Научная статья на тему 'Основы организации и развития национальной платёжной системы'

Основы организации и развития национальной платёжной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1318
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА (НПС) / ОПРЕДЕЛЕНИЕ НПС / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / ПЛАТЕЖНЫЙ ПОТОК / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ НПС / СОСТАВНОЙ БЛОК НПС / NATIONAL PAYMENT SYSTEM (NPS) / SYSTHèMES NATIONALS DU PAIEMENT (SNP) / DéFINITION DU SNP / SYSTHèME MONéTAIRE / L''SNP COMPOSANT UNITé / NATIONAL ZAHLUNGSSYSTEME (NZS) / NPS DEFINITION / MONETARY SYSTEM / PAYMENT FLOW / FUNCTIONAL AND INSTITUTIONAL NPS ASPECTS / NPS COMPONENT / FLOX DU PAIEMENTS / ASPECTS FONCTIONALS ET INSTITUTIONALS DU SNP / DEFINIERUNG DES NZS / GELDSYSTEM / FUNKTIONAL UND INSTITUTIONAL ASPEKTS DES NZS / BAUGRUPPE DES NZS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Е. В.

Бурное развитие национальных платёжных систем (НПС) обусловлено такими основными факторами как глобализация экономических отношений, внедрение новейших информационных технологий, структурные изменения в банковской сфере и повышение роли центральных банков. НПС следует рассматривать как неотъемлемый функциональный и институциональный компонент денежной системы страны. Основными критериями возможности развития НПСявляются её целостность, стабильность и эластичность. Структурно НПС можно представить в виде системы из базового, организационного и регулирующего блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PAYMENT SYSTEM ORGANIZATION AND DEVELOPMENT FUNDAMENTALS

Rapid development of national payment systems (NPS) is determined with such main factors as globalization of economic relations, application of newest information technologies, structural changes in the banking sphere and growth of the role of central banks. NPS should be considered as integral functional and institutional component of the country's monetary system. Among main criteria that determine NPS development possibility there are its integrity, stability and flexibility. NPS may be regarded at as structure composed of the basic, organizational and regulating blocks.

Текст научной работы на тему «Основы организации и развития национальной платёжной системы»

РАЗВИТИЕ

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ

NATIONAL PAYMENT SYSTEM ORGANIZATION AND DEVELOPMENT

FUNDAMENTALS

Е. В. Зайцева,

аспирант

Бурное развитие национальных платёжных систем (НПС) обусловлено такими основными факторами как глобализация экономических отношений, внедрение новейших информационных технологий, структурные изменения в банковской сфере и повышение роли центральных банков. НПС следует рассматривать как неотъемлемый функциональный и институциональный компонент денежной системы страны. Основными критериями возможности развития НПСявляются её целостность, стабильность и эластичность. Структурно НПС можно представить в виде системы из базового, организационного и регулирующего блоков.

Rapid development of national payment systems (NPS) is determined with such main factors as globalization of economic relations, application of newest information technologies, structural changes in the banking sphere and growth of the role of central banks. NPS should be considered as integral functional and institutional component of the country's monetary system. Among main criteria that determine NPS development possibility there are its integrity, stability and flexibility. NPS may be regarded at as structure composed of the basic, organizational and regulating blocks.

Le développement rapide des systhèmes nationals du paiement (SNP) est conditionné par tels facteurs principals que la globalisation des rélations économiques, l'introduction des technologies informatiques le plus nouvelles, les changements structurels dans le domain bancaire et l'élévation du role des banques centrals. SNP de doit pas être régardé q'un component integlral aussi bien que fonctional et institutional du systhème monétaire du pays. Critères principals du jujement sur la posssibilité qui a l'SNP à se développer sont sa integtité, stabilité et souplesse. Structurellement l'SNP peut être régardé comme un systhème qui est composé de troi unités : de base, organisationel et du réglement.

