Научная статья на тему 'Принципы и практика управления персоналом в организациях (на примере Сахалинской области)'

Принципы и практика управления персоналом в организациях (на примере Сахалинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / HR-MANAGEMENT / STYLE OF MANAGEMENT / PRINCIPLES OF MANAGEMENT / METHODS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недозорова А. П.

Анализируются материалы экспертного опроса, проведенного автором в организациях Сахалинской области для выявления основных принципов и совершенствования практики управления персоналом. Рассматривается взаимосвязь методов и принципов управления. Прослеживается динамика преобладающих стилей руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND PRACTICE OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT (BASED ON THE EXAMPLE OF SAKHALIN REGION)

As a basis of the article there is an analysis of expert research's data made by the author in the Sakhalin Region's companies. The aim of that research was exposure of main principles and practice of HR-management. The relationship between methods and principles of management are explored. The dynamics of prevalent styles of management are retraced.

Текст научной работы на тему «Принципы и практика управления персоналом в организациях (на примере Сахалинской области)»

В целом выбор критериев и методов оценки эффективности деятельности государственных служащих зависит от множества обстоятельств и факторов (например, от должностного положения, от категории должности гражданского служащего и мн. др.) и требует глубокой научной разработки.

Список литературы

Амстронг, М., Барон, A. Performance Management = Управление эффективностью. - М., 2005.

Магомедов, К.О., Турчинов, А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных в 20012004 гг. I Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кафедра государственной службы и кадровой политики. - М., 2007.

© Алижанова З.Р, 2010 А.П. Недозорова

ПРИНцИПы И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В организациях (НА ПРИМЕРЕ САхАЛИНСКОй ОБЛАСТИ)

НЕДОЗОРОВА Анна Петровна - соискатель ученой степени кандидата социологических наук кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС, менеджер по персоналу ООО «Коулмэн Сервис Ю-Кей» (e-mail:nedozorova. anna@inbox.ru).

Аннотация. Анализируются материалы экспертного опроса, проведенного автором в организациях Сахалинской области для выявления основных принципов и совершенствования практики управления персоналом. Рассматривается взаимосвязь методов и принципов управления. Прослеживается динамика преобладающих стилей руководства.

Ключевые слова: управление, управление персоналом, стиль управления, принцип управления, методы управления

Присходящие в России изменения экономического, политического, социального и культурного характера все чаще заставляют задуматься о том, в каком направлении мы движемся. По сути, все изменения важны исключительно в том отношении, насколько они затрагивают общество, людей

вообще. Причинами проблем, возникающих в организациях разной формы собственности, размера, сферы деятельности, все чаще становятся эти самые люди. Ведь эффективность работы любой организации в первую очередь зависит от людей, составляющих эту организацию.

Существует точка зрения, что сложившиеся на протяжении десятилетий организационные отношения разрушаются под напором кризиса. Российские компании все активнее начинают задумываться о собственной корпоративной культуре, об управлении изменениями. Но разработка и внедрение, изменение культуры - процесс сложный, трудоемкий, затратный и требующий времени и коллосального терпения, при этом он сталкивается с многочисленными сложностями, порожденными социальной неравномерностью и нестабильностью политических, экономических и социальных перемен конца ХХ начала XXi в.

Пониманию и осознанию происходящих в настоящий момент процессов в Российской Федерации, а также выработке соответствующих решений, несомненно, способствуют социологические исследования. Фиксация состояния общества дает представление о тех шагах, которые само общество и государство должны предпринимать для улучшения ситуации и приятия превентивных действий против неблагоприятных последствий.

С этой точки зрения заслуживает внимание ситуация, сложившаяся на настоящий момент в Сахалинской области.

Экспертный опрос, имевший целью выявление основных принципов и практики управления, проведенный автором в начале 2009 г. в организациях Сахалинской области, может послужить вкладом в осознание состояния управления и персонала, процессов происходящих в организациях в современной России.

Экспертная группа включала 51 эксперта. В нее входили представители организаций с различной формой собственности. Превышение количества представителей государственной и муниципальной относительно запланированного дает основание уделить повышенное внимание состоянию управления в государственных и муниципальных организациях. По Сахалинской области сферы деятельности исследованных организаций в целом соответствуют заданным в соответствии с Балансом трудовых ресурсов в среднем за 2007 г. Профессиональный статус респондентов распределен следующим образом:

эксперты-руководители организаций со стажем работы по профессиональному статусу от пяти лет и выше - 19%;

руководители службы управления персоналом со стажем от одного года до 15-ти лет - 8%:

линейные руководители с рабочим стажем от одного года и выше -59%:

работники отдела кадров службы персонала со стажем от одного года до 15-ти лет - 14%.

Обоснование и опровержение выдвинутых гипотез в исследовании базируется на управленческих подходах, применяемых в организациях, подвергнутых исследованию. Анализ соотношения таких характеристик как определение респондентами понятия «дисциплина», стиль руководства, признания заслуг персонала, работы в команде и свобода выражения мнения позволил выделить семь типов организаций, обладающих определенными характеристиками.

