Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К УЧАСТИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: НОВЫЙ ВЕКТОР УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ИЛИ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ?'

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К УЧАСТИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: НОВЫЙ ВЕКТОР УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ИЛИ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-правовая политика / освобождение от уголовной ответственности / освобождение от наказания / депенализация / специальная военная операция / период мобилизации / период военного положения / военное время / судимость / criminal law policy / exemption from criminal liability / exemption from punishment / depenalization / special military operation / period of mobilization / period of martial law / wartime / criminal record

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонова Елена Юрьевна

В научной статье рассмотрен новый нормативный правовой акт, посвященный особенностям уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции. Среди положительных моментов данного закона называется то, что законодатель четко очертил круг лиц, на которых распространяется его действие, а также основания и условия их освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также снятия с них судимости. В статье называются и существенные недостатки закона, которые обусловлены несоблюдением правил законодательной техники и нарушением системности уголовного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CRIMINAL LIABILITY OF PERSONS INVOLVED IN A SPECIAL MILITARY OPERATION: A NEW VECTOR OF CRIMINAL LAW POLICY OR WARTIME CRIMINAL LEGISLATION?

The scientific article considers a new normative legal act dedicated to the peculiarities of the criminal liability of persons involved in a special military operation. Among the positive aspects of this law is the fact that the legislator has clearly outlined the circle of persons to whom it applies, as well as the grounds and conditions for their release from criminal liability and punishment, as well as the removal of their criminal record. The article also mentions the significant shortcomings of the law, which are due to non-compliance with the rules of legislative technique and violation of the systemic nature of the criminal law.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К УЧАСТИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: НОВЫЙ ВЕКТОР УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ИЛИ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ?»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ)

УДК: 343.2

Антонова Елена Юрьевна,

декан юридического факультета Дальневосточного юридического института (филиала)

Университета прокуратуры Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор,

ул. Суханова, 8, г. Владивосток, Россия, 690091,

e-mail: antonovy@yandex.ru

ORCID 0000-0001-6605-3699

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К УЧАСТИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: НОВЫЙ ВЕКТОР УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ИЛИ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ?

Аннотация. В научной статье рассмотрен новый нормативный правовой акт, посвященный особенностям уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции. Среди положительных моментов данного закона называется то, что законодатель четко очертил круг лиц, на которых распространяется его действие, а также основания и условия их освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также снятия с них судимости. В статье называются и существенные недостатки закона, которые обусловлены несоблюдением правил законодательной техники и нарушением системности уголовного закона.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, депенализация, специальная военная операция, период мобилизации, период военного положения, военное время, судимость.

Antonova Elena Yurievna,

Dean of the Faculty of Law of the Far Eastern Law Institute (branch) of the

University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation,

Doctor of Law, Professor

Sukhanova st., 8, Vladivostok, Russia, 690091,

e-mail: antonovy@yandex.ru

ORCID 0000-0001-6605-3699

PECULIARITIES OF CRIMINAL LIABILITY OF PERSONS INVOLVED IN A SPECIAL MILITARY OPERATION: A NEW VECTOR OF CRIMINAL LAW POLICY

OR WARTIME CRIMINAL LEGISLATION?

Annotation. The scientific article considers a new normative legal act dedicated to the peculiarities of the criminal liability of persons involved in a special military operation. Among the positive aspects of this law is the fact that the legislator has clearly outlined the circle of persons to whom it applies, as well as the grounds and conditions for their release from criminal liability and punishment, as well as the removal of their criminal record. The article also mentions the significant shortcomings of the law, which are due to non-compliance with the rules of legislative technique and violation of the systemic nature of the criminal law.

Key words: criminal law policy, exemption from criminal liability, exemption from punishment, depenalization, special military operation, period of mobilization, period of martial law, wartime, criminal record.

24 июня 2023 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 270-ФЗ1, который закрепляет институт

освобождения от уголовной

ответственности и от наказания лиц, призываемых на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - ВС РФ), заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в ВС РФ либо проходящих военную службу в ВС РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, и снятия с них судимости.

Можно ли говорить о том, что в нашем государстве появилось законодательство военного времени, о котором упоминается в ч. 3 ст. 331 Уголовного кодекса РФ (далее - УК) и о необходимости которого уже давно говорится в научной литературе?

В ч. 3 ст. 331 УК установлено, что уголовная ответственность за совершенные в военное время либо боевой обстановке преступления против военной службы, определяется российским

законодательством военного времени. Отсюда следует, что такое законодательство должно включать в себя нормы об особенностях уголовной ответственности в указанный период времени и только за преступления против военной службы. В Федеральном же законе № 270-ФЗ речь идет об освобождении от уголовной ответственности и от наказания за преступления, совершенные лицом до того, как его призовут на военную службу и до заключения им соответствующего контракта и не связанные с такой службой. Соответственно отнести данный нормативный правовой акт

к законодательству военного времени нельзя.

