ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 343.135
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-258-262 EDN: https://elibrary.ru/dicnei NIION: 2003-0059-6/23-874 MOSURED: 77/27-003-2023-06-073
Андрей Альбертович Шишков
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания военнослужащих в период мобилизации, военного положения и в военное время. Отмечается, что исторически в периоды войн, военного положения государство освобождает лиц от уголовной ответственности за боевые заслуги перед страной. Исключением не стал период проведения специальной военной операции на Украине. Автор приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует процессуальный механизм освобождения от уголовной ответственности военнослужащих в стадии предварительного расследования посредством прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Также не определено основание и порядок приостановления предварительного расследования по ходатайству командования воинской части, где проходит службу подозреваемый или обвиняемый. Высказывается мнение о необходимости внесения изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.
Ключевые слова: прекращение уголовного дела, приостановление предварительного расследования, специальная военная операция, мобилизация, военное положение, уголовный закон, уголовная ответственность
Для цитирования: Шишков А. А. Освобождение от уголовной ответственности и наказания военнослужащих // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 258-262. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-258-262. EDN: DICNEI.
Original article
Andrey A. Shishkov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the problems of exemption from criminal liability and punishment of military personnel during the period of mobilization, martial law and in wartime. It is noted that historically, during periods of war and martial law, the state exempts individuals from criminal liability for military services to the country. The period of the special military operation in Ukraine was not an exception. The author comes to the conclusion that at present there is no procedural mechanism for releasing military personnel from criminal liability at the preliminary investigation stage by terminating the criminal case or criminal prosecution. Also, the basis and procedure for suspending the preliminary investigation at the request of the command of the military unit where the suspect or accused is serving is not defined. An opinion is expressed on the need to make changes and additions to criminal and criminal procedural legislation.
Keywords: termination of a criminal case, suspension of the preliminary investigation, special military operation, mobilization, martial law, criminal law, criminal liability
For citation: Shishkov A. A. Exemption from criminal liability and punishment of military personnel. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):258-262. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-6-258-262. EDN: DICNEI.
© Шишков A. A., 2023
Освобождение от уголовной ответственности и наказания военнослужащих
Exemption from criminal liability and punishment of military personnel
JURISPRUDENCE
Лицо, совершившее преступление может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания. Государство, реализуя принципы справедливости и гуманизма, вправе отказаться от уголовного преследования лица, а если оно осуждено освободить от дальнейшего отбывания наказания.
Общие основания освобождения от уголовной ответственности и наказания содержатся в IV разделе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК). При этом в этих нормах законодатель не дифференцируют правила освобождения от уголовной ответственности и наказания в зависимости от правового положения лица. Является ли он военнослужащим или лицом, не имеющим отношения к военной службе. Главное, чтобы лицо перестало быть общественно опасным для общества.
Федеральным законом от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» (далее - Федеральный закон № 270-ФЗ) законодатель предложил новые для современного уголовного права и уголовного процесса основания освобождения отуголовной ответственности и наказания [7].
Положения данного закона распространяются на три категории лиц. Во-первых, на лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, за исключением некоторых преступлений, в отношении которых осуществляется предварительное расследование. Во-вторых, военнослужащих, совершивших преступления, в отношении которых также еще осуществляется предварительное расследование. В-третьих, на лиц, уже имеющих судимость, за исключением осужденных за некоторые преступления. Все эти лица должны иметь статус военнослужащего. При этом важно, что этот статус увязывается с обстановкой его приобретения и прохождения военной службы - период мобилизации, военного положения, военного времени. А освобождаются эти лица от уголовной ответственности и наказания, если будут награждены государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, или будут уволены с военной службы по одному из трех оснований: 1) в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе; 2) по состоянию здоровья, если признали не годным к военной службе; 3) в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени.
Представляется, что законодатель исходил из целе-полагания необходимости сформировать мобилизационный людской ресурс из числа лиц, совершивших преступления, для их участия в специальной военной операции и при указанных основаниях освободить от уголовной ответственности и наказания. Образно говоря, закон на-
правлен на прощение некогда оступившихся лиц за их заслуги в трудное для страны время, дать возможность искупить вину за совершенное преступление.
