Закон и право. 2023. № 11. С. 240-242. Law and legislation. 2023;(11):240-242.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-240-242 NIION: 1997-0063-1 1/23-674
EDN: https://elibrary.ru/YBYXVH MOSURED: 77/27-001-2023-11-874
Специальная норма об освобождении от уголовной ответственности участников специальной военной операции
Лариса Анатольевна Можайская
Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Аннотация. В работе рассматриваются новеллы материального и процессуального законодательства об основаниях и условиях освобождения от уголовной ответственности участников специальной военной операции, а также проблемы их применения.
Ключевые слова: специальная военная операция, участники специальной военной операции, критерии-условия освобождения от уголовной ответственности, время (период) действия нормы.
Для цитирования: Можайская Л.А. Специальная норма об освобождении от уголовной ответственности участников специальной военной операции // Закон и право. 2023. № 11. С. 240—242. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2023-11-240-242 ББЫ: https://elibrary.ru/YBYXVH
Original article
A special rule on the exemption from criminal liability of participants in a special military operation
Larisa A. Mozhaiskaya
Ural State Law University, Yekaterinburg,
Russia, [email protected]
Abstract. The paper examines the novelties of substantive and procedural legislation on the grounds and conditions for exemption from criminal liability of participants in a special military operation, as well as the problems of their application.
Keywords: special military operation, participants of a special military operation, criteria-conditions for exemption from criminal liability, time (period) of the norm.
For citation: Mozhaiskaya L.A. A special rule on the exemption from criminal liability of participants in a special military operation // Law and legislation. 2023;(11):240—242. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-240-242 EDN: https://elibrary.ru/YBYXVH
I I ействующее уголовное законодательство I I предусматривает две группы норм об ос-^_Щ-вобождении от уголовной ответственности: нормы главы 11 УК РФ и ст. 4 Федерального закона «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ (далее — ФЗ № 270) [1], а уголовно-процессуальное — такое же количество норм об
© Можайская Л.А. М., 2023.
основаниях приостановления уголовного дела (преследования): в указанном Законе и ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Таким образом, в законодательстве России появилась специальная норма как по отношению к главе 11 УК РФ, так и к основаниям и правилам применения ст. 208 УПК РФ.
Анализируя норму, предусмотренную ст. 4 ФЗ № 270, следует отметить, что данный вид освобождения является, во-первых, безусловным видом и не зависит от поведения лица, предъявляемого, в частности, Уголовным кодексом РФ
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023
при освобождении от уголовной ответственности в соответствии со статьями 75—76.2 УК РФ (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим, возмещения ущерба), во-вторых, он в некоторых случаях, предусмотренных ФЗ № 270, может предусматривать как реабилитирующие, так и нереабилитирущие основания освобождения от уголовной ответственности.
Обладает значительными особенностями и круг лиц, на которые распространяется ФЗ № 270. На это обстоятельство обращает внимание, собственно, и название самого закона, в котором указана общая формулировка субъектов, к которым закон применяется — лица, привлекаемые к участию в специальной военной операции. При этом в ст. 2 уточняется, что он распространяет свое действие лишь на тех лиц из участников специальной военной операции, которые отвечают указанным в законе критериям (на наш взгляд, эти критерии можно также назвать критериями-условиями применения данного закона, что и будет сделано в дальнейшем при написании данной статьи).
Эти критерии-условия освобождения от уголовной ответственности даны в ст. 2 ФЗ № 270 путем их перечисления, что позволяет сделать вывод о том, что они применяются не как совокупность, а как отдельные, самостоятельные критерии-условия.
П ер вый критерий относится к категории субъектов, к которым закон должен быть применен. К ним относятся лица, которые совершили преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных п. 1 ст. 2 ФЗ № 270.
Второй критерий-условие предусмотрен п. 2 ст. 4 Закона № 270: освобождается лицо в отношении которых осуществляется предварительное расследование.
Третьим ФЗ № 270 называет период времени, в который лицо освобождается от ответственности. Он связан «с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время».
Четвертый — наличие ходатайства командования воинской части (учреждения) в период прохождения военной службы о приостановлении уголовного дела (уголовного преследования). Два из этих критериев-условий прямо указывают на процессуальную стадию — предварительного следствия (или его приостановлении).
Возникает вопрос о том, на какую норму и какого закона следует ссылаться в постановлении соответствующего органа (суда или предваритель-
ного расследования) при освобождении от уголовной ответственности лиц, указанных в ФЗ № 270?
На момент написания статьи нормы этого закона не внесены в качестве изменения действующих редакций ни в УК РФ (глава 11), ни в УПК РФ (например, о приостановлении уголовного дела (уголовного преследования).