Первый тип (27% от общей выборки):

обладает характеристиками близкими гуманистическому подходу управления персоналом (смешанный стиль управления и социогуманистическое понимание дисциплины: «внутренняя дисциплина в соответствии с принятой системой норм и ценностей, в сочетании с определенной степенью автономности подчиненного и контроля со стороны руководства, взаимным уважением и доверием между подчиненными и руководством»).

Второй тип (10%):

сочетает в себе гуманистическое понимание термина «дисциплина» и технократический стиль руководства.

Третий тип (8%):

содержит технократическое понимание дисциплины («подчинение, исполнительность, энергию и проявление внешних признаков уважения в соответствии с принятыми правилами и обычаями») и смешанный стиль управления персоналом.

Четвертый тип (8%):

является технократическим по дисциплине и стилю управления,

Пятый тип (4%):

сочетает технократическое понимание дисциплины и автократический стиль управленияю.

Шестой тип (4%):

Гуманистический. В нем социогуманистическое понимание дисциплины объединено с демократическим стилем управления персоналом.

Особое отличие шести перечисленных типов заключается в том, что все они обладают такими признаками гуманистического подхода к управлению персоналом, как демонстрация признания руководством организации заслуг персонала, свобода выражения своего мнения любым членом коллектива и командные методы работы.

Седьмой тип можно назвать технократическим:

несмотря на гуманистическое определение дисциплины, командные методы работы и свободное выражение мнения, стиль управления назван

экспертами автократическим, тем более,что руководство организации не демонстрирует признание заслуг персонала. Всего социогуманистиче-ское понимание дисциплины было продемонстрировано в 69% случаев, технократическое - в 35% и иное - в 6%.

Взаимосвязь экономических методов управления, применяемых в организациях, с разработанными принципами управления выглядит следующим образом. Только в 18% материальное вознаграждение преобладает для стимулирования труда, в 66% используется и в 16% ононе используется в указанных целях. Приоритетное построение принципов управления по показателям использования экономических методов стимулирования труда относятся:

принципы профессионализма и компетентности;

дисциплины;

разделения труда;

единства руководства и распорядительства; сочетания стабильности и эффективности; сочетание централизации и децентрализации.

Согласно показателям использования в организациях социально-психологических методов принципы распределяются следующим образом: профессионализма и компетентности; дисциплины; разделения труда;

единства руководства и распорядительства.

Показатели использования организационно-административных методов распределили принципы следующим образом: профессионализма и компетентности; дисциплины; разделения труда;

единства руководства и распорядительства; сочетания стабильности и эффективности.

Исследование показало, что эксперты гордятся организацией, в которой работают, при условии, что в ней разработаны и применяются на практике принципы или политика управления персоналом, с которыми ознакомлен весь персонал.

Реализация принципов управления представлена следующим образом: в 23% разработанные принципы управления выполняются полностью, в 49% - в большей степени, в 22% - принципы реализуются периодически и не во всех случаях и только в 6% случаях принципы не реализуются, ибо в указанных организациях они не разработаны.

В подавляющем большинстве организаций (82% от численности экспертной группы) весь персонал ознакомлен с принципами управления, применяемыми в данной организации.

Кроме того, принципы или политика, разработанные и выполняемые в организации в отношении персонала, способствуют формированию ощущения значительности вклада каждого сотрудника в успех организации, чувству удовлетворения своей работой, а также накладывают отпечаток на атмосферу в коллективе. Как правило, она дружелюбная, характеризуется сотрудничеством и взаимоподдержкой, приносит удовлетворенность.

Итоги сравнения результатов исследования (март-апрель 2009) и вторичного анализа исследования, проводившегося в сентябре - октябре 2007 г. под руководством д-ра социол. наук, проф. А.И. Турчинова и д-ра социол. наук, проф. К.О. Магомедова, касающиеся оценки стилей руководства, применяемых в российских организациях, см. в табл.1.

Таблица 1

Стили руководства в 2007 и 2009 гг. (в %).

Доминирующие стили руководства 2007 г. 2009 г.

Автократический 37,6 16

Смешанный 19,7 49

Технократический 16,6 19

Демократический 15,5 8,0

Бюрократический 10,6 8,0

Наиболее отчётливо проявляются тенденции снижения доли организаций, в которых применяется автократический стиль руководства, и рост доли организаций, где применяется смешанный стиль.

Средства управления и принципы управления персоналом зависимы. В тех организациях, где принципы управления разработаны и реализуются в полной мере или большей степени, интенсивнее используют средства управления. Они определяют критерии требований, выбора и оценки персонала на этапе планирования конкретной должности, применяют оценку функций и компетентности персонала для мотивирования персонала, а также используют информационные и аналитические инструменты в целях осуществления планирования, контроля и анализа состояния организации (см. табл. 2).

Организации, реализующие гуманистический подход в управлении персоналом скорее всего используют современные технологии определения критериев требований, выбора и оценки персонала, такие, как разработка задач, полномочий и ответственности на этапе планирования должности, программы оценки функций и компетентности персонала при оплате труда персонала, программные продукты, представляющие собой информаци-

онные, аналитические инструменты и системы мониторинга состояния организации, позволяющие планировать и контролировать текущее состояние организации, анализировать и осуществлять перспективное планирование и прогнозирование.

