Научная статья на тему 'Аналитические процедуры в оценке социальной эффективности управления'

Аналитические процедуры в оценке социальной эффективности управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛЬ / КРИТЕРИЙ / SOCIAL EFFICIENCY / MANAGEMENT / STAFF / ASSESSMENT / INDICATOR / CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарежнева Ольга Валерьевна, Подъяпольская Ирина Викторовна

Для получения обоснованных результатов по установлению уровня социальной эффективности управления, обладающих высокой степенью достоверности, в статье сформирована система количественных и качественных показателей применительно как к объекту управления (оценка эффективности управления персоналом компании), так и субъекту управления (оценка эффективности функционирования административно-управленческого персонала).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нарежнева Ольга Валерьевна, Подъяпольская Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical procedures to assess social efficiency management

To obtain valid results establishing the level of social efficiency management, to have the high degree of reliability, in the article there is composed a system of quantitative and qualitative indicators that can be used for the object management (assessment of efficiency management by staff company) and the subject management (assessment the efficiency operation of administrative staff).

Текст научной работы на тему «Аналитические процедуры в оценке социальной эффективности управления»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

УДК 303.01:338.24.01

О. В. НАРЕЖНЕВА И. В. ПОДЪЯПОЛЬСКАЯ

Омский государственный институт сервиса

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Для получения обоснованных результатов по установлению уровня социальной эффективности управления, обладающих высокой степенью достоверности, в статье сформирована система количественных и качественных показателей применительно как к объекту управления (оценка эффективности управления персоналом компании), так и субъекту управления (оценка эффективности функционирования административноуправленческого персонала).

Ключевые слова: социальная эффективность, управление, персонал, оценка, показатель, критерий.

НИР проведены в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Номер государственного контракта 14.740.11.0561.

Анализ существующих подходов к оценке эффективности управления позволяет сделать вывод

о том, что в российских методиках ключевое значение имеет аспект экономической эффективности, в рамках которого рассматривается целая совокупность показателей и критериев, как обобщающих (результативных и финансовых), так и частных (отражающих эффективность использования имеющихся ресурсов). Показатели и критерии социальной, социально-экономической и социально-психологической эффективности проработаны недостаточно или не выделены для анализа вообще, т. е. занимают второстепенную роль в сложной системе показателей эффективности менеджмента российских компаний. Это нивелирует главную роль человека как потребителя и как производителя всех благ, и возводит в ранг приоритетных критериев доход, прибыль, рентабельность, экономию материальнопроизводственных ресурсов. Таким образом, в российской экономической науке превалирует «технократический» подход к управлению, в рамках которого предприятие рассматривается как система по переработке ресурсов и получению продукции. Все это приводит к тому, что на практике критерии социальной эффективности управления никак не анализируются и не учитываются при оценке эффективности управленческой деятельности. Критерием успешности менеджмента предприятия в этом случае является одобрение вышестоящими органами, задающими плановые показатели по объему прибыли.

В странах развитой рыночной экономики до последней четверти ХХ века в большинстве организаций также практиковался «технократический» подход к управлению. Однако в конце ХХ века приоритеты в менеджменте сместились в сторону «гуманистического» подхода. Он ориентируется на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках управление предприятием все больше нацелено на создание для людей возможности трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, развивать и совершенствовать себя, то есть основ-

ной акцент оценки приходится на социально-психологический аспект управления (стиль и методы руководства, мнение потребителей, моральный климат в коллективе и т.д.).

Для преодоления сложившейся в российской науке тенденции применения «технократических» критериев в управленческой деятельности считаем, что необходимо совершенствовать существующие подходы к оценке эффективности управленческого труда и в методике оценки заложить параметры социальной эффективности, т. е. анализу должны быть подвергнуты существенные факторы социальной эффективности управления, связанные с персоналом. На наш взгляд, данное направление оценки должно быть представлено следующими аналитическими процедурами:

— оценка социальной эффективности объекта управления (персонал организации);

— оценка социальной эффективности субъекта управления организации (управленческий персонал).

Показатели оценки социальной эффективности объекта управления (с позиций персонала компании) могут быть как количественными, так и качественными (неформализованными), затрагивают вопросы мотивации и организации труда, удовлетворённости условиями труда (в том числе психологический комфорт) и социально-бытовыми условиями.

Наиболее традиционные критерии, характеризующие данное направление оценки, — показатели, определяемые степенью удовлетворения личности вознаграждением за проделанную работу со стороны организации, условиями труда и быта. Среди таких показателей могут быть выделены следующие.

