DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-2-48-57 УДК 339.7(045) JEL E42, Е44
Перспективы развития российской платежной инфраструктуры в контексте трансформации глобальной финансовой системы
ПА. Тамаров,
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5979-6635
аннотация
В статье автор анализирует воздействие факторов, влияющих на глобальную финансовую систему, в платежной сфере. В основу анализа положено сопоставление набора факторов воздействия, отмеченного в материалах Всемирного экономического форума, с тенденциями развития платежных инфраструктур. Показано проявление этого воздействия в различных аспектах и свойствах, как отдельных платежных систем, так и платежной сферы в целом. Отмечается, что существенное влияние на развитие платежных систем центральных банков оказывает не только регулирование, основанное на международных стандартах, но и изменения в рыночных условиях и технологические инновации. Раскрыты воздействия факторов в российской национальной платежной системе (НПС) и роль Банка России. Автор делает вывод о том, что степень влияния воздействующих факторов, проявляющихся при реализации запланированных и возможных мероприятий развития НПС, можно оценивать по динамике роста (отклонения) доли платежного трафика, проводимого в значимых платежных инфраструктурах. А количественные показатели развития НПС, представленные в разрезе факторов и соответствующих мероприятий, влияющих на глобальную финансовую систему, позволяют оценить степень из взаимного влияния.
Ключевые слова: платежные системы и инфраструктуры; глобальная финансовая система; факторы влияния; финансовая инфраструктура развивающихся стран; финансовая доступность; доверие к финансовым услугам
Для цитирования: Тамаров П.А. Перспективы развития российской платежной инфраструктуры в контексте трансформации глобальной финансовой системы. Мир новой экономики. 2018;2(2):48-57.
n.A. TaMapoe
49 ►
DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-2-X-X UDC 339.7(045) JEL E42, E44
Prospects for the Development of the Russian Payment Infrastructure in the Oontext of the Transformation of the Global Financial System
PA. Tamarov,
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5979-6635
abstract
In the article, the author analyzes the impact of factors affecting the global financial system in the payment sphere. The analysis is based on a comparison of the set of impact factors, as noted in the materials of the World Economic Forum, with trends in the development of payment infrastructure. We show the manifestation of this influence in various aspects and properties, both for separate payment systems, and the payment sphere as a whole.
The author notes that not only regulation based on international standards, but also changes in market conditions and technological innovations have a significant impact on the development of payment systems of central banks. The impact of factors in the Russian national payment system (NPS) and the role of the Bank of Russia are revealed.
The author concludes that the degree of influence of the factors manifested in the implementation of planned and possible measures for the development of the NPS can be estimated by the dynamics of growth (deviation) of the share of payment traffic carried out in significant payment infrastructures. Quantitative indicators of the NPS development, presented in terms of factors and related activities affecting the global financial system, make it possible to assess the degree of mutual influence.
Keywords: payment systems and infrastructures; the global financial system; factors of influence; the financial infrastructure of developing countries; financial inclusion; confidence in financial services
For citation: Tamarov P.A. Prospects for the development of the Russian payment infrastructure in the context of the transformation of the global financial system. Mir novoj ekonomiki = World of the new economy. 2018;12(2):48-57. (In Russ.).
Платежная инфраструктура как компонента инфраструктуры финансовой системы развивается под влиянием множества факторов общего экономического развития. Устойчивый рост финансовой системы, ее стабильность опирается на коллективные усилия провайдеров финансовых услуг и полисмейке-ров, способных справляться с системным ростом и технологическими сложностями. В этом продвижении необходимо учитывать складывающиеся тенденции, к числу которых на современном этапе можно отнести усиление интеграции в институциональной структуре финансовой системы, которая происходит с учетом растущего влияния экономик развивающихся стран, а в секторе финансовых услуг — с расширяющимся составом нетрадиционных провайдеров.