Вместе с тем новый нормативный правовой акт решает вопросы, входящие в уголовно-правовую сферу и направлен на урегулирование такого элемента уголовно-правовой политики как депенализации -«неприменение наказания, за уже криминализированные деяния» [3, с. 141], совершенные определенной категорией субъектов. Депенализация включат в себя и процесс «установления в уголовном законе и применения в следственно-судебной практике оснований и условий освобождения от уголовной

ответственности и (или) от наказания» [2, с. 541-550].

Можно констатировать, что данный нормативный правовой акт является уголовным. Заметим, что развитие внешней формы уголовного права шло по пути от «многозакония», т. е. единовременного действия множества нормативных актов, которые формулировали уголовно-правовые нормы, нередко расходящиеся по своему содержанию, к объединению в едином кодифицированном акте [1, с. 147149]. Получается, что с принятием рассматриваемого закона мы возвращаемся к «многозаконию» в сфере уголовно-правовых отношений.

До принятия данного закона единственным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы уголовно-правового воздействия на лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет, а также вопросы освобождения таковых от ответственности, был УК. Это вытекает из содержания ч. 1 ст. 1 УК: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс». При этом обязательному включению в УК подлежат

1 Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции : Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ // Официальный интернет-портал

правовой информации. URL:

http://publication.pravo. gov.ru/document/00012023062 40008 (дата обращения: 01.09.2023).

любые уголовные законы, а не только те, в которых устанавливается уголовная ответственность [5, с. 4].

Если опираться на содержание ч. 1 ст. 1 УК, то можно заключить, что принимая новый нормативный правовой акт, законодатель нарушил отечественную традицию «относительно сплошной кодификации уголовно-правовых норм в рамках Уголовного кодекса». Сохранение этой традиции, по оценке А. В. Наумова, является принципиально важным, поскольку только так «будут сохранены и определенные гарантии законности в сфере отправления правосудия по уголовным делам» [4, с. 31].

Считаем, что нормы, которые вошли в новый Федеральный закон, можно было разместить в главах 11 «Освобождения от уголовной ответственности» и

12 «Освобождение от наказания» УК и статье 86 УК «Судимость» или раздел IV УК можно было дополнить главой 131 «Особенности освобождения от уголовной ответственности лиц, проходящих военную службу в ВС РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время».

Законодатель же посчитал возможным принять новый Федеральный закон, содержащий уголовно-правовые нормы, без внесения каких-либо поправок в УК. С учетом того, что российский уголовный закон состоит из УК, а соответственно и «направления уголовной политики ... выражаются и закрепляются именно и исключительно в данном нормативном акте» [5, с. 9], принятие данного закона, на наш взгляд, свидетельствует о новом векторе уголовно-правовой политики государства.

Правда, первое предложение части 1 статьи 1 УК следовало в таком случае изложить следующим образом: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и Федерального закона "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной

военной операции"». Но законодатель не сделал этого.

В качестве недостатка следует указать и на то, что, употребив в названии закона категорию «специальная военная операция», законодатель не только не раскрывает, но даже ни разу не упоминает ее в тексте самого закона. Из текста закона следует, что его действие распространяется на лиц, совершивших преступления, и призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в ВС РФ либо заключивших в период мобилизации, в период военного положения или военное время контракт о прохождении военной службы в ВС РФ, а также на лиц, проходящих военную службу в ВС РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время. Отсюда можно заключить, что специальная военная операция осуществляется в указанные периоды времени.

С учетом отсутствия легального определения термина «специальная военная операция» и содержания нового закона, представляется более правильным его наименование в следующей редакции «Об особенностях уголовной

ответственности лиц, проходящих военную службу в ВС РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время».

Среди положительных моментов данного закона следует указать на то, что законодатель четко очертил круг субъектов, на которых распространяется его действие, а также основания и условия их освобождения от уголовной ответственности и от наказания.

Первая группа условий и оснований освобождения от уголовной

ответственности относится к лицам, которых призвали на военную службу по мобилизации или в военное время либо в связи с заключением ими в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы. В соответствии со ст. 2,3

рассматриваемого закона, совокупностью таких условий являются:

1) совершение преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 2052, ч. 1 и 2 ст. 220, ч. 1 ст. 221 и ст. 280 УК до дня вступления в силу Федерального закона № 270-ФЗ, в отношении которых осуществляется предварительное расследование и

2) приостановление уголовного дела (уголовного преследования) в отношении такого лица по ходатайству командования воинской части (учреждения).

Отметим, что законодатель, конструируя условия освобождения от уголовной ответственности, в нормах УК говорит о том, что лицо должно совершить преступление впервые. Новый закон это условие опускает.

К основаниям такого безусловного освобождения законодатель отнес:

1) награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы - в этом случае освобождение происходит в день награждения;

2) увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пп. «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Федерального закона № 53-Ф31, а именно:

- по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

- по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

- в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени.

Вторая группа условий и оснований касается лиц, проходящих военную службу в ВС РФ в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершившие преступления, в отношении

которых осуществляется предварительное расследование.