Schnelle Entwicklung der nationalen Zahlungssystemen (NZS) ist mit solche Hauptfaktoren wie Globalisierung wirtschaftlicher Beziehungen, Einführung der neusten Informationstechnologien, Strukturveränderungen im Bankgebiet und Erhöhung der Rolle von Zentralbanken bedingt. Man soll NZS als ein integrierender funktionaler und institutionaler Bestandteil Geldsystems des Landes. Es gibt drei Hauptkriterien der Möglichkeit für NZS sich zu entwickeln: seine Integrität, Stabilität und Flexibilität. Man kann NZS als von der Grund-, Organisation- und Regulierungsbaugruppen bestehende Struktur ansehen.

Ключевые слова: Национальная платежная система (НПС), определение НПС, денежная система, платежный поток, функциональный и институциональный аспекты НПС, составной блок НПС.

Key words: National payment system (NPS), NPS definition, monetary system, payment flow, functional and institutional NPS aspects, NPS component. Mots clefs: systhèmes nationals du paiement (SNP), définition du SNP, systhème monétaire, flox du paiements, aspects fonctionals et institutionals du SNP, l'SNP composant unité.

Schlüsselwörter: national Zahlungssysteme (NZS), Definierung des NZS, Geldsystem, funktional und institutional Aspekts des NZS, Baugruppe des NZS.

В течение последних двух-трёх десятилетий в различных странах мира наблюдается процесс бурного развития и преобразования национальных платёжных систем (далее - НПС). Этому способствует ряд общих, достаточно хорошо исследованных факторов, среди которых, в первую очередь, можно отметить следующие:

• глобализация мировых экономических отношений и укрепление взаимосвязей финансовых рынков;

• внедрение новейших информационных технологий, которые позволяют существенно повысить быстроту, надежность и эффективность работы НПС;

• структурные изменения, происходящие в банковской сфере и связанные с появлением новых банковских продуктов и услуг;

• повышение роли центральных банков и их влияния на функционирование НПС, что выражается в их активном участии в мониторинге и оценке соответствия НПС международным стандартам, в инициировании изменения правил функционирования НПС и т.д.

В современном мире НПС приобрели новый, более высокий социальный статус в экономической системе. Сегодня за их развитием и повседневным функционированием ведется тщательное наблюдение со стороны национальных центральных банков и других надзорных органов, а также международных финансовых организаций. Изменился и сам подход к трактовке понятия НПС и ее роли в системе экономических институтов, хотя теоретические изыскания в этой области, по нашему мнению, пока еще явно недостаточны и отстают от требований практики. Предлагаемые в экономической литературе определения платёжных систем (далее - ПС) и, следовательно, НПС, носят чаще всего описательный, технический характер, опирающиеся на внешние, видимые параметры ПС.

Даже определение ПС, предложенное Комитетом по платёжным и расчётным системам Банка международных расчётов, говорит только о том, что ПС «является набором инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками рас-

четов» [3]. Легко заметить, что в данном случае упор также сделан на внешние признаки, связанные с функционированием ПС, и не затрагиваются сущностные стороны данного явления, при этом ПС часто рассматривается и анализируется как самостоятельная система, отдельная от других систем, функционирующих в обществе.

Аналогичные или близкие по содержанию определения ПС применяются в отдельных странах и международных валютно-финансовых организациях [7, С. 17]. Так, Международный валютный фонд определяет ПС как совокупность правил, учреждений и технических механизмов для перевода денег, являющаяся неотъемлемой частью денежно-кредитной системы; Банк Англии - как организованный механизм перевода стоимости между ее участниками; Банк Италии - как организованный комплекс инфраструктуры, лиц, процедур и правил для перевода денег, в том числе и посредством платежных инструментов (т.е. подразумевается, что ПС опосредствуется и некими неплатёжными инструментами), и для погашения обязательств путем зачета.