В материалах Всемирного экономического форума отмечается, что главным современным вызовом является построение гибкой, доступной финансовой системы, которая пользуется доверием людей [1]. Кроме того, в рамках рекомендаций по будущей политике для глобальной финансовой системы отмечается, что она формируется под воздействием:
• регуляторной и денежно-кредитной политики;
• рынков развивающихся стран;
• технологических новаций;
• финансовой доступности и доверия к финансовым услугам (http://www3.weforum.org/ docs/IP/2016/FS/WEF_AM16_FGFS_TaskForce_ PolicyRecs.pdf).
факторы, воздействующие на финансовую систему и инфраструктуру
Мировой финансовый кризис 2007-2008 гг. вызвал необходимость анализа и перенастройки в сфере регуляторной и денежно-кредитной политики в целях обеспечения более высокой надежности и устойчивости финансовой системы, а также поддержки экономического роста. В рамках Программы реформ Базельского комитета по банковскому надзору (http://www. cbr.rU/today/ms/bn/1.pdf) были предусмотрены более жесткие пруденциальные меры, в том числе усиленные стандарты достаточности капитала и ликвидности, а также иные меры для снижения системного риска. В Сводной запи-
ске по «Принципам для инфраструктур финансового рынка» (http://cbr.ru/Content/Document/ File/16398/remark.pdf) отмечается расширение сферы централизованного клиринга (в том числе на рынке своп-транзакций), трехстороннего репо, методов идентификации, усиление внимания к упорядоченному восстановлению деятельности после сбоев.
В сфере инфраструктур финансового рынка (ИФР) важные действия были предприняты Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов (КПРИ) в отношении развития стандартов для ИФР, играющих ключевую транзакционную роль во всех секторах экономики. В качестве таких стандартов в 2012 г. КПРИ совместно с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ) принял «Принципы для инфраструктур финансового рынка» (далее — Принципы для ИФР), которые заменили действовавшие стандарты для различных ИФР и направлены на обеспечение большей устойчивости ИФР в условиях финансовых кризисов и, в частности, дефолтов ее участников (http://www.bis.org/cpmi/publ/d101a.pdf; русско -язычная версия URL: http://cbr.ru/PSystem/docs/ concept.pdf).
Рынки развивающихся стран играют все более важную роль в международной финансовой системе.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе отмечается ряд тенденций, в том числе охватывающих платежные инфраструктуры [2, с. 2]:
• становление Шанхая как глобального финансового центра;
• наращивание Китаем усилий по интернационализации юаня в области международной торговли и финансов;
• концентрация усилий регуляторов стран региона на быстром и планомерном развитии инфраструктуры платежных систем, в том числе механизмов электронных платежей;
• оптимизация методов управления и механизмов для платежей, ликвидности, управления денежными средствами;
• развитие розничных платежных услуг, в том числе за счет новых информационных технологий.
В этом контексте особо следует отметить запущенную в октябре 2015 г. Китаем систему CIPS (China International Payment System), осуществляющую международные платежи в юанях. CIPS
активно развивается, прежде всего в отношении использования международных стандартов, в связи с чем было подписано соглашение со SWIFT, что позволит подключить к CIPS глобальное сообщество пользователей SWIFT.
Технологические новации стремительно перекраивают границы финансовой системы, позволяя новым участникам выходить за пределы традиционной политики, заполняя текущие пробелы и недостатки на рынке услуг. Альтернативные провайдеры платежных платформ и автоматизированных инвестиционных решений, поставщики капитала обладают потенциалом трансформировать ландшафт финансовых услуг, а также способны внести существенный вклад в решение задач управления рисками и системной стабильности.