Коэффициент текучести кадров:

Чувол

Ктек = —-----,

Ч

где Ктек — коэффициент текучести кадров;

Чувол — число работников, уволенных по неуважительным причинам;

Ч — численность персонала.

При высокой текучести кадров (Ктек>0,1) организация несёт потери, которые складываются из следующих компонентов:

— более низкий уровень производства в период обучения новичков;

— упущенный объем производства во время замены работника;

— оплата сверхурочной работы других работников, вынужденных выполнять работу в период замены работника;

— возможное использование на более простой работе более квалифицированных работников в ожидании замены;

— стоимость брака и отходов в период освоения новичком работы;

— стоимость привлечения, отбора и медицинского освидетельствования;

— затраты на обучение.

Кроме текучести кадров, показателем, отражающим неудовлетворённость работой, может быть абсентеизм. Это утверждение основано на результатах большого количества исследований, в которых была обнаружена умеренная отрицательная зависимость между удовлетворенностью работой и показателями абсентеизма (чем ниже удовлетворенность, тем выше абсентеизм). Индекс (коэффициент) абсентеизма определяется как отношение потерянных рабочих человеко-часов к общей величине максимально возможного фонда рабочего времени:

Кабс Невыходы, простои, чел / час

Фонд _ раб _ врем _ макс, чел / час

Трудовой абсентеизм отражает относительную частоту случаев отсутствия сотрудника на работе или неприступления к работе. При этом человек может отсутствовать на рабочем месте, как по уважительной (болезнь, учебные отпуска), так и по неуважительной причине (прогулы, неявки с разрешения администрации), или может присутствовать на рабочем месте, но не приступать к выполнению обязанностей. Абсентеизм, наряду с текучестью кадров, рассматривается как реакция сотрудников на работу и используется в качестве показателя успешности работы с персоналом: набора, отсеивания, отбора, обучения и других мероприятий, направленных на повышение уровня соответствия между людьми, работой и организацией. Обычно компании несут большие финансовые потери из-за абсентеизма, кроме того, он также является одной из самых распространенных причин увольнения сотрудников.

К показателям, количественно характеризующим условия труда, можно отнести коэффициент общего травматизма (Кобщ.т):

Кобщт = Кчт х Ктт,

где Кч.т — коэффициент частоты травматизма, Чт

Кч.т =-----х 1000 ;

Ч

Кт.т — коэффициент тяжести травматизма,

Кт.т = Д;

Т '

Чт — общее число пострадавших за определенный период времени независимо от того, закончилась ли временная нетрудоспособность в этом периоде;

Ч — среднесписочная численность работников за этот период времени;

Д — число дней временной нетрудоспособности, вызванной несчастными случаями на производстве (закрыты листы нетрудоспособности);

Т — количество несчастных случаев (травм).

Удовлетворение сотрудников социально-бытовыми условиями частично может быть охарактеризовано индексом (коэффициентом) социальной ответственности компании и индексом социального развития компании:

Ссоц.пак.

Ксоц .отв. =---2-----,

Зпл

где Ксоц.отв. — индекс социальной ответственности компании;

Ссоц.пак — средняя за период стоимость соцпакета (размер социальных выплат), приходящаяся на одного работника;

Зпл — средняя за период заработная плата одного работника.

Зсоц ,

Ксоц.разв. = ——2 .

где Ксоц.разв. — индекс социального развития компании;

Зсоц — затраты на содержание объектов социальнокультурного досуга и жилищно-бытового назначения;

Ч — численность персонала.

Необходимо отметить, что при оценке уровня социальной эффективности управления, с точки зрения рядовых сотрудников, количественные критерии социальной эффективности носят вспомогательный характер, а основная роль должна отводиться субъективным суждениям.

Для оценки целесообразно проведение опроса персонала по ключевым факторам комфорта, к которым могут быть отнесены: степень удовлетворенности работой; степень удовлетворенности вознаграждением за труд; степень личной безопасности, уверенности в будущем; степень действенности системы мотивации и стимулирования персонала; степень вовлечения сотрудников в процесс управления; уровень конфликтности в коллективе; уровень доброжелательности, взаимовыручки в коллективе; наличие корпоративной этики, культуры, морали; наличие системы социальных льгот и выплат (оплата больничных листов, санаторно-курортного лечения, компенсация горячего питания, выдача специального питания при вредных и особо вредных условиях труда, предоставление беспроцентных кредитов на приобретение жилья, оплата обучения работникам, выплата стипендий обучающимся, материальная помощь и т.д.); освещенность рабочих мест; наличие столовой; возможность получения оперативной квалифицированной медицинской помощи на рабочем месте; наличие санитарно-гигиенических зон на производственных площадях и др.

