Научная статья на тему 'Специальная норма об освобождении от уголовной ответственности участников специальной военной операции'

Специальная норма об освобождении от уголовной ответственности участников специальной военной операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
513
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
специальная военная операция / участники специальной военной операции / критерии-условия освобождения от уголовной ответственности / время (период) действия нормы / special military operation / participants of a special military operation / criteria-conditions for exemption from criminal liability / time (period) of the norm

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лариса Анатольевна Можайская

В работе рассматриваются новеллы материального и процессуального законодательства об основаниях и условиях освобождения от уголовной ответственности участников специальной военной операции, а также проблемы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лариса Анатольевна Можайская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A special rule on the exemption from criminal liability of participants in a special military operation

The paper examines the novelties of substantive and procedural legislation on the grounds and conditions for exemption from criminal liability of participants in a special military operation, as well as the problems of their application.

Текст научной работы на тему «Специальная норма об освобождении от уголовной ответственности участников специальной военной операции»

Закон и право. 2023. № 11. С. 240-242. Law and legislation. 2023;(11):240-242.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-240-242 NIION: 1997-0063-1 1/23-674

EDN: https://elibrary.ru/YBYXVH MOSURED: 77/27-001-2023-11-874

Специальная норма об освобождении от уголовной ответственности участников специальной военной операции

Лариса Анатольевна Можайская

Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург, Россия, seagull2@list.ru

Аннотация. В работе рассматриваются новеллы материального и процессуального законодательства об основаниях и условиях освобождения от уголовной ответственности участников специальной военной операции, а также проблемы их применения.

Ключевые слова: специальная военная операция, участники специальной военной операции, критерии-условия освобождения от уголовной ответственности, время (период) действия нормы.

Для цитирования: Можайская Л.А. Специальная норма об освобождении от уголовной ответственности участников специальной военной операции // Закон и право. 2023. № 11. С. 240—242. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2023-11-240-242 ББЫ: https://elibrary.ru/YBYXVH

Original article

A special rule on the exemption from criminal liability of participants in a special military operation

Larisa A. Mozhaiskaya

Ural State Law University, Yekaterinburg,

Russia, seagull2@list.ru

Abstract. The paper examines the novelties of substantive and procedural legislation on the grounds and conditions for exemption from criminal liability of participants in a special military operation, as well as the problems of their application.

Keywords: special military operation, participants of a special military operation, criteria-conditions for exemption from criminal liability, time (period) of the norm.

For citation: Mozhaiskaya L.A. A special rule on the exemption from criminal liability of participants in a special military operation // Law and legislation. 2023;(11):240—242. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-240-242 EDN: https://elibrary.ru/YBYXVH

I I ействующее уголовное законодательство I I предусматривает две группы норм об ос-^_Щ-вобождении от уголовной ответственности: нормы главы 11 УК РФ и ст. 4 Федерального закона «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ (далее — ФЗ № 270) [1], а уголовно-процессуальное — такое же количество норм об

© Можайская Л.А. М., 2023.

основаниях приостановления уголовного дела (преследования): в указанном Законе и ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Таким образом, в законодательстве России появилась специальная норма как по отношению к главе 11 УК РФ, так и к основаниям и правилам применения ст. 208 УПК РФ.

Анализируя норму, предусмотренную ст. 4 ФЗ № 270, следует отметить, что данный вид освобождения является, во-первых, безусловным видом и не зависит от поведения лица, предъявляемого, в частности, Уголовным кодексом РФ

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

при освобождении от уголовной ответственности в соответствии со статьями 75—76.2 УК РФ (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим, возмещения ущерба), во-вторых, он в некоторых случаях, предусмотренных ФЗ № 270, может предусматривать как реабилитирующие, так и нереабилитирущие основания освобождения от уголовной ответственности.

Обладает значительными особенностями и круг лиц, на которые распространяется ФЗ № 270. На это обстоятельство обращает внимание, собственно, и название самого закона, в котором указана общая формулировка субъектов, к которым закон применяется — лица, привлекаемые к участию в специальной военной операции. При этом в ст. 2 уточняется, что он распространяет свое действие лишь на тех лиц из участников специальной военной операции, которые отвечают указанным в законе критериям (на наш взгляд, эти критерии можно также назвать критериями-условиями применения данного закона, что и будет сделано в дальнейшем при написании данной статьи).

Эти критерии-условия освобождения от уголовной ответственности даны в ст. 2 ФЗ № 270 путем их перечисления, что позволяет сделать вывод о том, что они применяются не как совокупность, а как отдельные, самостоятельные критерии-условия.

П ер вый критерий относится к категории субъектов, к которым закон должен быть применен. К ним относятся лица, которые совершили преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных п. 1 ст. 2 ФЗ № 270.

Второй критерий-условие предусмотрен п. 2 ст. 4 Закона № 270: освобождается лицо в отношении которых осуществляется предварительное расследование.

Третьим ФЗ № 270 называет период времени, в который лицо освобождается от ответственности. Он связан «с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время».