Надо сказать, что формирование воинских частей из числа лиц, совершивших преступление, и при определенных условиях их последующее освобождение от уголовной ответственности, не является новым для Вооруженных Сил как нашей страны, так и иных государств мира. Наиболее показательными являются факты периода Второй мировой войны. Это, например, так называемые 81ха£Ъа1аШоп (общий термин для штрафных подразделений), созданных из осужденных во всех родах войск вермахта. Или известный 21 специальный батальон (1941-1944 годы) вооруженных сил Финляндии в состав которого также входили лица, привлеченные к уголовной ответственности. Потери на фронте в первые годы Великой Отечественной войны обусловили принятие соответствующих решений руководством страны о пополнении рядов Красной Армии лицами, осужденными за общеуголовные, и так называемые, политические преступления. В этом ряду особое место занимает приказ Народного комиссара обороны Союза ССР от 28 июля 1942 года № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», широко известный с той поры как приказ «Ни шагу назад». В частности, в нем приказывалось сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальона по восемьсот человек, а в пределах армий от пяти до десяти рот до двухсот человек в каждой, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины [1, с. 781].
Освобождение от уголовной ответственности и снятие судимости было возможно после определенного срока службы в штрафных подразделениях либо досрочно в случае ранения или ходатайства командования для отличившихся в бою солдат решением военных советов фронтов, флотов и отдельных армий от имени Президиума Верховного Совета СССР с последующим его утверждением или военными трибуналами [2, с. 63-64]. После утверждения решения военнослужащему выдавалась справка о снятии судимости. В случае смерти военнослужащего справка выдавалась его семье. Судимость могла быть снята независимо от тяжести наказания и от времени, прошедшего со дня осуждения или отбытия наказания. [3, с. 26]. О важности для фронта таких решений можно судить по численности таких лиц, направленных в Красную Армию. Так, исследователи отмечают, что около 400 тыс. осужденных военнослужащих было направлено на фронт с отсрочкой исполнения приговора до окончания войны, что сопоставимо с численностью личного состава одного фронта [4, с. 140].
Возвращаясь к сегодняшнему дню, необходимо
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
обратить внимание на порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания военнослужащего, который предложил законодатель Федеральным законом № 270-ФЗ.
Как уже было сказано, освобождение от уголовной ответственности и наказания военнослужащего в указанный период времени, являются два основания: 1) награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; 2) увольнение с военной службы: а) в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе; в) по состоянию здоровья, если признали не годным к военной службе; о) в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени (подпункты «а», «в», «о» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».)
При этом каких-либо изменений и дополнений в УК в части оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания или погашения судимости законодатель пока не предложил. Да и внесенные изменения в статью 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующую прекращение отбывания наказания и порядок освобождения, также не содержат пояснений по этому вопросу [8].
Впрочем, освободить от уголовного наказания военнослужащего при определенных условиях Уголовный закон допускает. Так согласно статье 80.1 УК лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести освобождается судом от наказания, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им преступление перестали быть общественно опасными. Подтверждением тому может служить судебная практика об освобождении от уголовного наказания военнослужащего, проходящего службу в зоне проведения специальной военной операции [5]. Но остается вопрос, какой нормой уголовного закона руководствоваться при освобождении военнослужащего от наказания, если он осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление. Напомним, что Федеральный закон № 270-ФЗ не ограничивает освобождение военнослужащего от наказания категориями преступлений, устанавливая запрет только на определенные виды преступлений, например, против половой неприкосновенности личности, террористической и экстремисткой направленности (п. 3 ст. 3). Следовательно, военнослужащие, осужденные за тяжкие или особо тяжкие преступления, и награжденные государственной наградой или уволенных с военной службы по вышеуказанным основаниям, по действующим нормам УК вряд ли могут претендовать на освобождение от наказания. Кстати, в юридической литературе ранее высказывались пред-
ложения в порядке (de lege ferenda) о внесении изменений в УК об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания лиц, желающих принять участие в специальных военных операциях [6, с. 157].
Еще сложнее ситуация с реализацией норм об освобождении военнослужащего от уголовной ответственности, когда уголовное дело еще в производстве органов расследования.
