и специальных условиях функционирования особых экономических зон технико-внедренческого типа. С момента создания первой свободной экономической зоны (СЭЗ) произошло немало изменений. Наблюдались как успешные проекты, так и неудачный опыт, уже подвергнутые анализу. Множество нормативных актов, регулирующих создание и деятельность этих территорий с особыми условиями, требуют регулярного пересмотра, обобщения и актуализации. Одновременно потенциальные резиденты ОЭЗ - предприниматели - нуждаются в пояснении сложного языка нормативных документов. Настоящая работа написана на основе обобщения методических документов и практического опыта. Она фокусирует читателя на принципах и условиях, позволяющих сегодня создавать перспективные ОЭЗ, успешно их развивая, что может стать основой актуализации региональных и местных нормативно-правовых документов для создания условий опережающего развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Конягина М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND CONDITIONS FOR THE FUNCTIONING OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE OF A TECHNOLOGY-INNOVATION TYPE

The article contains material on the principles and special conditions for the functioning of special economic zones of technology-innovation type. Since the creation of the first free economic zone (FEZ), there have been many changes. There have been both successful projects and weak experiences that have already been analyzed. Regular revision, generalization, and updating are required for many regulations governing the creation and operation of these territories with special conditions. At the same time, potential SEZ residents - entrepreneurs - need an explanation of the complex language of regulatory acts. This work was based on the generalization of methodological documents and practical experience. It focuses the reader on the principles and conditions that allow nowadays to create promising, successfully developing SEZs. The paper can become the basis for updating regional and local regulatory acts to improve conditions for the advanced development of territories.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА»

УДК 332.14, 338.24

M.N. Koniagina

PRINCIPLES AND CONDITIONS FOR THE FUNCTIONING OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE OF A TECHNOLOGY-INNOVATION TYPE

The article contains material on the principles and special conditions for the functioning of special economic zones of technology-innovation type. Since the creation of the first free economic zone (FEZ), there have been many changes. There have been both successful projects and weak experiences that have already been analyzed. Regular revision, generalization, and updating are required for many regulations governing the creation and operation of these territories with special conditions. At the same time, potential SEZ residents - entrepreneurs -need an explanation of the complex language of regulatory acts. This work was based on the generalization of methodological documents and practical experience. It focuses the reader on the principles and conditions that allow nowadays to create promising, successfully developing SEZs. The paper can become the basis for updating regional and local regulatory acts to improve conditions for the advanced development of territories.

Keywords: innovative economy, regional economy, special economic zone, principles, economic growth, benefits.

М.Н. Конягина1

ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА

Статья содержит обобщённый материал о принципах и специальных условиях функционирования особых экономических зон технико-внедренческого типа. С момента создания первой свободной экономической зоны (СЭЗ) произошло немало изменений. Наблюдались как успешные проекты, так и неудачный опыт, уже подвергнутые анализу. Множество нормативных актов, регулирующих создание и деятельность этих территорий с особыми условиями, требуют регулярного пересмотра, обобщения и актуализации. Одновременно потенциальные резиденты ОЭЗ - предприниматели - нуждаются в пояснении сложного языка нормативных документов. Настоящая работа написана на основе обобщения методических документов и практического опыта. Она фокусирует читателя на принципах и условиях, позволяющих сегодня создавать перспективные ОЭЗ, успешно их развивая, что может стать основой актуализации региональных и местных нормативно-правовых документов для создания условий опережающего развития территорий.

Ключевые слова: инновационная экономика, региональная экономика, особая экономическая зона, принципы, экономический рост, льготы.

DOI: 10.36807/2411 -7269-2021-4-27-137-143

Особая экономическая зона (далее ОЭЗ) представляет собой выделенную территорию с конкретно определёнными границами, наделённую особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства, который наиболее часто даёт её резидентам налоговые или таможенные льготы. ОЭЗ создаются для решения задач социально-экономического развития всей страны или её отдельных регионов. Есть ряд мнений, по которым следует отличать особые и свободные экономические зоны [27]; [28. С. 142-143]. Существует и ряд интересных взглядов на классификацию их видов и подвидов [30. С. 2]. Выделяют особые экономические зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ), на территории которых осуществляется инновационная деятельность в виде научных и опытно-конструкторских разработок, а также коммерциализация её результатов в форме налаживания промышленного выпуска разработанной продукции.