Четвертый — наличие ходатайства командования воинской части (учреждения) в период прохождения военной службы о приостановлении уголовного дела (уголовного преследования). Два из этих критериев-условий прямо указывают на процессуальную стадию — предварительного следствия (или его приостановлении).

Возникает вопрос о том, на какую норму и какого закона следует ссылаться в постановлении соответствующего органа (суда или предваритель-

ного расследования) при освобождении от уголовной ответственности лиц, указанных в ФЗ № 270?

На момент написания статьи нормы этого закона не внесены в качестве изменения действующих редакций ни в УК РФ (глава 11), ни в УПК РФ (например, о приостановлении уголовного дела (уголовного преследования).

Конечно, решить проблему можно и не внося таких изменений в эти законы, поскольку ее разрешение содержится в самом названии ФЗ № 270: его действие распространяется на определенный период времени, прямо указанный в названии данного закона — период специальной военной операции, и, соответственно, необходимость применения ФЗ № 270 отпадет вместе с изменением обстановки общественно-политической, а именно, с окончанием СВО.

Тем не менее сам порядок применения норм ФЗ № 270, по нашему мнению, разъяснения все же требует. Связано это с тем, что в зависимости от того, на какой процессуальной стадии (досудебной или судебной) находится уголовное дело (уголовное преследование), соответствующий орган обязан, соблюдая принцип законности, сослаться на нормы закона, применимые к данному специальному случаю, т.е. к ФЗ № 270. И если суд, по нашему мнению, справится с этой задачей без особых затруднений, поскольку сможет сослаться на п. 1 ст. 2 ФЗ № 270, то органы предварительного расследования находятся в неоднозначном положении.

Это касается такого критерия-условия освобождения от уголовной ответственности, как субъект, в отношении которого производится освобождение — это лицо, в отношении которого осуществляется предварительное расследование (п. 2 ст. 2 ФЗ № 270).

Законодатель в ФЗ № 270, используя термин «осуществление предварительного расследования», говоря об этой досудебной стадии, не предусмотрел, где, как и чем (т.е. с позиции ФЗ № 270 и / или УПК РФ?) заканчиваются границы этого расследования: прекращением уголовного дела или иными процессуальными действиями. И тогда какими?

Иными словами, в каком «месте» предварительного расследования соответствующий орган может законно «остановиться» и освободить лицо от уголовной ответственности? На какую норму и какого федерального закона он имеет право сослаться при «осуществлении предварительного расследования» в своем постановлении? Сослаться на нормы УПК РФ (статьи 24 и 27) орган предварительного расследования не может, поскольку ни одна из этих норм не со-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 11-2023

держит такого основания освобождения от уголовной ответственности, как предусмотрено п. 2 ст. 2 ФЗ № 270. На момент написания статьи остается, как представляется, только один выход: сослаться на п. 2 ст. 2 ФЗ № 270.

Даже если предварительное расследование окончилось, то вопрос об освобождении от уголовной ответственности должен решать суд и только при том условии, что лицо совершило преступление, которое указано в п. 1 ст.2 ФЗ № 270.

И все же, завершая наши размышления о стадии осуществления предварительного расследования, как ее называет ФЗ № 270, представляется, что ответ на этот вопрос требует отдельного исследования, и на момент написания статьи мы не настаиваем на том, что вопрос о правилах применения п. 2 ст. 2 ФЗ № 270 может быть решен однозначно.

Таким образом, решение вышеуказанных процессуальных вопросов, как представляется, требуется предусмотреть и соответствующими нормами УПК РФ, и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» [2].

По нашему мнению, в УПК РФ (статьи 24 и 27) можно внести изменения:

1. Дополнить ч. 1 ст. 24 УПК РФ пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1 в связи с участием лица, совершившего преступление, призванного на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время».

2. Статью 27 УПК РФ в п. 2 ч. 1 оставить без изменения.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» дополнить пунктом 29 следующего содержания:

Информация об авторе

Можайская Л.А. — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права

Статья поступила в редакцию 11.08.2023; одобрена после рецензирования 08.1 0.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author

Mozhaiskaya L.A. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of criminal law The article was submitted 11.08.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

«В связи с вопросами, возникающими у судов и органов предварительного расследования при применении норм Федерального закона «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ, обратить внимание на то, что до внесения изменений в ч. 1 ст. 24 УПК РФ вынесение постановления об освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, призванного на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, судом должно производиться со ссылкой на п. 1 ст. 2 ФЗ № 270, а органами предварительного расследования — со ссылкой на пункты 2 и 3 ст. 2 ФЗ № 270».

Список источников

1. Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции: Федеральный закон от 24.06.2023 № 270-ФЗ // СЗ РФ. 2023. № 26. Ст. 4678.

2. О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013. № 8.

References

1. On the peculiarities of criminal responsibility of persons involved in a special military operation: Federal Law № 270-FZ of June 24, 2023 // Collected legislation of the Russian Federation. 2023. № 26. Art. 4678.

2. On the application by the courts of legislation regulating the grounds and procedure for exemption from criminal responsibility: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 27, 2013 № 19 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2013. № 8.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.