Научная статья на тему 'Принципы и цели прекращения уголовного преследования и уголовного дела в отношении лиц, принимающих участие в Специальной военной операции '

Принципы и цели прекращения уголовного преследования и уголовного дела в отношении лиц, принимающих участие в Специальной военной операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прекращение уголовного дела / прекращение уголовного преследования / досудебное производство / Специальная военная операция / termination of criminal prosecution / termination of criminal case / pre-trial proceedings / Special military operation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Владимирович Суров

Актуальность исследования законодательных новелл, касающихся установления особенностей уголовной ответственности в отношении участников Специальной военной операции, связанных с прекращением уголовного преследования, обусловлена рядом причин. Речь идет о регулировании посредством специального закона и в достаточно ограниченном формате (пока без внесения изменений в УПК РФ и УК РФ), что опосредует значимость теоретического анализа соответствующих вопросов, выработки научно обоснованных рекомендаций, которые способствовали бы формированию единообразной правоприменительной практики. В рамках настоящей статьи автором исследуются содержание новых законодательных норм, специфика формирующейся практики их толкования и применения, дискуссионные аспекты научного осмысления. Отдельный акцент делается на изучении принципов и целей прекращения уголовного преследования по указанному основанию, что до настоящего времени не получило достаточно широкого освещения в доктрине. По итогам работы обосновываются выводы относительно возможных перспектив дальнейшего развития соответствующего законодательного регулирования и оптимизации правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Владимирович Суров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and objectives of terminating criminal prosecution and criminal proceedings against persons participating in the Special military operation

The relevance of the study of legislative innovations related to the establishment of features of criminal liability in relation to participants of the Special military operation associated with the termination of criminal prosecution is due to a number of reasons. We are talking about regulation through a special law and in a rather limited format (so far without making changes to the Code of Criminal Procedure and the Criminal Code of the Russian Federation), which mediates the importance of theoretical analysis of relevant issues, the development of scientifically based recommendations that would contribute to the formation of uniform law enforcement practice. This article examines the content of new legislative norms, the specifics of the emerging practice of their interpretation and application, and the controversial aspects of scientific understanding. The author places special emphasis on studying the principles and objectives of terminating criminal prosecution on this basis, which has not yet received sufficiently wide coverage in the doctrine. Based on the results of the work, the author substantiates conclusions regarding possible prospects for the further development of relevant legislative regulation and optimization of law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Принципы и цели прекращения уголовного преследования и уголовного дела в отношении лиц, принимающих участие в Специальной военной операции »

Закон и право. 2024. № 5. С. 284-287. Law and legislation. 2024;(5):284-287.

Научная статья УДК 340.12

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-284-287 EDN: https://elibrary.ru/XYOFRK

NIION: 1997-0063-5/24-287 MOSURED: 77/27-001-2024-5-487

Принципы и цели прекращения уголовного преследования и уголовного дела в отношении лиц, принимающих участие в Специальной военной операции

Владимир Владимирович Суров

Волгоградский государственный университет,

Волгоград, Россия, skr-surov@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования законодательных новелл, касающихся установления особенностей уголовной ответственности в отношении участников Специальной военной операции, связанных с прекращением уголовного преследования, обусловлена рядом причин. Речь идет о регулировании посредством специального закона и в достаточно ограниченном формате (пока без внесения изменений в УПК РФ и УК РФ), что опосредует значимость теоретического анализа соответствующих вопросов, выработки научно обоснованных рекомендаций, которые способствовали бы формированию единообразной правоприменительной практики.

В рамках настоящей статьи автором исследуются содержание новых законодательных норм, специфика формирующейся практики их толкования и применения, дискуссионные аспекты научного осмысления. Отдельный акцент делается на изучении принципов и целей прекращения уголовного преследования по указанному основанию, что до настоящего времени не получило достаточно широкого освещения в доктрине. По итогам работы обосновываются выводы относительно возможных перспектив дальнейшего развития соответствующего законодательного регулирования и оптимизации правоприменительной практики.

Ключевые слова: прекращение уголовного дела, прекращение уголовного преследования, досудебное производство, Специальная военная операция.