1 Конягина М.Н., заведующая кафедрой экономики судостроительной промышленности, доктор экономических наук, доцент; ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный морской технический университет", г. Санкт-Петербург

Koniagina M.N., Head of the Department of Shipbuilding Industry Economy, Doctor of Economics, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State Marine Technical University", Saint-Petersburg E-mail: a070278@yandex.ru

Для ОЭЗ определены 4 реализуемых в её рамках приоритетных направления технико-внедренческой деятельности [6], [8], [13], [15]:

1. фармацевтика и биотехнологии;

2. точное приборостроение;

3. информационно-телекоммуникационные технологии;

4. микроэлектроника.

При отборе потенциальных резидентов ОЭЗ предпочтение отдаётся инвестиционным проектам именно в указанных областях.

Принцип действия ОЭЗ как инструмента территориального развития заключается в том, что для резидентов ОЭЗ предоставляется особый (льготный) режим ведения предпринимательской деятельности, что в свою очередь стимулирует инвестиционную активность на её территории, способствует развитию высокотехнологичных проектов, и, как следствие, стимулирует приток инвестиций и создание новых рабочих мест на территории всего региона, где находится ОЭЗ. Графическая интерпретация принципа действия ОЭЗ отображена на Рис. 1.

Рис. 1 - Графическая интерпретация принципа действия ОЭЗ технико-внедренческого типа как инструмента территориального развития Источник: Составлено автором на основе [18], [31], [32]

Особые условия ведения предпринимательской деятельности в ОЭЗ обеспечиваются сочетанием нескольких специально созданных условий [13], [14], [15], [16].

Условие 1. Высокая инженерная подготовленность площадок

К факторам, определяющим инвестиционную привлекательность ОЭЗ, относится высокая инженерная подготовленность её площадок. На территории ОЭЗ на сегодняшний день за счёт средств инвесторов создаются только собственные объекты инвестирования. Вся расположенная в границах площадок инфраструктура общего пользования создана за счёт средств бюджетов всех уровней, в том числе посредством управляющей компании ОЭЗ.

К числу созданных объектов инфраструктуры ОЭЗ относятся:

- внешние (за границами площадки) и внутриплощадочные сети и сооружения снабжения;

- дренажные системы;

- инфраструктура размещения таможенного поста;

- сети телекоммуникации;

- подъездная и внутриплощадочная дорожная инфраструктура;

- реконструкция внеплощадочной инфраструктуры водоснабжения;

- газопроводы;

- котельные.

Важное место среди объектов общественно-деловой инфраструктуры ОЭЗ занимает административно-деловой центр и центр трансфера технологий с бизнес-инкубатором. Помещения этих центров арендуются резидентами и иными инвесторами, реализация проектов которых не требует земельных участков.

Помимо этого, в отношении территории ОЭЗ технико-внедренческого типа должны быть созданы нормативно-правовые условия, удобные для ускоренного осуществления строительства капитальных объектов на её местности. Удобно, если в отношении площа-

док ОЭЗ есть утверждённая градостроительная документация в составе проекта планировки с проектом межевания. Это обстоятельство представляется ещё более выгодным для инвесторов: на стадии только разработки проекта он имеет представление о том, в границах каких линий будет обеспечено строительство объектов, в том числе подъездных путей, улично-дорожной сети, территорий общего пользования.

Кроме того, всегда ОЭЗ может выгодно отличаться от иных наличием утверждённого плана обустройства и материально-технического обеспечения особой экономической зоны и прилегающей территории. Обычно это внутренний документ с высокой степенью детализации решений, с утверждённым проектом планировки территории. Всё это формирует понимание, какие участки территории ОЭЗ будут переданы резидентам, какие являются территориями общего пользования и где будут размещены общественно-деловые объекты. Немаловажным является и то, что план содержит информацию о том, где конкретно будут располагаться объекты инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры.

Для регионов с историческим и культурным наследием важно, что согласно ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ [4] использование земельных участков в границах ОЭЗ определяется её собственными органами управления. Поэтому, например градостроительные регламенты, утверждённые Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, в части высотности и плотности объектов капитального строительства, а также иных требований, фактически не действуют на территории ОЭЗ этого же региона.

Кроме того, для потенциальных резидентов подбираются земельные участки в ОЭЗ такой площади, чтобы санитарно-защитная зона возводимых объектов находилась в границах этого участка, что также снимает с инвестора ряд вопросов, связанных с подтверждением соответствия проекта требованиям безопасности.