Как известно, освобождение от уголовной ответственности в стадии предварительного расследования реализуется путем прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Исчерпывающий перечень оснований и условий принятия этого процессуального решения содержится в главе четвертой УПК. Внимательный взгляд следователя вряд ли обнаружит в указанной главе механизм реализации положений статей Зи4 Федерального закона № 270-ФЗ.
Анализ положений указанных двух статей показывает, что законодатель указывает на разные условия прекращения уголовного дела или уголовного преследования в зависимости от категории военнослужащего. К первой категории он относит тех лиц, которые приобрели этот статус в результате мобилизации или в военное время либо заключившие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ также в период мобилизации, военного положения или в военное время. Эти военнослужащие освобождаются от уголовной ответственности при условии совершения ими преступления небольшой или средней тяжести за исключением четырех преступлений. В частности, речь идет о статье 205.2 (Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма), статье 220 (Незаконное обращение с ядерными или радиоактивными веществами), статье 221 и 280 УК. Ко второй категории относятся так называемые профессиональные военнослужащие, то есть те, кто проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ, как принято говорить, на постоянной основе. Они освобождаются от уголовной ответственности также как и первая категория при определенной обстановке, то есть в период мобилизации, военного положения или в военное время, однако здесь законодатель не ставит условие о категории преступления и не ограничивает их виды. Таким образом, в отношении этих военнослужащих независимо от обвинения (подозрения) в совершении любого преступления уголовное дело или уголовное преследование при наличии указанных выше двух оснований прекращается. При этом нормы статей 3 и 4 сформулированы так, что они носят императивный характер, а, следовательно, не предполагают усмотрения следователя при принятии процессуального решения.
Далее необходимо обратить внимание еще на одно
JURISPRUDENCE
процессуальное решение, которое по замыслу законодателя составляет единый механизм освобождения военнослужащего от уголовной ответственности в стадии предварительного расследования. Речь идет о приостановлении предварительного следствия по ходатайству командования воинской части (учреждения), в которой, очевидно, проходит службу подозреваемый и обвиняемый. Судя по контексту закона, и по логике здравого смысла приостановление следствия должно предшествовать решению об освобождении от уголовной ответственности. Однако каким основанием приостановления руководствоваться следователю, получив от командования воинской части их ходатайство. Как известно, статья 208 УПК называет четыре основания приостановления предварительного расследования, которые увязываются с невозможностью подозреваемого и обвиняемого по тем или иным причинам участвовать в производстве по уголовному делу. Но в этом списке ничего не сказано о невозможности участия подозреваемого и обвиняемого по причине его службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, военного положения, в военное время. Поэтому получив от командования воинской части (учреждения) ходатайство о приостановлении предварительного следствия, следователь, в силу принципа законности о запрете применять федеральный закон, противоречащий УПК, вряд ли сможет его удовлетворить.
Не совсем понятны так же положения Федерального закона № 270-ФЗ о возложении на командование воинских частей (учреждений) осуществлять контроль за поведением военнослужащего, предварительное следствие в отношении которого приостановлено. Идет ли речь о реализации специальной для военнослужащих меры пресечения - наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) или неких норм ведомственного уровня, возможно, уже действующих, но не известных пока широкой общественности, или будущих, которые будут приняты в ближайшее время. Именно о второй форме регулирования правоотношений, возникающих при освобождении военнослужащего от уголовной ответственности, идет речь в статье 7 (часть 2) Федерального закона № 270-ФЗ. В частности, там сказано, что порядок взаимодействия командиров воинских частей (учреждений) Вооруженных Сил Российской Федерации (учреждений) и следственных органов по вопросам приостановления предварительного расследования и прекращения уголовного преследования вышеуказанных категорий военнослужащих, имеющих статус подозреваемого или обвиняемого, определяется совместными решениями федеральных ведомств: Министерства обороны, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры и иных федеральных органов исполнительной власти,
в полномочия которых входит осуществление предварительного расследования (например, МВД, ФСБ).
