Научная статья на тему 'Практические аспекты экономического зонирования по территориям с особым экономическим статусом'

Практические аспекты экономического зонирования по территориям с особым экономическим статусом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТИПЫ ОЭЗ / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титенко Виктория Игоревна, Абакумов Роман Григорьевич

В данной статье описываются территории с особым экономическим статусом, рассматриваются типы особых экономических зон, их территориальное расположение, мировой опыт внедрения, цели создания данных зон, предоставляемые льготы и особенности правового режима. Выделены наиболее привлекательные и развитые ОЭЗ. На основе анализа научной литературы выявлены экономические, социально-политические и научно-технические цели создания ОЭЗ. Проанализировано законодательство РФ о налогах и сборах. Сформулированы особенности землепользования в границах особых экономических зон и сделаны выводы о всесторонней привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Титенко Виктория Игоревна, Абакумов Роман Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты экономического зонирования по территориям с особым экономическим статусом»

Список литературы

1. Авилова И.П., Щенятская М.А. Управление эффективностью инвестиционно-строительных проектов через качественное состояние недвижимости// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 4. С. 141-145.

Soloveva Ekaterina Evgenievna, student

(e-mail: infobelinvest@mail.ru)

Abakumov Roman Grigorievich, Cand. Econ. Sciences, associate Professor (e-mail:AbakumovRG2000@mail.ru)

Naumov Andrey Evgenievich PhD. technical Sciences, associate Professor (e-mail:infobelinvest2015@mail.ru)

Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia LEGAL ASPECTS OF STATE REGULATION OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES

Abstract.Within the framework of this article, the authors consider legal aspects of state regulation of investment and construction activities. The characteristic of control methods is given, the organizational structure of management and functions of each element, legal bases of realization of powers are described.

Key words: law, regulation, methods, instruments, structure, powers.

УДК 330

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗОНИРОВАНИЯ ПО ТЕРРИТОРИЯМ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ Титенко Виктория Игоревна, студент (e-mail: infobelinvest@mail.ru) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail: abakumov.rg@bstu.ru) Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

В данной статье описываются территории с особым экономическим статусом, рассматриваются типы особых экономических зон, их территориальное расположение, мировой опыт внедрения, цели создания данных зон, предоставляемые льготы и особенности правового режима. Выделены наиболее привлекательные и развитые ОЭЗ. На основе анализа научной литературы выявлены экономические, социально-политические и научно-технические цели создания ОЭЗ. Проанализировано законодательство РФ о налогах и сборах. Сформулированы особенности землепользования в границах особых экономических зон и сделаны выводы о всесторонней привлекательности.

Ключевые слова: территории с особым экономическим статусом, особые экономические зоны, типы ОЭЗ, развитие, экономика, управление, законодательство, землепользование.

Глобализация мировой экономики установила первоочередной задачей развивающихся стран мира обеспечение открытости своей национальной экономики и ее внедрение как в мировое экономическое пространство, так и на внутренний рынок, а также модернизацию экономического и научного потенциала страны. Достижению данной цели способствует экономическое зонирование с помощью создания территорий с особым экономическим статусом, распространенных по всему миру благодаря широким возможностям для привлечения инвестиций, активизации международного товарооборота и привлекательной политики в отношении резидентов.

Наиболее успешными странами, внедрившими в своей стране территории с особым режимом: Китай (Особый экономический район «Гуандун» -33 тыс. га), Ганна (Экспортно-производственная зона «Тема» - 486 га земли), Болгария (Специальная экономическая зона «Русе» - 180 га), США (Технопарк «Силиконовая долина» - 400 тыс. га) и др.

Рассмотрение мировой практики территориального экономического зонирования показывает основные причины участия государства, регионов, некоторых предприятий и населения в практике особых экономических зон в качестве их субъектов. Причинами являются эффективность деятельности государственно-частного партнерства, компенсация затрат в форме налогов в долгосрочной перспективе, разработка технологий национального или мирового значения в приоритетных для страны сферах, развитие экономики регионов и страны в целом.

Действующие в настоящее время в России территории с особым экономическим статусом включают: особые экономические зоны (ОЭЗ) четырех типов; территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - создана с целью привлечения инвестиций развития экономики по ускоренной программе, направлена на улучшение жизни населения; возможна необлагаемая налогом добыча полезных ископаемых, особенные условия землепользования; зоны территориального развития (ЗТР) - включает 20 субъектов РФ, также служит для ускорения социально-экономического развития регионов; свободную экономическую зону (СЭЗ) на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя - создана только для лиц, зарегистрированных в Республике Крым или Севастополе; Свободный порт Владивосток - распространяется на ключевые гавани Дальнего Востока, также с упрощенным налогообложением.

Современная практика экономического зонирования в России началась с создания в 2005 г. особых экономических зон (ОЭЗ).

ОЭЗ - части территории РФ, определяемые Правительством РФ и действующие в особом режиме осуществления предпринимательской деятельности, с возможным применением таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").