Таким образом, благодаря наличию на площадках ОЭЗ развитой инфраструктуры, к строительству своих объектов инвесторы могут приступать незамедлительно после получения статуса резидента ОЭЗ.

Условие 2. Льготный налоговый режим

Наряду с высокой инженерной подготовленностью площадок важным фактором инвестиционной привлекательности ОЭЗ является действие льготного режима налогообложения на её территории. Налоговые льготы предоставляются резидентам ОЭЗ в отношении доходов, полученных за счёт деятельности на территории ОЭЗ, и имущества, созданного и используемого в границах ОЭЗ.

Согласно статье 284 Налогового кодекса РФ (НК РФ), в целом по экономике налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20%. "В 2017-2024 гг. из указанной суммы 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% - в бюджеты субъектов Российской Федерации" [33]. После 2024 г. данная пропорция установлена как 2% и 18%, соответственно.

До 2018 г. для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа действовала льгота в части 0% по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет. С 01.01.2018 г. льгота прекратила действие, исключение составили ОЭЗ технико-внедренческого и туристско-рекреационного типа, объединённые в кластеры [26. С. 175].

Кроме того, данной статьей установлено, что для организаций - резидентов ОЭЗ региональная часть налога на прибыль от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, может быть понижена законами субъектов и не может быть выше 13,5%.

Согласно статье 381 Налогового кодекса РФ в отношении имущества, созданного и приобретённого для реализации проектов на территории ОЭЗ, её резиденты освобождены от уплаты налога на имущество в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на учёт [26. С. 175].

Предполагается, что если положения данной статьи не детализированы законами субъекта, то действует налоговая льгота, предусмотренная НК РФ [5].

Ранее ст. 427 Налогового кодекса РФ [5] для резидентов ОЭЗ действовала пониженная ставка тарифов страховых взносов, включая обязательные взносы в фонд социального страхования, медицинский и пенсионный фонды. В 2017 г. ставка тарифа составляла 14% облагаемой базы, в 2018 г. - 21%, в 2019 г. - 28%. В 2020 г. ставка тарифа достигла общерыночного уровня в 30% от облагаемой базы.

Для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа данное обстоятельство стало значительным ухудшением инвестиционных условий. Дело в том, что технико-внедренческая деятельность, осуществляемая резидентами ОЭЗ, является в высокой степени трудоёмкой, в связи с чем издержки компаний на оплату труда высококвалифицированных специалистов являются значительной частью расходов. Таким образом, ре-

зиденты ОЭЗ технико-внедренческого типа чувствительны к изменению ставки тарифов страховых взносов.

В 2017 г. Санкт-Петербургом была инициирована работа по внесению в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих продление срока действия льгот по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, и пониженной ставки тарифа страховых взносов для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа. Законодательная инициатива была поддержана профильным Министерством экономического развития и Министерством труда, а также нашла значительный отклик со стороны субъектов, на территориях которых действуют особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Вместе с тем законопроект не был пропущен Министерством финансов Российской Федерации ввиду значительных, по мнению Минфина, доходов внебюджетных фондов.

В связи с изложенным, на сегодняшний день пониженная ставка тарифа страховых взносов на уровне 14% распространяется только на те компании-резиденты ОЭЗ, которые осуществляют деятельность в сфере ИТ-технологий.

Условие 3. Действие режима свободной таможенной зоны

Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон и гл. 8 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" для резидентов ОЭЗ предусмотрено действие процедуры свободной таможенной зоны. Её суть заключается в том, что товары, ввезённые на территорию ОЭЗ и помещённые под процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования.

Условие 4. Льготные условия предоставления земельных участков в ОЭЗ

Из положений Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и принятых на его основании Соглашениях об управлении ОЭЗ следует обязательство органов управления ОЭЗ предоставить резиденту земельный участок для реализации проекта в течение 30 дней с момента заключения соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в ОЭЗ.

Фактически, на этапе предварительного отбора потенциальных резидентов, инвестор определяет требуемую площадь земельного участка, а управляющая компания (при наличии земельного резерва) предлагает ему возможные варианты участков в границах ОЭЗ. Выходя на защиту бизнес-плана проекта на Экспертном совете ОЭЗ, инвестор опирается на достигнутую договорённость по выбору земельного участка. После получения статуса резидента ОЭЗ 30-дневный срок является формальным периодом, необходимым для осуществления административных процедур по заключению договора аренды.