Валютное управление Гонконга употребляет формулировку «расчетно-клиринговая система», которая характеризуется как система, созданная для:

а) клиринга и расчетов по платежным обязательствам, либо

б) клиринга или урегулирования обязательств по переводу ценных бумаг, существующих только в форме бухгалтерской записи или в компьютерной памяти, или для перевода таких ценных бумаг.

Как следует из приведенных формулировок, представляется возможным утверждать, что все они, в основном, также ориентированы на описание внешних признаков, что не даёт возможности вскрыть сущность такого сложного и многогранного явления, каким является НПС.

С тем, чтобы раскрыть сущность НПС и дать адекватное её сущности определение, необходимо, во-первых, иметь в виду, что термин «система» (от греч. Systema - целое, составленное из частей, соединение) - это «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [15, C. 329]. В целях настоящей статьи, нас, в первую очередь, интересует общеметодологическая, теоретическая сторона проблемы, особенно учитывая, что с юридической точки зрения вопрос можно считать в принципе решённым, в связи с принятием Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» (далее - Закон № 161-ФЗ).

В этой связи, интересно кратко рассмотреть основные подходы к формулированию понятия НПС

(ПС) среди российских экономистов, в том числе и до принятия Закона № 161-ФЗ.

Так, в соответствии с позицией Т.М. Костериной, ПС

- это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу выполнения платёжных обязательств, организационных форм, инструментов и процедур, способствующих денежному обращению [9, С. 55].

По мнению А.В. Тютюнника и А.В. Турбанова, ПС включает в себя процедуры и механизмы осуществления платежей, платежный инструментарий, организаторов и участников расчетов [13, С. 86].

Достаточно распространенным является мнение, согласно которому под ПС понимается совокупность юридических, организационных, экономических, технологических, технических и информационных средств, обеспечивающих проведение расчетов и платежей между участниками платежной системы [14, С. 170].

Как нетрудно заметить, и эти определения на первый план выдвигают внешние, организационные и технические характеристики ПС.

Полное смешение понятий встречается в трактовке НПС А.А. Тедеевым, в соответствии с точкой зрения которого, НПС - это урегулированная нормами права совокупность форм и методов организации денежной эмиссии, а также функционирования механизмов денежного обращения и расчетов. Она включает в свою структуру: наименование денежной единицы страны, виды государственных денежных знаков, регулирование и организацию порядка выпуска в обращение (эмиссии) и обращения государственных денежных знаков, порядок осуществления наличного и безналичного денежного обращения, формы безналичных расчетов, курс национальной валюты, порядок ее обмена на иностранную валюту [12, С. 12].

Изучая данную проблему, М.П. Березина предложила рассматривать её в двух аспектах: в широком и узком понимании. В соответствии с этой позицией, «Платежная система страны в широком понимании представляет собой форму организации платежного оборота, как наличного, так и безналичного. В узком (а именно оно обычно имеется в виду в зарубежной и отечественной теории и практике) - как совокупность институциональных и технических структур, правовых норм, инструментов и процедур, обеспечивающих перевод денежных средств и/или финансовых инструментов, т.е., по сути, - как межбанковская и внутрибанковская платежная система» [6, С. 16]. Такую позицию по отношению к банкам М.П. Березина объясняет тем, что «банки являются основными операторами платежных систем, хотя ими могут быть и небанковские кредитные и другие организации» [6, С. 16]. При этом справедливо подчеркивается, что это одна из самых динамичных составляющих рыноч-

Научно-практический журнал

июнь-сентябрь 2012

ной экономики, однако аргументация «поскольку ее деятельность заключается в обслуживании экономических взаимосвязей в обществе, перемещении денег» [6, С. 16], не выглядит достаточно убедительной.

С.В. Криворучко предприняла одну из первых попыток внести в определение НПС вопросы её взаимосвязи с качественными макроэкономическими характеристиками; она предложила определять НПС как «взаимосвязанные платежные потоки денег и кредита, составляющие платёжный оборот в масштабах национальной экономики» [10, С. 8].