Конечно, решить проблему можно и не внося таких изменений в эти законы, поскольку ее разрешение содержится в самом названии ФЗ № 270: его действие распространяется на определенный период времени, прямо указанный в названии данного закона — период специальной военной операции, и, соответственно, необходимость применения ФЗ № 270 отпадет вместе с изменением обстановки общественно-политической, а именно, с окончанием СВО.
Тем не менее сам порядок применения норм ФЗ № 270, по нашему мнению, разъяснения все же требует. Связано это с тем, что в зависимости от того, на какой процессуальной стадии (досудебной или судебной) находится уголовное дело (уголовное преследование), соответствующий орган обязан, соблюдая принцип законности, сослаться на нормы закона, применимые к данному специальному случаю, т.е. к ФЗ № 270. И если суд, по нашему мнению, справится с этой задачей без особых затруднений, поскольку сможет сослаться на п. 1 ст. 2 ФЗ № 270, то органы предварительного расследования находятся в неоднозначном положении.
Это касается такого критерия-условия освобождения от уголовной ответственности, как субъект, в отношении которого производится освобождение — это лицо, в отношении которого осуществляется предварительное расследование (п. 2 ст. 2 ФЗ № 270).
Законодатель в ФЗ № 270, используя термин «осуществление предварительного расследования», говоря об этой досудебной стадии, не предусмотрел, где, как и чем (т.е. с позиции ФЗ № 270 и / или УПК РФ?) заканчиваются границы этого расследования: прекращением уголовного дела или иными процессуальными действиями. И тогда какими?
Иными словами, в каком «месте» предварительного расследования соответствующий орган может законно «остановиться» и освободить лицо от уголовной ответственности? На какую норму и какого федерального закона он имеет право сослаться при «осуществлении предварительного расследования» в своем постановлении? Сослаться на нормы УПК РФ (статьи 24 и 27) орган предварительного расследования не может, поскольку ни одна из этих норм не со-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 11-2023
держит такого основания освобождения от уголовной ответственности, как предусмотрено п. 2 ст. 2 ФЗ № 270. На момент написания статьи остается, как представляется, только один выход: сослаться на п. 2 ст. 2 ФЗ № 270.
Даже если предварительное расследование окончилось, то вопрос об освобождении от уголовной ответственности должен решать суд и только при том условии, что лицо совершило преступление, которое указано в п. 1 ст.2 ФЗ № 270.
И все же, завершая наши размышления о стадии осуществления предварительного расследования, как ее называет ФЗ № 270, представляется, что ответ на этот вопрос требует отдельного исследования, и на момент написания статьи мы не настаиваем на том, что вопрос о правилах применения п. 2 ст. 2 ФЗ № 270 может быть решен однозначно.
Таким образом, решение вышеуказанных процессуальных вопросов, как представляется, требуется предусмотреть и соответствующими нормами УПК РФ, и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» [2].
По нашему мнению, в УПК РФ (статьи 24 и 27) можно внести изменения:
1. Дополнить ч. 1 ст. 24 УПК РФ пунктом 2.1 следующего содержания:
«2.1 в связи с участием лица, совершившего преступление, призванного на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время».
2. Статью 27 УПК РФ в п. 2 ч. 1 оставить без изменения.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» дополнить пунктом 29 следующего содержания:
Информация об авторе
Можайская Л.А. — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права
Статья поступила в редакцию 11.08.2023; одобрена после рецензирования 08.1 0.2023; принята к публикации 14.10.2023.
Information about the author
Mozhaiskaya L.A. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of criminal law The article was submitted 11.08.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.
«В связи с вопросами, возникающими у судов и органов предварительного расследования при применении норм Федерального закона «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ, обратить внимание на то, что до внесения изменений в ч. 1 ст. 24 УПК РФ вынесение постановления об освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, призванного на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, судом должно производиться со ссылкой на п. 1 ст. 2 ФЗ № 270, а органами предварительного расследования — со ссылкой на пункты 2 и 3 ст. 2 ФЗ № 270».
Список источников
1. Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции: Федеральный закон от 24.06.2023 № 270-ФЗ // СЗ РФ. 2023. № 26. Ст. 4678.
2. О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013. № 8.
References
1. On the peculiarities of criminal responsibility of persons involved in a special military operation: Federal Law № 270-FZ of June 24, 2023 // Collected legislation of the Russian Federation. 2023. № 26. Art. 4678.
2. On the application by the courts of legislation regulating the grounds and procedure for exemption from criminal responsibility: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 27, 2013 № 19 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2013. № 8.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023