Продолжительностью функционирования ОЭЗ является срок в 49 лет без возможности продления. Управлением ОЭЗ занимается АО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.

Согласно ФЗ №116, ОЭЗ делятся по типам (рис. 1):

1) промышленно-производственные особые экономические зоны (не более 4 тыс. га), предусматривают производство продукции промышленной переработки как на экспорт, так и для внутренней переработки;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны (менее 400 га), предназначены для разработки новейших технологий и инноваций, а также их внедрения;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны нацелены на развитие туризма, санаторной сферы, курортов и смежных отраслей;

4) портовые особые экономические зоны (не более 5 тыс. га), направлены на расширение транспортно-логистической системы.

Наибольшую развитость имеет промышленный сектор центральной части России, а наименьшую - логистические портовые ОЭЗ. Особо успешными считаются ОЭЗ Липецкой, Самарской и Ленинградской областей. Увеличение количества резидентов особенных экономических зон говорит об инвестиционной привлекательности ОЭЗ.

А О

ЦЛ * Саншгт-Петербург

фь 9

9- — 1 ч,.. Екатеринбург

— - о

Ростов-ма-Дон/ ...Волгоград

Омск

Красноярск : Новосибирск

9

Владивосток

^^^^ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ■/ ^^^^ЕХНОЛОГИИ •/ ТУРИЗМ ■/ & ЛОГИСТИКА у/

т

Рисунок 1 - Территориальное распределение ОЭЗ РФ

Для промышленного развития регионов и привлечения новых технологий, крупных зарубежных и отечественных инвесторов, формируются ОЭЗ федерального уровня, а для сокращений безработицы и привлечений инвесторов внутреннего рынка, а также оптимизации предпринимательской среды - регионального уровня.

Анализ научной литературы позволил выявить экономические, социально-политические и научно-технические цели создания ОЭЗ, основные виды которых представлены в табл. 1.

Таблица 1

Тип целей Содержание

Экономические - развитие внешнеторговых и межрегиональных связей страны и условий для их расширения; - совершенствование отрасли за счет экономического развития отдельных регионов; - улучшение и увеличение рынка благодаря конкурентоспособным товарам и услугам; - приток иностранного капитала с помощью предоставления льгот и преференций, а также упрощения организационных процедур; - использование преимуществ международного обращения капитала и международного географического разделения труда с целью расширения экспорта товаров, рационального импорта и создания импортозамещающих производств и др.

Социально-политические - создание рабочих мест; - благоприятный инвестиционный климат для потенциальных инвесторов на примере реально работающих предприятий; - строительство объектов социальной инфраструктуры; - вовлечение зарубежных специалистов и ученых; - освоение отечественными специалистами приемов и методов международного бизнеса для использования данных навыков вовне ОЭЗ и др.

Научно-технические - внедрение новых и совершенствование имеющихся производств; - осуществление внедрения новых отечественных и зарубежных научно-технических разработок в производство страны для широкого использования в экономике страны и на внешних рынках; - повышение технического уровня страны за счет создания инновационной техники и высоких технологий, а также их освоение и распространение, с целью повышения технического уровня отраслей экономики страны; - соблюдение международных экологических требований; - раскрытие скрытых возможностей регионов благодаря созданию возможности для мобилизации местных ресурсов и др.

Для резидентов особых экономических зон предусмотрен специальный административный, налоговый и таможенный режим. Для каждой ОЭЗ государством предусмотрен специальный юридический статус, дающий инвесторам некоторые налоговые льготы и таможенные преференции, а также дает доступ к транспортной, деловой и инженерной инфраструктуре. Это позволяет снизить издержки инвесторов почти на 30% от общероссийских показателей (рис. 2).

В рамках административного режима резиденты ОЭЗ получают государственные услуги по принципу «одного окна», имеют возможность выкупа

земельных участков и доступа к объектам инфраструктуры. Осуществление налогообложения резидентов ОЭЗ производится в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах: предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций (статья 381 НК РФ), налогу на прибыль организаций (статья 284 НК РФ) и земельному налогу (статья 395 НК РФ). Льготы по транспортному налогу закрепляются соответствующими нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Выявление особенностей землепользования в границах особых экономических зон было осуществлено на основании анализа законодательства об особых экономических зонах, Градостроительного и земельного кодексов: 1) земельными участками для создания ОЭЗ могут быть земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц (ч. 1 ст. 5 ФЗ №116);

Особый административный режим • Снижение административных барьеров, принцип "одного окна"

Особый налоговый режим • Снижение ставок налога на прибыль и социальных взносов, освобождение от земельного и транспортного налогов на 5 лет

Особый таможенный режим • Режим свободной таможенной зоны

Вся необходимая инфраструктура • Офисные помещения, газ, вода, энергия и т.д.

