Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ'

ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НПС / НПС / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НПС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уланова Екатерина Сергеевна, Попков Сергей Юрьевич

Национальная платежная система России - важнейший элемент финансовой системы страны и необходимый компонент экономики. Она реализует в первую очередь, распределительную функцию финансовой системы и является кровеносной системой экономики, позволяя экономическим субъектам реализовывать свои интересы, обеспечивает оборот национальной валюты. Авторами проанализированы подходы к устойчивому развитию, принципы развития платежных систем Банка международных расчетов и сделаны выводы о необходимости разработки российских принципов и стратегии устойчивого развития НПС, которые должны стать эффективным инструментом для развития НПС в условиях цифровой экономике. Отсутствие стратегии и плана развития НПС, по мнению авторов, влечет снижение эффективности оборота национальной валюты, что, в свою очередь, негативно сказывается на всей экономике страны. Термин «устойчивое развитие», наиболее полно отражает требования по эффективному развитию НПС, заставляет задуматься не только о перспективных горизонтах для НПС, но и оценить оптимальность системы с разных сторон: требований пользователей, количества и качества ее участников, направлений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND STRATEGY AS TOOLS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL PAYMENT SYSTEM

The national payment system of Russia is the most important element of the financial system and a necessary component of the economy. First of all, it regulate the distribution function of the financial system and is the circulatory system of the economy, offers economic elements to realize their interests, and provide the circulation of the national currency. The authors analyzed approaches to sustainable development, principles of development of payment systems of the Bank for international settlements and make conclusions about the need of develop Russian principles and strategies for sustainable development of NPS, which should become an effective tool for the development of NPS in the digital economy. According to the authors, the lack of a strategy and plan for the development of the NPS results to a decrease in the efficiency of the national currency turnover, which, in turn, negatively affects the entire economy of the country. The term «sustainable development» fully represent the requirements for effective development of NPS, makes you wonder not only about the promising horizons for NPS, but also to assess the optimality of the system with user requirements, the quantity and quality of its members, areas of development.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ»

3. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

08.00.10

3.1. Принципы и стратегия как инструменты устойчивого развития Национальной платежной системы

©Уланова Е. С.1'", ©Попков С. Ю.2,3,ь Государственный университет управления, г. Москва, Российская Федерация 2ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 3Московский городской университет управления Правительства Москвы г. Москва, Российская Федерация ae-mail: eulanova@integrad.ru be-mail: sergey-grant@yandex.ru

Аннотация. Национальная платежная система России - важнейший элемент финансовой системы страны и необходимый компонент экономики. Она реализует в первую очередь, распределительную функцию финансовой системы и является кровеносной системой экономики, позволяя экономическим субъектам реализовывать свои интересы, обеспечивает оборот национальной валюты. Авторами проанализированы подходы к устойчивому развитию, принципы развития платежных систем Банка международных расчетов и сделаны выводы о необходимости разработки российских принципов и стратегии устойчивого развития НПС, которые должны стать эффективным инструментом для развития НПС в условиях цифровой экономике. Отсутствие стратегии и плана развития НПС, по мнению авторов, влечет снижение эффективности оборота национальной валюты, что, в свою очередь, негативно сказывается на всей экономике страны. Термин «устойчивое развитие», наиболее полно отражает требования по эффективному развитию НПС, заставляет задуматься не только о перспективных горизонтах для НПС, но и оценить оптимальность системы с разных сторон: требований пользователей, количества и качества ее участников, направлений развития.

Ключевые слова: принципы устойчивого развития НПС, НПС, стратегия устойчивого развития НПС.

Для цитирования: Уланова Е. С., Попков С. Ю. Принципы и стратегия как инструменты устойчивого развития НПС // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 96-100.

Principles and Strategy as Tools for Sustainable Development of the National Payment System

©E. S. Ulanova1a, ©S. Yu. Popkov2,3,b 1State University of Management, Moscow, Russian Federation 2the All-Russian Scientific Research Institute of Labor with the Ministry of Labor and Social Security of the Russian Federation

3the Moscow Metropolitan Governance University Moscow, Russian Federation ae-mail: eulanova@integrad.ru be-mail: sergey-grant@yandex.ru

Abstract. The national payment system of Russia is the most important element of the financial system and a necessary component of the economy. First of all, it regulate the distribution function of the financial system and is the circulatory system of the economy, offers economic elements to realize their interests, and provide the circulation of the national currency. The authors analyzed approaches to sustainable development, principles of development of payment systems of the Bank for international settlements and make conclusions about the need of develop Russian principles and strategies for sustainable development of NPS, which should become an effective tool for the development of NPS in the digital economy. According to the authors, the lack of a strategy and plan for the development of the NPS re-

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Уланова Е. С., Попков С. Ю.

ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НПС

sults to a decrease in the efficiency of the national currency turnover, which, in turn, negatively affects the entire economy of the country. The term «sustainable development» fully represent the requirements for effective development of NPS, makes you wonder not only about the promising horizons for NPS, but also to assess the optimality of the system with user requirements, the quantity and quality of its members, areas of development.

Keywords: national payment system, the principle of sustainable development NPS, NPS strategy of sustainable development NPS. For citation: Ulanova E. S., Popkov S. Yu. Principles and Strategy as Tools for Sustainable Development of the National Payment System // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 96-100.

Процесс устойчивого развития можно охарактеризовать, одной стороны, положительной динамикой и развитием качественных или количественных показателей системы, а, с другой стороны, сохранением общей стабильности системы [1]. Устойчивое развитие требует отдельного подхода, включающего корректирующее и регулирующее управленческое воздействие на систему, а, так же, постоянную оценку оптимального использования ресурсов системы. Именно в таком понимании термин был впервые использован на Конференции Организации Объединенных Наций, состоявшейся в 1992г. в Рио-де-Жанейро, после которой получил популярность во многих отраслях экономики как новый «умный» вариант развития. В 21 веке «устойчивое развитие» переходит от слов к действию: термин, который употребляют на всех уровнях управления, становится трендом и обретает методологию внедрения. Методология устойчивого развития широко представлена в политике целей устойчивого развития (далее Политика ЦУР), находящейся в фокусе внимания не только больших корпораций, но и правительственных и международных организаций [2]. По мнению экспертов цели служат системой координат, которые задают направления преобразований, а для их достижения необходимы инструменты в виде стратегии и органов управления, контролирующих и координирующих достижение устойчивого развития по показателям, утвержденных в стратегии.

Подход планирования показателей в стратегии и контроля их достижения сам по себе не является новым в управлении, особенностью «устойчивого развития» является оценка оптимальности использования системы, «умного» и направленного на определенные результаты (цели) развития [3].

Анализ эффективности мировых платежных систем и оценке качества их развития являются предметом постоянной работы Банка международных расчетов (BIS, Bank for International Settlements). Комитет по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов (КПРИ, ранее Комитет по платежным и расчетным системам) не только собирает и анализирует информацию по НПС разных стран, он так же ведет методологическую работу: определяет термины, выпускает рекомендации по развитию платежных систем и инфраструктуры финансового рынка. Рекомендованные КПРИ принципы становятся основой развития большинства национальных платежных систем и той нитью, которая способна в будущем обеспечить интеграцию этих систем в мировую платежную систему.

С января 2001 года КПРИ регулярно выпускает доклады и рекомендации для платежных систем. Общее руководство по развитию платежных систем, вышедшее в 2006 году включило 14 принципов развития, которые актуальны и на данный момент для большей части НПС [4]. КПРИ делит принципы развития платежных систем на четыре раздела, указывая в каждом несколько руководящих принципов.

Банковская система Главная роль центральных банков

2. Устойчивость банковской системы

Плакирование 3. Комплексность национальной платежной системы

4. Концентрация на потребностях пользователей

5. Установка четких приоритетов

б. Эффективная реализация

Институциональная структура 7. Развитие рынка платежных систем

8. Вовлечение всех заинтересованных сторон

9. Эффективное наблюдение на основе сотрудничества

10. Обеспечение правовой определенности

Инфраструктура 11. Доступность розничных платежей

12. Потребности бизнеса— цель развития валовых ПС

13. Развивать ПС совместно с системами ценных бумаг

14. Координация всех видов расчетов

Рисунок 1. Принципы КПРИ.

Несмотря на прошедшие 14 лет с даты выпуска принципов развития КПРИ для национальных платежных систем, с ними невозможно не согласиться, их важность и актуальность несомненна для любой НПС до сих пор. Соблюдение общих принципов для НПС разных стран - гарантия успешной интеграции их в мировой экономике в будущем, тем не менее, развитие каждой НПС в отдельности - задача владельца системы и ее оператора, если на него возложены такие функции. Учитывая важность того актива, которым оперирует НПС (национальная валюта) задача по развитию НПС должна быть рассмотрена совместно с задачами по укреплению национальной валюты и развитию экономики страны.

Решение задач такого уровня требует построение системы с устойчивым развитием, способной к постоянной оптимизации и совершенствованию при оптимальном использовании ресурсов. Устойчивое развитие НПС требует введение дополнительных принципов, настроенных на долгосрочную перспективу и особенности текущего развития НПС России, а также с учетом уже сложившейся институциональной и информационной инфраструктуры.