Упрощённая процедура предоставления земельного участка в границах ОЭЗ является одним из важнейших преимуществ ОЭЗ для инвесторов. Дело в том, что в Санкт-Петербурге земельные участки промышленного назначения могут предоставляться целевым образом (что встречается реже) или на торгах [31], [32]. В случае торгов, наличие согласованного с Комитетом по промышленности решения инвестора о выборе земельного участка ввиду особенностей законодательства не гарантирует получение инвестором данного участка. С учётом платности и длительности торгов есть примеры, когда инвесторы в течение нескольких лет участвуют в торгах, но не могут получить необходимый по площади и доступным энергомощностям участок и вынуждены откладывать реализацию проекта на неопределённый срок.

Помимо прозрачной и удобной процедуры предоставления участков в границах ОЭЗ для резидентов также действуют отдельные льготы.

Условие 5. Доступ к энергоносителям

Наряду с упрощённой процедурой предоставления земельных участков в ОЭЗ, важным фактором инвестиционной привлекательности площадок является оснащённость площадок источниками основных ресурсов для ежедневного функционирования, к числу которых относятся:

- водоснабжение;

- водоотведение;

- газоснабжение;

- теплоснабжение;

- электроснабжение.

В соответствии с Перечнем объектов к границам территории ОЭЗ подведены все сети снабжения с пропускными способностями и мощностями, необходимыми для реали-

зации не только действующих проектов резидентов ОЭЗ, но и запланированных в соответствии с Перспективным планом развития ОЭЗ.

На территориях площадок данные сети разветвлены до границ участков резидентов и созданы необходимые для подключения инженерные объекты, такие как трансформаторные подстанции, различные виды канализационных сливов и т.п. Подключение к данным сетям осуществляется на бесплатной основе.

Таким образом, приступая к реализации проекта, резидент ОЭЗ фактически подключается к энергоисточникам, как к розетке, и не несёт сопряжённые с этим издержки, а также имеет возможность существенно сократить сроки реализации своего проекта.

Кроме того, резидентам ОЭЗ предоставляются пониженные ставки тарифов за энергию, что позволяет существенно снизить затраты при реализации проекта.

Перечисленные льготы, преференции и особые условия не только напрямую снижают затраты резидентов ОЭЗ, но и существенно сокращают сроки реализации их инвестиционных проектов, что позволяет инвесторам не упускать коммерческую выгоду, а бюджетам всех уровней - быстрее перейти к получению налоговых доходов.

Следует отметить, что технически средства, уплачиваемые резидентами и управляющей компанией во внебюджетные фонды, не являются доходами федерального бюджета. Однако компенсация выпадающих доходов внебюджетных фондов, связанных с предоставлением резидентам ОЭЗ льгот по страховым взносам, осуществляется за счёт средств федерального бюджета. В связи с этим в рамках данной задачи представляется целесообразным отнести операции, связанные с внебюджетными фондами, укрупнённо к группе федеральных средств.

"Формирование зон опережающего роста выступает в качестве одного из императивов совершенствования пространственной научно-производственной организации и инструментария социально-экономического развития округа и расположенных на его территории субъектов федерации" [23. С. 19]. "Создание особых экономических зон с облегчённым налоговым режимом направлено на формирование точек роста российской экономики" [25. С. 60] и стали "прогрессивной мерой правительства по улучшению инвестиционного климата" [25. С. 60]. Реализация описанных принципов имеет очень хороший потенциал именно в Санкт-Петербурге, где многие высвободившиеся здания бывших промышленных зон после реконструкции практически полностью соответствуют требованиям. Особую ценность приобретает в нашем городе наличие высших учебных заведений широкого спектра отраслей науки, сохранивших научные школы, действующие лаборатории, а главное - интеллектуальный капитал. Именно это, как отмечают многие исследователи ОЭЗ [29], является определяющим фактором успеха развития промышленных компаний.

Достижения Санкт-Петербурга в области функционирования особых экономических зон подтверждены эмпирически [24]. Анализ данных наглядно показал, что ОЭЗ ТВТ "Санкт-Петербург", наряду с ещё несколькими зонами, работает наиболее эффективно. "На них следует равняться другим ОЭЗ и экономическим субъектам. Использование передового опыта наиболее успешных ОЭЗ будет способствовать социально-экономическому развитию нашей страны" [24. С. 8].

Список использованных источников

1. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010). - Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. 13.07.2012. (Дата обращения 05.06.2021).

2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973). - Собрание законодательства РФ. № 32. Ст. 4810. 2011.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. - Нормативно-правовая система КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (Дата обращения: 15.07.2021).