Для цитирования: Суров В.В. Принципы и цели прекращения уголовного преследования и уголовного дела в отношении лиц, принимающих участие в Специальной военной операции // Закон и право. 2024. № 5. С. 284—287. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-284-287 ЕБЫ: https://elibrary.ru/XYOFRK

Original article

Principles and objectives of terminating criminal prosecution and criminal proceedings against persons participating in the Special military operation

Vladimir V. Surov

Volgograd State University,

Volgograd, Russia, skr-surov@mail.ru

Abstract. The relevance of the study of legislative innovations related to the establishment of features of criminal liability in relation to participants of the Special military operation associated with the termination of criminal prosecution is due to a number of reasons. We are talking about regulation through a special law and in a rather limited format (so far without making changes to the Code of Criminal Procedure and the Criminal Code of the Russian Federation), which mediates the importance of theoretical analysis of relevant issues, the development of scientifically based recommendations that would contribute to the formation of uniform law enforcement practice. This article examines the content of new legislative norms, the specifics of the emerging practice of their interpretation and application, and the controversial aspects of scientific understanding.

© Суров В.В. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

The author places special emphasis on studying the principles and objectives of terminating criminal prosecution on this basis, which has not yet received sufficiently wide coverage in the doctrine. Based on the results of the work, the author substantiates conclusions regarding possible prospects for the further development of relevant legislative regulation and optimization of law enforcement practice.

Keywords: termination of criminal prosecution, termination of criminal case, pre-trial proceedings, Special military operation

For citation: Surov V.V. Principles and objectives of terminating criminal prosecution and criminal proceedings against persons participating in the Special military operation // Law and legislation. 2024;(5):284—287. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-284-287 EDN: https://elibrary.ru/XYOFRK

Одним из актуальных вопросов изменения уголовно-процессуального законодательства в настоящее время выступает регламентация прекращения уголовного преследования в отношении участников Специальной военной операции (СВО). При этом речь идет как о принятом специальном законодательстве (Федеральный закон «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в Специальной военной операции» от 24.06.2023 № 270-ФЗ) [4], так и о пока отклоненном законопроекте (который, возможно, будет повторно вноситься в будущем после доработки), а также о внесении изменений в УПК РФ [2] и УК РФ [3].

Безусловно, важен в связи с этим не только имеющийся нормативный контекст и перспективы его совершенствования, но и выработка практико-ориентированных рекомендаций, которые способствовали бы единообразию в правоприменении. Кроме того, пока на периферии внимания в доктрине остается характеристика принципов и целей соответствующего основания прекращения уголовного преследования, что нуждается в комплексном рассмотрении с указанными вопросами.

Анализируя цель принятия упомянутого законодательного акта, видится необходимым отметить, что законодатель связывает прекращение уголовного преследования в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых по определенному кругу преступлений (небольшой и средней тяжести, совершенных до вступления в силу закона), дело в отношении которых еще не передано в суд, а также осужденных, с обстоятельством их поступления на военную службу по призыву или контракту для участия в СВО и последующим безупречным исполнением воинского долга.

Кроме того, действие закона исключается для лиц, подозреваемых и обвиняемых в преступлениях по ч. 1 ст. 205.2, частям 1 и 2 ст. 220, ч. 1 ст. 221 и ст. 280 УК РФ; лиц, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершивших преступления, в

отношении которых осуществляется предварительное расследование.

Таким образом, речь идет не просто об освобождении от уголовной ответственности в связи с участием в СВО, а о совокупности фактов, подлежащих установлению в рамках предварительного расследования (тогда как в момент призыва дело приостанавливается), связанных с тем, каким образом лицо проявит себя при исполнении обязанностей военной службы. В зависимости от негативного или положительного итога (выполнение обязанностей, последующее увольнение) дело либо возобновляется, либо прекращается. Предшествующее приостановление при этом выступает обязательным (ведь вероятны и ситуации отсутствия соответствующего ходатайства командования воинской части, необходимость которого предусматривает закон, при невозможности реального участия лица в уголовном деле).

В то же время в рамках отклоненного законопроекта [1] предполагалось ввести более общий механизм: распространить соответствующий порядок и на судебную стадию рассмотрения дела, а также увязать прекращение уголовного дела (преследования) с имеющимся в законодательстве (ст. 80.1 УК РФ) основанием — изменением обстановки (в связи с «принятием решения о добровольном прохождении военной службы в воинских формированиях»).