В процессе дальнейшего исследования данной проблемы С.В. Криворучко несколько модифицировала данное определение, предложив следующую краткую дефиницию: «Национальная

платёжная система - это форма организации взаимосвязей платежных потоков денег и кредита, составляющих платёжный оборот» [11, С. 8].

Безусловно, с деньгами самым непосредственным образом связаны экономические интересы всех субъектов экономики, поэтому платёжный оборот и платёжная система, как форма их организации, чутко и оперативно реагирующие на все изменения экономического организма, являются, на наш взгляд, предметом особого внимания, без сомнения, всех участников рынка. Ведь, как известно, при установлении коммерческих партнёрских взаимоотношений своевременность и полнота исполнения достигнутых договоренностей учитываются в первую очередь.

Таким образом, следует обратить внимание на тот факт, что никто из экономистов, работающих над данной проблемой, по сути, не отрицает тесную связь НПС с организацией денежных потоков в обществе, т.е. с организацией совокупного денежного оборота в стране, однако при этом ни один из них такого вывода не делает, что представляется методологически ошибочным и существенно обедняет и искажает восприятие сущности НПС. Кроме того, с общеметодологической точки зрения представляется весьма спорной встречающаяся в отдельных определениях позиция о противопоставлении или о бесспорной взаимосвязи платёжных потоков денег и кредита. Данное положение обусловливается тем, что во всех случаях речь идет об особенностях проявления движения стоимости. При этом самостоятельное (независимое) движение кредита без опосредствования такого движения деньгами в современных условиях не представляется возможным с точки зрения как теории, так и практики.

Следовательно, полагаем возможным и достаточно обоснованным утверждать, что первой и основополагающей методологической посылкой построения НПС и формулирования определения, раскрывающего её сущность, является то, что платёжную систему (в том числе и национальную) сле-

дует рассматривать как неотъемлемый компонент денежной системы страны, сформировавшийся в качестве изначально производного от денежной системы, но на определённом этапе её развития самостоятельного компонента.

С позиции современных подходов к раскрытию сущности и экономического содержания системы [5, С. 5-25], функционирующей в обществе, в том числе НПС, представляется правомерным рассматривать её с точки зрения институционального и функционального аспектов.

С точки зрения институционального аспекта, НПС можно представить как совокупность уполномоченных в установленном порядке субъектов (институтов), создающих и регулирующих экономические и правовые основы платёжных отношений.

В функциональном аспекте НПС будет представлять собой основывающуюся на нормах законодательства и правилах делового оборота и этикета упорядоченную совокупность платёжных отношений, форм, методов и принципов организации (в том числе регулирования и контроля) платёжного оборота в стране.

Следует отметить, что практически в подобном ракурсе (через институциональный и функциональный аспекты) рассматриваются вопросы функционирования и реформирования платёжных систем в Красной книге Банка Международных расчётов после принятия в России Закона № 161-ФЗ [4].

Очевидно, что на практике функциональный и институциональный аспекты НПС взаимосвязаны и образуют симбиотическое единство системы в целом. Платёжные отношения, их формы, методы и принципы организации в стране в современной экономике не могут существовать вне организующих их и генерирующих денежные потоки институтов. В свою очередь, образование институтов, осуществляющих платежи (в дополнение к уже существующим кредитным организациям), происходит тогда, когда платёжные отношения приобретают достаточно развитые формы и когда возникает необходимость их регулирования.

Кроме того, с позиции воспроизводственного подхода, НПС представляет собой органическую часть не только национальной денежной, но и экономической системы общества в целом.

С одной стороны, являясь частью экономической системы, НПС зависит от типа и уровня её развития. На НПС оказывают активное воздействие степень зрелости товарно-денежных отношений, общественное и экономическое устройство страны, уровень развития законодательства в части адекватности правовых актов, затрагивающих вопросы организации платёжных отношений, состояние экономики в той

или иной фазе экономического цикла, способность государства и центрального банка регулировать состояние ликвидности на рынке и т.п.