Таблица 2

Зависимости средств и принципов управления

Содержание задач и типы организаций Задачи, полномочия и ответственность определяются на этапе приема на работу Оценка функций и компетентности персонала руководством влияет на оплату труда Степень использования программного обеспечения, позволяющего выполнять планирование, контроль и анализ состояния организации

Организации, в которых разработаны и реализуются в полной мере принципы управления персоналом 30 19 16

Организации в которых принципы управления выполняются в большей степени 54 40 32

Организации, в которых принципы управления выполняются выборочно и периодически 13 5,0 5,0

Работники подобных организаций имеют скорее гуманистическое представление о дисциплине. Руководство применяет смешанный стиль управления. Принципы, закрепленные документально и существующие в организации в виде негласных правил, воспринимаются универсальности и повсеместном признании этих принципов приемлемыми.

Соотношение степени реализации принципов политики в области управления персоналом с оценками респондентов дают представление о том насколько выполнение и невыполнение задекларированных правил управления персоналом сказывается на моральном климате персонала и на общей эффективности труда. Наибольшие результаты достигаются, если принципы реализуются в большей степени. При этом персонал ощущает гордость за свою организацию, полностью или частично удовлетворен своей работой в организации и при этом атмосфера в коллективе складывается дружелюбная, характеризуется сотрудничеством и взаимоподдержкой, характеризуется успешностью и продуктивностью.

Если принципы и политика реализуются неудовлетворительно, персонал только иногда испытывает гордость за свою организацию, частично

удовлетворен своей работой и атмосфера в организации характеризуется несогласованностью и недоброжелательностью.

Небольшое отступление от принципов не сказывается на климате и эффективности организаци, тогда как в ситуации, когда большая часть принципов является декларативной, атмосфера и производительность страдают в значительной степени.

Прозрачность информационных потоков в организации зависит от принципов управления, использующихся в организации. Гуманистический подход подразумевает большую прозрачность в отношениях, что показывает степень свободы выражения мнения и учета мнения сотрудников при организации трудового процесса, а также информирования персонала организаций обо всех изменениях проводимых в организациях.

Из анализа материалов приведенных исследований можно сделать выводы, характерные для сахалинских организаций. Наиболее распространены гуманистический и технократический подходы к управлению. Их соотношение примерно равное. Технократический подход немного более разнообразен, включает в себя ряд организаций, отличительными признаками которых являются автократический, смешанный стиль управления персоналом и сочетает элементы как технократического, так и гуманистического подходов, включая использование социо-психологических методов управления.

Широко применяются такие принципы управления персоналом, как принципы профессионализма и компетентности, дисциплины, разделения труда, единства руководства и распорядительства, оптимального сочетания стабильности/устойчивости состава персонала и его эффективности/ продуктивности, согласования личных и общественных интересов, а также оптимального сочетания централизации-децентрализации власти. Научным подходом и принципом справедливости руководство организаций практически не пользуется.

Исследование показало, что небольшое отступление от принципов не сказывается на климате и эффективности работы организации, тогда как в ситуации, когда большая часть принципов является декларативной, атмосфера и производительность страдают в значительной степени.

Большая часть рядовых сотрудников имеет представление об использующихся в компании принципах управления и кадровой политике, если принципы и политики закреплены документально. В подавляющем большинстве организаций весь персонал ознакомлен с принципами управления, применяемыми в данной организации.

В тех организациях, где принципы (политика) управления персоналом разработаны, где с ними ознакомлен весь персонал, где они реализуются

администрацией организации на практике, персонал испытывает гордость за организацию, считает свой вклад в успех организации значительным, удовлетворен выполняемой работой В таких коллективах формируется положительная и доброжелательная атмосфера.

За последнее время технократизм в управлении российскими организациями расширяется. Наиболее распространенным становится смешанный стиль руководства, что может быть тенденцией к появлению особого, характерного для российских организаций стиля руководства.

Технократическому подходу при смешанном стиле управления совершенно не чужды задачи развития и мотивирования персонала. Происходит перераспределение в сторону смешанного стиля управления персоналом организаций, когда умеренное внимание персоналу сочетается с технократическими принципами управления. Организации, использующие технократический подход в управлении персоналом, предпочитают организаци-онно-администиративные методы управления (регламентирование, формы повседневной организации административной работы, нормирование и дисциплинарные воздействия). Социально-психологические методы управления используются в меньшей степени.

Комплексные методы управления (сочетание экономических, административных и социально-психологических приемов и средств управления).

Гуманистический подход стимулирует развитие как горизонтальных, так и вертикальных связей в организации, повышает возможность свободного выражения мнения персоналом в отношении рабочего процесса, при организации трудового процесса и рабочих мест, обуславливает большую прозрачность информационных потоков в организации.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в организациях рассматриваемого региона идет процесс становления многогранного подхода к управлению персоналом.

Список литературы

Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2007.

Управление государственной службой Российской Федерации / под ред. А.И. Турчинова. - М.: РАГС, 2004.

© Недозорова А.П., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.