Совсем недавно некоторые неопределенности в технологических стандартах и регулятор-ной базе создавали благоприятные условия для продвижения инноваций, служили своего рода катализаторами. Но сейчас традиционные финансовые институты уже не могут контролировать в полной мере всю цепочку процессов перевода и создания стоимости, что порождает серьезные проблемы. Объем продуктов, формируемых нова-ционными технологиями, заметно возрос. И хотя этот объем пока еще существенно меньше объема в традиционном секторе финансовых услуг, высокие темпы их продвижения существенно увеличивают уровень возникающих рисков.
Это ведет к необходимости создания глобального форума, в котором государственный и частный сектор могли бы вести диалог в целях изучения и применения технологий трансформации в сфере финансовых услуг.
Финансовая доступность (Financial Inclusion), по данным Всемирного экономического форума, в настоящее время отсутствует для более чем 2 млрд взрослого населения во всем мире [1]. Признанная как критически важная для снижения уровня бедности и экономического роста финансовая доступность стала стратегическим приоритетом национальных правительств и бизнеса в целом ряде отраслей (http://www3.weforum. org/docs/IP/2016/FS/WEF_AM16_FGFS_TaskForce_ PolicyRecs.pdf). Наличие финансового счета является первым шагом к финансовой доступности, но во многих случаях степень использования счетов остается низкой, даже близкой к нулю. Цифровые финансовые услуги (сервисы), включая сбереже-
ния, кредиты, платежи, сделки и страхование, значительно увеличили количество финансово вовлеченных лиц за последние несколько лет, но для ускорения прогресса важно сохранять масштабный уровень кросс-секторального сотрудничества, инновации и инвестиции.
Для повышения финансовой доступности в рамках Глобального партнерства по финансовой доступности стран группы 20 (Партнерство G20) разработаны Принципы, нацеленные на их реализацию к 2020 г. (https://www.gpfi.org/sites/default/ files/G20%20High%20Level%20Principles%20for%20 Digital%20Financial%20Inclusion.pdf). В документе отмечено, что полная финансовая доступность требует сотрудничества государственного и частного секторов. При этом государственному сектору следует изыскивать способы, которые позволяют потребителям сохранять, отправлять и получать денежные средства через каналы, отвечающие их потребностям, а услуги частного сектора должны дополнять эти усилия путем разработки ориентированных на клиента продуктов и услуг.
Технологические новации стремительно перекраивают границы финансовой системы, позволяя новым участникам выходить за пределы традиционной политики, заполняя текущие пробелы и недостатки на рынке услуг.
Утрата доверия к финансовым услугам стала еще одним следствием мирового финансового кризиса. Основными причинами были плохо спроектированные системы стимулирования, недостаточное раскрытие рисков, слабости корпоративного управления, недостатки в области внутреннего контроля и незаконных или неэтичных действий со стороны участников рынка. Можно предположить, что множество судебных исков и большие штрафы усилили негативные общественные настроения. Эта потеря доверия очень дорого обошлась обществу.
Таким образом, логично полагать, что платежные системы и инфраструктуры, которые учи-
тывают факторы, воздействующие на мировую финансовую систему, впоследствии будут иметь более сильные позиции для исполнения своих полномочий. Анализ развития национальных платежных систем в контексте таких факторов может способствовать адекватной оценке мер, принимаемых на государственном уровне или в рамках системной кооперации в частном секторе.
проявление факторов, влияющих на развитие финансовой системы, в платежной сфере
Нововведения в регулировании платежных систем, как и других ИФР, осуществляются во многом под влиянием разработки и внедрения Принципов для ИФР, которыми руководствуются центральные (национальные) банки стран — членов КПРИ, применяя их в рамках наблюдения, надзора и регулирования деятельности ИФР, включая платежные системы, и реализуя комплекс мер, обеспечивающих внедрение стандартов в национальное законодательство своих стран.
После разработки и опубликования Принципов для ИФР КПРИ и МОКЦБ инициировали мониторинг их реализации в юрисдикциях стран — членов КПРИ, включая Российскую Федерацию. Цель мониторинга состоит в том, чтобы отследить:
• в какой степени применяются Принципы для ИФР в каждой юрисдикции;
• каким образом совершенствуется национальная правовая основа каждой страны в направлении ее гармонизации с Принципами для ИФР.