С другой стороны, состояние НПС может оказать как стабилизирующее, так и дестабилизирующее воздействие на финансовые, кредитные и в целом экономические отношения в обществе, что определяется её ролью в воспроизводственном процессе, степенью адекватности механизма реализации экономических отношений в стране уровню зрелости общества.

При указанном подходе, к основным критериям, определяющим потенциальные возможности развития НПС (с точки зрения и институционального и функционального аспектов), можно отнести её целостность (единство), стабильность, устойчивость и эластичность (адаптируемость) \

Целостность (единство) НПС подразумевает, что на всей территории страны применяются единые, общие для всех участников (субъектов) НПС механизмы, правила (принципы) и методы осуществления платежей (применения инструментов платежа), регистрации участников НПС и осуществления контрольных процедур за их деятельностью.

Стабильной можно назвать такую НПС, при которой платежи осуществляются своевременно и в полном объёме, когда деньги способны полноценно выполнять свои функции (в первую очередь, функцию средства платежа, а также функцию меры стоимости и накопления), потому что для этого созданы все необходимые условия. При невозможности формировать такие условия в стране возникает необходимость проведения реформы или внесения соответствующих изменений в денежное обращение и в платёжные отношения. Очевидно, что о стабильности НПС можно говорить только при наличии её целостности (единстве).

После принятия Закона № 161-ФЗ обеспечение стабильности и развитие НПС стало являться одной из целей деятельности Банка России [1, ст. 3].

Устойчивость - это характеристика, которая, в первую очередь, тесным образом связана со стабильностью, однако полагать, что это более общее понятие, на наш взгляд, по крайней мере, спорно.

Устойчивым тот или иной процесс может стать, в первую очередь, благодаря своей стабильности, но рассматриваемой в совершенно ином ракурсе

- на определённом временном интервале. Устойчивость НПС обращена не к статике, а к динами-

ке, к настоящему и будущему развитию, (а также в сопоставлении с определёнными прошлыми этапами развития); обеспечение устойчивости, таким образом, следует рассматривать как задачу, связанную с определением вектора развития НПС.

В правовом отношении устойчивость НПС (как и денежной системы в целом) не определена ни в одном из нормативных актов. В Законе № 161-ФЗ этот вопрос даже не затрагивается, а в Законе № 86-ФЗ есть лишь упоминание о защите и обеспечении устойчивости рубля как цели деятельности Банка России [1, ст. 3].

В наиболее общем виде устойчивость НПС - это её качественная характеристика, такое состояние, при котором создаются необходимые предпосылки для реализации её сущности и назначения в экономике во времени. Так же как в экономической системе в целом, при устойчивости НПС имеют место не разовые изменения (необязательно положительные), не временные успехи в функционировании или временная стабилизация (и даже временное превалирование негативных факторов), а динамичное развитие всех элементов НПС в сопоставлении с динамикой развития основных макроэкономических показателей.

Следовательно, устойчивость НПС также непосредственно связана с ее эластичностью или адаптируемостью. Под этой характеристикой НПС понимается возможность её адекватной реакции на изменение потребности экономического оборота в платёжных средствах и способность НПС расширять или сокращать объёмы платёжных инструментов в соответствии с изменяющимися потребностями и реалиями экономики, а также противостоять негативному влиянию отдельных факторов внешней среды.

Это, однако, совершенно не означает, что другие критерии в данном случае не играют никакой роли. Безусловно, все указанные критерии - единство (целостность), стабильность, устойчивость, эластичность (адаптируемость) - находятся в тесной взаимосвязи. Такой симбиоз требует комплексного учета всех факторов, влияющих на каждый из названных критериев.