Безусловное освобождение таких лиц от уголовной ответственности происходит, когда уголовное дело (уголовное преследование) в отношении них приостановлено по ходатайству командования воинской части

(учреждения) в период прохождения военной службы (ст. 2, 4). В данном случае законодатель не уточняет, о какой категории преступлений идет речь, акцент делается только на основании приостановления уголовного дела (уголовного преследования) — ходатайство командования воинской части

(учреждения).

Основания освобождения идентичны тем, что были названы и в отношении первой группы лиц.

Статья 5 Федерального закона № 270-ФЗ закрепляет новый институт - условное освобождение от наказания, правовую природу которого еще предстоит осмыслить.

В ч. 1 ст. 5 этого закона сказано, что осужденный, призванный на военную службу по мобилизации или в военное время в ВС РФ либо заключивший в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в ВС РФ, освобождается от наказания условно.

Таким образом, в данной части речь идет уже о лицах, осужденных за совершение преступления, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу Федерального закона № 270-ФЗ, в том числе о лицах, отбывших наказание или условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, т. е. имеющих судимость.

Исходя из содержания ст. 2 рассматриваемого закона такое освобождение от наказания не распространяется на лиц, имеющих судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности

1 О воинской обязанности и военной службе : Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 :

ред. от 24 июня 2023 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

несовершеннолетних, предусмотренных п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132, ч. 3-6 ст. 134, ч. 3-5 ст. 135 УК, либо преступлений, предусмотренных ст. 205-2055, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 2751, 276-280, 281-2813, 2821-2823, 3 60, 361 УК.

Лицо, не отбывшее наказание или не освобожденное ранее от наказания, будет полностью освобождено от наказания, как следует из содержания ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 270-ФЗ:

1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, или

2) со дня увольнения с военной службы по основаниям, перечисленным выше.

Но если в период прохождения военной службы лицо, условно освобожденное от наказания, не отбывшее наказание и не освобожденное от наказания, совершает новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК, т. е. по совокупности приговоров.

Обязанность контролировать

поведение лиц, предварительное следствие в отношении которых приостановлено, а также лиц, освобожденных от наказания условно, возлагается на командование воинских частей (учреждений).

В ст. 6 Федерального закона № 270-ФЗ закрепляются условия погашения судимости: в отношении лиц, отбывших наказание или условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, имеющих судимость, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в ВС РФ либо заключивших в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в ВС РФ, судимость погашается:

1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы либо

2) со дня увольнения с военной службы по вышеперечисленным основаниям.

Полагаем, что законодатель неверно в данном случае говорит о погашении

судимости, тогда как по своей природе закрепленный порядок свидетельствует о ее снятии, поскольку это происходит до истечения сроков, регламентированных в ст. 86 УК.

Возникают и вопросы по механизму освобождения названных в законе субъектов от уголовной ответственности и от наказания, снятия с них судимости.

Из ст. 7 закона следует, что данный закон допускает возможность

освобождения виновных в совершении преступлений лиц от уголовного наказания и снятия с них судимости без соответствующего решения суда, что противоречит нормам уголовного законодательства.

В целом полагаем, что принятие рассматриваемого в статье Федерального закона № 270-ФЗ, обусловлено необходимостью применения к лицам, совершившим преступления, но в силу выполнения своего гражданского долга в названные в законе периоды времени, будучи награжденными государственными наградами или уволенными с военной службы по основаниям, перечисленным выше, поощрительных мер в виде освобождения от уголовной

ответственности, освобождения от наказания и снятия судимости.

Вместе с тем, регламентируя данные нормы, законодатель совсем не упоминает о потерпевших от преступлений, совершенных указанными категориями субъектов, т. е. лиц, чьи права и законные интересы были нарушены. А ведь уголовное право зародилось и развивается, как справедливо замечает А. И. Коробеев, как право защиты, охраны [3, с. 313]. Отсюда возникает справедливый вопрос и в реализации такой цели мер уголовно-правового воздействия как восстановление социальной справедливости.

В заключении отметим, что законодатель, на наш взгляд, нарушил целый ряд правил законодательной техники, существенным из которых является появление в нашем государстве

уголовного закона, отдельного от Уголовного кодекса РФ, в связи с чем, нарушена и системность единого кодифицированного нормативного

правового акта.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Андрианов В. К., Пудовочкин Ю. Е. Закономерности уголовного права : монография. Москва : Юрлитинформ, 2019. 344 с.

2. Антонова Е. Ю., Антонов И. М. К вопросу о понятии пенализации и депенализации // Юридический факультет Кубанского государственного университета : 60 лет служения науке и практике : материалы Международной

научно-практической конференции,

Краснодар, 20 апреля 2018 года. Краснодар : Кубанский государственный университет, 2018. С. 541-550.

3. Коробеев А. И. Уголовно-правовая политика России : от генезиса до кризиса : монография. Москва : Юрлитинформ, 2019. 352 с.

4. Наумов А. В. Уголовный кодекс Российской Федерации. Общая часть : историко-филологический и доктринальный (научный) комментарий. Москва : Проспект, 2021. 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Энциклопедия уголовного права. Т. 2. Уголовный закон. Санкт-Петербург : Издание профессора Малинина, 2005. 848 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.