Результаты мониторинга размещены на сайте Банка международных расчетов (http://www.bis. о^срт^1Мо_т^.Мт?т=3%7С 16%7С 599).
Хотя Принципы для ИФР и результаты оценки соответствия им являются весомым стимулом в совершенствовании организации и функционировании платежных систем, включая вопросы регулирования, во многих странах, прежде всего с развитой экономикой, задачи развития формируются в более широком ракурсе, в том числе с учетом актуальных аспектов глобального развития финансовых рынков, что иллюстрируется примерами перспектив развития в платежных системах отдельных стран.
В США Федеральная резервная система (ФРС) выпустила в январе 2015 г. Стра-
тегию развития платежной системы США (https://fedpaymentsimprovement.org/wp-content/ uploads/strategies-improving-us-payment-system. pdf), которая фокусируется на повышении скорости, эффективности и безопасности американских платежных систем. Как и в большинстве других стран, ключевым элементом финансовой инфраструктуры США являются платежные сервисы центрального банка (ФРС). Они включают комплекс услуг, позволяющих финансовым учреждениям выбирать те, которые наилучшим образом удовлетворяют потребностям пользователя (https://www.frbservices.org/serviceofferings/ index.html).
В Великобритании объявлена Программа развития системы RTGS Банка Англии, особенности дизайна которой характеризуют ее как систему нового поколения (http://www.bankofengland. co.uk/markets/Pages/paymentsystem/strategy.aspx).
В Евросоюзе в настоящее время проводится ряд инициатив, которые направлены на повышение эффективности и прозрачности, на внедрение инноваций и в конечном итоге — на достижение большей интеграции финансовых рынков в Европе, в том числе в сфере платежных систем (https://www.ecb.europa.eu/paym/initiatives/html/ index.en.html). Среди них можно отметить задачу внедрения технологии распределенного реестра, которая, как считается, является инновационной и имеет большой потенциал.
В целом вопросы регулирования платежных инфраструктур в настоящее время продвигаются в разных странах преимущественно под влиянием международных стандартов, среди которых особое значение придается Принципам для ИФР, внедряемых в юрисдикциях стран — участников КПРИ. При этом учитываются многие современные рыночные условия и технологические инновации. К числу перспективных тенденций в платежной сфере можно отнести следующие:
• координация задач развития, в том числе по вопросам регулирования, как с профессиональным сообществом, так и с широким кругом заинтересованных лиц;
• развитие многообразных сервисов платежных систем центральных банков, расширение охвата их пользователей;
• повышение уровня взаимодействия различных ИФР на базе платформы платежной системы центрального банка, их сближение и консолидация;
• совершенствование платежных услуг, в том числе оказываемых центральными банками в направлении ускорения платежей, их безопасности и эффективности, решение задач внутреннего контроля и риск-менеджмента;
• внедрение инновационных технологий, включая интерфейсы открытых платформ, распределенные реестры, информационные хранилища большого объема, а также решение проблем кибербезопасности.
развитие национальной платежной системы россии и основные ограничения использования международной практики
Регулирование и развитие платежных систем в России с принятием Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» вышло на новый уровень. Банк России, определенный законодательно как основной регулятор в НПС, уполномочен также разрабатывать и принимать стратегию развития НПС1. Как оператор собственной платежной системы, признанной системно значимой на законодательном уровне, Банк России является ее регулятором, разрабатывая правила системы и обеспечивая ее развитие, в том числе с учетом международных стандартов и лучшей практики (прежде всего Принципов для ИФР).