В свою очередь, причинами отклонения данной инициативы Правительственной комиссией по законопроектной деятельности указаны правовая неопределенность и потенциальная возможность нарушения прав потерпевших. Очевидно, что, не предусматривая введение анализируемого порядка для стадии судебного разбирательства, законодатель руководствовался принципами правовой определенности, а также осуществления судопроизводства в разумный срок, сохраняя возможность разрешения дела при условии отсрочки призыва (заключения контракта) и применения исследуемых норм в последующем (при условии вынесения обвинительного приговора).

LAW & LEGISLATION • 05-2024

Комментируя названные содержательные различия, следует заметить, что, с одной стороны, в принятом законе установлен более четкий правовой механизм; с другой — безусловно, введенное специальное регулирование, достаточно лаконичное по содержанию и не сопровождающееся нормативными изменениями в УК РФ и УПК РФ, оставляет ряд вопросов, актуальных для правоприменителя. О неоднозначности толкования соответствующих норм свидетельствует формирующаяся судебная практика.

Так, анализ немногочисленных пока судебных актов, сопряженных с применением закона № 270-ФЗ, свидетельствует о различной трактовке возможности применения ст. 80.1 УК РФ и даже распространения рассматриваемого порядка прекращения уголовного преследования на стадию судебного разбирательства [6].

Фактически последний может применяться с задействованием п. 4 ч. 1 ст. 238 УПК РФ как основание приостановления дела с последующим применением ст. 80.1 УК РФ (при наличии на то оснований) после его возобновления, что отвечало бы также потребностям реализации принципа равенства перед законом.

В связи с изложенным думается, что, с одной стороны, внесение сопутствующих изменений в УПК РФ и УК РФ вполне может стать вопросом времени.

Как справедливо отмечает Л.В. Головко, подобный «двухступенчатый» механизм правового регулирования уже был апробирован законодателем в рамках «налоговой амнистии» [5, с. 26]; принципиальных препятствий как технико-юридического, так и содержательного характера к его решению не имеется.

С другой стороны, вероятно, что в контексте нормотворческой работы принимались во внимание соображения, связанные с временным характером действия такого порядка — на период проведения СВО; кроме того, остается возможность дополнить специальное регулирование ссылками на нормы кодексов, устанавливающие соответствующий процессуальный порядок прекращения дела и материальное основание освобождения от уголовной ответственности (что можно было бы подкрепить и на уровне руководящих разъяснений судебной практики — тем более, что уже имеются прецеденты рассмотрения дел, связанных с применением нового законодательства на уровне Верховного Суда РФ).

Именно последний вариант гармонизации законодательных положений позволил бы, как представляется, разрешить большинство имею-

щихся в настоящее время проблем при сохранении стабильности кодифицированного правового регулирования и с учетом того, что на практике к решению данных вопросов применяются нормы последнего. Единственным дискуссионным аспектом теоретического свойства в данном случае явился бы исключительный характер уголовной и уголовно-процессуальной кодификации для регулирования соответствующих отраслевых вопросов (что было бы преодолимо именно в контексте обозначения системной взаимосвязи законодательных новелл в рамках специального регулирования и имеющихся положений кодексов).

Что же касается текущего правоприменения, то в отношении него в доктрине высказываются различные позиции.

В частности, В-Т.С. Скрибайло полагает, что касательно специального закона речь идет о норме прямого действия, соответственно, имеется возможность его непосредственного применения безотносительно наличия ссылок в кодифицированных актах; в то же время норму ст. 80.1 УК РФ можно рассматривать по смыслу как основание для освобождения от уголовной ответственности [7, с. 34].

Представляет интерес также позиция Ю.А. Цвет-кова, указывающего, что имеет место коллизия между нормативно-правовыми актами равной юридической силы (федеральными законами), в свете чего подлежат применению нормы, более благоприятные для подозреваемого (обвиняемого), установленные в Законе № 270-ФЗ [8, с. 29].

Думается, что с подобной трактовкой вполне можно согласиться, если принимать во внимание обратимый характер соответствующих процессуальных решений (возможность возобновления уголовного дела в ситуации, если лицо негативно проявит себя при исполнении обязанностей военной службы). Кроме того, в данном аспекте стоило бы говорить и о действии общеправового принципа гуманизма.