Для российской НПС такими принципами должны стать:

Принцип 1. Управленческая роль государства в развитии НПС

Определение основного лица (органа или ведомства), заинтересованного в развитии эффективной НПС - залог успеха в развитии системы. НПС является инфраструктурой для перемещения национальной валюты во всех видах (как с использованием монет и банкнот, так и с использованием безналичных денег на расчетных счетах), поэтому государство является

наиболее заинтересованным лицом в развитии НПС. Развитие НПС должно осуществлять не с целью получения прибыли (комиссий), а с целью увеличения скорости оборота денег в экономике, повышения эффективности всей системы и сокращения затрат на ее содержание и обслуживание.

Привлекательность государства для жителей и экономических субъектов напрямую зависит от качества НПС, которую предоставляет государство для операций со своей валютой.

На данный момент таким органом, наделенной полномочиями по развитию НПС, является Банк России, но его текущего участия в развитии НПС недостаточно, а совмещение роли управленца и контроллера представляется неэффективным в лице одной организации [5]. Принцип 2. Развитие частного сектора в НПС Частный сектор - инновационная составляющая НПС. Развитие частного сектора позволяет быстрее внедрять новые технологии в НПС. Принцип развития частного сектора является реализацией одного из принципов КПРИ (руководящий принцип 7), но в России вопрос стоит глобально: среди наиболее крупных платежных систем НПС отсутствуют частные платежные системы, а системы центрального банка не могут составлять рыночную конкуренцию между собой. Для развития конкуренции в платежных системах для России необходимо в первую очередь создание значимого частного сектора. Принцип 3. Формирование Стратегии развития НПС Стратегические цели являются наиболее важной декларацией в части развития НПС. Владелец и оператор НПС должен обеспечивать прозрачность законодательства, целей и задач развития системы и декларировать те способы, которые он будет использовать (входит в Руководящий принцип 10).

Стратегия устойчивого развития НПС принимается на определенный период, и ее реализация становится основной задачей владельца системы. В текущих российских условиях, целесообразно принять стратегию развития на период от 3 до 5 лет, при этом она должна содержать конкретные показатели и результаты, которые должны быть получены в этот период, а регулярное подведение итогов по планируемым показателям и корректировка Стратегии - основное управленческое воздействие на систему. При разработке Стратегии необходимо учитывать существующие Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030гг и Стратегию национальной безопасности Российской Федерации. Принцип 4. Развитие многостороннего неттинга Многосторонний неттинг - один из способов организации стабильно работающей системы. Система, которая поддерживается одним оператором, уязвима не только с технической, но и с организационной стороны. Система, где функции оператора распределены и выполняются несколькими участниками (или любым участником), защищена и от организационных и от технических сбоев. Такие системы работают на большем доверии, так как управление системой осуществляется с разных равнозначных для системы узлов. Архитектура таких систем защищена от отказов и сбоев: если один из участников многостороннего неттинга перестает работать, то не нарушается работа всей системы, работоспособность системы продолжают поддерживать остальные участники.

Такой подход используется и в современных криптовалют-ных системах, где блокчейн распределяет хранение и обработку информации по техническим средствам участников системы. Организация отдельных элементов НПС России с использованием многостороннего неттинга должна стать первым

шагом к созданию распределенной НПС на основе распределенных реестров.

Принцип 5. Формирование независимого наблюдения за НПС

Руководящий принцип 9 КПРИ призывает центральные банки сотрудничать с другими государственными органами в целях эффективного наблюдения, но не стоит воспринимать его дословно, не только центральный банк может являться контрольным и наблюдательным органом НПС. Более того, когда большая часть элементов НПС является системами центрального банка (где он является оператором или владельцем), такое наблюдение становится не эффективным для системы в целом.

Важнейшими базовыми показателями в наблюдении за НПС должны стать показатели ее эффективности: скорость и объем обращаемых в НПС денег, методологическая обеспеченность, развитие частного сектора и многостороннего неттинга.

Принцип 6. Апробация новых технологий в интересах развития НПС

Платежная и банковская система - самые консервативные системы, которые неохотно принимают организационные изменения и новые технологии. Только гарантированно работающие решения становятся основой технологического стека инфраструктуры платежной системы национального уровня.

Развитие новых технологий в НПС должно строиться на тесном соприкосновении научных исследований и гипотез с практической апробацией новых технологий.