Поэтому представляется возможным утверждать, что с позиции современных представлений обеспечить адекватное развитие НПС - это не только определить акценты на достижение устойчивых макроэкономических позиций и основополагающих показателей деятельности отдельных субъектов НПС, но и обеспечить надлежащее качество

1 В данном случае используются методологические подходы анализа НПС, применяемые М.А.Абрамовой при анализе денежной системы, являющейся, как было показано ранее, своеобразной «оболочкой» для НПС. См. Абрамова М.А. Тенденции развития

денежной системы. М.: Финакадемия, 2008. - С. 20-25.

Научно-практический журнал

июнь-сентябрь 2012

управления платёжными (и в более широком смысле в значительной степени - денежными в целом) отношениями в обществе.

Как уже отмечалось, НПС является подсистемой денежной системы и, соответственно, экономической системы в целом. Однако при этом НПС не является пассивным отражением экономических процессов в стране; напротив, её функционирование оказывает своё активное воздействие на развитие денежной системы и национальной экономики. Это означает, что качество функционирования НПС самым тесным образом связано с оценкой устойчивого развития экономики в целом и, в том числе, устойчивости национальной валюты.

Учитывая изложенное, можно сформулировать основные показатели оценки развития НПС на макроуровне. К ним, например, можно отнести:

• обеспечение функционирования платёжного оборота;

• создание предпосылок для развития денежной системы страны, адекватному уровню развития национальной экономики;

• создание предпосылок для обеспечения устойчивости национальной валюты.

Следуя данной логике, основные показатели развития НПС на микроуровне могут быть представлены следующим образом:

• создание предпосылок для появления и развития небольших, в первую очередь - частных, ПС и для возможности их беспрепятственной работы в рамках НПС;

• достаточность и доступность инструментов осуществления платежей для всех участников рынка, в том числе для малого и среднего бизнеса.

Очевидно, что для оценки адекватности НПС уровню развития национальной экономики показатели должны рассматриваться в динамике, отражающей реальное положение дел в НПС, денежной системе и национальной экономике в целом.

Важным условием разумного, равновесного развития НПС следует также считать сбалансированность её элементов. НПС можно представить в виде системы, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном структурированном взаимодействии, симбиотическом единстве.

Для раскрытия сущности НПС представляется логичным определение её элементов (групп элементов) и возможную их взаимозависимость и взаимосвязь.

Как известно, согласно теории систем, элемент -это минимально допустимая часть системы (объект, входящий в данную систему и рассматриваемый в её пределах как неделимый [15, С. 424]).

При этом полагаем, что в методологическом плане всякое изменение в системе должно сопровождаться такими процессами, в том числе затрагивающими вопросы количества элементов (групп элементов и их наполнение) и характера их взаимодействия, которые способны обеспечить поддержание и сохранение целостности сущности системы.

Таким образом, элемент системы - это такая её минимально допустимая часть, которая способна обеспечить её описание, контроль за отношениями в окружающей среде, а также регулирование и изменение её поведения в окружающей среде, т.е. элементы системы должны нести (иметь) некие родовые признаки, по которым эти элементы (группы элементов) могут быть объединены в систему без потери её сущности. При этом элемент (группа элементов) может нести в себе родовые признаки «вышестоящей» системы, т.е. элемент ПС может содержать в себе признаки денежной системы, но в своей совокупности элементы ПС должны дать полную характеристику именно ПС, а не какой-либо другой, даже «родственной» (например, денежной) системы.

Совокупность элементов НПС, учитывая современные подходы к анализу системы [8, С. 95-101], функционирующей в обществе, можно условно разделить на следующие блоки:

1) базовый (фундаментальный);

2) организационный (функциональный);

3) регулирующий (управленческий).

Базовый (фундаментальный) блок включает следующие группы элементов:

• формы и виды инструментов платежа;

• принципы организации платёжного оборота;

• определение объёма платежных средств, необходимого для бесперебойного функционирования НПС и его структуры;

• платёжный оборот, его организация и структура.