Резюмируя изложенное, следует заключить, что новое законодательное регулирование вопросов прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении участников СВО, несмотря на ряд высказанных в доктрине позиций о необходимости доработки, вполне подготовлено к потребностям практического применения. С учетом его особенностей очевидно, что законодатель руководствовался при введении новых норм принципами гуманизма, правовой определенности, необходимости осуществления судопроизводства в разумный срок.

При этом цель рассмотренного регулирования связана с обеспечением более гибкой дифферен-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

циации применения уголовного закона в отношении лиц, способных безупречным исполнением обязанностей воинской службы в условиях СВО загладить негативные последствия совершенных преступлений небольшой и средней тяжести (с тем, чтобы предоставить им такую возможность).

Специальный характер новой регламентации вкупе с ее пока лаконичным содержанием ставит на повестку дня вопросы внесения соответствующих дополнений — со ссылками на нормы кодексов, устанавливающие процессуальный порядок прекращения дела и материальное основание освобождения от уголовной ответственности; кроме того, видится необходимым издание в перспективе по данным вопросам руководящих разъяснений судебной практики.

В свою очередь, для формирования единообразной правоприменительной практики в настоящее время представляется необходимым исходить из возможности применения в коллизионных ситуациях норм Закона № 270-ФЗ как более благоприятных для подозреваемого (обвиняемого).

Список источников

1. Проект федерального закона № 329181-8 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (текст по сост. на 04.04.2023) // https://sozd.duma.gov.ru/bill/ 329181-8?sortEventsByNum=num_down&sort EventsByDate=date_up

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // http:// www.consultant.ru/

3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // http://www.consultant.ru/

4. Федеральный закон «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в Специальной военной операции» от 24.06.2023 №/ 270-ФЗ // СЗ РФ. 2023. № 26. Ст. 4678.

5. Головко Л.В. Применение закона об освобождении от уголовной ответственности участников СВО. Законодательные вопросы // Уголовный процесс. 2023. № 11 (227). С. 26—28.

6. Прекращение уголовного преследования в отношении участника СВО // https://e.ugpr.ru/ 1051890

7. Скрибайло В-Т.С. Закон об освобождении от уголовной ответственности участников СВО. Применение в суде // Уголовный процесс. 2023. № 11 (227). С. 34-35.

8. Цветков Ю.А. Прекращение уголовного преследования в отношении участника СВО. Рекомендации следствию // Уголовный процесс. 2023. № 11 (227). С. 29-31.

References

1. Draft federal law № 329181-8 «On Amendments to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» (text as of 04.04.2023) // https:// sozd.duma.gov.ru/bill/329181-8?sortEventsBy Num= num_down&sortEventsByDate=date_up

2. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: Federal Law № 174-FZ of 18.12.2001 (as amended on December 25, 2023) // http:// www.consultant.ru/

3. Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law № 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on December 25, 2023) // http://www.consultant.ru/

4. Federal Law № 270-FZ of24.06.2023 «On the peculiarities of criminal liability of persons involved in participation in a special military operation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2023. № 26. Art. 4678.

5. Golovko L.V. Application of the law on exemption from criminal liability of S MO participants. Legislative issues // Criminal procedure. 2023. № 11 (227). Pp. 26-28.

6. Termination of criminal prosecution against a SMO participant // https://e.ugpr.ru/1051890

7. Skribaylo V-T.S. Law on exemption from criminal liability of participants of the SMO. Application in court // Criminal proceedings. 2023. № 11 (227). Pp. 34-35.

8. Tsvetkov Yu.A. Termination of criminal prosecution against a SMO participant. Recommendations for the investigation // Criminal process. 2023. № 11 (227). Pp. 29-31.

Информация об авторе

Cуров В.В. — аспирант кафедры процессуального права и криминалистики; руководитель следственного отдела по Центральному району г. Волгограда Следственного управления Следственного комитета РФ по Волгоградской области

Статья поступила в редакцию 04.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Surov V.V. — postgraduate of the department of procedural law and criminalistics; head of the investigation division for the Central District of Volgograd of the Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Volgograd region

The article was submitted 04.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.