Национальная программа «Цифровая экономика» включает ряд технологий, которые должны быть изучены и могут позволить развивать экономику страны эффективнее. Сквозными технологиями цифровой экономики являются большие данные, нейротехнологии, искусственный интеллект, системы распределённого реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, робототехника, сенсорика, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальности. Технологиями, применимыми для устойчивого развития НПС являются, прежде всего, технологии распределенного реестра и искусственный интеллект. Способны подтолкнуть развитие многих отраслей, в том числе и платежных систем, квантовые технологии и беспроводная связь, но их применение в НПС является опосредованными и способствует устойчивому развитию, хотя и не влияет напрямую.

Для апробации новых технологий оператором НПС должны создаваться «технологические песочницы» как с лидерами отрасли, так и с стартап-компаниями для поиска наиболее интересных вариантов использования новых цифровых технологий.

Принцип 7. Равнозначная доступность наличных и безналичных платежей

Экономически субъекты (пользователи НПС, физические и юридические лица) постоянно сталкиваются с выбором способа расчета. В розничных платежах они все еще выбирают между привычными платежами наличными деньгами и безналичными расчетами, при этом, как в первом, так и во втором случае, они не выбирают средство платежа, которым является национальная валюта РФ. Задача государства (владельца национальной валюты) сделать оба способа оплаты равнозначным или, как минимум, одинаковыми по затратам со стороны экономических субъектов.

В случае с наличными деньгами государство берет на себя все затраты по выпуску, обмену и обеспечению приема нацио-

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Уланова Е. С., Попков С. Ю.

ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НПС

нальной валюты, в случае же с национальной валютой в безналичном виде, роль и функции государства не очевидны.

Несомненно, затраты на операции с наличными деньгами обходятся дороже государству, которое производит банкноты и монеты, но для экономических субъектов такие расчеты связаны только с неудобством использования наличных денег (по сравнению с безналичными деньгами), при этом расчеты банкнотами и монетами являются для экономических субъектов бесплатными.

В случае с безналичными деньгами затраты на производство со стороны государства практически равны нулю, но вот экономические субъекты вынуждены оплачивать возможность их использования, в скрытом виде за эквайринг в торговых точках и в открытом виде в виде комиссий за расчеты по счетам.

Принцип доступности говорит о необходимости обеспечить равнозначное хождение для всех видов расчетов с национальной валютой, с одинаковыми затратами со стороны государства и населения (экономических субъектов). В России на данный момент расчеты в безналичной форме (услуги за хождение национальной валюты) недостаточно финансируются со стороны государства. Выпуская свою национальную валюту именно государство должно позаботиться о возможности ее использования в максимально удобных форматах, а значит НПС является важнейшим элементом государственной политики.

Принцип 8. Проактивное управление НПС

Управление - это целенаправленное действие объекта управления по отношению к субъекту управления, необходимое для достижения поставленных целей. Контроль и мониторинг может являться лишь частями процесса управления необходимыми для проверки и координации оказанного воздействия на субъект. Текущее воздействие на НПС осуществляется в рамках функций Банка России в виде контроля и надзора, при этом воздействие в виде управления на НПС не осуществляется ни мегарегулятором, ни другим органом власти.

Проактивное управление - обязательная функция управленцев любого уровня. Нехватка управленческих кадров, способных планировать развитие страны, ощущается на всех уровнях управления, но в НПС на данный момент ситуация критическая так как само управленческое воздействие отсутствует. Для устойчивого развития НПС и старта продуктивного управления системой необходимо, в первую очередь, выдвинуть этот принцип на уровне государства и наделить полномочиями соответствующие органы власти.

Принцип 9. Разделение функций оператора НПС и оператора ПС

Функция оператора ПС: установка правил и контроль за участниками, а также разрешение конфликтов между ними. Эта функция так же важна для НПС в полном объеме. Правила, по которым работает НПС, должны быть законодательно закреплены и применимы ко всем участникам, а основная

задача мегарегулятора должны заключаться, прежде всего, в выработки правил НПС и разрешении конфликтов.

На данный момент Банк России де факто не является оператором НПС, а занимает позицию оператора отдельных ПС, которые активно продвигает на российском рынке. Такая позиция, во-первых, не позволяет вести независимый контроль за деятельностью оператора большей части платежей (по объему) так как этим оператором является сам Банк России, и, во-вторых, не позволяет развивать НПС полноценно, так как интерес оператора отдельных систем стоит на первом месте.

В текущей ситуации, наиболее простым решением выглядит создание нового государственного органа - оператора НПС, непосредственно заинтересованного в развитии и совершенствовании всей НПС и наделение его соответствующими полномочиями, необходимыми для устойчивого развития системы.