Гарантии • Неизменность предостовления преференций гарантируется Правительством РФ

Прозрачная система управления ОЭЗ • Задействованные в управлении органы: Минэкономразвития России, ОАО "ОЭЗ", субъекты РФ

Доступ к квалифицированным кадровым ресурсам • Научные и образовательные центры

Рисунок 2 - Особые льготы инвесторам

2) категориями земель, к которым должны принадлежать земельные участки являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. При этом турист-ско-рекреационные ОЭЗ также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель лесного фонда или особо охраняемых территорий и объектов, а также земель сельскохозяйственного назначения (п. 2, 3 ч. 4 ст. 6 ФЗ №116); 3) переданные земельные участки подпадают под действие специального правового режима, поскольку на них не рас-

пространяется действие градостроительного регламента, который определяет правовой режим земельных участков (ч. 1, 6 ст. 36 ГсК РФ); Возможность перехода прав частных лиц на земельные участки к государству предусмотрено гражданским законодательством и осуществляется посредством: изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд; реквизиции земельного участка; конфискации земельного участка; передачи земельного участка в аренду; купли-продажи земельного участка; 5) предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, для целей строительства объектов инфраструктуры осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования мест их размещения (п. 13, 14 ст. 30 ЗК РФ).

На основании зарубежной практики создания ОЭЗ, а также анализа типов ОЭЗ, их территориального расположения, целей создания, предоставляемых льгот и особенностей правового режима, можно сделать следующие выводы: успешный опыт зарубежных стран доказывает эффективность такого инструмента развития национальной экономики, как ОЭЗ: благоприятное развитие внутреннего рынка государства, улучшение качества национальной продукции, привлечение средств иностранных инвесторов и т.д.; ОЭЗ - это крупномасштабный проект, распространяющийся на территорию всей России, и даже в отдаленные неразвитые ее уголки, а также успешный инструмент развития промышленного сектора, двигатель технического прогресса, культурного и туристического просвещения, а также развивающегося портового сообщения; нельзя оставить без внимания тот факт, что в течение последних десятилетий по всему миру отмечается сокращение неналоговых барьеров: происходит либерализация торговли и увеличение мобильности капитала, также применяемые в ОЭЗ; анализ выявленных особенностей правового режима земельных участков в ОЭЗ позволяет прийти к выводу о заинтересованности государства в привлечении резидентов в ОЭЗ, создаваемые в соответствии с Законом об ОЭЗ, в том числе посредством снижения административных барьеров в сфере землепользования.

Список литературы

1. Авилова И.П., Щенятская М.А. Управление эффективностью инвестиционно-строительных проектов через качественное состояние недвижимости// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 4. С. 141-145.

Titenko Viktoria Igorevna, student

(e-mail отсутствш:mfobelmvest@maiLru)

Abakumov, Roman Grigorievich, Cand. Econ. Sciences, associate Professor

(e-mail: abakumov.rg@bstu.ru)

Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia

PRACTICAL ASPECTS OF ECONOMIC ZONING ON TERRITORIES WITH

SPECIAL ECONOMIC STATUS

Abstract. This article describes the territories with special economic status, their territorial location, the world experience of implementation, the purpose of creating these zones, the benefits provided and the features of the legal regime. The most attractive and developed SEZs are identified. Based on the analysis of scientific literature, the economic, socio-political and scientific-technical goals of creating the SEZ have been identified. The legislation of the Russian Federation on taxes and fees is analyzed. Formulated features of land use within the boundaries of special economic zones and conclusions about the comprehensive attractiveness/

Keywords: territories with special economic status, special economic zones, types of SEZ, development, economy, management, legislation, land use.

УДК 330

ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА РЫНКЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ

НА ПРОДВИЖЕНИЕ Ярыгина Анна Юрьевна, студент (e-mail: infobelinvest@mail.ru) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail: abakumov.rg@bstu.ru) Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

В данной статье описываются инструменты продвижения объектов недвижимости, дается их характеристика. Акцентируется внимание на современных методах и инструментах продвижения на рынке недвижимости. Приводятся формы таблиц и показатели характеризующие эффективность продвижения объектов недвижимости на рынке.

Ключевые слова: экономика, рынок, продвижение, методы, инструменты, эффективность.

Рынок недвижимости в России, который зародился в начале 1990-х гг., в дальнейшем развивался поступательно. Так, на фоне увеличения платежеспособности населения также росло и строительство объектов недвижимости. В настоящее время рынок недвижимости находится в том состоянии, когда количество игроков на рынке более чем достаточно, которые предлагают широкий ассортимент объектов недвижимости и, соответственно, способствуют росту конкуренции на рынке недвижимости. В таких сложившихся условиях для компаний - игроков рынка недвижимости всё более актуальным становится применение современных подходов для привлечения и удержания покупателей и продвижения объектов недвижимости.

В настоящее время на российском рынке недвижимости сложилась такая ситуация, при которой предложение значительно превышает спрос на объ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.