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (Дата обращения 15.07.2021).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (Дата обращения: 15.07.2021).

6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (Дата обращения: 05.06.2021).

7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (Дата обращения: 21.12.2020).

8. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39279 (Дата обращения 21.07.2021).

9. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ. - URL: http://base.garant.ru/12144318/ (Дата обращения: 21.12.2020).

10. Об Особой экономической зоне в Магаданской области: Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23257/ (Дата обращения: 21.12.2020).

11. О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (Дата обращения: 21.07.2021).

12. О свободном порте Владивосток: Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/ (Дата обращения 21.07.2021).

13. Об утверждении критериев создания особой экономической зоны: Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398. - Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398. - URL: http://base.garant.ru/70168878/ (Дата обращения 18.08.2021).

14. О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа: Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 780. -URL: http://base.garant.ru/12143810/ (Дата обращения: 18.08.2021).

15. Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков: Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 794. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71059728/ (Дата обращениял 18.08.2021).

16. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614 (моногородов). - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=355839&dst=100000000 1%2C0#09442733932611436 (Дата обращения 17.08.2021).

17. Соглашение о создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа от 18.01.2006 № 6678-ГГ/Ф7. Копия документа в распоряжении автора.

18. Об утверждении методических указаний по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счёт средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160381/ (Дата обращения: 17.08.2021).

19. Бюллетень Счётной палаты № 5 (май) 2016. [Электронный документ]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoj-palaty-5-maj-2016-g-875 (Дата обращения 17.08.2021).

20. О промышленной политике в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 № 221-47. [Электронный ресурс]. - URL: Режим доступа: http://base.garant.ru/35330204/ (Дата обращения 03.07.2021).

21. О налоговых льготах. Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11. - URL: http://base.garant.ru/7918720/ (Дата обращения 03.07.2020).

22. Об установлении цены земельных участков: Закон Санкт-Петербурга от 15.02.2010 № 59-19. - URL: http://docs.cntd.ru/document/891825634 (Дата обращения 03.07.2021).

23. Балашова Е.С., Красовская И.П., Счисляева Е.Р., Шамрай Ф.А. Экономическое состояние и перспективы развития инновационной деятельности промышленных хозяйствующих субъектов Северо-Западного федерального округа // Инновационная деятельность. - 2020. - № 1(52). - С. 14-24.

24. Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Особые экономические зоны как драйверы экономического развития России // Известия СПбГЭУ. - 2019, № 5-1(119). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-kak-drayvery-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii (Дата обращения 03.07.2021).

25. Евменов А.Д., Смирнов А.Ю., Булочников П.А. Управление инвестиционным климатом региона: Монография. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2011. - 142 с. - ISBN 9785947601176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Синенко О.А., Цыганова Т.Д. Особые экономические зоны России: практика применения налоговых льгот и оценка эффективности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2018. - Т. 17. - № 1. - С. 166-191. - DOI 10.15826/vestnik.2018.17.1.008.

27. Bruton H. Special Economic Zones and Export-led Growth. Handbook of development economics. - 1989. - Vol. 2, Ch. 30. - p. 1700.

28. Bost F. Special economic zones: methodological issues and definition. Transnational corporations. - 2019. - Vol. 26, № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/diaeia2019d2a7_en.pdf (Дата обращения: 04.08.2021).

29. Putikhin Y.E., Frolova V.A., Shamina L.K., Gradova N.S. Scientific potential of a higher educational institution as a factor of effective strategic partnership with an industrial enterprise // 2016 IEEE 5th Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches, Science. Education. Innovations 2016: 5, St. Petersburg, 16-18 ноября 2016 года. -St. Petersburg, 2016. - P. 21-23. - DOI 10.1109/IVForum.2016.7835842.

30. Zeng DZ. Special economic zones: Lessons from the global experience. PEDL Synthesis Paper Series. - 2016, Nov;1:1-9. - URL: https://pedl.cepr.org/sites/default/files/PEDL_Synthesis_Paper_Piece_No_1_0.pdf (Дата обращения 04.08.2020).

31. АО "Особая экономическая зона "Санкт-Петербург": официальный сайт. -URL: https://www.spbsez.ru/ (дата обращения: 25.08.2021).

32. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: официальный сайт. - URL: http://spbinvestment.ru/ru/infrastructure/promyshlennye-zony (дата обращения: 20.08.2021).

33. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - Москва: Финансы и кредит, 2011. - № 1/12. - 947 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=61120. - ISSN 2073-2872. - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.