По каждому из этих аспектов может быть проведено отдельное анкетирование, однако, учитывая трудоёмкость этого процесса в крупных экономических субъектах, на наш взгляд, целесообразно объединить их в одном опросном листе. Примерный перечень требований для оценки социальной удовлетворённости сотрудников приведён в табл. 1.

Обследование проводится выборочно, с последующей экстраполяцией результатов на весь персонал. Соответствие каждому требованию оценивается сотрудниками в долях от единицы. Далее формиру-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

Анкета оценки социальной удовлетворённости сотрудников

Критерии социальной удовлетворённости сотрудников Оценка

Политика менеджмента в отношении персонала фирмы

Заработная плата

Уверенность в будущем, гарантия занятости, стабильность

Дополнительные льготы, социальная политика

Условия работы

Отношения с начальством, стиль руководства

Отношения с сотрудниками

Возможность достижения успеха на работе, признание и одобрение результатов работы

Возможность творческого и личного роста, продвижения по службе

Возможность быть информированным о делах компании, участвовать в принятии решений

Итоговая оценка социальной удовлетворённости персонала Тудовл

ется общая оценка путём суммирования полученных коэффициентов (Уудовл). Введём оценочную шкалу для дифференциации сотрудников по степени удовлетворённости условиями работы на предприятии:

0<Еудовл<6 — в большей мере не удовлетворены условиями предприятия (Чсг);

6<Еудовл<9 — удовлетворены не всеми условиями, не в полной мере (Чс2);

9<£удовл< 10 — в большей мере удовлетворены условиями предприятия (Чс3).

Показатель оценки уровня социальной удовлетворённости персонала опирается на число сотрудников по группам удовлетворённости:

Чс + Чс

Кудовл _ персонала =------2----2---

Чс1 + Чс2 + Чс3

Данный показатель, выраженный в долях от единицы, характеризует уровень удовлетворённости персонала условиями предприятия.

При анализе социальных факторов эффективности управления с позиций субъекта управления целесообразно, в первую очередь, оценить вклад менеджеров в достижение эффективности деятельности компании через показатели, характеризующие обоснованность выплат вознаграждений руководителям. Для этих целей, на наш взгляд, рациональнее всего воспользоваться подходом, предложенным Д. А. Ендовицким [1], при котором рассчитывается коэффициент эффективности топ-менеджмента:

гг 1 1 ЕРЪ Х 1ЧА Х 1(ъ

Кэф.топ мен = —^-------—----—,

IV

где 1ЕРЗ — темп роста показателя «прибыль на акцию»; 1ЧА — темп роста чистых активов;

13 — темп роста рыночной стоимости акций;

IV — темп роста вознаграждений, выплачиваемых топ-менеджменту.

Числитель дроби отражает эффект, который получает собственник в результате действий, осуществляемых топ-менеджментом компании, знаменатель представляет собой величину вознаграждений, получаемых за труд управленческим персоналом. Таким образом, коэффициент отражает обоснованность выплат вознаграждений.

Важным моментом в повышении эффективности управленческой деятельности является совершенствование структуры заработной платы менедж-

мента. Действенность системы стимулирования труда менеджеров характеризуется коэффициентом действенности системы мотивации менеджмента, который определяют путем соотношения величины бонусных выплат, премий, стимулирующих надбавок к общей величине средств на оплату труда управленцев (СОТупр):

Стимул.выпл, премии, бонусы

Кмотив =-----------------;------------

СОТупр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В некоторых успешных компаниях выполнение плана по объему продаж определяет 50 % бонуса менеджерам бизнес-единицы, EBITDA — 30 %, выполнение операционного плана — 10 %. Если значительная часть заработной платы управленческого персонала (оптимальным считается около 50 %) приходится на различные премии, то это обеспечивает заинтересованность каждого сотрудника в конечном результате деятельности компании, в снижение текучести кадров в управлении и повышении эффективности всей системы управления [2, с. 135].

Достижение эффективности управления, проявляющееся в повышении эффективности деятельности организации в целом, во многом зависит от квалификационного уровня менеджмента, а также от психоэмоциональных особенностей поведения конкретных руководителей.