Необходимо также отметить, что действующая правовая основа по вопросам регулирования НПС отражает необходимость применения Принципов для ИФР. Информация, сформированная КПРИ в рамках мониторинга внедрения Принципов для ИФР в Российской Федерации, подтверждает завершенность процесса принятия в стране необходимых законодательных и иных актов, предполагающих применение Принципов для ИФР как самими ИФР в части их функционирования, так и Банком России, как регулирующим органом в части исполнения своих полномочий. Кроме того, констатируется соответствие принятых актов Принципам для ИФР и полноты отражения в их содержании Принципов для ИФР.
Проведенная в 2014 г. оценка платежной системы Банка России (ПСБР) свидетельствует о высокой степени ее соответствия Принципам для ИФР. Вместе с тем материалы оценки содержат информацию, отражающую дальнейшее совершенствование ПСБР
1 Вестник Банка России. 2013;19(1415).
в части соответствия Принципам для ИФР (http://cbr. ru/publ/? PrtId=prs). Одновременно Банком России подготовлен проект усовершенствованной ПСБР, в которой планируется реализовать механизмы, предусмотренные Стратегией развития НПС и отвечающие современным мировым тенденциям. Проект вынесен на обсуждение, в процессе которого учитывается мнение профессионального сообщества и заинтересованных лиц.
Проведенная в 2014 г. оценка платежной системы Банка России (ПСБР) свидетельствует о высокой степени ее соответствия Принципам для ИФР. Вместе с тем материалы оценки содержат информацию, отражающую дальнейшее совершенствование ПСБР в части соответствия Принципам для ИФР.
Немаловажная роль принадлежит Банку России и в области розничных платежных систем, прежде всего в деятельности Национальной системы платежных карт (НСПК), поскольку Банк России является ее основным акционером. Кроме того, Банк России обладает специальным правом на участие в управлении, которое предусматривает право вето при принятии решений общим собранием акционеров НСПК.
Значение НСПК весьма высокое, так как она обеспечивает обращение платежной карты «МИР» (в рамках платежной системы «МИР», оператором которой выступает Акционерное общество НСПК), являющейся национальным платежным инструментом. И, кроме того, на базе НСПК реализован национальный процессинг внутрироссийских транзакций для международных систем платежных карт, таких как VISA, MasterCard и др.
Определенные задачи НСПК планирует решать и в сфере внедрения новых финансовых технологий, среди которых особое внимание уделяется интерфейсам открытых платформ. Отмечается, что на современном этапе в условиях усиления
конкуренции реализация таких интерфейсов может дать определенные конкурентные преимущества.
Важнейшим направлением сферы распространения карты «Мир» (без кобейджа с международными платежными системами) может стать рынок платежных услуг стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Развитие платежных инфраструктур в направлении рынков развивающихся стран осуществляется как в условиях усиления интеграционных процессов в рамках экономических союзов (таких как ЕАЭС, БРИКС), так и ограничений, вызванных санкционными режимами в отношении России со стороны ряда стран с развитой экономикой. Такая ситуация способствует продвижению услуг платежной инфраструктуры со стороны развивающихся стран и России — как для внутренних транзакций, так и трансграничных.
С принятием Закона о НПС российская платежная индустрия обрела возможность целенаправленного развития, как со стороны правового базиса, так и стандартов, и лучшей практики.
Банком России создана и продолжает развиваться Система передачи финансовых сообщений (СПФС), альтернативная системе SWIFT для внутрироссийских межбанковских операций, как реакция на возможность западных санкций (http://cbr.ru/PSystem/? PrtId=mes). Все более насущной становится задача выхода СПФС на международный уровень, прежде всего, в рамках ЕАЭС и БРИКС. Сложившаяся мировая практика показывает, что для реального взаимодействия платежных инфраструктур стран — участниц международных региональных объединений и широкого использования национальных валют в их взаиморасчетах построение самостоятельной коммуникационной системы, альтернативной SWIFT, является крайне необходимым.