Но в этом случае нужно помнить, что подзаконные нормативные акты представляют собой другой уровень правового регулирования, а тем более изданные органами так называемого силового блока. О возможности ведомственных нормативных правовых актов регламентировать порядок уголовного судопроизводства в науке по-прежнему высказываются различные точки зрения. Значит, законодателю необходимо как можно быстрее вносить изменения и дополнение в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Возможно, одно из таких предложений - вернуть в УПК, утратившую силу в 2003 году статью 26, предусматривавшую основание прекращение уголовного дела, но, разумеется, в новой редакции с учетом положений Федерального закона № 270-ФЗ. Также не забыть и о расширении оснований приостановления предварительного расследования.
Таким образом, подводя итог изложенному необходимо отметить следующее. 1) Действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не дифференцирует освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц в зависимости от их отношения к военной службе. 2) Сама идея привлечения лиц, совершивших преступления, к военной службе, защите отчества в трудное для страны время и последующее их прощение за боевые заслуги является общемировой практикой. 3) Федеральный закон № 270-ФЗ, призванный установить правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности и наказания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, военного положения или в военное время, не полной мере соотносится с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. 4) В целях создания механизма реализации Федерального закона № 270-ФЗ необходимы изменения в уголовный и уголовно-процессуальный законы.
Список источников
1. История военного искусства: курс лекций : в 6 т. М. : Военная академия имени М. В. Фрунзе, 1958. Т. 5 : Военное искусство первого периода Великой Отечественной войны (июнь 1941 - ноябрь 1942 г.). С. 780-783.
2. Титов В. В. К вопросу о совершенствовании системы наказаний и применения военными судами мер уголовного наказания в военное время // Право в Вооруженных Силах - Военное правовое обозрение. 2021. № 8. С. 58-67.
3. Лысенков С. Г. Судопроизводство военными трибуналами в годы Великой Отечественной войны // Вестник Санкт-Петербургского
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
университета МВД России. 2014. № 2. С. 24-27.
4. Гриф секретности снят : потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах : статистическое исследование/В. М. Андроников, П. Д. Буриков, В. В. Гуркин [и др.] ; под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. Москва : Воениздат, 1993. 415 с.
5. Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2023 г. № 225-УД23-8-К10.
6. Тепляшин П. В., Ступина С. А. Освобождение осужденных от отбывания наказания в связи с их участием в специальной военной операции: правовые возможности и законотворческие перспективы // Социально-экономический и гуманитарный. 2022. № 4. С. 152-159.
7. Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2023. № 26. Ст. 4878.
8. Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2023. № 26. Ст. 4677.
Bibliographic list
1. History of military art : course of lectures : in 6 volumes. M. : Military Academy named after M. V. Frunze, 1958. V. 5 : Military art of the first
period of the Great Patriotic War (June 1941 -November 1942). P. 780-783.
2. Titov V. V. On the issue of improving the system of punishments and the application of criminal penalties by military courts in wartime // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2021. № 8. P. 58-67.
3. Lysenkov S. G. Proceedings by military tribunals during the Great Patriotic War // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2014. № 2. P. 24-27.
4. The classification has been removed : losses of the USSR Armed Forces in wars, hostilities and military conflicts : a statistical study / V. M. Andronikov, P. D. Burikov, V. V. Gurkin [and others]; under general ed. of G. F. Krivosheev. Moscow : Voenizdat, 1993. 415 p.
5. Cassation ruling of the Judicial Collegium for Military Personnel Cases of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 28, 2023 № 225-UD23-8-K10.
6. Teplyashin P. V., Stupina S. A. Release of convicts from serving their sentences in connection with their participation in a special military operation: legal possibilities and legislative prospects // Socioeconomic and humanitarian. 2022. № 4. P. 152-159.
7. Federal Law № 270-FZ of June 24, 2023 «On the specifics of criminal liability of persons involved in a special military operation» // Collection of Legislation ofthe Russian Federation, 2023. № 26. Art. 4878.
8. Federal Law № 269-FZ of June 24, 2023 «On Amendments amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Collection of Legislation ofthe Russian Federation, 2023. № 26. Art. 4677.
Информация об авторе
А. А. Шишков - профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author A. A. Shishkov - Professor ofthe Department of Criminal Procedure ofthe Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs ofRussianamed afterV.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 16.10.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 01.12.2023.
The article was submitted 16.10.2023; approved after reviewing 15.11.2023; accepted for publication 01.12.2023.