Организационный (функциональный) блок НПС формируется из следующих групп элементов:

• инфраструктура НПС;

• формирование источников платежа;

• порядок использования инструментов платежа.

Регулирующий (управленческий) блок системы складывается из следующих групп элементов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• механизм (методы и инструменты) регулирования применения платёжных инструментов;

• институты, обеспечивающие регулирование платёжных инструментов.

Базовый, организационный и регулирующие блоки НПС функционируют в неразрывном единстве. При этом НПС в условиях, когда инструменты пла-

тежа, опирающиеся на современную природу денег, в основном имеют кредитную основу, тесно взаимодействует с денежной и кредитной системами, оставаясь, тем не менее, самостоятельной.

Таким образом, основной целью функционирования НПС можно признать обеспечение бесперебойного движения стоимости, обусловленное выполнением хозяйствующими субъектами своих обязательств перед контрагентами, выраженных в денежной форме.

В заключение считаем целесообразным остановиться ещё на одной методологической проблеме, важной для целей настоящего исследования. Весьма распространённой является точка зрения о субординации элементов системы и об их приведении в определенный порядок путем выделения ее высших и низших элементов [5, С. 24].

Представляется, что в методологическом плане данная позиция вряд ли может быть признана достаточно обоснованной в силу того, что элемент представляет из себя минимальный, неделимый (низший) объект системы, а в этом случае весьма спорным является установление соподчиненности или ранжирования элементов.

НПС следует рассматривать как неотъемлемый компонент денежной системы страны, сформировавшийся на определённом этапе её развития в качестве самостоятельного, но изначально производного от денежной системы компонента, с постепенным выделением функционального и институционального аспектов.

К основным критериям, определяющим потенциальные возможности развития НПС (с точки зрения и функционального и институционального аспектов), можно отнести её целостность (единство), стабильность, устойчивость и эластичность (адаптируемость).

НПС можно представить в виде системы, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном структурированном взаимодействии, симбиотическом единстве.

Совокупность элементов НПС, учитывая современные подходы к анализу системы, функционирующей в обществе, можно условно разделить на следующие блоки:

1) базовый (фундаментальный);

2) организационный (функциональный);

3) регулирующий (управленческий).

Такими нам представляются основные общеметодологические подходы к понятию НПС.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе».

3. Центральный банк Российской Федерации. Платёжные и расчётные системы. Международный опыт. Выпуск 23. Ключевые принципы для системно значимых платёжных систем. 2010. URL: http:// www.cbr.ru/publ/PRS/prs23.pdf

4. Центральный банк Российской Федерации. Платёжные и расчётные системы. Выпуск 29. Платёжные, клиринговые и расчётные системы в России (Красная книга Банка международных расчётов). 2011. URL: http://www.cbr.ru/publ/PRS/prs29.pdf

5. Абрамова М.А. Тенденции развития денежной системы. М.: Финакадемия, 2008.

6. Березина М.П. Современные тенденции развития платёжной системы России // Банковское дело. - 2010. - № 8.

7. Деньги и кредит. - 2011. - № 2.

8. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус, 2010.

9. Костерина Т.М. Банковское дело: учебник. М.: МаркетДС, 2003.

10. Криворучко С.В. Модернизация национальной платежной системы на основе институционального и инфраструктурного взаимодействия: автореф. дис. ... д.э.н. М., 2009.

11. Криворучко С.В. Платёжные системы: учебное пособие. М.: Маркет ДС, 2010.

12. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2005.

13. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2005.

14. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка: учебник / под общей ред. Фетисова Г.Г. М.: КноРус, 2006.

15. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М.: Политиздат, 1980.

Зайцева Е. В. - аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Zaytseva E. V. Postgraduate, Financial University under the Government of the Russian Federation)

12g e-mail: EVZaytseva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.