В течение многих лет обсуждается возможность организации платежно-расчетной системы
для стран СНГ, а в последнее время — стран ЕАЭС, построенной на базе Межгосударственного банка (http://rescue.org.ru/upload/Homyakova.pdf). В основу проекта заложен процесс конвертации валюты в процессе перевода денежных средств по предопределенному курсу. Однако реального продвижения разработанный проект не получил. Среди основных причин указывается тот факт, что большинство валют СНГ, за исключением российской, белорусской и казахстанской, вообще не торгуется на международных биржах, что имеет большое значение в условиях существенных диспропорций объемов межгосударственного торгового взаимооборота [4]. С учетом этого целесообразно было пересмотреть концепцию проекта с возможностью его практической реализации, в том числе с учетом зарубежного опыта.
Банком России проводились определенные мероприятия по включению российского рубля в состав расчетных валют системы CLS Bank International, для чего было подготовлено введение ряда норм2, обеспечивающих осуществление перевода денежных средств между российскими и иностранной кредитными организациями в российских рублях через платежную систему Банка России. Однако в 2014 г. система CLS отложила на неопределенный срок включение рубля в число расчетных валют [5]. В связи с этим продвижение собственных проектов Банка России (СПФС), проектов в рамках региональных объединений (ЕАЭС), примеры международной практики развивающихся стран (CIPS) создают мотивацию для разработки эффективных механизмов для трансграничного перевода денежных средств в российской валюте и увеличения ее доли в международной торговле.
Технологические новации в сфере российских платежных систем и вопросы продвижения новых финансовых технологий обсуждаются в ходе проведения различных форумов и инициатив, организуемых участниками финансового рынка. И это не удивительно, так как продвижение различных дистанционных сервисов в сфере торговли и услуг в конечном итоге вызывает необходимость в их оплате, а значит — в применении платежного приложения, которое в розничных системах связано с использованием интернет-ресурсов.
2 Указание Банка России от 25.10.2013 № 3079-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 29.06.2012 № 384-П «О платежной системе Банка России».
С принятием Закона о НПС российская платежная индустрия обрела возможность целенаправленного развития, как со стороны правового базиса, так и стандартов, и лучшей практики. По инициативе участников платежного рынка создан ряд их некоммерческих ассоциаций, которые продвигают многочисленные проекты, нацеленные на совершенствование нормативно-правового поля и развитие инструментов и методов платежей.
В 2017 г. образована Ассоциация «Финтех» (АФТ), основными задачами которой заявлены разработка и внедрение новых технологических решений в целях обеспечения развития финансового рынка и создание условий для цифрови-зации экономики России. Одним из учредителей ассоциации стал Банк России. Важнейшим направлением деятельности АФТ является создание технологии распределенного реестра — сети Мастерчейн — российской национальной сети блокчейн, которая предназначена для передачи цифровых ценностей и информации о них между участниками.
Возможность применения технологии блокчейн рассматривается в рамках форумов ЕврАзЭс, где участники при обсуждении включения данной технологии в финансовую инфраструктуру постановили, что без внедрения единых стандартов и принятия общих правил игры сложно будет поддерживать взаимодействие друг с другом.
При участии АФТ в 2017 г. подготовлено «Аналитическое исследование мирового и российского рынка инновационных финансовых сервисов, продуктов и технологий». Ключевая задача исследования — показать финтех-сообществу, на какой стадии сейчас находится Россия в рамках программы цифровизации экономики по отношению к миру, какие задачи предстоит решить и на что следует обратить внимание.
Отмечается также, что немаловажной составляющей является и развитие нормативно-правовой базы, которая позволит ускорить трансформацию рынка и откроет возможности для внедрения новых решений. Это подтверждается и Банком России, который считает, что регулирование в сфере финансовых информационных технологий станет одной из приоритетных задач на ближайшие пять лет [5].