Принцип 10. Избавление от посредников (Бритва Оккама).

История человечества накопила множество способов и методов оптимизации систем. Одним из способов является Бритва Оккама (в кратком виде гласит: «Не следует множить сущее без необходимости»). Принцип дезинтермедиации (избавление от посредников) в платежных сервисах - пример ее использования.

Посредники это не только затраты и дополнительные комиссии в платежных системах, их участие усложняет систему, добавляет еще одно промежуточное звено, которое способны заменить информационные системы и технологии. Цифровая экономика и новые технологии, такие как распределенные реестры, способны сделать систему эффективнее, в первую очередь, избавив ее от посредников, обеспечив прямой доступ пользователей к своим безналичным денежным средствам, а так же, связать финансовые организации в единую информационную систему, способную работать на одной инфраструктуре по единым правилам НПС в интересах экономических субъектов.

ВЫВОДЫ

Развитие НПС не представляется без кардинальных изменений в управлении системой. Принятие предложенных авторами принципов устойчивого развития, и разработка на их основе стратегии устойчивого развития - способ создания эффективной национальной платежной системы, отвечающей требованиям экономических субъектов и учитывающей особенности цифровой революции.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,5%.

Рецензент: профессор Департамента экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент В.М. Смирнов

Список литературы:

1. Анищенко Л.И. Главные аспекты и инструменты достижения устойчивого развития // УЭкС. 2015. №1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/glavnye-aspekty-Mnstrumenty-dostizheniya-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 30.09.2020).

2. PwC. Задачи в области ЦУР, 2019 г. https://www.pwc.ru /ru/publications/collection/pwc-sdg-challenge-2019-rus.pdf

3. Попков С.Ю., Сафонов А.Л., Смирнов В.М. Стратегическое планирование в системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации / С.Ю. Попков, А.Л. Сафонов, В.М. Смирнов. Монография. Москва, 2018.

4. Principles for financial market infrastructures. Bank for International Settlements and International Organization of Securities Commissions, 2012. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bis.org/cpmi/publ/d101a.pdf (дата обращения: 15.10.2019).

5. Уланова Е.С., Попков С.Ю. Роль Банка России в национальной платежной системе // Проблемы экономики и юридической практики №5 от 2019г. С 79-82.

Reference list:

Anishchenko L. I. Main aspects and tools for achieving sustainable development / / Ueks. 2015. No. 1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glavnye-aspekty-Hnstrumenty-dostizheniya-ustoychivogo-razvitiya (accessed: 30.09.2020). PwC. SDM challenges, 2019 https://www.pwc.ru /ru/publications/collection/pwc-sdg-challenge-2019-rus.pdf Popkov S. Yu., Safonov A. L., Smirnov V. M. Strategic planning in the system of Federal Executive authorities in the Russian Federation / S. Yu. Popkov, A. L. Safonov, V. M. Smirnov. Monograph. Moscow, 2018.

Principles for financial market infrastructure. Bank for International Settlements and International Organization of Securities Commissions, 2012. [Electronic resource]. - URL: https://www.bis.org/cpmi/publ/d101a.pdf (accessed:

15.10.2019).

Ulanova E. S., Popkov S. Yu. the Role of the Bank of Russia in the national payment system // Problems of Economics and legal practice No. 5 of 2019. From 79-82.

Статья поступила в редакцию 08.09.2020, принята к публикации 29.09.2020 The article was received on 08.09.2020, accepted for publication 29.09.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Уланова Екатерина Сергеевна, аспирант, Государственный университет управления, г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код РИНЦ: 23005769, e-mail: eulanova@integrad.ru

Попков Сергей Юрьевич, доктор экономических наук, доцент, заместитель генерального директора, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; профессор кафедры финансового менеджмента и финансового права Московского городского университета управления Правительства Москвы, член-корреспондент Российской академии естественных наук, г. Москва, Российская Федерация, email: sergey-grant@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ekaterina S. Ulanova, Postgraduate, State University of Management, Moscow, Russian Federation, SPIN: 2300-5769, e-mail: eulanova@integrad.ru Sergey Yu. Popkov, Dr. Sci. (Econ.), Associate professor, Deputy Director General of the All-Russian Scientific Research Institute of Labor with the Ministry of Labor and Social Security of the Russian Federation; Professor with the Chair of Financial Management and Financial Law of the Moscow Metropolitan Governance University, Corresponding Member of the Russian Academy of the Natural Sciences, Moscow, Russian Federation, e-mail: sergey-grant@yandex.ru

ISSN 2541-BÜ25(print) ISSN 2712-76Ü5(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.