Для оценки сложившегося уровня квалификации менеджмента может быть использован коэффициент квалификации управленческого персонала:

Кквал = 0,4Дупр(обр) +0,3Дупр(стаж) +

+ 0,2Дупр(квал) + 0,1Дупр(совм),

где Кквал — коэффициент уровня квалификации управленческого персонала;

Дупр(обр) — доля сотрудников управления, имеющих высшее и среднее образование, в общей численности;

Дупр(стаж) — доля сотрудников управления, имеющих стаж работы в компании свыше пяти лет, в общей численности;

Дупр(квал) — доля сотрудников управления, повысивших квалификацию в отчетном периоде;

Дупр (совм) — доля сотрудников управления, совмещающих профессии.

При углублении анализа возможно экспертное определение эффективности руководства конкретными менеджерами на основе оценки обладания ими необходимыми компетенциями (психофизические, дело-

Анкета оценки эффективности менеджера

Требования (компетенции) Оценка

Ориентация в проблемах производства и управления, умение решать их

Целенаправленность на ожидаемые результаты, а не на повседневную деятельность

Управление процессом изменений в ходе производства

Видение глобальных проблем фирмы и управления производством

Способность к коммуникации

Деятельность, основанная на доверии к людям, проявление гибкости в руководстве людьми и способность идти на риск

Совершенствование формы и методов своей работы, выявление и устранение недостатков в управлении производством

Стремление к активной деятельности

Проявление в работе рациональности и здравого смысла

Участие при решении проблем, возникающих в ходе управления производством, нахождение путей их решения

Уверенность в себе, активное участие в дискуссиях по вопросам организации и управления производством

Умение обеспечить взаимную поддержку усилий специалистов в сфере производства и управления

Способность реагировать, подходить к проблеме с разных сторон и подчинять себе ситуацию

Способность выдвигать новые идеи и обосновывать их

Гибкость и умение приспосабливаться, изменяться, когда обстановка неожиданно меняется

Суммарное значение степени владения компетенциями Е.комп

вые, профессионально-организаторские способности менеджера, его организационная культура). Примерный перечень требований представлен в табл. 2.

Оценка компетентности менеджеров может проводится как выборочно, так и сплошным методом. Соответствие каждому требованию оценивается экспертно в долях от единицы. Далее формируется общая оценка путём суммирования полученных коэффициентов (Укомп). Введём оценочную шкалу для дифференциации руководителей по уровню компетентности:

0<Екомп<9 — неудовлетворительный уровень компетентности;

9<%комп< 11,25 — удовлетворительный уровень компетентности;

11,25ЕУкомп<13,5 — хороший уровень компетентности;

13,5<Екомп<15 — высокий уровень компетентности.

Показатель оценки уровня компетентности менеджеров опирается на число менеджеров по группам компетентности и рассчитывается по формуле:

Чм4 + Чм5

Ккомпет _ упр =----4----5 ,

Чм

где Ккомпет_упр — коэффициент компетентности менеджеров;

Чм4 — количество менеджеров, обладающих хорошим уровнем компетентности;

Чм5 — количество менеджеров, обладающих высоким уровнем компетентности;

Чм — общее количество менеджеров, квалификация которых оценивалась.

Данный показатель, выраженный в долях от единицы, характеризует уровень компетентности управленческого персонала.

Использование предложенной системы показателей дает возможность учесть социально-психологический аспект управленческой деятельности, который присущ как объекту управления (проявляется в эффективности управления персоналом компании), так и субъекту управления (проявляется в эффективности функционирования административноуправленческого персонала). Комплексность проводимых аналитических процедур поддерживается системой взаимосвязанных формализованных и неформализованных критериев, позволяющих оценить уровень социальной эффективности менеджмента, выявить свойства, особенности и возможности персонала организации, обнаружить скрытые резервы роста эффективности использования трудового потенциала, эффективности управления и эффективности деятельности компании.

Библиографический список

1. Ендовицкий, Д. А. Комплексный экономический анализ деятельности управленческого персонала : науч. изд. / Д. А. Ендовицкий, Н. Н. Беленова. — М. : КНОРУС, 2011. — 192 с.

2. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. для вузов / Д. В. Лысенко. — М. : ИНФРА-М, 2008. - 320 с.

НАРЕЖНЕВА Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». ПОДЪЯПОЛЬСКАЯ Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13.

Статья поступила в редакцию 21.09.2012 г.

© О. В. Нарежнева, И. В. Подъяпольская

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.