Программа по повышению уровня финансовой доступности и доверия к финансовым услугам в России в рамках системного подхода в вопросах
финансовой доступности начала проводиться в 2015 г., когда Банк России приступил к решению этой задачи в рамках достижения таких целей, как развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Главной задачей этапа было формирование базовой методологии финансовой доступности, прежде всего — в самом Банке России.
В 2014 г. Банк России стал полноправным членом Альянса за финансовую доступность, объединяющего регулирующие финансовые органы развивающихся стран мира, определил основные приоритеты по обеспечению финансовой доступности (http://cbr.ru/finmarket/ development/development_affor/effors/), а затем утвердил План мероприятий (дорожную карту) повышения доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2017-2019 гг.
Важнейшим направлением деятельности АФТ является создание технологии распределенного реестра -сети Мастерчейн - российской национальной сети блокчейн, которая предназначена для передачи цифровых ценностей и информации о них между участниками.
Задачи финансовой доступности взаимосвязаны с вопросами обеспечения доверия на финансовом рынке. Уровень доверия между участниками финансового рынка является показателем его стабильности и во многом определяется степенью макроэкономической и финансовой стабильности. Их поддержание является одной из приоритетных задач Банка России, решение которой определяется Основными направлениями развития финансового рынка Российской Феде-
рации на период 2016-2018 годов. Значимыми задачами для снижения колебаний на финансовом рынке являются также развитие внутренней базы инвесторов, привлечение на российский финансовый рынок новых иностранных инвесторов (включая инвесторов из азиатских регионов), а также обеспечение присутствия на российском финансовом рынке инвесторов с различными профилями и стратегиями. Решение этих задач во многом предопределяется уровнем доверия населения к участникам рынка и предлагаемым сервисам.
Принимая во внимание важное значение привлекательного инвестиционного климата, Банк России подготовил консультационный доклад (http://www.cbr.ru/analytics/ppc/report_30062016. pdf), в котором указаны основные проблемы, связанные с инвестиционной деятельностью и уровнем доверия к финансовым услугам, в том числе: недостаточный уровень финансовой грамотности, низкий уровень финансовой дисциплины, непредоставление клиенту адекватной информации в отношении возможных рисков и др. Целью доклада является обсуждение и выработка с профессиональным сообществом ключевых подходов к решению основных проблем в данной сфере.
заключение
Рассмотренные факторы, воздействующие на глобальную финансовую систему, влияют и на платежную инфраструктуру, в том числе российского финансового рынка. Перспективы развития платежных инфраструктур в России, отражаемые в документах и материалах субъектов НПС, в основном учитывают эти факторы. Достижение данных перспектив связано с вопросом о степени влияния факторов на ключевые интегральные характеристики НПС, которые заслуживают внимания.
Ключевая роль в задаче поддержания стабильности и развития российской национальной платежной системы и финансового рынка принадлежит Банку России. Она проявляется в подготовке различных документов, включая проекты нормативных актов, концепции, стратегии, дорожные карты, аналитические исследования и др., которые в числе прочего отражают воздействие факторов, связанных с изменениями мировой финансовой системы. Указанными документами предусмотрена реализация различных меро-
приятий, по-разному влияющих на показатели финансовых инфраструктур.
Оценка реального уровня воздействия тех или иных факторов на перспективы развития НПС, прежде всего количественная, должна быть основана на определенных качественных и количественных характеристиках ее элементов, так или иначе связанных с платежным трафиком. Согласно российскому законодательству национальная платежная система рассматривается в отношении ее стабильности и развития. Что касается деятельности субъектов НПС и объектов наблюдения в НПС, то, как следует из международной практики и отчетов о наблюдении в НПС 2014 и 2016 гг.,3 они оцениваются с позиций бесперебойности и эффективности.
Признание того факта, что основное влияние на показатели НПС оказывают значимые платежные инфраструктуры, ведет к выводу о возможности оценивать степень влияния воздействующих факторов по динамике роста (отклонения) доли платежного трафика, проводимого в этих инфраструктурах, по отношению к общему объему платежей в НПС с учетом запланированных мероприятий.
В качестве таких мероприятий, связанных с перспективами развития российской платежной инфраструктуры в разрезе факторов, воздействующих на глобальную финансовую систему, могут рассматриваться:
в сфере регулирования:
• принятие проекта новой платежной системы Банка России;
• признание в качестве значимых платежных инфраструктур: НСПК как многопрофильного процессингового центра, платежной системы МИР как инфраструктуры для национального платежного инструмента, СПФС как ключевого провайдера для передачи внутри-российских межбанковских платежных сообщений;
в сфере взаимодействия с рынками развивающихся стран:
• необходимо сделать акцент на продвижение платежных услуг, оказываемых инфраструктурами стран, являющихся участниками региональных экономических объединений, в частности ЕАЭС и БРИКС, в том числе — при-
3 Вестник Банка России. 2014;97(1575) 20 октября; 2016;91(1809) 17 октября.
нятие соглашений по вопросам расчетов в национальных валютах и трансграничных платежных операций;
в сфере внедрения новых информационных технологий в финансовой сфере:
• продвижение небанковских операторов, новых видов платежных услуг;
• внедрение инноваций в платежных инфраструктурах;
в сфере финансовой доступности и доверия в платежной сфере:
• формирование информационной системы для мониторинга и анализа уровня их состояния и развития.
благодарность
Публикация подготовлена в рамках НИР № ВТК-ГЗ-29-17, выполненной по государственному заданию.
ACKNOWLEDGEMENTS
The publication was prepared within the research project No BTK-GZ-29-17, according to the state order.
список источников
1. Breene K. What is the future of global finance? World Economic Forum. 17 Jan 2016. URL: https://www. weforum.org/agenda/2016/01/what-is-the-future-of-global-finance/.
2. Warren R., Kapfer C., Zink T. Payments and Cash Management: The Asian FI Perspective // Asian Banker Research. URL: http://tech.theasianbanker.com/assets/media/dl/whitepaper/Asian%20Banker%20 White%20Paper%20-%20Payment%20Management%20and%20Cash%20Management%20(English).pdf.
3. Яровой А. Желаемое и действительное. Центр Азии. 2009;8. URL: http://magazine.asiakz.com/rus/ article/185.
4. Метелица Е. Санкции отсрочили включение рубля в число валют CLS. РБК. 22.09.2014. URL: http://www.rbc.ru/economics/22/09/2014/570422769a794760d3d41a40.
5. Сарычева М. ЦБ подрегулирует цифру. Коммерсант. 17.08.2017. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3353353.
REFERENCES
1. Keith Breene. What is the future of global finance? World Economic Forum. 17 Jan 2016. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/what-is-the-future-of-global-finance/.
2. Warren R., Kapfer C., Zink T. Payments and Cash Management: The Asian FI Perspective. Asian Banker Research. URL: http://tech.theasianbanker.com/assets/media/dl/whitepaper/Asian%20Banker%20 White%20Paper%20-%20Payment%20Management%20and%20Cash%20Management%20(English).pdf.
3. Yarovoj A. Desired and actual. Centr Azii. 2009;8(8). URL: http://magazine.asiakz.com/rus/article/185. (In Russ.).
4. Metelica E. The sanctions have delayed the inclusion of the ruble in the list of CLS currencies. RBK. 22.09.2014. URL: http://www.rbc.ru/economics/22/09/2014/570422769a794760d3d41a40. (In Russ.).
5. Sarycheva M. The Central Bank will adjust the digit. Kommersant. 17.08.2017. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3353353. (In Russ.).
информация об авторе
Павел Александрович Тамаров — кандидат технических наук, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTOR
Pavel A. Tamarov — Cand. Sci. (Tech.) Associate professor, Department of the world economy and world
finance, Financial University, Moscow, Russia